Испытание любовью в романе обломов кратко. Испытание любовью

Роман Гончарова «Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм. Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед. (Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.

Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Тест по произведению

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья.

Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает.

Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав.

Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались.

Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.

Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова.

Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод.

Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно».

Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

«Обломов» повествует о жизни со всеми её сложностями и хитростями. По сути, это роман о судьбе человека, который вызывает у читателя симпатию, жалость, иногда презрение. На долю Обломова выпало множество испытаний, раскрывающих его характер. Однако наиболее отчетливо внутренняя его сущность проявляется через сильнейшие душевные переживания, вызванные любовью.

Характер главного героя формировался в так называемой атмосфере «обломовщины». Все его задатки и возможные склонности подавлялись с детства под воздействием этого явления. Таким образом, будучи взрослым, он был безвольным, нерешительным, ленивым, бесхарактерным, а порой и эгоистичным. Ведь в родной Обломовке все за него делали сердобольные нянечки и заботливая мама. Впоследствии­ эта несостоятельность и безынициативность проявляются во всех сферах героя, а более всего в любви.

Не считая всех юношеских увлечений героя, настоящая любовь его посещает, когда он знакомится с Ольгой Ильинской – натурой цельной, сильной и прямолинейной. Его покоряет поэтичность и чувственность девушки, которой удалось не только поднять Обломова с кровати, но и вызвать его интерес к окружающей действительности. После знакомства с Ольгой он начинает по-другому смотреть на мир, читать книги и газеты, выходить в свет, следить за своим внешним видом.

Однако, как оказывается, эти изменения являются только внешними. Ничто не в состоянии изменить его лени душевной. Даже это прекрасное чувство, которое наполнило его сердце теплом и лицо счастьем, быстро наскучивает ему, и он постепенно возвращается к своему привычному образу жизни. В своём письме к Ольге он откровенно говорит о­ своей духовной слабости, безвольности и неисправности.

После этого чистосердечного признания ему становится легче на душе, как будто снял груз с плеч. На самом же деле, он поставил крест на своих чувствах. «Обломовщина» вновь начинает поглощать его, помогая ему скатиться ещё ниже. Он теряет всякое самоуважение к себе, которое на время всколыхнула в нём Ольга. В итоге у читателя герой романа начинает вызывать не только сочувствие, а жалость и презрение.

С достоинством принимает этот удар Ольга. Несмотря на то, что она очень разочарована в провале своего плана оживить Обломова, сделать из него человека, она находит в себе силы расстаться и двигаться дальше. Свой идеал она находит позже в лице Штольца , человека рассудительного, активного и уверенного в себе.

А причиной всех бед Обломова принято считать «обломовщину». Именно она искалечила его душу и убила в ней любовь. Он не смог перенести это испытание любовью. Более того оно имело ужасные последствия и со временем привело в духовной, а затем и физической гибели героя.

Многие герои русской литературы проходят испытание любовью. Гончаров включает два круга испытаний Обломова: любовь к Ольге и мирная жизнь с Агафьей Матвеевной.

Ольга Ильинская. Имя Ольга предположительно от скандинавского - «святая, несущая свет». Имя первой русской святой – княгини Ольги. Философ Павел Флоренский, впервые попытавшийся обнаружить некие общие черты, объединяющие носителей этого древнего имени, писал: «Раз направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающих, ни себя, почти до самопожертвования». Неслучайно и создаваемое повторением звуков «о» и «л» созвучие имени возлюбленной главного героя романа с его собственной фамилией. Фамилия возлюбленной Обломова отнюдь не случайно по своей форме представляет притяжательное прилагательное, образованное от имени Илья. По замыслу судьбы, Ольга Ильинская предназначена Илье Обломову – но непреодолимость обстоятельств развела их. В описании этой героини весьма часто повторяются слова гордая и гордость, напоминающие о другом персонаже романа, за которого она впоследствии и выйдет замуж, превратившись из Ольги Ильинской в Ольгу Штольц: «Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; она смотрела на него со спокойной гордостью; оскорбленная богиня гордости и гнева; в глазах самолюбивой, гордой Ольги...»

С первых строк описания Ольги автор подчеркивает самобытность ее характера, своеобразие ее красоты, глубину натуры. В ней не были ни тени светского кокетства, наигранности, фальши. Не случайно Гончаров включает в роман исполнение Ольгой каватины Нормы «Casta diva»: мелодия исполняется героиней, переживающей сложную душевную драму, пророчествующую недалекую трагическую развязку. Ольга в этом исполнении раскрывается как натура сложная, душевно тонкая (иначе не смогла бы передать все нюансы чувства Нормы), глубокая, сильная. Этим музыкальным выбором подчеркивается некоторая избранность Ольги, ее «лица необщее выраженье», поскольку каватина Нормы является очень сложной, ее исполнение – вершина певческого искусства.

Ольга в любви к Обломову. Обломова Ольга полюбила всей силой первой любви, она расцвела рядом с ним, повзрослела, обрела мудрость: «Ольга расцвела вместе с чувством», «Ольга жила и чувствовала жизнь только вместе с Обломовым», «она как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам». В отличие от Обломова, Ольга не боялась любить, ее не страшили возможные драмы, неожиданности, она вся отдалась любви и жила ею, не омрачая счастье страхами и сомнениями. «У меня достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь», - смело говорила она в ответ на сомнения Обломова. «Не сомневайтесь же», - произносила Ольга, но в ответ слышала: «Не могу не сомневаться». Ольга не просто любила Обломова – она понимала его, об этом говорит эпизод с письмом: не только слабость и сомнения увидела Ольга в письме Обломова, но и его нежность, заботу о ее счастье, его страх того, что не сможет сделать ее счастливой. Можно заметить особую лиричность эпизодов, посвященных описанию взаимоотношений Ольги и Обломова, значимую роль пейзажных описаний в создании поэтической атмосферы.

Ольга меньше всего похожа на обещанную нянькой в жены Илье Ильичу «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», которая, как известно из старинной народной сказки, была не женой, а матерью богатыря. До некоторой поры Ольга принимала Обломова таким, каким он был, вернее, старался быть рядом с нею, она ценила его «голубиную нежность», «честное, верное сердце», верила, что сможет изменить саму натуру Обломова, навсегда излечить его от «обломовщины». В любви Ольги было не только сердце, но и разум, заставлявший ее идти к поставленной цели. В любви к Обломову Ольга не просто взрослела как личность, но и самореализовывалась, воплощала свой замысел. Вероятно, это также стало причиной разрыва отношений: любовь не терпит малейшего проявления самолюбования и самоутверждения за счет любимого человека. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер («ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем»), её чувству не хватало непосредственности, естественности. Навсегда прощаясь с Обломовым, Ольга чувствует безмерную боль, страдание, мы видим ее душевную усталость, однако и нежность по отношению к Илье Ильичу, благодарность за то, что он был в ее жизни. Ольга узнала рядом с Обломовым не только горечь разочарования и потери надежд, но и счастье – и это навсегда осталось с ней.

Обломов в любви к Ольге. Весь роман строится вокруг попытки пробуждения и возрождения Обломова любовью к Ольге; попытки, содержанием которой становится борьба с самим собой, целью – преодоление обломовщины в себе самом. Ум, простота, естественность, душевная тонкость, одиночество среди тех, кто их окружает, умение чувствовать прекрасное в природе, человеке, искусстве было созвучно в Обломове и Ольге, а потому их любовь вспыхнула не случайно. Их соединила невидимыми нитями музыка: именно в присутствии Обломова и для него Ольга пела так, как никогда. Это «ах» Обломова после ее пения ценнее и значимее для нее любых комплиментов, не случайно Ольге хватило мимолетного разговора с Обломовым, чтобы сказать ему: «Вы истинно любите музыку». Их любовь стала духовным соединением двоих: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением», «Что теперь чувствуешь? – спросил он. - То же, что ты», - отвечала она».

Любовь обнаружила то лучшее, что было в натуре каждого. Стихия любви в жизни Обломова становится созидательной, преобразующей. В Обломове зажегся яркий свет, который, вероятно, пылал в нем только в юности: он забыл свой халат, с упоением начал читать книги, на которые указывала Ольга, преобразился даже внешне. «Обломов сиял. У него закипела кровь, глаза блистали», «он вдруг воскрес… заиграли краски на щеках, задвигались мысли, в глазах сверкнуло желание и воля», «гордость заиграла в н6пм, засияла жизнь», «у него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья».

Были в этой любви аромат сирени, радость взаимопонимания, слезы счастья – однако всё это стало затухать, когда закончилось лето. Так же, как летние краски, что-то в любви Обломова «поблекло, отошло». Огонь зажегся в душе Обломова, но не мог гореть долго, герою Гончарова свойственно было мягкое, тихое сияние, а не пламя страсти. «Ах, если б этот же огонь жёг меня, какой теперь жжёт – и завтра, и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!» Жить всегда в таком пламени – значит изменить себя, свою натуру полностью, этого Обломов не смог сделать. Нежность и чистота чувства, искренность и бескорыстие сочетаются в Обломове с постоянным сомнениями в любви Ольги и в своем праве на счастье с нею. Строки в письме Обломова к Ольге: «Мне к лицу покой, хотя и скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь», - отражают не слабость, а честность, умение открыто смотреть правде в глаза. В любви Илья Ильич хотел видеть покой и замирание, а она оказалась неостановимым движением, «претрудной школой жизни». Обломов считал любовь своеобразной «обломовской утопией», мечтал буквально скрыться в ней, как в «благословенной Обломовке». Отнюдь не случайно в мечтах, как пишет Гончаров, Илья Ильич представляет себя гуляющим с Ольгой по саду именно в Обломовке. Мифическая Милитриса Кирбитьевна воплощает идеал жены-матери, Ольга – жены-подруги, равной; для первой можно оставаться окружаемым повседневной заботой любимым ребенком, рядом с другой необходимо непрерывно трудиться, самосовершенствоваться, расти; первая обещает желанный покой, вторая требует беспрерывного движения. «Зачем она любит меня? Зачем я люблю ей? Зачем мы встретились? И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?», «а не ошибка ли вся их любовь?», «А я думал, что любовь, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничего не двигнется и не дохнёт в её атмосфере: и в любви нет покоя, и она движется всё куда-то». В любви обломов хотел видеть замкнутость круга, а она оказалась неостановимым движением. Ольга – деятель, в то время как Обломов – созерцатель.

Последнее свидание Обломова и Ольги было в одинаковой степени тяжело для обоих. Ольга отказывается от того Обломова, которого любила, она произносит жестокие слова: «А нежность… где её нет». После этих слов «у Обломова подкосились ноги», однако Ольга сама оплатила право сказать так высокой ценой. Всю глубину ее боли и усталости показывают детали: «Ольга как будто немного постарела», «она походила на раненого, который зажал рану рукой, чтобы досказать, что нужно, и потом умереть». В момент решительного разрыва, когда позади «сирень, аллея», письмо Ильи Ильича и недостает лишь последней точки, Обломов восклицает: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего». «Нет... нет...» - ответ Ольги. Однако последнее «нет» нашел в себе силы сказать Обломов – и это Поступок.

Обломов и Агафья Матвеевна. Совсем по-иному относится к Обломову вдова Пшеницына: ее любовь всепринимающая и абсолютно нетребовательная.

Круг жизни Обломова, из которого он не смог вырваться, замкнулся на Выборгской стороне, в тихой, материнской любви Агафьи Матвеевны. Основа фамилии Агафьи Матвеевны Пшеницыной напоминает о бытовом, земном начале: пшеница вызывает ассоциацию со словом хлеб – символом жизни. Агафья Матвеевна, ставшая матерью сына Ильи Ильича Обломова, оказывается прямо причастной к продолжению рода Обломовых (бессмертию самого героя). Имя простонародное, ведущее свое происхождение от греческого «хорошая, добрая». Эпитет «добрая» чаще всего повторяется в описании этой героини. Кроме того, звучание имени Агафья вызывает ассоциации с древнегреческим agape, обозначающим особый род любви – самоотверженной и преданной. Отчество Матвеевна столь же неслучайно: во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, этимология имени Матвей (Матфей) – «дар Божий». Агафья Матвеевна послана Обломову как дар, как воплощение его мечты о покое. Имя героини напоминает и о детской мечте Обломова «жениться на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне» из няниных сказок о волшебной стране, «где нет забот и печалей». Сходны отношения к Обломову Агафьи Матвеевны с материнским чувством к маленькому Илюше.

Агафья Матвеевна – женщина недалекая, наивная, но в ней нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: «В канцелярии... Где мужиков записывают... я всё забываю, как она называется» - и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание.

Хлопоты по хозяйству, однообразная, какая-то даже механическая жизнь - и в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный «барин», непохожий ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего «мелкой, деловой прытью», ни на братца с трясущимися, красными руками. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать «покой и удобство Ильи Ильича» для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она раз и навсегда приняла Обломова с его апатией и ленью, полюбила его таким, каков он был. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит – полно, есть ли у него недостатки?).

Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчемным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьет кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьет, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти («как у графини какой-нибудь»), и «ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо». Трогательно заботится о нем Пшеницына и в счастливые, и в несчастливые дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Агафья Матвеевна видела свое счастье просто в том, что была рядом с ним, заботилась о нем, могла для него жить, растила его ребенка. Её любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал, - плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства. Именно на Выборгской стороне Обломов нашел свою утерянную Обломовку, именно рядом с Агафьей Матвеевной почувствовал тихий свет любви, а не требовательное и губительное для его натуры пламя страсти.

Деятельный Штольц видит во всем этом «грязный быт» и «удушливую атмосферу тупоумия». И Обломов порой «просыпается», оглядывается – горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путем. Штольц и Ольга придумали ему «крылья», а на выдуманных крыльях не взлетишь. В Обломове появляется решимость, которой не было никогда, именно в разговоре о своей жене. «Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? Как ты пал! Эта женщина...что она тебе...

Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!»

Пшеницына после смерти Обломова живет в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца, живет, ясно осознавая, что её жизнь «просияла», что никогда не вернется к ней радость. Именно ее самоотверженная, нетребовательная, бескорыстная любовь к Обломову дала ей смысл жизни: «На всю ее жизнь разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет. Теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

Финал жизни Обломова. Если книжная, «идеальная» любовь Ольги заставляет Обломова на время проснуться, помолодеть, то самоотверженная любовь Агафьи Матвеевны успокаивает и усыпляет героя окончательно. Это ещё раз подтверждает замкнутый круг Обломова: покой-пробуждение-покой. С одной стороны, Гончаров «приводит» своего героя к ранней смерти, с другой – сглаживает драматизм этого ухода: после Обломова остается маленький сын, сияние души Обломова отразилось на жизни всех героев романа (Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны), и сама смерть Обломова – словно сон, тихая, лишенная страданий. Финальные строки романа еще раз подчеркивают, что жизнь Обломова прошла не напрасно, что в этом образе писатель обнаруживает не столько конкретно-исторический тип барина середины девятнадцатого века, сколько один из русских национальных типов мягкого, душевного созерцателя.

1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.




Top