Конспект НОД по развитию речи. Пересказ и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк

Цель : сформировать у детей интерес и позитивное отношение к родной речи; узнать понимают ли дети содержание сказки, развивать умение концентрировать внимание; развивать мышление, память, умение отвечать на вопросы.

Словарь:

Активизация: сказка, кумушка, кумонек, воз.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово: русская народная сказка, вопросы к детям.

Наглядные: картинки к сказке.

Ход работы:

1 Часть.

В: – Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый волк». К этой сказке есть очень интересные картинки, мы потом их посмотрим.

2 Часть.

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.

– Вот будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. По выбрасывала всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!

– Там, на возу – и рыба и воротник.

Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:

– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего. А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманёк!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь, просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везёт.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый, битого везёт.

– Так, кумушка, так!..

Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк»

Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.

Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.

Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Анализ русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка - сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.

Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.

Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь - самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Главные герои сказки -- это лисичка - сестричка и серый волк.

Лисичка-сестричка:

  • - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
  • - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
  • - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
  • 2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

Волк:

  • - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
  • - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)

Художественное своеобразие произведения:

Композиция:

Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) - “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»

Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении

Жмуренко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Кораблик», п. Развилка, Ленинского р-на, Московской обл.
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План

1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём - по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)
6. Выводы - значение в работе с детьми

Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки - это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
- хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
- умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
- жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
- доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
- добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Лилия Мащенко
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Воспитатель Мащенко Л. В.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, я предлагаю вам повернуться к ним, улыбнуться и поздороваться с ними.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : А теперь, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу?

1 Мотивация :

Воспитатель : Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, Эта посылка от лесных зверей. Ой! А что же в ней, давайте посмотрим? Смотрите записка!

(Воспитатель открывает посылку, достает записку от лесных зверей)

Воспитатель : «Ребята, мы нашли в лесу иллюстрации к сказке , а к какой, мы не знаем. Может, вы знаете?»

2. Основная часть.

«Если сказка в дверь стучится ,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица ,

Чуть спугнешь - и не найти…»

Воспитатель : Конечно, есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы вспомним сказку , а какую вы узнаете, отгадав загадки :

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка ,

А зовут её…

Дети : Лисичка .

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый.

Д : Волк .

Воспитатель : Молодцы, ребята!

Воспитатель : Вы догадались, как называется эта сказка ?

Дети : Сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

Воспитатель : А сейчас мы вспомним эту сказку . Вы слушайте ее внимательно. Итак, сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

(Воспитатель выразительно читает сказку , сопровождая показом иллюстраций).

Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка ?

Дети : Да.

Воспитатель : Прежде чем мы начнём отвечать на вопросы, сделаем небольшую гимнастику для дыхания.

3. Дыхательная гимнастика «Ладошки»

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем короткие вдохи носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем через нос.

(Делают 5 раз)

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : А про кого эта сказка ?

Дети : Про лисичку и серого волка .

Воспитатель : Правильно.

Воспитатель : Как она называется?

Дети : «Лисичка – сестричка и серый волк »

Воспитатель : Какая по характеру лиса?

Дети : Хитрая, обманщица, плутовка.

Воспитатель : Ребята, что значит выражение «плутовка» ?

Дети : Шалунья, обманщица.

Воспитатель : Какой в сказке волк по характеру ?

Дети : Добрый, доверчивый.

Воспитатель : А, что значит слово «доверчивый» ?

Дети : Это значит, что слушает лису и верит, что она ему говорит.

Воспитатель : Расскажите, как лиса советовала волку ловить рыбу ?

Дети : Лиса советовала волку ловить рыбу хвостом .

Воспитатель : Почему лиса обманула волка ?

Лера : Она не хотела делиться рыбой, а хотела подшутить над волком .

Воспитатель : Правильно ли поступила лиса?

Дети : Нет, нужно уважать других зверей и относиться к ним по - доброму.

Воспитатель : А в какое время года происходит действие сказки ?

Дети : Действие сказки происходило зимой .

Воспитатель : Как вы это поняли? По каким словам?

Дети : А мороз все сильней, да сильней и волчий хвост примерз в прорубе.

Воспитатель : Что сказала лиса , когда ехала на волке ?

Марьяна : Битый небитого везёт.

Воспитатель : Что ей волк ответил ?

Артем

Вика : Я, куманек, говорю : битый битого везет.

Воспитатель : Давайте сейчас инсценируем этот отрывок . Вот наши участники.

(Воспитатель выбирает детей на роли лисы и волка и надевает шапочки героев сказки )

Воспитатель : Едет лиса на волке (один за другого держится) и приговаривает.

Лиса : Битый небитого везёт, битый небитого везет.

Волк : Что ты мне, кумушка, говоришь?

Лиса : Я, куманёк, говорю : битый битого везёт.

Волк : Так, кумушка, так!

Воспитатель : Довёз волк лису до её норы , соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеётся-посмеивается.

Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Воспитатель : А сейчас давайте с вами немного разомнемся.

4. Физкультминутка «Рыжая лисичка »

Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)

Пляшет маленький народ (приседания)

Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

Мы готовы круглый год (приседания)

Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)

Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)

Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

Под кусточком лисий дом .

Воспитатель : Ребята, в посылке еще что – то есть.

(воспитатель открывает посылку и достает из нее иллюстрированные домашние животные их детеныши).

Воспитатель : Ребята, кто это?

Дети : Это домашние животные со своими малышами.

5. Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши»

Воспитатель : А как называют малышей наших животных? Собака – со своим ….

Алена : Собака со своим щенком, кошка с котенком, крольчиха с крольчонком, корова с теленком.

(Дети размещают домашних животных и их детенышей на магнитной доске)

Воспитатель : Молодцы, ребята!

6. Рефлексия.

Вам понравилась сказка ?

Как называется сказка ?

Вы хотите быть похожи на лисичку , такими же хитрыми, обманщиками?

На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать и обманывать своих друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.

Что вам больше всего на занятии понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы замечательно отвечали на занятии! Лесные звери вам прислали сладости. Угощайтесь, пожалуйста. А теперь угостите наших гостей.

Воспитатель : Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети : До свидания!

Публикации по теме:

Театрализация развивает коммуникативные качества личности, поэтому в своей работе с детьми по развитию речи я использую театрализованную.

Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: "Пересказ русской народной сказки ""Лиса и волк" Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Тема урока : Русская народна сказка « Лисичка- сестричка и волк»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой о животных

«Лисичка- сестричка и волк», создав благоприятную обстановку для восприятия.

Планируемые результаты:

П редметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; рассказывать сказку по плану, выразительно читать, составлять характеристику героев.

М етапредметные:

регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; развивать умение анализировать и обобщать; пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой;

закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

учить выделять особенности народной сказки;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, развивать устную речь учащихся, принимать участие в совместной деятельности;

личностные: учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам,

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

Компьютерная презентация урока.

Выставка книг «Народные и авторские сказки».

Реквизит для постановки сказки « Теремок»: куклы – лягушка и мышка, теремок. Иллюстрации к сказке для составления плана (приложение 3), карточки со словами для составления характеристики героев, модели для составления обложки, таблица « Правила работы в паре, группе», «тучки» для рефлексии.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Дети приветсвуют друг друга. Желают хорошего настроения.

2.Мотивирование к учебной деятельности

1слайд

Литературное слушание– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок.

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
И пока я не скажу « пять»,
Глазки вы не открывайте . (Считаю до 5, дети открывают глаза).

Показ отрывка из сказки «Теремок»

(кукольный театр)

Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

Почему эту сказку называют народной?

А ещё, какие бывают сказки?

Дети закрывают глаза.

Ребята открывают глаза, появляется театральная ширма, разыгрывается отрывок из сказки « Теремок»

Подготовленные ребята выходят для показа отрывка и из сказки

«Теремок» ( Приложение1)

Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

Сочинил народ.

3. Актуализация знаний

Работа в паре. (слайд 2)

Повторение правил работы в паре.

Таблица « Правила работы в паре»

Дети, рассмотрите книги, лежащие на парте.

Что общего у всех этих книг?

Распределите книги на две группы.

На какие группы вы разделили все сказки.

Назовите сказки народные, авторские.

Работа с выставкой книг.

Расставить книжки по группам на полки. На верхнюю сказки авторские, на нижнюю народные сказки.

Какие сказки появились раньше авторские или народные? Почему?

Давайте вернемся к сказке, отрывок, которой вы видели.

О ком эта сказка?

Как вы думаете, вы все уже сказки о животных прочитали?

А хотите познакомиться сегодня с такой сказкой?

Что бы познакомиться с такой сказкой, что мы должны сделать?

Какие личные качества ученика вам могут пригодиться на уроке.

Дети называют правила:

Работать должны оба.

Один говорит - другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси

Это сказки о животных.

Народные: «Петушок и бобок», «Теремок», «Курочка Ряба» « Лисичка со скалочкой».

Народные. Потому что раньше люди не умели писать и могли только рассказывать друг другу разные истории, дополняя их или изменяя. Передавались сказки в устой форме, поэтому определить кто автор и время создания невозможно.

О животных

Нет.

Да.

Найти в библиотеке такую сказку и прочитать. Прочитать в хрестоматии.

Дети называют: активность, любознательность, терпение, внимательность, честность.

4.Постановка учебной задачи

Подумайте, о какой сказке пойдет речь на нашем уроке? Кто будут герои? (показать книгу)

Предлагаю послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся герои-животные, это сказка «Лисичка- сестричка и волк»

О народной сказке.

Животные.

Открывают учебник с 111.

5. Открытие нового знания

Слушание сказки. (слайд 3)

Сядьте удобно. Приготовьтесь слушать.

Рассказывание русской народной сказки близко к тексту.

Дети слушают.

Физминутка (слайды 4-12)

6. Первичное закрепление

Словарная работа. (Приложение 2)

Вам понравилась сказка? Чем?

Все ли слова в сказке вам были понятны?

Как вы понимаете значение этих слов:

ПОЖИВИТЬСЯ, ВОЗ,УЛУЧИЛА,

СМЕКНУТЬ,ПРОРУБЬ,КОРОМЫСЛО,

ОТДУВАЛСЯ, КАДКА

Ребята, из какой книги я узнала о значении этих слов? Для объяснения значения слов обращаюсь к толковому словарю Ожегова.

Беседа по содержанию сказки.

Можно Волка и Лису назвать главными героями сказки? Почему?

Почему лиса выбежала на дорогу?

Кого увидел дед на дороге?

Как лежала лисичка?

На самом ли деле лисичка была неживая?

О чем подумал дед, взяв лисичку?

Что стала делать лисичка, пока ехал дед?

А сразу ли она стала это делать?

Довез ли дед рыбу и лису домой?

О чем тогда догадался дед?

Что делала лисичка с выброшенной рыбой?

И тут к лисичке подошёл…

Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?

Что лисичка посоветовала волку?

А с какими словами лиса ходила вокруг волка?

Долго ли сидел волк у проруби?

Много ли рыбы наловил волк?

Почему волк остался без хвоста?

А что в это время делала лиса? Что с ней произошло?

Как встретились вновь?

Как лиса снова обхитрила волка?

Что она приговаривала?

Составление словесного портрета героев.

Какой вам представляется лиса?

Как часто в других сказках называют лису? Почему?

А в этой сказке лису можно назвать плутовкой?

Каким представляете волка?

В этой сказке мне хотелось бы волка назвать простофиля. Как вы думаете почему?

Почему волк в конце сказки не бросает лису, наоборот помогает ей?

Кто из героев сказки вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

Дети говорят, как они понимают значения этих слов.

Из толкового словаря.

Можно, т.к. все события, происходящие в сказке, происходят вместе с этими героями. Волк и Лиса присутствуют в сказке сначала и до конца.

Была голодная.

Лисичку

Как мёртвая

Нет, она притворилась

Взял на воротник в подарок

Стала выбрасывать рыбу

Нет.

Лиса была не мертвая

Собрала в кучу и ела

Волк

Нет, она его обманула, схитрила, соврала

Чтобы сходил на речку и наловил рыбы

Мерзни, мерзни, волчий хвост

Всю ночь

Ни одной.

Хвост замерз, а бабы били, чем попало: ведрами, коромыслами; Ели вырвался.

Она забралась в избу, и вымазалась тестом.

Лиса увидела волка, испугалась. Но что бы

разжалобить его она притворилась тоже побитой. Она говорила

« Битый не битого везет»

Рыжая, с маленькими глазками, пушистая.

Плутовка.

Лиса хитрая.

Да. Потому что она обхитрила деда и волка.

Дети характеризуют волка.

Потому что волк повел себя глупо, поверив лисе.

Потому что он добрый.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (слайд 13)

Работа в группах (слайд 14-15)

Повторение правил работы в группе.

Таблица « Правила работы в группе»

Дети разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.

1задание. Работа с пазлами. Составление картинного плана.

Назовите, какие сюжеты из сказки у вас получились.

Что было в начале? Какое событие было дальше?

Что произошло потом?

2 задание. Составление характеристики главных героев. На доске вывешены картинки с изображением лисы и волка. Учащимся даны слова-эпитеты.

Прочитайте слова. Подумайте, о каком герое можно так сказать?

3задание. Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки.

После чтения отрывка ребята самостоятельно оценивают друг друга, выбирают лучших чтецов.

Дети называют правила: 1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

1.Каждая группа складывает одну иллюстрацию из пазлов. Определяет место происходящих событий. Кратко пересказывает по плану свой сюжет.

1.Как лиса обхитрила деда.

2. Встреча лисы и волка.

3. Волк ловит рыбу на реке.

4. Лиса в избе.

5. Битый не битого везет.

2.Распределяют слова (добрый, догадливая, сообразительная, хитрая, простофиля, доверчивый, глупый, умная, находчивая, добродушный), характеризующие главных героев. Прикрепляют слова к картинкам лисы и волка.

3.Учащиеся самостоятельно читают отрывок в группах. Выбирают чтецов для чтения вслух. (Тетрадь стр. 47 № 2)

8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

1.Моделирование учащимися обложки.

Выберите из предложенных условных значков (заместителей литературных понятий-жанров:

кружок коричневый, кружок зеленый, прямоугольник коричневый) правильный и приклейте к листу. Подпишите.

2.Коллективная проверка.

Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

А какой символ существует для сказки?

О ком говорится в этой сказке?

Если говорится о животных, то какого цвета круг?

3. Самопроверка по образцу. Взаимопроверка.

Похвалите своего соседа, если он все сделал правильно, если ошибся, помогите исправиться.

Дети выбирают из предложенных символов - нужный. Приклеивают к листу и подписывают.

Выполняют самостоятельно.

Сказку

Кружок.

О животных.

Коричневый.

Нет. Это русская народная сказка.

Сравнивают с образцом. Обмениваются моделями.

9.Подведение итога урока

Беседа с учащимися.

Ребята, с какой сказкой вы познакомились на уроке?

О ком эта сказка?

Игра « Собери крылатое выражение » (Слайд 16 )

Как вы понимаете смысл этого выражения: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чему учит эта сказка?

Вывод. В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций.

Кто запомнил эту сказку, может пересказать своим близким. Тем, кто желает больше узнать сказок о животных, обратитесь в нашу библиотеку.

РНС « Лисичка – сестричка и волк»

О животных.

Каждая группа из разрезанных слов собирает крылатое выражение.

Сказки нас чему-то учат.

Быть честным, добрым;

На добро отвечать добром и если обидели никогда не мстить, отвечать добром.

Рефлексия слайд 17

Продолжите предложения:

На уроке мне было…

На уроке я узнал….

Больше всего мне на уроке понравилось….

Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

Выразите ваше отношение к уроку, определив место «облачка» возле солнышка: если вы довольны уроком, облачко прикрепите, не закрывая солнышко, если нет – облачко прикрывает солнышко.

Дети высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересным, где возникала трудность и как они с ней справились.

Называют личные качества, которые им помогли работать на уроке.

Прикрепляют свои «облачки» к солнышку.




Top