Уничтожение нации как называется. Межрасовые браки – уничтожение нации

Всемирный день беженцев, который отмечается 20 июня – это день, когда все мировое сообщество отдает дань силе духа и стойкости миллионов людей, которые вынуждены покинуть родные дома. Представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь (УВКБ ООН) совместно с фотографом Андреем Щукиным приглашают посмотреть выставку фотографий "Только мы", которая в эти дни проходит в Музее современного изобразительного искусства.

На протяжении нескольких месяцев фотограф Андрей Щукин путешествовал по разным регионам Беларуси, встречался с украинскими гражданами, слушал их истории и запечатлевал на фотографиях то, что невозможно передать словами. Результатом этого долгосрочного проекта стали снимки, отображающие драматические переживания бегства и поиска нового дома. Автору удалось показать едва уловимую объединяющую и поддерживающую силу своих персонажей – осознание сплоченности своих семей.

Наталия с детьми:

Наталия с детьми Любавой, Михаилом, Полиной. Вместе со своими сестрами и братом решили переехать в нашу страну навсегда. В Беларуси всегда спокойно, поэтому сюда.

Валерий с сыном Дмитрием из г. Молодогвардейск Луганской области:

В Беларусь приехали в августе 2014. Мать Валерия осталась вместе со своими сестрами в Украине. В родном городе не стреляли, но не было работы и детям негде было учиться. Ради детей решили уехать.

Рассказывает Валерий: "У нас, когда уезжали, так сильно войны не было, и сейчас нет, стреляют по окраинам. Но решили от греха подальше. Чего выжидать? Ждать, когда начнется? Сейчас вообще положение ни работы няма, ничего. Пенсии не дают. Жить как? Сюда мы приехали, вообще были в шоке – отношение людей совсем другое. Такое ощущение – Советский Союз. В хорошем смысле. И отношение людей другое, мы приехали, нам тут помогали, и соседи несли, что могли. И контора помогала – работу нашли, устроили".

Сергей Петрович и Ольга Александровна из Донецка:

Сергей Петрович и Ольга Александровна хотят вернуться домой.

Их дочь Виктория приехала в Беларусь с детьми 1 декабря 2014. Почти все оставили в Донецке. Первую неделю прожили у знакомой, потом устроились в колхоз, работают, чтобы получить дом. Живут с родителями, сами возвращаться не планируют, а родители хотят вернуться – здесь они останутся без пенсии.

Рассказывает Виктория: "Еще не привыкли. Менталитет другой. Много хорошего можно найти. Но так как живем в сельской местности – местный алкоголизм смущает" .

Рассказывает мама Виктории: "Дети только обживаются, вот огород. Только начало, но главное - желание".

Анатолий из г. Первомайск Луганской области:

Анатолий работает сварщиком на крупном белорусском предприятии.

Из рассказа его жены Татьяны: "Стоим с детьми, ждем автобуса. Подъезжают вояки и спрашивают: "Чего мы тут стоим, ждем?" "Автобус", - говорим. А они говорят: "Так сейчас сюда стрелять будут. Вы хоть за дом спрячьтесь". Представляете? Хоть за дом. Там были подвальные помещения. Бегом в подвалы, а подвалы, вы знаете как, узкие такие. Нас пустили в коридоры, и вот мы стоим – толпа людей. Стали и стоим, как селедки в банке; и начали реально по городу стрелять. А мы стоим. И автобусов – нет автобусов, деньги уплочены, мы стоим, сумки, дети. Душно – лето, жара. Мы стоим в узких коридорах. Толпища людей. И дети спрашивают: "А когда мы уедем?", "Мамочка, а где автобус?, а мы и не знаем будет ли этот автобус".

Галина с внуком Артёмом и дочерью Анной из г. Брянка Луганской области:

Галина с сыном, дочерью и внуком приехали в Беларусь в июне 2014. Муж Галины приехал в начале апреля 2015. Решили остаться, делают вид на жительство. Сейчас снимают жилье, хотят купить старый дом. В Украине дочка работала парикмахером, а у матери было две торговые точки на рынке. Сейчас работают на птицефабрике, в прошлом году, когда они приехали, устроиться было легко, сейчас гораздо сложнее.

Говорит Галина: "Дружненько, всей семьей, вместе как-нибудь справимся".

Анна из г. Горловка Донецкой области :

В Беларусь семья Анны переехала в ноябре, вначале жили у родственников в Гродно. До этого она с детьми поехала в Крым к тетке, а ее муж Олег вначале планировал оставаться со своими. Но надо было быть с семьей. После Крыма переехали в Беларусь.

Рассказывает Олег: "Когда начали бомбить, буквально в течение двух недель мы уехали. Потому что это очень страшно. К нам с душой отнеслись – жилье дали и работу. Самое главное: у нас есть работа, у нас есть крыша над головой. Мирное, спокойное небо. Я работаю строителем, строю свой дом, мне же здесь жить".

"Тесть говорит: "Покуда дом целы, я никуда не уеду". Всю жизнь, говорит, копил, делал-делал, я тоже там построил, пришлось уехать, потому что когда бомбили и дочь со слезами прибежала, руки-ноги затрусились, говорит: "Папа, как?.." Тогда я уже говорю: "Уезжать, уезжать вам надо". Церкви бомбили, специально выбирали такие моменты, когда люди на службу приходили".

Ольга из г. Николаевка Луганской области:

Ольга с дочерью Валерией на кухне общежития.

Евгений из г. Красный Луч Луганской области:

Евгений работает слесарем, ремонтирует карьерную технику. С детьми Алиной и Дмитрием живут в общежитии.

Валентина с сыном Анатолием из г. Дружковка Донецкой области:

Приехала в родной город своей матери. Оставила дом, землю, работу. Полтора месяца делала паспорт – говорили, что нет нужных бланков, ездила в соседние города, пыталась его сделать. Чуть было не поехала за 300 километров, чтобы его получить. В ее паспортном столе говорили, что нужно только временное свидетельство, в соседнем городе ей сказали, что нужна еще и форма №1. После этого уже не выдержала – пошла к начальнице, начала ей рассказывать, что ездила в Харьков, за 300 километров, а ей без формы не дали ничего. В итоге паспорт ей сделали за два дня. Еще через два дня с сыном уехали. Ехали через Украину, волновалась за сына: хоть он и не военнообязанный, но боялась, что заберут.

Рассказывает Валентина: "И знаете, самое страшное - это СМИ. Когда приходишь с работы, сам видишь одно у себя, а там тебе по телевизору говорят ну совсем другое".

Злата:

"Наши, знаете, сколько показывали своих домов? С хорошим ремонтом. Сейчас все – пепелище".

Юлия из Донецка:

Осенью Юлия с детьми выехала в Россию, в Беларусь приехала в январе 2015. Приехала к знакомым, родственников здесь нет. В Донецке остались отец и бабушка. Живут за счет гуманитарной помощи.

Рассказывает Юлия: "Если статус беженца берешь, здесь в Беларуси, то никогда не имеешь права вернуться домой. Такой вариант – не очень" .

Фотовыставка проходит с 18 июня по 11 июля в Музее современного изобразительного искусства по адресу: г. Минск, пр. Независимости, 47.

Под Одессой есть один из двух ныне работающих пунктов для временного пребывания беженцев в Украине. Репортаж ForshMag с места, которое стало укрытием для людей, потерявших родину.

О том, что в Одессе существует пункт временного пребывания для беженцев, я узнала совсем недавно. Общественная организация «Десяте квітня» проводила тренинг, на котором рассказывали, как часто журналисты путают понятия «беженцы», «иммигранты» и «переселенцы». В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе. Так или иначе, все они бегут из своих городов, спасаясь от смертельной опасности.

В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе.

Кто же эти люди, попадающие в Украину из других стран? Многие эксперты в один голос отмечают, что для большинства беженцев Украина является лишь транзитным государством. Но их путь в Евросоюз не всегда проходит через нашу страну. Потому сегодня украинцы не испытывают на себе те массовые людские потоки беженцев из стран Азии и Африки, которые накрывают Европу. В Украине есть три пункта временного размещения беженцев, из которых на сегодня работает два - в Закарпатье и в Одессе. Пункт в Яготине Киевской области еще не открыли.

Где живут беженцы

Пункты для беженцев - это своего рода общежития , где люди, покинувшие родные страны в поисках убежища, могут официально жить до полугода с правом продления срока пребывания. Предварительно нужно получить направление из миграционной службы, пройти собеседование и медицинское обследование. На практике чаще всего такое временное проживание растягивается на годы.

На практике временное проживание в пункте для беженцев растягивается на годы.

Сегодня в одесском пункте проживает 56 человек из 15 стран мира. В поисках лучшей жизни и скрываясь от преследования со стороны родного государства, в Одессу приехали люди из Афганистана, Конго, Сомали, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Палестины, Пакистана, Ливии, Сьерра-Леоне, Сирии и других стран.

Сам пункт расположен в Черноморке - тихой приморской окраине Одессы. Рядом - море, пустынные пляжи, яхт-клуб и престижный поселок «Совиньон» с пышными особняками одесского истеблишмента. Проживание в пункте бесплатное. Кроме того, людям выдается на руки базовый продуктовый набор, в который входят масло, мука, крупы и консервы. По словам сотрудников пункта, прожить на этих продуктах можно.

«Коммуна»

Руководитель одесского пункта для беженцев Николай Жуган рассказывает, что сейчас в лагере проживает немного людей, хотя рассчитан он на 200 человек.

Николай Жуган
руководитель пункта

К нам приходят те беженцы, у кого нет возможности самостоятельно поселиться где-то на территории Украины. У этих людей разные национальные традиции, но всех их объединяет одна беда: они покинули родину в поисках убежища. Наша задача - помочь им выучить язык и адаптироваться в Украине. Также содействуем трудоустройству. Раз в квартал в пункт приезжает Одесский областной центр занятости с ярмаркой вакансий. Как правило, источник доходов беженцев - рынок и стройка. Иногда устраиваются работать в бары и рестораны.

Заместитель директора Ольга Ритченко говорит, что сейчас в пункте живут 18 детей - 6 мальчиков и 12 девочек. Они ходят в детский сад, школу, получают медицинскую помощь, если нужно. По ее словам, дети адаптируются очень быстро, общаются без всяких проблем со своими сверстниками вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. Они знают хорошо и родной язык, и украинский, и русский.

- На территории пункта очень редко случаются конфликты. Наши соцработники стараются действовать на упреждение, а не «бить по хвостам» и исправлять последствия. Расовых конфликтов как таковых не бывает. Если кто-то с кем-то жить не хочет, мы решаем эту проблему. В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи. Есть лица, получившие статус беженцев, но до сих пор не могут адаптироваться, и пока есть места, живут здесь. Покидают пункт, как только устроились - нашли жилье, хорошую работу. Вы же понимаете, что это - общежитие, коммуна, - рассказала Ольга Ритченко.

В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи.

Большой проблемой для людей, сбежавших из родной страны, становится восстановление документов. Часто они в спешке покидали дома и не успевали взять даже самые необходимые вещи. Есть еще такое понятие, как «беженец на месте». К примеру, когда гражданин другой страны проходил обучение в Украине, а в это время у него на родине случился конфликт или переворот, и по разным причинам этот студент уже не может вернуться домой.

Али

Али находится в Одессе всего две недели. Ему 19 лет, он приехал учиться в Украину из Сьерра-Леоне, но вернуться домой не может. Ему угрожают смертью. До того как попасть в Одессу, он жил в Харькове и Тернополе.

- Я приехал в Тернополь учиться в университете. Но пришли ужасные известия. Мне передали, что секретное общество, где людей приносили в жертву, хотят это сделать со мной. Отец помог мне избежать этой участи. Но они его убили. Из-за меня. И мне некуда возвращаться. У меня нет других родственников, и я совсем один, - рассказал Али.

Сейчас парень хочет вернуться в университет , чтобы получить образование, а еще он мечтает профессионально играть в футбол. Сейчас все свободное время Али слушает музыку. Говорит, что не любит хип-хоп, а предпочитает «крутых» исполнителей - Бруно Марса, Рианну.

Иезихалем

В родной Эфиопии 46-летнего Иезихалема произошел государственный переворот еще в далеком 1991 году. Примерно в это же время он приехал учиться в Украину и остался здесь жить. Иезихалем отучился 4 года на экономиста, получил статус беженца и уже задумывается о гражданстве Украины. Говорит, что самое сложное в Одессе - найти работу зимой.

- Хочу поехать на родину посмотреть, как там сейчас дела. Наверное, многое изменилось за 20 лет. Я здесь привык уже ко всему. Но если в Эфиопии все окажется хорошо, останусь там, - поделился он.
Создать семью в нашей стране у него не получилось.

На переднем плане сидит Иезихалем, на заднем - Коуадио. Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

Коуадио

Коуадио 33 года, он приехал в Украину из Кот-д’Ивуара в ноябре 2008 года учиться. Сейчас он мечтает стать кондитером и соблюдает заповеди Иисуса.

- Мой дядя, который был послом Кот-д’Ивуара в Гвинее, отправил меня учиться в Украину. Я полный сирота, и он был моим опекуном. Когда я здесь учился, там началась война из-за какао, потому что моя страна - самый крупный производитель какао во всем мире. В конечном итоге дядя потерял работу и вернулся в Кот-д’Ивуар. Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом - еще и без документов. Чтобы выжить, я пел песни, но сейчас не пою, потому что меня коснулся Иисус. И песни, которые его не славят, я не буду петь, - рассказал Коуадио.

Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом.

По его словам, часть его знакомых на родине сейчас в тюрьме, а некоторые и вовсе исчезли. Сестра живет где-то в деревне, и связи с ней нет, а о дяде он слышал последний раз в 2013 году. В Одессе у Коуадио тоже нет семьи, обучение продолжить не получилось, но сейчас он мечтает обрести новую профессию: «Я люблю печь. Верю, что Иисус мне поможет. Я принял для себя решение соблюдать его заповеди».

Райхана

Райхана с мужем и тремя детьми приехала в Украину из Афганистана около года назад. На родине было небезопасно, поэтому всей семьей приняли решение бежать в Европу. Каждый день муж Райханы ходит на работу, а она следит за детьми и управляется по хозяйству. Их сыну 6 лет, а дочерям - 8 и 10. Девочки отлично разговаривают на русском языке, приветливые и открытые дети.

На дорогу из Афганистана в Украину ушел целый месяц:

Ехали на маленькой машине впятером. В Афганистане остались брат и мама, но с ними уже год не было никакой связи. В Украине мы временно, надеемся попасть в США или Канаду, где сыну обещают помочь со здоровьем.

Шестилетний сын Райханы не может ходить:

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция, - поделилась Райхана. По ее словам, дядю за это преступление к ответственности никто не привлек.

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция.

Сафват

Сафват с женой и двумя взрослыми сыновьями приехал в Украину из Таджикистана. У себя в стране он известный журналист и активист, который открыто выступал против коррупции, за демократические реформы и против зависимости Таджикистана от России. Ради этих идей он даже объявлял голодовку. Перелом в его жизни случился три года назад. Тогда он был вынужден по политическим мотивам покинуть Таджикистан.

Сафват Бурхонов
журналист, беженец из Таджикистана

Я работал когда-то, как вы, журналистом. Где-то оступился и вот попал сюда. Я уже осознал, что изменить я бы ничего не смог. Я и голодовки объявлял, и чего только не делал. О моем прошлом в интернете много информации. О настоящем - ничего. Если честно, я проклинаю это прошлое. Я потерял все. Я - ладно, к черту, но детей обречь на такие проблемы…Сначала я вынужден был покинуть Таджикистан и уехать в Россию. Но потом и оттуда пришлось бежать. Так я попал в Украину. Как раз был Майдан тогда. Я сюда, а Янукович отсюда (смеется) .

По словам Сафвата, сейчас он изучает на примере Украины, как правильно делать революцию:

Я хочу, чтобы в моей стране этого не произошло. Потому что однажды мы это делали. На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию. Я сейчас учусь, что делать, чтобы не украли. Вы думаете, это русские украли? Нет, русские - это хорошие люди, очень хорошая нация. Это их верхушка воровская украла у нас, у вас, у Молдовы собирается украсть и у Грузии крадет. Это воровская система. И в этой борьбе главное - это язык. Это важнейший фактор. У нас в Таджикистане свой язык мы объявили государственным. Никакого второго, третьего - категорически. Мову я розумію.

На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию.

Сафват говорит, что, живя в Таджикистане, он приносил больше пользы своему народу, чем сейчас:

Каждая моя статья обсуждалась на уровне правительства. Я писал только на национальном уровне. Потом вынужден был объявить голодовку и требования мои были рациональными - освободить экономику страны от воров, профанов, отделить страну от России, от зависимости с Россией, вывести российскую военную базу из Таджикистана. Самый большой контингент российских сухопутных войск в мире находится в моей стране. Я уже лет двадцать борюсь против этого. В общем, врагов много, друзей мало, возвращаться страшно. И там без перспектив, и тут нет перспективы…

О каком-либо плане «минимум» на жизнь Сафвату сложно. Но он мечтает вернуться домой: «Время лечит. Я не беженец, я осознанно не подавал документы на этот статус. Хочу вернуться».

» появилось после первой мировой войны 1914-18 гг. для обозначения лиц, которые покинули во время войны находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.

Понятие «беженец» несколько раз претерпевало некоторые изменения.

Вначале использовался групповой подход, в соответствии с которым беженцем считалось лицо, которое находится за пределами страны своего происхождения и не пользуется защитой этого государства.

В 1926 году беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего правительства и не получившие другого гражданства (Заключительный акт Конференции по проблемам русских и армянских беженцев в Женеве).

Наиболее общее и универсально применимое определение термина "беженец" содержится в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненной протоколом 1967 года. В соответствии с ним, "беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в неё вследствие таких опасений".

Основными правовыми документами о статусе беженцев являются Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года.

Оба документа являются универсальными, сейчас они в общей сложности ратифицированы 145 государствами (включая Россию в 1993 году) и инкорпорированы в национальное право.

Существуют и региональные конвенции о беженцах, существенно расширяющие это понятие: Конвенция 1969 года о беженцах в Африке, Картахенская декларация 1984 года о беженцах в Латинской Америке, также ряд конвенций Совета Европы.

Количество беженцев

Сегодня в мире насчитывается 9, 2 миллионов беженцев. Но общее число лиц, подпадающих под защиту Управления ООН по делам беженцев, - беженцы, лица, перемещенные внутри страны, те, кто добивается убежища, репатрианты, - намного больше. По данным Организации Объединенных наций (на июнь 2006 года) в 117 странах мира насчитывается, в общей сложности, около 20 миллионов беженцев, перемещенных лиц и лиц без гражданства. Многие из них живут в лагерях для внутренних беженцев годами.

Из истории .

Беженцы, как явление, были известны с незапамятных времен. Первые беженцы, как гласит история, появились в 695 году до нашей эры, когда ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступила на земли Иудеи. Тогда около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, бросившись в Египет, где их тоже не ждали.

В 375 году (уже нашей эры) около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима.

В VIII-IX веках в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения, да так и остались там, смешавшись с местным населением.

Огромное количество беженцев появилось после Первого крестового похода (1096-1099 гг.), когда с захваченных рыцарями мест бежало 500 000 арабов и турок.

В 1492 году из Испании были изгнаны все евреи, не принявшие христианство, из которых более 200 000 человек нашли убежище в Северной Африке и других землях.

В первой половине XIII века, когда монгольские орды прошли от Тихого океана до Средиземного моря, многие сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в сопредельные страны, чтобы спастись там от нашествия.

Беженцы бывали не только от войн. Во время частых эпидемий чумы население городов и целых областей в Европе и Азии уезжало в разные страны, чтобы переждать худшие времена.

Некоторые правители использовали беженцев в своих целях. Так, благодаря тому, что в 1715 году король Пруссии Фридрих II объявил свободный въезд и проживание для "беженцев любого вероисповедания" население королевства значительно увеличилось. В Турцию, которая принимала христиан, состоявших членами каких-либо сект, запрещенных на родине, перебрались многие русские молокане, баптисты, старообрядцы, которым за право жить в Оттоманской империи приходилось принимать участие в ее войнах.

Практика укрытия за церковными стенами существовала еще в библейские времена, когда Римское право позволяло церквям укрывать в своих стенах даже преступников.

В Средние Века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквах. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Практика укрытия в храмах началась в 1983 году в Канаде, когда одна монреальская церковь приютила у себя беженца из Гватемалы, которого собирались депортировать. С тех пор приют в церквях нашли сотни людей, оспаривающих приказ о депортации. Некоторым удавалось доказать свое право остаться в Канаде, других все же высылали.

По канадскому закону такое церковное укрытие легально никак не защищает прячущихся там людей. Нет и законов, защищающих обычай церквей прятать у себя граждан, которым грозит высылка из страны. Канадская полиция лишь один раз заявилась в церковь - в Квебеке в марте 2004 года - и арестовала скрывавшегося там алжирца. На него прямо там и надели наручники. Был большой скандал. С тех пор иммиграционные власти и полиция воздерживаются от таких визитов.

Во Франции существует закон, позволяющей полиции придти в церковь и арестовать укрывшегося там человека. В Британии и в Америке полицейские тоже не стесняются арестовывать людей в храмах.

Беженцами практически никто не занимался до начала ХХ века, когда начался процесс выработки системы международных законов, конвенций и правил для защиты беженцев, которым хуже всего пришлось в Первую и Вторую мировые войны, когда вдруг выяснилось, что когда воюют с десяток соседних стран, то и бежать вроде бы и некуда.

Вот в это время в международном праве появляется понятие «беженцы». В 1922 году, после Первой мировой войны, Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг.) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьорфа Нансена).

Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии и кульминацией стало одобрение 28 июля 1951 года специальной конференцией ООН «Конвенции о статусе беженцев», которая является ключевым юридическим документом, дающим определение понятию «беженцы» и их правам, а также юридическим обязательствам государств в отношении беженцев.

Проблема беженцев в ХХ веке не раз приобретала особую остроту: например, в результате захвата власти фашистами в Германии и ряде других стран; агрессивных войн США в Корее и Индокитае, агрессии Израиля против арабских стран и Палестины, политики диктаторских и расистских режимов на юге Африки, в Латинской Америке и других районах мира.

После Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций стало осуществляться сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты беженцев. Международное сообщество создало Администрацию помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) и Международную организацию по делам беженцев (МОБ). ЮНРРА оказала помощь в добровольной репатриации более чем 7 млн чел., а МОБ содействовало устройству 1,7 млн европейских беженцев, не пожелавших вернуться на родину.

1 января 1951 года в качестве института международной защиты для решения проблемы беженцев и перемещенных лиц Генеральной Ассамблеей ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, заменившее ЮНРРА и МОБ.

Впервые УВКБ пришлось работать в условиях чрезвычайного гуманитарного кризиса во время войны в Персидском заливе после массового бегства 1,9 млн курдов.

Поворотным пунктом в его деятельности стала бывшая Югославия: впервые персонал принимал активное участие в организации столь масштабных акций, как воздушные мосты и гуманитарные конвои.

В 1994 году гуманитарная катастрофа произошла в Руанде, когда за четыре дня в соседний Заир бежало около миллиона жителей страны.

В начале 1995 года УВКБ занималось оказанием гуманитарной помощи перемещенным лицам в Азербайджане, Чечне, Грузии и Таджикистане.

В 1999 году УВКБ играло активную роль в оказании гуманитарной помощи тысячам беженцев, пострадавших в результате косовского конфликта.

Сегодня УВКБ ООН является одной из основных гуманитарных организаций в мире, оказывающих помощь 19,2 миллиона человек в 116 странах.

Численность ее сотрудников составляет более чем 6 500 человек. За свою полувековую деятельность УВКБ ООН оказало помощь по меньшей мере 50 миллионам человек, за что дважды удостаивалось Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

В октябре 1992 года УВКБ и Россия подписали Соглашение об открытии представительства в Москве. В настоящее время действуют филиалы представительства в ряде регионов России. С мая 1995 года Россия является членом Исполнительного комитета УВКБ.

4 декабря 2000 года 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла постановление о том, что, начиная с 2001 года, день 20 июня ежегодно будет отмечаться как Всемирный день беженцев.

Пересечение границы КНДР жителем страны - преступление, которое карается заключением в трудовой лагерь. Срок может быть не пожизненным, однако условия содержания в тюрьме приводят к тому, что люди гибнут от болезней, истощения и голода.

Несмотря на риск, десятки тысяч северокорейцев пытаются бежать ради близких и лучшего будущего. Удается это немногим, еще меньше хотят вспоминать о пережитых ужасах.

Мальчик из лагеря смерти

Шин Ин Гын с детства узнал, что такое сонбун – кастовая система Северной Кореи. Его матерью была женщина, совершившая неудачный побег и отправившаяся за это в тюрьму, где и родился Ин Гын. Так она попала в класс «врагов народа», который передался по наследству сыну, а в будущем передался бы внуку. Но жизнь распорядилась иначе.

Мать и старший брат запланировали побег , и выученный системой ребенок решил, что правильно будет на них донести. Родных расстреляли, а его пытали две недели, чтобы выяснить имена соучастников. В шестнадцать лет Ин Гын сдружился с другим заключенным, и они решились на побег.

Сокамерник погиб, убитый разрядом тока на колючей проволоке вокруг лагеря, и Ин Гын продолжил путь в одиночестве.

580 км до китайской границы он прошел пешком. Были 90-е, когда страна умирала от голода, поэтому за небольшие взятки пограничники могли выпустить человека на подработку в Китай или Россию. Однако Ин Гын решил сбежать навсегда. Он перебрался в Китай, а оттуда, благодаря удачному стечению обстоятельств – в Соединенные Штаты. Там он написал книгу воспоминаний и стал знаменитым на всю Америку.

Однако жизнь вдалеке от родной культуры была невыносимой, и он решил вернуться - но не в Северную Корею, а в Южную. Он поменял имя, устроился на работу и стал вести уединенную жизнь. Он не смог завести семью – детство и юность, проведенные в лагере, убили в нем способность любить. Журналисты, которые общались с ним, утверждают, что он не умеет смеяться.

Девушки и военная служба

Ли Со Ён пошла в армию добровольно, в 90-х годах, когда в стране свирепствовал голод. Служба длилась семь лет, которые она до сих пор видит в ночных кошмарах. Единственным плюсом армейского положения была регулярная еда, но далеко не в тех количествах, которыми можно было насытиться.

Девушки служили на тех же принципах, что и мужчины. Их строевая и боевая подготовка длилась на два часа в день меньше, чем у парней-солдат, но ее дополняли бытовые обязанности: уборка и готовка, от которых мужчины освобождались.

Девушки жили в бараках, по 20 человек в комнате. У них не было водопровода, поэтому соблюдать личную гигиену было сложно. От больших нагрузок и недоедания у многих прекращались менструации, но в сложных условиях девушек-солдат это даже радовало.


Со Ён подтверждает: в армии распространено сексуальное насилие. Ей самой удалось избежать этой участи, но случаи, когда старшие по званию мужчины домогались призывниц, носили массовый характер. Рожать детей не разрешали, и девушек вынуждали делать аборты.

Первую попытку бегства Со Ён совершила сразу после окончания службы: слишком велико было разочарование в стране. Побег не удался – ее поймали и на год отправили в тюрьму. Второй раз удалось договориться с китайскими пограничниками и агентами, которые помогли добраться до Южной Кореи. Там она рассказала свою историю журналистам телеканала ВВС.

Богатые тоже бегут

Тхэ Ён Хо – бывший заместитель посла КНДР в Великобритании. Занимая такой высокий пост, он находился под 24-часовым присмотром спецслужб, которые должны были следить за перемещениями и уровнем лояльности.

Как ему удалось избавиться от их внимания, Ён Хо не рассказывает – опасается за жизнь тех, кто помог.

Он дал открытое интервью журналистам международных изданий, в котором пообещал бороться за права людей в Северной Корее . Бывший дипломат рассказал о том, что даже элите в стране стало жить намного тяжелее после прихода к власти Ким Чен Ына. Усилился контроль, к политикам и министрам стали приставлять шпионов, возросло количество ложных доносов.

Ён Хо говорит, что переживает за коллег и друзей, которые остались в Северной Корее и могли пострадать из-за его побега У них нет возможности связаться, но бывший дипломат надеется, что рано или поздно ситуация стабилизируется, и людям больше не нужно будет переживать за собственную жизнь.


Как я сдавал сестру Рассказ беженца

Сегодня очищал компьютерное пространство и нашел когда-то сохраненный файл. Сам сайт, на котором опубликован это материал содержит очень сильно устаревшую информацию по беженству. Даже как-то неловко.. ведь кто-то прочитает, и подумает, что и по сей день так. Поэтому рекомендовать его для ознакомления не буду, тем более, что рекламирует компания гражданство Эквадора (?), а вот рассказ — замечательный. Он тоже устаревший! Но, есть в нем и здравое зерно и мастерство повествования. Читается с интересом. Автор, к сожалению не известен. Грамматика и пунктуация сохранены, источник указан в заключении.

*************

Центр перемещенных лиц был расположен за чертой города и состоял из нескольких домов с двухкомнатными квартирами, в которых располагались семейные беженцы, и общежития, где по несколько человек в комнате жили беженцы — одиночки. Так же поблизости находилась контора Социальной службы (святая святых), где решались все бытовые вопросы во время долгого ожидания решения. Просторная квартира с кухней и ванной защемили мне душу, так как по голландским меркам ванна — это уже роскошь. Бытовая техника была так же гораздо современнее чем в моей квартире в Гааге. Вообще хочу заметить, что Финляндия во многом гораздо современнее других стран.
За домом большой лес, в котором беженцы собирали чернику, бруснику для продажи и просто для себя. Столько грибов и ягод я не видел в своей жизни! Гуляя по лесу у меня было чувство, что я попал в какую — то сказку. Я видел много диких животных — названия которых я уже и не вспомню. Кроме того съел столько черники и малины, что я её вряд ли захотел бы ещё до следующего лета (в следующем году я хочу поехать в июне, на день солнцестояния, когда ночи фактически нет, — такое клише для туриста).
Очень быстро мы нашли новых друзей среди соотечественников и не только. В Центре были представлены фактически все республики некогда необъятной родины, которые ждали одного — ПМЖ. И чем дольше ждали, тем больше хотелось получить ПМЖ. Примеры тех, кто получали ПМЖ (и все права как и финские граждане, и через 5 лет Финский паспорт), не давали никому спать. Я вспомнил, что то же самое уже было и у меня. Все хотели жить нормально, с ПМЖ и в своей квартире как все вокруг, хотелось так, как ничего другого. Иногда я не мог по ночам заснуть, представляя своё будущее на Нидерландщине. И дождался. Поэтому я хорошо понимал всех, кто хотел того же в Финляндии. Какая в принципе разница, какая страна! Если страна нормальная, с нормальной экономикой и правами человека, то в ней жить можно и это совершенно нормальное желание, поэтому то я строго и наказал родственникам не слушать никого, запомнить, что ничего легко не дается, все нужно делать правильно, научиться ждать. И никогда не обращать внимание на беженцев из других стран СНГ, т.к. у всех совершенно разные легенды и причины бегства. Все это индивидуально. Все это классически и нет разницы, где просить статус беженца — в Финляндии или Голландии. Я увидел те же группы беженцев, как и в других странах (увиденное и услышанное подтвердилось — получают ПМЖ евреи, нац. меньшинства из Средней Азии, сексуальные меньшинства, дезертиры). Я мог только посочувствовать семьям, которые запросили убежище как свидетели Еговы из России или баптисты из Украины. Нигде, даже в Румынии, этой категории не предоставят убежища, так как все знают, что сейчас этой категории лиц не угрожает смертельная опасность. Для всех остальных при знании дела и опыте можно еще состряпать что-нибудь стоящее. Недавно принятый закон о рассмотрении дела в недельный срок имеет отношение, в основном, к цыганам из Польши, Чехии и Словакии, которые тысячами хлынули в Финляндию. Все остальные пока могут быть спокойны.
Подошло школьное время и мне даже немного взгрустнулось, тоже захотелось где то внутри походить в школу, узнавать и изучать свою новую родину. Хотя, честно сказать, изучив голландский, нет у меня больше ни сил, ни желания изучать ещё и другие языки.
Семья моей сестры попала в ту часть Финляндии, где в большинстве живут шведы и дети должны будут изучать финский и шведский языки (два государственных языка в стране), взрослые же могут сперва выбирать — шведский или финский. Учитывая, что шведский легче и есть какое то сходство с немецким сестра с мужем выбрали шведский, дети же начали с финского. Финский, конечно, грамматически очень тяжелый язык, но по звучанию мне очень понравился — звучит очень смешно. Да и чтобы не учить казахский они бы выучили и финский и шведский и норвежский вместе взятые. Раз в неделю у них была работа на компьютере. В библиотеке стоит так же всем доступный бесплатный интернет. Вот тебе и задворки Европы! Я знаю, что во многих странах беженцы живут в палатках, а об интернете даже и речи быть не может. В той же самой Голландии такого не будет ещё долго, а может быть и никогда.
Моему удивлению не было предела, когда я познакомился с евреями из Украины, получившими недавно убежище и соответственно квартиру и все права местных жителей (кроме права выборов). Невольно я начал сравнивать с Голландией. И что вышло — в Финляндии стандарт гораздо выше. Первое, что бросается в глаза, при получении квартиры в ней присутствует бесплатно сауна, холодильник — Электролюкс с огромной морозилкой, паркетные полы, электрическая плита. Все это в Голландии нужно покупать самому. Далее, — подъезды ухожены до неприличия, в Голландии это можно увидеть только в частных домах. Сравнений с Россией не может быть никаких, — 19 и 21 век. И все это всем доступно. Кроме этого, после получения ПМЖ, беженцы участвуют во всевозможных программах по изучению языка, профессии и интеграции в общество. Естественно — бесплатно.
Уезжал я удовлетворенный — Mission impossible была выполнена, выслать их уже не смогут, процедуры длятся долго — протянут 3 года да еще и с детьми дадут статус по гуманитарным основаниям, куда они денутся, так было и есть. Это уже стало своей отдельной отраслью экономики и общества со своим Министерством и тысячами рабочих мест для финнов тоже.
Самолёт KLM бесшумно коснулся голландской земли и я почувствовал себя дома. Все же в гостях хорошо, а дома лучше! В Голландии тяжеловато, конечно, во время начала процедуры по запросу убежища. Голландия самая сладкая страна, — я в этом и не сомневался, но все же по условиям социальных льгот Скандинавия не превзойдена! Как получить ПМЖ — у всех разные пути, разные возможности и способности. Но Европа одна и уже без границ, имея один из ЕС паспортов можешь жить и работать где хочешь. Главное — не сидеть на месте, а пробовать и дерзать.»




Top