Игры статья энциклопедии культуры возрождения. Эпоха возрождения

Подготовила: учитель русского языка и литературы Савельева С.А.

Слайд 2

для учителя:

  • познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
  • формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных; образованных от существительных;
  • совершенствовать навыки морфемного анализа слов;
  • развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

для учащихся:

1. Знать правило правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

2. Уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

3. Уметь производить морфемный анализ слова;

4. Уметь аргументировать свою точку зрения.

Цели урока:

Слайд 3

Имя прилагательное

Слайд 5

Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

Слайд 6

  • Познакомиться с правописанием букв Н – НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных;
  • Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;
  • Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

Цели урока:

Слайд 8

Н

Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. НН

1. -Н- : если корень слова не оканчивается на Н;

2. -ИН- : суффикс указывает на принадлежность к живому существу;

3. - АН-(ЯН) : прилагательные с этими суффиксами обозначают материал, из которого сделан предмет.

если корень слова оканчивается на Н;

Исключ.: стеклянный оловянный деревянный

Исключ.: ветреный (но: без+ ветренный) масленый (но: про+масленный)

Слайд 9

Орфографический анализ предложений.

1. Вместо каме(н,нн)ых м…стовых и (о,а)сфальта т…нулись пл…хие грунтовые д…роги.

2. С…ребря(н,нн)ый туман пал на окрес…н…сть.

3. После к…роткой о(т,тт)епели жестокие м…розы з…т…нули сне…

л…дя(н,нн)ой плёнкой, и вся степь с…яла ровн…й, х…лодн…й ж…лт…зной.

4. В пр…хладн…м бе…ветре(н,нн)…м воздухе уже чу…ствуется пр…бл…жение зимы.

5. Есть в светл…сти осе(н,нн)их в…ч..ров умильная, т…инстве(н,нн)ая прел…сть.

6. В пр…гор…дном п…сёлк… был смотр художестве(н,нн)ой сам…деятельн…сти.

Слайд 10

1. Вместо каменных мостовых и асфальта тянулись плохие грунтовые дороги.

2. Серебряный туман пал на окрестность.

3. После короткой оттепели жестокие морозы затянули снег ледянной плёнкой, и вся степь сияла ровной, холодной желтизной.

4. В прохладном безветренном воздухе уже чувствуется приближение зимы.

5. Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть.

Энциклопедия призвана восполнить отсутствие как в отечественной, так и в зарубежной историографии полного и надежного научно-справочного издания по истории культуры эпохи Возрождения. В статьях энциклопедии представлены сведения о жизни и творчестве деятелей культуры стран Западной и Центральной Европы 15-16 вв. Ряд материалов посвящен наиболее характерным явлениям ренессансной культуры, направлениям гуманистической и философской мысли, литературы и художественным жанрам эпохи. Энциклопедия отражает современный уровень исследований культуры Возрождения, особое внимание направлено на то, чтобы представить вклад отечественных ученых в мировую историографию Возрождения.
К работе над энциклопедией привлечены крупнейшие российские специалисты в области истории общественной и гуманистической мысли, философии, религии, искусства, литературы, науки, а также ряд зарубежных ученых.

Культура эпохи Возрождения изучается в России уже почти полтора века. Множество книг, статей, публикаций источников и переводов иноязычных изданий посвящено отдельным ее сторонам и аспектам - истории гуманистической, социально-политической и философской мысли, литературы, архитектуры и изобразительного искусства, театра, музыки, естественных наук, историографии, космографии, педагогики, богословских исканий и религиозной жизни, повседневной, народно-низовой культуры; большое внимание уделялось хозяйственным и социальным условиям, в которых зарождалась и развивалась ренессансная культура, изучению ее связей с характерными чертами общественного сознания эпохи; написаны также обобщающие монографии и коллективные работы, в которых культура Возрождения освещена как целое или в наиболее важных ее направлениях. Наличие такого большого исследовательского материала поставило в повестку дня вопрос о создании научно-справочного труда, позволяющего ориентироваться в обширном пространстве ренессансной культуры, полезного как специалистам, так и всем тем, кого может интересовать ренессансная проблематика - прежде всего, студентам и аспирантам, преподавателям школ, гимназий, университетов. Таким трудом и является предлагаемая вниманию читателей 2-томная энциклопедия «Культура Возрождения». Нужно отметить, что подобного издания до сих пор не было не только в отечественной, но и в мировой научной литературе. Отсутствие какого бы то ни было примера, с которым можно было бы сверяться, учитывая как его достоинства, так и недостатки, поставило создателей Энциклопедии в трудное, ответственное и рискованное положение первопроходцев.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Культура Возрождения, Энциклопедия, Том 1, Ревякина Н.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

состав сборника демонстрирует тот факт, что проблема комментария как бы не распространяется на источники, относящиеся к более "молодым" историческим периодам. А ведь, если античники и медиевисты, имеющие давнюю и основательную традицию комментирования, считают, что общее состояние проблемы с позиции исторической науки требует внимательного обсуждения, что говорить о комментариях, относящихся к истории Нового и Новейшего времени. Впрочем, это уже вопрос не к авторам и не к составителям рассмотренного издания, а к историческому сообществу: неужели источники, относящиеся к Новому и Новейшему времени не нуждаются в пояснениях?

Н.С. Креленко

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В ДВУХ ТОМАХ. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 1. 863 с.

В последние пятнадцать лет Россия переживает настоящий "энциклопедический бум", появляется много исторических или полуисторических энциклопедий разной тематической направленности и разного научного уровня. Однако недавно увидевший свет первый том Энциклопедии "Культура Возрождения" сразу выделяется на общем фоне отечественной энциклопедической литературы. Прежде всего, потому что Энциклопедия, специально посвященная эпохе Ренессанса, - одна из первых не только в российской науке, но и в мировой исторической науке в целом, и уже одно ее появление становится крупным историографическим событием.

Энциклопедия представляет собой научное издание в лучшем смысле этого слова - ее отличают информационная насыщенность и проблемный подход. Каждая статья снабжена библиографическим списком, и нередко в самом тексте фиксируются узловые точки историографических дискуссий. Статьи, написанные ведущими российскими (и некоторыми зарубежными) специалистами по истории эпохи Возрождения, синтезируют результаты многолетних исследований самых разных ее сегментов - в первую очередь, конечно, истории ренессансной культуры, но также политической, социальной и военной истории того времени. Вот почему Энциклопедия выходит далеко за рамки своего непосредственного названия - речь идет по сути дела не о культуре Возрождения в относительно узком ее значении, а о европейской цивилизации эпохи Возрождения в целом. Безусловная заслуга организаторов и участников проекта заключается в том, что им удается показать и эту культуру, и эту

цивилизацию как сложный и многоплановый механизм, чья эволюция определялась разнонаправленными внутренними тенденциями и внешними воздействиями, механизм, в котором социальная и политическая реальность была неразрывно связана с воспроизводством и трансформацией символического универсума.

Другим достоинством Энциклопедии, несомненно, являются широкие географические рамки предмета изучения. Авторы не ограничиваются традиционно изучаемыми зонами культуры Ренессанса (Италия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Англия). Они также обстоятельно рассматривают ее периферийные ареалы, прежде не вызывавшие особого интереса у отечественных ученых, - Португалию, Швейцарию, Венгрию, Чехию, Далмацию, Албанию, Скандинавские страны и Исландию. Кроме того, необходимо отметить тематическое богатство и разнообразие Энциклопедии. Наряду с популярными еще в советской историографии темами (политическая мысль, искусство, этика и т.д.) и "ведущими фигурами" от Данте до Жана Бодена значительное внимание уделяется проблемам, которыми отечественные ученые стали заниматься лишь в последние десятилетия (ведовство, роль женщин, культура двора, герметизм), и персонажам, раньше остававшимся в тени, например, таким как Иоганн Альтузий или Жоан де Барруш.

Решение этих задач потребовало титанических усилий от организаторов проекта - признанных специалистов по истории Ренессанса Н.В. Ревякиной и О.Ф. Кудрявцева. Созданный ими авторский коллектив объединил представителей самых разных сфер гуманитарного знания (прежде всего историков и искусствоведов) и научных школ - и маститых ученых, и талантливых молодых исследователей, и столичных авторов, и ведущих специалистов из регионов. Особо отметим вклад М.Л. Андреева (Италия), В.А. Антонова (Скандинавия), В.А. Ведюшкина (Испания), В.Д. Дажиной (Италия), О.В. Дмитриевой (Англия), М.А. Костыри (Германия), О.Ф. Кудрявцева (Италия), О.Г. Махо (Италия), Г.П. Мельникова (Чехия, Польша), Н.В. Ревякиной (Италия), И.Х. Черняка (Библия, Августин), И.Я. Эльфонд (Франция, Италия).

Концепция структуры первого тома (и, по всей видимости, всего издания) базируется на идее, что история эпохи Возрождения - это, прежде всего, история ее творцов: большая часть статей - это биографии как деятелей культуры Возрождения, так и тех, без кого эту эпоху невозможно представить - высокопоставленных покровителей искусства (монархов, государственных мужей, аристократов), а также мореплавателей и завоевателей, раздвигавших пространство ойкумены. Биографии чередуются со статьями общего характера, посвященными важнейшим историческим явлениям и событиям того времени (Великие географические открытия, Контрреформация), разным сферам ренессансной культуры (антропология, археология, астрология, астрономия, алхимия, воспитание, геральдика, историческая мысль, космография), ключевым понятиям (благородство, гедонизм, добродетель, достоинство, золотой век) и объектам

рефлексии (время), особым литературным формам (диалог), отдельным этническим и гендерным группам (евреи, женщины), влиятельным религиозным организациям (иезуиты, инквизиция), культурным институтам (Академии). Это сочетание биографического и проблемного начал дает возможность показать эпоху Возрождения и ее культуру на самых разных уровнях - обобщающие статьи, особенно "Возрождение", "Гуманизм"1, "Изобразительное искусство", семантически скрепляют статьи о персоналиях. На наш взгляд, стоило бы расширить число текстов проблемного характера, в частности включив статьи о таких важных понятиях, как "Государство", "Империя", "Бог", о такой популярной тогда науке, как география, о таких культурах, оказавших на Ренессанс значительное влияние, как арабская и византийская.

Появление данной Энциклопедии не случайно. В этом проекте реализовалась потребность современной отечественной ренессансистики подвести итоги драматического этапа своего развития, пересмотреть свой концептуальный и методологический багаж. Поэтому неудивительно, что в центре внимания авторов оказываются вопросы фундаментального плана - что есть Ренессанс, каковы его характерные (субстанциональные) черты и насколько этот термин адекватно отражает его сущность (что именно "возрождали" гуманисты, действительно ли "возрождение" определяло глубинный характер тогдашней культуры или это слово оставалось простой этикеткой, прикрывавшей рождение некоей новой сущности). Ценно, что Энциклопедия не навязывает нам один единственный схематично-целостный взгляд на феномен Возрождения - наоборот, она отражает современное состояние отечественной ренессансистики в ее разновекторном движении. Мы сталкиваемся в ней порой со старым "стереотипом новизны", когда, игнорируя достижения античной и средневековой эпох, Ренессансу и его деятелям безосновательно приписывают приоритет в разработке и формулировании той или иной идеи или теории (концепция цивилизационной истории и т.д.). Но мы также встречаем здесь и обратную тенденцию воспринимать Ренессанс не как нечто принципиально новое по сравнению с предшествующими культурными системами, но в неразрывной цивилизационной преемственности, когда истоки ренессансных "открытий" пытаются обнаружить в античной (греческой, римской, раннехристианской) и средневековой (западной, византийской, арабской) традициях.

При этом остается открытым ключевой вопрос - какова же фундаментальная понятийная оппозиция, определявшая сущность Ренессанса как культурной парадигмы? Иначе говоря, что же Ренессанс стремился "возрождать" - то ли свойственные античной эпохе эстетические формы, то ли ее интерес к человеку, то ли язычество, и что же он отрицал - период ли Средневековья как таковой, христианство или схоластическую науку? В различных ответах, предложенных авторами, отражается их

1 К сожалению, в ней отсутствует раздел о Скандинавии.

различное восприятие в первую очередь таких понятий, как "Античность" и "Средневековье" применительно к гуманизму. Для Л.М. Брагиной античная культура - прежде всего культура языческая (с. 478); для О.Ф. Кудрявцева Античность - это еще и раннее христианство (с. 357). Л.М. Бра-гина видит главное отличие Ренессанса от Средневековья в переходе от изучения божественного к изучению человека и подчеркивает светски-рационалистический характер ренессансной культуры (с. 477-478). Со своей стороны, О.Ф. Кудрявцев говорит о христианской коннотации гуманистического понятия "Возрождения" как духовного обновления. Кроме того, стремясь акцентировать полиморфизм средневековой культуры, он обращает внимание на серию "локальных возрождений" в эпоху Средневековья, от которых, по его мнению, настоящий Ренессанс отличается двумя чертами: кардинальным отказом от теоцентрической картины мира в пользу антропоцентрической и новым восприятием Античности как далекого цивилизационного ориентира (с. 357); на это также указывают И.Х. Черняк (с. 75) и Д.В. Самотовинский (с. 701).

Признание антропоцентризма фундаментальной чертой ренессансной культуры является краеугольной идеей Энциклопедии, однако в ней не затрагивается вопрос об отличиях ренессансного антропоцентризма от античного (например, в статье "Антропология" фиксируется только их родство). Показательно, что в Энциклопедии отсутствует статья "Античность" - есть статья "Античное наследие", в которой, однако, не анализируется гуманистическое понимание античности (как и в статье "Возрождение"). К сожалению, за исключением интересных статей М.М. Позднева об Аристотеле и Вергилии, И.Х. Черняка об Августине, Е.Л. Ермолаевой о Гомере, в Энциклопедии нет очерков о других ключевых деятелях античной культуры, востребованных Ренессансом (Аристофан, Геродот, Гораций и др.), и об ее не менее востребованных символических персонажах (Афродита/Венера, Александр Македонский и т.д.).

Конечно, издание не смогло избежать отдельных погрешностей. Иногда не согл

  • ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2007 Г
  • КУДРЯВЦЕВ О.Ф. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. ОЧЕРК ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕНЕССАНСНОЙ ИТАЛИИ. М.: НАУКА, 2008

    ВЕРГИЛИЙ 317 сохранению доброго отношения короля к В. не помешал даже предъявленный ему судебный иск, обвинявший В. в проведении незаконных операций с иностранной ва­ лютой (1504). Именно по инициативе Генриха VII, заин­ тересованного в историческом обосновании законности своего прихода к власти, в 1505 В. начал работу над «Анг­ лийской историей» (Historia Anglica), составление кото­ рой заняло у него почти 30 лет. Одним из первых поручений, которые исполнил В. ВЕРГИЛИЙ Полидор (Vergilius Polydorus, Virgili в начале царствования Генриха VIII (с 1509), было полу­ Polidoro), П о л и д о р В е р г и л и й У р б и н с к и й чение от папы буллы, подтверждающей основание кол­ (Polydorus Vergilius Urbinatis), П о л и д о р К а с т е л - леджа св. Иоанна в Кембридже (1510). В том же году В. лези (Polydorus Castellensis), П о л и д о р В е р д ж и л было даровано английское подданство, в 1513 он получил (Polydore Vergil) (ок. 1470, Урбино - апрель 1555, там же), пребенду Оксгейт при соборе св. Павла в Лондоне. В 1514 итальянский и английский историк и гуманист. Сведе­ Генрих VIII, заинтересованный в избрании кардиналом ния о происхождении В. чрезвычайно скудны, извест­ своего фаворита Томаса Уолси, направил В. в Рим для но только имя его отца - Д ж о р д ж о. По сообщению решения этого вопроса. Во время этой миссии В. уда­ самого В., его прадед А н т о н и о занимался медициной лось посетить родной город, оставить черновой вариант и астрологией и преподавал философию в Парижском «Английской истории» в герцогской библиотеке и зало­ университете. Младший брат В., Д ж о в а н н и Ма т т е о, жить часовню в урбинском соборе. начал свою академическую карьеру в Феррарском уни­ В. не сумел добиться от папы Льва X кардинальской верситете, где читал курсы по медицине и диалектике, шапки для Уолси и вскоре после возвращения в Анг­ в 1517 по приглашению венецианского сената стал препо­ лию в апреле 1515 он был заточен в Тауэр - причинами давателем философии в Падуанском университете; тре­ ареста были как дипломатическая неудача, так и пись­ тий из братьев, Д ж е р о н и м о, между 1513 и 1526 был мо с критикой деятельности Уолси, адресованное Кас­ купцом в Лондоне. теллези. Это письмо было перехвачено и предъявлено В. получил образование в университетах Падуи и Бо­ лоньи. Просвещенная атмосфера двора урбинских гер­ цогов и возможность работать в собранной ими велико­ лепной библиотеке также способствовали становлению В. как ученого-гуманиста. В 1496 была опубликована его первая работа, «Рог изобилия» (Cornu Copiae), представ­ лявшая собой издание комментариев гуманиста Никко­ ло Перотти к эпиграммам Марциала. В 1498 В. издал «Книгу поговорок» (Proverbiorum Libellus), посвятив ее своему покровителю, урбинскому герцогу Гвидобальдо ди Монтефельтро; это был первый вышедший из печати сборник латинских пословиц. Наряду с «Пословицами» Эразма Роттердамского (1500) эта работа стала одним? из самых популярных сочинений своего времени. В 1499 В. опубликовал трактат энциклопедического характера «Об изобретателях вещей» (De Inuentoribus Rerum), ко­ торый он посвятил гуманисту Лодовико Одассио, вос­ питателю герцога Гвидобальдо. Переход под покровительство папского нотария и сборщика денария св. Петра в Англии Адриано Кас- теллези (по его фамилии В. получил одно из своих имен- прозвищ) предопределил связь В. с этой страной. Бла­ годаря благосклонности короля Генриха VII Кастеллези, ставший английским подданным в 1492, получил в 1502 в качестве бенефиция место епископа Герефордского, а В. был назначен его заместителем на посту сборщи­ ка. Начиная с этого момента В. постоянно жил в Анг­ лии, лишь изредка наведываясь на родину. Покрови­ тельство, оказанное королем Кастеллези, распространи­ лось и на В., который получил ряд бенефициев в Англии: приход Лэнгстон в графстве Лестершир (1503), пребен­ ды Скамблесби при Линкольнском соборе и Ноннинг- Лист из «Английской истории» Полидора Вергилия. тон в Герефорде (1507), место архидьякона Уэллса (1508); Базель. 1555. 318 ВЕРГИЛИЙ Уолси латинским секретарем Генриха VIII Андреа Ам- его обратно в качестве пожизненного дара. В 1550 В. раз­ монио, претендовавшим на должность заместителя решили вернуться на родину, но он задержался в Анг­ сборщика, которую занимал В. Арест В. был использо­ лии до конца лета 1553, успев поздравить Марию Тюдор ван английским правительством для оказания давле­ с вступлением на престол. После кончины в родном го­ ния на римскую курию ради получения для Уолси пол­ роде В. был похоронен в основанной им часовне. номочий папского легата и кардинала: с их помощью «Английская история» В. является первым научны^ Генрих VIII намеревался расширить свой контроль над трудом по истории Англии. Написанная на гуманисти­ церковью в Англии. Лев X был вынужден частично усту­ ческой латыни, она состоит из 27 книг, освещающих анг­ пить требованиям английского короля и Уолси в сен­ лийскую историю с древнейших времен до 1537 на фоне тябре 1515 избрали кардиналом. Со своей стороны, Ген­ общеевропейской истории. Наибольший интерес пред­ рих VIII освободил В. из тюрьмы в декабре 1515, но его ставляют собой 2 последние книги, посвященные прав­ должность была передана Аммонио. Последовавшие за лениям современников В., королей Генриха VII и Ген­ этим визиты В. в Италию (в 1516 и 1517) позволили ему на риха VIII. Во время работы над «Историей» В. активно время забыть об этом негативном опыте, однако за вре­ пользовался хрониками, архивными материалами, доку­ мя его отсутствия король и его министр сумели оконча­ ментами королевской канцелярии, привлек тексты ме­ тельно подорвать позиции его патрона Кастеллези как ждународных договоров. Критическое отношение к ис­ в Англии, так и в Риме; в 1518 Кастеллези, обвиненный точникам, и, в особенности, к трактату св. Тильды, по­ в подготовке заговора против Льва X, был лишен карди­ зволило В. опровергнуть исторические мифы о короле нальского сана, смещен с должности сборщика и бежал Артуре и троянце Бруте, якобы основавшем англий­ в Венецию, где пропал без вести. ское королевство. Т. о., содержание «Английской исто­ Пережитые потрясения навсегда заставили В. от­ рии» подрывало основы тюдоровской пропаганды, ко­ казаться от любого участия в политике, что сохранило торая опиралась на эти мифы, и наносило удар по тра­ ему жизнь в период английской Реформации и Контр­ диционным представлениям англичан о своей истории, реформации. Доход от церковных должностей позволил что и предопределило двойственный характер судьбы В. полностью посвятить себя творчеству. В 1521 были на­ этой книги: с одной стороны, «Английская история» печатаны расширенные версии «Об изобретателях ве­ подвергалась критике со стороны современников и по­ щей» и «Книги пословиц», в 1525 В. опубликовал труд томков, с другой - широко использовалась ими. Она св. Тильды Мудрого «О погибели Британии» (De Excidio оказала большое влияние на развитие исторического Britanniae, 6 в.), найденный им во время работы над знания в Англии и вошла в состав сочинений таких ав­ «Английской историей». Вышедшее в 1526 новое издание торов, как Эдвард Холл и Рафаил Холиншед. С их помо­ «Пословиц» включало комментарий В. к молитве «Отче щью гуманистическая версия английской истории про­ наш». В 1530 по просьбе Эразма Роттердамского В. из­ никла в хроники Уильяма Шекспира и стала частью все­ дал перевод нескольких проповедей Иоанна Златоуста мирного культурного наследия. (Divi Ioannis Chrysostomi Comparatio Regij Potentatus et Наибольшую известность В. принесла его др. рабо­ Divitiarum etc.), в 1531 вышли в свет его «Диалоги о чу­ та, трактат «Об изобретателях вещей», вплоть до нач. десах» (Dialogi de Prodigiis). Во время краткого визита 19 в. остававшийся одной из самых читаемых книг по в Италию в 1533 В., вероятно, посетил Базель, где в 1534 истории естествознания - с момента первой публика­ вышло i -е издание «Английской истории» (расширен­ ции в 1499 трактат переиздавался более ю о раз и был ные версии появились в 1546 и 1555)- В 1545 была опубли­ переведен на 8 языков, он упоминается в романе Миге­ кована коллекция диалогов В. «О терпении, праведной ля де Сервантеса «Дон Кихот». Полная версия этой ра­ жизни, об истине и лжи» (De Patientia, de Vita Perfecta, боты состоит из 8 книг, повествующих о возникнове­ de Veritate et Mendatio). нии мира, человека, общества и его институтов, религий, Обширная литературная деятельность не меша­ наук и искусств. Первые 3 книги охватывают историю ла активному участию В. в культурной жизни Лондо­ дохристианских открытий и изобретений, остальные 5 на. Друзьями В. были многие ученые-гуманисты и ди­ посвящены эпохе после распространения христианст­ пломаты: Джон Колет, Томас Мор, Томас Линэкр, Джон ва. Основными источниками, на которые опирался В., Лили, Уильям Гросин, Кристофер Урсвик, Роберт Пэйс были Библия, сочинения отцов церкви и более чем юо и др. Хорошие отношения связывали В. с епископами античных авторов. Главную задачу своей книги В. ви­ Дж. Фоксом и Джоном Фишером, архиепископами Уиль­ дел в том, чтобы доказать, что большинство открытий ямом Уорэмом и Эдуардом Ли; среди широкого круга и изобретений, которые приписывались грекам и рим­ корреспондентов В. были Гийом Бюде и кардинал Ие­ лянам, на самом деле были совершены древними еврея­ роним Алеандер. ми и др. азиатскими народами. В трактате практиче­ Реформация затронула В. лишь формально. Он под­ ски нет информации о современных В. открытиях, что писал отказ от признания верховной власти римского обусловлено противоречивым отношением В. к прогрес­ папы и в 1534 присягнул (согласно «Акту о супрематии») су и развитию знания: с одной стороны, он подчерки­ на верность Генриху VIII. Роль В. в бракоразводном про­ вал негативные последствия отступления человечества цессе Генриха VIII с Анной Клевской носила второсте­ от естественного состояния и мудрости древних, с дру­ пенный характер. В 1546 он отказался от сана архидьяко­ гой - с восхищением описывал результаты техническо­ на Уэллса, но после воцарения Эдуарда VI (1547) получил го прогресса, такие, как печатная книга. Указывая на по­ ВЕРГИЛИЙ 319 ступательный характер развития человеческого общест­ ва, В. отводил труду роль главного двигателя прогресса знания. В. был одним из первых ученых Нового времени, кто применил в своем трактате элементы критического анализа источников, предпринял попытку проведения их филологической и исторической экспертизы. В России трактат «Об изобретателях вещей» был впервые опубликован в 1720: по приказу Петра I пол­ ный перевод этого текста осуществил ректор и препо­ даватель Московской духовной академии Феофилакт Лопатинский. С о ч.: Cornucopie emendatissimum miro ordine novissime in- signitum, etc. N. Perotti... in C. Plynii secundi proemium Com- mentariolus. Venetiis, 1496; Proverbiorum libellus. Venetiis, 1498; Adagiorum (prophanorum-sacrorum) Liber: Ejusdem de inventori- bus rerum libri octo, ex accurata autoris castigatione, locupleta- tioneque... adeo ut maxima fere pars primae ante hanc utriusque voluminis aeditioni accesserit. Basileae, 1521; Divi Ioannis Chrysos- tomi Comparatio regij potentatus & divitiarum, ac praestantiae, ad monachimi in verissima Christi philosophia acquiescentem... R, 1530; Dialogorum de prodigiis libri tres. Basileae, 1531; Dialogorum de jureiurando et perjurio, lib. I. De Veritate et Mendacio, lib. I. De Patientia... libri II. De Vita perfecta etc. Basileae, 1553; Anglicae His- toriae libri viginti septem, etc. Basileae, 1555; Three Books of English History / Ed. H. Ellis // Camden Society. L., 1844. O. s. Voi. XXIX; The Anglica Historia of Polydore Vergil, 1485-1537 / Ed. D. Hay // Camden Society. L., 1950. Ser. 3. Voi. LXXXIV; Beginnings and Dis­ coveries: Polydore Vergil’s De Inventoribus Rerum / Ed. B. Weiss, L. C. Pérez. Nieuwkoop, 1997; On Discovery / Ed. В. P. Copen- haver // The I Tatti Renaissance Library. Cambridge (Mass.); L., 2002. Voi. 6; Полидора Виргилиа Урбинскаго осмь книг о изо- бретателех вещей... М., 1720; Полидора Виргилиа Урбинскаго о первых изобретателех всех вещей. М., 1782. Ч. i -2. Лит.: D e n n i s t o u n J. Memorials of the Dukes of Urbino. L., 1865. Voi. I-III; L e a d a m I. S. Polydore Vergil in the English Law Courts // Transactions of the Royal Historical Society. 1905. Voi. XIX; Hand List of Editions of Polydore Vergil’s De Inventoribus Rerum / Ed. J. Ferguson. Hew Haven, 1944; H a y D. Polydore Vergil; Ren­ aissance Historian and Man of Letters. Oxford, 1952; C l o u g h C. H. Federigo Veterani, Polydore Vergil’s «Anglica Historia» and Bal- dassare Castiglione’s «Epistola... ad Henricum Angliae Regem» // The English Historical Review. 1967. Voi. LXXII; Polidoro Virgili e la cultura umanistica europea // Atti del Convegno internazion­ ale di studi e celebrazioni: Urbino 28 settembre - 1 ottobre 2000 / A cura di B. Rolando. Urbino, 2003; М и х а й л о в M. Л. Старые книги: Путешествие по старой русской библиотеке // Библио­ тека для чтения. 1854. Февраль. Литературная летопись; Б ы ­ кова Т. А., Г у р е в и ч М. М. Описание изданий гражданской печати: 1708 - январь 1725. М.; Л., 1955; В а й н ш т е й н О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 427-31; Ч е р н я к А. Я. Первая книга по истории нау­ ки и техники в России // Вопросы истории, естествознания и техники. 1981. № 4. Е. Г. Домнина. ББК 70;63.3(0)4;87.3;92 К 90 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 05-01-16040 ИДЕЯ ПРОЕКТА: Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР: М. И. Андреев КОРРЕКТОР: Л. П. Сидорова РАЗРАБОТКА МАКЕТА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА: М. В. Минина ПОДБОР ИЛЛЮСТРАЦИЙ: С. В. Соловьев СКАНИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ: А. В. Кубанов ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕКРЕТАРЬ: Н. В. Суркова В оформлении суперобложки использована картина работы Антонелло да Мессина «Св. Иероним в келье». 1460-е гг. Национальная галерея. Лондон. Культура Возрождения: Энциклопедия. В 2 т. Т. 1: А-К / Ред. кол.: Н. В. Ревякина (отв. ред.), О. Ф. Куд- К 90 рявцев (зам. отв. ред.) и др. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 863 с., ил. Энциклопедия призвана восполнить отсутствие как в отечественной, так и в зарубежной историографии полного и надежного научно-справочного издания по истории культуры эпохи Возрождения. В статьях энциклопедии представ­ лены сведения о жизни и творчестве деятелей культуры стран Западной и Центральной Европы 15- 16 вв. Ряд материалов посвящен наиболее характерным явлениям ренессансной культуры, направлениям гуманистической и философской мыс­ ли, литературы и художественным жанрам эпохи. Энциклопедия отражает современный уровень исследований культуры Возрождения, особое внимание направлено на то, чтобы представить вклад отечественных ученых в мировую историо­ графию Возрождения. К работе над энциклопедией привлечены крупнейшие российские специалисты в области истории общественной и гуманистической мысли, философии, религии, искусства, литературы, науки, а также ряд зарубежных ученых. Энциклопедия рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей мировой культуры. Издание иллюстрировано. 18ВЫ 5-8243-0823-3 © Коллектив авторов, 2007 15ВЫ 978-5-8243-0903-4 (т. 1) © «Российская политическая энциклопедия», 2007



  • 
    Top