Игорный бизнес в рф. Игровая зона в России

Индустрия развлечений развивается, пожалуй, с не меньшей скоростью, нежели научно-технический прогресс. Сейчас они все чаще пересекаются. Об этом свидетельствует огромное число предложений от онлайн-казино и прочих сайтов, предлагающих играть на деньги.

Однако законодатель не остается в стороне. В связи с чем, требования к проведению азартных игр значительно ужесточены, а их организация вне установленных государством игорных зон и вовсе запрещена. Итак, давайте разберемся, что является азартной игрой по законам РФ и УК РФ.

Основные понятия

Под азартными играми принято понимать такое соглашение о выигрыше между организатором и участниками, которое основано на риске. Участников может быть несколько. Играют они между собой или против организатора. Правила игры устанавливает организатор.

На выигрыш нацелено и участие в лотерее. Однако данный вид деятельности разрешен и регламентируется лишь административными нормами (14.27 КоАП). Нередко, потому, мошенники предпринимают попытки маскировать казино и игорные залы под лотерею.

Правила организации азартных игр четко регламентированы законом. В 2015 году КоАП и УК было внесено несколько поправок, относительно данного вопроса. В результате меры, применяемые к лицам, нарушившим запрет на проведение азартных игр вне специально отведенных зон, были ужесточены.

Административная ответственность

В КоАП азартным играм посвящена статья 14.1.1. Ранее в ней приводились наказания в отношении частных лиц, доход которых от незаконного проведения азартных игр составлял сумму меньше 1 500 000 рублей. Теперь за такое деяние граждане несут ответственность по УК, а административные меры применяются лишь к юридическим лицам.

Согласно первой части статьи 14.1.1, незаконно организовавшим игорный бизнес вне предусмотренных зон, грозит штраф от 700 000 рублей до 1 000 000 рублей. При этом оборудование будет конфисковано. Такое же наказание грозит и тем, кто проводит азартные игры при помощи телекоммуникаций и сети «Интернет».

Еще одним новшеством стало введение административной ответственности за проведение азартных игр букмекерами без специальной лицензии. Штраф за такое нарушение составляет:

  • для граждан – 2 000 – 4 000 + конфискация оборудования;
  • для должностных лиц – 30 000 – 50 000 рублей + конфискация;
  • для юрлиц – 500 000 – 1 000 000 рублей + конфискация.

Если игры проводятся внутри зоны или в букмекерских конторах, имеющих лицензии, но в обход установленных правил, юрлицу придется заплатить штраф (300 000 – 500 000 рублей).

Если нарушение было грубым, штраф составит 500 000 – 1 000 000 рублей. Кроме того, возможна приостановка работы букмекерской конторы на 90 суток.

Уголовная ответственность

Диспозиция первой части 171.2 статьи УК совпадает с диспозицией статьи 14.1.1 КоАП. Однако речь здесь идет о физических лицах. Существующий ранее порог дохода в 1 500 000 рублей, после которого деяния считалось уголовным преступлением, перенесен теперь в квалифицированный состав (2 часть) статьи. Иными словами, если доход от незаконного игорного бизнеса составляет более 1,5 млн. рублей, говорят о крупном размере, а если более 6 млн. – об особо крупном.

В первой части рассматриваемой статьи предусмотрены такие меры:

  • (до полумиллиона) или взимание дохода с осужденного (максимум за 3 года);
  • (180 – 240 часов);
  • (до 4 лет);
  • (на 2 года максимум).

Если преступление содеяно сговорившимися предварительно гражданами, либо размер дохода крупный, вменяют наказания из второй части 171.2 статьи:

  • штраф (до 1 млн. рублей) или изъятие дохода (максимум за 5 лет);
  • лишение свободы (до 4 лет), дополняемое, порой, штрафом (до полумиллиона рублей).

Под третью часть статьи 171.2 подпадают организованные группы, лица, получающие от незаконного проведения азартных игр особо крупного размера доход, а также должностные лица, воспользовавшиеся в корыстных целях своим положением. Максимальный размер штрафа для них составляет 1,5 млн. рублей, а тюремный срок – до 6 лет.

Итак, теперь вы знаете, как квалифицируется организация и проведение азартных игр в общественных местах по статьям законодательства, поговорим о подпольных онлайн-казино.

Более подробно об ужесточении ответственности за организацию азартных игр расскажет видеосюжет ниже:

Разрешены ли онлайн-казино?

Отношение к азартным играм в мире различается: в одних государствах их организация разрешена при условии получения лицензии, в других – лицензия не нужна вовсе, а в третьих (и в эту группу входит РФ) – на организацию игровых залов вне специальных зон налагается запрет.

То же касается и азартных игр, проводимых в интернет-пространстве. Создатели онлайн-казино на территории России будут призваны к ответственности по статье 171.2 УК. Однако если организатором является иностранная компания из страны, где данная деятельность разрешена, единственной возможной санкцией становится запрет доступа к сайту онлайн-казино. Ответственность же перекладывается на интернет-провайдера.

Расследование дел о незаконной организации и проведении азартных игр

В ходе расследования дел о незаконном осуществлении игорного бизнеса, следственной группой должны быть установлены следующие моменты:

  • наличие сведений о проведении азартных игр;
  • использование специального оборудования, необходимого для проведения игр;
  • использование интернета или других информационных коммуникаций с целью организации онлайн-казино;
  • отсутствие у организаторов азартных игр лицензии на их проведение в игорной зоне.

Итак, как все происходит?

  1. В первую очередь оперативники стараются выяснить способ совершение противоправного деяния и методы, прибегая к которым злоумышленники пытались сокрыть следы. Далее устанавливаются мотивы и цели преступной деятельности, размер дохода от нее, а также личности преступников.
  2. Операция по разоблачению организаторов подпольных казино начинается с наблюдения. Сотрудники наблюдают за заведениями, которые вызывают подозрение, и собирают факты.
  3. Далее производятся попытки выявления лиц, организовавших проведение азартных лиц.
  4. Собрав достаточно сведений, сотрудники совершают мнимую сделку, дабы проверить механизм работы организации.
  5. На последнем этапе осуществляется проверка документации и исследование используемого для проведения игр оборудования.
  6. После выявления преступной деятельности производится опрос свидетелей, потерпевших и обвиняемых, проводятся экспертизы, следственные эксперименты и очные ставки.

Судебная практика

Приведем пример применения 2 части 171.2 статьи УК в ее старой редакции.

Пример 1. Пресненский районный суд рассмотрел такое дело. Мужчина и женщина обвинялись в организации азартных игр, вне специально отведенных игорных зон, с получением особо крупного дохода.

Было установлено, что обвиняемые являлись операторами автоматов игорного зала. В их обязанности входило размещение гостей, выдача им игровых кредитов в обмен на полученные денежные средства, а также вручение денег в случае выигрыша. Подсудимые своей вины не признали, указав, что лишь выполняли свои обязанности по трудовому договору, а к организации работы игорного зала отношения не имеют.

Тем не менее, рассмотрев показания приглашенных свидетелей, данные экспертиз, протоколы, найденные в помещении документы, суд пришел к заключению о виновности подсудимых. Ввиду того, что оба обвиняемых лица характеризовались по месту жительства положительно, были официально трудоустроены и имели малолетних детей, два года тюрьмы были заменены условным наказанием.

Пример 2. До внесения поправок, под первую часть статьи 171.2 попадали деяния, принесшие организатору доход свыше 1,5 млн. рублей, но меньше 6 млн. Рассмотрим соответствующий пример.

Суд г. Набережные Челны призвал к ответственности гражданина Захарова, который арендовал нежилое помещение, введя в заблуждение арендодателя,чтобы организовать в нем игорного зала. Обвиняемый осознавал незаконность своих действий, поскольку помещение находится вне игорной зоны.

Далее Захаров заказал игорное оборудование, нанял персонал и стал проводить азартные игры. Доход от подпольного казино за год составил порядка 3 млн. рублей. Свою вину Захаров признал, потому дело рассматривали в особом порядке. Подсудимому назначили штраф (300 000 рублей).

Первые автоматы начали устанавливаться в 1988 году - в гостиницах Госкоминтуриста СССР. В его системе было образовано ВХВО «Интурсервис», которое разработало новые виды дополнительных услуг для иностранных туристов с оплатой в свободно конвертируемой валюте . В первый год в гостиницах Интуриста в Москве , Ленинграде , Сочи , Ялте , Минске , Таллине , Выборге и Пятигорске было установлено 226 игровых автоматов с денежным выигрышем.

Первое казино в СССР, Astoria Palace, открылось в Эстонской ССР весной 1989 года в гостинице Palace в Таллине. Второе казино было открыто в Москве 23 августа 1989 года в гостинице «Савой ».

В 2005 году оборот этой сферы составил $5 000 000 000-6 000 000 000, в стране было около 400 000 игровых автоматов и 5000 игровых столов. К 2006 году было выдано свыше 6300 лицензий на игорный бизнес.

До 60 % отечественных игорных клубов было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами отрасли стали Ritzio Entertainment Group (сеть «Вулкан»), Storm International (сеть «Супер Слотс» и несколько казино в Москве и Петербурге) и компания «Джекпот».

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём:

  1. установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
  2. выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
  3. выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
  4. выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  5. выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Закон предусматривает, что создаются 4 игорные зоны, при этом на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны. Если созданная игорная зона лежит в нескольких регионах, то на их территории не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территории Алтайского края , Приморского края , Калининградской области , а также на границе Краснодарского края и Ростовской области . Порядок создания и ликвидации игорных зон, их наименования, границы, а также другие параметры игорных зон определяются правительством по согласованию с органами государственной власти субъектов.

Срок действия игорных зон неограничен. Решение о ликвидации правительством игорной зоны не может быть принято до истечения 10 лет с даты её создания. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены требования к отдельным видам игорных заведений, а также другие ограничения. В случае, если в течение 3 лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.

Игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, могут быть открыты только на территории игорных зон в порядке, установленном данным законопроектом. При этом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года и не могут быть созданы на землях поселений.

Управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта. Органы управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов, определяются на основании соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов.

Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства. Чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее: 600 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов) и 100 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Порядок расчёта стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается министерством финансов, при этом правительством могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр.

Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет.

Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Площадь обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров. В зоне обслуживания в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов. В случае установки в зоне обслуживания в казино игровых автоматов - площадь зоны игровых автоматов не может быть менее 100 квадратных метров, и в этой зоне должно расположиться не менее 50 игровых автоматов. Технологически заложенный средний выигрыш игрового автомата должен быть не ниже 90 %.

Закон вступил в силу с 1 января 2007 года, при этом игорные заведения, соответствующие установленным требованиям, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Все игорные заведения, не отвечающие требованиям, установленным данным законопроектом, должны быть закрыты до 1 июля 2007 года. Игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет , а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Местоположение игорной зоны на юге страны определено недалеко от посёлка Порт-Катон в Азовском районе Ростовской области , граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края . Расстояние от Ростова-на-Дону до Порт-Катона составляет около 80 км, от Краснодара - около 300 км.

1 июля 2009 года игорный бизнес закрывается. В феврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино «Оракул».

Однако позднее было решено игорную зону Азов-Сити ликвидировать, и на месте неё построить кадетский корпус или воинскую часть. .

В итоге за 3 года прошедшие с момента закрытия игорного бизнеса резко выросло количество подпольных игорных заведений в городах. СМИ постоянно сообщают о закрытиях милицией подпольных казино .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Госдума одобрила создание четырех российских Лас-Вегасов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Игорный бизнес в России" в других словарях:

    ИГОРНЫЙ БИЗНЕС, предпринимательская деятельность, которая ставит своей целью извлечение дохода из игры. В России к игорному бизнесу причисляется организация казино (см. КАЗИНО), залов игровых автоматов, бинго (см. БИНГО), лотерей (см. ЛОТЕРЕЯ),… … Энциклопедический словарь

    Бизнес-инкубатор - – объект инфраструктуры, предназначенный для поддержки малых предприятий на ранней стадии их деятельности. Может быть производственным, офисным, инновационным, агропромышленным или иметь смешанное назначение. Согласно приложению № 5 к приказу… … Банковская энциклопедия

    Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2008 года): Федеральные налоги и сборы: Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Глава 24… … Википедия

    Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы: Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Глава 24… … Википедия

    Организованная преступность в России форма преступности, появившаяся в СССР в 1960 х годах, представленная организованными преступными формированиями, совершающими в основном корыстные и корыстно насильственные преступления, ведущими… … Википедия

    Игорные зоны в России - Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2006 года О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, игорная … Энциклопедия ньюсмейкеров

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Игорный бизнес - один из самых доходных видов деятельности в инфраструктуре отдыха и развлечений в мире, а история азартных игр уходит своими корнями далеко в прошлое человечества. В современной России игорный бизнес стремительно набирает обороты, формируя новый вид деятельности, а вместе с ним и круг проблем, требующих решения. Поэтому вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и налогообложения игорных заведений особо актуальны.

В настоящее время такие взаимоотношения связаны с уплатой предприятиями отрасли трех видов платежей: лицензионных сборов, налога на игорный бизнес, налога на имущество, а также налога на доходы, связанные с выигрышами физических лиц. Немаловажно, что вклад игрового бизнеса в общую налоговую копилку неуклонно растет.

Целью данной работы является раскрытие основных понятий Игорного бизнеса, выявить объекты налогообложения, налоговую базу, порядок и сроки исчисления и уплаты налога, изучить игровой бизнес в современной России.

Для достижения данной цели необходимо изучить следующие задачи:

1. Игровой бизнес в современной России;

2. Налоговый период, налоговые ставки;

3. Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, сроки;

4. Налоговая декларация.

Игорный бизнес в современной России

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

Азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Игорный бизнес в России с 1 июля 2009 года разрешён только в четырёх особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Однако и до, и после этого российский игорный бизнес находил способы функционировать и вне зон - от переноса своих заведений за границу до прямого нарушения закона внутри России.

По итогам проверки Счётной палаты РФ, за 2007-2010 годы на обустройство игорных зон было потрачено 1,4 млрд бюджетных рублей (из них 97 % в "Азов-Сити"), в виде налогов государству вернулись 98,7 млн рублей. Развитие игорных зон происходит медленно - инвесторы опасаются вкладывать средства, потенциальные клиенты предпочитают играть за пределами России, законы не справляются с регулированием игорной сферы. По мнению критиков, причина в том, что игорные зоны стали популистским проектом правительства в 2006 году, и в жертву скорости его воплощения была принесена экономическая эффективность.

Такой запрет вступил из за проблемы игромании. На начало 2006 года только в Москве насчитывалось 56 казино и 5 тыс. игорных залов. Всего в столице было 65 тыс. игровых автоматов.

Согласно федеральному закону России № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", с 1 июля 2009 года игорным заведениям в России было разрешено действовать только в четырёх специально отведённых для этого местах (так называемых игорных зонах):

· "Приморье" - в курортной зоне Уссурийского залива (Приморский край);

· "Сибирская монета" - в Алтайском районе Алтайского края;

· "Янтарная" - в окрестностях посёлка Янтарного Калининградской области;

· "Азов-сити" - на территории Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области.

На всей остальной территории России игорные заведения оказались запрещены. Более тридцати регионов страны (в том числе - Архангельская, Белгородская, Курганская, Омская, Челябинская области, Красноярский край, Татарстан, ряд регионов Северного Кавказа) ввели на своей территории запреты на игорные заведение ещё до вступления в силу федерального закона.

В следствии таких изменений 23 июля 2011 года УК РФ и КоАП были дополнены статьями, соответственно, 171.2 и 14.1.1 с одинаковым названием "Незаконные организация и проведение азартных игр":

· уголовная ответственность за использование игорного оборудования вне игорной зоны, за использование Интернета и средств связи для организации азартных игр, за ведение игорного бизнеса в пределах игорной зоны без разрешения - от штрафа 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3 лет, а за те же деяния в особо крупном размере - соответственно, до 1 млн рублей и до 6 лет;

· административная ответственность за игорный бизнес вне игорной зоны, в том числе посредством оборудования связи и Интернет - штрафы гражданам в размере 3-5 тыс. рублей, должностным лицам 30-50 тыс. рублей, юрлицам 700 тыс. - 1 млн рублей;

· административная ответственность за игорный бизнес в пределах игорной зоны без разрешения - штрафы гражданам в размере 2-4 тыс. рублей, должностным лицам 30-50 тыс. рублей, юрлицам 500-800 тыс. рублей;

· административная ответственность за игорный бизнес в пределах игорной зоны с нарушением правил - штраф юрлицам в размере 300-500 тыс. рублей.

По данным опроса, проведённого в июне 2009 года маркетинговой компанией Profi Online Research среди жителей городов-миллионников, 72 % респондентов приветствовали закрытие игорных заведений, а 19 % были против; 7 % опрошенных отнеслись к этому безразлично, а 2 % не знали об их закрытии.

В октябре 2006 года президент ГК "Уникум" Борис Белоцерковский утверждал, что игорный бизнес даёт стране 30 млрд руб. налогов (из них 10 млрд руб. - Москве), а по итогам 2005 года ежегодный оборот рынка превышал $1 млрд, налоговые отчисления - $100 млн.

За 2008 год оборот игорного бизнеса в России компания PriceWaterhouseCoopers оценивала в $3,6 млрд. По оценке экономического обозревателя РИА "Новости" Влада Гринкевича, оборот предприятий российского игорного бизнеса в 2008 году составлял $5,9-6 млрд. По данным председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ Евгения Фёдорова, в 2008 году российский бюджет от игорной деятельности получил 24 млрд руб.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что несмотря на то что выступил запрет о игорном бизнесе в России он все же продолжает существовать и развиваться. Так как отчисления в налоговую снизились всего на 6 млрд. руб. (-20%).

Игорный бизнес в России в 2016 году — один из наиболее активно регулируемых государством видов деятельности. Строгость законов, регламентирующих работу соответствующих коммерческих предприятий, дает повод многим представителям бизнес-сообщества говорить о его фактической нелегальности в РФ. Давайте разберемся, насколько правомерен данный тезис.

Что легально по закону об игорном бизнесе

Под нелегальностью игорного бизнеса в РФ чаще всего понимается большой спектр ограничений на деятельность коммерческих предприятий данного профиля, которые в основном были введены в 2009 году — на фоне социального резонанса, возникшего в силу роста игровой зависимости граждан, особенно подросткового возраста.

Поэтому правомерно говорить не столько о легализации игорного бизнеса в России в 2016 году (принципиально он не запрещен), сколько о специфике его весьма строгого регулирования, об ограничениях на его ведение и возможных перспективах их снятия.

Давайте изучим нормы права, в соответствии с которым данный вид предпринимательской деятельности регулируется и, собственно, приобретает легальность. Главный законодательный документ, регламентирующий соответствующий вид бизнеса, — закон «О госрегулировании деятельности по организации азартных игр» от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

При этом данный источник права не раскрывает понятие игорного бизнеса. Но его вполне можно причислить к группе видов деятельности, попадающих под классификацию азартной игры. А это понятие как раз и закреплено в законе № 244-ФЗ. Похожая интерпретация термина «игорный бизнес» приведена и в ст. 364 НК РФ — как коммерческая деятельность по учреждению азартных игр.

В соответствии с п. 1 ст. 4 закона № 244-ФЗ под азартной игрой следует понимать основанный на риске договор о выигрыше, который заключается двумя и более участниками данного договора между собой либо с учредителем азартной игры в соответствии с правилами, установленными последним.

Разновидность азартной игры — пари — заключается между участниками азартной игры (либо с ее учредителем) и предполагает определение исхода договора о выигрыше в зависимости от наступления некоторого события, на ход которого не могут повлиять стороны соответствующего договора (п. 2 ст. 4 закона № 244-ФЗ).

«Классика» и тотализаторы

Под общее описание азартной игры, приведенное в законе № 244-ФЗ, подходят классические азартные игры, организуемые с использованием:

  • игровых автоматов;
  • игральных столов — с фишками, картами и иными азартными составляющими.

Под описание пари подходят тотализатор и букмекерская контора — учреждения, принимающие ставки на исход неких состязаний (в большинстве случаев — в области профессионального спорта).

Таким образом, в РФ принципиально разрешены самые распространенные форматы азартных игр: розыгрыши через автоматы, казино, тотализаторы, букмекерские конторы. Однако при этом имеет значение территория проведения соответствующих игр.

Во всех регионах РФ легальны тотализаторы и букмекерские конторы — при условии их учреждения в соответствии с требованиями закона № 244-ФЗ и корреспондирующих с ними НПА. В свою очередь, на большей части РФ запрещены классические азартные игры — автоматы и казино. Разрешены они только в специализированных игорных зонах.

Таким образом, «классика» азартных игр нелегальна во всех регионах РФ, кроме игорных зон. Тотализаторы и букмекерские конторы легальны на территории всей России.

Законом установлены весьма строгие требования к организаторам азартных игр.

Кто может быть учредителем азартных игр в РФ

Вести игорный бизнес в РФ могут:

  • юрлица, зарегистрированные в РФ;
  • фирмы, имеющие чистые активы не менее 600 000 000 руб. (если речь идет о проведении игр в формате казино и с использованием игровых автоматов), а также не менее 1 000 000 000 руб. (если речь идет о деятельности тотализаторов и букмекеров);
  • фирмы, имеющие уставный капитал не менее 100 000 000 руб. (если речь идет о букмекере или тотализаторе);
  • фирмы, имеющие банковские гарантии сроком действия не менее 5 лет в размере не менее 500 000 000 руб. (если опять же речь идет о букмекере или тотализаторе).

Как мы отметили выше, классический игорный бизнес — с игровыми автоматами и в формате казино — разрешен только в специализированных зонах.

Где в РФ располагаются игорные зоны

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 244-ФЗ на территории РФ сформировано 5 игорных зон — территорий, на которых разрешены все виды азартных игр. Они располагаются:

  • в Республике Крым;
  • в Алтайском крае;
  • в Краснодарском крае (до 01.01.2019);
  • в Приморском крае;
  • в Калининградской области.

Однажды созданная игорная зона не может быть закрыта ранее чем через 10 лет после ее формирования (п. 7 ст. 9 закона № 244-ФЗ).

Для того чтобы начать деятельность по организации азартных игр в соответствующей зоне, бизнесам необходимо получать разрешения (п. 8 ст. 4, п. 1 ст. 13 закона № 244-ФЗ). Они выдаются без ограничения срока действия.

Рассмотрим специфику букмекерских контор и тотализаторов — организаторов азартных игр, деятельность которых разрешена, в свою очередь, на всей территории России.

Легализация игорного бизнеса в России: тотализаторы и букмекеры

Букмекеры и тотализаторы могут работать по всей стране — при условии:

  • наличия лицензии (п. 2 ст. 14 закона № 244-ФЗ);
  • членства в саморегулируемой организации учредителей азартных игр (п. 5 ст. 14 закона № 244-ФЗ).

В лицензии тотализатора или букмекера должно быть указано, что организатор азартной игры вправе учреждать процедуры заключения пари — основной предмет договоров о выигрыше в формате тотализаторов и букмекеров. Например, это может быть пари касательно исхода результатов спортивной игры.

Легален ли игровой бизнес онлайн?

Онлайн-аналоги классических азартных игр — в виде виртуальных казино и игровых автоматов — в РФ запрещены (п. 3 ст. 5 закона № 244-ФЗ). Кроме того, ВС РФ в определении от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 установил, что российские провайдеры обязаны блокировать сайты, предлагающие пользователям сыграть в соответствующем формате.

В свою очередь, тотализаторы и букмекеры могут вести деятельность онлайн — как операторы интерактивных ставок. Иными словами — принимая денежные средства в электронном виде и выплачивая выигрыши также через интернет, при задействовании процессинговых центров (п. 3.1, 25, 26 ст. 4 закона № 244-ФЗ).

Лотереи: в чем их особенности и ключевые отличия от игорного бизнеса

Лотереи часто воспринимаются как подвид азартных игр. Однако с точки зрения закона это не так. Прежде всего это можно наблюдать на примере того факта, что организация лотерей регулируется отдельным НПА — законом «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ.

Если следовать нормам п. 1 ст. 2 закона № 138-ФЗ, под лотереей следует понимать игру, которая организуется в соответствии с соглашением, в рамках которого одна сторона (оператор) разыгрывает призовой фонд, а вторая (участник) получает право на денежный выигрыш на условиях лотереи. Соглашение между оператором и участником оформляется посредством лотерейного билета с уникальной комбинацией, нанесенной в момент изготовления.

Условиями выигрыша в лотерее могут быть:

  • полное или частичное совпадение комбинации на билете с той комбинацией, которая разыгрывается оператором в случайном порядке (если речь идет о тиражной лотерее);
  • наличие определенной комбинации на билете, обнаруживаемой по факту стирания с него защитного покрытия (если речь идет о бестиражной лотерее).

Принципиальная разница в правовой природе между азартными играми и лотереями заключается в том, что учредителем последних в РФ является государство (главным образом в лице Министерства финансов). Оно организует лотереи при содействии операторов, заключая с ними контракты на основе открытого конкурса. Фирма, претендующая на соответствующий статус, должна соответствовать таким требованиям, как:

  • наличие статуса юрлица;
  • обладание исключительными правами на используемые лотерейные программы.

В руководстве фирмы, претендующей на статус оператора лотереи, не могут работать люди, которые имели судимость за экономические преступления. Оператор обязан информировать организатора лотереи о лицах, которые могут влиять на проведение розыгрышей.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 6.1 закона № 138-ФЗ учреждение азартных игр под видом лотерей в РФ запрещено, равно как и использование в целях проведения лотерей тех или иных видов игрового оборудования.

Онлайн-лотереи в РФ в большинстве своем запрещены (п. 4 ст. 6.1 закона № 138-ФЗ), за исключением Всероссийской государственной лотереи, а также международных игр.

Что нового ожидается в регулировании игорного бизнеса

В деловом сообществе РФ весьма популярны дискуссии относительно перспектив изменений в действующем законодательстве РФ, регулирующем игорный бизнес и смежную с ним деятельность — организацию лотерей. По большей части данные дискуссии не опираются на официальные данные — их суть сводится к обмену тезисами об оптимизации соответствующих НПА, необходимость в которой может быть обусловлена, к примеру, стремлением государства повысить собираемость налогов с игорных бизнесов.

Например, тезис о том, что законодателю имеет смысл ввести норму, по которой организаторы азартных игр будут обязаны выступать налоговыми агентами и исчислять таким образом НДФЛ с выигрышей, выплачиваемых гражданам. Сегодня же соответствующий налог игроки должны платить сами за себя.

Еще одна примечательная инициатива — возможность введения нового формата бестиражных лотерей, предполагающего продажу билетов с помощью специализированных терминалов (наподобие вендинговых), посредством которых продается кофе и некоторые продукты питания.

Отметим, что обе указанные инициативы не характеризуются высоким уровнем поддержки в сообществе экспертов и предпринимателей.

Касательно первого тезиса — об установлении обязанностей для фирм по исчислению и уплате НДФЛ с выигрышей — возражения имеются прежде всего у бизнесменов. Суть этих возражений в том, что бизнесмены считают технологически крайне сложной процедуру выполнения обязательств в качестве налогового агента, — в частности, в силу необходимости сбора с игроков довольно большого объема персональных данных (не только паспортных, но также ИНН, сведений о статусе налогового резидента РФ у игрока и т. д.).

Вторая инициатива не находит поддержки у законодателей, которые считают, что соответствующий формат продажи лотерейных билетов, по сути, является аналогом игры в классические игровые автоматы, что может спровоцировать рост зависимости людей от таких игр. Напомним, именно она и стала одним из факторов введения государством в 2009 году значительных ограничений на деятельность учредителей азартных игр в РФ.

Итоги

В 2016 году игорный бизнес в России в соответствии с законодательством РФ классифицируется на 2 основные категории:

  • деятельность по организации работы казино, а также игр с задействованием игровых автоматов;
  • деятельность тотализаторов и букмекерских контор.

Первый вид бизнеса разрешен в 5 специализированных игорных зонах РФ. Второй — во всех российских регионах при условии, что у организатора игр есть лицензия, а также членство в саморегулируемой структуре.

Отдельно от игорного бизнеса с точки зрения права следует рассматривать лотереи. В РФ они могут проводиться только госорганами — с привлечением операторов, с которыми заключаются контракты посредством конкурса.

Деятельность лотерей, не являющихся государственными или международными, запрещена в российском интернете. В РФ установлен запрет на онлайн-казино и виртуальные игровые автоматы. Однако букмекеры и тотализаторы в порядке приема интерактивных ставок могут работать в российском интернете.

Изучить специфику налогообложения игорного бизнеса вы можете в статьях:

Наличие лицензии в любой стране мира необходимо, чтобы начать игорный бизнес. В России её получение является не слишком простым делом. Почему?

Согласно закону, деятельность казино и залов игровых автоматов разрешена только в специальных игорных зонах, каких в стране всего несколько.

Получить лицензию могут только юридические лица, зарегистрированные в РФ.

Требования для открытия игорного бизнеса в России

Чтобы получить лицензию, нужно обратиться в ФНС. Основной сложностью являются требования к наличию свободных денежных активов.

  • Для казино или зала игровых автоматов – не менее 600 млн рублей.
  • Для букмекерской конторы или тотализатора – не менее 100 млн рублей.

Дополнительно существуют требования к минимальной площади помещений: 800 квадратных метров для казино и 100 – для залов игровых автоматов, в каковых залах должно быть установлено не менее 50 слотов, находящихся в собственности у организатора игорного бизнеса.

Сложно ли выполнить все эти требования? С одной стороны, не очень. С другой – большинство видов игорного бизнеса разрешены, как уже говорилось, только в особых игорных зонах, и там приходится преодолевать конкуренцию более чем серьёзных компаний, которые уже присутствуют в таких регионах, как Крым, Сочи или Приморье.

Налоги для российского игорного бизнеса

Что касается налогов на полученный доход, то тут ФНС вполне предсказуема: ставка составляет 13%, как и везде. Но дополнительно придётся оплатить следующие налоги:

  • На каждый стол в казино – до 125 тысяч рублей в месяц.
  • На каждый игровой автомат – до 7.5 тысяч рублей.
  • На кассу тотализатора или букмекерской конторы – до 125 тысяч рублей.

Примечательно, что ФНС выдаёт бессрочные лицензии. То есть, работа заведения закончится либо по его собственной инициативе, либо по причине законодательных изменений. До этого момента казино или букмекерская контора может работать сколь угодно долго, если не нарушает закон и исправно платит налоги.

Получение лицензии в других странах

Легко ли получить лицензию в России, если сравнивать с другими странами?

Рассмотрим, например, получение лицензии в Британии. Там для открытия казино или зала игровых автоматов тоже нужно зарегистрировать компанию в специальной комиссии по надзору за азартными играми на территории страны, а также платить налог на казино и автоматы в сумме от 1.5 до 1.5% (чем больше доход, тем меньше налоговая ставка). Налог на букмекерские конторы составляет 15%.

Вроде бы не очень много, но дополнительно казино платят по 1000 фунтов (75 тысяч рублей) за рассмотрение заявления на выдачу лицензии, и 35 000 фунтов (2.6 млн рублей) ежегодно за её продление.

Вроде бы, условия не такие жёсткие. Однако это компенсируется тем, что лицензию в Британии крайне сложно получить, и подача заявления вовсе не означает её выдачи. Да и конкуренция в этой стране невероятно высока.

В Казахстане лицензия выдаётся сроком на 10 лет, при этом каждый год нужно обращаться в Комитет спорта за продлением. Ежегодный сбор с одной кассы букмекерской конторы составляет около 2200 тысяч рублей, со стола казино около 1.3 млн рублей.

В европейских странах, например во Франции, ситуация в корне другая. Там нет никакого налогообложения для отдельных столов и слотов, зато с прибыли заведения приходится платить по прогрессивной налоговой ставке, которая может достигать 80%. Французские предприниматели обязаны обращаться за лицензией в МВД и не имеют права устраивать наземный офис компании ближе чем за 100 км от Парижа.

Таким образом, если сравнивать получение лицензии в РФ с европейскими странами, то у нас получить её намного проще, если же с другими – то обычно сложнее. Однако важнейшим моментом является то, что в РФ большинство игорных заведений могут существовать только в ограниченном количестве регионов. Это существенно снижает привлекательность России для иностранных инвесторов и сильно увеличивает конкуренцию.




Top