Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп. Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Деление на малые группы это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику тренинга. Иногда способ деления сам по себе может быть упражнением: выполнить роль энерджайзере или нести некую содержательность и возможность для обсуждения.

Очень полезно до проведения тренинга продумать разные способы деления участников на малые группы для выполнения разных заданий. Перечислю некоторые вспомнившиеся. Если вы знаете другие способы, добавляйте их в комментариях.

10 способов деления на малые группы

  1. Делимся по счету на “первый-второй”. Здесь все просто.
  2. Делимся по счету на другом языке. Способ №1 можно украсить если деление происходит на каком-нибудь необычном иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.
  3. Деление по какому-то признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Причем он может и не называть принципы по котором он делил группу.
  4. Осенний лес. Однажды уже .
  5. Времена года . Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол встают те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению.
  6. Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти. Ну и т.д.
  7. Жеребьевка . Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой. напишите названия ролей на небольших листочках, положите их в коробку/миску/шляпу и пусть участники тянут роли по-очереди.
  8. Выбор лидера . Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, что-то типа капитанов и начинают по-очереди набирать себе членов команды. Т.е. один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т.д.
  9. Вариация п.7 Первый шаг, как и п.7, вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
  10. Нити . Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на по- ловину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

«Выбери (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызываются 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т. д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?».

Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?». Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать. «Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - 2-х цветов. (Для группы из 15 человек- по 5 листочков каждого цвета и т. д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм... Сейчас заиграет музыка, и мы начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединяться в одну молекулу, а потом несколько молекул- в клетку, клетки- в организм», Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 организма». Участники разделены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятий перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков- это первая команда, а второй цвет- вторая. Упражнения-разминки

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии. Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе проводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно, эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т. д. В этих упражнениях, ведущий, обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников повторять все за ведущим.

Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

«Зоопарк» (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен остаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

«Ураган» (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, зелеными глазами и т. д.). Причем, если участник обладает названными признаками, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, кото- рым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье- нибудь место. Оставшийся без стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой возле ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал. Что означает- «тишина и замри», два сигнала - «выстроится в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры под музыку. Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Счет на 3» (10-15 мин.)

стимулировать работоспособность и сплоченность группы.

Участники встают в круг. Задача - по очереди вслух вести счет. Человек, который называет число, кратное трем или имеющее в своем составе цифру «3», хлопает в ладоши и одновременно подпрыгивает. Он не должен ничего говорить. Группа ведет счет до того момента, пока кто-то из участников не делает ошибку, при этом он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшееся число участников не начинает считаться без ошибок. Группа аплодирует победителям. «Зарядка» (5-10 мин.)

Цель: поднять работоспособность группы.

Водящий выходит из группы. Вся группа встает в круг и выбирает человека, который будет задавать ей движения. Он должен эти движения менять, а группа подстраиваться под него. Когда водящий входит в комнату, его задачей является обнаружение человека, который подает команды. «Разоблаченный» участник становится водящим.

Коммуникативные игры

«Я хочу...» (10 мин.)

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».

«Ты мне нравишься тем...» (20 мин.)

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч од

ному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (несколько качеств).

Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно

сделать в парах.

«Комплимент» (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех лор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому что...» (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем- нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр., его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

«Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга- внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т. д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебрать- ся на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведение игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А так же оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

«Лабиринт» (30 мин.) Цель:

Материалы:

найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих, бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

конец поля начало поля

Задача группы: Условия:

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники, всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

участникам дается 5 мин. на обсуждение страте- гии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сто

рону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

«Постройка моста» (50 мин.)

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группы на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая- остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа- туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т. к. до нее по дороге -105 км; а напрямую-5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т. к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста- половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку - 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины- линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.


Сразу уточню, что сегодня мы не будем говорить о том, кто такие меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики, интроверты и экстраверты, висцеротоники и соматотоники, циклоиды, астеники, шизоиды, истероиды и просто конституционально глупые. Хотя всё это – о нас. И представители всех этих славных групп, несомненно найдутся в любом нашем коллективе.

Примем как данное, что все мы – разные. Говорить же сегодня мы будем о туристской группе, которая представляет из себя нечто большее, нежели простая сумма её членов (принцип эмерджентности, с которым практически каждый сталкивался в своей науке).

Но сперва – несколько общих слов о группах. Что же это такое? Когда по улице идут незнакомые люди мы говорим о массе. Когда мы приходим в столовую или на стадион речь уже пойдёт о толпе и мы можем предположить наличие какой-то общей идеи, объединяющей её (покушать, посмотреть матч и т.д.). Чем же группа отличается от толпы?

Вот одно из определений группы: "Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга” (Дикарс). Другое определение несколько проще: "Группа – это люди объединенные реальными отношениями” (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:

1. Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.

2. Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды. (об этом мы поговорим чуть позже)

3. Обособленность лидеров, влияющих на остальных.

4. Общность целей, деятельности и организации.

5. Наличие у членов группы чувства "мы”, единства группы. (очень важный субъективный фактор)

6. Сплоченность.

7. Определённая локализация в пространстве и времени.

Существует множество классификаций групп (например: открытые и закрытые, первичные и вторичные), но для нас достаточно самой простой, которая выделяет группы формальные и неформальные. Формальная группа – это группа сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель. (пример – ваша учебная группа в классе или институте, ваш производственный коллектив или научная лаборатория). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер.

Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу "под себя” в зависимости от преследуемых им целей. (Пример: Мишка Орлов ("В поход 2 к.с. приглашаются любители стихов и философских бесед”)).

Рассмотрим туристскую группу поближе. Одна из основных черт группы – наличие цели. Казалось бы тут всё очевидно: наша цель – сходить в поход, получить в нём разнообразные впечатления и благополучно из него вернуться. Все наши лекции и тренировки готовят нас к этому. Однако не всё так просто. Спросите человека, особенно уже давно ходящего в горы, зачем он это делает, и вряд ли вы получите вразумительный ответ. Отправляясь в поход, каждый из нас преследует разнообразные цели. Какие например:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

2. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

3. Общение.

4. "За компанию” (особенно типично для первых походов).

5. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

6. Найти супруга/супругу.

7. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

8. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.

Для большинства же тех, кто ходит давно, это становится стилем жизни, внутренней потребностью. Мне очень нравится высказывание Саши Ефимова на эту тему: "В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями этот месяц в горах зачастую равен 11 месяцам в городе”

Таким образом вы видите, что цели могут быть весьма разнообразными и если некоторые из них вполне совместимы (например спортивные и самоутверждение, поиск супруга и общение), то другие – взаимоисключающие (неторопливый отдых и спортивные). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.

Так что постарайтесь ещё до похода определить, чего вы от него хотите и совпадают ли ваши цели с теми, что преобладают в вашей группе. Это – призыв главным образом к тем, кто собирается в походы 3 и 4 к.с., т. к. в первых походах цели, как правило неясны расплывчаты и весьма разнообразны (в основном – просто сходить в поход). Поэтому получить удовольствие от первых походов проще, чем от последующих.

Следующая черта группы – это роли, которые мы исполняем в группах. Что такое роль? Это – то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Наши официальные роли, присущие нам как членам официальной группы – это наши должности. Какие же они могут быть: руководитель, возглавляющий группу и несущий за неё ответственность и инструктор, который имеется только в школьных группах, в спортивных походах, как правило, такой должности нет. Кто есть кто? По крайней мере, как должно быть.

Руководитель (стажер) и инструктор вместе организуют учебные занятия, в походе же непосредственным начальником для участников является именно руководитель, инструктор же выполняет функцию контроля, наблюдая за действиями руководителя и участников, вмешиваясь в них лишь в том случае, если нарушается техника безопасности или допущен какой-нибудь другой серьёзный промах. В этом случае он может взять руководство на себя. Нормальные отношения между руководителем и инструктором, разделение ими полномочий – залог успешного прохождения похода.

Медик – не преувеличу, если скажу, что это вторая после руководителя должность. В определенных ситуациях именно его мнение окажется решающим. Следит за состоянием здоровья участников и руководителя. Завхоз – готовящий раскладку и распределяющий продукты в походе. Также в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы продукты в походе забирались у участников более-менее равномерно. Снаряженец – отвечающий за подготовку снаряжения перед походом и за распределение его по участникам.

Реммастер – собирающий ремнабор и отвечающий за починку снаряжения. Иногда отдельная должность – примусист, который будет отвечать за хорошую работу примусов. Финансист, собирающий деньги и проводящий взаимозачеты. Хронометрист, отмечающий время прохождения тех или иных участков на маршруте. Летописец, создающий летопись похода. Фотограф, в задачи которого входит сделать необходимые для последующего отчета фотографии. Эколог, организующий уборку мусора (сжигание), после ночевки или обеда.

Можно назвать еще несколько должностей, менее традиционных: гитарист, массажист, забойщик (участник, работающий первым на сложных участках маршрута), "publik relation”, замыкающий. Должности могут дублироваться – вдруг кто-то не пойдёт. Хорошо, когда должности есть у всех. Ваша задача – подумать, кем бы вы хотели быть в походе. Это вовсе не значит, что выбрав должность завхоза, вы всегда будете с ней ходить. Полезно бывает "сменить амплуа”, попробовав себя в новом качестве. Это то, что касалось должностей официальных, необходимых для успешной работы группы. Каждый в группе должен чувствовать себя необходимым и работать на благо всего коллектива.

Но кроме этого есть еще роли неофициальные, давайте рассмотрим их:

Прежде всего отмечу, что роли это – сугубо иллюстративные, предназначение их – помочь образно представить ситуацию, облегчить анализ взаимоотношений в группе. Недопустимо публичное применение этих терминов в качестве ярлыков применительно к конкретным людям. Хочу напомнить, что человек и его роль, человек и ваше представление о нем – вовсе не одно и то же. Человек, несомненно всегда шире и многогранней. И когда мы пытаемся, словно в прокрустово ложе, впихнуть человека в тот образ, который мы создали, ничего хорошего не получается. Всё равно что-нибудь торчит, а мы обижаемся: он себя неправильно ведёт. Так что с ролями надо быть очень осторожными. Итак:

Первая и главная – роль лидера группы. Наличие этой роли говорит о том, что перед нами определённо группа. Для успеха путешествия важно, кому достанется эта роль. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Какие бывают лидеры. Авторитарный и демократический. Авторитарный: резко доминирует над всеми членами группы, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом.

Его почитают, им восхищаются, иногда боятся. Нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Всё это возможно в определённых пределах, пока это идёт на пользу группе. Демократический лидер: не выдаёт готовых решений, не подавляет чужую инициативу, делает всех соучастниками решений, терпим к недостаткам товарищей. Обычно группам по душе именно демократический лидер. Однако, бывают ситуации, когда авторитарный метод руководства оказывается более действенным: например, в критической обстановке, когда от решительности руководителя зависят жизнь и здоровье участников, когда нет времени для размышлений и дебатов, может потребоваться полная вера и абсолютное подчинение. Демократический же лидер может не обладать таким высоким личным авторитетом.

Демократическое лидерство наиболее эффективно при высоком уровне развития группы. Так что оптимальный вариант – сочетание обоих типов лидерства в зависимости от конкретных условий. Кроме постоянного лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивуачных работ.

Почти в каждой группе выделяется несколько "энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль "энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.

"Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с "энтузиастом”. Если "старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.

"Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия. И "остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.

Основную массу группы составляют "потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.

В группе могут оказаться так называемые "самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.

В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что "последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Еще одна, очень важная роль – "дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от "самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных.

Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.

В группах могут встречаться и другие роли:

"Мученик” – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от неё.

"Моралист” – который всегда прав.

"Любимчик” – пробуждающий нежные чувства и нуждающийся в защите.

"Агрессор”, "защитник”, "нытик”, "педант”, "спасатель”, "жертва” и т. д. Группа всегда стремиться расширить репертуар ролей.

Одна из важнейших черт группы – наличие у неё внутренней организации, структуры. Но, прежде чем говорить об этом, подумаем, какой должна быть величина группы. Вопрос достаточно сложный.

Принято считать, что оптимальный размер группы 7±2 человека. Известно, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по полу и возрасту. (Чисто мужские и чисто женские группы. Моя точка зрения на них. Мужские: считаю вполне оправданным в походах запредельной сложности, тяжёлых физически. Риторический вопрос к женщинам: "Пойдёте ли в поход, если стартовый вес рюкзака будет около 40 кг?” Женские: образование вполне объяснимо – желание поработать самостоятельно, поскольку нередко в походах смешанным коллективом для женщин нет возможности технической работы, их "зажимают”. Хотя, нередко, всё это лишь слова.

Ни в одном из походов, в которые я ходила, не было ограничений для работы по половому признаку. На первом месте стояло то, насколько быстро и качественно вы можете сделать ту или иную работу. Так что, если вам хочется работать – тренируйтесь, готовьтесь еще в городе…), с другой стороны, считается, что наиболее эффективно работают группы по 12 человек. Группы большей численностью хуже управляются (и существенно медленнее проходят сложные технические участки – пока дождешься, чтобы 15 человек прошли верёвку перил…), а коллективы из 7 – 8 человек наиболее конфликтны, т.к. обычно распадаются на 2 враждующие неформальные подгруппы, при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. В туризме ставятся следующие ограничения в размере групп: минимальные – 4 человека в походах 1 – 4 к.с. (6 – в походах 5 – 6 к.с.), максимальные размеры в спортивных группах определяются к.с. и районом (в "школьных” группах: для НТП 10 – 12 слушателей, для СТП – 8 – 10). Итак, исходные размеры группы определены – в среднем 6 – 12 человек, (это подтверждается и данными психологии, говорящей, что человек может равномерно распределять своё внимание между 6 – 12 человеками, и в тех же пределах возможен эмоциональный контакт с другими людьми). Что же происходит с группой дальше?

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это ассоциация – такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией.

Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за "место под солнцем”. Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной.

Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: "Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак).

Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги. Лучше всего эту стадию отражают слова Омар Хаяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Итак вполне очевидно, что мы должны стремиться именно к превращению группы в коллектив, а также, что задача эта нелёгкая. Поговорим чуть подробнее о внутренней структуре групп. Несколько раз уже промелькнул термин "малая группа”. Что же это такое? Процесс образования малых групп уже несомненно пошёл в ваших группах и это вполне естественно и нормально.

Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (нудисты, преферансисты, курильщики), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты).

Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, совместная сигарета перед сном, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы (Примеры), выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной.

Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной). Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Происходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы "чужим”.

Это – так называемая "отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами, поскольку семья, несомненно, также является "малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: "Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…

Туристские группы создаются на добровольных началах, правила взаимоотношений и нормы поведения определяются не должностным положением, а целями задуманного мероприятия, характером и личными качествами участников. Однако и в таких группах могут возникнуть конфликтные ситуации и дисгармония, что срывает задуманные планы даже в хорошо технически и физически подготовленных группах. Что такое конфликт?

Это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Существует 5 основных типов конфликта: внутриличностный (оставим его рассматривать психоаналитикам, уточню только, что нередко он вызывается несоответствием ролей, которые играет человек), межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный (его оставим на рассмотрение политикам).

Самый распространённый – межличностный, основными причинами которого будет как несходство характеров, так и вполне объективные – борьба за ограниченные ресурсы (будь то место у костра, нехватка еды, внимание того или иного человека или место в иерархии). Конфликт между личностью и группой возникает при несоблюдении члена группы установленных ею правил, норм поведения, к этому же типу относятся конфликты между группой и руководителем.

Межгрупповые конфликты сходны по причинам возникновения с межличностными и сопровождаются следующими проявлениями: деиндивидуализация – члены группы перестают воспринимать других людей как индивидумов, а исключительно как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение, межгрупповое сравнение, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу и одновременно принижают, обесценивают другую группу ("они неумелые, глупые, отсталые и т.д.”), групповая атрибуция, при которой члены группы склонны считать, что за негативные события ответственна именно чужая группа.

Итак, обобщая выше сказанное, выделим причины чаще всего вызывающие конфликты.

1. Авторитарный метод руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт), подмоченный авторитет руководителя (если руководитель не справляется со своими обязанностями, например, заблудился, его авторитет резко падает, поскольку группе всегда необходим лидер, то возникает новый, нередко возникает борьба за власть).

2. Утрата общей цели мероприятия (об этом уже говорили)

3. Образование микрогрупп отрицательной направленности.

4. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы (см. самоопределяющиеся)

5. Нарушение межличностных связей (попросту говоря, когда люди начинают ссориться. Эти конфликты разделяются на 3 большие группы: Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение). Психологическая непереносимость. Сразу уточню: необходимо учитывать специфику гор, в частности особенности акклиматизации и горной болезни. В психике человека происходят определённые изменения, человек становится более обидчивым, раздражительным, неадекватно реагирует на критику, нередко нарушается сон, днём же, напротив, человек "тормозит” (Пример: "кошка” на Эльбрусе) или появляется эйфория (Пример). При общении с людьми нужно это учитывать и делать поправку на объективную ситуацию. Второе замечание по этому поводу. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для многих людей большая часть информации приходит не со словами. Интонация, жест, ваша поза – всё это может привести к тому, что ваше поведение вызовет встречную агрессию, хотя "вы ничего такого не сказали”. Попробуйте, например произнести фразу "пора ставить палатку” с разными интонациями: констатируя факт, заботливо, иронично, зло, сексуально…)

6. Переоценка группой своих возможностей или неверие в собственные силы. И то и другое плохо.

7. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки)

Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:

1. Тщательно отнестись к подбору участников, это обращение скорее к руководителям, но вам так же полезно знать, что при прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, "лидеру досуга”.

2. При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в Москве, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.

3. Конфликтов по поводу питания легко избежать, если облегчить судьбу завхоза и ещё до составления раскладки сказать, что вы не едите такие-то продукты (даже если это не аллергия, а просто вы терпеть не можете, например, манную кашу), особенно внимательными надо быть вегетарианцам, вплоть до составления индивидуальной раскладки. При нынешнем разнообразие продуктов всё это вполне решаемо. Кроме того необходимо хотя бы на один выход сходить с той раскладкой (по крайней мере по количеству), с которой вы пойдёте. Это – единственная возможность понять много это или мало, например, 70 грамм гречки. Спорьте, убеждайте, доказывайте, но до похода. В походе же на все эти разговоры следует наложить табу, даже если вы были абсолютно правы, оставьте свои замечания на послепоходный разбор, всё равно, изменить уже, как правило, ничего нельзя.

4. То же самое с графиком движения, сложностью выбранного маршрута и другими вопросами, связанными с его прохождением. Поинтересуйтесь ими до похода, чтобы хотя бы в общих чертах представлять, что вас там ждёт.

5. То есть общий вывод по этим пунктам весьма тривиален: поход надо тщательно готовить! И относится это не только к руководителю, но и ко всем участникам – чем больше усилий и внимания вы прикладываете при подготовке, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят!

6. В походе же можно "спустить пар”, если устраивать, по мере надобности, разбор дня, давая возможность высказаться недовольным.

Если всё-таки конфликт возник. Как он может протекать?

1. Поступательное, логическое развитие конфликта. Он как бы разыгрывается, делаются поочерёдные ходы. Поступки как правило последовательны. (Споры руководителя с "дезоргом”)

2. Бурное, лавинообразное развитие. Начинается с малосущественных пререканий, стремительно набирает силу, становится неуправляемым. Перенасыщен эмоциями, ответы собеседника практически не осмысляются. Быстро достигает максимума, за которым следует спад. (Руководитель – "самоопределяющийся”).

3. Взрывное развитие. Почти сразу достигает максимума. Иногда происходит после длительного скрытого вызревания, иногда – и без подготовки, если человек отличается вспыльчивым характером.(Реакция последнего на насмешки).

Чем же заканчивается конфликт.

1. Полное разрешение, угасание конфликта. При недоразумении – прояснение позиций, либо победа одного и поражение другого участника.

2. Спад, переход в хроническое состояние.

3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Если обстоятельство, как правило внешнее прерывает его. Спор затихает с желанием возобновить его позже.

4. Мнимый выход из конфликта. Отвлечение от проблемы без её преодоления. (Самообман, совместная выпивка, приступ бурной страсти и т.д. – снимают чувство конфликтной напряженности) Зачастую оборачивается обострением конфликта, т.к. возвращаются к проблеме внезапно, после иллюзии её разрешения.

Как преодолеть конфликт:

1. Попытаться загасить в зародыше.

2. Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным. Арбитру не стоит увлекаться поисками истины или разбором ошибок. Занятие это неблагодарное, поскольку люди в конфликте часто утрачивают чувство объективности. Полезнее предложить нестандартное решение, взять часть вины на себя.

3. Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки)

4. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. По существу сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно объяснять что-либо возбужденному, взволнованному человеку. Это лишь повышает накал эмоций. Дайте ему высказаться не перебивая, единственное – молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Не встречая возражений человек успокаивается и или выключается из конфликта или становится доступным для обсуждения.

5. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.

Всегда ли вреден конфликт? Существует ряд работ, с давней традицией (ещё с Аристотеля), рассматривающих конфликт не как отклонение. А как норму социальных отношений. В чем заключается положительная сторона конфликта:

1. Способствует определенному движению вперед

2. Определённое отрицание старых, отживших отношений приводит к возникновению новых

3. В процессе конфликта изживается внутренняя напряженность, выплёскиваются агрессивные чувства.

4. Создаёт определенный уровень напряженности, нужный для творческой активности

5. Межгрупповые конфликты способствуют росту сплоченности группы, её солидарности.

6. Необходимость решения конфликта приводит к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Однако, принимая во внимание вышесказанное, не стоит забывать, какова цена решения противоречий путём конфликта, а она, как правило, слишком высока.

Поэтому лучшим разрешением существующих проблем будет, видимо не конфликт, а мирный вариант.

Конечно, в данной лекции были затронуты далеко не все проблемы, существующие в туристской группе. Где можно найти информацию на эту тему. Конкретно по поводу туристской группы.




Top