Идейно художественный анализ а зори здесь тихие. Анализ «А зори здесь тихие» Васильев

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.


Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Одним из таких писателей является Борис Львович Васильев.

В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Б.Л.Васильев начал печатать свои произведения в 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков -- это не столько героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный тяжёлый и кровавый труд, жизненно необходимый, и от того, как его будет выполнять каждый на своём месте, и зависела победа.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне - это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит через повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Целью данной работы становиться определить художественное своеобразие произведения Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…». Для ее достижение необходимо решение следующих задач:

Изучить литературу, относящуюся к данной теме;

Выявить средства, с помощью которых создаются образы;

Выявить жанровые особенности произведения.

Изучаемая тема актуальна по причине необходимого отношения к данной проблематике. Проявляется читательский интерес подобному роду литературы. Важно понимания значимости данной темы как литературной единицы в общекультурном процессе. Новизна данной работы обусловливается не достаточным исследованием творчества Б.Л.Васильева. Объектом работы является повесть «А зори здесь тихие…». Предметом работы станет художественное своеобразие повести.

1. Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

2. Художественное своеобразие повести

По жанровому определению «А зори здесь тихи…» - повесть. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Жизнь главного героя мы узнаём из его собственных воспоминаний, которые ему навели «думы» после прибытия в его распоряжение молодых зенитчиц. Автор описывает жизнь Васкова немногословно, указывая лишь определённые жизненные события. Федот Ефграфович рано лишился отца. Вынужден был идти работать, окончив только 4 класса школы. Несмотря на все тяготы «устоял». Женился, ушел воевать в финской. Васков считал свою жизнь спокойной, здесь на 171-м разъезде. Но всё изменилось с новым прибытием: «покойно жилось старшине Васкову. Почти до сего дня спокойно. А теперь… Вздохнул старшина.»(148). Встретив в своей жизни молодых зенитчиц, наблюдая за ними и понимая, что их место не на войне, Федот Ефграфович стал более сентиментальным. Лишь однажды Васкову вспомнилось что-то нежное, доброе и счастливое из детства. Точнее приснилось. И это было связано с образом матери «а казалось, что лежит на печи…и маманю увидел: шуструю, маленькую, что много уж лет спала урывками, кусочками какими-то, будто воруя их у крестьянской своей жизни»(176)

В своей повести Борис Львович часто использует употребление противительных союзов «а» и «но». Даже название повести начинается с «а». Это даёт нам понять, что в произведении речь пойдёт о том, что противоречит тихим летним зорям. «А зори здесь тихие-тихие…» повторяются в тексте неоднократно. Так начинается 3 глава, в которой описывается ночное возвращение Риты. Именно в эту ночь она увидела диверсантов, что и послужило поводом похода группы в распоряжении Васкова. В следующий раз мы можем видеть это сочетание в период ночёвки героев в лесу «ввечеру сырой тут, а зори тихие, и поэтому слышно аж за пять вёрст»(178). По этой фразе мы можем судить всю напряжённость, нагнетающую атмосферу. Мы понимаем, что не далёк фатальный исход событий. Заканчивается повесть словами из письма студента «А зори здесь тихие-тихие, только сейчас и разглядел…»(246). Из них мы понимаем, как среди такого спокойствия могли воевать. Как это противоестественно нарушать гармонию, созданной самой природой жестокими и варварскими деяниями.

Есть, что-то противительное и в судьбах каждой из героинь. До войны все они мечтали, жили, любили…но наступила война. И они, совершенно разные, волею судьбы оказались здесь на 171-м разъезде. С другой стороны, употребление союза «а» даёт нам возможность детально рассмотреть судьбы героев. Автор, мастерски используя этот приём, за минимально возможный отрывок текста показывает внутренние переживания персонажей. Особенно ярко это видно в сцене после купания девушек перед диверсантами на примере Женьки Комельковой: «Женька потянула его руку, он сел рядом и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами, и ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть.»(193)

В то же время Б.Васильев использует «а» как частицу, с помощью которой усиливается трагизм и осознание неизбежности. Автор, используя эту несамостоятельную часть речи, искусственно нагнетает какую-либо ситуацию, акцентируя на ней внимание читателя. Так, например, описывается довоенная жизнь Риты Осяниной «Рита была не из бойких…Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом…А потом школьные затейники организовали игру…А потом был общий фант…А потом стояли у окна. А потом…Да, потом он пошел её провожать.»(148) Здесь нам как бы автор показывает планомерное обыденное течение довоенной жизни Риты, а вместе с ней и многих других, похожих на неё девушек. И становится понятно, что вот таким девушкам пришлось столкнуться со страшной реальностью войны. «А тот берег молчал.»(192), «а время шло…»(218), «а подмога всё не шла и не шла»(221) - так автор передаёт мучительные и долгие ожидания развязки этой истории, надежды героев на спасение.

Особую роль в системе художественной выразительности Б.Л.Васильев отдаёт портрету своих героев. Портрет - описание внешности персонажа, играющее определённую роль в его характеристике; одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Девушек он описывает глазами старшины Васкова, закоренелого вояки, который всю жизнь прожил «по уставу». Мы понимаем как нежно и трогательно и сам автор относится к зенитчицам. Из раздумий Васкова нам видно, что девушки не готовы воевать, они не созданы для войны, так как «сапоги на тонком чулке»(162) и « портянки намотаны словно шарфики»(162), а отправлялась эта «гвардия»(162): « винтовки чуть по земле не волочатся»(162). Особое место автор отводит такой портретной черте, как глаза, употребляет разнообразные эпитеты. Глаза отображают внутренний мир героя, его духовность и определяют характер. Так у Комельковой с одной стороны «глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца»(151), а с другой - «опасные глазищи, как омуты»(177), «неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица»(177). Если в первое определение принадлежит девушкам при знакомстве с Женей ещё до приезда на 171-й разъезд, то два другие являются примечаниями Васкова в момент опасности. Автор показывает как глаза одного и того же человека меняются в разные периоды жизни. Видно, как молодая девушка становится женщиной, а потом в минуту опасности представляет собой смертоносное оружие. И этому находится подтверждение, когда она расправляется с немцем, убившим Соню Гурвич «а тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена»(212). Так же по глазам можно судить о Евгении, как о натуре отчаянной, открытой душой и неувядающей духом. Всю семью расстреляли у неё на глазах. Женька осталась жива благодаря одной эстонки, которая её спрятала. Но, несмотря на все жизненные перипетии, Евгения Комелькова всегда оставалась общительной и озорной.

Интересен образ Гали Четвертак «и глаза печальные, как у тёлушки: любого обвиноватят»(179). Она выросла в детском доме, но сознавать это не хотела. Галя постоянно жила в придуманном ей мире, постоянно находилась в мечтах, остальные девочки поддерживали её, не разоблачая подругу во лжи. Лишь однажды Рита резко сказала, что они знают про Галю всю правду. Это было в момент похорон Сони, а Галя «заплакала. Горько, обиженно - словно игрушку у ребёнка сломали…»(215). Б. Васильев показывает, каким ещё ребёнком наивным и чутким была Галя Четвертак. Как она хотела быть счастливой, иметь свой дом и родных ей людей. Жизнь на фронте она видела какой-то романтичной и интересной, именно поэтому она туда так стремилась. Но маленькую Галю не сразу взяли на фронт, она не отчаивалась и решительно шла к своей цели. Но попав на 171-й разъезд, в этот поход, увидев первые смерти, она осознаёт эту реальность и не хочет её принимать «она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая»(222).

Автор активно использует в своей прозе всевозможные средства выразительности. Одной из них является художественная деталь (фр. detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. Так в повести для раскрытия характеров героев Васильев использует костюм. Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. «Жил затянутая ремнём. На самую последнюю дырочку затянутая». Так автор пишет о Рите Осяниной. И сразу представляется человек, который строг к себе и окружающим. Так оно и оказывается. Рита, потеряв мужа, ушла на фронт, чтобы мстить «а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно»(150). В ней чувствуется эмоциональная сдержанность, она даже злится, когда другие веселятся, потому как считает подруг «зелёными»(150), которые ничего ещё не видели в жизни.

Совсем другой характер у Евгении Комельковой. Женька всегда находится в радушном настроении, она открыта всем душой и весьма оптимистична. «Красивое бельё было Женькиной слабостью. Молодое, лёгкое, кокетливое…»

По описанию Сони Гурвич сразу понимается, что она скромна, застенчива, выросла в семье интеллигентов « носила платья, перешитые из платьев сестёр. Длинные и тяжёлые, как кольчуги…Недолго, правда, носила: всего год. А потом форму одела. И сапоги на два размера больше»(206). Этим автор показывает, что Соня совсем не готова воевать. Это подчеркивается тем, как её воспринимает Васков. Его отношение к Сони читается в строках: «Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

В своей повести Б. Васильев, описывая героинь, показывает своё трепетное к ним отношение, уважение и жалеет каждую из них. Совсем другое отношение автора к образу врага. Здесь он не многословен. Враг у Васильева безличен, а значит и бездушен, всего лишь «серо-зелёные фигуры»(183), «…себя спасает, шкура фашистская. Плевать ему на умирающего, на приказ, на друзей… Да, не героем фриц оказался, когда смерть в глаза заглянула. Совсем не героем…»(233). Совсем по-другому описывается состояние во время боя девушек, которые не боялись умереть «бьют - значит живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..»(237). Все эти слова пропитаны чувством гордости и любви автора, как и к своим героям, так и к родине. Читая эти строки, представляешь, как много нужно иметь внутренних сил, чтобы, превозмогая страх перед смертью, защищать себя и ближних.

«За соснячком лежал мшистый, весь в валунах пологий берег Легонтова озера. Бор начинался, отступя от него, на взгорке, и к нему вёл корявый березняк да редкие хороводы ёлок»(203). Так видел Васков место, где были диверсанты, где суждено погибнуть девушкам-зенитчицам. Туман «помогал»(227) прятаться вечерами героям от диверсантов, в то время, как и «ввечеру сырой тут, а зори тихие, и поэтому слышно аж за пять вёрст»(178). Надоедливые комары, которые постоянно досаждали Васкову в засаде «жрали комары, пили кровушку, а он даже моргнуть боялся»(232). Описание природы усиливает эмоциональный накал, как героев, так и читателя. Живо представляется картина весеннего холодного леса. Особенно яркая характеристика болота, когда погибает Лиза Бричкина: «Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом».

Автор использует элементы сентиментализма. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Пейзаж в произведениях получает эмоциональную характеристику - это не просто бесстрастный фон, на котором развёртываются события, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованный им, воспринятый не умом, не глазами, а сердцем.

Заключение

Работая в традициях русской военной прозы, Васильев обогатил тематику новыми сюжетными коллизиями, впервые введя своих героев-фронтовиков в рамки времени исторического, показал диалектическое единство Времени и Пространства, расширяя, таким образом, рамки проблематики. Автор едва ли не первым, используя элементы сентиментализма и романтизма в литературе конца XX века, добивается эффекта катарсиса, когда, очищаясь слезами, негодуя во многом от неожиданной смерти героя, истово скорбя о нем, читатель в конечном итоге приходит к мысли, что добро неуничтожимо, а хороших людей все же большинство.

Временное пространство васильевской прозы часто организует причинно-следственную и психологическую связь событий, образуя сложное их переплетение. Писатель целенаправленно выражает неразрывность цепи временных пластов в судьбе человека, взаимоотношения макро- и микромиров, показывает и объясняет как личность во времени, так и время в ней. Через художественное "автобиографическое пространство" автор фиксирует стремительность и глубину происходящих событий, диалектику чувств, внутренних переживаний героев, их духовно-нравственное прозрение. Авторское время -- действенная форма выражения внутренней концепции и художественно-эстетической позиции.

Б.Л.Васильев с помощью многообразия художественных средств, через созданную им систему образов в своей повести «А зори здесь тихие…» показал влияние на человеческую судьбу трагизма войны. Бесчеловечность и противоестественность подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней «положил ведь я вас, всех пятерых положил...»(242). Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы»(241).

Каждая из этих девушек « могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом»(214). В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.

Б.Л. Васильев, вспоминая первые свои годы на фронте, рассказал в интервью газете «Мир новостей»: «Утром нас разбудил оглушительный грохот, горел город…мы кинулись к лесу, из девяти ребят добежало четверо…начали бомбить и расстреливать людей. Я увидел картину, которая продолжает меня мучить в кошмарных снах и сегодня: женщины и дети, прижатые к земле, роющие её руками, пытающиеся спрятаться…». Разве не в этих словах отражается отношение писателя-фронтовика, да и просто человека ко всей чудовищной сущности войны? Надо знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которые смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» была переведена на 26 языков мира, что свидетельствует о высоком читательском интересе. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в сердцах и литературе.

Список использованной литературы

1. Васильев Б. А зори здесь тихие…-М.: Эксмо, 2011.

3. Б.Васильев. Чтобы помнили //Мир новостей, 2003.- 14(1005)

4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

5. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998

6. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983

7. Гуральник 3. Поэтика военной прозы Б. Васильева в историко-литературном контексте 60--70 годов. --Диссертация. --Л.,1990. -- С. 19.

8. Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.

9. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы.-М.: Просвещение, 1978.

10. Малый академический словарь. -- М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957--1984

11. Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нравственная проблема формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие". История жизни и гибели пяти девушек-зенитчиц; колорит и гамма чувств персонажей, их вклад в приближение Победы.

    сочинение , добавлен 06.10.2012

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Борис Львович Васильев - советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Кадры из к/ф "А зори здесь тихие…". Экранизация повести. Книги, написанные Б.Л. Васильевым.

    презентация , добавлен 09.04.2012

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера "Роман с Европой". Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера "пражского" периода.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2016

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Биографии Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева. Место проиведений в творчестве писателей. История содания романа и повести. Место действия. Прототипы героев. Новаторство писателей и дань классике. Женские образы в романе и повести. Взаимоотношения героев.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Жанровое и языковое своеобразие повести "Митина любовь". Место лирического начала в произведении, его лирико-философское начало и проблематика. Концепция любви у И.А. Бунина. Характеристика образов главных героев повести, проявления декадентского начала.

Ве-ликая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толс-той определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Си-монов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Ста-линграда», В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие.

Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин — не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское ли-цо», отразив в заглавии основную мысль: убийства против-ны женской сущности, главному назначению женщины на земле — дарить жизнь.

Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Ва-сильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведе-ния — пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушка-ми, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно ду-мает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое пра-во оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять дев-чонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за пору-шенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил чело-веческого общежития ставит самих фашистов вне всяче-ских законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общече-ловеческое значение.

Трагичен образ старшины, стремившегося спасти своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Вас-кова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» Материал с сайта

Символичность финала повести (Васков выполняет обе-щание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти.

Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята ки-тайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память — это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг пав-ших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопро-лития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Цели урока:

  • Продолжать учить ребят писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть особенности произведения, выражать своё отношение к прочитанному; выбирать форму и стиль своего отзыва и в соответствии с этим средства языка; озаглавливать отзыв, отражая в заглавии основную мысль своей работы.
  • Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
  • Воспитывать в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою страну, победившую не только силой оружия, но и силой нравственного духа фашистскую Германию.

Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.

Предварительная работа:

  • учащиеся должны самостоятельно прочитать повесть Б. Васильева;
  • за неделю до урока им предлагаются вопросы, над которыми они должны подумать при самостоятельном прочтении повести:

Вопросы для самостоятельного чтения повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нем события?
  3. Как вы понимаете название повести?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц и что их объединяет?
  6. Как на протяжении повести меняется характер старшины Васкова?
  7. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  8. Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?
  9. Кому адресована повесть Б. Васильева? (обратитесь к эпилогу)
  10. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы.

  • даются индивидуальные задания (выучить наизусть отрывки из повести о гибели девушек-зенитчиц, подготовить рассказ о каждой девушке и старшине Васкове).

Оформление урока : портрет писателя, презентация, запись песни на ст. Р. Гамзатова «Журавли», фрагменты кинофильма, консультация «Как работать над отзывом».

Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем или кинофильмом. Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на разных людей разное впечатление. Это рождает споры, и они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Мы с вами можем своё мнение о прочитанном произведении выразить в форме отзыва.
– И сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию отзыва по самостоятельно прочитанной вами повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Если вам что-то понравится или покажется необходимым для дальнейшей работы, не забудьте делать себе записи в тетради.

– Прежде чем перейти к обсуждению прочитанного давайте вспомним, что такое отзыв . Поможет вам вспомнить консультация «Как работать над отзывом» (Приложение 2 ).

  • Автор, название книги, жанр произведения.
  • Время и место действия.
  • Главные действующие лица
  • Краткое содержание

– Посмотрите на опорные слова , которые помогут вам при пересказе

– Что же является главным в отзыве?

– Сначала послушаем небольшое сообщение о писателе.

(Приложение 1 .Слайд 10 – рассказ ученика)

(Приложение 1 .Слайд 11 со всеми вопросами на дом)

– Мне бы хотелось услышать, какие тезисы вы записали при самостоятельном чтении, а в конце урока ещё раз обратимся к ним.

(Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы).

– Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят изображённые в нем события?

Приложение 1 .Слайд 12 (Время действия повести – май 1942 года.
Место – неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это девушки, а командует ими старшина Васков. Преследуя вражеских диверсантов, пять девушек во главе с Васковым вступают в неравный бой.
Одна за другой перед нами появляются судьбы замечательных, непохожих друг на друга девушек – одна за другой трагически обрываются, оставляя в наших сердцах боль и тоску от невосполнимости этих утрат.
Эти девушки мечтали о большой любви, о нежности, семейном тепле. У каждой была своя, особая судьба. Но на их долю выпала жестокая война. И они до конца исполнили свой долг…)

– Как вы понимаете название повести ?

Приложение 1 .Слайд 13(«А зори здесь тихие…» – название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов. Оно является полной противоположностью реальностям войны и событиям самой повести.
Сотнями тысяч жизней таких вот девчонок и мальчишек было заплачено за наши «тихие зори»).

– Кто из героев особенно понравился ? Почему?
В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Опрос индивидуального задания по образам девушек)

Приложение 1 .Слайды 14-15 (Неповторимостью наделены все пять героинь повести.
У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.
Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга.
Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность.
А особинка Гали Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии.
У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам.
У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа.
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт».
У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске.
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».
У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.)

– Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?

Приложение 1 .Слайд 16 (Конечно, те исключительные обстоятельства, в которых оказались Васков и девушки, неизбежно сближают людей. Но есть в их судьбах и та подчёркнутая Б. Васильевым общность, перед которой отступает разность воспитания, образования, то единство отношения к жизни, людям, войне, которое не требует определений и доказательств и которое иначе не назовёшь, как народным сознанием, преданностью и любовью к Родине).

– Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова ?

Приложение 1 .Слайд 17 (По складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный похвалы за свою добросовестность и смешной в своей педантичности.
Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова. Преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. Сроднившись с девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его опыту.

Приложение 1 .Слайд 18 В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Единый подвиг – защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
Каждый на своём участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву).

Приложение 1 .Слайд 19 Повесть отличается чёткостью композиции, простотой формы.

Группа Васкова, её бойцы, их бой изображены в повести в естественном переплетении героического и будничного, смешного и возвышенного, радости и горя. Это настоящие живые люди с их натуральными чувствами и невыдуманным поведением.
Более того, быт в повести одухотворён и лирически окрашен. Это человечность и мир, противопоставленные всему бесчеловечному, и прежде всего войне с её жестокостью и жертвами.
Повесть отличается чёткостью композиции, простотой формы.
Язык повести прост, доступен и понятен.

3. – Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

(Заслушивание чтецов , которые наизусть зачитывают сцены гибели каждой девушки)

– Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?
(Выслушивание ответов учеников и просмотр слайдов)

Приложение 1 .Слайды 20, 21 По-разному гибнут девушки, но нас потрясает гибель каждой из них.
Пусть не все девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой лишь «местного значения», но повествование перешло за тот рубеж, где всё уже мерится самой простой и высокой меркой: жизнь одна и смерть одна, где все они – подлинные героини войны.
Когда старшина Васков подводит горестные итоги, он нерасторжимо соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.
Автор вместе со своим героем Федотом Васковым размышляет о несовместимости с войной женщины, «в которой самой природой ненависть к убийству заложена», о необозримости утраты, которую несёт жизнь с гибелью женщины, будущей матери: «А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
Приложение 1 .Слайд 22 Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины.

– Кому адресованаповесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»?

Приложение 1 .Слайды 23-26 Работа с эпилогом: чтение и вывод.

Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Б. Майоров

– Скоро у нас очередная годовщина победы в ВОв, но мы и сейчас не должны забывать о том великом подвиге, который ежедневно совершали люди на фронте и в тылу, защищая свою Родину. И это нам, потомкам, умирая, они завещали беречь свою Родину.
Над какими вопросами заставила задуматься?
(Девушки военных лет… Как много они сделали! Многие наши современники обязаны им жизнью. Где черпали они своё мужество и отвагу, выдержку и выносливость, неистребимую доброту сердца и ласку в огненном водовороте войны?)

– Вернёмся ещё раз к вашим домашним записям (тезисам). Изменилось ли в чем-то ваше мнение?

– Дома вы должны будете написать сочинение-отзыв на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Мне бы хотелось, чтобы вы в нем искренне и от души выразили те чувства и эмоции, которые испытали при чтении этой повести дома и сегодня на уроке.
Перед тем, как закончить урок, послушаем песню на слова Расула Гамзатова «Журавли». (Или просмотреть отрывок из к/ф.)




Top