Издавался ли журнал курочка ряба. Курочка ряба живет и в наше время

На самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Она - образец "цепочной" сказки. В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Полтавская обл.
Дид и Баба


Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: "Чого ты стрекочешь?", "Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: "Чого ты листья поопускав?" "Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: "Чого ты рыужки позбивав?" "Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: "Водо, водо, чого ты кровью стала?" "Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: "На що ты видра побыла?" "Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: "Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?" "Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав, попаддя проскурыц повыкидав.

(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них
курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!"
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, поподья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!"
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: "Что же сделалось?" Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет
Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Харьковская обл.
Про курочку рябу

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять.
Стоит дуб. "Двери, двери, що вы рыпите?
"Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля.
"Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав.
Иде баран воды пыты: "Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?" "Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав.
"Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв.
Прийшов баран до рички.
"Баран, баран, щ ты рогы позбывав? "А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. "Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала.
Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: "Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?"
"А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла.
"Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла.
Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. "Чого ты, пыта, посуду побыла?
А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже:
"Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала.
Приходе пип: "Що це ты наробыла?
"А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав.
"Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.

(Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890.)

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

Курочка Ряба снесла, как ей и положено по сказочному сюжету, золотое яичко. А дальше никаких сказок – один крутой реализм, столь хорошо знакомый читателям и почитателям Анатолия Курчаткина. Золотая лихорадка по Джеку Лондону – с ночной пальбой и нападениями на инкассаторов – что ни говорите, не самый традиционный сюжет для российской сельской глубинки. Но трясет-то эта лихорадка героев вполне нашенских – сочных, гоголевских, знакомых до боли… Ни один из них не выйдет без потерь из битвы за золотые скорлупки.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курочка ряба, или золотое знамение (Анатолий Курчаткин, 2005) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

история, действительно имевшая место

История этой «истории, действительно имевшей место», началась задолго до того, как она появилась на свет. Ее повивальной бабкой оказалась другая история – приключившаяся с моей пьесой «Бабий дом».

Я писал пьесу «Бабий дом» летом 1982 года в Коктебеле, живя там в писательском доме творчества, который своим местоположением, как и территорией, обязан Максимилиану Волошину. Духом этого замечательного поэта Серебряного века и его товарищей, некоторые из которых, бывало, чуть ли не месяцами жили в его гостеприимном доме, напоено там все, и, наверное, этот невидимо витающий над теми местами дух искусил меня оставить рукопись начатого в Москве рассказа невынуто лежать в чемодане и вместо того, чтобы отправиться в привычное путешествие по освоенной территории прозы, ступить на неведомую мне прежде землю драматургии. Обитатели Серебряного века любили неизведанное, нехоженные тропы были для них куда привлекательнее натоптанных дорожек регулярного парка.

Я отправился в местный поселковый магазин, купил там две 48-страничные школьные тетради – и пустился в путешествие по terra incognita. И тогда, и сейчас прозу я пишу на отдельных листах бумаги, и иначе не получается, а пьеса у меня сразу же запросила для своего возникновения иных условий. Эти условия оказались куда как выгоднее тех, что требовала для себя проза. Вместо письменного стола, по всему просторному полю которого должны сложным узором лежать страницы уже написанные, страницы будущие, а посередине их – страница, что пишется, мне оказалось вполне достаточно двух стульев: один – чтобы сидеть на нем, и другой – чтобы положить на него ноги; тетрадь, в свою очередь, с возникающим в ней текстом пьесы вполне довольствововалась моими коленями. Самое же главное, отсутствие нужды в столе превратило меня в вольного человека – я мог писать, сидя на веранде своего номера, не заходя в комнату часами, мог писать, снеся стулья с веранды и поставив их прямо на землю под цветущие кусты жасмина, мог, наконец, писать на пляже, для чего не было нужды даже в стульях – хватало и обыкновенного решетчатого лежака. В день приезда я начал пьесу, в день, когда срок путевки закончился и предстояло вечером сесть в поезд, иначе говоря, спустя двадцать четыре дня, пьеса была закончена.

Судьба ее, когда она по моему возвращению в Москву оказалась перепечатана и приобрела вид машинописи, обещала быть упоительно счастливой. Первый же театр, в который я ее снес, вырвал у меня пьесу из рук и принял к постановке. И был это не какой другой, как Малый театр. Автор заключил договор, получил аванс, встречался с режиссером, обговаривал с ним нюансы будущей постановки, встречался с художником и обсуждал выклеенный тем из картона макет сценической обстановки.

Увы! Розы прекрасны, и аромат их чуден, но зачем-то же даны этому великолепному цветку шипы. Кто сейчас помнит о постановлении ЦК КПСС касательно Белорусского театра оперы и балета? И специалисты театроведы вспомнят не сразу. А я помню. Недолго руководил страной тов. Андропов, чем и запомнился большинству народа, так тем, что велел в дневное время прогонять народ с улицы на работу, а мне запомнился еще и тем, что не дал этим своим постановлением поставить «Бабий дом» в Малом театре. Мало ли что речь там шла о Белорусском театре, да еще оперы и балета. Руководителям всех прочих театров было понятно: что сказано об одном, то относится и ко всем другим. А о Белорусском театре оперы и балета было сказано, что они должны крепить идейность, выбирать большие, созвучные эпохе темы, ну и так далее и так далее – то ли осенью 1982 года это было, то ли в самом начале 1983-го, кто хочет точно проверить формулировки, может поднять подшивку «Правды» и посмотреть. «Бабий дом» уже одним своим названием вставал поперек магистрального пути, намеченного постановлением ЦК. Театр, гнавший лошадей, стал осаживать их, на смену умершему Андропову пришел новый генсек, Черненко, эпоху которого, всем было ясно, вообще надо просто пересидеть замерев, нигде никак ни в чем себя не подставив, – лошади оказались выпряжены, никто ни о какой постановке спектакля по «Бабьему дому» уже и не заикался.

Я понял, что ни в Малом, ни в каком другом театре мне ничего не светит. А жалко мне было хоронить своих героев (в основном героинь!) в архиве. Почему они должны были погибать бесславной смертью из-за этого дурацкого Постановления? Я решил дать им шанс выжить. Так пьеса, знавшая до этого лишь мои колени, оказалась у меня на столе и спустя какой-то срок, ощутимо больший, чем месяц, за который родилась в Коктебеле, она превратилась в повесть.

Повесть «Бабий дом» появилась в журнале «Октябрь» в шестом, июньском номере за 1986 год. А спустя некоторое время у меня раздался звонок с «Мосфильма», из творческого объединения Георгия Данелии: а не хотите ли, господин писатель, продать нам права на этот ваш «дом», а мы сделаем из него фильм. Как шило, сунутое в мешок, пьеса, упрятанная мной в прозаическое повествование, вылезла наружу, и профессиональный взгляд, упав на это «шило», тотчас определил, что оно собой представляет и каковы его возможности.

Конечно, я хотел не права продавать, а сам делать сценарий, тем более что не было никакой нужды драматургически выстраивать материал, все практически готово, но кино – это свой мир, чужие там не ходят, и я не стал слишком упорствовать в этой тяжбе: я, не я. Все же повесть изначально родилась на свет совсем не с прозаическими признаками, и мне очень хотелось увидеть ее в том облике, в каком она была изначально задумана, пусть и несколько видоизмененном.

В 1989 году поставленный по повести «Бабий дом» фильм «Ребро Адама» вышел на экраны.

И в том же году творческое объединение «Ритм» Георгия Данилии, пусть и не считая автора «Бабьего дома» вполне своим, но все же и не числя уже совсем в чужих, пригласило меня принять участие в закрытом конкурсе на сценарий для комедийного фильма, который объединение проводило вместе с Центральной сценарной студией тогдашнего Госкино СССР. О, чары кинематографа! Мало было раку-отшельнику его выхода из своего уединенного обиталища в театральный омут, ему захотелось нырнуть с головой и в омут, что помутнее всякого театрального.

В общем, автор принял предложение, сочинил заявку, заключил договор, получил аванс, после чего принялся и за сочинение самого сценария. Ему это было нетрудно делать. Во-первых, он опять сочинял не за столом, а на коленке, хотя уже и не в Коктебеле. А во-вторых, и это главное, у него уже года три болтался в записной книжке среди прочих сюжетов один, с которым он не знал, что делать. Как-то этот сюжет не укладывался в собственные представления автора о себе. Автор не знал, с какого боку его ухватить. Какую форму ему придать. Предложение написать сценарий тотчас придало этому сюжету форму. Автор взял его за бока, и они к обоюдному удовольствию завальсировали с сюжетом от эпизода к эпизоду, от сцены к сцене – и так до самого финала. К установленному студией сроку сценарий под названием «Курочка ряба» был готов и с количестве четырех экземпляров сдан куда следовало.

Все это, в известной мере, предисловие к истории, что приключилась с «историей, действительно имевшей место». Собственно история «истории» начинается с этого места.

Не знаю, что тому было причиной, скорее всего, время, что меняло ландшафт жизни буквально на глазах, но конкурс был странный. Мало того, что кроме членов жюри, сценарии читали еще некие «эксперты», но и вообще круг лиц, которые имели к сценариям доступ, оказался необычайно широк. Помню, конкурс еще шел, а мне уже звонили из Минска, с «Беларусьфильма», спрашивали, не отдам ли я сценарий им. Отдать я не мог, я не был хозяином сценария, я был лишь автором, а хозяином – «Мосфильм» в лице данелиевского объединения.

Однако же, судя по всему, объединение все больше и больше теряло всякий интерес к конкурсу. Меняющийся ландшафт жизни заставил и объединение изменить свои планы. Итоги конкурса, сроки которого сначала все продлевались и продлевались, так никогда и не были подведены; а с концом Советского Союза стало окончательно ясно: новая жизнь – новые песни.

Но мне, как и в случае с «Бабьим домом», отнюдь не хотелось расставаться с моей «Курочкой». Собственно, раз новые песни – так новые, я бы и расстался, но я с потрясением увидел, что мое аллегорическое предсказание, сделанное в сценарии, сбывается в жизни. И я вновь оказался со своим драматургическим сюжетом за столом.

Через некоторое время прозаический текст «Курочка ряба, или Золотое знамение» существовал уже в машинописном виде, и я отнес его в журнал, где обычно печатался в те годы и который даже заранее проанонсировал публикацию.

Проанонсировать-то ее он проанонсировал, но когда в редакции прочли «Курочку», то в публикации мне было отказано. «Знамение» оказалось несозвучным времени. Нет, цензура уже была отменена, цензура тут была ни при чем. По российской земле семимильными шагами шествовала новая жизнь, прекрасное, светлое будущее расстилалось впереди, обещая райские кущи, а «знамение», мягко говоря, этому мнению не соответствовало. И в другом «демократическом» журнале отказались его печатать, и в третьем. Я начал искать возможность передать рукопись легендарному Володе Максимову, для его «Континента», однако во время этих «исканий» выяснилось, что он приостанавливает издание журнала и дальнейшая судьба «Континента» пока неизвестна. Я уже стал думать, что моей «Курочке» так и предстоит обрести покой у меня в архиве среди рукописей.

И в это время в Москве появилась Екатерина Самсонова-Брейтбарт, сестра Максимова. Но не как сестра, а как главный редактор «Граней», издававшихся во Франкфурте-на-Майне небезызвестным Народно-трудовым союзом. Сегодня я ей дал машинопись, через день мы уже разговаривали о практической стороне дела. Вопрос о публикации упирался лишь в размеры. «Грани» могли позволить себе напечатать всего пять авторских листов, а в «Курочке» было около десяти.

Тем не менее я принял это условие. Резать – не писать, а самое главное – в новой России мне негде было ее напечатать! В № 170 «Граней» за 1993 год, урезанная едва не до размеров сценария, «Курочка» явила себя миру.

Она явила себя миру, и я, как это уже было в свою пору с «Бабьим домом», счел историю «Курочки» исчерпанной. Издать ее книгой нечего было и мечтать: издательская индустрия лежала в руинах, отечественных книг почти не выходило.

А в 1994 году на российские экраны вышел фильм с тем же названием, что было в свою пору у моего сценария, – «Курочка ряба». Но я не имел к фильму никакого отношения. Сценарий снятого фильма написал совсем другой человек, автор довольно многих сценариев к комедийным фильмам, общего между нами было лишь то, что и я, и он носили бороду, а кроме того, и у меня, и у него к тому времени бороды уже порядком поседели. Высказывать какие-либо обвинительные предположения я не чувствую для себя возможным. Мало ли что какие-то сюжетные ходы совпадают. А уж о названии и говорить нечего: и у моей книги, и у того фильма название далеко не оригинальное. Правда, в этом и смысл…

Ну а потом так получилось, что я забыл об этом своем тексте. Не знаю, как другие писатели, а я в те годы был со своим народом: ложась спать, не знал, что буду есть завтра. (Тогда-то я и понял этимологию слова «завтрак»: «Будет ли у нас завтра стол?» – ломал себе голову, укладываясь спать, в голодные годы глава семьи). Нужно было выживать – и я выживал. Потом настало время большого романа, в котором я утонул на несколько лет, вынырнул – и нырнул в новый. Нет, раз-другой в год я, конечно, вспоминал о «Курочке», думал, надо бы перечитать, может быть, что-то освежить, но когда с руками-ногами сидишь в большой работе, то ни на что прочее уже недостатет сил.

Так и лежала моя «Курочка» у меня в архиве: заявка на сценарий, сам сценарий, прозаический текст, сокращенный вариант – целая гора папок. Но забыл ты – помнят другие. «А вот была у вас такая вещь в „Гранях“… – напомнил мне издатель, а тут как раз окно в работе, и я полез разыскивать папки с этой вещью, и нашел, и перечитал.

Перечитал – и поразился. Я-то думал, надо бы что-то переделать, освежить, подправить, но, оказывается, нет! Ни слова, ни полслова – ничего! Все, что было написано тогда, – все это словно о нынешнем дне. Без всяких изменений. Один к одному. Или я в самом деле оказался провидцем?

Конечно же, печально, если так. На самом деле я бы предпочел ошибиться.

Но как бы то ни было, вот она, эта «Курочка ряба», в своем истинном, исконном виде. Какой была задумана назад двадцать лет, какой пятнадцать лет назад написалась. Мой издатель, прочитав ту старую правленую машинопись, извлеченную из архива, и отправляя ее на сканирование для подготовки в набор, подтвердил: будто написана только что, все один к одному.

Думаю, издатель тоже предпочел бы ошибиться. Жаль, что нет. Но автор как сочинитель не может вместе с тем скрыть своей авторской гордости.

Анатолий Курчаткин

Из всего обилия русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Безусловно, это «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Знают-то эти сказки все, а вот понимают ли?

Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений», или ««Колобок». Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет – пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.

Ну что же, давайте посмотрим – какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.

«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)

Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания.... Александра Николаевича Афанасьева – русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.

Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».

У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя... вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.

Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику – такой народный «черный юмор».

Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие – и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.

Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание – они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?

После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.

И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«...Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».

М. Черненко ««Курочка Ряба» и «Репка»»:
«Мышка – это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».

М. Вигдорчик «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей – это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. ...дед и баба бьют яйцо. Бьют – воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Психолог Е. Веременко:
«Если именно «Курочка Ряба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу – «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка – это конечно же сказочное забавное допущение – эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо – с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.

Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».

Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.

«А вот представим себе:
«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко – яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли».
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор – вреден он советскому ребенку или полезен – на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации – Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения – мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям...

Стоял возле речки завод, и случилась на нём авария. И что-то ядовитое в речку утекло. А рядом деревня была, и люди ничего про аварию эту не слышали. Сами пили воду из речки, и коров своих поили, и собак, и кур. С людьми-то ничего страшного не случилось. И некоторые животные становились странными...

Жили в той деревне дед и баба, и была у них курочка Белоснежка. Как снег белая, и яйца несла белые, крупные и очень вкусные. Как-то попила она воду из речки, а наутро дед с бабой перепугались: подросла их курочка и сделалась пёстрая. И серые, и рыжие, и чёрные перышки у нее появились. Глянулась она в бочку с водой и чуть в обморок не упала.

— Какая же я теперь Белоснежка! Я Ряба!

— Ох! — Дед за голову схватился. — Курица заговорила человеческим голосом!

Тут на шум мышка из-за печки выглянула. А баба как заголосит:

— Дед, ты на мышь посмотри! Она же с кошку размером!

Мышь потрогала себя за бока и засмеялась:

— А я-то думаю, что это мне за печкой так тесно стало!

Надо же! И мышь заговорила! Дед с бабой хотели из дома бежать, но курочка предупредила:

— Кажется, я сейчас снесу яичко. Если вы убежите, мышь его слопает.

— Подождём, — прошептала деду баба. — Любопытно, какое яйцо снесет наша Ряба-Белоснежка? Белое или рябое?

И они остались. А курочка села в гнездо и снесла большущее белое яйцо — почти как страусиное.

— Какая яичница получится! — обрадовалась баба. И за сковородой полезла.

Яичница удалась пышная, аппетитная и ароматная. Дед с бабой ели-ели, да не осилили. Отдали мышке, что осталось. Мышь всё доела и тарелку вылизала.

— Спасибо, — говорит, — дед и баба! Спасибо, курочка Ряба!

Дед с бабой посмотрели, какая мышь вежливая, и решили её не прогонять. Так и стали вместе жить-поживать.

* * *

Кормила как-то баба курочку и в кормушку уронила своё золотое колечко. Курочка склевала его и закашляла. Мышка спрашивает:

— Ряба, ты простыла?

— Подавилась чем-то, — отвечает курочка. — Камушек, наверное.

А вечером села в гнездо и снесла новое яичко. Золотое!

Мышка позвала бабу с дедом, стали они яйцо необыкновенное рассматривать и удивляться.

— Как же такое у тебя получилось? — дед интересуется.

— Наверное, из-за того, что я какой-то камушек утром проглотила, — пожаловалась Ряба.

А бабка увидела, что кольца на пальце нет, и всё поняла.

— Что за чудесная у нас курочка, дед! Она съела маленькое колечко, а получилось большое золотое яйцо! Вот продадим его — и богатые будем!

Не поверил дед. Своё кольцо снял и курочке даёт.

— Ешь, — говорит. — Проверить надо.

Ряба проглотила, а наутро новое золотое яйцо снесла.

Заплясали от радости баба с дедом, и мышка с ними заодно. А потом дед завернул оба золотых яйца в телогрейку и понёс к богатому соседу. Этот сосед покупал у жителей деревни молоко, овощи, фрукты и во-зил в город. А там продавал всё горожанам очень дорого, поэтому у него было полно денег, самый высокий в деревне дом и самая быстрая машина.

Как увидал богач золотые яйца, деда схватил за плечи и спрашивает:

— Откуда такое добро взял?

— Клад нашёл, — сказал дед. Совсем не хотелось ему про курочку чудесную рассказывать, потому что богач был жадный и вредный.

Не поверил деду богач, но денег заплатил ему много. А сам решил разведать, откуда у деревенских пенсионеров такие сокровища.

* * *

На деньги от проданных яиц дед с бабой сделали в доме ремонт. Большой телевизор купили и много всяких полезных вещей.

Мышка всё росла и росла, размером стала с бульдога, поэтому ей сделали во дворе конуру с кондиционером.

А с курочкой дед и баба как с принцессой обращались. В гнездо ей подушечку положили, вкусностями и витаминами кормили. Когда телевизор смотрели, брали Рябу с собой на диван, чтобы она тоже кругозор расширяла. Очень нравились курочке мультфильмы. Она даже спорила с дедом, если он хотел на футбол переключить. И дед ей уступал, потому что если бы не золотые яйца - не было бы в доме и телевизора.

А богач всё вокруг их дома шнырял, в окна заглядывал, к калитке подкрадывался. Мышка думала, что это вор, и гавкала на него грубым голосом. Сосед побоялся злого пса, но придумал хитрость.

Встал он на улице за деревом. А когда дед мимо проходил, вышел богач навстречу, словно нечаянно. И они столкнулись. Хитрый богач уронил свои золотые часы на землю и незаметно раздавил их каблуком. И заплакал:

— Ах ты глупый дед! Куда так несёшься? Ушиб меня, да ещё мои любимые часы растоптал! Ах, ах, мои часики!

Дед поверил, что сам раздавил часы соседа. Жалко ему стало богача, и говорит он:

— Я попробую их починить!

— Да разве ты сможешь? Такие красивые часы! Ах! Такие дорогие!

— Попробую, — повторил дед, забрал часы разбитые и домой пошел. А богач — потихоньку за ним. И в окошко стал подсматривать.

Показал дед часы курочке.

— Ряба, проглоти это, пожалуйста! — И рассказал ей, как соседскую вещицу случайно испортил.

Задумалась курочка.

— Проглотить могу, а что получится, не знаю… У меня же в животе не сидит часовщик!

Но все-таки согласилась. Один винтик за другим, склевала она то, что от часов осталось. Села в мягкое гнездо и сосредоточилась.

Дед с бабой спать пошли, мышка в конуре уснула, а богач так и стоял до утра, в щёлку между занавесками подсматривал.

И вот на заре сошла Ряба с гнезда и закудахтала.

Вскочил дед, вскочила баба, мышка в дом прибежала. Богач под окошком рот открыл: в гнезде лежал красивый, овальный, как яйцо, будильник! В десять раз больше, чем разбитые часы, весь из чистого золота! Золотые стрелки, золотой ключик для завода, и кнопочка сверху золотая!

— Вот это курица!!! — завопил богач.

Вбежал он в дом. Дед ему будильник протягивает, а богач отмахивается:

— Забери себе! А мне курицу свою продай!

— Не продаётся наша курочка, — в один голос сказали дед, баба и мышка.

Но жадный сосед никого слушать не стал — схватил курочку вместе с гнездом и побежал как угорелый к себе домой.

Гнался дед, гналась баба, гналась мышка — не смогли догнать. Захлопнул богач за собой железные ворота с видеокамерой и сигнализацией — только его и видели.

* * *

Дома у богача три телевизора, три холодильника, электрическая печь и вся мебель заграничная. На каждой двери по три замка, на каждом окне металлические жалюзи. Заплакала курочка:

— Отпусти меня домой, к деду, к бабе, к мышке!

— Разве я злодей? — заулыбался богач. — Конечно, отпущу! Только сначала снеси мне полный сейф золотых яиц!

Посмотрела курочка — стоит в углу сейф больше, чем у деда с бабой холодильник. И заплакала ещё сильнее. А богач уже по комнатам бегает, золотые кольца, монетки, запонки собирает, перед бедной курочкой на ковёр сыплет. А потом ещё шкатулку притащил и из неё кучу драгоценных камней высыпал.

— Что ты! — взмолилась курочка. — Мне столько никогда не склевать!

— Склюёшь, — еще шире заулыбался богач. — Если домой вернуться хочешь — всё склюёшь, глупая курица.

Ряба очень-очень домой хотела. И начала клевать. Монетку за монеткой, камушек за камушком. А потом перестала.

— Не могу больше!

Богач принёс чашку с водой:

— А ты запивай, чтобы больше влезло!

Делать нечего, стала курочка запивать и снова клевать. Почти всю кучу склевала, одна монетка на ковре осталась.

— Доедай! — кричит богач.

— Не могу… Я объелась…

— А ну клюй!!! — заорал богач таким страшным голосом, что Ряба упала в обморок. Испугался тогда жадина, что курочка умрёт, начал водой на неё брызгать, в клюв ей искусственное дыхание делать. Еле-еле отдышалась Ряба.

— Ладно, не ешь больше, — разрешил богач. — Но к утру ты должна снести мне полный сейф золотых яиц!

И спать ушёл.

Вздохнула курочка и сосредоточилась.

* * *

Всю ночь дед, баба и мышка стучались в железные ворота, просили курочку отпустить. Но богач спокойно спал и видел во сне горы золотых яиц. А утром бросился глядеть, что у Рябы получилось.

Сидела грустная курочка на ковре, а перед ней лежало яйцо. Одно-единственное, хотя и крупное. И скорлупа его была не драгоценная, а самая обыкновенная. Остолбенел богач. А яйцо вздрогнуло, затрещало, скорлупа лопнула. И вылупился… белый птеродактиль!

— Что за гадость! — затопал ногами богач. — Ты слопала все мои драгоценности, а снесла только этого доисторического уродца?

Он был такой злой, что хотел тут же сварить из Рябы суп. Уже к ней потянулся, но маленький птеродактиль ка-а-ак клюнул его в руку!

Пуще прежнего взбесился богач и побежал за ружьём. А пока он бегал, птеродактиль увидел на стуле кошелёк богача. Проглотил и немножко подрос. Потом увидел китайскую фарфоровую вазу. Вмиг искрошил её клювом, а крошки съел. И ещё подрос.

— Сынок, — сказала Ряба. — Смотри, какая люстра на потолке.

Люстра висела хрустальная, большая, тяжёлая. Птеродактиль взлетел и склевал её всю. Такие уж у него были аппетиты.

И когда прибежал богач с ружьём, рядом с курочкой сидел здоровенный, белый как мел птеродактиль. Он тут же отнял длинным зубастым клювом ружьё и сжевал его, как карамельку.

— Прости меня, курочка! — задрожал богач. — Я вас выпущу, только не вели своему птенчику меня трогать!

Достал пульт и открыл все окна и двери.

* * *

Дед, баба и мышка очень обрадовались и растерялись, когда из окна соседского дома им навстречу вылетел настоящий птеродактиль. В лапах он аккуратно нёс курочку Рябу.

С тех пор жили-поживали вместе дед да баба, курочка да мышка, и с ними птеродактиль. Курочка назвала его Гошей. Гоша, хотя и ел всякую гадость вроде кирпичей и досок, оказался мирным и добрым. Он здорово притворялся мраморной скульптурой, играл с мышкой в прятки и ловил деду с бабой рыбу в речке. Речка, кстати, уже очистилась от заводских отходов, и странных животных в деревне больше не появлялось.

Курочка Ряба с тех пор несла только съедобные яйца. А золотые нести разучилась. Да и зачем? Её и так все любили.

Художник Максим Леонтьев


Подобный материал:
  • Конспект досуга фольклорная сказка «Курочка Ряба» , 28.75kb.
  • Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба… Замечательная сказка! Ловко сложена , 116.29kb.
  • 1 слайд. «Жили, были…», «В некотором царстве…» начинается сказка, начинается жизнь. , 74.75kb.
  • Театрально – речевой мини – проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба , 74.74kb.
  • Сценарий экологической сказки «Курочка Ряба на новый лад» , 65.85kb.
  • Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. , 665.04kb.
  • Не какая-то там обезьяна, которую прочат нам в предки, не собака друг человека, а именно , 47.47kb.
  • Комплексное питание в ресторане «Зимняя сказка» 2011/2012 , 38.84kb.
  • Зачем добрым молодцам сказки с намеком на ложь , 111.77kb.
  • Журнал издается с 1991 , 2949.78kb.

Городская научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Исследовательская работа на тему

«Курочка Ряба – сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал)»

Секция: информатика

Бобровская Наталия Сергеевна

Россия, г. Тольятти,

МОУ гимназия № 39, 5 «В»

Научный руководитель:

Малышева Елена Юрьевна, доцент кафедры информатики ТГУС

Учитель

Осипова Светлана Леонидовна, учитель информатики

Тольятти 2008

  1. Введение

Я, как и все дети, люблю сказки и компьютер. Практически любая сказка таит в себе скрытый смысл, который бывает, неясен и непонятен не только детям, но и взрослым. Я взяла сказку «Курочка Ряба», чтобы попытаться понять, какой в ней может быть смысл у разных народов. И, чтобы было интересно, собранный материал представила в виде научно-развлекательный мультимедийного журнала на компьютере.

Основной проблемный вопрос , который был поставлен – это какой смысл в сказке и совпадает ли он у разных народов и у разных категорий людей. Мне хотелось выяснить, какие варианты сказки есть у русских, белорусов, украинцев, остается ли основное содержание её неизменным, есть ли современные варианты сказки.

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась, прежде всего, к среде ВИКИ, и нашла в Википедии много интересных изложений сказки. Так возникла идея, собрать и сгруппировать информацию, сделать выводы и, используя технологию Flash, создать мультимедийный журнал, который потом разместить на школьном сервере и на школьном портале.

Цель данного проекта – создать научно-развлекательный мультимедийный журнал, в котором представить варианты сказки «Курочка ряба» и ее смысл.

Задачи проекта:

  • разыскать и сгруппировать варианты изложения сказки у различных народов;
  • взять интервью у различных категорий населения (служащих, инженеров, попутчиков, учащихся);
  • спроектировать электронную версию журнала и используя Flash-технологию, создать мультимедийный программный продукт.
  1. Курочка ряба – глазами детей и взрослых

    1. Как я представляю сказку в анимации

В разделе «Мультфильм» представлено классическое изложение русской народной сказки. Некоторые рисунки созданы в стандартном графическом редакторе Paint, некоторые на бумаге, а некоторые прямо во FLASH. По мотивам сказки в качестве приложения сделана игра, которая будет интересна дошкольникам.

На рисунках - внешний вид меню журнала, первого кадра анимированной сказки и кадры игры.

    1. О сказке и вариантах сказки

Общую информацию о сказке можно посмотреть из журнала по кнопке «О сказке». Выяснилось, что сказка имеет свой международный классификационный номер, а тот сюжет, который мы знаем – сокращенный детский вариант (из Википедии). Материал представлен в виде html-документа и имеет ссылку на дополнительный материал из викиучебника.

В разделе «Версии сказки» собраны варианты сказки, представленные в Интернете и в среде ВИКИ различными народами – русскими, украинцами, белорусcами и сказка современного автора в нескольких вариантах.

Если сравнить содержание сказок разных народов, то оно отличается только в деталях. Во всех вариантах присутствует повторение, концовки иногда отличаются.

Все версии представляют собой html-документы, которые открываются по гиперссылкам

    1. Интервью или мнения детей и взрослых

Как понимают смысл сказки дети и взрослые, я выясняла через интервью, предварительно подготовив текст вопросов.

Вопросы такие:

  • Как курочка Ряба, смогла снести золотое яйцо?
  • Зачем дед и баба били золотое яйцо, а не пошли на базар и не продали его?
  • Предположим дед и баба очень хотели есть. Зачем тогда они не сварили яйцо, а стали бить сырое об стол?
  • Почему яйцо не разбилось когда его били дед и баба, а когда мышка вильнула хвостиком, оно упало и разбилось?
  • Курочка случайно снесла золотое яйцо или специально, что бы дед с бабкой не смогли его разбить?
  • Какой философский смысл в этой сказке?
Интервью в журнале представлено в формате html и подключено к первой странице через гиперссылку.

На вопросы отвечали ученики музыкальной школы, где я учусь, мои одноклассники, преподаватели университета, где работают мои родители, попутчик в поезде, когда я ездила летом отдыхать.

Ответы на вопросы можно просмотреть по гиперссылкам

Я опросила 14 человек и попробовала сгруппировать их мнения. Выяснилось, что на некоторые вопросы мнения почти совпадают, а на другие распадаются на группы.

На основной вопрос - «Какой философский смысл в этой сказке?» - почти у каждого свое мнение или его вообще нет.

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что мнения о сказке практически не зависят от профессии и возраста, а на вопрос о философском смысле (намеке) сказки мнение у каждого свое. Хотя в целом можно сказать, что к сказке и взрослых, и – детей объединяет одно – сказка сказкой, но в ней намек – будьте умными, внимательными, не жадными и рассудительными.

Игра построена так же по мотивам сказки «Курочка Ряба». Она включает в себя 5 этапов.

Первый – успеть щелкнуть курочку Рябу, которая появляется в разных местах экрана на 1-2 секунды.

Второй этап – навести прицел на летящую с яйцом ворону и нажать клавишу «Пробел».

Третий этап – поймать яйцо, падающее по сложной траектории.

Четвертый этап – провести мышь через лабиринт, не задев стенки.

Пятый этап – щелчком убрать с экрана яйца в заданной последовательности.

Внешный вид сцены каждого этапа игры представлен в приложении.

Делая эти маленькие игры я научилась

  • управлять курсором мышки,
  • определять нажатые клавиши на клавиатуре,
  • определять столкновение одного объекта с другим,
  • программировать события, связанные с кадрами, нажатием клавиш на клавиатуре, щелчком мыши.
    1. Об авторе

Страничка журнала об авторе содержит краткие сведения обо мне и моих увлечениях.

  1. Выводы

  • При обработке данных интервью выяснилось, что по некоторым вопросам мнения людей совпадают, а по другим распадаются на группы
  • На основной вопрос почти у каждого свое мнение или его вообще нет
  • Сюжет в сказках (не считая детской) один и тот же, отличия в подробностях и концовках
  • Создание анимационного журнала с играми требует умения программировать события, связанные с кадрами, клавиатурой, мышью
  1. Литература

  • 100% самоучитель macromedia Flash MX: [учеб. пособие] / под. ред. Б. Г. Жадаева.-M.: ТЕХНОЛОДЖИ – 3000, . – 544 с.
  • Macromedia Flash MX. Создание игр с помощью ActionScript. Пер.с англ. – М.: ДМК Пресс, 2003.- 576с.
  • Рихард Айзенменгер. HTML 3.2/4.0/ Справочник / Пер. с нем. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 368 с.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Курочка_Ряба_(сказка)
  • www.bayushki.ru/tales_russian_ryaba.htm
  1. Приложения



Сцена первого этапа игры.



Сцена второго этапа игры.



Сцена третьего этапа игры.



Сцена четвертого этапа игры.



Сцена пятого этапа игры.

2.Курочка ряба – глазами детей и взрослых 4

2.1.Как я представляю сказку в анимации 4

2.2.О сказке и вариантах сказки 4

2.3.Интервью или мнения детей и взрослых 5

3.Выводы 9

4.Литература 9




Top