Контрольная работа по роману И. Тургенева "Отцы и дети" (8 вариантов)

«Одного яйца два раза не высидишь », ? Козьма Прутков

Если анализировать все т.н. «коммунистические» публикации периода после 1991 года, то станет ясно, что их авторы до сих пор не поняли, как их бывшие руководители на основе марксизма-ленинизма довели СССР до краха и породили горе-теоретиков типа Гайдара (ныне уже покойного). Многие помнят широко тиражируемый лозунг: «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно». А между тем 1991 и последующие годы не только поставили под сомнение всесильность этого учения, но и обнажили неработоспособность методологии бездумных лозунговых прорывов, заканчивающихся известным: «Хотели как лучше…».

История не терпит сослагательных наклонений; мы получили ровно то, что было возможно в рамках господствовавшего учения, ибо обеспечение устойчивости созданной на его базе общественной системы к любым внутренним и внешним воздействиям и является мерилом его практической полезности. Когда всё рушится, как карточный домик, то истоки краха следует искать не в отдельных ошибках, а в фундаменте. Лимит доверия к теории Маркса? марксизму? исчерпан. Марксизм, как теоретическая платформа и государственная идеология, оказался несостоятельным, в результате чего СССР потерпел поражение в информационной (холодной) войне и был уничтожен, а народ богатейшей по-прежнему во всех отношениях страны мира? России? влачит постыдно жалкое существование. Настала пора простому человеку, в отличие от поджидающей очередных лозунгов “элиты”, заменить веру фальшивым авторитетам собственным, адекватным Объективной реальности, мировоззрением и проистекающим из него миропониманием (т.е. представлением о Мире в лексике), и самостоятельно разобраться в основах экономики и финансов.

Любопытно то, что марксизм, порождённый системой надгосударственного (глобального) управления, и по сию пору сохраняет свою неприкасаемость. Вы, наверное, заметили, что единые закулисные хозяева «правых» и «левых» не допускают критику Маркса ни теми, ни другими. Даже на буржуазно-либеральном Западе марксизм? вне критики. Более того, обострившийся системный кризис привёл к очередной реанимации марксизма: как сообщали СМИ во многих странах Запада, с началом финансово-экономического кризиса в 2008 году выросли продажи произведений Маркса и марксистов. Дело здесь в том, что закулисные хозяева сатанинской системы глобального управления издревле применяют уловку: подконтрольные ей бéсы разделяются системой на две идеологически непримиримые группы («правых» и «левых»); и когда мир зовёт на помощь, пытаясь спастись от одной из них, вторая группа приходит в обличии ангелов и вытесняет первую. На этот раз мир зовёт на помощь, пытаясь спастись от «правых», и тут в обличии ангелов-спасителей приходят и навязчиво предлагают себя «левые» бесы, пытаясь вытеснить «правых»…

Начнём с важнейшего звена? с политэкономии марксизма . Политическая экономия (политэкономия) вообще? это действительно полезная общественная наука, изучающая экономические законы, управляющие производством и распределением материальных благ, законы развития производственных, т.е. экономических, отношений людей. И есть ещё одна полезная наука? метрология. Это? наука об измерениях. Так вот марксизм? это метрологически несостоятельное учение. Он оперирует исключительно фикциями, которые невозможно измерить на практике и связать с жизнью, с решением практически значимых задач. Если взять любое производство, то на его складе не удастся измерить объёмы «необходимого» и «прибавочного» продукта. Ни одни часы не покажут, когда закончилось «необходимое» рабочее время и началось «прибавочное». То есть реальный бухгалтерский учёт не может вестись на базе марксистской политэкономии. Марксизм полностью обнажил свою несостоятельность уже к началу 1950-х годов; с той поры и возник усугубляющийся со временем кризис псевдокоммунистического развития СССР.

Жёсткое разоблачение марксизма и фактически смертный приговор ему вынесен в 1952 году Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Это обстоятельство, на наш взгляд, было решающим. Именно по этой причине работы Сталина были фактически, хотя и не юридически, запрещены, а он сам убит (факт его убийства 5 марта 1953 года прямым неоказанием медицинской помощи считается установленным). Вслушайтесь в текст работы Сталина: «Я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из «Капитала» Маркса, (…) искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как «необходимый» и «прибавочный» труд, «необходимый» и «прибавочный» продукт, «необходимое» и «прибавочное» время. (…). Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению. Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие ».

Это? заявление чрезвычайной методологической важности. Терминологический аппарат? это основа основ в управлении и, по сути, пункт обвинительного заключения в адрес отечественной экономической “науки”. За терминами политэкономии марксизма нет измеряемых (мерных) óбразов. Термины? фикции. Отсюда первый результат, которого добился марксизм, сводится к тому, что при простом упоминании этой темы «среднестатистическому человеку» становится скучно и у него пропадает интерес к собеседнику.

Далее про философию. Очевидная бесполезность философии марксизма в жизненной практике проистекает из изначально ошибочной постановки основного вопроса философии, касающегося соотнесения материи и сознания: что первично, материя или сознание? Способно ли сознание правильно отразить Мир?

Первая часть вопроса лежит вне сферы логических доказательств. Сознание (по-другому? информация, идея, óбраз, дух) и материя (по-другому? вещество, вещь) ? это две нераздельные составляющие одного явления. Что из них первично? ? Вопрос из области «приколов». Такого вопроса в Объективной реальности не существует, разве что в чьём-то неадекватном ей воображении. Потому что в Объективной реальности не бывает абстрактной материи без конкретных информационных характеристик, как не бывает информации без материального носителя. «Нет вещи без óбраза», ? гласит русская пословица. Об этом же свидетельствует и многовековой беспредметный и бессмысленный спор философских школ материалистов и идеалистов. Хозяева сатанинской системы глобального управления включили эти школы в свою стандартную алгоритмику? «разделяй, стравливай и властвуй». Кроме того, даже если бы что-то из них и было первичным, ? от этого ничего бы не изменилось на практике, поскольку этот факт пришлось бы принять как объективную данность, не подчинённую субъективному произволу философов и их учеников.

По второй части вопроса всякому понятно, что мнения о Мире могут соответствовать Миру, а могут и не соответствовать. А вот основной вопрос практически полезной философии ? вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности, последствий применения тех или иных мнений, претендующих быть научным знанием, к решению практических задач? остаётся за рамками марксизма .

Единственно здравая постановка основного вопроса философии сводится к выявлению и реализации человеком объективных возможностей предвидеть будущее. Будущее, которое имеет много вариантов. Такое предвидение позволяет осуществить выбор наилучшего в некотором смысле варианта для воплощения его в жизнь? в масштабах личной судьбы человека, семьи, страны и, наконец, всего человечества. В соответствии с исследованием этого вопроса человек и должен избирать вариант наилучшего поведения как сегодня, так и в обозримом будущем. На протяжении всей истории нашей цивилизации именно к таким вопросам никогда не ослабевает интерес. Подобные воззрения на основной вопрос жизненно полезной философии высказывались и современниками Маркса, но они остались незамеченными ни наукой, ни широкой политической общественностью. Например, этнограф Тайлор (1832 - 1917) заявил о «философии истории в обширном смысле как об объяснении прошедшего и предсказании будущих явлений в мировой жизни человека на основании общих законов» (см. «Первобытная культура», Москва, «Политиздат», 1989, стр. 21). Известно и сходное по смыслу высказывание Наполеона Бонапарта: «Предвидеть? значит управлять».

Марксизм не просто ошибочен. Он целенаправленно создаёт искажённое восприятие Объективной реальности, нужное его заказчикам (хозяевам марксизма). Например, марксистская интерпретация основы развития природы и общества гласит: развитие происходит путём борьбы противоположностей, которая царит во всей природе и общественной жизни. Отсюда и появилась наукообразная ересь? марксистский закон «единства и борьбы противоположностей». Это? точный слепок с сатанинской концепции управления по принципу «разделяй, стравливай и властвуй». Но Мир устроен иначе. Основой развития является не борьба, а взаимодействие разнокачественных явлений. При этом надо понимать, что взаимодействие может быть не только парным; и оно вовсе не обязательно выражается в форме борьбы на уничтожение. Кровавая бойня в России «белых» и «красных» (1917 - 1920 гг.) ? неизбежное следствие марксизма; дескать, в стране реализовалась безальтернативная необходимость. Марксизм провоцирует классовую борьбу, умышленно противопоставляя предпринимателей (организаторов производства) и наёмных сотрудников. А для чего? А для того, чтобы скрыть истинные механизмы угнетения в равной степени как одних, так и других. Их системное ограбление и, как правило, разорение реализуется узаконенным банковским ростовщичеством через кредитно-финансовую систему с ненулевым ссудным процентом. Маркс скрыл от малопонимающей в финансовых технологиях толпы истинную роль ростовщичества как инструмента управления с целью порабощения? низвёл его в умах малопонимающего большинства с высоты управленческого уровня на уровень предпринимательства, назвав ростовщичество всего лишь «плохим предпринимательством». В действительности же собственник средств производства (т.е. субъект, взявший на себя обязательство перед обществом организовать безопасное производство полезного продукта) и наёмный сотрудник «сидят в одной лодке», хотя и имеют принципиально разные функции в схеме распределения личных доходов, в схеме реализации доступа к потреблению продукта общественного производства. Производство действительно общественное, поскольку никто не в состоянии единолично произвести с нуля ничего из того, что потребляет он сам и его семья; всё ? продукт коллективного труда на основе той или иной организации производства и потребления. И в этой системе результат может быть достигнут лишь в процессе взаимодействия обеих категорий участников производства. И если представители обеих категорий являются носителями человечного (добронравного) типа психики, то противоречий между ними не может быть в принципе. Наличие экономических и иных противоречий в обществе или их отсутствие зависит не от формы собственности на средства производства (частная или государственная), а от доминирования того или иного типа психики в обществе в целом и на производствах, в частности. Отсюда основная задача государственной политики? воспитание человечного типа психики и искоренение нечеловечного (злонравного). Всё остальное приложится. Этот пример хоть и частный, но он точно иллюстрирует целевые установки одного из законов марксистской диалектики . Диалектика вообще? это действительно полезная наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Марксистский же закон «единства и борьбы противоположностей» сводится к целенапрвленному разжиганию противоречий в едином общественном организме через назначенных противников. Следующее за этим саморазрушение страны списывается, по оглашению, на якобы объективный ход вещей, на роль подставной, подготовленной в обход сознания личности в истории, которая осуществила эту якобы безальтернативную необходимость общественно-исторического развития. При этом марксизм ничего внятно не говорит об управлении, как о возможности выведения управляемой системы на одну из заранее намеченных и наиболее предпочтительных целей из множества возможных.

Формулировка ещё одного наукообразного закона марксистской диалектики? «переход от количественных изменений к изменениям качественным» ? поверхностна и расплывчата. В Объективной реальности качество обусловлено не только количеством, но и мерой, упорядоченностью. Например, из одного и того же набора атомов можно получить молекулы разных веществ, которые будут обладать одинаковым химическим составом, но разными химическими свойствами (разными качествами), обусловленными упорядоченностью и взаимосвязями в молекуле (это явление в химии получило название «изомерия»). Таким образом, к качественным изменениям ведут как количественные, так и порядковые изменения. В свою очередь качественные изменения выражаются в изменениях количественных и порядковых.

Теперь обратимся к марксистскому закону «отрицание отрицания». Этот закон не менее вредоносен для общества, чем два предыдущих. К нему, конечно, можно придумывать всякие облагораживающие комментарии, дескать, под отрицанием понимается выход на качественно новый уровень развития. Но ведь отрицание в форме разрушения тоже вполне укладывается в формулировку этого закона. Ведь разрушение? это бесспорное отрицание того, что до него было. Закон «отрицание отрицания» абсолютизирует одну из граней процесса, а название этого процесса? «череда преображений». И когда произрастает дуб, то главное в этом процессе вовсе не в том, что отрицается жёлудь. Развитие общества? это не последовательность отрицаний в виде маеты и хождения по кругу, а последовательность преображений на основе внутреннего и внешнего порядка во взаимодействии разных качеств. Закон же «отрицание отрицания» уводит от поиска всегда имеющихся немногочисленных путей к истинному преображению в лучшее качество. Зачем созидать, если за этим последует отрицание? Зачем бороться за народное счастье, если всё равно наступит отрицание победы? Этот закон не несёт пользы, зато плодит в общественном бессознательном пофигизм, безалаберщину и являет собой наукообразное выражение библейских наваждений: «14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё ? суета и томление духа»; «7 время раздирать, и время сшивать, время молчать, и время говорить; 8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. 9 Что пользы работающему от того, над чем он трудился?», ? Ветхий завет, сокр. (Еккл), главы 1 и 3. Вот вам и нравственно-психологическая подоплёка методологических основ марксизма, который и во всех остальных вопросах является не более чем светской модификацией библейской доктрины порабощения человечества, но не в грубых, а утончённо-цивилизованных, научнообразных формах. Всё сказанное подытоживают слова марксистского «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…»; в результате? революция, гражданская война, разруха, голод, мор…

Вредоносен и такой марксистский термин, как «общественное разделение труда», ибо в общественном производстве на самом деле имеет место обратный процесс? объединение труда множества индивидов для получения единого результата, происходящее на основе профессиональной специализации.

В текущий момент глобальная марксистско-троцкистская мафия («левые» бесы), отталкиваясь от мирового системного кризиса, предпринимает активные попытки реабилитации, повторного внедрения марксизма в общественные системы. Не получится. «Одного яйца два раза не высидишь», ? как говаривал Козьма Прутков.

Сегодня в России существует партия, именующая себя коммунистической. Всё изложенное выше свидетельствует, что у неё нет будущего, ибо её лидерами не осмыслена вредоносность той теоретической платформы, за которую она держится и по сию пору. Её вождь Зюганов Г.А. на 13-ом съезде КПРФ заявил, что КПРФ «намеревается строить социализм ХХI века на основе идей марксизма-ленинизма». Ну, а объединить марксизм и церковное “православие” в системе партийной идеологии? это шизофрения.

Все остальные парламентские и прочие партии точно так же, как и “коммунистическая”, будучи разделены на борющиеся меж собой и внутри себя за место у кормушки «правую» и «левую» группы, реализуют, таким образом, принцип закулисной сатанинской концепции порабощения человечества? «разделяй, стравливай и властвуй», и даже не подозревают об этом. За ними стоит одна и та же вредоносная социологическая и экономическая наука. В итоге все они на словах провозглашают одно, а делают другое. Такое явление именуется в народе одержимостью; в нашем определении? психический троцкизм, возникший задолго до появления «беса мировой революции» Л.Д. Бронштейна-Троцкого, который был ярким представителем такого типа психики в марксизме. Библия такой тип психики символизирует колеблемой ветром тростью: «7 (…) чтó смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? », ? Новый завет, сокр. (Мф), глава 11. Вывод : марксизм способен быть только ширмой для прикрытия далеко идущего политического аферизма и лицемерия, но не научной основой политики построения коммунистического общества, а равно и какой-либо иной политики.

Вариант 1

1. Роман Тургенева посвящается памяти
А. Виссариона Григорьевича Белинского Б. Дмитрия Ивановича Писарева
В. Николая Александровича Добролюбова Г. Александра Ивановича Герцена

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

3.Закончи высказывания Базарова:

А. «Природа не храм, а.?.» Б. «Нравится тебе женщина - старайся.?.»

4. Чье это описание: «человек среднего роста, одетый в темный английский сьют и модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро...».

5. «С утра все уже приуныло в доме, у Анфисушки посуда из рук валилась… Василий Иванович суетился больше чем когда-либо» Почему?

6. О ком из героев романа говорится? "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света".

7. ЭССЕ: На чьей стороне Вы в конфликте романа. Объясните и докажите свою точку зрения.

Вариант 2

2. Кто называет себя «самоломанным»

А. Ситников Б. Василий Иванович В. Павел Петрович Г. Базаров

А. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого.?.»

Б. «Я нахожу, что говорить красиво …?».

4. Чей это портрет: «... это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

5.

7. ЭССЕ Согласны ли вы с утверждением, что Кирсановы - «ничтожные и жалкие отцы» ? Аргументируйте свою точку зрения.

Вариант 3

1. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

А. Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.

Б. Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и П. П. Кирсановым.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между либеральными монархистами и народом.

2. Чье это описание: «высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца» и «кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке»?

3. Какая реплика НЕ принадлежит Базарову
А. «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Б. «Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»
В. «… а из меня лопух расти будет».
Г. «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…»

4.

6. Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".

А. Базаров - Павла Петровича Б. Базаров - Ситникова В. Базаров - Аркадия Г. Ситников - Аркадия.

7. ЭССЕ. Писарев: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение». Чья точка зрения вам близка? Докажите, почему?

Вариант 4

1. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

А. в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова Б. в любовном конфликте с Одинцовой

В. в диалогах с Аркадием Кирсановым Г. в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

2. Какое утверждение ошибочно?


3. Закончи высказывания Базарова:

А. «.?. гроша ломанного не стоит»

Б. «Нравственные болезни человека - от дурного состояния общества. Исправьте общество - и …?».

4. Кто из персонажей романа «Отцы и дети»... «мечтал о том, чтобы в биографии его сына была фраза: «сын простого штабс-лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»»?

5. Чье это описание: «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»?

6.

А. Ирония Б. Сатира В. Гипербола Г. Оксюморон

7. ЭССЕ.

Вариант 5

1. И. С. Тургенев дал общую оценку политического содержания своего романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против…» Закончите предложение.

2. Чье это описание : " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".

3. Что завершает последнюю главу романа?

А. Сообщение о дальнейшей судьбе Павла Кирсанова
Б. Описание посещения стариками Базаровыми могилы сына
В. Рассказ о событиях в доме Николая Кирсанова
Г. Сведения о «нигилистах» Ситникове и Кукшиной

4. Закончи высказывания Базарова:

А. «Этакое богатое тело, хоть сейчас в …?..». Б. «Принципов вообще нет, а есть …?..».

5. Кто и кого называет «отставным человеком» и «божьей коровкой»?

6. Какое художественное средство доминирует в описании любви Аркадия к Одинцовой?

А. Гипербола Б. Сатира В. Ирония Г. Оксюморон

7. ЭССЕ. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста. Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды? Вы согласны с Базаровым?

Вариант 6

1. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

А. Об отношении к дворянскому культурному наследию.

Б. Об искусстве, науке. В. О системе поведения человека, о нравственных принципах.

Г. О положении рабочего класса. Д. Об общественном долге, о воспитании.

2. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

3. Как проводили время в Марьине Аркадий и Базаров?

А. Аркадий землю пахал, Базаров бездельничал

Г. Аркадий волочился за Дуняшей, Базаров читал Пушкина

4. Кто из персонажей романа «Отцы и дети» … «... жили очень хорошо и тихо: они

почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

5. Кто и при каких обстоятельствах произносит:
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»?

6. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

7. ЭССЕ.

Вариант 7

1. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

2. Кто это? " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".

3. Закончи высказывания Базарова:

А. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого.?.» Б. «Я нахожу, что говорить красиво …?».

4. Какое художественное средство доминирует в описании Ситникова и Кукшиной?

А. Олицетворение Б. Сатира В. Гипербола Г. Оксюморон

5. И. С. Тургенев дал общую оценку политического содержания своего романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против…» Закончите предложение.

А. Пролетариата как передового класса. Б. Дворянства как передового класса.

В. Крестьянства как передового класса. Г. Демократов как передового класса.

6. Какое утверждение ошибочно?

А. Одинцова Анна Сергеевна так не вышла замуж Б. Кукшина уехала за границу

В. У Катерины Сергеевны родился сын Коля

Г. Состоялись две свадьбы; Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой

7. ЭССЕ. Что Вас привлекает и что отталкивает в Базарове? Объясните и докажите свою точку зрения.

Вариант 8

1. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.

б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и П. П. Кирсановым.

в) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

г) Борьба между либеральными монархистами и народом.

2. Кто это? Высокий худощавый человек «с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», одетый «в старый военный сюртук нараспашку»

3. Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".

а) Базаров - Павла Петровича б) Базаров - Ситникова в) Базаров - Аркадия г) Ситников - Аркадия.

4. Какая реплика НЕ принадлежит Базарову
А. «Рафаэль гроша медного не стоит…» Б. «Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»
В. «… а из меня лопух расти будет». Г. «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…»

4. Какое художественное средство доминирует в описании дуэли?

А. Олицетворение Б. Сатира В. Ирония Г. Оксюморон

5. Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой (эпилог романа)

А. Вышла замуж Б. Продолжает жить прежней жизнью В. Умирает Г. Уезжает за границу

6. Какая оценка главного героя верна?

7. ЭССЕ. Как вы считаете: почему не могла состояться любовь Базарова и Одинцовой? Докажите свое мнение. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

1. К какому литературному направлению относится творчество И.С.Тургенева?

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

Г) реализм

2. С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?

А) “Вестник Европы”

Б) “Современник”

В) “Отечественные записки”

Г) “Русский вестник”

3. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный

Б) любовный

В) социально-психологический

Г) роман-путешествие

4. Какова композиция романа?

А) последовательная

Б) циклическая (повторяющаяся)

В) зеркальная

Г) “роман в романе”

А) углубить конфликт

Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем

6. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин

Б) разночинец

Г) крестьянин

7. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса” (выберите нужное).

А) пролетариата

Б) крестьянства

В) революционных демократов

Г) дворянства

8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

________________________________________________________________________

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

________________________________________________________________________

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

________________________________________________________________________

9. Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ)

Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы)

Г) любовный (Базаров – Одинцова)

10. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах

Б) об искусстве

В) о любви

Г) об аристократах

Д) о нигилизме

Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве

З) о науке

11. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция

Б) аристократия

В) патриархальное дворянство

Г) крестьянство

12. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым

Б) любовь к Одинцовой

В) разрыв с Аркадием

Г) отношения с родителями

13. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники

Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму

Г) показать антиподов братьев Кирсановых

А) Аркадий

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Ситников

Г) Василий Иванович Базаров

15. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Одинцова

16. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова

Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь

Г) боялась лишиться покоя в жизни

17. Какова роль женских образов в романе?

Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин

Г) противопоставлены главному герою

18. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали. Ответы запишите.

А) серебряная пепельница в форме лаптя _________________________________

Б) томик стихов Пушкина ______________________________________________

В) балахон с кистями __________________________________________________

Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ___________________

19. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией

Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории

В) конфликт разрешается в пользу дворянства

Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

21. Какова функция данного пейзажа в романе?

“ Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая

Б) социальная

В) психологическая

Г) философская

22. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

“ Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую

Б) социальную

В) психологическую

Г) философскую

23. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

Г) М. Антонович

25. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

1. Г 10. В, Е 19. В
2. Б 11. А 20. А
3. В 12. Б 21. Б
4. Б 13. В 22. Г
5. В 14. Г 23. А
6. Б 15. В 24. Б
7. Г 16. Г 25. В
8. А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) Н.П.Кирсанов

Г) Е.Базаров

17. А
18. А) П.П.Кирсанов

Б) Н.П.Кирсанов

В) Е.Базаров

Г) В.И.Базаров

9. В

Использованная литература.

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000.

Несостоятельность как качество личности – неспособность решить задачи, ради которых получено человеческое воплощение; неспособность достойным образом реализовать свою природу, добросовестно исполнять свой долг, обязанности; склонность демонстрировать свою неполноценность в довольно широком наборе ситуаций, иметь длинную историю неудач.

Одна замужняя женщина жалуется другой на несостоятельность мужа в постели: — Снизу его положишь — задыхается, сверху — засыпает, сбоку — телевизор, гад, смотрит!

Две подруги: одна замуж выходит, другая у нее - свидетельницей, решили накануне бракосочетания устроить девичник. Свидетельница, похотливо потягиваясь, говорит: Надо позвать 64 мужика! Невеста даже привстала со стула: Опа, а куда так много? Ну, прикинь,- отвечает свидетельница.- Из них половина точно окажется голубыми. Ну, допустим,- отвечает невеста. - Остается 32. Не многовато будет? Половина из этих окажется несостоятельными - свидетельница согнула указательный палец вниз. — Ну, да? Чо, прямо - половина несостоятельных? - невеста даже вынула чупа-чупс от волнения. — Хуже! Половина из оставшихся напьется и тоже ничего не сможет! - ответила, сморщившись, более опытная свидетельница.

– Вот же сволочи! - невеста сморщила лобик и стала считать в уме.- Остается четыре. Правильно,- свидетельница показала два пальца на одной руке, два - на другой. Пальцы показывали вверх. А зачем четыре, спросила невеста и снова засунула чупа-чупс в рот. Ну, как же. Ты совсем, что ли девочка? - свидетельница уже теряла терпение от такой умственной несостоятельности своей младшей подруги. — А вдруг нам захочется по два раза!

Несостоятельный человек – банкрот жизни. Жизненное фиаско – расписка в собственной несостоятельности. Жизнь пролетела, как мгновение, но другие за это мгновение успели сделать всё возможное, чтобы максимально близко приблизиться по своим качествам личности к Богу. Другие развивали разум, занимались самоосознанием, взращивали в себе положительные качества личности, совершенствовались, личностно росли, поднимая потенциал своего развития до вершин духовности.

Несостоятельный человек – не состоялся как жил только для себя, корысть была его знаменем. Он ничего не сделал полезного людям, всю жизнь завидовал, осуждал и обвинял других, оправдывал себя в самых немыслимых ситуациях, бросался с пеной у рта защищать свою важность и значимость, хотя в глазах окружающих он выглядел тусклым нолём без даже тонюсенькой палочки.

Несостоятельный человек так и остался незрелой, нецелостной и дисгармоничной личностью. Он не смог найти свой путь в жизни, поэтому по праву может называться беспутным человеком. Он вёл бесцельный образ жизни, украв у себя счастье, идти по предназначенному ему пути. Он только плакался в жилетку на несправедливость жизни.

Сказал лист белоснежной бумаги: — Пусть обвиняют меня в том, что я не выполнил своё предназначение, что остался несостоятельным. Чистым я сотворён и пребуду чистым вовеки- веков. Пусть лучше меня сожгут и обратят в пепел, чем я позволю чему-то тёмному или нечистому даже близко ко мне подойти, не то, что прикоснуться! Чернильница слышала, что говорила бумага, и в чёрном сердце своём смеялась над ней, однако приблизиться так и не посмела. Слышали её и цветные карандаши, но подступить к ней тоже не отважились. И остался белоснежный лист бумаги чистым и несостоятельным навсегда - чистым и несостоятельным - и пустым.

Несостоятельному человеку никогда не приходила в голову мысль взять ответственность на себя за всё, что происходит в его жизни. Он, как самосвал, всю жизнь сваливал ответственность на других. Всегда был прав и никогда не был виноватым.

Несостоятельный человек так и не понял, что за свободой выбора следуют обязательства, которые нужно свято исполнять всю жизнь. Свобода не в том, что женился, настрогал пять детей и потом, как свободная» личность, побежал за очередной юбкой. Свобода состоятельного человека – добровольно сделать выбор, например, жениться и, в то же время понимать, что за этим возникают пожизненные обязательства защищать, содержать и заботиться о членах своей семьи.

Елена Петровна Блаватская писала: «Долг – это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение её в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводят к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении».

Несостоятельный человек обычно оперирует фразами: — У всех так! Что я, один такой, что ли?

В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» есть признание несостоятельного человека и реплика его жены: «Всё не то!… Мне тридцать пять лет!.. Всё погибло, всё! Саша!.. Александра!.. Всё погибло!.. Тридцать пять лет!.. Что?.. Я ноль, я ничтожество!.. Ноль!.. Мне тридцать пять лет!.. Лермонтов — восемь лет, как лежал в могиле!.. Наполеон был генералом!.. Вот!.. А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал, ничего!.. Саша!.. Вы погубили мою жизнь. Я ничтожество по вашей милости!.. Александра!.. Где я?!.. Бездарный калека!.. Где мои силы, ум, талант?!.. Пропала жизнь!…

Что?! И ты здесь, хранительница очага, в котором давно уже ничего не тлеет… Ложь, обман, как я ненавижу тебя с твоими канарейками, борщами… Я знаю, тебе деваться некуда также как и мне. Боже мой! Каждый день видеть тебя, слышать твой голос, презирать тебя и себя и знать, что никуда не деться… Куда мы все денемся, куда?!

Мишенька… Мишенька родной мой, муж мой. Ты жив,.. значит и я живу. Я очень тебя люблю Мишенька,… я люблю тебя любого…. Весь мир для меня это ты… И мы снова будем счастливы… и будем жить долго… и нам повезёт, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую… Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо…

Психолог Руслан Нарушевич отмечает, что такова природа психики мужчины, что, когда он сталкивается с какой-то непреодолимой проблемой, он просто перестает действовать вообще, если он видит свою некомпетентность. Для того, чтобы не терпеть позора своей несостоятельности, он просто делает вид, что ему неинтересно.

Ни один мужчина по своей природе, зная, насколько это серьезное оскорбление, услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил, зная, что это для него, в первую очередь, – признание его некомпетентности, его несостоятельности, его слабости, никогда сам добровольно не предложит помощь, зная, насколько это неприятно. Мужчины просто чокнуты на чувстве вины. Из-за чувства вины мужчине везде мерещатся упреки женщины, везде ему кажется, что его упрекают в несостоятельности, некомпетентности.

Несостоятельность может стать способом осуществления манипуляций человеческим сознанием. Манипулятор использует несостоятельность в качестве защитной линии поведения. Психологи отмечают, что как манипулятивная игра, демонстрация несостоятельности имеет свою внутреннюю выгоду и цель: «Если меня признают несостоятельным, я имею право быть оставленным в покое». Демонстрация несостоятельности может выражаться по-разному. Человек может разыгрывать Дурика, Жертву, Неудачника, тупить, переживать личностную беспомощность и фрустрацию, у него может все валиться из рук.

Истоки демонстрации несостоятельности. Изначально, демонстрация несостоятельности детям не присуща. Как защитное поведение, демонстрация несостоятельности выучивается ими (образцов всегда достаточно) в раннем детстве, как правило, от года до четырех, и используется в той мере, насколько старшие эту манипулятивную игру разрешают и принимают. Со временем эта игра для многих становится просто дурной привычкой. Неопытные родители допускают у детей демонстрацию несостоятельности, разрешают ее, умелые и опытные родители дают детям другие, более успешные образцы поведения.

Воспитанный человек демонстрацию несостоятельности обычно не устраивает. Демонстрация несостоятельности — проявление невоспитанности, когда человек просто не имеет хороших образцов и не знает, как вести себя правильно. Что делать? Учить себя хорошим манерам и эффективному влиянию.

Петр Ковалев




Top