Глазунов ревностно относился к константину васильеву. Художник константин васильев

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией. Повязывать платок можно «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски».

Павлопосадский платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Традиция

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» - концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры

«Русский платок» - это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Выражение "опростоволоситься" имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением.

На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала. В старину платок был самым желанным подарком.

Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка был знаком любви, заботы, уважения.

По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало супружеский союз.

Русская красавица в павлопосадском платке

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.


Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.


«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.


Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.


Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

Особенности узоров

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.


Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлово-посадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.


Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

  1. Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.
    Повязать платок традиционным способом очень просто
  2. Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.
  3. Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.
    Павлопосадский платок в виде банданы
  4. Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.
    Оригинальная юбка из павлопосадского платка

Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

Умелое сочетание или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

Интересная информация о павлопосадских платках

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

Матиишена Екатерина, Алюкова Кристина, ученицы 8 класса

Цель работы: определить значение платка для создания имиджа.

Узнать историю возникновения платка;

Узнать, как изготовляют платки;

Выяснить где и как используют платок в современном мире;

Научиться некоторым способам ношения платков.

Научиться некоторым способам изготовления платков;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

У нарядного платка

Есть четыре уголка.

На полянку он похож,

Что здесь только не найдешь -

Птички разные, цветы

Небывалой красоты.

Ну, а в стужу мы готовы

Надевать платок пуховый.

Он согреет даже нос,

И не страшен нам мороз!

Мода на платки, шарфы и палантины, кажется, существовала всегда - во все времена данные предметы женского, да и мужского гардеробов, были нужными и уместными. В некоторых случаях - в качестве вещей исключительно утилитарных и необходимых, иногда как изящные детали, наличие которых продиктовано комфортом или модными тенденциями.

А что же в современном мире может ли платок считаться предметом, который создаёт имидж, помогает сделать внешний вид стильным и эксклюзивным, а при необходимости - изменить его до неузнаваемости?

Цель работы: определить значение платка для создания имиджа.

Задачи:

Узнать историю возникновения платка;

Узнать, как изготовляют платки;

Выяснить где и как используют платок в современном мире;

Научиться некоторым способам ношения платков.

Научиться некоторым способам изготовления платков;

I. История возникновения платка

Платок (или по-старинному - плат) - это четырехугольный лоскут ткани, все стороны которого равны между собой. Платки бывают разные - головные, шейные, носовые.

Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки. В Древнем Риме платки служили для вытирания пота, назывались они судариум и пинтеум. Сморкаться у всех на виду было не принято и считалось дурным тоном. В 3 в. н.э. в обиходе появился платок маппа - им вытирали рот за столом, в него заворачивали остатки пищи.

При византийском дворе платок имели право носить только дамы императорской семьи, поскольку он был символом чести и знатности. Дамы закрепляли эти воздушные платочки на левом плече или локте (приложение1).

В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря (приложение 2). Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной. В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами.

На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.

В средневековой России носовой платок изначально назывался "утиральник", в отличие от "ширинки", то есть обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка.

Во время раннего Ренессанса платки считались жизненно необходимым и функциональным аксессуаром. Платки постепенно стали более украшенными, служа знаками любви четы друг к другу. Каждый уважаемый мужчина носил платок, и по сей день он считается символом благородства и социального ранга.

В эпоху Возрождения платок появляется в качестве приданого невесты. Он имел разные названия и использовался для различных целей: простой, изготовленный из тончайшего полотна, употреблялся для вытирания носа, фаццолетто - был платком декоративным, модным элементом костюма. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние.

При французском дворе в 16 в, имел место платок для вытирания слез, а также платок для сморкания. Эти платки были богато украшены кружевом и вышивками.

Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком,

Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода: его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня. Уже в 18 в. носовой платок стал массовой продукцией.

В 19 в. в обиходе опять появился маленький шелковый декоративный, богато украшенный платочек, которым можно было красиво утереть слезу.

История возникновения платка как головного убора начинается в далеком XIIвеке. На Руси было принято носить убрус - головное полотенце, прообраз современных платков, убрус набрасывали наверх головного убора (приложение 3). Убрус из тончайшего полотна, украшенный жемчугом, использовали по торжественным случаям, таким как бракосочетание. В повседневной жизни женщины покрывали голову платком из ситца. По древнерусскому обычаю платок являлся символом замужества.

С XVIвека на подмосковных мануфактурах делают платки для царского обихода и на продажу, позднее налаживается производство хлопчатобумажных платков. В XIXвеке получают распространение шерстяные платки и шали, их производят мануфактуры Поволжья, в Рязанской и Воронежской областей.

В Европе платки и шали стали популярны после прихода Наполеона в Египет. Наполеон лично привез с собой большое количество восточных платков. Тут же и в Европе и в России входят в моду платки - канатки, большие платки из тонкого шелка, завезенные с востока и украшенные разноцветными полосками из тонкой шерсти, прошитой золотыми или серебряными нитями. В дальнейшем платки и шали становятся обязательной частью гардероба. В Российской Империи очень быстро было налажено их производство.

Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла(приложение 4). Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков - тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного.

В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову. Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм (приложение 5). Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, где впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно (приложение 6).

С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: « манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски (приложение 7).

С 1970-х годов значительная часть платков набивалась другим способом — методом трафаретной печати. При этом способе краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных капроновых или нейлоновых сетчатых шаблонов. Для изделий, напечатанных этим способом в тот период, характерны меньшая детализация узора и более жесткие контуры орнамента. С конца 90-х годов XX в. благодаря накопленному опыту на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок до 23, по своему внешнему виду и качеству значительно превосходящие изделия, печатаемые ранее методом набойки с помощью «цветок» и «манер» (приложение 8).

Таким образом. Мы видим, что павловопосадские платки, какими мы их знаем, стали не сразу и не просто из рулона обычной белой шерстяной или шелковой материи. Огромными усилиями многих заслуженных художников и мастеров появляются на свет эти, воистину, шедевры народного промысла России (приложение9).

Не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло и оренбургские пуховые платки (приложение 10). Уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы - соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки. В1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712-1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам рек Урал и Сакмара, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо.

II. Кто и как носит платки

Принято считать, что платки на голову надевают только женщины. Но на самом деле это не так. Еще у древних египтян и кочевников пустынь Аравии и Северной Африки появился очень простой мужской головной убор - большое белое полотнище, положенное на голову. Два его угла свободно свисали на грудь, два угла - на спину, прикрывая, таким образом, верхнюю часть тела от солнца и песка пустынь.

Чтобы платок не падал, голову обматывали двумя рядами толстой волосяной веревки. Если внимательно рассмотреть известного всему миру древнего египетского Сфинкса, то можно увидеть, что именно таким платком укрыта его.

Плат этот делался, как правило, из легкой ткани белого цвета. Белый цвет хорошо отражает горячие солнечные лучи, и благодаря этому голову не напекает. Цивилизация Древнего Египта давно исчезла. Но до сих пор в арабских странах, которые расположены рядом со Средиземным морем, продолжают надевать этот древний головной убор (приложение 11).

А как же у нас на Руси? С незапамятным времен женщины России носили платки. Это было традицией. Наши предки считали, что через непокрытые распущенные волосы в женщину может вселиться нечистая сила, недаром ведьм изображали с распущенными, непричесанными волосами. Самым большим позором для женщины Древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы. Подтверждение тому находим в рассказах жены удалого купца Калашникова Алены Дмитриевны:

Как из рук его я рванулася

И домой бежать стремглав бросилась,

И остались в руках у разбойника

Мой узорный платок, твой подарочек,

И фата моя бухарская,

Опозорил он, осрамил меня,

Меня честную, непорочную -

И что скажут злые соседушки?

И кому на глаза покажусь теперь?

С этим древним обычаем связано появление в русском языке слова “опростоволоситься”, что значит опозориться.

Головные женские платки… Какие невыдуманные истории могли бы рассказать о тех, чьей собственностью они были, чьи головы они покрывали. Затаенные обиды, скрытые от всех слезы знал только платок - в укромном темном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго, любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков. Вот этот, ещё ни разу не стиранный, дала ей в приданое мать, и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом, другой - после рождения первого ребенка привез ей муж и, стесняясь, неумело сунул в руки, покраснев до корней волос. Были в укладке и платки, которые надевали на сенокос, а иные только на большие праздники - у таких всегда особенно был украшен угол, ниспадающий на спину, - ведь именно он был хорошо виден, когда женщины рядами стояли в церкви (приложение 12).

Обязательным головным убором хантыйской и мансийской женщины был платок. Особенно интересен способ ношения платка как покрывала - с распущенными, незавязанными концами (приложение 3). Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Манера ношения платка женщинами у хантов тесно связана с обычаем избегания. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

III. Как носят платок в современном мире

Заинтересовавшись многовековой историей существования платка и использования его в утилитарных и эстетических целях, мы решили выяснить какое значение имеет платок для людей современного общества. Составив анкету, мы провели опрос людей из ближайшего окружения. Мы опросили 50 человек взрослых (учителей, родителей) и 50 подростков 8-10 классов. Причём из опрошеных 6 человек - были мужчины, 12 человек - мальчики, 44 - женщины и 38 - девушки. Результаты анкетирования (приложение 14) показали, что у большиства людей платок остаётся одним из предметов гардероба. Используют платки по-разному: женщины больше предпочитают платки как для утилитарных,так и для эстетических целей, а мужчины более рациональны и не любят себя украшать платками. Но судя по голосам, отданым за фотографии, такое маленькое дополнение к образу как платок может существенно повлиять на восприятие человека в обществе. Платок — это акцент, который притягивает взгляд.

Этот замечательный аксессуар - платок, и сегодня является модным! Его применяют и в качестве шарфика на шею, иногда завязывают как галстук пионера, заплетают в косы и драпируют красиво завязывая на голове. Существует множество способов завязывания платков, которые помогут девушкам быть неотразимыми (приложение 15).

Молодёжь, большей частью мужчины, чаще использует платок в виде банданы. Бандана - это головной убор, аксессуар в виде косынки, платка большого размера, повязываемого на голову, вокруг шеи и других частей тела. Наиболее популярное применение бандан, косынок: на голову, на шею, на руку.

Изначально банданы имели практическое применение - испанские пастухи, а позже американские ковбои использовали банданы для защиты от пыли, банданы носились на шее и могли быть быстро надеты на лицо, чтобы защитить нос и рот. А в других тёплых странах, банданы носили в жаркую погоду в качестве головного убора.

Бандана, платок, шарф с нанесением логотипа фирмы позволяют оригинально и ярко заявить о себе, становясь неотъемлемой частью при проведении спортивных мероприятий, туристических поездок, промоакций или являясь неотъемлемой частью дрескода многих фирм и организаций (приложение 16). Логотип это оригинальное название организации или изображение ее товарного знака. Поэтому шейные платки давно уже стали составной частью рекламной компании крупных организаций, заказывающих их изготовление при проведении той или иной акции. Шейные платки, декоративные платки для кармана костюма - все эти и другие виды платков могут становятся неотъемлемой частью корпоративного стиля. Владельцам компаний приходится искать все новые и новые способы рекламы и продвижения своего товара и шейный платок как нельзя лучше для этого подходит. Ввиду того, что их себестоимость невелика, а внешний вид, благодаря свой яркости привлекает пристальное внимание потенциальных клиентов, откладывает в их памяти название компании.

И так, платков можно насчитать великое множество. Ими укрывают туловище, используют как головной убор или элемент одежды, носят в карманах, что свидетельствует об аккуратности человека. Шейный платок с логотипом компании - это элегантный способ выделить представителя компании в офисе, в людном общественном месте, на выставке, для презентации.

IV. Как изготовить платок самостоятельно

На шелка легли узоры всей земли:

Небеса, поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой и цветом, и каймой

Ткань соперничает с летом и зимой.

И равнины из сатина напоказ,

Пламя клена и рябины манит глаз.

Если мы платок расстелем на поля,

То еще красивей станет вся земля.

Изготовление платков, сегодня, это целая индустрия, на вооружении которой находятся современные технологии

Платки, как и шарфы, обычно имеют самую простую форму - прямоугольную или квадратную, поэтому для пошива платков не требуется наличие сложных станков. Наиболее сложным технологичным процессом при изготовлении платков является нанесение изображений и надписей на готовые изделия. В настоящее время производители швейной и сувенирной продукции могут предложить следующие виды нанесения рисунка на ткань:

Вышивка или жаккардовое плетение, при которых изображение выполнено нитками;

Сублимация, термоперенос и шелкография - печать рисунка на поверхности ткани.

Наиболее экономичным является метод сублимационной печати, который к тому же позволяет нанести рисунок на всю поверхность платка. При пошиве платков из тонких тканей наиболее оптимальным считается нанесение изображений методом шелкографии, так как в этом случае структура изделия не портится, а внешний вид остается безупречным долгое время.

Но как же изготовить платок самостоятельно? Для начала определим назначение платка и его размер.

Мы изготовим два платка. Один - в виде косынки с логотипом нашей школьной детской организации «Третий мир», а второй нежный элегантный шейный платок, для создания женственного, стильного образа.

Размеры платков будут 70 см х 70см. Теперь разработаем эскизы платков (приложение 17).

Следующий шаг. Необходимо определиться с техникой изготовления и материалом для платков. Нужно не забывать о том, что при выборе цвета платка, нужно так же обращать внимание на цвет волос и кожи это необходимо, для того чтобы подчеркнуть естественную красоту его владельца.

Первый платок с логотипом лучше изготовить из атласной ткани двух цветов: голубого и жёлтого. В качестве моего платка я выберу модель №2, так как здесь лучше будут просматриваться все элементы при ношении его на груди. Я думаю, что для изготовления этого платка лучше подойдёт техника: аппликация. А надпись «Третий мир» я выполню с помощью вышивки, простейшим стебельчатым швом.

Второй платок я попробую выполнить в технике «узелковый батик». Это самый простой, интересный и непредсказуемый способ. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска. Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки). После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать. Наносим произвольно краску. Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной.

Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге. Важно - пока не высохнет - не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить феном.

А ещё сам платок может послужить материалом для изготовления модной и стильной одежды. А имея в гардеробе несколько платков разной величины, вы можете модернизировать их в топы, юбки и даже сарафаны.

V. Заключение.

Каждый человек хочет иметь у себя в гардеробе красивые, стильные вещи. Платки разной величины, окраски и назначения, относятся к небольшой группе вещей, которые предназначены для дополнения наряда и подчеркивания созданного стиля. Они являются неотъемлемой частью гардероба стильных следящих за модой людей.

Подобрать платки не так просто как кажется, каждый человек обладает своей индивидуальностью, и платок сможет ее подчеркнуть.

Красивые платки можно отнести к своеобразным произведениям искусства. Изготовить платок можно и в бытовых, домашних условиях.

Как вы используете платок?

Считаете ли вы, что каждый человек должен иметь свой имидж?

Считаете ли вы, что со вкусом подобранная, такая деталь как платок, может существенно улучшить внешний вид человека?

Хотели бы вы научиться искусству

завязывать платки различными способами?

Хотели бы вы иметь в своём гардеробе платок,

Модель №1

Модель №2 Модель №3

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука. В этой статье мы говорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах. Научим вас повязывать платок «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски».

Повод для гордости

Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове - так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы. И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках. Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают вероятно китайские мануфактуры?

Выбираем платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Для кого?

Павлопосадский платок . Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

Оренбургский платок . Для тех, кто любит тепло укататься перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

Традиции и тенденции

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» - концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры и сезоны

«Русский платок» - это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Выражение "опростоволоситься" имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением. На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.В старину платок был самым желанным подарком. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения.По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.




Top