Графическая методика кактус интерпретация. Кактус» графическая методика М

Психологи применяют разные методики. В основном все исследования проводятся в игровой форме. Но иногда для определения тех или иных характеристик личности достаточно что-то нарисовать. Именно этот прием подразумевает методика «Кактус». М. А. Панфилова - детский психолог, который является автором данного исследования.

Что можно выявить

При проведении данной методики исследуется эмоционально-личностная сфера ребенка. С ее помощью можно определить, подвержен ли малыш агрессии, насколько она интенсивна и на что направлена. Методика «Кактус» применяется психологами в работе с детьми старше трех лет, потому что необходимо, чтобы малыш умел хорошо держать в руках карандаш и рисовать.

Суть методики

Так в чем же заключается графическая методика «Кактус»? Для ее проведения необходимо подготовить на каждого ребенка по одному листу бумаги и карандашу. В идеале исследование проводится наедине с психологом, но при отсутствии такой возможности занятие может быть и групповым.

Итак, всем юным участникам исследования раздают «инструменты». Поскольку называется методика «Кактус», то и нарисовать каждый ребенок должен именно это растение. Причем никаких вопросов взрослому человеку задавать нельзя, подсказок и объяснений быть не должно. Малыш должен изобразить кактус таким, каким он его представляет. Возможно, он и не совсем знает, как тот выглядит, однако именно в этом и заключается суть такого исследования, как методика «Кактус».

Дополнительные вопросы

После того как рисунок будет готов, психолог задает ребенку дополнительные вопросы, чтобы суметь правильно интерпретировать полученные результаты. Это поможет более ясно увидеть всю картину. Итак, какие же вопросы предлагает методика «Кактус»? М. считает, что лучше понять состояние ребенка можно, если спросить у него следующее:

Домашний кактус у него на картинке или дикий?

Можно ли его потрогать? Сильно ли он колючий?

Нравится ли этому кактусу, когда его поливают и удобряют, ухаживают за ним?

Живет ли какое-то другое растение по соседству с кактусом? Если да, то какое?

Каким он будет, когда подрастет? Как изменятся его иголки, отростки, объем?

Интерпретация результатов

Выводы делают и на основе рисунка, и на основе ответов маленького испытуемого. При этом, рассматривая изображение, принимают во внимание и такие детали, как:

Сила нажима на карандаш;

Расположение кактуса на листе;

Размер изображения;

Характеристики линий.

Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе - стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа.

4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения - все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

Выводы

Как видим, методика «Кактус» позволяет на основе всего-навсего одного рисунка сделать конкретные выводы об эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста. Иногда это очень важно, ведь не все дети открыто идут на контакт со взрослыми. Если были получены не слишком радующие результаты, нужно тщательно продумать стратегию дальнейших действий, чтобы не спугнуть маленького человека, а расположить его к себе и постараться ему помочь.

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Суть методики «Кактус»

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

  • отношение к миру;
  • своё место среди окружающих его людей;
  • сформированное мировоззрение;
  • уровень умственного развития;
  • психофизическое состояние.

Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.

Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство - вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Процедура проведения диагностики среди младших школьников

Допускается проведение тестирования в малых группах

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом - все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу. Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение - не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры рисования

Сила нажима и характер линий

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь - это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости.

Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.

Расположение и размер

Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.

Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо - ребёнок ориентирован на будущее, влево - испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.

Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным - можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих - такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение сюжета рисунка

Имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.

Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма тестируемого - крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:


Трактовка ответов на дополнительные вопросы

Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения - показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.

Результаты диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфилова)

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувствоочества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

Рис 3.

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»

(Марина Памфилова. Обруч. 2000. № 5. С. 12-13)

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивности , ее направленность.

Напоминаем, что в диагностике графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение. эксперимент и др.). Совмещение приемов диагностики позволяет заинтересовать испытуемого, настроить его на совместную работу, получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы, подтвердить результаты других тестов.

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность -

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность -

Экстравертность -

Интровертность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения .

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - дикорастущие, пустынные кактусы.


Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.



Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.

После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Внимание! При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Книгу М. Памфиловой Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры» можно приобрести в книжном магазине издательства «Гном и Д Москва, стр. 1. Телефон: (0Книга-почтой).

Агрессивность - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.


Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.


Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.


Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.



Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Цель: оценка состояния эмоциональной сферы человека, наличия агрессивности, ее направления, интенсивности и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция . «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Анкета обратной связи (Г.Л. Бардиер)

Цель.

Инструкция. Пожалуйста, письменно по 10-балльной системе оцените три следующих высказывания о своем участии в выполне­нии данного задания (или тренинга в целом). Ответы желательно пояснить словами:

1. Понял для себя что-то новое:
Балл: ... Пояснение: ...

2. Получил эмоциональный заряд:

Балл: ... Пояснение: ...

3. Появились новые планы:

Балл: ... Пояснение: ...

Анкета обратной связи (Т.Б. Горшечникова)

Цель. Осуществление обратной связи после проведения тренинга.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на приведенные ниже вопросы:

1. Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?

2. Какую цель вы ставили перед собой на первом занятии?

3. Самое яркое впечатление от занятий?

4. Что понравилось в ходе работы группы?

5. Какие навыки эффективного общения вы освоили в ходе за­нятий?

6. Какую информацию о своих личностных особенностях вы получили в группе?

7. Как вы можете определить эффективность тренинга для себя лично? Для группы?

8. Как, по вашему мнению, можно повысить эффективность за­нятий?

9. Атмосферу в группе можно оценить как... Отметьте, пожалуй­ста, балл, наиболее близкий к какому-либо представленному ниже полюсу:

10. С каким цветом у вас ассоциируется атмосфера в груп­пе?

Спасибо!


1. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. / Под ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. – 368 с.

2. Байков, В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / В.И. Байков. – М., 2004. – 141 с.

3. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. / Т.Н. Березина. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

4. Биик, Дж.У. Тренинг преодоления социофобии. / Дж.У. Биик. – М.: Ин-т психотерапии, 2003. – 226 с.

5. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-псих.центр, 1996. – 380 с.

6. Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. / С.Е. Борисова. // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С.52-56.

7. Браун, Р., Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование. / Р. Браун, Дж. Коттлер. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

8. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

9. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

10. Вачков, И. Метафорический тренинг. / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

11. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебн. пос. / И. Вачков.– М.: Ось-89, 2008. – 256 с.

12. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебн. пос. для слушателей системы повышения квалификации работников образования / Н.Ф. Вишнякова. – 2-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 246 с.

13. Высокиньска-Гонсер, Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М.: Медицина, 1990. – С. 160-171.

14. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.

15. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь, 2001. – 346 с.

16. Гертер, Г., Оттл, К. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе. / Г. Гертер., К. Оттл. – М.: Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.

17. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебн. пос. / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

18. Горбушина, О. Психологический тренинг. Секреты проведения. / О. Горбушина. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

19. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. / С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

20. Грецов, А., Бедарева, Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. / Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.

21. Грецов, А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. / А. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

22. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усальцева. – Новосибирск: Совершенство, 1997. – 116 с.

23. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2005. – 256 с.

24. Журавлева, Н.С. Способы подачи обратной связи и ее эффекты в корпоративном тренинге: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Н.С. Журавлева. – М., 2004. – 225 c.

26. Игнатьева, Э.А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения. / Э.А. Игнатьева. // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – C. 81-86.

27. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

28. Камалов, М.Н. Техники переговоров. Тренинги и мастер-классы для индивидуального и группового обучения. / М.Н. Камалов. – СПб.: Феникс, 2009. – 320 с.

29. Касьяник, Е.Л., Макеева, Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.

30. Кипнис, М. Тренинг коммуникации. / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2007. – 128 с.

31. Ковалева, З. Говорящий рисунок. 100 графических тестов. / З. Ковалева. – М.: У-Фактория, 2005. – 304 с.

32. Козлов, Н.И. Групповая работа. Стратегии и методы исследования. / Н.И. Козлов. – М.: Психотерапия, 2008. – 224 с.

33. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 139 с.

34. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. / Т. Ю. Колошина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

35. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия: Учебн. пос. для студ. вузов / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – Минск: Выш. шк., 2003. – 464 с.

36. Коптева, С.И. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания: Учебн.-метод. пос. / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Минск: ФУАинформ, 2002. – 112 с.

37. Коротаева, Е.В. Игровые модули общения: Учебные материалы к тренингу. / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1995. – 31 с.

38. Короткина, Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Т.И. Короткина. – СПб., 2002. – 161 c.

39. Кратохвил, С. Психотерапия супружеских отношений: Монография. / С. Кратохвил. – М.: Медицина, 2008. – 328 с.

40. Кроль, Л.М., Михайлова, Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. – М.: Класс, 2002. – 192 с.

41. Крукович, Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учебн.-метод. пос. / Е.И. Крукович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Европейский гуманитарный ун-т, 2003. – 128 с.

42. Ли, Д. Практика группового тренинга. / Д.Ли. – 3-е изд.– СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

43. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебн. пос. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

44. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

45. Макшанов, С.И. Психология тренинга. / С.И. Макшанов. – СПб., 1997. – 349 с.

46. Морева, Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории. / Н. Морева. // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 110-114.

47. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.

48. Одинцова, М.А. Я – целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. / М.А. Одинцова. – М.: Ин-т психотерапии, 2004. – 208 с.

49. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания. Теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. / И.В. Орлова. – СПб.: Речь, 2006. –128 с.

50. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. / Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 210 с.

51. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практ. пос. для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2001. – 160 с.

52. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг. / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

53. Петухов, В.Э. Когда психологический тренинг становится опасным. / В.Э. Петухов. // Журнал практического психолога. – 2008. – № 4. – С. 66-74.

54. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.

55. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе: Метод.разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. / А.С. Прутченков. – М.: Рос.пед.агенство, 1995. – 140 с.

56. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Совр.слово, 2006. – 928 с.

57. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебн. для студ. вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с.

58. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренига. / В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

59. Романин, А.Н. Основы психотерапии: Учебн. пособ. для студ. вузов / А.Н. Романин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

60. Рубинштейн, Н. Тренинг уверенности за 14 дней. / Н. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО, 2010. – 160 с.

61. Рудестам, К. Групповая психотерапия. / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

62. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. / Ю.В. Саенко. – М.: Речь, 2010. – 224 с.

63. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.

64. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 258 с.

65. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

66. Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник. Игры, тесты, упражнения. / Г.В. Старшенбаум. – М.: Психотерапия, 2008. – 416 с.

67. Стимсон, Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

68. Стишонок, И.В. Сказка в тренинге. / И.В. Стишонок. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

69. Тримаскина, И.В., Тарантин, Д.Б., Матвиенко, С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. / И.В. Тримаскина, Д.Б. Тарантин, С.В. Матвиенко. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.

70. Фопель, К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 160 с.

71. Фопель, К. Групповая сплоченность. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2010. – 336 с.

72. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.

73. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.

74. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.

75. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.

76. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: Учебн. пос. для студ. вузов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2004. – 256 с.

77. Харин, С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Минск: В.П. Ильин, 1998. – 352 с.

78. Хинш, Р., Витман, С. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. / Р. Хинш, С. Витман. – М.: Гуманитарный центр, 2005. – 192 с.

79. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова, М.И. Буйнов. – 2-е изд. – М.: Владос, 1995. – 160 с.

80. Чуричков, А., Снегирев, В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. / А. Чуричков, В. Снегирев. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

81. Шебанова, С.Г. Профилактика и корррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения: дис... канд. псих. наук: 19.00.07 / С.Г. Шебанова. – Херсон, 2000. – 213 с.

83. Шепелева, Л. Программы социально-психологических тренингов. / Л. Шепелева. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

84. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальттерапии: психотерапевтические методики работы с рисунком, лепкой, направленным воображением, танцем и медитацией / Г. Шоттенлоэр. – М., СПб.: Пирожков, Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.


Введение .......................................................................................................... 3

Примерный тематический план .................................................................. 4

Теоретический блок...................................................................................... 7

Психология групп....................................................................................... 7

Основы психологического тренинга........................................................... 8

Подготовка ведущего психологического тренинга................................. 16

Практический блок ..................................................................................... 21

Задания для студентов............................................................................... 21

Примеры ритуалов в тренинге................................................................. 25

Метафора в тренинге................................................................................. 25

Примеры тренинговых упражнений......................................................... 29

Разминочные упражнения..................................................................... 29

Коммуникативные упражнения............................................................. 30

Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения. 35

Упражнения личностного роста............................................................ 38

Упражнения, направленные на развитие способностей....................... 41

Игра в тренинге......................................................................................... 43

Диагностика в тренинге............................................................................. 48

Обратная связь.......................................................................................... 70


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13




Top