Как рассказать дошкольникам о театре. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр

«Здравствуй, театр!»

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства. Знакомство с культурным наследием родного края.

Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка. Знакомить с видами театров: (драматический, кукольный). Театральной терминологией (Сцена, театральный занавес, зрительный зал, костюмерная, аплодисменты …). Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,экран,ширма с декорациями.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью. (слайд2)

Скажите, какие театры бывают?

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в Астраханский государственный театр юного зрителя.

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

Что вы видите на экране?

(слайд 4-5)Астраханского театра юного зрителя.

Первый спектакль в Астраханском театре юного зрителя состоялся 11 марта 1933 года . Это был спектакль «Путь далёкий» по пьесе Н. Я. Шестакова . Тогда у театра ещё не было своего здания и представление прошло на сцене Клуба работников торговли по ул. Белогородской (ныне ул. Ленина). Труппа театра на тот момент была непрофессиональной, она состояла из участников художественной самодеятельности и работников радиокомитета.

Спустя год труппа театра была пополнена профессиональными актёрами, художественным руководителем театра юного зрителя стала М. Д. Любимова. Тогда же ТЮЗу было предоставлено помещение по улице Чалабяна, 16.

19 сентября 1934 года спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор » открылся первый сезон уже профессионального театра для детей.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеются: Сцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

- (слайд7-8) Театральный занавес - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. . Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы.

(слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом.
Костюмер - обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки.. Костю́м - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

Наиболее часто люди могут видеть костюмы на актёрах в театре. В сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.

Наше путешествие по театру подходит к завершению.

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человекартист .

Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей: С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит: « Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают .)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.

Посещение театра это не просто пустое развлечение, а настоящая проверка чувств и переживаний детей. Потому рассказывайте детям о театре, водите их на представления и получайте удовольствие. Ребята становятся участниками сказки, вживаются в образ любимых героев, принимают все близко к сердцу. Таким образом, развивается эмоциональная и интеллектуальная составляющая характера каждого ребенка, что прекрасно помогает в воспитании маленьких детей. Я не верю в безразличие детей, если они психически здоровы.

Сегодня прогресс приучил наших детей к компьютерам и аудиотехнике. В лучшем случае дети слушают , а чаще смотрят мультфильмы по телевизору или компьютеру. Достижения техники, это конечно, хорошо, и отказываться от всего этого просто неразумно. Но ведь, если вы начнете постепенно говорить малышам про театр, то они, в конце концов, заинтересуются этим и согласятся пойти с вами. Вот тут то и важно грамотно прививать художественный вкус, постараться создать правильное представление детям о театре.

Правила поведения в театре для детей

Если вы хотите, чтобы наше посещение театра с ребенком было полезным и интересным, всегда пользуйтесь основными правилами поведения на спектаклях с детьми.

Наденьте чистый костюмчик или платье, выглядеть аккуратно. При желании можете взять нарядное платье, ведь красивое и праздничное в театре всегда уместно.

В холодное время года обязательно переобуйтесь в сандалики или туфли. Так вам будет гораздо удобнее и комфортнее себя чувствовать.

Попросите взрослых причесать вас аккуратно в туалетной комнате, там тоже есть зеркала. В фойе театра делать этого не стоит, приучайтесь сразу быть культурными и воспитанными людьми.

До спектакля рассмотрите программку, там вы увидите картинки, фотографии артистов. Вскоре вы начнете уже их узнавать на следующих спектаклях. Так вам станет еще интересней.

Никогда не употребляйте еду в зрительном зале. Поешьте заранее дома, а перекусить можно будет в антракте в буфете, предварительно взяв с собой бутерброды или фрукты. Тогда не надо будет стоять в очереди, торопиться кушать, боясь опоздать. Приучайтесь сразу быть зрителем с высокой культурой и понимайте, где можно кушать, а где нет.

Не кричите и не топайте ногами во время спектакля, вы можете мешать актерам. Не вставайте с места, чтобы не мешать другим зрителям.

Не бегайте в зале, чтобы не вспугнуть сказку. Ведь вы пришли увидеть волшебство, значит надо вести себя тихо.

И самое главное, хлопайте от души в ладоши, если вам понравилась сказка. Лучше в конце представления, чтобы не мешать никому.

Кстати, в театре раньше свято чтили таинство, и свет гас постепенно, погружая зрительный зал в темноту, оставив ярко освещенной только сцену. Сейчас все намного быстрее, свет гаснет сразу, поэтому дети часто пугаются. Когда мы были в театре, наш Эмир сразу закричал «темно», да и другие детки тоже забеспокоились и зашумели. Так что для нас это был первый негативный момент.

Кроме того, во время спектакля, Эмир порывался встать и уйти домой. Мне пришлось его уговаривать и подождать, ведь Витя смотрел с восторгом, не отрывая взгляда от сцены. Мы не могли с Эмиром уйти, оставив Витю одного в зале. Поэтому я сделала вывод, что детям до трех лет в театре делать нечего, им там скучно.

А дети постарше, воспринимают все серьезно, искренне помогают одним героям сказки совершать добрые поступки и прогоняют злых персонажей сказки. Получается, что практически начинают разграничивать зло и добро в жизни. Поэтому с малышами удобнее беседовать дома на тему театра, чтобы подготовить их заранее. Каждой маме нужно уметь преподнести знания детям о театре так, чтобы не отбить охоту, а приобщить ребенка к искусству ненавязчиво.

1. Покупайте билеты на места, откуда ваш малыш будет хорошо видеть и слышать представление. Не стоит ему дополнительно утомляться, напрягая слух или зрение. Не стоит брать места рядом с усилителями звука, чтобы не раздражать ушки. В противном случае, ребенок может капризничать и попроситься домой.

2. Садитесь всегда рядом с ребенком, переживайте с ним, поддерживайте, это так важно малышу.

3. Старайтесь выбирать знакомый спектакль, с положительными отзывами. Ведь нередко детям показывают бессмысленные представления, с плохой игрой актеров. Так зачем формировать дурной эстетический вкус с малолетства?

4. Будет чудесно, если вы заранее с детьми прочитаете сказку по спектаклю или просто расскажите ему кратко содержание. Ведь маленькие дети не всегда понимают игру актеров и быстро теряют интерес к происходящему на сцене, если им что-то непонятно и незнакомо.

5. После спектакля не бегите в раздевалку, чтобы быстрее одеться. Зрителей в театре не так много, так что успеете. У вас есть несколько минут, чтобы показать детям фойе, где расположен гардероб и туалет, обратить внимание на шторы и люстры в театре. Не думайте, что вашему ребенку это будет неинтересно. Пока не покажете, вы этого не узнаете.

Один важный момент, часто в таких местах скопления детей продают дешевые подделки светящихся игрушек. Почти все они одноразового пользования. Так что старайтесь увести детей подальше от таких мест, хотя их тянет туда как магнитом.

Наши мальчишки бегали в фойе, им понравились диваны и шикарные люстры, но звуки из уголка с этими игрушками доносились до них постоянно. Мне составило большого труда отвлечь их и увести в зал. Зато после спектакля, когда мы вышли из зала вместе, я лишь на минутку отпустила руки, чтобы взять одежду в гардеробе, моих сорванцов след простыл.

Так и пришлось мне ходить с одеждой и пакетом в руках искать их, пока не догадалась пойти на знакомые звуки. Ну, конечно, они стояли уже там и играли. Вокруг была толпа взрослых с детками, так что, в надежде, что у них купят, игрушки у моих внуков никто не отбирал.

Дома у нас есть уже несколько подобных игрушек, но это уже отдельная история, поэтому писать об этом не буду. А вот о том, куда мы пошли после представления, поведаю вам в следующий раз, и почему дети быстро согласились уйти от этих игрушек, вы тоже узнаете.

6. Постарайтесь обсудить с ребенком увиденный спектакль, поинтересоваться, что и почему ему не понравилось, чтобы учесть нюансы на будущее.

7. С буфетом знакомить малышей можно после трех посещений театра, не раньше. Это же не кафе, чтобы там уделять внимание еде, а храм искусства. Вот и дайте им почувствовать это ощущение. А вот бутылочку с водой захватить с собой не помешает. В любом случае, ребенок утолит жажду, успокоится и никому не помешает.

8. Если дети плохо себя чувствуют или устали, нет смысла идти с ними в театр. Ничего хорошего из этого не выйдет. Помните, что театр – это эмоциональная сильная нагрузка, вот и думайте, справится ли ваш ребенок с этим.

Лучше в день посещения театра хорошо отдохнуть, выспаться и не торопясь отправляться на спектакль.

Поэтому никогда не торопитесь и не опаздывайте. Сейчас перед детским спектаклем часто придумывают развлекательные представления по , чтобы расшевелить ребят, поднять им настроение, подготовить к просмотру основной сказки.

Нашим внукам маленькое развлечение перед постановкой театра понравилось больше всего. Они прыгали и танцевали, отгадывали загадки. Я удивилась, но Эмир первым крикнул про Айболита, которого он знает наизусть почти всего. Как он активно общался с актерами-аниматорами, здороваясь с каждым из них. Вот и все основные правила поведения в театре для детей.

Как нельзя лучше о театральных правилах написано в детском стихотворении С.Я. Маршака:

В театре для детей

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд, —

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

Из длинного колодца —

Невидимо для глаз —

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Заговорила рыбка

На берегу морском.

Все эту сказку знали —

О рыбке золотой, —

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат —

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко…

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,

Бежит по всей Москве,

Где ветер, и трамваи,

И солнце в синеве.

Если у вас есть дополнения или закрались какие-то сомнения, то высказывайте свое мнение. Оно важно для меня, и читателям тоже будет полезно и интересно узнать, как спокойно и легко донести правду детям о театре, ничего не приукрашивая и не искажая.

Мне будет приятно, если вы нажмете несколько кнопочек социальных сетей и расскажите своим друзьям об этом.


План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Что мы знаем о театре?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
познакомить детей с театром, видами театра, с профессиями людей, работающих в нём.
Речевое развитие:
обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия профессий людей, служащих в театре, предметов, необходимых им;
продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
формировать умение соотносить звуки с буквой и выкладывать из букв слово;
развивать умение детей составлять сложные предложения.
Социально - коммуникативное развитие:
воспитывать культуру общения между детьми, между детьми и взрослыми,
культуру поведения в общественном месте (театре).
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
закрепить навыки бросания и ловли мяча двумя руками от груди, навыки выразительной передачи игровых образов. Развивать двигательную активность детей.
создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья. Прививать навыки элементарного самомассажа рук.
Закрепить комплекс упражнений зрительной гимнастики, направленной на сохранение и укрепление зрения детей.
Художественно- эстетическое развитие:
Развивать образное восприятие музыки, умение высказывать своё впечатление о ней.
Закрепить технику рисования восковыми мелками, фломастером и маркером.
Развивать творчество детей в поиске оригинальных решений с опорой на известные способы конструирования.
Познакомить с произведением Э. Мошковской «Вежливое слово», формировать умение давать оценку действиям персонажей.
Методы и приёмы:
Практические:
Дидактическая игра, физкультминутка, ручной труд, художественное творчество, составление слова «театр», самомассаж рук
Словесные: чтение стихов, драматизация отрывка из сказки.
Наглядные: демонстрация слайдов, показ предметов.
Материал:
Шкатулка с предметами, имеющими отношение к театру, буквы т, е, а, т, р. Театры: теневой, настольный, пальчиковый, кукольный, игрушка- марионетка, презентация «Волшебный мир театра», ноутбук, диск с записью песни о театре, костюмы ежа и лисы, мяч, цветная бумага, фломастеры красного и чёрного цветов, ножницы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Д/и «Назови профессию»
Коммуникативная Беседа «Кто работает в театре»
Чтение художественной литературы Чтение произведения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Продуктивная Оригами «Мордочки зверей»
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации «Для чего и для кого лежат предметы в шкатулке?»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог организует сюрпризный момент: вносит сумку с театральными предметами, предлагает рассмотреть и сказать, для чего они нужны. Дети достают предметы, называют свои варианты ответов. Даны представления о театре.
2 Педагог обращает внимание детей на красивую коробочку, предлагает детям достать из коробочки буквы и выложить слово «театр» Дети соотносят звуки с буквой и выкладывают слово. Активизация словаря, выделение звуков из слова
3. Воспитатель спрашивает детей, что такое театр, какие виды театра они знают и предлагает отправиться на выставку различных театров, которая подготовлена в группе. Дети отвечают на вопросы воспитателя, а затем рассматривают различные виды театра: пальчиковый, кукольный, марионеток, теневой, перчаточный, на фланелеграфе, театр игрушек. Закрепление представлений о различных видах театра.
4. Беседа о Сызранском городском драматическом театре им.А.Н.Толстого, сопровождающаяся показом презентации «Волшебный мир театра»
Слайд 1.Здание Сызранского городского драматического театра им.А.Н.Толстого.
Слайд 2. Кто главный в театре?
Слайд 3. Кто играет на музыкальных инструментах?
Слайд 4. Кто руководит оркестром?
Слайд 5. Кто гримирует артистов?
Слайд 7. Кто отвечает за костюмы для артистов? Слайд 8. Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Слайд 8. Где происходит действие?
Слайд 9. Кто проверяет билеты?
Слайд 10. Кто работает в гардеробе?
Слайд11. Кто проверяет билеты? Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Есть ли театр в нашем городе? Приходилось ли там бывать? Какие спектакли они смотрели?
Кто главный в театре?
Кто играет на музыкальных инструментах?
Кто руководит оркестром?
Кто гримирует артистов?
Кто отвечает за костюмы для артистов?
Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Где происходит действие?
Кто работает в гардеробе?
Кто проверяет билеты?
Активизация словаря, совершенствование диалогической речи, закрепление знаний о театре, о людях, работающих в нём.
5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Игра с мячом «Кто работает в театре» Созданы условия для двигательной активности, закреплены навыки бросания и ловли мяча, закреплены знания о людях, работающих в театре.
6. Педагог организует сюрпризный момент: приходят ёж и лиса. Дети слушают диалог лисы и ежа, а затем по желанию перевоплощаются в героев. Созданы условия для театральной деятельности.
7. Воспитатель организует физкультминутку. Дети изображают животных:
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет. Созданы условия для двигательной активности, снятие умственного напряжения.
8 Педагог организует беседу «Как правильно вести себя в театре?» Дети дают свои варианты ответа на вопрос. Закреплены правила поведения в театре.
9 Педагог предлагает послушать стихотворение. Дети слушают стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
Ознакомление с новым художественным произведением.
10 Педагог предлагает устроить театр для малышей, а для этого сначала изготовить пригласительные билеты. Дети изготавливают мордчки-оригами зверюшек, рисуют глаза, нос, усы. Закреплена техника изготовления игрушек и рисования восковыми мелками, фломастерами и маркерами.
11 Педагог предлагает детям поиграть с пальчиками. Дети выполняют массаж пальцев «Рукавицы»:
Вяжет бабушка лисица
Всем внучатам рукавицы:
Для лисёнка Саши,
Для лисёнка Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисёнка Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках- да-да-да
Не замёрзнем никогда.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Обучение самомассажу рук.
12 Педагог проводит заключительную беседу «Что мы знаем о театре?», затем читает ститхотворение:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра. Дети отвечают на вопросы: Что такое театр?
Какие виды театра знаете?
Для чего люди ходят в театр? Закреплены знания о театре.
.


Приложенные файлы

Ребята, когда, я утром пришла в группу, то обнаружила, что что-то изменилось.

А вы заметили? (Сундук стоит не на обычном месте )

Хотите посмотреть, что лежит в сундуке сегодня?

К сундуку вы подойдите, что хотите в нём возьмите.

Дети открывают сундук и берут вещи из сундука.

Ребята, расскажите по очереди о своих находках в сундуке. Расскажите, как называется ваш предмет, опишите его и расскажите кому и для чего он нужен.

Дети описывают свои находки. При затруднениях привлекаю других детей или рассказываю сама.

Молодцы, вы правильно, рассказали о своих находках. А кто из вас может объяснить, что такое:

Сцена

Занавес

Зрительный зал

Гардероб

Режиссёр

Буфет

Зритель

Актёр

Дирижёр…

Дети объясняют значения слов.

Кто из вас догадался, о чём мы сегодня говорим? (О театре)

Выложите из букв на магнитной доске слово «театр» из букв, которые спрятаны в этой театральной сумочке.

Дети выкладывают слово «ТЕАТР»

Давайте прочтём слово на доске.

Дети читают, если есть ошибки, исправляют.

А теперь, в кружок вставайте,

Предлагаю поиграть,

И профессии назвать!

Игра с мячом «Кто работает в театре»

Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.

Кто главный в театре?

Кто играет в спектаклях?

Кто играет на скрипке?

Кто отвечает за световые эффекты?

Кто работает в буфете?

Кто руководит оркестром?

Кто гримирует артистов?

Кто отвечает за костюмы для артистов?

Кто проверяет билеты?

Кто работает в гардеробе? и т.д.

Присаживайтесь, ребята на диванчик и кресла.

Дети садятся.

Составьте предложения по картинкам, которые я вам буду показывать:

Балерина танцует.

Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово.

Назовите второе слово.

Аналогично разбираются предложения:

Скрипач играет на скрипке.

Пианист играет на рояле.

Дрессировщик дрессирует животных.

Я для вас сегодня приготовила сюрприз! Приглашаю всех в кинотеатр «Дружных ребят». Когда проходишь в зрительный зал, что нужно предъявить контролёру? (Билеты)

Вот ваши билеты, на каждом билете написан ряд и место. Прошу всех занять места в зрительном зале, согласно билетам.

Дети подходят к компьютеру и занимают свои места.

Кто из вас назовёт столицу нашей Родины?

Какой город называют культурной столицей России? Почему?

Да, Санкт-Петербург, один из самых красивейших городов мира, в нашем городе много памятников, музеев, театров…. И сейчас я вас познакомлю с детскими театрами Санкт-Петербурга.

Просмотр презентации.

Во время просмотра, уточняю у детей, кто был в данном театре и какой спектакль там смотрел.

Акцентирую внимание детей на том, что есть разные виды театров: драматический, кукольный, музыкальный…

Детские спектакли ставят и во взрослых театрах, но с ними мы познакомимся в следующий раз.

Сказочные существа встречаются не только в театрах, но и на улицах и набережных нашего города. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Сказочные существа» (М.Сидоровой)

Много интересного в Петербурге есть:

Кони, львы, музеи…и мостов не счесть.

Сказочные существа у Невы лежат,

Тайну целых триста лет бережно хранят.

Хотите поиграть в игру «Сфинкс»?

Посчитаемся, кто будет Сфинксом. Предлагаю вам вспомнить считалку «У Литейного моста».

Считалка.

У Литейного моста,

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка,

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита,

А не веришь другу-

Выходи из круга.

Игра со Сфинксом. (М.Сидорова)

Дети встают в круг, в центре – ребёнок, изображающий Сфинкса (на голове – шапочка-маска)

Дети идут в хороводе вокруг Сфинкса и говорят слова:

Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,

Так загадочно глядишь?

Лучше с нами в круг вставай

Да немножко поиграй.

Сфинкс встаёт и говорит:

Вы хотите поиграть?

Вас я буду догонять.

А тому, кого поймаю,

Я загадку загадаю.

Загадку нужно загадать о театре.

(Цель: уточнить полученные знания в общении между детьми)

Сфинкс догоняет детей, пойманному ребёнку задаёт вопрос о театре. Если пойманный ребёнок правильно ответил на вопрос, то он становится Сфинксом и игра продолжается.

Игра проводится 3-4 раза.

Молодцы, ребята, хорошо отвечали на вопросы Сфинкса и побегали немножко. Теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Присаживайтесь на диванчик и кресла в книжном уголке.

Дети садятся.

На последних слайдах вы видели цирк, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение С.Я.Маршака «Цирк». Это стихотворение для вас читает настоящий артист Олег Басилашвили.

Прослушивание аудиокассеты.

Понравилось вам стихотворение?

Вспомните, пожалуйста, о каких артистах цирка рассказывается в этом стихотворении.

Ответы детей

Посмотрите, на полочке стоят книги со стихотворением С.Маршака «Цирк», догадайтесь, в какой из этих книг рисунки В.Лебедева?

Можно подойти поближе и посмотреть книги.

Дети выбирают книгу.

- Молодцы, догадались правильно. Знаете ли вы, кто рисует афиши в театре?

(Художник-оформитель )

Предлагаю поиграть ещё в одну игру: садитесь все в кружок на ковре. Игра называется «Скажи правильно со словами «два» и «пять». Говорить будет только тот, кому дам табличку с цифрой «2» или «5»

Художник-оформитель.

(-Два художника-оформителя.

Пять художников-оформителей.) и т.д.

А теперь мы с вами проверим, что же вы запомнили о театрах. Подходите к столам и выполните задания на рабочих листах.

Что такое театр? (Здание, в котором идут театральные представления)

Какие виды театров вы теперь знаете? (ответы с помощью рабочего листа)

- Какие детские театры есть в нашем городе?

Зачем люди ходят в театр?

Ребята, а у меня для вас есть сюрприз из буфета. Угощайтесь, пожалуйста.

Дети угощаются конфетами.

Цикл бесед о театре с дошкольниками

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию социальной модели поведения, к формированию эмоционального интеллекта и развитию речи ребёнка дошкольника", и что успешность первого похода в театр необходимо планировать и создавать, так называемый, этапа ожидания. Поэтому мы с воспитателями и другими специалистами детского сада, с педагогами и исполнителями Школы Искусств, проводим такие беседы – знакомства

1 . Что такое театр? Что значит театральное искусство?

В зале сцена украшена как в театре - есть занавес, есть декорации, расставлены стульчики в центре зала... Музыкальный руководитель останавливает детей около "кассы", где продаются "билеты" в театр, на стене висит афиша с изображением здания, например детского театра и сценой из детского спектакля "Ай, да Репка!"

Дорогие ребята, знаете ли вы, что такое театр?

Кто такие авторы и режиссёры, какие представления в театре бывают, какие там декорации, какое освещение, превращения? Слушайте, а сейчас я объясню вам все по порядку (фотография Большого театра) . Стоит это красивейшее здание уже много-много лет, нарядный со множеством чудесных окошек и дверей. А когда войдешь - увидишь окошечко с надписью "КАССА". Здесь покупают билеты у кассира на предстоящее представление. ("Покупаем" билеты и входим в холл театра). А теперь, ребята, у театрального служащего мы купим программку. Программка - это такой листок, на котором напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: как называется пьеса, кто её автор, какие актеры играют и краткое содержание спектакля. Пока вы еще малы, то с вами в театр пойдут родители, они то и прочтут всё, что написано в программке.

(дети "покупают" билеты, берут программки, проходят в зал, садятся на стульчики, воспитатель показывает изображения театра, зрительного зала, сцены, оркестровой ямы, балконов, затем включается монитор компьютера и на интерактивной доске дети видят слайды с изображением внутреннего убранства театра)

Самое главное место в зрительном зале - это сцена, где происходит само действие пьесы, а напротив сцены - зрительный зал с креслами. Те кресла, которые поближе к сцене называются партером, а те которые подальше - амфитеатром. А по бокам ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балконы. В каждой ложе, в отгороженном местечке, стоит обычно 4 или 6 кресел. И если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобиться бинокль, чтобы лучше рассмотреть лица актеров или декорации, или что-то другое, что вас заинтересовало.

А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий по краю сцены во всю длину, это освещение называется рампой.Сама сцена закрыта занавесом. И как только зазвучит музыка из оркестровой ямы, поднимется занавеси начнется спектакль.

А кто же выдумал театр?

Театр существовал еще у древних греков. В постановках они рассказывали о своих героях, о богах, которым верили беззаветно, которым поклонялись и у которых просили защиты и благославения на успех. Раньше не было театров и актеры играли на улице. Почти все население города присутствовали на спектакле. А чтобы публике хорошо было видно и слышно на лица одевали маски, а в рот маски вставляли рупор, называющийся персоной.

От греческого театра мы позаимствовали многие названия для наших театров, начиная с самого слова "театр", которое по гречески произносится "театрон" и означает "зрелище". В театре очень много интересного. Давайте заглянем за кулисы. Это пространство зрители не видят. У всех актеров и работников театра есть свой вход с другой стороны и ведет он через коридор с гримёрными комнатами прямо на сцену. Там же находится и кабинет самого главного человека в театре - режиссёра. Он читает пьесу, написанную писателем для театра, обсуждает её с актерами, распределяет роли, назначает репетиции - идет подготовка к показу спектакля зрителям. пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художники - декораторы рисуют декорации к спектаклю, костюмеры шьют костюмы для актеров.

И вот настанет день, когда спектакль будет объявлен, к этому времени будут написаны и расклеены афиши по городу о начале спектакля. А первый день спектакля называется премьерой! По-французски это значит "первый".

А знаете ли, ребята, кто такой бутафор? Это такой человек, который делает искусственные вещи (показать детям какие - нибудь бутафорские вещи, предметы).

И еще в театре есть гримёры - они гримируют актеров, создают нужный образ для спектакля. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, парики. Здесь актёр превращается в героя сказк

Итак, это было наше первое путешествие в театр, в мир красоты, искусства, созданного волей человека. Побывав в театре, соприкоснувшись с миром театрального искусства, мы стали с вами богаче, светлее, одухотворённее. Театр дарит нашей душе минуты великого счастья, мы учимся сопереживать тому, что происходит на сцене, мы видим характеры многих персонажей и учимся в жизни поступать по совести.

Следующая сказка, которую мы с вами посмотрим будет" "Ай, да Репка!"

2. "Загадки Терпсихоры"

Хотите, я расскажу вам о чуде, которое живет рядом с нами, в этом прекрасном здании театра? (демонстрация фотографии театра )

Попробуйте догадаться сами! Вот вам загадка: "Его нельзя потрогать рукам, но можно увидеть и услышать, оно имеет душу, сердце, но для того, чтобы понять его - нужно время. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Это чудо рождается и живет только в одном, полном таинственности и необыкновенных превращений месте - театре. И что же это за чудо? Конечно - это спектакль.

Но сегодня пойдет речь об особом спектакле, сотканном из музыки, танца, живописи. Он носит красивое, звучное название - Балет!

На одной из самых красивых площадей Москвы стоит величественное здание с большими колоннами. Как оно называется? Это Большой Театр, крышу его венчает квадрига лошадей, управляемых Аполлоном, в Древней Греции он был покровителем искусств.

Осторожно ступаем по лестнице, ведущей вверх, бесшумно пройдем по паркетному полу и, нащупав ручку заветной двери, распахнем ее.. ФОТО ЗАЛА И СЦЕНЫ ТЕАТРА

Какая красота открылась нашему взору! Длинные ряды кресел заполняют огромное пространство перед сценой - это партер. Сияет орнамент на балконах, овалом огибая зрительный зал в несколько ярусов - это балкон. Сверкают хрустальные подвески светильников, золотом отливает занавес.

И вдруг...яркий луч света устремляется в высоту. Сотнями радужных брызг вспыхивает высоко над головой огромная люстра. И оживает расписной потолок.

Бог Аполлон и девять его прекрасных муз движутся по кругу в изысканном танце. Вот Клио - муза истории, а рядом музы комедии - Талия, с маской в руках строгая Мельпомена - муза трагедии.

Но привлекает внимание другая, одетая в развивающиеся одежды, с красным шарфом через плечо. Она легко и плавно ступает по воздуху, мелодичный звук её бубна серебряным дождем рассыпается в звуках хоровода.

Это и есть Терпсихора - долгожданная муза танца. ФОТО

Каждый из нас знает когда родился, но вряд ли помнит место и время рождения танца. может это оттого, что случилось его рождение очень - очень давно?

Много тысяч лет назад, когда на земле жили неведомые нам звери, а люди существовали племенами, тогда то и родился танец!

А вот следы Терпсихоры далее ведут в прекрасную страну Италию. Здесь расцвело искусство поэзии, живописи, ваяния. Замечательные поэты. художники. музыканты. философы прославляли жизнь, красоту и величие человека.

Италия стала культурным центром мира. В шумных уличных карнавалах, в пышных дворцовых праздниках торжествовали и были любимы всеми музыка и танец.

Учитель танца в Италии стал очень важной персоной, он не только обучал искусству танца, но и сам сочинял танцевальные номера.

Так родилась профессия хореограф, что значит "сочинитель танца". Вскоре появились и первые книги об этом искусстве Трепсихоры. В одной из них появилось слово "балет", что произносится по итальянски "балло", а переводится "танцую".

Так называл Доменико де Пьяченца танец, состоящий из нескольких разных по темпу частей.

Прекрасная Терпсихора покорила Итальянцев и на театральных подмостках. небольшие театральные картины, которые давались между спектаклями, тоже стали называться балетами. Они не были связаны с представлением по сюжету, балеты просто радовали глаз красивыми, грациозными танцами, роскошными костюмами и чудесами сценической техники.

Позже, во Франции балет становится целостным спектаклем, рассказывающим о конкретных событиях и героях. И, конечно, верной спутницей и неотъемлемой частью балета становится музыка.

Недаром хореографию называют зримой музыкой.

А кто же сочиняет и ставит балет?

Давайте возьмем к примеру сказку "Щелкунчик", писатель написал сказку (Эрнест Теодор Амадей Гофман), затем либреттист пишет либретто, т.е. краткое содержание сказки. Используя этот план, композитор напишет музыку, хореограф придумает танцевальные движения, раскрывающие содержание сказки, художник нарисует декорации, дирижер и его оркестр будут озвучивать балетные сцены, которые будут исполнять талантливые танцоры, они должны быть и хорошими актерами театра - так и родится целый балетный спектакль.

Танцевальное искусство лишь часть балета. Балет - это мир выразительных движений, жестов, мимики, в нем важны все части и сам танец и пантомима.

Он очень красив и грациозен, все его движения изящны, возвышенны.

Если главные действующие лица танцуют вдвоем - это "па-де-де" . Сольные партии, танцы в балете называются вариациями. В спектакле может принимать участие большая группа артистов - это кардебалет. Есть в балете и пантомима - воспроизведение подражанием. При помощи пантомимы передается содержание спектакля.

У каждого героя в спектакле свой язык, но состоит он не из слов, а из движений, положенных на музыку и согласованных с нею.

(показываем слайды, записи отдельных номеров из балетного спектакля, побуждаем детей объяснить словами и воспроизвести содержание балета пантомимой, хореографическими этюдами, импровизацией на заданную тему)

3. Как знакомая, и всеми любимая сказка, рассказана с помощью ТАНЦА.

Балет К. И. Хачатуряна "Чиполлино"

Предварительная работа:

Чтение сказки Джанни Родари - "Чиполлино";

Беседы о театре, о театральных балетных постановках;

Просмотр фрагментов из балетных постановок;

Ход беседы - диалога.

Ребята, а давайте вспомним, как переводится с французского языка "балло"? (ответы детей). Правильно, "танцую". Это слово обозначает жанр, соединяющий музыку и изящные танцевальные движения, все герои в балете не произносят ни одного слова, они изъясняются только языком танца, мимики и жестов.

А теперь все вместе вспомним сказку Джанни Родари "Чиполлино", расскажите, о чём она? (ответы детей) . Вы знаете, что и мультфильм есть по этой сказке. А вы заметили, что в любом мультфильме или кинофильме звучит музыка, почему, как вы думаете? (ответы детей) Правильно, она помогает раскрытию содержания и характеризует каждый персонаж по-своему: кого грустным, кого веселым, кого добрым, а кого злым. (дети просматривают отрывок мультфильма, слушают музыку).

А как же в балете? Там только танец и музыка? Значит, музыка должна рассказывать обо всём и помогать танцорам и балеринам "рассказать" сказку в танце, как же это происходит?

Перечислите мне героев сказки и расскажите о них, отметьте их характерные черты (дети вспоминают героев сказки и говорят какие они по характеру).

Да, вы все помните весёлого Чиполлино, нежную Редиску, благородную Вишенку, злобного Лимона и сеньора Помидора. А теперь давайте послушаем и посмотрим отрывки из балета, в котором композитор Арам Ильич Хачатурян рассказал нам эту историю с помощью музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Дети смотрят отрывок, где Чиполлино грустит об отце, определяют, что скрипки передают печаль юного героя, а о чём говорит бодрый ритм духовых инструментов, врывающийся в общий настрой музыки? Конечно, он говорит о том, что Чиполлино обязательно увидится со своим стареньким отцом.

А вот звуки медных тарелок в оркестре помогают представить, с каким вдохновением и с какой радостью Тыква строит свой домик (дети слушают и смотрят фрагменты балета) .

А кто же это выходит на сцену? Да, это важный сеньор Помидор... Какие музыкальные инструменты передают его образ? (ответы детей, и музыкальный руководитель суммирует ответы детей) Конечно, это играют трубы, они в оркестре главные, музыка торжественная, но не добрая, как и сам Сеньор Помидор. Он толстый, шагает тяжело, не торопясь, размеренно, это и отражают ударные инструменты - барабаны, музыка передаёт характер каждого персонажа по - своему. В балете по виду, по движениям вы узнаёте персонажей, а по музыке вы можете уже узнать характер героев сказки, добрые они или нет.

А теперь давайте, ребята, мы продолжим с вами учиться импровизации. Вы послушаете музыкальный отрывок из балета еще раз и попробуйте в танце, который придумаете сами, создать образ того или иного персонажа сказки. (дети придумывают характерные движения для героев сказки и учатся согласовывать их с музыкой из балета)

3. Образность в оркестровом сопровождении театральных постановок .

Слушаем и рисуем оперу - сказку "Кощей Бессмертный"

Предварительная работа:

- "Путешествие" по сказкам. где встречается такой персонаж как Кощей;

Беседы об оперных постановках;

Вспоминаем, что такое хоровое, сольное пение, ансамбль, оркестр;

Просмотр сцен и слушание оперных арий, которые слушали ранее.

Составление словаря для дошкольника;

Ход беседы:

Ребята, сегодня мы с вами будем гостями в опере. Это тоже вид театрального искусства, как балетный спектакль или постановка сказки. Здесь сценическое действие очень тесно слито не только с инструментальной музыкой как в балете, а ещё и с вокальной. Сам термин "опера" переводится с итальянского языка - сочинение. Давайте вспомним: что такое сольное, а что такое хоровое пение, что такое ансамбль, оркестр..? (ответы детей) . В современных оперных постановках объединяются многочисленные, самые многообразные выразительные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства - это декорации и костюмы (дети так же знакомы с этими терминами) , и даже балетные номера.

Сегодня мы с вами послушаем отрывки из оперы - сказки "Кощей Бессмертный", вы знаете его по русским народным сказкам, давайте вспомним о них! (дети называют сказки, где есть такой персонаж, вечный спутник Бабы-Яги).

Русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков написал детскую оперу-сказку о Кощее. У него в опере всего пять действующих лиц: сам злодей, его дочь, Царевна - Ненаглядная краса, Иван-Королевич и ветер Буря - Богатырь.

Послушайте самое начало музыки, слушайте внимательно, определите характер этой музыки (дети слушают и смотрят музыкальные отрывки из оперы-сказки и отвечают на вопросы педагога). Правильно, эта музыка рисует картину мрачного Кощеева царства. Какое настроение передает нам музыка? (ответы детей: мрачное, настороженное, страшное, загадочное...)

А вот звучит другая музыка в оркестре, и дети легко определяют, что это русская народная мелодия, она характеризует Царевну. Какие слова и определения вы можете предложить для описания данного образа? Дети говорят, что она нежная, мягкая, а я подсказываю: степенная, величавая, какой и должна быть русская красавица (дети запоминают два новых определения: "степенная" и "величавая", эти слова нам пригодятся ещё не раз, продолжают смотреть отрывок из оперы и слушают арию Царевны).

А теперь, ребята, попробуйте нарисовать то, о чем нам рассказала музыка, изобразите красками тех героев, о которых рассказал композитор в своих музыкальных картинах. Это может быть и сказочное царство Кощея Бессмертного, и красавица Царевна, а может быть Королевич Иван, или Буря-богатырь! Фантазируйте, ребята, а музыка пусть вам в этом поможет.

Педагог негромко включает характерные музыкальные отрывки из оперы, а дети рисуют красками выбранный ими музыкальный образ.

На следующем занятии, когда дети вновь встретятся для закрепления знаний об опере - сказке, все вместе будут рассматривать рисунки и составлять рассказы о нарисованных детьми картинах. Таким образом, на данных занятиях решаются не только музыкальные задачи, но и задачи по развитию речи дошкольников, у ребёнка формируется словарный запас эпитетов и определений, которыми он будет оперировать в будущем

4. Беседы о том, как появились некоторые музыкальные инструменты, и как они объединились каждый под своей "фамилией"

Для того, чтобы говорить о программной музыке, необходимо познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра, который может выступать на сцене театра и как самостоятельный организм, передающий свои музыкальные образы, картины, и как аккомпанирующий, поддерживающий театральных героев, их характеры, мысли и чувства.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир рождения музыкальных инструментов, как и откуда они появились?

Когда- то давным - давно сложных, как сейчас, инструментов еще не существовало, и люди играли на тростниковых дудочках, которые много позже превратятся в прекрасный звучный духовой инструмент и музыканты назовут его "флейта", что в переводе с латыни обозначает "дыхание" или "дуновение". Может быть первым исполнителем на дудочке был лёгкий ветерок, нечаянно подувший в надломленную тростинку (педагог легонько дует в тростинку и рождается звук). Никто точно не знает, так ли это было, но за проникновенное, чистое, серебристое звучание этот инструмент полюбили многие народы. Её корпус стали делать не только их тростника, но и из глины, слоновой кости и даже украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Она, такая маленькая, тоненькая, хрупкая со своими серебристыми переливами органично вплела свой голос в звучание других инструментов и заняла достойное место в симфоническом оркестре под фамилией "духовые инструменты ". ФОТО

Шли столетия, и однажды люди заметили, что если струны натянуть на пустотелый корпус берестяной коробочки (педагог показывает детям "рождение" инструмента, используя простые, подручные материалы) или другой предмет, даже на панцирь черепахи, то звук становился красивее. Стали делать корпуса разной формы и величины. Так появились и скрипки и гусли, цимбалы и многие другие инструменты. (Дети пробуют натянуть леску, или тоненькую резиночку на деревянную баночку - и дёрнув за неё - рождается звук! это приводит детей в неописуемый восторг, они начинают экспериментировать с заранее заготовленными мною предметами .) ФОТО

А как вы думаете, ребята, как могли родиться ударные инструменты: барабаны. литавры... (перед детьми лежат камешки, палочки, перевёрнутая глиняная посуда, и дети должны методом проб, исследований прийти к выводу, что древний человек бил камешек о камешек, палку о палку, стучал по раковинам, по черепкам, что так и появились инструменты под фамилией "ударные") ФОТО

5 . Почему же так нужны "имена" и "фамилии" всем инструментам?

Ребята, у нас у всех есть имя и фамилия, у каждого в вашей семье есть своё имя, а вот фамилия одна, назовите, пожалуйста имена своих родных и потом фамилию своей семьи. Так же и музыкальных инструментов: у каждого есть своё имя, но у определённой группы инструментов есть одна, как бы фамилия (показать слайды группы струнных, затем духовых и ударных инструментов) ФОТО

Ребята, назовите по "именам", эти инструменты, как вы думаете, почему на одном слайде есть скрипка, арфа, контрабас, виолончель, гитара, балалайка. Что их объединяет, что у них общего? (ответы детей)

Правильно, у всех этих инструментов есть струны, которые разливаются музыкой под руками талантливого музыканта - исполнителя, поэтому "фамилия" всех этих инструментов будет - "группа струнных инструментов", а их "имена" вы уже назвали.

Теперь обратите внимание на следующее изображение и назовите эти инструменты по "именам" (дети называют трубу, флейту, дудочки, гобой, саксофон, кларнет, определяют что же их объединяет и дают им уже "фамилию" - духовые).

Всё верно, музыканты извлекают звук при помощи того, что вдувают в них воздух, поэтому и являются они группой струнных инструментов.

А вот и следующий слайд, дети видят барабаны, литавры, тарелки, определяют, что звук извлекается просто ударами, поэтому и название им "группа ударных инструментов". Так дети легко узнают новое, на первый взгляд трудный, непостижимый материал для дошкольников, но волноваться не стоит, дети легко запоминают музыкальные термины, так как они постоянно звучат в контекст бесед и дети несказанно рады, что умеют ими оперировать. Таким образом, пополняются не только знания, интеллект, но словарный запас дошкольников.

На следующем занятии пусть дети поиграют в дидактическую игру "Узнай музыкальный инструмент".

А) по внешнему виду (перед детьми выкладываются инструменты одной группы, они должны назвать их)

б) по звуку (педагог включает музыку разных инструментов, дети должны узнать по звуку инструмент)

В заключении можно послушать музыку любого популярного марша в исполнении симфонического оркестра, где легко можно определить по звуку играющий инструмент и дети называют его безошибочно.

Как радостно горят у детей глаза от того, что они уже так много знают.

По окончании занятий мы рисуем понравившиеся музыкальные инструменты: скрипку, арфу, трубу, рояль и пр.

Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада,

Чуткая музыка всюду живёт - в шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо!

Звонко струится ручей, падает гром с небосвода -

Этой мелодией вечной своей мир наполняет природа.

Тихие слёзы свои ива роняет у брода...

Тихо приветствуют ночь соловьи звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада.

Звонкая музыка всюду живёт - только прислушаться надо!

6."Принцесса Скрипка"- трогательный рассказ-беседа о волшебном инструменте .

Очень любят дети легенды, рассказы, стихи о Скрипке, этот инструмент они видят и слышат на концертах в детском саду, когда мы приглашаем исполнителей из Детской Школы Искусств.

Поиграйте с еще раз с детьми в игру: «Узнай меня по голосу!»

Ребята, как же вы узнали друг друга, не ошиблись? Конечно, по голосу.

А произошло это потому, что каждый из вас имеет свою окраску голоса, не похожую ни на кого. И называется эта окраска – тембр! Тембр – это свойство, которым обладает каждый звук, не обязательно музыкальный. Это особое качество звука, звуковая окраска. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса, по нему мы узнаем своих близких, друзей, любимых актеров и певцов. Определенный тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Вот и Принцесса - Скрипка, её голос не спутаешь ни с каким другим, она может плакать и смеяться, может петь и говорить... Послушайте одну старинную легенду о великом скрипичном мастере...

Однажды, в итальянском городе Кремона один волшебник проходил мимо маленького домика, услышав изумительные по красоте музыкальные звуки, он вошел внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку и я исполню любое твое желание, - сказал волшебник.

Юноша подумал, подумал и ответил:

Я хочу жить вечно!

Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но когда ты будешь делать тысячную скрипку – ты умрешь. - Я согласен! – сказал юноша.

Шли годы... Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (а делались не только скрипки, но и виолончели, альты, контрабасы, лютни, гитары), он вдруг заболел.

Теперь я могу спокойно умереть. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я вкладывал в них свою душу, любовь, старание.

Имя этого мастера известно всему миру – это Антонио Страдивари…

На его инструментах играли и до сих пор играют лучшие музыканты мира!

Движенья плавные смычка приводит в трепет струны,

Мотив журчит издалека, поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, ему названье - Скрипка!

Дети рассматривают скрипку, мы принесли её из музыкальной школы, а позже пригласим и исполнителей на этом божественном инструменте...

Какой у неё изящный корпус, с плавными закруглениями и тонкой талией! Этот инструмент появился много-много веков назад, как же изготавливают такой замысловатый инструмент? Скрипичных дел мастера изучают её секреты до сих пор, но и по сей день не разгадана тайна божественного звучания скрипок, сделанных знаменитыми итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери. Но точно известно, что они очень придирчиво выбирали материал: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали "поющие", примечали, на какую ель чаще садятся певчие птицы, потом прослушивали её разными постукиваниями и в это же время прикладывали докторскую трубку, чтобы оценить певучесть дерева.

Спиливали дерево зимой, когда оно "спит" (вспоминаем с детьми сведения из раздела ознакомления с окружающим миром, о зимнем сне деревьев), но дерево не валили, а бережно опускали на землю. В сложнейшем деле изготовления скрипок было много секретов, передававшихся только по наследству, от учителя к ученику, нередко к сыну мастера. Без их знания, без души, без таланта, как ни старайся, не наделишь скрипку волшебным голосом.

В заключении дети с педагогом слушают скрипичную музыку в исполнении знаменитых музыкантов: Владимира Спивакова, Юрия Башмета, перед глазами детей должны быть их портреты, фотографии в процессе сольного исполнения и с игрой в оркестре.




Top