Интересные факты о творчестве рахманинова. Сергей Рахманинов: биография, видео, интересные факты, творчество

Главный герой данной статьи - русский композитор, дирижер и пианист, человек с абсолютным музыкальным слухом Сергей Васильевич Рахманинов. Биография музыканта насыщена яркими и интересными событиями, из которых можно вынести некоторые уроки и для себя. Будет интересно!

Сергей Васильевич Рахманинов. Кратко о главном

С. Рахманинов считал себя истинным русским человеком и был убеждён, что родина наложила на его творчество глубокий отпечаток. В его симфониях гармоничный пафос переплетается с умиротворяюще-созерцательными настроениями. Глубина и объёмность повествования - с неиссякаемой энергией. Музыка Рахманинова всегда отличалась непередаваемым колоритом.

За всю жизнь Сергей Васильевич дал 4 полноценных концерта и написал множество рапсодий и симфоний, среди которых оперы «Скупой рыцарь» и «Алеко», «Рапсодия на тему Паганини», кантата «Весна» и многие другие. Своей музыкой Сергей Рахманинов сильно повлиял не только на местную русскую сцену, но и на зарубежную. Его вклад в искусство в этом плане неоценим.

Сергей Васильевич Рахманинов. Биография в деталях

Родился будущий виртуоз в 1873 году в дворянской семье с устойчивыми семейными традициями, в том числе и музыкальными. Его дед на то время был известен как автор музыкальных романсов. Будущий маэстро уже в пять лет начал планомерно заниматься музыкой, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а спустя еще 3 года перевёлся в московскую. Пример С. Рахманинова отлично иллюстрирует фразу о том, что великими не рождаются, а становятся. Гениальный музыкант Сергей Рахманинов, произведения которого так технично совершенны, посвятил музыке всю свою жизнь, и в этом кроется его талант.

Рахманинов в консерватории обучался у пианистов-виртуозов (сначала у Н. С. Зверева, затем у А. И. Зилоти, а потом у С. И. Танеева). За годы учебы будущий виртуоз написал три композиции. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, получив за свои заслуги золотую медаль, и спустя год - как композитор. Дипломной работой музыканта была опера «Алеко».

Чайковский о Рахманинове

Очень тепло отзывался о творчестве С. Рахманинова Пётр Чайковский, который всегда был ориентиром для молодого музыканта. Смерть Чайковского очень тронула юного Сергея Васильевича, и тот написал трио «Памяти великого художника» в 1893 году. Среди других творений композитора 1890-х годов резко выделяются «Музыкальные моменты для фортепиано» и фантазия «Утёс». Также несколько вокальных романсов по мотивам творчества А. Фета и Ф. Тютчева. Огромной популярностью пользуется безымянная мелодия "Прелюдия до-диез минор" 1893 года. Данную мелодию не забывают до сих пор. Это еще раз доказывает, что С. Рахманинов - композитор далеко не средней руки, и свой талант он начал проявлять довольно рано.

Первая симфония - полноценный дебют музыканта

«Дебютировал» С. Рахманинов в 1895 году. Подчеркнём, что на тот момент Сергей Рахманинов занимался музыкой уже 17 лет. Премьера первой симфонии музыканта состоялась спустя два года под чутким руководством композитора-виртуоза А. Глазунова. Выступление обернулось чудовищным провалом для Рахманинова. По словам очевидцев, симфония была исполнена крайне безалаберно, из-за чего невозможно было её оценить должным образом. Для Рахманинова это событие стало ударом. Он на несколько лет полностью отошел от сочинения музыки и сконцентрировался на исполнительской деятельности. Вплоть до 1900-х годов Рахманинов дирижировал разными спектаклями в Москве, а также дебютировал как исполнитель на международной арене.

XX век

В начале нового века Рахманинов будто символически преодолел творческий кризис и начал новый этап в своём творчестве. Следующие 15 лет стали невероятно плодотворными - они буквально изобилуют произведениями музыкального искусства. Стиль композитора прочно закоренел в рамках российской культуры и стиля Петра Ильича Чайковского. Этот же стиль чётко читается в первых знаменательных произведениях того периода. Это были «Второй концерт для фортепиано» и «Соната для виолончели и фортепиано». Оба произведения созданы в 1901 году.

Тёплым ощущением любви к жизни насыщена кантата «Весна», написанная по стихам поэта Николая Некрасова. Музыка Рахманинова внезапно омрачается под влиянием картины А. Беклина «Остров мертвых». Под впечатлением Рахманинов создаёт одноимённую симфоническую поэму. Монументом стоит в мире классической музыки начала XX века Сергей Рахманинов, произведения которого заставляют людей испытывать неподдельные эмоции.

Пик деятельности композитора

Далее, в промежутке 1904-1906 гг., Рахманинов дирижировал операми лучших русских композиторов в Большом театре. В этот же период он написал две крохотных однотактных оперы - «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Несмотря на то что творческий кругозор Рахманинова к тому времени значительно возрос, популярности оперы не возымели, зато популярность возымел сам Рахманинов. Биография его в этот период достигает своей пиковой точки благополучия.

Далее, в 1910-х годах, Рахманинов увлекается хоровыми формами. Русская духовная музыка вовек обязана Сергею Васильевичу за его богослужебные «Литургию святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Рахманинов также увлекся творчеством американского писателя Эдгара По и написал поэму по мотивам его произведения «Колокола».

Сергей Рахманинов - композитор с широким творческим диапазоном. На протяжении первого десятилетия XX века он писал самые разные музыкальные прозведения: пьесы для фортепиано, прелюдии, этюды-картины, романсы. Некоторые композиции были сугубо инструментальными, некоторые предназначались для эстрады. Однако один жанр Рахманинов презирал - фортепианную сонату. Он очень редко в нём работал, и никогда эти работы успешными не становились.

Жизнь в США

В 1917 году Сергей Рахманинов гастролиловал по странам Скандинавии, однако домой он не вернулся. Музыкант вместе со своей семьёй поселился в США и провёл там остаток своих дней в роли пианиста-скитальца. Вот такую жизнь прожил Рахманинов. Биография изобилует взлётами, падениями и внезапными поворотами.

Во время переезда в США слава Сергея Васильевича Рахманинова была уже довольно внушительной, но за следующие годы он смог её приумножить. Колоссальным успехом пользовались его собственные интерпретации легендарных произведений таких композиторов, как Шопен, Лист и Шуман. Сергей Рахманинов удивительным образом чувствовал форму мелодии и очень точно улавливал её настрой.

Под конец жизненного пути Рахманинов был в пике формы. Он почти ничего не сочинял, зато постоянно гастролировал и виртуозно справлялся с исполнительской деятельностью.

Скончался Сергей Васильевич Рахманинов в 1943 году в Калифорнии. Похоронен был возле Нью-Йорка.

Великим композитором был Сергей Рахманинов. Биография его - это огромное количество творческих взлётов, которые отразились на всей мировой культуре.

Великий русский композитор Рахманинов. Что о нем известно его поклонникам.

Вот некоторые интересные факты о Рахманинове.

1. Первым учителем для Сергея Рахманинова стала мама, которая уже с 4 лет начала учить его музыке.

2. Гениальный пианист мог легко одной рукой охватить все 12 белых клавиш.

3. Во время исполнения произведений композитор не любил посторонние звуки, особенно это касалось кашля и посторонних разговоров. Конечно, он не выражал свое недовольство зрителям, однако при исполнении новых Вариаций мог пропустить некоторые моменты, если в аудитории было шумно.

4. Композитор и пианист покинул Россию в 1917 году. Сначала он вместе с женой и двумя детьми уехал в Стокгольм, затем в Нью-Йорк. Именно там и настиг его творческий кризис – долгие десять лет Рахманинов не написал ни одного произведения. Вообще за границей Рахманинов написал всего лишь 6 произведений, но именно их принято считать вершиной его творчества.

5. Несмотря на то, что пианист был эмигрантом, он всегда любил свою Родину и искренне переживал за нее. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, композитор собрал в Нью-Йорке благотворительный концерт, а все полученные средства передал в Россию. На его деньги был построен самолет для нужд Красной Армии. Вообще Рахманинов довольно часто проводил благотворительные концерты.

6. Композитор постоянно курил. Его внук, основатель фонда Рахманинова, считает, что именно по этой причине Сергея Васильевича настигла болезнь – меланома.

7. До последних дней своей жизни композитор выступал на сцене, последний его концерт состоялся в 1943 году. Незадолго до смерти он хотел посетить свою Родину, но его не пустили.

8. Свое последнее произведение Рахманинов написал в 1941 году. Оно называлось «Симфонические танцы».

Это произведение довольно часто сравнивают с «Мастером и Маргаритой». Что интересно, Булгаков закончил работу над своим произведением в это же время.

Другие интересные факты о Рахманинове Вы можете найти на Web страницах сети Интернет.

Он родился 20 марта (1 апреля) в 1983 году в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Интересный факт: Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым, род Рахманиновых ведёт, вероятно, своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили им более двухсот лет (XIV-XVI века). Для укрепления союза Молдавии с Московским государством и Польшей один из господарей, Стефан Великий (1458-1504), выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля, а другую, Елену Молдавскую, за наследника Иоанна III — Ивана Младого. После смерти Стефана престол Молдавии перешёл к его старшему сыну — Богдану, а младший сын, Иван, не захотевший быть под началом брата, переехал с семьёй в Москву. Это произошло, по-видимому, около 1490-1491 года. Сестра Ивана, Елена, в это время овдовела, и малолетний сын её и Ивана Младого, Дмитрий был объявлен наследником Московского престола. Вследствие интриг Софии Палеолог и мать и сын (Елена и Дмитрий) попали в опалу и были сосланы в Углич. Туда же был отправлен и приехавший из Молдавии в это время брат Елены — Иван. От сына его, Василия, прозванного Рахманин, и начинается собственно род Рахманиновых.

Родители Рахманинова были музыканты-любители. А сам он начал проявлять интерес к музыке уже в четыре года. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского, однако учился он плохо, часто прогуливал занятия, и на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву. Осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Затем он продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В 20 лет, из-за нехватки денег, он начал преподавать в московском Мариинском женском училище, в 24 года стал дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни - Рахманинов долго не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

В 1917 году, вскоре после революции, Рахманинова пригласили в Швецию, с предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми он покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. А 1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. За все время, что Рахманинов прожил за рубежом (1918—1943 гг.) он создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Интересный факт: Последний концертный сезон Рахманинова — 1942-1943 годов — начался сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула — России, стране, которую он никогда не забывал. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. В его произведениях очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Интересный факт: В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. Священное Писание свидетельствует о целительной силе музыки. И если говорить о музыке Рахманинова, то удивляться ее целительной силе не приходится. Так как он один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений.

Пожалуй, особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - генеральша Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. В доме бабушки он часто слышал старинные песни и былины, которые бабушка знала на память. В этом доме Сережа встретился и с собирателем русских былин, гусляром Трофимом Рябининым. А весной каждое утро мимо бабушкиного дома проходил пастушок, играя на берестяной жалейке. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах и причащался Святых Таин. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы, и где, вероятно, впервые услышал о канонах Осмогласия - "ангельского пения", как называли его на Руси. И через много лет этот незабываемый звон Новгородских колоколов вдруг воскреснет в звуках его 2-го фортепианного концерта, как голос Святой Руси. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Чудесная и сказочная Святая Русь его детства сохранилась в незабываемых звуках, которыми была полна его память, и пение церковных колоколов стало символом его творчества.

Интересный факт: В одном из интервью Рахманинов рассказывал:

Особенностью характера Рахманинова была великая скромность, некоторая замкнутость и отрешенность от мира, и, что всегда отражалось в его музыке, особенная умиротворенная возвышенность. Один из его современников, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знал человека «чище и святее, чем Рахманинов». А о милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая в Америке миллионные гонорары, Рахманинов продолжал жить скромно и уединенно, отклоняя все приглашения на банкеты и чествования, и посылая бесчисленные посылки всем, кого знал и кого не знал в страждущей России.

Интересный факт : Увлечение Рахманинова автомобилями, первый из которых он приобрел еще в 1914 году, со временем превратилась в настоящую слабость музыканта. Сергей Васильевич «страдал» от нанесенной автомобилю царапины, отменял поездки, если накрапывал дождь, чтобы, не дай бог, как-нибудь не пострадала окраска машины, и ни за что не давал, за очень редкими исключениями, управлять машиной другим лицам. Такое отношение к автомобилям было предметом частых шуток в семье, но Сергей Васильевич оставался непоколебимым. Шоферы, служившие у него, знали, как угодить Сергею Васильевичу. Кажется, ничто не доставляло ему такого удовлетворения, как подача машины в хорошем виде, то есть вымытой и блестящей от начищенных металлических частей.

Еще одной слабостью Рахманинова была любовь к хорошим костюмам. Исключительно скромный в привычках, редко тративший на себя деньги, Сергей Васильевич не жалел средств, когда речь шла о хорошей одежде. Он одевался всегда у лучшего портного Англии. Рахманинов, смеясь, рассказывал со слов своего английского менеджера историю, как после его концерта один из слушателей, встретив этого менеджера, обратился к нему с вопросом не об игре Сергея Васильевича, не об исполнении какого-нибудь произведения, а о том, у какого портного так поразительно хорошо одевается Рахманинов. Посетитель был очень доволен, узнав, что портной английский. Музыка Сергея Васильевича произвела на него меньше впечатления, чем костюм.

Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние, как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.

Результатом творческой деятельности С.В. Рахманинова является собственный музыкальный стиль, существенно повлиявший на развитие искусства. Биографы и искусствоведы выделяют такие занимательные факты:

1. Первые музыкальные уроки преподавала мать, когда Рахманинову было 4 года.

2. Великий пианист свободно охватывал одной рукой 12 белых клавиш.

3. Композитор не мог терпеть кашля и разговоров во время исполнения. Конечно, вслух он этого не озвучивал, но во время исполнения новых Вариации на тему Корелли, по мере кашлянья слушателей некоторые пропускал, если же аудитория вела себя идеально тихо, то он играл все по порядку.

4. Будучи иммигрантом, Рахманинов всегда оставался патриотом и сердечно сопереживал за Родину. Композитор находил возможность оказать помощь соотечественникам, например, в 1941 году после атаки немцев на СССР, Рахманинов дал концерт в Нью-Йорке, а все вырученные деньги передал русскому народу. За всю творческую деятельность композитор неоднократно устраивал благотворительные концерты.

5. Рахманинов до последнего достойно держался на сцене, последний концерт он провел 17 февраля 1943 года, остальные выступления, запланированные в рамках турне, не состоялись.

1. Aу, где я?!

Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.


2. Вы не возражаете?..

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.

Молодой Рахманинов

3. Шутка с миноносцем
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось:
"Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

Со своей любимой собакой Левко

4. "Самое главное"
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...


5. Увы мне...
Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

6. Или кашлять - или играть
Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...

7. Сувенир на память
Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".


8. Назидательная история
Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..."
Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно:"Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"".

9. Дополнение
Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

Рахманинов с внучкой, 1927 г.

10. Сапожник
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

11. Ходячая пианола
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

12. Самые большие руки
Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.
В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а именно ботинки на кнопках он любил носить), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце...

13. Зачем?
Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:
- Почему маэстро так скромно одевается?
- Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.
Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.
И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:
- Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.
- Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.

14. Ох, уж эти папарацци!..
Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине.
Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения:
- Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...
Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"


15. Сенар

Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (СЕргей и НАталия Рахманиновы).


Композитор с женой

16. Верю в победу
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

17.
Мелодия популярной песни «All by myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Celine Dion, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.




Top