Как проходят занятия по вокалу. Обучение вокалу взрослых: с чего начать? Как определить свой тембр голоса и подобрать песню

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

Людям, только начинающим петь, если они никогда не занимались вокалом, профессиональные педагоги дают один важный совет: чтобы научиться правильно петь, нужно научиться правильно дышать. Когда жизнь не связана с пением или актёрским мастерством, мы не обращаем на собственное дыхание никакого внимания, и потому совет вызывает некоторое удивление.

Впрочем, оно быстро проходит, стоит только длительное время протянуть одну нотку, расположенную, для комфорта, примерно в середине голосового диапазона. Воздух из легких быстро заканчивается, и солист вынужден «взять» дыхание, то есть сделать вдох, чтобы продолжить звук. Но выступление – не разминка, голос должен звучать ровно и красиво, а для этого и дыхание должно быть долгим. Видео-уроки Елизаветы Боковой подскажут, как научиться правильно петь.

Вы можете посмотреть эту потрясающую запись прямо сейчас или сначала почитать о том, что вас ждёт:

Что такое диафрагма и как она помогает певцу?

Набрать побольше воздуха в грудь и громко запеть – это для тех, кому никогда не приходилось петь долго (профессионалы поют часами – буквально целый день). На самом деле воздух набирается вовсе не в грудь, а «в живот». Вы этого не знали? Можете считать, что вам открылся один из основных секретов! Регулировать и сознательно удерживать дыхание нам помогает наша диафрагма.

Небольшой экскурс в медицину. Диафрагмой называется тонкая, но очень сильная мышца-мембрана, которая находится между лёгкими и пищеварительным трактом. От этого органа зависит сила подачи звука в естественные резонаторы – грудные и головные. Кроме того, активная работа диафрагмы оказывает общее положительное .

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Для того чтобы развить и натренировать диафрагму, автор видео-урока использует некоторые упражнения известной вокалистки Александры Стрельниковой, предложившей уникальную методику не только для тех, кто хочет знать, как научиться правильно петь, но и излечить различные заболевания. Одно из них, простое и эффективное, выполняется так:

  • делаем полный выдох через рот;
  • кладем ладонь на область диафрагмы, чтоб контролировать дыхание;
  • начинаем ритмично втягивать и расслаблять живот от 5 до 10 раз, воздух при этом не вдыхаем;
  • стараемся постепенно увеличивать время упражнения до 30-50 секунд.

Научиться длинному дыханию помогут… Руки!

Помимо этой методики, используются и другие упражнения, общепринятые для преподавания вокала. Например, на то, чтобы научиться чувствовать диафрагму, удерживая длительное время негромкий свистящий или жужжащий согласный звук. Основная сложность в том, чтобы он был очень ровным и максимально длинным.

Третье упражнение заключается в следующем: берём дыхание и начинаем тянуть любую гласный звук (например, уууу или ииии). При этом нужно помогать себе петь… руками! Это ассоциативный метод. Нужно поставить руки таким образом, как будто между ними сосредоточен объём вашего дыхания. Другая ассоциация – как будто вы держите за концы ниточку и растягиваете её, и она совершенно спокойно и плавно растягивается.

Что ещё поможет научиться правильно петь?

Кроме развивающего силу голоса и оздоровительного эффекта, правильное дыхание диафрагмой позволяет сберечь здоровье голосовых связок. Звук находит в ней мощную опору и работает в полную силу, не перегружая последние и не заставляя работать их за «двоих». Однако не последнюю роль в пении играют дикция и открытое, чёткое произношение звуков, особенно гласных.

Наблюдение за поющими профессионалами позволяет заметить, как они широко раскрывают рот и подают голос и звуки. Их брови приподняты, лицевые мышцы растянуты – на лице так называемая «вокальная маска», помогающая приподнять нёбо и получить сильный, красивый звук.

Другие секреты красивого и профессионального пения вы можете узнать из остальных уроков по вокалу, которые подходят для любых . Эти уроки вы можете получить, перейдя по этому баннеру:

Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что без правильного дыхания певец не сможет петь подолгу (а петь должно быть легко и приятно), и именно дыхание является базовым навыком в освоении непростого искусства вокала.

В заключение мы предлагаем вам посмотреть ещё один видео-урок по вокалу того же автора. Суть и тема та же – как научиться правильно петь, но подход немножко с другой стороны. Если что-то не усвоилось с первого раза, то самое время познакомиться с повторным объяснением:

Пение – это не просто увлекательное и приятное хобби, но и удобный метод эмоциональной разгрузки. Исполнение любимых композиций поможет отвлечься от трудовых будней, успокоится и получить эстетическое удовольствие. Уроки вокала от профессионалов – это курс, состоящий из нескольких десятков занятий. В домашних условиях без поддержки экспертов трудно добиться желаемого результата и сформировать певческий голос.

Работа профессионала с учеником будет включать:

  • Анализ навыков. Вокальные способности от природы развиты у каждого на разном уровне. Преподаватель первоначально определяет индивидуальные способности. Для некоторых пение не становится проблемой и дается легко уже с первых занятий.
  • Формирование индивидуальной программы. Уроки начинаются с теории и простых упражнений. На первых порах важно подготовить связки и голос к будущим нагрузкам. Тренировка исключает срывы и хрипоту и формирует правильную постановку.
  • Выбор инструмента и репертуара. Вокал проще изучать при игре на инструменте. Преподаватели чаще работают с клавишными, реже со струнными. Это обеспечивает дополнительную музыкальную поддержку и помогает исполнителю сориентироваться.

Как научиться сочинять композиции?

Работа с преподавателем поможет расширить музыкальные навыки. Перепевка известных композиций и сочинение собственных – качественно разные технологии. Учитель расскажет, из чего состоит песня, как совмещать разные стили, в чем состоит секрет будущего хита.

Отдельное внимание уделяется записи. Занятия подразумевает работу с раскладкой вокальных партий, голосовыми аранжировками, которые делают композицию выразительной, насыщенной и не похожей на другие.

Программа обучения строится на индивидуальных предпочтениях. Это помогает определить удобные сроки проведения занятий, подобрать комфортный репертуар и уточнить эксклюзивные предпочтения.

Целебная сила пения научно доказана. Звуковые вибрации положительно влияют на человеческий мозг и внутренние органы, эмоциональное и психологическое состояние, продолжительность жизни и развитие лидерских качеств личности. Кроме профессиональной деятельности, занятия вокалом – полезное хобби. Красивый поставленный голос ценится на сцене и дома, в кругу друзей и коллег.

Уроки пения придают голосу силу, глубину и богатство оттенков, а дикции четкость. На Youtube сегодня достаточно бесплатного контента для самостоятельных занятий в домашних условиях. Предлагаем несколько видео для начинающих вокалистов.

5 способов определить музыкальный слух


Степень развития музыкального слуха определяет уровень вокальных данных. При поступлении в музыкальную школу первым делом проводится проверка на наличие слуха: умение попадать в ноты, повторять ритм и подбирать мелодию. Существует несколько способов определить способности к музыке и пению. От результата зависит, насколько быстро пойдет прогресс в занятиях. В любом случае не стоит расстраиваться, если результат далек от желаемого: музыкальный слух поддается развитию.

Распевка голоса


Каждое занятие вокалисты, будь то новички или профессионалы, начинают с распевания. Голосовые упражнения нужны для разогрева связок, расширения диапазона и раскрытия гортани. Со стороны повторы странных слогов и буквосочетаний нараспев звучат смешно и нелепо. Но исполнение после разминки становится ровным, гладким и звучным. При исполнении высоких нот без предварительной распевки связки могут серьезно пострадать.

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню


Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.

Какие виды вокала бывают


С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.

Уроки вокала. Мелизмы


Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу "Голос", когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд.

Раскрытие гортани


Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань - залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки.

3 упражнения для развития дыхания вокалиста


Правильное дыхание и развитая диафрагма - азы профессионального пения. Существует специальное выражение "пение с опорой". Несведущим в вокальных вопросах сразу представляется облокотившийся на рояль исполнитель. На самом деле под опорой имеется в виду сильная диафрагма, которая тренируется дыхательными разминками. Разучите 3 простых упражнения с педагогом по вокалу и выполняйте их самостоятельно перед каждым домашним уроком пения.

Вокальные резонаторы


Поиск резонаторов - одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать.

Артикуляция и дикция в пении


Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению.

Вокальные упражнения для развития голоса


Преимущество занятий вокалом перед другими видами хобби – отсутствие дополнительного оборудования и снаряжения. Главный инструмент – голос. Можно без труда подобрать удобное время и место для занятий и репетировать каждый день, даже на отдыхе. Запомните упражнения из онлайн уроков и регулярно повторяйте самостоятельно. Со временем заметите: диапазон станет шире, а голос и выдержка сильнее.

Не стоит разочаровываться в своих силах на первом уроке и бросать заниматься. От занятия к занятию голос неизбежно приобретает глубину и уверенность, и вы научитесь петь красиво с нуля.

Маленькая девочка держит в руках расчёску вместо микрофона и поёт перед зеркалом, представляя себя поп-дивой - узнали в этой забавной певунье себя в детстве? Ведь хотелось хоть чуточку быть похожей на звезд? Если до сих пор хочется - добро пожаловать на уроки женского вокала , а потом и на сцену!

Неважно, сколько вам лет - 20 или 60, учиться петь никогда не поздно. Конечно, работа и семейный быт отнимают много времени и сил. Но если регулярно уделять новому хобби хотя бы пару часов в неделю, то старания увенчаются успехом и окружающие непременно оценят результаты.

Почему стоит сделать выбор в пользу вокала?

  • Научившись исполнять любимые хиты на профессиональном уровне, вы, безусловно, станете звездой в компании друзей. Без вас не обойдётся ни одна вечеринка с застольем, ни один поход в караоке-клуб - ведь женщина, которая поёт, всегда в эпицентре внимания и затмить её очень трудно. Словом, пение - находка для тех, кто стремится внести в жизнь яркость, новизну и развить уверенность в себе.
  • Даже начинающая певица при определенном уровне подготовки может порадовать близких необычным подарком - эффектным сольным номером. Представьте: у вашего любимого день рождения, собрались друзья и родственники. И, неожиданно - яркий сюрприз - вы выходите на сцену и исполняете нежную, проникновенную песню так, что у всех присутствующих мурашки по коже!
  • Вы не просто узнаете, как правильно петь - уроки вокала преобразят ваш голос, сделав его мелодичным, звучным, глубоким. А это очень важно, ведь приятный голосок - неотъемлемая составляющая женской привлекательности. Эффект от стильной одежды и ухоженной внешности может сойти на нет, если дама «звучит» некрасиво. К счастью, каждой женщине под силу соблазнять очаровательным тембром, но для этого нужно укреплять голосовые связки с помощью специальных упражнений, учиться правильно дышать.

«Разработка» голоса - дело тонкое и требует индивидуального подхода, поэтому, лучше доверить его профессионалам. Педагог по вокалу легко подберёт такие приёмы, которые подойдут конкретному человеку. От вас требуется прилежно посещать занятия и выполнять все рекомендации.

Как проходят уроки вокала?

Для начала определитесь, в каком музыкальном направлении будете развивать свои умения. Различные студии предлагают клиентам освоить как классические, так и современные техники пения. Например, в школе Марии Деевой ученики могут выбрать между академическим и эстрадным, а также джазом и рок-вокалом.

Первый урок в музыкальной студии - бесплатный, так что вы ничего не теряете. На первом получасовом занятии ознакомитесь с преподавателем и сразу начинаете учиться петь - никаких долгих приготовлений и скучной теории! Задача педагогов - помочь новичкам преодолеть психологический барьер и показать, на что они способны. В результате, уроки получаются интересными и богатыми по содержанию. Обучение премудростям вокала проходит в творческой, живой и непринужденной атмосфере. Если у вас есть дети, можете также записать их на занятия - педагоги студии найдут подход к маленьким непоседам и откроют для девочек и мальчиков удивительный мир музыки.




Top