Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков

- Навага не хочет играть в бубен, потому что она глупая, а камбала не хочет, потому что она плоская, да и глаза у нее в разные стороны..., - переводит для нас старинную корякскую песню Лидия Иннокентьевна Чечулина - ну, это очень длинная песня, а я вам лучше еще другие спою .

Лидия Иннокентьевна - самая настоящая представительница береговых коряков, некогда густо населявших северную часть полуострова Камчатка. Будучи ребенком, Лидия Иннокентьевна воспитывалась в традициях своего народа, и прожила все детство на берегу Берингова моря в небольшом селе Анапка.

Слово «коряк» в переводе означает «сущий с оленями» или «владеющий оленями». По одной из версий так коряков впервые назвали русские казаки еще в конце 17-го века, услышав это слово от их соседей юкагиров.

Две ветви - одно происхождение

Существует две основные ветви коряков: береговые оседлые и тундровые кочевые. Первые называли себя «намалан», что переводится как «житель селения», или приморский житель«анкалан», а вторые позаимствовали свое название «чаучу» у своих соседей чукч, что переводится «богатый оленями». Этнографы предполагают, что тундровые коряки отделились от береговых, когда в годы плохого улова мужчинам нужно было надолго уходить вглубь полуострова на оленью охоту. Так началась кочевая жизнь у коряков и одомашнивание оленей.

Наша собеседница вспоминает, что в свободное от школы время они с бабушкой часто ходили в тундру собирать целебные травы и ягоды, а по праздникам вся семья собиралась у очага и кто-нибудь из старших пел родовую песню или рассказывал сказку про создателя и проказника Куйкынняку.

Бога ворона Куйкынняку традиционно почитают в разных уголках Дальнего Востока: у ительменов это Кутх, у кереков - Кукки, а у Чукч - Куркыль. Бога ворона знают даже эскимосы и северо-западные индейцы. О родстве этих народов ученые спорят по сей день, однако общая мифология указывает на определенное сходство. Многие ученые считают, что коряки и другие народы Дальнего Востока пришли в этот регион с Восточной Сибири более 15 000 лет назад. Далее переселенцы разделились: одна часть осталась на материке, а другая по тонкому ледяному перешейку отправилась на американский континент - так и появились северо-американские индейцы. Эта теория только начинает подкрепляться результатами генетических тестов, которые активно проводят в последние два десятка лет, но перед наукой стоит еще слишком много вопросов.


На карте реконструкция ранних миграций народов по данным исследований ДНК: зеленая стрелка, ведущая из Евразии в Америку, указывает путь древних предков современных дальневосточных народов и индейцев.

Одежда: от рождения до смерти

Надевая традиционную одежду, выполненную из оленьей шкуры и меха, Лидия Иннокентиевна словно переносится на сотни лет назад, во времена, когда ее сильные и мужественные предки отправлялись в тяжелые морские походы на добычу лахтака или другого морского зверя.

Издревле коряки шьют одежду из шкур и меха оленя. Береговые коряки для этих целей также использовали шкуры морских зверей и рыб. Например, из рыбьих шкур получался довольно прочный дождевик под названием камлейка . Любую одежду коряки всегда украшали узорами, выполненными из меха пушных зверей. Орнаменты и узоры на одежде почти всегда имеют определенную символику и защищают от разных болезней и злых духов. Рисунок на одежде может даже просто изображать горы, реки, тундру или родное стойбище.

На Лидии Иннокентьевне длинная глухая рубаха из шкур оленя кухлянка , которая входит в обязательный комплект корякской традиционной одежды. Женщины также на зиму шили себе двойной комбинезон керкер из оленьего меха, поверх которого обязательно надевалась теплая зимняя кухлянка.


На фотографии традиционные зимние меховые «валенки» - торбаса, подошвы которых делаются из шкуры нерпы или моржа. Бисер на Камчатку завезли русские казаки

- Коряки всегда мудро использовали дары природы , - рассказывает Лидия Иннокентьевна, доставая из холщового мешочка какой-то мох. - Раньше детям с младенчества из шкур оленьих телят шили меховой комбинезон, в который подкладывали вот этот вот мох вместо памперсов, и у малышей никогда не было никаких опрелостей. У комбинезона была специальная застежка между ног, так что менять мох было очень удобно.


На рисунках, опубликованных в труде известного этнографа В.И. Иохельсона, слева направо изображены: мужчина в зимней кухлянке, дети в комбинезонах с застежкой для смены мха, и женщина в зимней одежде, несущая ребенка традиционным способом при помощи головной лямки. Такой кочевой способ переноски тяжестей археологи также обнаружили в рисунках индейцев древней Мексики.

Каждый коряк в течение всей жизни шил себе погребальную кухлянку, которую наспех дошивали родственники человека только после его смерти. Дошивать погребальную кухлянку самому - плохая примета.

Корякская кухня

- Вот, попробуйте лепешечки из муки. Раньше у нас ее не было, а с приходом русских появилась, и мы ее потихоньку стали применять , - наша радушная хозяйка яранги ловкими движениями управляется с раскаленной на огне сковородой, припевая ритмичную корякскую песню. Язык очень мелодичный и, на первый взгляд сложный. - И вообще раньше у нас не было ни сахара, ни соли, жили как-то без хлеба, ели юколу, кашу-толкушу...у моей бабушки в 112 лет зубы были все целые!

Рыба свежая и вяленая на солнце (юкола), а также вареное оленье, лахтачье, а иной раз и китовое мясо - вот основная пища малочисленных народов Камчатки. Костный мозг, почки, хрящи, сухожилия, жир, и даже личинки, живущие в шкуре оленя - всё поедалось с большим удовольствием в сыром виде сразу после разделки туши.

Как и их прародитель Куйкынняку, коряки всегда любили ягоды, различные травы и корешки, которые использовали для приготовления каши-толкуши. Рецепт каши прост и незатейлив: порошок из кипрея (иван-чай) смешивается с различными ягодами и растопленным нерпичьим жиром, молотой икрой или любой другой рыбой. А вообще, коряки издревле очень неприхотливы и умеренны в еде.


Корякский дом в тундре и на берегу

На улице задувает сильный ветер, но нам совсем не холодно: мы сидим на шкурах в теплой яранге вокруг горящего очага. Не смотря на то, что на дворе уже почти май, весна еще не успела ступить на полуостров.


Яранга в этническом стойбище «Кайныран», где мы и познакомились с Лидией Иннокентьевной, сейчас покрыта простым брезентом, так как наружные шкуры сильно износились. Это летний вариант жилья, но в ближайшем будущем хозяева этнокультурного центра надеются закупить новые теплые оленьи шкуры.

В ярангах, как правило, жили кочевые коряки, а у приморских жителей дом был построен более основательно.

Для начала давайте немного разберемся, чем яранга отличается от ненецкого чума или, к примеру, от кочевой среднеазиатской юрты. Яранга по строению похожа на юрту, но обычно она меньше по размеру, так как отапливать помещение в холоде намного сложнее, чем при сравнительно мягкой степной среднеазиатской погоде. Отличается также покрытие: юрта как правило покрыта войлоком, а яранга шкурами оленей. Яранга также похожа на чум, но ее конструкция сложнее и массивнее. Ненецкий чум легко собирается, перевозится, и очень быстро полностью согревается очагом. В яранге же самым теплым местом является спальня или полог - небольшое квадратное помещение, целиком накрытое шкурами мехом внутрь, куда на ночь забиралась вся семья. Внутри зажигали светильник на основе тюленьего жира - «жирник», и тогда в пологе становилось настолько тепло, что даже в самые лютые морозы хозяева могли спать без одежды.


Слева направо: чум, яранга и юрта.

Береговые коряки издревле строили полуподземные бревенчатые жилища необычной формы. У деревянного дома есть зимний (верхний) вход на крыше, который также служит дымоотводом, и летний (нижний) вход, ведущий с улицы через сени. Ближе к зиме летний вход полностью засыпается снегом и тогда в жилище можно попасть только спустившись по лестнице через верхний вход. Лестница скорее напоминает столб со множеством отверстий для ног. Этнографы считают, что подобные полуподземные дома были изобретены гораздо раньше яранги, но, к сожалению, в современном мире эти постройки можно встретить только в музеях.

Обычай строить землянки встречается также у чукч, северо-западных индейцев, эскимосов, айнов. Остатки подобных строений были найдены также на Сахалине, в Гренландии, и даже на берегах Ледовитого океана. По-видимому, много тысяч лет назад схожий климат и условия жизни способствовали такому широкому распространению именно этого типа жилища.

Ближе к современности культурные грани внутри самого народа стали размываться, и теперь именно яранга является олицетворением родного и любимого дома для любого коряка.

В Советском союзе коряков переселили из родных жилищ в специально организованные поселки, где обязательно была школа и больница.

Молодая письменность

В начале 30-хх годов 20-го века на основе латиницы была создана корякская письменность, а впоследствии язык стали записывать русским алфавитом. Благодаря этому появились корякские литераторы, такие как Кецай Кеккетын, а чуть позже и Коянто, усилиями которых широкая общественность глубже узнала культуру и обычаи этого древнего народа, проникла в его мысли. Но начиная с 50-хх годов 20-го века корякский язык исчезает из образовательной программы камчатских школ. Это дурно повлияло на дальнейшее развитие литературного творчества и привело к тому, что родной язык стал потихоньку забываться среди молодежи, но такие люди как Лидия Иннокентиевна берегут родную культуру и всеми способами стараются передать ее молодому поколению.

-Знаете, а ведь Лидия Иннокентиевна у нас самая настоящая звезда, руководитель ансамбля, общественный деятель и большой специалист! - чуть позже рассказала нам Ирина, хранитель этнического стойбища «Кайныран». - Лидию Иннокентиевну зовут даже заграницу, чтобы она помогала их специалистам изучать корякский язык. Вот недавно она вернулась из Японии, куда ее регулярно приглашают как консультанта для составления корякско-японского словаря. Они там очень интересуются культурой народов Камчатки.

А вот как звучат корякский язык вживую:

На видео Лидия Иннокентьевна исполняет для нас ритмичные корякские песни и сказки, одна из которых ее родовая мелодия.

Собака - закадычный друг

Ирина показывает нам стойбище и рассказывает о необычной и очень выносливой породе собак-камчадалов. «Кайныран» это еще и питомник ездовых собак, которые не просто возят всех желающих, а еще и участвуют в легендарной гонке каюров (погонщик собак, запряженных в нарту) под названием «Берингия».

- У нас есть свой собачий «детский сад». Здесь мы растим будущих чемпионов. Ездовые собаки счастливы, когда везут упряжку, так как у них природная потребность в беге с нагрузкой. Каждая собака в питомнике уникальна, у всех свой характер: кто-то шалит, кто-то с детства становится вожаком, а кто-то все время прячется за мамку. Мы очень хотим возродить традиции камчатского собаководства, ведь наши предки не мыслили жизни без собак. - Вдохновленно рассказывает Ирина. - А вот здесь у нас живет полу-волк. Его нам подбросили еще щенком. Посмотрите как он к вам ластится, подставляя спину, видите? Заискивает, пытается найти контакт. Это такая волчья привычка ,- объясняет Ирина.

Собака на Камчатке животное не просто почтенное, а мистическое. Коряки верят, что собаки охраняют вход в царство мертвых. Плохо придется тому, кто при жизни плохо обходился с собаками, а потому коряки своих питомцев издревле оберегают, хорошо кормят (преимущественно рыбой) и воспитывают исключительно лаской.

- Ездовые собаки отличаются особенной преданностью своей стае, особенно стоя в упряжке, - продолжает Ирина - вот и наш знаменитый Агат наглядный тому пример. Во время одной из гонок у него на лапе началась гангрена. Несмотря на то, что мы собак очень бережем, надеваем им специальные носочки во время бега, все равно бывают такие случаи... - Ирина поглаживает гордого Агата, у которого, к слову, все четыре лапы на месте. - Мы решили оставить Агата в ближайшем по пути селе и забрать его на обратном пути, оставив деньги ветеринару на лечение, но когда упряжка двинулась в путь, то Агат, услышав вой своей стаи, просто напросто перегрыз веревку и вернулся к нарте. И что вы думаете? Его даже пришлось иной раз ставить в упряжку, так как он совершенно не желал ехать сидя в нарте. - с содроганием вспоминает Ирина. - Мы постоянно смазывали ему лапы специальными мазями и, как оказалось, бег по чистому снегу пошел ему на пользу. Мы так счастливы, что все закончилось хорошо!


Агат - типичный представитель камчатской ездовой собаки

10 особенностей коряков, безвозвратно ушедших в прошлое

1. Названия месяцев в корякском языке были продиктованы самой природой . Например, первый месяц года - декабрь назывался «месяцем холодных ветров», февраль - «месяцем ложного вымени», а ноябрь - «месяцем течки горных баранов». Сейчас коряки пользуются тем же календарем, что и все жители России.

2. Коряки были выдающимися воинами . В частности, приморские коряки были прекрасными стрелками из лука. Эта особенность объясняется тем, что в древние времена корякам постоянно приходилось воевать со своими соседями чукчами за обладание оленьими стадами. Подчас войны были кровопролитные и масштабные. Начиная с конца 17 века коряки стали отчаянно сопротивляться казакам-завоевателям. Оборона держалась вплоть до середины следующего века. После покорения русскими Дальнего Востока между коренными народами воцарился мир. Сейчас старые луки и стрелы передаются от поколения к поколению как семейное достояние.

3. В прошлом корякские мужчины иногда употребляли сушеные мухоморы в качестве опьяняющего средства . Алкоголь появился только с приходом русских, и, тем не менее, многие коряки продолжали употреблять именно мухоморы, так как последствия от них, такие как похмелье, не настолько болезненные, как от водки.

4. Коряки татуировали лицо, протягивая под кожей иглу с ниткой, смазанной жиром и углем . Так татуировались и женщины, и мужчины в качестве особой защиты в глубокой древности. Например, женщины верили, что татуировка в нескольких полос вдоль носа поможет от бесплодия.

5. Коряки - искусные умельцы, кузнецы, камнерезы и даже скульпторы . Фигурки, которые коряки делали из костей животных и моржового клыка, отличаются особой живостью и художественностью. Особенно развито искусство было у береговых коряков. Изобразительное искусство живо до сих пор, а вот ковать оружие и делать наконечники для стрел корякам уже не приходится.

6. Коряки издревле были целомудренным народом . Раньше у девушек до замужества не должно было быть никаких отношений с мужчинами: запрещалось даже дотрагиваться до незамужней девушки, а если юноша попросил у нее, к примеру, принести ему попить воды, то родственники девушки могли принудить кавалера вести ее под венец. Сейчас настолько строгие нравы уже ушли в прошлое, но целомудрие до сих пор в цене.

7. Корякские женихи отрабатывали невесту от полугода до трех лет . Да-да, мало того, что любимую девушку было не обнять без осуждения, так еще и надо отработать у ее родственников. Молодому человеку всерьез решившему жениться приходилось пройти серьезное испытание на выносливость, настойчивость, ловкость, преданность и усердие, выполняя самую сложную и грязную работы в течение длительного времени. Живя в доме будущего тестя юноша мог видеть будущую жену только после того, как ее отец скажет, что отработка окончена.

8. Юноша не мог получить невесту без борьбы . И вот период отработки окончен, но здесь на плечи корякского юноши ложилось новое испытание: поймать невесту, разрезать ее глухой комбинезон и схватить за половые органы. Невеста должна была отчаянно сопротивляться будущему мужу, что доказывает ее невинность. Сопротивление могло длиться от нескольких часов до нескольких недель. Если жених не нравился невесте, то ей помогали прятаться ее родственники и друзья.

9. Очаг считался главным покровителем семьи и был под строгим табу для посторонних, также, как и родовой бубен.

10. У коряков существовало многоженство и многомужество . Полигамные союзы, как правило, образовывались если погибал кто-то из родственников. Например, если умер старший брат и у него осталась жена, то она переходила в жены младшему брату. Если такая жена была слишком стара, чтобы иметь детей, то мужчина брал в жены молодую женщину. Тоже самое касается и многомужества. Обычай наследовать жен или мужей тесно связан с родством нескольких семей и прекращением кровной мести. Удачно заключенный брак между выходцами из враждующих родов мог положить конец длительной вражде не только на земле, но и среди усопших предков. Таким образом, наследование жен и мужей не давало оборваться связи между родами. Бывало и так, что по тем же причинам коряк, например, после смерти жены ехал в ее родную деревню, чтобы жениться на ее родственнице.

Познакомившись с культурой коряков поближе понимаешь, что им удалось пронести свою самобытность сквозь вехи времен. Какие-то обычаи несомненно отошли на второй план, уклад жизни стал более современным, но традиции их живы. А если посмотреть на шкалу численности корякского населения России, то становится ясно, что с начала 20-го века коряков не стало меньше, а потому есть надежда, что впереди этот народ ждет только лучшее.

   Численность – 9 242 человека (на 2001 г.).
   Язык – чукотско-камчатская семья языков.
   Расселение – Корякский автономный округ Камчатской области.

К началу контакта с русскими в ХVIII в. коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - «оленевод») и оседлых (нымылъо - «жители», «поселяне»), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.

Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

   Старейшина И. Кечгелхут открывает праздник

Жили кочевые коряки летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна), основу которых составляли три шеста высотой 3,5-5 м, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4-10 м, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков - сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - «лодка из шкур лахтака») и одноместных челнах-каяках (мытыв). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы. К концу ХIХ в. в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, чавычи, кеты, горбуши, кижуча, кунжи; в феврале-марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле-мае воды у берегов «кипели» от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. стали пользоваться огнестрельным оружием. Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

   Ритуал сопровождают деревянные маски

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15 м, шириной до 12 м и высотой до 7 м. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1-1,5 м по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу ХIХ в. карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

   Одежда охотника и пастуха стянута поясом. Напуск-«пузырь» дает возможность свободно поднимать руки

Одежда у всех групп коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские, наряду с оленьими, использовали шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. «Всепогодный» мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца ХIХ в. береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

   На стойбище

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав`лён) мехом внутрь,значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

   В традиционной одежде и стар и млад

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй,кэкэй): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - отец, arche - власть) семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд «хватания» (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - сестра): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.


Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом. Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с ХVIII в. у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

   Священная птица

Главные обряды и праздники оседлых коряков ХIХ - начала ХХ в. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных «охранителей».

Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «возвращение солнца». В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

   Шаман

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в ХVIII в., православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.


Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

   Страница учебника нымыланского языка С.Н. Стебницкого

В Корякском автономном округе - 18 национальных сел. Коренное население по-прежнему занимается оленеводством, охотой, рыболовством, переработкой мяса и рыбы, а также пошивом меховых изделий. В школах дети изучают родной язык. В пос. Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»).

На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.


Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и чукотски - алутальу, элутальу). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII в. как особый народ. Переписью 1989 г. выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по с. Алют (современное Алюторское), по другой версии - от эскимосского алутора - «заколдованное место». Самоназвание нымыльу, то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до с. Тымлат на юге, и по среднему течению р. Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в с. Реккиники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык.

По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: так же занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX в. - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII в., не было ими воспринято.

Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 г. постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О КОРЯКАХ
  Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971.
  Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
  История и культура коряков. Л., 1994.
  Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. СПб., 1900. Т. 1.
  Стебницкий С.Н. Лымныло-нымыланские (корякские) сказки. Л., 1938.

Современная энциклопедия

КОРЯКИ - народ, коренное население Корякского автономного округа Российской Федерации (7 тыс. человек). Живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. Общая численность 9 тыс. человек (1992). Язык корякский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

КОРЯКИ - КОРЯКИ, коряков, ед. коряк, коряка, муж. Народность на крайнем северо востоке Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОРЯКИ - КОРЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Камчатки. | жен. корячка, и. | прил. корякский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КОРЯКИ - КОРЯКИ, народ в Российской Федерации (7 тыс. человек). Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско камчатской семьи палеоазиатских языков. Верующие… … Русская история

КОРЯКИ - Народ монгольск. племени, обитает в Приамурск. области и Камчатке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Коряки - (самоназвания чавчыв, чавчу, нымылагын, нымыл аренку, рымку чавчыв) народность общей численностью 9 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации, в т.ч. Корякского автономного округа (7 тыс. чел.). Язык корякский. Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

коряки - ов; мн. Народ, составляющий основное население Корякского автономного округа Камчатской области; представители этого народа. ◁ Коряк, а; м. Корячка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Корякский, ая, ое. * * * коряки народ в России, коренное население … Энциклопедический словарь

КОРЯКИ - народ, составляющий осн. население Корякского нац. окр. Камчатской обл., живут также в Чукотском нац. окр. и Северо Эвенском р не Магаданской обл. Самоназвание береговых К. нымылын, К. оленеводов чавчыв. Числ. К. 6,3 т. ч. (1959). Корякский яз.… … Советская историческая энциклопедия

Коряки - народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области РСФСР. Живут также в Чукотском национальном округе и Северо Эвенском районе Магаданской области. Численность 7,5 тыс. человек (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Народы Северо-Востока Сибири. Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Эскимосы. Юкагиры , Батьянова Е., Тураев В. (ред.). Очередной том серии «Народы и культуры» посвящен этнографии коренных малочисленных народов Северо-Востока Сибири: айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам,… Купить за 1452 руб
  • Ворон Кутха , . В Арктике - у холодных морей Северного Ледовитого океана, в Сибири и на Дальнем Востоке - вдоль северо-западного побережья Тихого океана издавна живут коренные народы: чукчи, эскимосы, орочи,…

Коряки – коренной малочисленный народ, прежде всего севера Камчатки . Сейчас коряки компактно живут также в Магаданской области и Чукотском автономном округе. По переписи 2010 года, в России насчитывается чуть меньше 8 тыс. коряков .

Издавна вся жизнь коряков была связана с суровой природой Камчатки и всецело зависела от нее. Коряки обожествляли малейшие явления природы и верили, что животные переходят вместе с человеком и духами из одного мира в другой.

Само название "коряки", по основной версии, происходит от "кор" - олень и переводится как "у оленей находящиеся". В этом именовании превосходно отражен их взгляд на мир: не животные при человеке, а человек при животном.

Хозяйство и быт коряков

Все племена коряков делились на два основных типа: кочевых оленеводов (чавчавыв, или чавчувен) и оседлых приморских (нымылан). В каждую группу входило несколько племен. Например, одних только корякских диалектов ученые насчитали 11. Особой группой являются алюторцы: они сочетали и рыболовство, и оленеводство.

Быт и уклад этих племен отличались между собой. Так, кочевые жили в ярангах – переносных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Из таких яранг, в которых располагались по несколько семей, устраивали временные поселения. Оседлые коряки летом ставили шалаши на берегах рек, а зимой жили в полуземлянках, удаленных от воды на 10-30 км.

Выжить в суровых условиях Камчатки можно было только сообща, поэтому коряки объединялись в большие родственные общины. Главной считалась отцовская линия. У оленеводов глава владел большей частью стада, а объединения береговых коряков могли быть, например, байдарочными – пользующимися одной байдарой. Но и сюда принимались в первую очередь родственники. Правда, и в этот патриархальный уклад со временем проникли коммерческие отношения: с XVIII века кочевые коряки начинают постепенно делиться на богатых и бедных. Это связано с тем, что площади для выпаса стада считались общими, а вот олени были частными. Кто-то богател настолько, что нуждался в батраках, и в общину начали принимать и не родственников. Вместе с тем, принято было заботиться о сиротах, стариках, больных и одиноких людях. Взаимопомощь была основой существования.

Иногда она проявлялась и в особых формах. До самого начала ХХ века у коряков сохранились обычаи левирата (после смерти старшего брата его младший брат женился на вдове и брал опеку над семьей) и сорората (оставшись вдовцом, мужчина женился на младшей сестре жены).

Главные праздники коряков

Значительную часть бытовой лексики коряков составляют слова, связанные с животным миром, охотой, зимой. И это не удивительно: без удачной охоты на зверя человек был обречен на гибель. Вот почему все основные праздники этого народа связаны с животными. Так, у коряков-оленеводов главными торжествами были осенние "Перегонять оленей" и Праздник забоя оленей, зимний "Возвращение Солнца", весенний Праздник рогов. У оседлых были праздники спуска байдары, Первой рыбы, Первой нерпы, а осенью – "Хололо" ("Ололо"), или праздник нерпы. В случае крупной добычи коряки также устраивали особые праздники. На них танцевали обрядовые пляски, в которых подражали движениям животных и птиц. Многие ритуалы опирались на миф об умирающем и воскрешающем звере. Особое отношение у коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на медведя устраивали большой религиозный праздник. Некоторые оседлые коряки так же обожествляли кита.

Обряды и ритуалы

Подобное отношение к животному миру отразилось не только на "охотничьих" обрядах, но и на всех главных в жизни человека церемониях. Одной из них, безусловно, является свадьба.

Так, чтобы получить жену, мужчина должен был пройти ряд испытаний. Сначала трудом: некоторое время он работал в хозяйстве будущего тестя. К нему присматривались, проверяли умения. Если испытательный срок завершался успешно, необходимо было провести обряд хватания: догнать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Формальный по сути (девушка и не думала убегать по-настоящему), этот обряд выполнял важную для коряков функцию – реконструкции процесса охоты.

Свой след теснейшая связь с природой оставила и в похоронном обряде. В погребальный костер с умершим отправлялись лук и стрелы, предметы первой необходимости. Клали туда и подарки ранее умершим родственникам, чтобы те в ответ прислали на охоте хорошего зверя. К смерти готовились заранее. Еще при жизни человеку шили погребальную одежду, оставляя ее немного неготовой. Считалось, что если дошить ее до конца, человек и умрет раньше. Затем, уже после кончины, погребальный наряд заканчивали некрасивым грубым швом. Сама смерть не воспринималась чем-то конечным. В мировоззрении коряков насчитывалось пять связанных между собой миров, а живые и мертвые могут помогать друг другу силами природы. Даже у южных береговых коряков, которые раньше остальных приняли православие, христианские верования еще долго сочетались с обрядами предков.

Издавна коряки выживали за счет того, что удалось добыть сообща. В их мире нет ничего лишнего. В пищу шли мясо и жир животных, рыба, продукты собирательства. Из шкур делали одежду и жилище, которое освещали растопленным жиром. Кожей обтягивали лодки. Даже из носиков, хвостов и лап убитых зверей изготавливали амулеты, которые, как верили коряки, защищают их от всего дурного. Эта картина мира поражает своей целостностью, в ней каждый на своем месте и выполняет предназначенную ему роль, от которой зависит жизнь окружающих.

Все связаны со всеми и с природой. Это именно то, чего не хватает современному человеку.

Мария Андреева

Коряки — основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на две группы — оседлых и кочевых коряков. Жители побережья называли себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе означает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, то есть «оленными людьми». И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.

Название коряки появилось в русских документах ещё в XVII веке. Оно было заимствовано от юкагиров (Юкагиры — народность Северо-Восточной Сибири, жившая на территории от реки Лены до устья реки Анадыря.), с которыми коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор» — «олень» и означает людей, находящихся при оленях. На северо-востоке коряки граничили с чукчами , на севере и северо-западе — с юкагирами и эвенами , на юге — с ительменами .

ОСЕДЛЫЕ КОРЯКИ жили на восточном и западном побережьях Камчатки. При единстве происхождения они все же делились на группы, связанные с их расселением по полуострову: на карагинцев, алюторцев, апукинцев, паланцев, коряков побережья Пенжинской губы, коряков северо-западного побережья Охотского моря.

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.

Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которой походили на ительменские. Похожими были и способы охоты. Подсобное значение имела охота на уток, гусей, лебедей. Этим часто занимались дети. Собирали и дикорастущие растения — ягоды (шикшу, жимолость, бруснику), кедровые орехи, съедобные корни.

Жилищем корякам-нымыланам, как и ительменам, в зимнее время служила полуземлянка. Летом переселялись в шалаши-балаганы. Несколько жилых построек-зимников составляли селения — острожки (От слова «острог». Название дано землепроходцами, хотя русские остроги существенно отличались от острожков народовКамчатки.). Они строились на возвышенных местах с обзором округи, иногда постройки обносились земляными стенами и частоколом.

В хозяйстве оседлых коряков мужской и женский труд разделялся, однако женщины, занимавшиеся приготовлением пищи, выделкой шкур, собирательством, могли принимать участие в рыбной ловле, а при необходимости и помогать мужчинам в охоте на морского зверя.

Основной социальной единицей у оседлых коряков была семья. Мужчины из нескольких семей объединялись для строительства байдары. Добыча распределялась в таком случае поровну. Если же хозяином байдары был один из людей, принимавших участие в охоте, то он получал два пая. Мясом и жиром добытых морских зверей наделялись не только участники охоты, но и старики, и сироты, и немощные. Имущественное расслоение среди береговых оседлых коряков было слабее, чем среди оленных.

КОРЯКИ-ОЛЕНЕВОДЫ в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния: с Охотского моря на , оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.

Чавчувены приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах. Зимовали в укрытых от ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножный корм.

Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.

Стойбища оленных коряков состояли из нескольких яранг, крытых оленьими шкурами. В центре зимнего жилища раскладывали костёр, внутри были меховые пологи по количеству семей. При перекочевках все имущество перевозили на прочных легких нартах. В изготовлении нарт, возведении яранг люди проявляли изобретательность и мастерство.

Одежда оленных коряков изготовлялась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную шили из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил.

Мужской и женский труд также разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, а женщины готовили пищу, выделывали шкуры. Но при необходимости женщины помогали и в выпасе оленей.

У коряков-оленеводов существовали стойбищные объединения, при которых хозяева равного достатка выпасали оленей сообща. С появлением имущественного неравенства малооленные коряки группировались вокруг владельца больших оленьих табунов, являясь фактически его батраками. И хотя все же сохранялись некоторые правила уравнительного распределения мяса и шкур, наряду с общинной собственностью на пастбища и угодья появлялась и частная.

Использованные источники:

  • Сергеев В. Д. «Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период.» Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.



Top