Кто такой расист? Что такое расизм.

Словарь медицинских терминов

расизм

совокупность антинаучных реакционных концепций, в основе которых лежит представление о психической и биологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на ход истории и развитие культуры человеческого общества, о наличии "высших" и "низших" рас.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

расизм

расизма, мн. нет, м. (нов.). Реакционная антинаучная человеконенавистническая фашистская теория о неравноценности человеческих рас и, гл. обр., особом историческом предназначении т. наз. арийцев, служащая прикрытием эксплоататорской, каннибальской политики фашизма.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

расизм

А, м. Реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Проповедники расизма.

прил. расистский, -ая, -ое. Р. режим.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

расизм

м. Реакционная, антинаучная теория и основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

расизм

совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув в сер. 19 в. первую расистскую концепцию, француз Ж. А. Гобино объявил арийцев "высшей расой"; в дальнейшем расизм переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен, О. Аммон в Германии). Стал официальной идеологией фашизма; используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида. Расизм осужден международным сообществом.

Расизм

совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16≈18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании.

В середине 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил «высшей» расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее «чистом» виде среди аристократии германских народов. Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в книге «Типы человечества» (1865) с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен иО. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали мальтузианство , а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезности искусственного подбора брачных пар для улучшения расы и необходимости принудительной стерилизации лиц, которые будут признаны «генетически неполноценными». Все эти человеконенавистнические утверждения получили особенно широкое распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.

После 1-й мировой войны 1914≈18 главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми др. расами северной или нордийской, расы (см. Нордизм) высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими на германских языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропагандировался в сочинениях многих немецких лжеучёных, откровенно поддержавших нацизм (Х. Гюнтер и др.). Однако ввиду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи немецкого фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы.

В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р., ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и слав. странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой практике сокрушительный удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о «высшей германской расе».

После 2-й мировой войны 1939≈45 сторонники Р. пытаются использовать тесты умственных способностей (см. Коэффициент интеллектуальности) разных расовых групп с целью «доказать» их психическую неравноценность (американские психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условиями труда и быта (например, работа О. Клайнеберга «Раса и психология», 1956).

Р. используется в современных капиталистических странах (особенно в ЮАР, Родезии) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев.

В ЮАР и Родезии существуют законы и активно осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие общению и заключению браков между белыми, с одной стороны, чёрными и цветными ≈ с другой. Политика сегрегации и апартхейда, проводимая в этих странах, сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями противников Р. Из 22 млн. чел. населения ЮАР (1970) только белые (3,8 млн., около 20% населения) являются полноправными гражданами, остальные же ≈ африканцы, «цветные» (метисы) и выходцы из Азии (главным образом индийцы) ≈ подвергаются юридически закрепленной дискриминации во всех сферах труда и быта. Аналогичное положение характерно и для Родезии, где Р. объявлен официальной идеологией, призванной увековечить господство европейского меньшинства (менее 300 тыс. чел.) над африканским большинством (свыше 4 млн. чел.). Во многих других странах различные разновидности Р. используются для обоснования всевозможных националистических концепций, разжигания вражды между народами. До краха фашистской диктатуры в Португалии (1974) расовой дискриминации подвергалось коренное африканское население Анголы, Мозамбика и Гвинеи-Бисау. Антинаучный миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сионизмом.

В Канаде расовой дискриминации подвергаются эскимосы, индейцы и выходцы из Африки, в Австралии ≈ сохранившиеся в этой части света (около 80 тыс. чел.) аборигены. В Великобритании после 2-й мировой войны 1939≈45 усилилась дискриминация «цветных» иммигрантов из стран Британского содружества, число которых в 1974 составляло свыше 1,5 млн. чел. Смыкаясь с идеологами империализма, маоисты для обоснования своей великодержавной политики пропагандируют теорию о расовом единстве народов Азии и исключительности Китая, якобы призванного быть гегемоном мировой истории.

Общественно-политическая и научная борьба со всеми разновидностями Р. развернулась, как только стали появляться расистские сочинения. Активное участие в ней приняли передовые общественные деятели, писатели и учёные всех стран. Фактические материалы, накопленные различными общественными и естественными науками, антропологией, этнографией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологические и физиологические признаки, по которым выделяются расы, малосущественны для общей биологической эволюции и исторического развития человечества.

Исторический опыт свидетельствует, что социально-экономический и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, народы которого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существовании «высших» и «низших» рас и о расовой обусловленности исторического процесса. Против Р. свидетельствуют также экономические и культурные успехи др. социалистических государств Европы, ДРВ, КНДР, Кубы, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, население которых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними.

По решению 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в память жертв расстрела в 1960 в Шарпевиле и др. городах ЮАР мирных демонстраций африканцев ежегодно 21 марта проводится международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Созванные ЮНЕСКО совещания экспертов-специалистов в Москве (1964) и Париже (1967) осудили все виды Р. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает «твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества» [Документ A (RLS) 2646 (XXV), 4, ХП, 1970]. 1971 был объявлен Международным годом согласованных действий против всех видов расовой дискриминации, а 1974≈84 ≈ десятилетием максимально эффективной борьбы с Р. Борьба с Р. ≈ неотъемлемая часть политической и идеологической борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, между империалистами и народами, недавно завоевавшими государственную самостоятельность.

Лит.: Наука о расах и расизм. Сб. ст., М. ≈ Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Расизм и его социальные корни, в книге: Антропология, М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966; Документы обличают расизм, М., 1968; «Нет!» ≈ расизму, М., 1969; Народы против расизма, М., 1970; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Общественное развитие человечества и расы, в их книге: Народы, расы, культуры, М., 1971; Расы и народы, в. 1≈5, М., 1971≈74; Уинстон Г., Объединить усилия в борьбе с расизмом, «Проблемы мира и социализма», 1974, ╧ 5; Reces and peoples. Contemporary ethnic and racial problems, Moscow, 1974.

Н. Н. Чебоксаров.

Википедия

Расизм

Раси́зм - совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расизм - это идеология, заявляющая о разделении людей на строго дифференцированные группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими. Осуществление расистских теорий на практике находит своё выражение в политике расовой дискриминации от ограничения каких-либо прав до физического уничтожения.

Примеры употребления слова расизм в литературе.

Все они были смуглолицые, и профессор Авенариус решил, что это молодые арабы, протестующие против расизма .

Впрочем в Министерстве просвещения уже 10 лет существует отдел абсорбции, но там ничего о расизме не знают и насилием против олимовских детей заниматься не желают.

Нет, семья Экстер, и прежде всего самый молодой из них - Григорий, - не могла смириться с фанатическим догматизмом, составляющим вкупе с антикоммунизмом и расизмом существо современного сионистского движения.

Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди молодежи, расизм , нетерпимость взрослых, социальную несправедливость.

Руссо -- отец Французской революции и Гобино -- отец расизма оставили нам послания.

Там они рассказали, что в Израиле они подвергались жестокой дискриминации по этническому признаку, что в киббуц, где они жили - оплот расизма , что израильские власти и рядовые израильтяне добиваются того, чтобы женщины - иммигрантки из бывшего СССР - могли зарабатывать на жизнь исключительно проституцией.

Здесь настойчиво проводится мысль, что достижение подлинной свободы принесет не война рас, а объединение усилий черных и белых в их борьбе против колониализма и расизма , против его влияния, отравляющего сознание людей ядом взаимного недоверия.

Так лекции о Ницше превратились во фронтальное наступление на деградировавшую метафизику расизма и биологизма.

Критика религии Марком Твеном была неразрывно связана с социально-политическими взглядами писателя, обличавшего империализм и его захватническую политику, расизм и линчевание негров, колониализм и христианских миссионеров.

Поскольку малайцы не видели каких-либо улучшений в этой сфере, то в их среде, особенно среди молодых малайцев, стала распространяться довольно радикальная версия малайского национализма, а, точнее сказать, расизма .

Ахиллесовой пятой движений, ему противополагавшихся - расизма , национал-социализма, - была их узкая националистичность, точнее - узкорасовые или национальные границы тех блаженных зон, химерою которых они прельщали и завораживали.

Национал-социализм, социализм, религиозный фанатизм, расизм , воинствующий атеизм, патриотизм, панамериканизм и т.

Он заявил, что именно расизм является причиной того, что среди полусредних нет ни одного черного, и объявил, что в следующем сезоне потребует, чтобы его перевели в полусредние.

Запрещение активной самозащиты наций как расизма , ксенофобии, агрессивности, фашизма Пробуксовывание демократических институтов, ибо они прекрасны для захвата власти антдемократическими фанатиками.

Расизм и элитаризм составляли основное содержание народнической идеологии.

– Как назвать чёрного за штурвалом самолёта?
– Не знаю.
– Лётчиком, расист ты поганый! Как же ещё!

Настоящий детектив

Ненавидеть человека за его происхождение – расизм.

И любить человека за его происхождение – расизм.

Сергей Довлатов. Марш одиноких

Расизм как качество личности – склонность у тверждать о превосходстве одной расы над другой, придерживаться идеологии фашизма, основу которой составляет положение о физической и психической неравноценности человеческих рас, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

В первом классе школы дети учатся писaть. Учительница спрашивает у детишек: — Танечка! Что ты вчера делала после школы? — Играла в песочнице. — Умница, Танечка! Иди к доске и напиши «ПЕСОК»… …Вовочка! А ты что вчера делал? — А я вчера играл с Танечкой. У меня был совочек. — Молодец, Вовочка! Иди, напиши на доске «СОВОК»… …Нганга Мамба! А ты что вчера делал? — Я пытался поиграть Танечкой и Вовочкой, но они назвали меня черножопым чучмеком и забросали камнями. Учительница: — Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Нганга Мамба, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА».

Если говорить языком черного юмора, расист – человек, не допускающий черных мыслей. Он считает, что в массе негров бесперспективно искать светлую голову. Его беспокойный ум озабочен статистикой, что каждый пятый житель Земли китаец, а каждый третий негр. Его не посещает мысль, что нельзя оценивать человека по признаку, который от него не зависит – разрез глаз, цвет кожи и волос, форма носа. Если расиста спросить: — Чем отличается труп сбитой автомобилем собаки от трупа сбитого автомобилем негра? — он ответит: — Перед трупом собаки есть тормозной след. Расист не любит признаваться в своём расизме, заявляя: — Больше всего на свете я ненавижу расизм и негров!; Расизм — как негр: его быть не должно.

Расизм как качество личности легко диагностируется, стоит настроиться на его волну ненависти к другим расам и задать расисту несколько наводящих вопросов: — Чем отличается грузовик с арбузами от грузовика с неграми? — Тем, что арбузы никто не станет разгружать вилами; — Как снять негра с дерева? — Перерезать веревку; — Почему негры воняют? — Чтобы слепые могли их тоже ненавидеть; — Почему негры носят кепки с длинным козырьком? — Чтобы пролетающие птицы не гадили им на губы; — Почему негры всегда думают о сексе? — Потому что на голове у них растут лобковые волосы; — Как лучше присматривать за маленькими негритянскими детьми? — Намочить им губы и прилепить к стенке; — Что говорят негры, готовясь к занятию любовью? — Сука, если ты вскрикнешь, я тебя прикончу!

Расизм – это отрицание права на существование людей другой расы. Расизм – это философия безличности и безликости людей другой расы. Что называется — имперсонализм в действии. Ромен Гари в книге «Дальше ваш билет недействителен» пишет: «Расизм - это когда все не считается. Люди не считаются. Когда можешь делать с ними что хочешь, и это не считается, потому что они не такие, как мы. Понимаешь? Они не наши. Можно обращаться с ними как со скотом, и ничего, не стыдно. Не потеряешь достоинства, не уронишь свою драгоценную честь. Они так не похожи на нас, что можно не стесняться, не бояться осуждения - вот в чем дело! Можно нанять их для самых грязных делишек, потому что их суждение о нас все равно что не существует, оно не может нас унизить. Вот это и есть расизм».

Каждый человек имеет духовную сущность. Мы все из одного источника – Божьей искры – души, имеющей природу вечности, счастья и полного знания. Нет индийского или китайского голода, нет японской или кенийской беды. Ненависть, расовые предрассудки, предубеждения поселились в сознании расиста в ходе вбивания и внушения в его голову расистских стереотипов, убеждений и верований. Расистские психологические установки стали такими же программами сознания, как и программы, записанные на компьютер. Человек, как компьютер, генерирует мысли в рамках записанных программ – психологических установок.

Нельсон Манделла совершенно справедливо заметил: «Никто не рождается с ненавистью к человеку из-за цвета его кожи, или его происхождения, или его религии. Ненавидеть люди учатся, и если они могут научиться ненависти, то их можно научить и любви, поскольку любовь проникает в человеческое сердце более естественно, чем ее противоположность».

Многие духовные традиции говорят о том, что наши души одеты в кармическую одежду. Расист по судьбе должен пройти определённый жизненный урок – научиться видеть в любом человеке духовную сущность. Не усвоив жизненный урок, он остается на второй год и будет учиться, пока не поймет, что судьба от него требует. Расист – воплощение ненависти к другим расам. Велика вероятность, что в следующем воплощении он будет тем, кого сейчас ненавидит. Ку-клукс -клановец станет афроамериканцем, индейцем или цыганом, чтобы на своей «шкуре» испытать все «прелести» расизма.

Например, может попасть в такую ситуацию. Летит самолет американских авиалиний, набитый неграми, латиносами, арабами и прочими «национальными меньшинствами». Из кабины пилота выходит стюардесса и объявляет: — Господа, у самолета возникли серьезные неполадки, поэтому мы вынуждены избавиться от части пассажиров, но чтобы никому не было обидно, будем вызывать по алфавиту, ОК? Все пассажиры: — ОК… Стюардесса: — А — афроамериканцы… (все сидят на местах). — В — блек пипл… (опять все сидят). — С — колор пипл… Вдруг из середины салона раздается детский голосок: — Папа, папа, почему мы сидим, нас уже три раза вызывали? — Молчи дурак, сегодня мы «ниггеры», сразу после мексиканцев!

Каковы психологические корни расизма? Человек ощущает психологический комфорт, не замечая свои пороки. Немногие способны на самоисследование и самоконтроль. Копаться в своём Я неприятно, тем более принимать и осознавать свои теневые, порочные стороны личности.

Стараясь игнорировать свои недостатки, люди зачастую склонны замечать в себе добродетели, а свои пороки переносить на «людей вообще». Люди другой расы как никто другой подходят для этой роли. Они становятся идеальной мишенью для теневой проекции своих недостатков.

Расизм унизителен. Знаменитый боксер Кассиус Клей (Мохаммед Али) как-то поделился: -После Олимпийских игр я вернулся обратно в Луисвилл со своей блестящей золотой медалью. Зашел в закусочную «только для белых». Думал, поставлю их на место. Я сел за столик и хотел чего-нибудь заказать. Олимпийский чемпион, золотая медаль! А мне говорят: «Ниггерам не подаем». Я говорю: «Все в порядке, я не нищий». Но меня все равно выгнали на улицу. Тогда я пошел на берег, на реку Огайо, и выбросил свою золотую медаль в воду.

Расизм – яркое проявлении гордыни и высокомерия. Французский писатель Альбер Камю в книге «Падение» пишет: «Я всегда отказывался обедать в китайских ресторанах. Почему? Потому что азиаты в присутствии белых зачастую принимают презрительный вид. Разумеется, презрительное выражение сохраняется у них и когда они обслуживают нас за столиками. Ну как в таком случае есть с удовольствием цыпленка, а главное, как думать, глядя на них, что мы выше желтокожих?»

Петр Ковалев 2014 год

Кто такой расист?



Довольно часто можно услышать, что расизм процветает в мире, а расисты стали вести себя очень вызывающе. Вот только не всегда понятно, что такое расизм и кто такой расист. В этой статье мы решили рассказать о том, кем являются расисты, какие цели они преследуют и какие виды расизма вообще бывают. Рассмотрим также, откуда в мире и в нашей стране в частности появилось такое движение, как расизм.

Кто такой расист и чего он хочет

Очевидно, что слово расизм произошло от слова раса. О том, что именно оно обозначает, мы уже рассказывали в статье - .

Расист - это человек, который искреннее убежден в том, что именно его раса является главенствующей. Он нетерпимо относится к представителям других рас, считая их низшим сословием.

Некоторые расисты искренне уверены в том, что принадлежность к конкретной расе изначально определяет уровень интеллекта, уровень жизни и право пользоваться определенными привилегиями. Поэтому они считают, что люди, не принадлежащие к высшей, по их мнению, расе, если и должны существовать, то лишь как самое низшее сословие. То есть расисты добиваются признания своей расы в качестве высшей, а от представителей других рас ждут поклонения.

В настоящее время, к сожалению, расизм, а точнее некоторые его формы, активно прогрессирует, что пугает не только обычных жителей, но и политиков, экономистов и представителей религиозных объединений.

Расизм - история появления

О понятии "расизм" мы уже рассказывали в нашей статье - . Теперь хотелось бы поговорить о том, откуда он появился в мире и в нашей стране в частности.

Итак, сам расизм появился достаточно давно, а именно еще в начале 16 века. Уже тогда раса белых людей была негласно признана высшей, а люди с черным цветом кожи должны были быть их рабами, то есть, по сути, являлись низшим сословием. И так продолжалось на протяжении долгих лет.

Если же говорить о расизме в нашей стране, то он существовал уже в 19 веке, однако наибольшее распространение получил именно в годы перестройки, а именно в 1991 году. С тех пор и по сегодняшний день яркими его представителями являются скинхеды. Подробнее о том, кто это, вы узнаете из нашей статьи - .

Виды расизма

Сегодня выделяют три основных вида расизма:

  1. Расизм белый. Представители его убеждены в превосходстве белой или, как они сами ее называют, арийской расы над всеми остальными. Пример - нацисты во главе с Гитлером: именно они провозгласили арийцев чистой нацией, считая, что такие люди должны господствовать в мире.
  2. Черный расизм возник вследствие протеста представителям белого расизма. В соответствии с ним господствующей нацией должны быть именно люди с черным цветом кожи, а представители европеоидной расы должны им подчиняться. Данный вид расизма активно распространен в странах Америки.
  3. Антисемитизм. Основывается на открытой ненависти к представителям семитской языковой группы, однако не ко всем народам, а лишь к евреям. По праву можно говорить о том, что данная разновидность расовой нетерпимости является одной из наиболее древних.

Конечно, это далеко не все виды существующего ныне расизма, однако именно эти наиболее часто встречаются в обществе.

Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Довольно часто можно услышать, что расизм процветает в мире, а расисты стали вести себя очень вызывающе. Вот только не всегда понятно, что такое расизм и кто такой расист. В этой статье мы решили рассказать о том, кем являются расисты, какие цели они преследуют и какие виды расизма вообще бывают. Рассмотрим также, откуда в мире и в нашей стране в частности появилось такое движение, как расизм.

Кто такой расист и чего он хочет

Очевидно, что слово расизм произошло от слова раса. О том, что именно оно обозначает, мы уже рассказывали в статье - Что такое раса .

Расист - это человек, который искреннее убежден в том, что именно его раса является главенствующей. Он нетерпимо относится к представителям других рас, считая их низшим сословием.

Некоторые расисты искренне уверены в том, что принадлежность к конкретной расе изначально определяет уровень интеллекта, уровень жизни и право пользоваться определенными привилегиями. Поэтому они считают, что люди, не принадлежащие к высшей, по их мнению, расе, если и должны существовать, то лишь как самое низшее сословие. То есть расисты добиваются признания своей расы в качестве высшей, а от представителей других рас ждут поклонения.

В настоящее время, к сожалению, расизм, а точнее некоторые его формы, активно прогрессирует, что пугает не только обычных жителей, но и политиков, экономистов и представителей религиозных объединений.

Расизм - история появления

О понятии "расизм" мы уже рассказывали в нашей статье - Что такое расизм . Теперь хотелось бы поговорить о том, откуда он появился в мире и в нашей стране в частности.

Итак, сам расизм появился достаточно давно, а именно еще в начале 16 века. Уже тогда раса белых людей была негласно признана высшей, а люди с черным цветом кожи должны были быть их рабами, то есть, по сути, являлись низшим сословием. И так продолжалось на протяжении долгих лет.

Если же говорить о расизме в нашей стране, то он существовал уже в 19 веке, однако наибольшее распространение получил именно в годы перестройки, а именно в 1991 году. С тех пор и по сегодняшний день яркими его представителями являются скинхеды. Подробнее о том, кто это, вы узнаете из нашей статьи - Кто такие скинхеды .

Виды расизма

Сегодня выделяют три основных вида расизма:

  1. Расизм белый. Представители его убеждены в превосходстве белой или, как они сами ее называют, арийской расы над всеми остальными. Пример - нацисты во главе с Гитлером: именно они провозгласили арийцев чистой нацией, считая, что такие люди должны господствовать в мире.
  2. Черный расизм возник вследствие протеста представителям белого расизма. В соответствии с ним господствующей нацией должны быть именно люди с черным цветом кожи, а представители европеоидной расы должны им подчиняться. Данный вид расизма активно распространен в странах Америки.
  3. Антисемитизм. Основывается на открытой ненависти к представителям семитской языковой группы, однако не ко всем народам, а лишь к евреям. По праву можно говорить о том, что данная разновидность расовой нетерпимости является одной из наиболее древних.

Конечно, это далеко не все виды существующего ныне расизма, однако именно эти наиболее часто встречаются в обществе.




Top