Художественная культура в культурологии. Введение

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

одна из специализированных сфер культуры, функционально ре-шающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением Х.к. традиционно занимались филосо-фия и эстетика (как раздел философии) , истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматрива-лась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож." ракурсах по-знания. Осн. акцент делался преимущественно на ана-лизе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусст-ва, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее цело-стное представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысле-ния сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функци-ональные, коммуникативные и пр.) , так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого мате-риальному. Существ, сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры, интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. образа как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позво-лило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ, мере художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным иссле-дованиям признаков и параметров Х.к. Со своей сторо-ны серьезный вклад в объективизацию подходов к изу-чению Х.к. внесла антропология, рассматривавшая воп-росы генезиса и социальных функций худож. деятель-ности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появи-лись также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.) , существенно расширив-шие ракурс понимания этого феномена в его социаль-но-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включа-ет в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так и группового) ; его организа-ционной инфраструктуры (творч. ассоциации и органи-зации по размещению заказов и реализации худож. продукции) ; его материальной инфраструктуры (произ-водств. и демонстрационные площадки) ; худож. образо-вания и повышения квалификации (включая практику творч. конкурсов) ; организованной рефлексии процес-сов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и прес-са, разл. области научного искусствознания) ; эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств сти-мулирования интереса населения к искусству) ; рестав-рации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции ути-литарного предназначения) ; художественно-творч. са-модеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка.

Содержат, ядро Х.к. - искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуля-ции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий) , порождения и селекции специфич. ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич. имитации наблюда-емых или представляемых объектов, процессов, колли-зий,ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведе-ния (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами) , имеющих в конечном счете дидактич. предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.

Фактически искусство проектирует мир вообража-емых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации) , выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые акту-ализируются в данном произведении. При этом подни-маемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. пере-живание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом приме-ре, вызывают в нем стремление к подражанию полю-бившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам) . В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд. познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целос-тном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленны-ми акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к со-циальной деструкции и разобщению людей) .

Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит, мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формиро-ванием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощае-мых в худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные зада-чи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами со-циализации и инкультурации личности, введения ее в ак-туальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценно-стей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на осно-ве придуманных образов и жизненных коллизий. Это ве-дет к существ, расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общ-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздей-ствия на сознание людей, отличающихся наиболее массо-вым распространением (в системы массового образова-ния, средств массовой информации, в инструментарий полит, агитации и пропаганды и т.п.) . И в-третьих, важ-нейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоратив-ном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожден-ных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой мате-риального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное твор-чество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства.

И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходи-мо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творче-ство и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к. как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобра-зит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.) , из разного рода этикетных церемоний и способов обу-чения молодежи практич. навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия) . Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имита-ционно-игровых формах поведения или изобразит, фик-саций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож. деятельность являлась преимущественно отраслью, "обслуживавшей" религ. , полит., образоват. и иные соци-альные функции, выделившись в самостоят, сферу дея-тельности лишь к началу Нового времени. Даже эпоха ан-тичности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени.

Искусство же как особый тип деятельности, отличаю-щейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и вы-раженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведе-нием, родилось преимущественно из ремесла в эпоху ста-новления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С на-чалом социального расслоения об-ва, с появлением кате-гории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повы-шенным качеством, красотой и иными уникальными ха-рактеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с ха-рактерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремес-ленной, декоративно-прикладной деятельности с практи-кой собственно худож. длился на протяжении многих ве-ков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ре-месла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется ис-кусством в совр. понимании этого слова.

Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительно-сти, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа"" (в т.ч. худож. модой) , выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. об-разов, основанными на исторически сложившихся тра-дициях (академизм) , воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, форму-лирующей его осн. эстетич. категории, и т.п.

Х.к. - одна из наиболее динамичных в изменчиво-сти своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон. , полит, и иных условий жизни сооб-ва и связан-ных с ними колебаний "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную худож. продукцию. Будучи од-ним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно оста-ется и одной из наиболее традиц. сфер культуры в воп-росах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеч. бы-тия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и соци-альных интересов людей и вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выра-жается в искусстве в такого же рода устойчивости боль-шого числа "типовых" фабульных коллизий, "кочую-щих" сюжетов, "вечных" образов и тем.

Как и иные специализир. области культуры, Х.к. соци-ально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ. , аристократич. (элитарной) , детской (для детей) , военной (для военных) , тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект, и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя.

Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно инди-вид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные про-блемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегча-лась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. под-собные функции) , то в течение Нового и новейшего вре-мени Х.к. постепенно превратилась в развитую индуст-рию изготовления худож. продукции, обеспечение и реа-лизацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне явля-ющейся одним из наиболее наукоемких производств.

Следует заметить, что Х.к. при любых типах об-ществ. устройства всегда существовала преимуществен-но по законам свободного рынка, развиваясь в услови-ях жесткой творч. конкуренции и "продавая" свою про-дукцию, как правило, по ценам, регулируемым объек-тивным уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит, идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений худож-ника и власти всегда была высокоактуальной в культу-рах многих народов и порождала феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и домини-рующими обществ, предпочтениями.

Совр. Х.к. постиндустр. стран одна из наиболее раз-витых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольк-лорного искусства (или, точнее, перемещения практи-ки непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явле-ния с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обуслов-ленных жанров к иерархии уровней коммерч. рента-бельности тех или иных худож. феноменов (как "высо-кого", так и "низкого" жанров) . Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с фор-мированием нац. Х.к. - явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсут-ствием выраженных границ социальной стратифициро-ванное(tm) субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конеч-ном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ, роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистан-ционная трансляция электронными СМИ.

В целом, хотя в культурной жизни постиндустриаль-ных стран в последние десятилетия наблюдается опережа-ющее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рен-табельной с т. зр. потребит, спроса,"классич." направле-ния Х.к. остаются вполне актуальной областью культур-ной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в пол-ном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе "клас-сич." жанров Х.к. представляются малообоснованными.

Лит.: Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

А.Я. Флиер

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Художественная культура

☼ одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением Х.к. традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож." ракурсах познания. Осн. акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусства, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функциональные, коммуникативные и пр.), так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого материальному. Существ. сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры (см. Семиотика , Культурная семантика), интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. Образ а как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ. мере художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным исследованиям признаков и параметров Х.к. Со своей стороны серьезный вклад в объективизацию подходов к изучению Х.к. внесла Антропология , рассматривавшая вопросы генезиса и социальных функций худож. деятельности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появились также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.), существенно расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включает в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так и группового); его организационной инфраструктуры (творч. ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож. продукции); его материальной инфраструктуры (производств. и демонстрационные площадки); худож. образования и повышения квалификации (включая практику творч. конкурсов); организованной рефлексии процессов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и пресса, разл. области научного искусствознания); эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения); художественно-творч. самодеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка.

Содержат. ядро Х.к. – искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич. ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич. имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич. предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.

Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые актуализируются в данном произведении. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом примере, вызывают в нем стремление к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам). В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд. познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целостном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленными акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к социальной деструкции и разобщению людей).

Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит. мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий. Это ведет к существ. расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни об-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой информации, в инструментарий полит. агитации и пропаганды и т.п.). И в-третьих, важнейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоративном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства.

И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходимо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к. как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобразит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.), из разного рода этикетных церемоний и способов обучения молодежи практич. навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия). Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имитационно-игровых формах поведения или изобразит. фиксаций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож. деятельность являлась преимущественно отраслью, "обслуживавшей" религ., полит., образоват. и иные социальные функции, выделившись в самостоят. сферу деятельности лишь к началу Нового времени. Даже эпоха античности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени.

Искусство же как особый тип деятельности, отличающейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и выраженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведением, родилось преимущественно из ремесла в эпоху становления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С началом социального расслоения об-ва, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремесленной, декоративно-прикладной деятельности с практикой собственно худож. длился на протяжении многих веков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ремесла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется искусством в совр. понимании этого слова.

Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительности, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа" (в т.ч. худож. модой), выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. образов, основанными на исторически сложившихся традициях (академизм), воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, формулирующей его осн. эстетич. категории, и т.п.

Х.к. – одна из наиболее динамичных в изменчивости своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон., полит. и иных условий жизни сооб-ва и связанных с ними колебаний "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную худож. продукцию. Будучи одним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно остается и одной из наиболее традиц. сфер культуры в вопросах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеч. бытия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и социальных интересов людей и вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выражается в искусстве в такого же рода устойчивости большого числа "типовых" фабульных коллизий, "кочующих" сюжетов, "вечных" образов и тем.

Как и иные специализир. области культуры, Х.к. социально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ., аристократич. (элитарной), детской (для детей), военной (для военных), тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект. и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя.

Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно индивид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные проблемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегчалась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. подсобные функции), то в течение Нового и новейшего времени Х.к. постепенно превратилась в развитую индустрию изготовления худож. продукции, обеспечение и реализацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне являющейся одним из наиболее наукоемких производств.

Следует заметить, что Х.к. при любых типах обществ. устройства всегда существовала преимущественно по законам свободного рынка, развиваясь в условиях жесткой творч. конкуренции и "продавая" свою продукцию, как правило, по ценам, регулируемым объективным уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит. идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений художника и власти всегда была высокоактуальной в культурах многих народов и порождала феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и доминирующими обществ. предпочтениями.

Совр. Х.к. постиндустр. стран – одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольклорного искусства (или, точнее, перемещения практики непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явления с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обусловленных жанров к иерархии уровней коммерч. рентабельности тех или иных худож. феноменов (как "высокого", так и "низкого" жанров). Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с формированием нац. Х.к. – явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсутствием выраженных границ социальной стратифицированности субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конечном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ. роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистанционная трансляция электронными СМИ.

В целом, хотя в культурной жизни постиндустриальных стран в последние десятилетия наблюдается опережающее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рентабельной с т. зр. потребит. спроса, "классич." направления Х.к. остаются вполне актуальной областью культурной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в полном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе "классич." жанров Х.к. представляются малообоснованными.

Лит. : Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. - (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

- ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

Современная энциклопедия

Культура - (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от лат. cultura возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Большой Энциклопедический словарь

Исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.… … Исторический словарь

Ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. 2.… … Энциклопедический словарь


Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.

Введение………………………………………………………………………...3

    Что такое культура? ......................................................................................4

    Художественная культура………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………...……12

Введение

Культура – это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь её собственно духовную сторону – во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура – это также процесс и результат духовного производства, что и делает её существенной частью совокупного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распределение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Что такое культура?

Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - в первоначальном понимании - обработ-ка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способ-ностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.

В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура - это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разноо6разии определений культуры можно выделить то, что объеди-няет большинство из них: понимание культуры как сис-темы вне биологических механизмов (норм, приемов и т. п.), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.

Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не ме-нее трехсот определений культуры. Причина в том что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.

Культура, как и всякий процесс, происходящий в че-ловеческом обществе, может существовать только в не-прерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Тра-диционная сторона заключается в уже накопленных пре-дыдущими поколениями человечества и устоявшихся пра-вилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в ос-нове культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.

Человек, используя уже накопленные культурные цен-ности, может анализировать их, выделять существенные стороны, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого про-цесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое созна-ние духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества проис-ходит рождение новых черт культуры, а накопление дос-таточно больших изменений приводит к появлению но-вой культуры и нового идеала человека.

Субъект культуры - человек, который сохраняет, тво-рит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, кото-рая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.

Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, фор-мирования человека как общественного существа. Накоп-ленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, со-зданные человеком, в отличие от природных вещей и яв-лений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и матери-альные ценности предыдущих поколений, способен раз-вивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем са-мым стабильность общества, повышая его культуру. Об-щество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существо-вание. Накопленные ценности способствуют более глубо-кому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании че-ловека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое глав-ное и обращать в свое внутреннее сознание.

При этом следует различать материальную и духовную культуру не противопоставляя, их друг другу. Это разде-ление кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и ду-ховное в их единстве. В материальной культуре заключе-но формирующее ее духовное начало, поскольку она все-гда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной куль-туры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.

Художественная культура.

Именно с художественной культурой зачастую связывают представление о собственно культурной сфере деятельности. И хотя такое понимание все же недопустимо, так как сильно сужает эту сферу, существуют серьезные причины, способствующие этому представ-лению. В результате длительных дискуссий по поводу того, что же такое собственно художественная культура, обозначаемая также и категорией «искусство», выяснилась невозможность свести ее к какой-либо одной функции. Она явно шире, чем «выражение пре-красного», чем «познание реального мира», чем «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника», чем «средство общения людей» или чем «проявление творческого и игрового начала». Все эти функции действительно присущи худо-жественной культуре, а это означает, что она также отличается тем качеством, которое мы обозначили как полифункциональность в применении к культуре вообще.

Мы не вдаемся в данном случае в то жанровое разнообразие, которое присуще каждому виду искусств (виды литературы, му-зыки, хореографии, живописи, архитектуры и т.д.), в структурное построение того или иного искусства (источник формирования, принципы отбора и фиксации, обучения исполнителей, институ-циональной поддержки и т.д.). Все эти стороны искусства подлежат рассмотрению в гуманитарной теории искусства или его раз-новидностей. Задача социальной культурологии в данной теме состоит в том, чтобы раскрыть функции искусства или его разно-видностей в социальной регуляции.

Как подчеркивает известный российский культуролог М.С. Каган, которому мы обязаны фундаментальными трудами по тео-рии художественной культуры, эта форма деятельности сопряга-ет в себе и познавательную, и оценочную, и обозначивающую, и коммуникативную функции. Она отражает реальность и одно-временно творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, служит воображаемым дополнением, продол-жением, а иногда и заменой реальной жизни 1 .

Достижение таких целей оказывается возможным благодаря тому, что искусство использует огромный комплекс образных средств выразительности, т.е. знаков. В мире художественных средств человек тоже «как бы живет», но дополнительной, искус-ственно - и искусно - сотворенной жизнью. В отличие от рели-гии эта сотворенность принадлежит не Богу или космическому Закону, а художнику, мастеру, деятелю культуры, которые в ос-тальном также являются членами общества и с которыми другие люди могут иметь тот или иной контакт.

Создавая мир «вторичной реальности», искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально орга-низованного, продуманного и оцененного с точки зрения подлинных смыслов и ценностей. Поэтому в структуре духовных от-ношений оно осуществляет важные функции формирования ха-рактера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества. Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и ос-тальные средства социальной регуляции - и мифология, и рели-гия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. И даже в военном деле, как известно, необходимы художествен-ные средства - символика, музыка и военная литература - для поддержания «духа войска».

Тема «Искусство и общество» или, иначе, «Художник и обще- ство» на протяжении веков была сюжетом самых ожесточенных идейных споров. Может ли общество через какие-то свои институты определять содержание искусства и принципы его институционального устроения? Зависит ли художник от общества? Какой строй оказывается более благоприятным для расцвета культуры и для тою, чтобы великие мастера получали возможность жить и творить?

Сопоставление нередко проводится между художественно культурой демократической Англии XVII-XVIII вв. и художественными достижениями абсолютистских монархий остальной Европы -папского Рима или мелких деспотических княжеств в Гер мании того же периода. И сравнение оказывается не в пользу первой. Искусство великих восточных цивилизаций большей час-тью проявляло себя в полной степени в периоды правления авторитарных властителей, добивавшихся создания сильных государств Нельзя не увидеть в этом факте свидетельства значительной независимости искусства от политической сферы, его обусловлен-ность общей духовной динамикой.

Сами художники, как известно, нередко провозглашали свою безусловную независимость от общества в любом его проявлении. В этом можно убедиться, например, из мемуаров знаменитого итальянского мастера Б. Челлини, настаивавшего, что не только творчество, но и сама жизнь художника не подчиняются какому-либо закону. Более соразмерную формулу мы находим у Пушкина, который постоянно подчеркивал различие между обы-денной жизнью художника, в которую он может быть погружен, как и остальные «ничтожные дети мира», и состояниями твор-ческого вдохновения, в которых он подвержен зову «божествен-ного глагола» и не подвержен суду «черни».

Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Яркое подтверждение этой мысли мы найдем и в творчестве и судьбе не-малого числа выдающихся деятелей культуры советского периода. Их личная неустроенность, тяжелые условия существования, репрессии и угроза гибели не останавливали творческого порыва, пробивавшегося «из-под глыб».

В художественной жизни Западной Европы на протяжении всего XIX и начала XX в. появление новых стилей в искусстве и литературе зачастую сопровождалось общественными скандала-ми, бурным негодованием со стороны части публики и влиятель-ной критики, отторжением со стороны уже признанных художественных академий. «Отказники» вынуждены были искать другие пути демонстрации своих произведений. Лишь постепенно уст-ранялись барьеры для нового искусства и новой литературы. Пол-ную свободу творчеству открывал только рынок, однако ценой жесткого подчинения всего комплекса духовного производства коммерческим принципам. Место художественных академий и кюри заняли дилеры и меценаты.

Тем не менее в последние десятилетия в структуре художест-ве иной жизни развитых стран Запада произошли радикальные сдвиги, Уже в начале века возникает «авангард», принципиально противостоящий самой идее признания обществом, настаиваю-щий на своем вызове всему социально санкционированному. Многие манифесты этого разнородного направления открыто провозглашали идею противостояния обществу. Недолгое сопротив-ление было сломлено новой критикой, носившей характер апологии антиобщественного искусства. В дальнейшем, особенно после второй мировой войны, авангард становится официально признанным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консерва-тивными правительствами. Резко меняют свои позиции издатель-ства, художественные выставки и музеи.

Заключение

XIX век – это особый период в развитии России. Прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошёл новый подъем русской национальной культуры. В стране были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыку и театра, ставшие достоянием всего человечества. Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы. Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, “всеобщей переоценки ценностей” , по выражению М. В. Нестерова.

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы “Что такое культура? Кого мы можем назвать культурным человеком?”

2.1. Работа с понятийным словарем темы

Мировая художественная культура – что стоит за каждым словом? –

А) Высказывание своего мнения учащимися

Б) Работа со словарями Даля, Ожегова на нахождение толкования этих слов (учащимся можно распечатать страницу из словаря, на которой есть эти слова, тем самым облегчив поиск до страницы или на отдельном листе дать уже выбранные толкования понятий – это будет зависеть от тех детей, которые придут на урок))

Составление словаря МХК – какие понятия мы могли бы отнести к МХК? – запись слов на доске со слов учащихся (учитель их распределяет на доске таким образом, чтобы виды искусства размещались отдельно, памятники искусства отдельно и т.д.)

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из визуального ряда.

Работа в группах. Класс делится на несколько рабочих групп по 4-5 человек, которым предлагается задание:

Рассмотрите иллюстративный ряд, помещенный в конверт, и разбейте иллюстрации на группы.

Выявите главные черты, на основании которых вы разбили иллюстрации.

Сколько групп у Вас получилось? Как Вы их назовете?

Учащимся для рассмотрения предлагается раздаточный материал с иллюстрациями картин (см. приложение № 1 )

  1. Сиднейский оперный театр
  2. Храм Покрова пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного)
  3. Великая Китайская стена
  4. Эйфелева башня
  5. Стоунхендж
  6. Тадж-Махал
  7. Нотр-Дам де Пари
  8. Брюллов К.П. Последний день Помпеи
  9. Айвазовский И. Девятый вал
  10. Икона Спас нерукотворный
  11. Серов В. Девочка с персиками
  12. Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
  13. Шишкин И.И. Рожь
  14. Голова Нефертити
  15. Э.М.Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник)
  16. Маркос Памятник Минину и Пожарскому
  17. Микеланджело Буонаротти Давид
  18. Скульптура Христа Искупителя на горе Корковадо
  19. З.Церетели Композиция на Манежной площади

IV. Развитие умений аргументированного высказывания.

После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. В ходе обсуждения уточняются произведения, вошедшие в каждую из групп на основании художественно-выразительных средств:

Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий и сооружений. В основе лежит художественная организация пространства.

Живопись - вид изобразительного искусства, образ в котором создаётся на поверхности холста, доски, стены и других поверхностях с помощью красок. Язык живописи – цвет. В основе лежит художественная организация плоскости.

Скульптура – изобразительное искусство, говорящее языком пластики, объёма. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф. В основе лежит художественная организация объема.

V. Характеристика видов искусства и Аналитическая работа учащихся над выявлением общих характеристик различных видов искусства.

Помимо трех основных видов искусства выделяются еще 9 видов (их могут называть учащиеся, поясняя в чем заключается этот вид искусства, в чем его отличительные черты):

графика - вид изобразительного искусства, к которому относятся рисунок и основанные на нём печатные художественные произведения (гравюра, литография и т.п.). Графика говорит языком линии, штриха, пятна.

литература – в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

музыка – Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – звуки, организованные с помощью мелодии, интонации, ритма, тембра, гармонии.

танец – это древнейшее из искусств, ритмичные движения под музыку, передача эмоций посредством своего тела.

В истории древнего мира все важные события в жизни человека были выражены в танцах: рождение, исцеление, брачные церемонии, праздники урожая. Техника танца - это уровень мастерства владения собственным телом в выполнении основных движений под музыку. В большинстве танцев есть базовые движения, которые имеют критерии выполнения в отличии от танцевальной импровизации.

театр – Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора.

кино – Кинематограф появился тогда, когда в нём возникла потребность. Это дитя века техники – и музу кино иногда называют Технэ. Кино по своей природе искусство синтетическое. В кинообраз как его составные органические элементы входят и литература, и живопись, и театр.

дизайн (ДПИ) - искусство, творящее красоту, окружающую нас в быту.

цирк – вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

фотография - Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:

Подводя итоги, мы говорим о том, что Мировая художественная культура – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью.

Мировую культуру можно определить как совокупность достижений человечества в материальной и духовной сфере – совокупность плодов усилий по пересозданию, пересотворению им мира.

Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Существуют 12 видов искусства, которые имеют свои особенности выражения и художественной организации.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.

Цитата : Многообразие видов искусства даёт возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими слабыми и сильными сторонами в сравнении с другими видами искусств.

Домашнее задание.

  • Найти и записать 5 цитат об искусстве, Мировой художественной культуре, высказанных известными людьми.
  • Найти и наклеить на альбомный лист иллюстрации соответствующие различным видам искусства (сделать картотеку)
Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

11.1. Особенности художественной культуры

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Искусство обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественную критику и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» .

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы в художественную культуру включают три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распространение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.

Взаимодействие этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторический характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависят возможность формирования творческой личности; востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом; соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению искусства.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.

Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностей, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собирания и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.

Таким образом, художественная культура стала представлять совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

Так, для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и способность к творчеству могут реализоваться: это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своей деятельностью свое существование, т. е. создание системы приобретения художественных произведений, оплаты труда художника и т. д.

Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зрителей. Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к появлению разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок, салонов, концертов, постановке спектаклей и т. д. Вначале эта деятельность была достаточно хаотична, но со временем обретала определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Художественные музеи – это просветительские, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются произведения искусства. Библиотеки – собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточием накопленной человечеством информации. Именно поэтому библиотеки – важнейший фактор культуры, а их состояние, по определению Д. С. Лихачева, – символ состояния нации.

Вполне естественно, что как организация, так и функционирование всех этих учреждений зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений, которые сложились и господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства, от личной культуры власть имущих.

История развития художественной культуры изобилует коллизиями, когда творцы, пытающиеся сохранить свою творческую индивидуальность, создавать произведения, соответствующие их миропониманию, приходят в противоречие с требованиями, предъявляемыми государством. Заказчики, обладающие возможностью приобретения художественных произведений, будь то государство или индивид, считают себя вправе определять художественную ценность искусства, а художник часто вынужден считаться с их взглядами и вкусами, поскольку иных способов реализации своих произведений он не имеет. Меценатов, доверяющих чутью и таланту творца и по достоинству оценивающих его творчество, по свидетельству истории, немного. Использование искусства как пропагандистского средства для утверждения и упрочения определенных господствующих в обществе идеологических воззрений приводит к искажению гуманистической сущности искусства, сужению его общекультурного значения. В итоге человечество много теряет из-за невозможности художника полностью реализовать свой творческий потенциал, выразить свое видение мира.

Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентации.

Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости от того, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути – уважение и любовь или пренебрежение, во многом зависит будущее отношение к искусству: появится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоятельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направлений культурной политики государства.

Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознание его особенностей, своеобразия каждого его вида.

В процессе развития искусства возникает потребность в глубоком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве – искусствознания.

Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности его развития, природу художественного творчества, функции искусства, его место и роль в духовной и общественной жизни.

Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют науки, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве как об объекте.

И искусствознание в целом, и частные науки об искусстве включают в себя три дисциплины: теорию искусства, историю искусства и художественную критику.

Науки о конкретных видах искусства влияют друг на друга. Каждая из них опирается на опыт других искусств и различные области искусствознания.

Так, исследуя творчество Ф.М. Достоевского, крупнейший литературовед и культуролог М.М. Бахтин использует категории и понятия музыкознания. В анализе поэтики Достоевского он применяет термины «полифония», «многоголосие» и др. .

А выдающийся кинорежиссер и теоретик кино СМ. Эйзенштейн для исследования поэзии А.С. Пушкина обращается к понятию «киномонтаж», а для характеристики творчества кинорежиссера прибегает к музыкальному понятию «контрапункт».

Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусства не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом .

Соответственно и науки, их изучающие, раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и искусства в целом. Теория одного вида искусства исследует одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.

В то же время необходимо отметить, что искусствознание как общая теория искусства не может быть сведено к сумме наук о конкретных видах искусства. Его содержание значительно глубже и шире.

В настоящее время идет глубокое исследование искусствознания как общей теории искусства. При всем том, что изучение искусства началось очень давно, некоторые ученые вполне обоснованно полагают, что теория искусства еще не сформировалась и наука находится только на подступах к ее созданию .

Особое место в структуре искусствознания занимает художественная критика. Критика (от греч. kritike – разбирать, судить) – это вид литературного творчества, состоящий в истолковании, объяснении и оценке художественных произведений. Определение художественной критики дал А.С. Пушкин. «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана: 1) на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, 2) на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» .

Исследуя и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу наук о конкретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.

Художественная критика активно влияет как на творцов, так и на потребителей искусства. Тех и других, хотя и по-разному, она ориентирует в художественном процессе, помогая определить место каждого нового художественного произведения в нем, тенденции развития искусства, ценностные ориентации. Опираясь на теоретические основы философии и эстетики, художественная критика обладает возможностью глубокого осмысления не только искусства, но и самой жизни и происходящих в ней процессов.

Роль художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды неодинакова. В нашей стране, где искусство оказывалось почти единственной формой общественного сознания, в которой хоть в какой-то мере могли проявляться самостоятельная мысль, неофициальные воззрения, отличающиеся от устанавливаемых и навязываемых взглядов, художественная критика становилась общественной трибуной.

В середине XIX века литературная критика стала главным выразителем демократических идей общества. В статьях В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева не только глубоко анализировалось творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, ИА. Гончарова и других писателей, но и осмысливались общественные процессы. Через взгляд на литературу литературные критики оценивали и рассматривали саму жизнь и предлагали возможные с их точки зрения пути решения социальных конфликтов.

Такой же была литературно-художественная критика в советское время. Лучшие ее представители, такие, как И.А. Дедков, В.Я. Лакшин и некоторые другие, становились выразителями прогрессивных идей своего времени.

Сейчас, когда можно писать обо всем и оценивать художественные произведения с разных точек зрения, когда голоса критиков, ставящих проблемы общественного значения, почти не слышны, заговорили об отсутствии художественной критики и даже о ненужности ее. С этим нельзя согласиться.

Литературно-художественная критика существует. Есть яркие, мыслящие критики, оценивающие искусство нелицеприятно, дающие объективный анализ литературно-художественного процесса. В условиях, когда нарастает поток низкопробных произведений, когда Интернет захлебывается от писаний графоманов и все это вместе снижает художественный и нравственный уровень культуры и приучает людей к такому искусству, задача художественной критики – сохранить критерии оценки художественных произведений, сформированные и апробированные всей историей мировой художественной культуры, и тем самым остановить процесс девальвации искусства, вновь обрести общественное звучание.

Процесс художественного творчества протекает в обществе, и на него влияют, а во многом и определяют его те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в данном обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Но общество, а тем более государство пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во многих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют культурную политику, делают государственные заказы и тем самым направляют творчество художников в нужное для данного государства русло. Они же организуют системы специальных учебных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.

Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выставок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объединение происходит на основе общности творческих принципов.

Так, в XIX веке в России композиторы входили в творческое содружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с целью содействовать развитию театрального дела.

После революции 1917 года у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художников и др.

В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творческие союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусства: союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство искусством.

С распадом СССР творческие союзы утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной поддержки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-творческого единения деятелей искусства, что особенно важно для художников, писателей, композиторов и др., творчество которых носит индивидуальный характер.

Как видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Итак, художественная культура включает в себя: производство художественных ценностей; сами художественные ценности – произведения искусства; их распространение, воспроизведение, репродуцирование; потребление; искусствознание и науки о конкретных видах искусства; художественную критику; художественное образование; институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей – музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др.; творческие объединения и организации.

Из книги Основы дзэн-буддизма автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же

Из книги История культуры автора Дорохова М А

55. Особенности современной культуры С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

13.1. Существенные особенности современной культуры

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

14.2. Особенности формирования политической культуры Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.Политическая культура

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век

Из книги Культурогенез и культурное наследие автора Коллектив авторов

РадченкоА.Н. Использование Интернет-технологий на уроках мировой художественной культуры Культурологические знания являются основой образования, ибо культура понимается как внебиологически созданный мир человека, как целостно-всесторонний способ «очеловечивания»

Из книги Дагестанские святыни. Книга первая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Особенности английской культуры: определение В начале книги я поставила перед собой задачу выявить «характерные черты английской самобытности», пристально наблюдая за поведением англичан, определяя скрытые правила, регулирующие поведенческие модели, и затем

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Особенности суфийской культуры Характерно, что суфийское движение во многих своих ответвлениях не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Т. Н. Невская. Особенности развития рок-культуры как субкультуры Понятие «субкультуры» стало применяться в науке во второй половине XX века в рамках классовой теории конфликтов, созданной мыслителями Р. Дарендорфом и М. Брейком. Особенности культурной деятельности были

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

Ценностные ориентации публики ГРМ в сфере художественной культуры Внутренним, личностным контекстом опыта в изобразительном искусстве является художественный и общекультурный опыт. С целью выявления особенностей этого опыта мы просили посетителей оценить свой

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

§ 4. Социальная идентификация в поле художественной культуры С социологической точки зрения художественная культура является социальным пространством, в котором солидаризация или социальная идентификация осуществляется на основе художественных ценностей.

Из книги автора

2.2. Особенности первобытной культуры Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления




Top