Григорович прохожий краткое содержание. Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фото


Григорович Дмитрий Васильевич
Родился: 31 марта 1822 года.
Умер: 3 января 1900 года.

Биография

Дмитрий Васильевич Григоро́вич (19 марта (31 марта) 1822 - 22 декабря 1899 (3 января 1900)) - русский писатель.

Родился 19 (31) марта 1822 в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.

Его отец был помещиком, отставным гусаром, и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба. Мать - француженка, Сидония де Вармон (Сидония Петровна), дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским. Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко[источник не указан 106 дней].

В 1858-1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты

Первые литературные опыты Григоровича - рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 году он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 года в «Отечественных Записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» - знаменитый «Антон-Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, - говорил Белинский, - в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные».[источник не указан 106 дней] Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья - не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.

Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

Разрыв с «Современником»

В начале 1860-х годов, когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович поддержал с первую группу и покинул журнал. Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича[источник не указан 106 дней]. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893).

Адреса в Санкт-Петербурге

1844-1846 - квартира Ф. М. Достоевского в доходном доме К. Я. Пряничникова - Владимирская улица, 11 (Графский пер., 10). Памятник истории Федерального значения;
1870-1893 - дворовый флигель - Большая Морская улица, 38;
1893 - 22 декабря 1899 года - Мещанская улица, 28, кв. 9.

Значение творчества

Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. В этих произведениях Григорович явился основоположником дворянского народничества в литературе. У него значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 1860-е годах мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший его, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе к Гоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович претендовал, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда он доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Дмитрий Васильевич Григорович (1822 - 1899 гг.) - прозаик, переводчик.

Григорович родился в марте 1822 года, в городе Симбирске. Его отец, небогатый помещик, ушел из жизни, когда Дмитрий был еще ребенком - и потому его воспитанием занималась мама. Француженка по происхождению, она разговаривала исключительно на родном языке, так что все богатство русского языка маленький Дмитрий постигал у дворовых. Основное образование было получено им в частных московских пансионах.

В 1836 году Григорович поступает в Главное инженерное училище города Петербурга, где знакомится с Достоевским - знакомство переходит в дружбу. Однако Дмитрий, осознав, что его не привлекает офицерская карьера, в 1840 году оставляет училище и сдает экзамены в Академию художеств, которую, по прошествии времени, также покидает.

В 1842 году, начав служить в Дирекции императорских театров, Григорович сводит знакомство с литераторами. Спустя три года он активно сотрудничает при альманахе «Физиология Петербурга» с поэтом Некрасовым, публикует очерк «Петербургские шарманщики», который впоследствии высоко оценит Белинский.

Но реальная слава пришла к Дмитрию после написания повести «Антон Горемыка» - данное произведение получило одобрение в кругах критиков и писателей, а также сникало любовь читательской аудитории. С не меньшим интересом творческое общество встретило и последующие опусы Григоровича - «Проселочные дороги» и «Рыбаки».

Однако дальше популярность писателя пошла на спад - «Переселенцы» и «Пахарь» уже не вызвали такого восторга у поклонников Дмитрия, читательская публика ожидала несколько иного. Шедшая в то время борьба между революционными демократами и сторонниками «чистого» искусства не затронула Григоровича - он всячески старался быть как можно дальше от накала страстей.

В конце пятидесятых годов XIX столетия Дмитрий Васильевич, по приглашению Морского министерства, принимает участие в путешествии на военном судне, его впечатления от этой поездке излагаются в путевых заметках «Корабль Ретвизан».

В 1864 году в Обществе поощрения художников освобождается пост секретаря - им становится Григорович, протрудившийся на этом месте без малого двадцать лет. В 1883 году им была возобновлена литературная деятельность, в результате которой на свет появляется повесть «Гуттаперчевый мальчик», которую критики окрестили шедевральным произведением. Примерно тогда же Дмитрий работает над переводами, в частности, блестяще переводит повесть «Этрусская ваза» Проспера Мериме.

Последние годы жизни Григоровича были заполнены работой над «Литературными воспоминаниями», где он постарался максимально точно обрисовать портреты Толстого, Тургенева и других маститых писателей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Григоровича Дмитрия Васильевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Дмитрий Васильевич Григорович - известнейший российский писатель. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. На протяжении многих лет книги Дмитрия Васильевича Григоровича изучаются в школе по обязательной программе. Каждый любитель литературы знаком с произведениями данного автора.

Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать - прекрасной женщиной, имеющей французские корни.

Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.

Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем - Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем - Тарасом Шевченко.

Первые шаги

Первые произведения Дмитрия Васильевича Григоровича были очень слабыми, в сравнении с литературным творчеством того времени. Рассказы, которые печатались в литературных журналах («Собачка», «Театральная карета»), не пользовались популярностью. Несмотря на это, Дмитрий не переставал писать, все больше развивая в себе качества настоящего писателя.

Как раз во время своих первых литературных опытов Григорович знакомится с известным крестьянским поэтом Некрасовым. В это время поэт издавал множество сборников, которые пользовались успехом. Именно в одном из таких изданий появилось произведение, которое вышло из-под пера сразу трех писателей: Некрасова, Достоевского и Григоровича. Повесть получила название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». В этом издании было напечатано и другое произведение Григоровича - «Штука полотна».

Удачное начало

После триумфа «Штуки полотна» Дмитрий Васильевич написал повесть «Петербургские шарманщики». Этим произведением автор обратил на себя внимание уже известного литературного деятеля - Белинского. В это время Дмитрий Григорович печатался в издательстве, для которого критик писал небольшие очерки.

Становление писателя

Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.

Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.

Разрыв с известным журналом

В 1860 году произошел раскол в журнале «Современник»: началось противостояние между писателями, происходящими из дворян, и молодыми приверженцами радикальных установок. Григорович, будучи дворянином, поддерживал первых и ушел из издательства.

Известный публицист того времени Чернышевский очень резко высказался в своей статье о творчестве Ивана Тургенева и Дмитрия Григоровича. Существует даже утверждение, что именно с момента написания этой статьи писатель с презрением относился к Чернышевскому, с которым у него когда-то были довольно теплые отношения.

Дальнейшая деятельность

С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис - людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика - удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Значение творчества писателя

Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем - он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович - это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.

Григорович Дмитрий Васильевич , писатель, родился 19(31).III.1822 г. в Симбирске в дворянской семьи малого достатка.

Отец его, Василий Ильич, скончался в 1830, и воспитанием Дмитрия Васильевича стала целиком заниматься его бабушка - Мария Петровна.

«В кругу русских писателей,- вспоминал впоследствии Григорович,- вряд ли найдется много таких, которым в детстве привелось встретить столько неблагоприятных условий для литературного поприща, сколько их было у меня» (Полное собрание сочинений, том XII, М.- Спб., 1896, с. 209). Ближайшие родственники - мать и бабушка - говорили между собой только по-французски, русских сверстников у Дмитрия Васильевича не было. До 8 лет он, свободно говоривший и читавший по-французски, не брал в руки ни одной русской книжки. Лишь старый отцовский камердинер Николай рассказывал мальчику русские народные сказки, в какой-то мере знакомил будущего писателя с русской деревней.

В декабре 1832 Григорович помещают в московскую гимназию, а через год отдают в петербургский пансион, содержавшийся француженкой Монигетти и наполненный в основном учениками-французами.

С 1835 Дмитрий Васильевич занимается в пансионе Костомарова, созданном для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище, а в 1836 мать записывает его в кадеты этого училища. Григорович тяжело переживает переход из вольной среды пансиона в училище, известное суровой дисциплиной, шагистикой; кроме того, писатель испытывает отвращение к занимавшим почти всю учебную программу техническим наукам. Пребывание в училище лишь частично скрашивала дружба Григорович с Ф. М. Достоевским , литературные беседы с которым во многом повлияли на его формирование художнического мировоззрения. Освободился Григорович от тяготившего его пребывания в училище лишь после напугавшего начальство инцидента, когда кадет Григорович не отдал вовремя на улице честь великому князю.

В 1840 Дмитрий Васильевич, давно уже увлекавшийся живописью и бравший уроки рисования в Строгановском училище (1833), поступает в Академию художеств, одновременно с этим пытает счастья и на театральных подмостках, но, по его собственному определению, «играл ниже всякого описания».

Художник из него также не получился, и Дмитрий Васильевич оставил Академию. Через некоторое время, благодаря случайной встрече с директором императорских театров А. М. Гедеоновым, Григорович стал служить в канцелярии петербургского Большого театра.

Некрасов знакомит Дмитрия Васильевича с литераторами и привлекает его к участию в своих изданиях. Будущий писатель сходится с Тургеневым, Панаевым, Белинским , посещает собрания кружка братьев Бекетовых, в который входили и многие члены тайного общества Петрашевского.

В 1858-59 Григорович принял участие в путешествии на корабле «Ретвизан». Он побывал в Дании, Германии, Франции и Испании. Стоянки в Афинах, Иерусалиме, Палермо были кратковременны.

С конца 50-х гг. Григорович увлекается коллекционированием живописи и художественных предметов и становится одним из виднейших знатоков в этой области. Выступает Дмитрий Васильевич и как художественный критик, освещающий западноевропейское искусство:

«Картины английских живописцев на выставках 1862 года в Лондоне», «Художественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 года».

Григорович Д.В. первым привлек внимание к вопросу внедрения художественности в промышленную практику. Он утверждал, что декоративная и прикладная живопись и скульптура являются не менее важными видами искусства, чем станковая живопись или монументальная скульптура.

С 1864, отойдя от активных занятий литературой, Дмитрий Васильевич занял пост секретаря Общества поощрения художников, приложив немало усилий к расширению выставочной, печатно-издательской и образовательной его работы. По его инициативе при Обществе возник художественный музей, тогда один из лучших в Европе. Большинство экспонатов этого музея составляли образцы изящного промышленного производства.

Благодаря прозорливости и вкусу Григорович молодые Ф. Васильев и И. Репин получили возможность для совершенствования и развития их талантов. Его духовными «крестниками» были Л. Бернштам и В.Максимов. Стараниями Григорович Рисовальная школа Общества увеличила число учеников с 500 до 1100.

В 1893 юбилей пятидесятилетней литературной деятельности Григорович стал общественным событием.

Скончался Григорович Дмитрий Васильевич на семьдесят седьмом году жизни.

Его первой литературной работой был перевод драмы французского писателя Сулье «Eulalie Pontois», под названием «Наследство» опубликованный в журнале «Репертуар и Пантеон» (кн. IX, 1844). Сам писатель характеризовал его как произведение, заполненное «длинными периодами и риторическими трескучими фразами». Однако перевод увидел сцену в сезон 1844/45 в Алекс.андринском театре.

Следующей пробой пера был перевод французского водевиля «Шампанское и опиум» со стихами В. Р. Зотова.

Перевел Григорович и повесть А. Пишо «Плавучий маяк» для предпринятого А. Плюшаром издания «Переводчик, или Сто одна повесть и сорок сороков анекдотов древних, новых и современных; мыслей, правил, суждений, мнений и пр. ...». Язык первых работ Григорович полон мелодраматических фраз, напыщенных восклицаний, преувеличенных ужасов и невероятнейших красивостей.

Первым самостоятельным художественным произведением Дмитрия Васильевича был рассказ «Театральная карета», опубликованный в «Литературной газете» (1844, № 45). История с суфлером Иваном Ивановичем разрешена в его рассказе средствами и приемами гоголевского реалистического письма, язык изобилует каламбурами, в рассказе выделяются комические детали, повествование часто прерывается обращениями автора к читателю

Следующий рассказ - «Собачка» (1845) не выходил за пределы живо переданного анекдота, привлекающего внимание попытками воссоздать мир чиновнических забав и пресность их службы.

Сам писатель считал первые вещи рассказами «крайне детского содержания: вымученными, лишенными всякой наблюдательности» (XII, 262). Григорович еще предстояло «сделаться литератором». Это казалось, пишет он, «чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать» (XII, 262). Подлинной литературной удачей стало для писателя участие в некрасовском сборнике «Физиология Петербурга», для которого он выбрал тему «петербургских шарманщиков». Под таким заголовком и появился в I ч. «Физиологии Петербурга» (1845) очерк Григорович. Детальное знание быта шарманщиков, вынесенное Григорович из многонедельных непосредственных наблюдений, сочеталось в очерке с острой социальной наблюдательностью, характерные детали избранного типа получали художественное выражение, свидетельствовавшее об огромном шаге вперед Григорович - художника. Дмитрий Васильевич не указывает точно на социальные причины забитости и нищенского положения уличных музыкантов, но яркое изображение выносимых ими тягот, резкое противоречие между их интересами и возможностями их осуществления - все это ставило его очерк в ряд обличительных «физиологий» «натуральной шкалы», смело вскрывавших социальные язвы действительности. Работа над очерком потребовала совершенствования языка писателя.

Позже Дмитрий Васильевич расскажет ставший хрестоматийным пример его учебы у Достоевского, указавшего еще до печатания рассказа на некоторую бедность и сухость речи у Григорович «Надо было [вместо «пятак упал к ногам»] сказать,- заметил Достоевский,- пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая». У Григорович в окончательном тексте: «Пятак упал, звеня и прыгая». «Замечание это,- писал Григорович,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественным приемом» (XII, 267-268).

Живое сочувствие Григорович к неимущим труженикам и возросший литературный талант вызвали положительный отклик Белинского: «Петербургские шарманщики» г. Григорович - прелестная и грациозная картинка, нарисованная карандашом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты явлений и передать их с поэтической верностью» (Полн. собр. соч., т. IX, М., 1955, с. 55).

«Физиологическим очерком» стал и помещенный во II ч. «Физиологии Петербурга» рассказ «Лотерейный бал», отличающийся стремлением Григорович разнообразными средствами резко обозначить индивидуальный портрет каждого персонажа.

Новаторством и яркой реалистичностью замысла и исполнения отличалась первая повесть Григорович - «Деревня» (1846). Писатель показал в повести трагические источники бесправного и приниженного положения крепостной женщины, вызванного общественным устройством, при котором прихоть одного человека давит и сушит жизнь, внутреннюю содержательность и душевную красоту подневольного человека. Следствием барского произвола считает Григорович и пассивность, забитость и разъединенность крестьян, равнодушно относящихся к распрям и драмам их крестьянского мира.

Следующее произведение Григорович сделало его знаменитым писателем. В № 11 «Современника» за 1847 он опубликовал повесть «Антон Горемыка». Повесть в первоначальном варианте писатель впервые закончил острейшим социальным эпизодом - сценой бунта крестьян, доведенных до отчаяния насилием управляющего. Однако, чтобы провести повесть через цензуру, Никитенко заменил заключительную главу о бунте другим концом. История обычного мужика, доведенного рядом обстоятельств, от него не зависящих и объясняемых условиями крепостной неволи, до полного разорения и отчаяния, стала в повести Дмитрия Васильевича убедительным обвинением против главного социального зла того времени - крепостного права. Робкий протест против управляющего превратил Антона из зажиточного в самого захудалого мужика на деревне. Такой сюжет повести Григорович есть художественное выражение основного конфликта крепостнической эпохи, при которой беспощадно подавляется всякая попытка к сопротивлению, а подавление, в свою очередь, вызывает отпор. Непримиримость интересов тружеников и крепостников стала художественным фактом в повести Григорович. Успех повести объяснялся и умением Григорович дать ряд сильных символических пейзажных зарисовок, как бы явственно намекающих на неизбежность грозного отпора крепостных масс их вековечным угнетателям. Правда, крестьяне у Дмитрия Васильевича инертны, забиты, разобщены, но объективно из повести можно вывести мысль о закономерности самого резкого проявления недовольства крестьян. Белинский высоко оценил повесть Григорович: «Антон Горемыка» больше, чем повесть: это роман, в котором все верно основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно выходят из самой сущности дела» (Полн. собр. соч., т. X, с. 347). Своей повестью Григорович прокладывал путь многоэпизодному эпическому роману, главным героем которого при самой различной системе действующих лиц будет народ. Большого успеха добился Григорович в психологической характеристике, строя ее не как развернутые «внутренние монологи», а как точное указание на внутренний мотив того или иного поступка действующего лица. Мужики в повести одинаковы по своему социальному положению, но характеры их весьма разнообразны. Язык повести лишен каких-либо грубых подделок под «простонародную» речь, но обогащен народной образностью. Спокойный, эпический тон нейтрального повествователя о мужике сменяется лишь изредка авторской иронией в тех местах, где речь идет о господах.

На общественное значение повести указывал Л. Толстой в письме к Григорович Д.В. по случаю его юбилея: «Вы мне дороги... в особенности по тем незабываемым впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести. Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,- Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика - нашего кормильца и - хочется сказать: нашего учителя - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» (Полн. собр. соч., т. 66, М., 1953, с. 409).

После появления «Антона Горемыки» Григорович становится постоянным сотрудником «Современника», не раз навлекавшим на журнал своими произведениями гнев царской цензуры, считавшей многие вещи писателя «возмутительно опасными». Некоторые произведения этих лет высмеивали фальшивую благотворительность дворянства

«Бобыль»,

«Капельмейстер Сусликов», 1848.

Обличение дворянского «мертводушия», противопоставленного сочувственному изображению силы и красоты народной души, становится лейтмотивом произведений Григорович.

Вначале 50-х гг. появляются повести -

«Неудавшаяся жизнь» (1850),

«Похождения Накатова» (1849),

«Свистулькин».

«Четыре времени года» (1849) Григорович, считал попыткой воспроизведения «опыта простонародной русской идиллии».

Повесть «Прохожий» (1851) отличалась этнографической верностью и наблюдательностью крестьянского быта.

Может быть, именно эти произведения способствовали потеплевшему отношению к Григорович славянофильской критики, резко отрицавшей талант Григорович в «Антоне Горемыке». Однако писатель, после многих колебаний, все же остался верен и «Современнику», и демократическим тенденциям в своем творчестве.

Первый роман - «Проселочные дороги» (1852) - попытка сатирического изображения ничем не выделяющейся массы «мертводушного» дворянства, добровольно и даже небесприбыльно «коснеющего в невежестве». Претензии на мнимую значительность высмеиваются Григорович и едкой иронией, и гневной сатирой, не всегда, впрочем, достигающей подлинной значительности. Подробнейшее рассмотрение быта провинциального дворянства в романе вскрывало всю приземленность и духовную тусклость их существования. Дмитрий Васильевич дает понять в лирических отступлениях и символических пейзажах, что подлинно народную Россию, богатую жизнью и здравой моралью, можно найти лишь на «проселочных дорогах», ведущих в «самое сердце русской земли. Тут только увидите вы настоящее русское поле с его необъятным, манящим простором, о котором, быть может, вы прежде сладко мечтали; тут услышите вы народную речь и русскую песню...» (III, 172). Недостатком романа явилась малая самостоятельность Григорович в выборе объекта изображения и в ощущаемом подражании гоголевским «Мертвым душам». Не удалось Григорович соединить в одном фокусе и многочисленные сюжетные линии, не вполне мотивировано и введение в систему образов многих действующих лиц.

Большего успеха он достиг в «Рыбаках» (1853), где возвращение к теме народной жизни и эпическое ее решение. Вновь вернуло руке писателя твердость и зрелость. Писателя интересуют в его героях черты нерастраченной душевной мощи, положительные качества простолюдинов, их нравственное здоровье и естественная органичность. Фактически писатель пытался представить живые силы русской нации и искал их в народе, а не в кичливом, нравственно опустившемся дворянстве. «Рыбаки» были во многом удачной попыткой создать жизнеутверждающий характер человека из народа, не лишенный, впрочем, некоторой идеализации и преувеличенной патриархальности. Писатель в этом романе склонен подменять также социальную дифференциацию типов нравственно-психологической, деля персонажи из народа на «хищных» и «кротких».

Новым в русской литературе стало и изображение Григорович типов фабрично- заводских рабочих и процесса разрыва общинных связей.

В следующем романе - «Переселенцы» (1855-56) основной конфликт, построен на столкновении помещика и крестьянина, отстаивающих разные интересы в одном деле. Переселение крестьян, затеянное вроде бы и добрым барином, приводит к трагедии из-за эгоистической позиции барина, совершенно не представляющего того, чтобы у крестьян были какие-либо интересы, противостоящие барским. Дмитрий Васильевич считает беспечность и эгоизм помещиков не нравственным пороком, а социальным преступлением, хотя тут же возлагает надежды на возможность разрешения коренных противоречий крепостного строя путем филантропических преобразований и усиления нравственной ответственности помещиков. Напечатав в 1864 повесть «Два генерала», Григорович Д.В. на многие годы отошел от активной литературной деятельности.

Писательскую позицию Григорович отличало следование гоголевскому направлению. В его повестях и романах главенствует критическое изображение явлений с позиций общедемократического идеала. В большинстве случаев решение общественных проблем в произведениях Григорович преобладает над задачами психологических истоков поведения персонажа. Характеру общественной повести и романа, представленным в творчестве писателя, чаще всего сопутствует очерковая манера, ясно выраженный этнографический элемент. Особое место Григорович в развитии русского реализма определяется его удачными попытками поставить человека из народа в центр повествования, не вычленяя его из народной среды, а также показать жизнеутверждающую силу его характера. Последними произведениями Григорович Д.В., вызвавшими широкое признание его неоскудевающего таланта, были рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (1883), «Литературные воспоминания» (1887-92).

Рассказ - маленький шедевр, отличающийся особенной человеческой теплотой, меткой и разносторонней наблюдательностью и классической отточенностью литературной формы.

«Литературные воспоминания» (1887-92) Григорович, хотя и написаны с явным желанием избежать резко определенных оценок идейной борьбы 40-60-х гг., все же содержат ценнейший материал по истории русской литературы и журналистики.

Интересно, что В. И. Ленин процитировал для характеристики слуг царизма в статье «Внутреннее обозрение. Голод» (Полн. собр. соч., т. 5, с. 3.13) заглавие одной из последних повестей Григорович - «Акробаты благотворительности».




Top