К виду культуры не относится. Культура

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

Формы культуры относятся к таким совокупностей правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Термин "символическая форма" ввел представитель мар-бургськои школы неокантианства Э.Кассирер для обозначения "мира культуры", у которого составляют язык, наука, искусство, религия, мифы. Он считал, что культурные формы - "это не разные способы, которыми одно сущее в себе действительное открывается духа, а пути, которыми дух следует в своем объективации, то есть в своем самовыражении". В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - дистанцированы от массовых форм арт-факты (образцы изобразительного искусства, классической музыки и литературы, моральные оскорбления и научные стандарты), создаваемые для элиты и потребляемые ею;

2) народная культура - фольклор, представляет собой иноформу синкретизма утилитарно-магически нравственно-эстетической деятельности (сказки, песни, обычаи)

3) массовая культура - культура, сложившаяся в процессе развития средств массовой информации, тиражируемая для массы и потребляемая массой.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет.

их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Такое имя предоставляют особой субкультуре, что антагонистически настроена по отношению к господствующей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целого. Относительно них роль целого может играть только культура всего человечества, но она всего с-всеобщее образование является скорее метафорой, нежели реальным явлением. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типов. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - украинский, французский или китайский - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Типология культур строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские)

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская)

регионально-этническая особенность (русский, французский);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный строй (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (повседневная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) др.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины "простое" и "дописьменных", а также "сложное" и "письменное" общества. Дописьменных означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземлеробських общества. Земледельческое общество относится к историческим, потому что письменность уже существовала.

По хозяйственным строем выделяют следующие основные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура. В основе такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основе которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, живущих в определенных природно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один из хозяйственно-культурных типов, например первобытных охотников и собирателей, может делиться на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов, выделяют направления хозяйственно-культурного строя: мотыжного земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и сухопутные земледельцы соседних нагорий и тому подобное.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и в соответствии с ним развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Древнейший тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушеству) и огородничество (проще). Скотоводство основано на приручении (одомашнивания) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. С охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономически эффективнее, чем убивать. По сбору выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добычи готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивного сращивания окультуренных злаков. Небольшие огороды впоследствии уступили место большим полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плуга.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло делать продуктов больше, чем было нужно для поддержания жизни в Шумере 3000 до н.э.

мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массой рассчитал, что для прокормления среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимо в год всем поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания в год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (срок антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в разных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь делится на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охоты и собирательства относятся к так называемому хищнического или потребительского хозяйства: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не возобновляя их поголовья за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса викорчовувалася, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а сбор - фуражирования.

Община - это сочетание людей, сначала или только связанных между собой узами кровного родства, а в дальнейшем также взаимными браками, кооперации труда, взаимовыручкой, общей охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельной.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5-6 млн., Но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла потребность в переходе к новому, более прогрессивному способа хозяйствования. От сбора общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, выросла их производительность. Итак, один человек мог прокормить большее число людей, почему когда-то.

Приручение животных и зарождения пастушеству дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палки-копалки пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, нужно 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Производительность земли выросла в 20 тыс. Раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, чем переход к машинной техники. Специалисты подсчитали, что он длился 3 тыс. Лет. Столько длилась первая мировая революция - неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для кормления скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать пашу и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с пастбищами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировались на ремеслах одни слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшиеся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и политической. Под экономической подразумевается большая индустриальная революция (ее родина Англия). А под политической - Великая французская революция (1789-1794).

За три века культура европейского общества изменилась до неузнаваемости. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с все большим желанием мигрируют из села в город - в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

До появления такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения - становится неотъемлемым спутником другого процесса - индустриализации. Индустриализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющие машинам выполнять ту работу, которую когда-то выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии - 10%, Японии - 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места проживания: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро оставляет свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества, появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с который на смену старым профессиям приходили новые, выросла в десятки и сотни раз. И большинство из них была неизвестна аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается преобразованием товаровиро-бничий экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отличаются в России, не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо превратил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. До 2000 года так называемые "белые воротнички" - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составят в развитых странах около

90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников", которых насчитывается уже много миллионов, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: "вторая промышленная революция", "третья волна" (Э. Тоффлер), "супериндустриальной общество", "третьей индустриальная революция", "кибернетическое общество". Но чаще используется понятие "информационное общество", что свидетельствует о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60-80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной через развитие технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеооборудование все шире проникают в дома, школы и офисы.

Ежегодно информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самого передового является система Интернет - компьютерная паутина, опутала невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые свежие новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество - это эпоха человеческих мышц; аграрное общество - силы животных; индустриальное - других источников энергии электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество - эпоха атомной и термоядерной энергии.

Достаточно плодотворными с научной точки зрения есть основания для выделения типов культур, сложившейся в рамках этнографии (науки о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры на всех уровнях ее проявления).

Древние греки пользовались словом «этнос» (народ, племя, стая, толпа, группа людей), когда хотели обозначить другие народы, греками, не является. В русском языке аналогом термина "этнос" долгое время не было понятия "народ".

Прежде чем говорить об этносах и их культуры, следует определить, что же имеется в виду под словом "этнос". В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 ст. до н.э. выделяются два основных значения этого термина - "племя" и "народ", и постепенно второй вытесняет первое. Казалось бы, все понятно: этнос - это народ. Но в таком случае, почему же до сегодняшнего дня учеными накоплен несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?

Само слово "народ" часто используется как антоним к слову «интеллигенция» или даже служит повседневной заменой слову "ребята / девушки" ("Ну, народ, куда теперь пойдем?") С их значений всего нам подходит то, которое четко проступает в словосочетании "народы мира". Но в этом смысле можно говорить и о нации, и о народности, и о племена

Между всеми этими понятиями есть существенные различия, речь о которых дальше. Дело в том, что в культурологическом аспекте термин "этнос" употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле "этнос" - понятие собирательное, который включает в себя все типы этнических общностей (от небольшого племени к многомиллионной нации). Этносы - это основные единицы этнической классификации человечества, рядом с которыми можно выделить этнические сообщества большей или меньшей сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек принадлежит к определенной этнической общности и к определенной этнической культуры. А в узком смысле слова этнос - это одна из форм этнической общности, которая исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая меж- поколений общность людей, имеющих относительно стабильные особенности культуры, психики и самосознания членов, позволяют определенному этносу отличать себя от всех этнических образований.

Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 русским ученым С. М. Широкогоровьим: "Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение обычаев, обладающих комплексом, укладом жизни, хранимых и освященных традицией групп, и отличаются ней от таких других ". При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самой человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л. Н. Гумилева) во-вторых, как историко-социальной системы, предполагающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) россиян, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".

Отличие духовной и материальной культур нельзя отнести к отраслям, форм, типов или видов культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационные признаки. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Материальная культура делится на:

Производственно-технологическую культуру, составляет вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

Воспроизведение человеческого рода, который включает в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует отметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию "условий человеческого существования". Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

Включает в себя все области духовного производства (искусство, философию, науку и др.);

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властные структуры управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и др.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этизм, что подчиняет нравственному содержанию жизни все другие человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Культуры различных эпох

(Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.);

Современная культура, Актуальная культура.

    По носителю:

Мировая культура

Континентальные культуры

(европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.);

Цивилизационные культуры

(культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.);

Национальная культура

(культуры различных этносов и стран);

Культуры социальных общностей

(классовая, городская, сельская культура, и др.);

Групповые культуры (организационная культура, семейная культура и др.);

Личная культура.

    В зависимости от субъекта:

Народная и профессиональная культуры .

    В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей:

Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства);

Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная).

    По отношению к социальным ценностям и нормам:

Доминирующая (общенациональная ) культура ,

субкультура ,  контркультура .

    По отношению к культурной традиции и социальному укладу:

Традиционная культура и

маргинализированная культура.

    В зависимости от задач, содержания и результатов:

Созидательная и деструктивная культуры.

    По сферам человеческой деятельности:

Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

    В зависимости от условий и характера деятельности:

Обыденная и специализированная культуры

(организационная, профессиональная, спортивная и др.);

К основным видам культуры относят:

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Личная культура – отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др.

Семейные культуры – относятся к разным типам семьи.

Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту.

Доминирующая культура – это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство).

Цивилизационные культуры (цивилизации ) – относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур.

Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания.

Национальные культуры – относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Групповые культуры – относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции).

Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз.

Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства.

В организационной культуре выделяют три уровня:

1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами:

1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером;

2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации;

3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов.

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой. Субкультура – это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры (языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В главных чертах согласуется с ней.

Формирование субкультур происходит по сословным, этнографическим, конфессиональным, профессиональным, групповым (спортивная субкультура), функциональным признакам, на основе возрастной (молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей) или социальной специфики (субкультура аристократов, бомжей и т. д.).

Выделяют несколько основных видов субкультуры :

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

1. Понятие культуры

Культура - многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.




Top