Как делать блики на рисунке карандашом. Другие способы нарисовать тень

Многие мои ученики боятся рисовать стекло. И страх этот может быть вызван разными причинами. Одни говорят, что в стекле ничего не видят и не знают, что рисовать, ведь оно прозрачное. Другие, напротив, говорят, что в стекле слишком много всего, всевозможных бликов, цветов и отражений. Давайте попробуем разобраться, в чем же скрывается настоящая проблема в изображении стекла и стеклянных предметов, и чем стекло отличается от других материалов.

Свойства стеклянных предметов

Для начала я предлагаю вспомнить, что туземцы меняли стекляшки на золото. И я не считаю это глупым, стекло действительно очень красивый материал! Туземцы не знали объективной стоимости стекла и золота и оценивали их визуально. Так вот, садясь рисовать стекло, попробуйте увидеть всю его красоту. Посмотрите на него глазами туземца, который впервые в жизни увидел нечто подобное. Стекло может иметь всевозможные и максимально насыщенные цвета, при этом может пропускать свет, может быть прозрачным и буквально невидимым, стекло может отражать окружающий его мир до мельчайших деталей, а может пропускать его через себя, причудливо деформируя. Я, безусловно, отношусь к людям, которые глядя на стеклянные предметы, видят бесконечное множество невероятно интересных деталей.


Стекло и свет. Как правильно рисовать блики на бутылке

Значит ли это, что нужно рисовать все блики, которые мы видим в бутылке? Конечно нет! Всегда нужно делать отбор. Допустим, перед вами стеклянная бутылка. На бутылку светит шесть ламп, и падает свет от окна. Все источники света отражаются в стекле бутылки, причем каждый может отражаться несколько раз! В таком освещении не стоит гоняться за всеми бликами, возьмите те, которые наиболее четко лежат по форме. Я всегда кручу головой и смотрю, как танцуют блики по поверхности. Блики, которые то появляются, то исчезают я, как правило, игнорирую. Блики, которые меняют свою форму, но при этом остаются, я рисую. Форму блика я практически никогда не копирую, так как она действительно нестабильна. Я рисую блик такой формы, которая лучше сидит на поверхности данной бутылки. Отметив самые яркие белые блики, я начинаю отмечать отражения по такому же принципу. Кручу головой, смотрю, как они искажаются, и выбираю наиболее интересные, которые лучше ложатся на форму. В карандашном рисунке бутылки я пытаюсь отметить как можно больше бликов и отражений, чтобы они все имели четкие границы.


Как ассоциации помогут нарисовать бутылку

Я часто прошу своих учеников описать стекло, какие они имеют ассоциации со словом «стекло». Иногда прошу их взять бутылку в руку и описать, что они чувствуют. Как правило, я слышу что-то вроде - острое, холодное, гладкое, твердое, прозрачное и т. д. И потом я прошу их рисовать так, чтобы их мазок можно было описать такими же словами. Мазок должен быть острым, гладким, твердым, и прозрачным. Даже если вы рисуете оранжевую бутылку, в ней должны быть холодные цвета, так как ассоциативно вы помните, что стекло на ощупь холодное. Это очень важно - менять характер мазка в зависимости от изображаемого предмета. Допустим, рисуя кору дерева, мы не будем накладывать мазок так же как при изображении стекла.


Особенности рисования стекла бутылки

Работать всегда начинаем от самых ярких чистых цветов. Если бутылка оранжевая, то можно начать с чистых желтых, оранжевых, красных и прочих цветов. Всегда помним, что наложить темные коричневые, фиолетовые и другие тени, а также отражения никогда не поздно, а вот добавить ярких и чистых оттенков мы можем исключительно в первом слое. Также я не использую какой-то один цвет в изображении стекла, каждый отмеченный в карандашном рисунке блик и отражение я отрабатываю по отдельности разным цветом, собираю как мозаику. На первых этапах такой подход кажется излишне дробным, но в конце я все обобщаю, и бутылка собирается. Когда поверхность всей бутылки собрана по цвету, я жду ее полного высыхания и наношу темные отражения. Чтобы добиться стеклянного блеска, надо работать очень контрастно. Светлые блики должны граничить с темными отражениями без каких-то переходных тонов.

Часть 1

Освойте конкретные навыки

    Научитесь рисовать человеческую фигуру. Если вы хотите научиться рисовать людей, вам нужно научиться реалистично рисовать их тела. Мультфильмы дают довольно искаженное представление о том, как должно выглядеть человеческое тело, однако с опытом вы научитесь делать это правильно! Поищите статьи об этом на wikiHow.

    Научитесь рисовать детали лица. Человеческие лица – один из наиболее сложных элементов в рисовании. Насколько широко расставлять глаза? Как сделать их реалистичными, чтобы они не напоминали мультфильм? Изучая человеческое лицо в реальной жизни, и применяя приемы, показанные в статьях wikiHow по этой теме, вы научитесь рисовать человеческие лица действительно реалистично.

    Научитесь рисовать пейзажи. Вы собираетесь в поездку и хотите запечатлеть в рисунке прекрасные виды вашего путешествия? Или же просто хотите нарисовать место, в котором вы живете? Какова бы ни была причина, вы можете с легкостью освоить рисование пейзажей, используя несколько простых хитростей. Этому – как и всем перечисленным здесь элементам – вы также можете научиться из статей wikiHow

    Научитесь рисовать животных. Возможно, что вам больше хочется рисовать животных. Это занятие принесет вам массу веселья, к тому же рисовать животных не так трудно, как кажется! Тренировка и несколько полезных советов, – теперь вы тоже умеете рисовать животных.

    Научитесь рисовать автомобили. Вы также можете рисовать автомобили и другие механизмы. Это весело и довольно популярно! Попробуйте сегодня же нарисовать автомобиль вашей мечты!

    Научитесь рисовать тень и свет. Тень и блики – это то, благодаря чему ваши рисунки обретают глубину и реалистичность. Научитесь в правильных местах рисунка добавлять тень и блики, – так изображение будет выглядеть объемным и даже осязаемым.

    Научитесь использовать перспективу. Перспектива (то, как меняется размер объекта, когда он от нас удаляется) – еще один элемент рисунка, который делает его реалистичным. Это может показаться слишком сложным, но на самом деле это очень просто. Просто попробуйте, изучив соответствующие статьи на wikiHow!

    Часть 2

    Рисуйте с натуры

    Часть 3

    Создание наброска
    1. Прежде чем начать рисовать, сделайте набросок. Прежде чем приступить к непосредственному рисованию, создайте несколько набросков того, что вы хотите получить в итоге. Благодаря этому ваши финальные рисунки будут выглядеть лучше, поскольку так вы сможете исследовать композицию и детали (к тому же, это неплохой “пробный запуск”).

      Нарисуйте набросок-миниатюру. Вы можете начать с наброска-миниатюры (или просто маленького изображения), чья задача заключается лишь в передаче основных форм рисунка. Это отличный способ определиться с общим планом рисунка (в изящных искусствах это обычно называется “композиция”).

      Нарисуйте детализированный набросок. Когда вы определились с композицией, вы можете переходить к более детализированному наброску. Это также поможет вам привыкнуть к созданию правильных форм ваших объектов, а также будет еще одной практической проверкой задуманного рисунка. Если на данном этапе у вас возникнет много трудностей, это будет явным признаком того, что вам следует выбрать более простую позу или фигуру.

      Найдите простые формы. Создавая набросок, пытайтесь увидеть простые формы, из которых состоит объект, который вы рисуете. Все, что существует в мире, состоит из одной или нескольких форм. Нос, к примеру, является сложной пирамидой, в то время как деревья представляют собой серию конусов и кругов. Поиск простых форм поможет придать объем вашему рисунку, и поможет нарисовать его правильно.

      Повторите рисунок. Сделайте копию, нарисовав ее поверх наброска. Мудрым приемом будет нарисовать финальный рисунок поверх наброска, оставив его простым, или сделав детализированным (в зависимости от того, как вам захочется). Это даст вам возможность подкорректировать формы и контуры, и послужит руководством в процессе рисования финального рисунка.

    Часть 4

    Усложняйте рисунок

      Для начала нарисуйте весь силуэт (контур) объекта. Сделайте это правильно, и вам сразу станет легче разобраться с тем, что и где должно находиться. Чаще всего гораздо легче нарисовать негативное пространство вокруг объекта, чем границы самого объекта.

      Рисуйте то, что видите, а не то, что вы думаете , что видите. Одна из главных составляющих реалистичного рисования – несомненность того факта, что вы рисуете именно то, что видите, а не то, что вы думаете, что видите. Наш мозг склонен обобщать образы, а воссоздавая то, что он попытался пропустить, и уделяя этому внимание, вы не только научитесь рисовать более реалистичные рисунки, но и многому научитесь в процессе.

      • Есть хитрый способ не допустить рисование того, что додумал ваш мозг: возьмите картинку из журнала, переверните ее верх ногами и срисуйте. Эта техника позволит обмануть ваш мозг так, чтобы он думал, будто видит что-то новое, а не то, с чем он давно знаком. Таким образом, вы будете рисовать именно то, что действительно видите, а не те общие формы, которые вы привыкли видеть за реальными предметами.
      • Обращайте внимание на конкретные детали, такие как уши, носы, листья деревьев и воротники рубашек. Это как раз те вещи, которые мы склонны в нашем восприятии обобщать и игнорировать их детали. Если вы хотите получать реалистичные рисунки, вы не должны забывать рисовать детали, которые делают их уникальными. Такая часть лица, как, например, уши, значительно отличаются от одного человека к другому.
    1. Используйте перспективу. Перспектива, или то, как объекты меняют свои размеры пропорционально их расстоянию от вас – очень важный момент, если вы хотите рисовать вещи реалистично. Создавая реалистичный рисунок ландшафта, к примеру, вам необходимо изобразить более отдаленные деревья в меньшем размере и менее детализированными, даже если в действительности они выше тех деревьев, которые растут ближе к вам. Таким образом вы повторите то, как воспринимают объекты наши глаза, сделав рисунок более реалистичным.

      • Изображение перспективы начинается с поиска линии горизонта. На что бы вы ни смотрели в реальной жизни, вы будете видеть место, где физическая земля визуально встречается с небом. Это линия горизонта. Вам нужно понять, где это место будет в вашем рисунке, и слегка обозначить его с помощью линейки.
      • Нарисуйте точку исчезновения. Вы можете видеть одну, две или три точки исчезновения. Одну точку рисовать легче всего, две точки встречаются чаще. Три точки рисовать трудно, так что подождите, пока не освоитесь с передачей перспективы. Метод построения перспективы с двумя точками исчезновения описан ниже.
      • Нарисуйте эту одну или две точки где-нибудь на линии горизонта. Это будет направлением (или направлениями), в котором объекты будут уменьшаться и исчезать. Эти точки могут находиться на бумаге, а могут выходить далеко за ее пределы и быть отмеченными где-то на поверхности стола, на котором вы рисуете. В случае с двумя точками перспективы вам нужно поставить по одной точке по обе стороны объекта, который вы пытаетесь изобразить.
      • Нарисуйте центральную линию объекта, а после этого с помощью линейки нарисуйте от нижних и верхних точек объекта линии в сторону точки исчезновения (точки перспективы).
      • Определите, насколько далеко уходит объект, а после этого дорисуйте несколько вертикальных линий между угловыми линиями исчезновения, начав создавать куб, в котором находится ваш объект.
      • Закройте куб, проведя линию от задней линии с одной стороны, к точке перспективы на противоположной стороне. Благодаря этому вы сможете понять, какие части вашего объекта должны быть видны, и под каким углом.
    2. Обратите внимание на пропорции. Пропорция – соотношение размеров различных объектов друг с другом. Особенно важна пропорция в процессе изображения людей, – без нее ваши рисунки не будут выглядеть реалистично. Большинство человеческих лиц, к примеру, можно описать математическими формулами, согласно которым строятся черты лица и тела. Если при создании рисунка вы допустите ошибку в пропорциях, изображение будет напоминать мультик или получится странным.

      • Например, рост человека в 5-7 раз больше высоты его головы. Расстояние между глазами равно длине одного глаза. Линия губ обычно указывает в угол челюсти. Между локтем и запястьем примерно 30 см. Известно множество подобных измерений и соотношений. На то чтобы освоиться с ними может потребоваться некоторое время, однако это интересный и стоящий усилий процесс.

    Часть 5

    Освойте изображение бликов и теней
    1. Определитесь с источником света. Тени и блики – вот что сделает ваши рисунки настолько реалистичными, что они будут напоминать фотографии. Чем детальнее и точнее вы изобразите свет и тень, тем реалистичнее будет ваш рисунок. Тем не менее, прежде чем располагать на рисунке блик и тень, вам необходимо определиться с положением источника света на вашем рисунке.

      • Источником света может служить, например, лампа или окно. В случае с рисунком улицы это может быть просто солнце. Луч света будет проходить по прямой линии от этого источника и сталкиваться с объектами, которые вы рисуете.
    2. Поместите тень. Места, скрытые от линии света, будут находиться в тени. Чем дальше предмет от источника сета, тем темнее и гуще будет его тень. Определившись с расположением источника света, вам необходимо решить, где будет самая темная тень, и затемнить это место, начав, таким образом, вносить в рисунок тени. Тень придает рисунку глубину и форму.

      • Следующий шаг – нанести полутень. Это такие места, которые лишь частично находятся в тени, и не такие темные, как самая густая тень вашего рисунка. Продолжайте усложнять ваш рисунок таким образом до тех пор, пока на нем не возникнет от трех до шести уровней тени и полутени.
      • Когда, в целом, все тени будут нанесены, сделайте их более однородными (растушуйте), растерев их пальцем или растушевкой (специальный художественный инструмент). Так ваша тень будет гладкой, с плавным переходом. Оставьте резкие тени (если они есть на вашем рисунке) от таких предметов, как стол, и других твердых объектов.
      • Штриховка (ретуширование) и различные варианты линий. Если вы работаете чернилами и не хотите использовать градиентные тени, вы можете добавить глубины и формы с помощью аккуратных линий и текстур. Следовательно, место, где должна быть тень, вы обводите более толстым контуром (например, углубление на яблоке сверху, или место ниже затылка, где ухо соединяется с шеей). Используйте линии, чтобы очертить форму объекта; используйте линии, накладывающиеся друг на друга в разных направлениях, чтобы создать видимость тени.
      • За наглядными примерами вы можете обратиться к офортам и гравюрам (или просто поискать примеры ретуширования) и познакомиться с лучшими произведениями искусства в данном направлении. Этот прием в живописи очень непрост и требует практики. И вместе с тем, он является универсальным.
    3. Поместите на рисунок блики. После того как вы расположили все тени, добавьте в рисунок блики в местах, где луч света напрямую сталкивается с объектами. Это можно сделать стирательной резинкой, белым мелом или подобным материалом.

      • К примеру, если лицо освещается спереди, блик будет над бровями, по линии носа, на выпуклостях щек и на подбородке, поскольку именно эти части лица выступают сильнее всего.

    Часть 6

    Подберите правильные инструменты
    1. Используйте карандаши. Наиболее распространенные инструменты для живописи в данном стиле – карандаш. Карандаши дают возможность легко наложить тени и оставить чистый лист (или очистить его ластиком) для бликов. С помощью карандашей очень легко создавать несколько слоев, что дает вам значительный контроль над рисунком, который вы создаете. К тому же, они относительно хорошо смешиваются друг с другом.

      • Карандаши бывают различной твердости (это обуславливается большим или меньшим содержанием графита). Чем тверже карандаш, тем светлее он рисует. Используйте разные карандаши в зависимости от того, насколько светлая или темная линия вам нужна. На твердых карандашах стоит маркировка “H”, на мягких – “B”. Чем выше цифра, стоящая рядом с буквой, тем сильнее степень твердости или мягкости. К примеру, стандартный карандаш имеет средний показатель “HB”.
    2. Используйте ручки. Для создания реалистичных изображений вы также можете использовать и ручки. Это достигается посредством очень точных линий и пропорций, создания правильной штриховки, использования линий различной толщины и насыщенности, в совокупности с офортной техникой рисовки теней. Для этого можно использовать любую ручку, однако лучших результатов вы добьетесь помощью перьевой ручки или ручки-кисточки, поскольку они обеспечивают наилучший контроль над шириной линии.

    3. Используйте уголь. Для создания реалистичных изображений вы также можете использовать и уголь. Уголь – пожалуй, самое простое художественное средство для создания теней и бликов, – неотъемлемых элементов реалистичного рисунка. Уголь легко растушевать и размазывать, что дает преимущества, но создает и трудности.

    4. Используйте соответствующую бумагу. В зависимости от того, чем вы будете рисовать, вам потребуется соответствующий тип бумаги. Уголь в особенности требует бумагу, созданную именно для рисования углем (это тяжелая рельефная бумага, которая дает углю поверхность, о которую он может схватиться). Карандашом лучше работать по гладкой тряпичной бумаге, поскольку на ней вам будет легче растушевывать рисунок.

      • Когда это возможно, приобретайте архивную бескислотную бумагу. Это убережет ваши работы от пожелтения и других неприятных последствий времени.
    • Реалистичное изображение волос и кожи – один из наиболее сложных для освоения навыков. Рисуя волосы, изображайте их в форме прядей, ведь именно так они и растут. У каждого локона должна быть тень и блики. Так вы сможете рисовать волосы действительно реалистично. Не забывайте обращать внимание и на несовершенства кожи. Веснушки, пятна, шрамы и морщины – это то, что заставляет нарисованную кожу выглядеть настоящей, а не пластиковой.
    • Рисуйте как можно чаще. Держите при себе блокнот для зарисовок, и рисуйте при каждой удобной возможности. Рисуйте людей вокруг во время поездки в автобусе или поезде. Вы можете рисовать вещи вокруг вас, когда вы обедаете или смотрите телевизор. Практика ускорит рост вашего навыка.
    • При изображении мелких деталей, таких как ресницы или морщины, используйте механический карандаш с тонким стержнем. Так вам будет легче изобразить их реалистичнее. Правильная толщина такого стрежня должны быть не более 0,5 мм, или даже меньше.
    • Периодически переворачивайте листок с рисунком или смотрите на него в зеркало. Это позволит вам увидеть неравномерности в изображенном. Распространенная ошибка – нарисовать один глаз выше или больше другого. Линии скул также часто получаются разными. Переворачивание рисунка – полезный способ устранения таких проблем, и наиболее эффективен он на стадии создания наброска.
    • Получайте удовольствие от процесса рисования!
    • Механические карандаши – красивый инструмент, он достаточно тонкий, и им удобно рисовать.
    • Не забудьте попросить человека, с которого вы рисуете, не шевелиться.
    • Выполняя набросок, не давите на инструмент.

Предлагаю вашему вниманию короткий и познавательный урок, который поможет вам в дальнейшем рисовать и писать предметы из стекла. Сегодня мы начнем разбираться в том, что такого особенного нужно знать, когда рисуешь например стакан или стеклянную вазу. Как наполнить эту вазу водой, а потом и стеблями цветов.

Самые простые правила изображения стекла вы узнаете из этой статьи и короткого видео-ролика. Возможно, после просмотра Вы сможете имеющимися под рукой красками, пастелью или карандашами изобразить вазу с любимыми цветами.

Такая картина или рисунок принесет большое удовольствие вам и будет вполне уместна в качестве подарка к 8 марта:).

Итак начнем разбираться:

Цвет стекла

Естественно, стекло бывает самых разных цветов и оттенков, но мы начнем из прозрачного и бесцветного стекла, что бы не запутаться.

Стекло прозрачное — а значит приобретает цвет окружающей среды.

Если стакан стоит на голубом фоне - значит и подложка, в любой из техник (масло, акрил, карандаш, гуашь) будет голубой. А если точнее наверное более темного цвета чем фон, чем цвет окружающей среды.

Как нарисовать яркие гвоздики

Примеры цвета стекла на картинах

На синем фоне ваза синяя

Цвет стекла такой-же как цвет фона (Alexander Adriaenssen 17век)

Как сделать непрозрачный сосуд стеклянным?

Если говорить просто, не углубляясь в физику и рассуждения о высокой живописи то есть несколько простых вещей, которые нужно понимать и использовать:

Определяем где источник света, ставим блик

Зная откуда исходит свет, мы можем определить где ставить блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном предмете блик.

Если сосуд имеет выпуклую или изогнутую форму - блик может повторять форму сосуда, или разобьется на несколько ярких точек или черт.

Блик стоит на темной стороне сосуда - поскольку здесь свет прикоснулся к предмету, но еще не успел рассеяться.

Техника живописи A la prima

Примеры блика на картинах

Как рисовать стекло? Где ставить блик?

Блик справа на стеклянной вазе

Блик повторяет форму сосуда

Блик на темной вазе

Рефлекс от блика

Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке посудины — именно там будет образовываться рефлекс.

Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.

Примеры бликов на картинах

Как рисовать стекло? Рефлекс

Рефлекс на вазе

Рефлекс, отчетливо заметен

Рефлексы внешней среды

Если вокруг нашего стекла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в нем. Насколько яркое отражение нарисовать на стекле, вы можете решить сами.

Если в вазе стоят цветы с зелеными стеблями, то наверняка эти зеленые стебли как-то отразятся и в толще стекла.

Эти рефлексы не так заметны как на непрозрачных предметах.

Рисуем красивого лебедя

Примеры рефлексов на картине

Желтые, оранжевые, зеленоватые отблески на поверхности стекла

Стекло имеет толщину и форму

Это значит, что и блики, и рефлексы будут ложиться по этой форме. Также будут немного задерживаться в этой толще.

Стоит учитывать, что дно и изгибы стеклянного предмета обычно толще. Это значит, что тень и свет в таких местах будут более интенсивными или «густыми». Если стекло цветное, то и интенсивность его цвета будет большей на изгибах и дне.

Примеры на картинах

Толщина стекла — более темная черта. Блик повторяет форму вазы

Видеоурок как рисовать стекло

Смотрим короткий урок и рисуем стеклянную вазу вместе 🙂

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки: прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Предисловие

Когда я употребляю слова "правило" и "искусство" в одном предложении, я часто получаю негативные комментарии. Многие считают, что в искусстве нет правил. Возможно, я по-своему понимаю эти слова, но мне кажется, что "правила" или "логика" определяют, удачный получится рисунок или нет.

Я также думаю, что основываясь на определенных правилах, можно создать художественный искусственный интеллект. Я не считаю, что есть нечто "духовное", что позволяет человеку творить. Не знаю, как скоро искусственный интеллект будет создан, но сейчас мы даже не приблизились к его созданию. В любом случае, это уже другая история.

Этот урок - попытка выделить те правила, которых я придерживаюсь в своей работе. Должен отметить, что мои правила очень общие, не слишком последовательные и, может, даже где-то противоречивые. Учитывайте, что многие правила основаны лишь на моем личном опыте, не стоит принимать их на веру.

Самый полезный совет для развития художника - больше практики. Пробуйте рисовать все подряд разными средствами. Зачем же этот урок, если все, что нужно - это практика? Ну, я думаю, здесь есть несколько моментов, которые лучше знать заранее. Но ничего не изменится от простого прочтения этого урока.

Как мы видим

Человеческий мозг не может справиться с большими объемами информации, поэтому гораздо эффективнее выработать рефлексы (привычки) для типичных задач. Часть нашего мозга отвечает за обработку увиденной информации. После обработки в сознание поступает очень мало информации. К сожалению, для художников, это сильно влияет на восприятие рисунка. Вот несколько примеров обработки:

Яркость и баланс белого. Например, листва в тени кажется того же цвета, что листва на свету.
- Масштабирование. Маленькая человеческая фигурка где-то вдали, по-прежнему выглядит размером с человека.

Я слышал историю о человеке, который вырос в непроходимых джунглях, и, таким образом, никогда не видел объекты на большом расстоянии. Ученый отвез его в саванну. Пасущийся на горизонте носорог показался этому человеку насекомым. Когда они начали приближаться к животному, человек подумал, что насекомое растет.

Луковица (мыслить слоями)

Перед тем, как начать рисовать, есть несколько вещей, о которых стоит подумать. Вообще, о них не нужно думать, это должно быть доведено до автоматизма.

(нажмите для увеличения)

  • Представьте объем объекта и под каким углом он расположен к зрителю.
  • Где находится источник света?
  • Попытайтесь определить, какие тени будут на поверхности.
  • В каких местах будут рефлексы (отраженный свет от окружающих предметов)?
  • Какой оттенок даст окружающая среда?
  • Есть ли отражения? Есть ли мокрая или блестящая поверхность, которая под определенным углом будет отражать небо.
  • Уровень освещенности.
  • Есть ли дым, туман?
  • Текстура поверхностей.

Замечания, конечно, касаются работы в реалистичном стиле. Мазки также должны соответствовать задуманной картине и предполагаемой палитре. Возможно, ваш стиль или идея рисунка запрещают использование каких-то цветов или текстур. Тем не менее, даже в мультфильме Powerpuff Girls есть упрощенные, но реалистичные элементы. Не надо прятаться за "это у меня просто стиль такой, поэтому меня это не касается".

Да будет свет. Блики

Когда свет попадает на поверхность, происходят две важные вещи. Первое - часть его поглощается. Красное яблоко отражает в основном красный, остальное поглощается и превращается в тепло или что-то такое... По этой причине черные вещи так сильно нагреваются на солнце. Отраженный свет расходится в зависимости от поверхности. Если поверхность гладкая, свет отразиться по предсказуемой траектории. Зеркало, например, очень ровное и свет отражается без искажения, поэтому мы видим свое отражение.

Заметим, что на всех поверхностях есть блики. На искривленной поверхности, в зависимости от того, где находится зритель, он увидит разные блики. Блики возникают на поверхности от точечных источников света, таких как солнце, лампа или маленькое окошко.


В зависимости от того, где находится зритель, он увидит различный отраженный свет и различные блики на неровной поверхности, представленной на рисунке. Точечные блики могут появляться в среде, где есть точечные источники света, такие как солнце, лампочка или небольшое окно.


Фото - Можно заметить блики на одежде, приглушенные и тонкие. Я растянул рукав рубашки двумя пальцами, чтобы получить ровную поверхность между двумя отмеченными точками (при этом менял положение камеры, а не рукава).

Рефлексы, отраженный свет и свет среды

На Земле есть множество предметов, отражающих свет так, что объекты здесь более или менее освещены со всех сторон. Например, у нас есть небо, которое можно назвать таким "куполовидным" голубым источником света. Далее есть земля, стены и другие поверхности. В космосе же есть один основной источник света - солнце. Поэтому у луны есть светлая и темная стороны, и выглядит она довольно плоско. Однако, если присмотреться, на темной стороне луны можно заметить свет от Земли, но очень очень слабый. К тому же есть свет от других звезд, который, наверное, еще слабее.

Когда свет попадает на поверхность и отражается, он также меняет цвет. Если он попадает на поверхность того же цвета, что и поверхность, от которой был отражен, поверхность становится еще более насыщенной.



Освещенность

Солнечный свет гораздо сильнее, чем свет от неба, который, в свою очередь, гораздо сильнее света в помещении. Наши глаза имеют способность адаптироваться через некоторое время, и мы можем адаптироваться, прищуриваясь или просто фокусируясь на объекте. Так как мы делаем это, не задумываясь, трудно понять, что наше зрение в какой-то мере ограничено. Ограниченность становится более очевидной при использовании фотоаппарата. Если сделать фотографию внутри помещения, окна будут засвечены. Можно попробовать отрегулировать уровень освещения, но тогда обстановка помещения будет слабо освещенной. Это знание можно использовать с пользой, например, располагая персонажа или объект на передний план, где темнее, можно создать силуэт на фоне хорошо освещенной комнаты.

Уровень освещения может заставить части тела выглядеть яркими или темными, совсем не телесного цвета. Если тень очень темная, а светлая сторона засвечена, единственное место цвету - между ними.

Материалы

Вот примеры различных материалов и то, как я их изображаю.

  • Одежда - практически без бликов, только свет и тень.
  • Кожа - может быть несколько бликов. Также не стоит делать ее излишне насыщенной.
  • Дерево - тусклое. Также не слишком насыщенное по цвету (что-то вроде серый-коричневый-охра).
  • Камень - почти как одежда. Поверхность часто слишком шершавая, чтобы иметь блики.
  • Пластмасса - блики и рефлексы окрашиваются в цвет пластмассы.
  • Золото - не оранжевое. Я использую бледно оранжевый с примесями зеленого для темных участков и желтый/белый для ярких.
  • Серебро - близко к зеркалу.
  • Металл - в случае изображения брони, я часто поднимаю значения яркости/насыщенности.
  • Стекло - часто просто прозрачное с искажением.
  • Мокрые поверхности - больше бликов, на камнях более насыщенные и четкие детали.


Тени

Тени довольно ровные и обычно менее насыщенные, чем освещенная сторона. Цвет окружающей среды лучше всего заметен на теневой стороне. Тени от объектов становятся размытыми на расстоянии (дифракция).


(Тени не формируются только одним источником света)

Оттенки кожи. Учитывай окружение

В помещении (без окон, только свет ламп) свет теплее и цвет кожи ближе к оранжевому и красному.

Снаружи свет сильнее и цвет кожи становится менее насыщенным из-за голубого цвета неба. Иногда цвет кожи смещается в сторону фиолетового из-за смешения с голубым цветом неба. Это особенно заметно в тени.

Затененный цвет кожи может доходить до зеленых оттенков, особенно если в комнате есть зеленый - обои, растения или мебель.

В белой комнате (например, ванна) цвет кожи становится бледным, менее контрастным.

В комнате с единственным источником света цвет кожи в тени может почти черным.

Таким образом, окружение, в котором находится персонаж, сильно влияет на выбор цвета.

Оттенки

Человеческое тело имеет множество различных оттенков. Например, есть более загорелые участки кожи. Лобок, бедра и грудь обычно довольно бледные. Плечи и руки обычно более загорелые, чем другие части тела. Колени и локти темнее. На лице также множество оттенков - розовые щеки, у мужчин щетина может создавать серый или почти зеленый оттенок. Не забывайте, что животные, монстры и объекты также имеют различные оттенки. Если рисовать все одним и тем же цветом, с одной и той же насыщенностью, результат будет выглядеть печально.

Цвет между темным и светлым должен быть более насыщенным. Смешивание темного и светлого цвета даст серый безжизненный цвет в центре. На примере видно, что центр более яркий и насыщенный. Особенно заметно будет, если убрать эту насыщенность.


Сильный свет может проходить сквозь некоторые материалы, искажаться и двигаться дальше. Это увеличивает насыщенность цвета и заставляет поверхность выглядеть подсвеченной изнутри. В случае с человеческой кожей, мы иногда можем видеть это на границах света и тени.


Не стоит увлекаться деталями на ранних стадиях. Детали в тени отличаются от деталей на свету. На втором рисунке (b) я показал все детали, не задумываясь о форме (a).


(a) - форма без деталей, (b) - детали и (с) - вместе. Не увлекайтесь работой над (b) - форма должна читаться.

Перспектива

Я не собираюсь долго останавливаться на перспективе в этом уроке. Вместо этого, я лишь упомяну о том, насколько проще рисовать, если прочертить несколько линий, определяющих перспективу.


Если вы отказываетесь рисовать окружение только потому, что скучно работать с перспективой, можно использовать простую 2-точечную перспективу и работать с деталями на глаз. Удивительно, насколько проще выстраивать объекты даже с небольшим количеством линий, определяющих перспективу. Сначала нарисуйте линию горизонта, затем несколько лучей из двух точек на этой линии и можно приступать к наброску.


Вот несколько быстро набросанных линий, которые помогли выровнять плечи и остальное. Когда рисуете людей, может быть полезно выравнивать тело относительно "линии позвоночника".

Набросок

Преувеличение. Одна из прелестей искусства - возможность преувеличивать (например, бедра и грудь). Ха-ха, нет, серьезно. Действительно хорошо, когда важные изгибы более четко выражены.

Упрощение. Преимущество искусства над фотографией - возможность упрощения. На фотографии часто получаются отвлекающие детали. На рисунке же всегда можно убрать объекты, не связанные с картиной. Морщины и нежелательные выступы могут быть легко удалены. Типичная ошибка - рисунок мускул живота с чрезмерной штриховкой и детализацией. Лучше оставить контур, особенно если собираетесь доводить рисунок в цвете, потому что контраст между цветами, как раз и будет играть роль границ.

Гармония. Соотношение деталей и то, как линии пересекаются и накладываются. Пробуйте набросать несколько гармоничных линий, с которыми сопоставите изображение после.

Стилизация. Для поддержания стиля важно быть последовательным. Можно намеренно рисовать угловатые формы, или сглаживать углы.

Ширина линии. Я не сторонник работы с линией фиксированного размера, поэтому разработал несколько правил для вариации:

  • линии толще в затененной стороне, тоньше в освещенной;
  • линии толще ближе к зрителю, тоньше на удалении;
  • линии силуэтов толще, внутренние детали тоньше;
  • легкие материалы рисуются тонкими линиями;
  • тонкие линии хороши для детализированных участков;
  • толстые линии хороши для простых фигур;
  • толстые линии хороши для рисования в технике cell-shading;
  • тонкие линии для реалистичности.

Также, не всегда нужно рисовать линию. Иногда достаточно наметить ее конец, а глаз уже сам ее дорисует. Примеры - складки на коже, рот, ягодицы и т.д.

Наконец, вот несколько иллюстраций.


Когда рисуете, разделительные линии, оставшиеся от наброска, могут быть вредны. Можно разделять формы другими средствами, нежели черный контур. Например, сделать темнее или светлее, или выделить светлой линией. Вот иллюстрация нескольких подобных решений и что они подразумевают.


Набросок может пройти несколько стадий проработки, где каждая предыдущая стадия осветляется и новый набросок рисуется поверх нее.


Изучение, развитие навыков

Я начал развивать навыки лишь несколько лет назад, о чем очень жалею. Нельзя научиться рисовать правильные линии на основе догадок, тут поможет использование примеров. Чтобы быть свободным и быстрым в работе, нужно не задумываться о таких вещах, как например, анатомия. Тогда можно будет сконцентрироваться на дизайне и детализации.

В самом начале не фокусируйтесь на детализации, задайте сначала основные пропорции, выберите основные места, на которых потом остановитесь. Изучайте за раз что-то одно. Нельзя научиться жонглировать, практикуя параллельно стометровку с барьерами. Если хотите изучить программу или планшет, начните с простейшего (например, фрукты). Если хотите изучить человеческое лицо, используйте уже изученные программы/средства (тогда не надо будет думать сразу о двух вещах).

Набросок

Карандашный набросок не должен быть чем-то большим, чем несколько быстрых штрихов на бумаге. Я обычно трачу несколько часов на создание рабочего рисунка, и около 10-30 мин. на каждый набросок (A4). Я рисую скетчи всего несколько раз в месяц, но обязательно каждый раз замечаю улучшения. Подумать только, что будет, если заниматься этим несколько раз в неделю годами.

Примеры - , - несколько старых набросков с комиксов (позы) и фотографий (лица).

Раскрашивание

Когда я практикуюсь с цифровым рисунком, я обычно использую Photoshop и в основном картинки из сети. Я копирую рисунок на новое окно и очищаю его (чтобы получить окно точно такого же размера). Затем я начинаю наносить цветовые пятна в предполагаемые места. Далее я постепенно увеличиваю детализацию и точнее подбираю цвета. Когда результат похож на оригинал на расстоянии (или прищуренными глазами), я завершаю работу. Я не беру цвета с оригинала, но делаю окно того же размера, чтобы видеть, если что-то не на своем месте. Если есть желание усложнить задачу, можно всегда попробовать рисовать в окне другого размера, зеркальное отражение или сцену из реального мира.

Примеры - , - первая Open Canvas, вторая Photoshop. 3a, 3b , - тут я пытался быть максимально экономным. Вторая - не набросок, а пример чистки, которая не нужна для занятий. , - эти нарисованы по фото. - одно из первых занятий.

Предметы изучения. Что исследуем?

Исследуем все! Вы должны построить большую библиотеку форм и объектов в голове, чтобы научиться рисовать интуитивно. На это может уйти целая жизнь, поэтому лучше начать прямо сейчас!

Человеческая анатомия. Одна из главных вещей, которую нужно знать. Даже монстры имеют следы человеческой анатомии.

  • Целое тело. Используйте фото, книги по анатомии, статуи или людей.
  • Лицо - первое, на что падает взгляд. Если чуть неверно нарисовать линию, все выражение лица может измениться. Учитесь рисовать по фото.
  • Руки также важно (и сложно) изучить.
  • Ноги также могут вызвать затруднение, не из-за формы, а потому, что нужно поставить персонажа так, что не будет казаться, что он падает или земля наклонена.
  • Повседневная одежда. Важно изучить, как образуются складки, как разные типы одежды выглядят и сидят на человеке.

Стили и направления. Надо уметь рисовать в разной стилистике и искать новые свежие идеи.

  • Рисуйте моменты из жизни, используя ваших друзей или людей из кафе, автобуса и т.д. Как будет выглядеть поза человека, собирающегося открыть дверь, достающего ключи и внезапно испуганного художником?
  • Marvel. Как художники Marvel передают тело человека линиями? Какие детали важны, какие упрощены?
  • Modesty Blaise или какой-то подобный реалистично-комичный стиль. Использовать градиенты только с черным и белым не так уж просто.
  • Manga. Опять же, как художники превращают анатомию в линии и цветовые пятна?

Окружение. Помещение вашего персонажа в некую среду поможет вдохнуть в него жизнь.

  • Пейзажи с полями и горами
  • Густой лес или джунгли
  • Городской ландшафт
  • Помещение, какая-то комната с мебелью. Знаю, скучно. Если честно, я этого пока ни разу не делал.

Животные. Хороший способ придумать монстра - скрестить нескольких известных животных.

  • Все живые существа. Мать-природа потратила миллионы лет, совершенствуя их, так что стоит внимательно их изучить.
  • Лошади, кошки, собаки, птицы. Они особо важны, так как встречаются чаще остальных.

Машины. Вам также нужно практиковать рисование машин. Пригодится, когда будете разрабатывать роботов и дроидов.

  • Автомобили разных моделей
  • Машины для рытья и прочие подобные машины
  • Военные машины

Типичные объекты из жизни. Из-за своих простых форм хороши для тренировки навыков. Можно не слишком трудиться над формой и больше времени уделить передачи материала объекта.

  • Цветы, фрукты, скелеты, скульптуры, изделия из дерева, какие-то металлические детали

Самокритика

Анализируйте свои ошибки. Легко не замечать ошибки, если постоянно смотреть на свою работу (что, конечно, нужно делать, чтобы ее рисовать). Пробуйте зеркально отображать рисунок, увеличивать и уменьшать. Не склоняйтесь слишком близко к бумаге и не сидите перед сильно увеличенным изображением на мониторе. Можно также открыть новое окно с изображением.

Нужно признать, что факт того, что вы потратили на работу уйму времени ничего не стоит. Нужно научиться жертвовать временем, потраченным на неудачный рисунок. Даже если вас устраивают детали, может быть нужно все переделать. Иногда ошибка даже не в какой-то детали, на которой концентрируешься, а в чем-то с ней связанном. Например, фон или перспектива других деталей.

Что самое главное в рисунке?

    1. Построение. Что вы пытаетесь нарисовать? Ваш предмет и композиция должны работать на фундаментальном уровне. В противном случае дальнейшая работа обречена. Не стоит строить иллюзий, что позже все исправится. Скажем, если поза выглядит неправильно сейчас, она так и будет выглядеть в итоге, даже если сам Рембрант приложит свою руку.

    2. Соотношение света и тени для придания форм. Пример 1 - первый вариант здесь очевидно неудачен. Все формы здесь имеют одинаковый блик и тень. Второй вариант лучше, но соотношение везде примерно одинаковое. Третий вариант демонстрирует различные соотношения на различных участках. Хотя этот рисунок был обречен еще на этапе построения... Пример 2 - здесь тень и цвет используются для выделения переднего плана и фона.

    3. Цвет. Можно не совсем угадывать с цветом и все равно иметь успех. Если не удается заставить цвета работать, возможно, проблема возникла на предыдущем этапе. Если же все до этого было хорошо, легко добиться удачного результата с помощью color balance tool. Мой опыт показывает, что первоначальный выбор - чаще всего наилучший.

Критика и типичные ошибки

Когда я критикую чужие работы на различных форумах, я часто делаю одни и те же замечания. Вот список типичных ошибок начинающих художников.

Проблема: Одинаковое соотношение света и тени на каждой форме, независимо от расположения и угла наклона.

Решение: Попробуйте уменьшить, зеркально отобразить рисунок. Неверно придавать форму каждой детали последовательно, одной за другой. При одинаковом освещении форм теряется объем всей картины, становится сложно выделить важные формы.

Проблема: Прорабатывать и освещать детали, которые только отвлекут зрителя (особенно с использованием кисти Dodge).

Решение: Вы должны жертвовать большим количеством деталей, которые выглядели бы потрясающе, будучи полностью проработанными. Но важнее всего - цельность картины. Поэтому не нужно выделять бликами пряжку на ремне незначительного персонажа в углу картины. Глаз останавливается на бликах, контрасте и цветовой насыщенности. Вы должны направлять глаз зрителя в нужную часть картины.

Проблема: Скучные и нелепые позы, фигуры выглядят как прибитые мухи.

Решение: Часто с этим сталкиваюсь. Ведь так просто рисовать людей спереди или сбоку с расставленными руками. Результат выглядит очень скучно, без динамики. Хочется показать все детали персонажа в одном рисунке, но если выбрать более динамичную позу, вряд ли это будет возможно. Более интересная поза может скрыть, например, руку персонажа за телом. Но также, скрывая какие-то детали, вы позволяете воображению зрителя решать, как они выглядят, что может быть очень полезно. В воображении детали могут представляться гораздо лучше, чем вы когда-либо могли бы изобразить. Словом, изучайте интересные и динамичные позы по комиксам или фото.

Проблема: Злоупотребление штрихами (линиями)

Решение: Каждая линия должна вносить свой вклад в финальный результат. Некоторые пытаются избегать этого случайной штриховкой с претензией на художественность. Случайные штрихи создают случайные детали, которые отвлекают зрителя от детализации вашего рисунка. Я знаю, кажется, что некоторые художники создают потрясающие сцены с помощью всего нескольких штрихов, но, я думаю, они тратят много времени на оптимизацию и очистку рисунка от лишнего. Пройдитесь по всей работе и уберите или выровняйте линии, которые не имеют большого значения. Убедитесь, что именно суть работы получает фокус. Главные формы и объемы всегда наиболее важны и множеством удачных штрихов придется пожертвовать, что картина в целом выглядела удачно.




Top