Музей истории религии и атеизма в ленинграде. Государственный музей религии СПб: обзор, описание, история и интересные факты

Захарова Марина Борисовна,
Министр образования Московской области

Приветственное слово
на III конференции учителей ОПК города Москвы и Московской области

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Константин!

Уважаемые участники и гости Двадцать третьих Международных образовательных Рождественских чтений!

Разрешите искренне поблагодарить организаторов Чтений за предоставленную возможность выступить на столь авторитетном форуме и представить опыт работы Московской области в сфере духовно-нравственного воспитания.

Ежегодные Рождественские встречи – это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее, которых ведёт по жизни любовь к детям, любовь и к своей малой Родине, и нашей большой России.

В 2014 году мы отмечали великий праздник – 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Празднование этого события стало в Московской области посвящением нравственному подвигу российского народа, не раз доказавшего верность своим духовным корням. О том, что именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям, выпадавшим на его долю, говорили и педагоги, и священнослужители на встречах, организованных в праздничные дни по всей Московской области. Так, оживляя историю, возвеличивая духовный подвиг русского подвижника, являющего собой живой пример нравственной силы, стойкости, любви к своей Родине, духовные учителя наполняли сердца и души детей верой в то, что Россия — великая страна удивительных свершений, способная к новым победам. В образовательных учреждениях Московской области совместно со священнослужителями были проведены обучающие мероприятия для детей, их родителей, педагогов:

классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли;

— конкурс сочинений учащихся «Моя встреча с Библией»;

— детские утренники «Рождество Христово»;

— общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

В 2015 году двадцать третьи Международные Рождественские образовательные Чтения посвящены духовному подвигу Святого равноапостольного великого князя Владимира, подвигу, определившему цивилизационный выбор Руси.

Князем Владимиром была реализована «удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира!». Это важный для осознания аспект духовного становления личности человека: гражданина и патриота, осуществить который можно лишь при условии прочных партнёрских взаимоотношений Церкви, власти и общества.

Руководством к действию для системы образования Московской области является закрепленное в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», положение, отраженное и в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, о том, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Как когда-то великий князь Владимир сделал свой непростой, но такой судьбоносный выбор, выбор личный и выбор государственный, так и наши сегодняшние школьники должны быть готовы к определению самих себя, своих духовных ориентиров, своих жизненных принципов, своей жизненной позиции.

Сегодня Московская область выходит на новый этап работы по развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования. В течение 13 лет Министерство образования Московской области во взаимодействии с Московской епархией Русской Православной Церкви выстраивало эту систему: в 2001 году был заключен Договор о сотрудничестве и начал свою работу Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви, были созданы и работают координационные советы по взаимодействию с благочиниями в каждом муниципальном образовании.

В эту работу вовлечены педагоги, директора школ, заведующие детскими садами, родители, благочинные. Ежегодно, начиная с 2004 года, во всех муниципальных образованиях Московской области проводятся родительские собрания «Подмосковная весна. Дорога к Храму». Речь на них идет о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме. В областном открытом уроке «Духовные родники Подмосковья» участвуют ежегодно около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен еще в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры.

Общественно значимыми стали и другие совместные с Московской Епархией областные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников:

областные Рождественские чтения (в 2014 году прошли двенадцатые Чтения),

собрания педагогического актива,

встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями учреждений образования,

олимпиада по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья», участниками которой становятся свыше 1 000 школьников.

Таким образом, можно говорить, что партнерство Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной Церкви стало в Подмосковье общественно значимым явлением, определяющим направление духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.

Как достижение можно отметить и то, что в Московской области выстроена эффективная модель церковно-школьного взаимодействия на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного.

Сегодня более 52 учебных пособий и учебно – методических комплектов составляют целостное образовательное поле, обеспечивая системность и преемственность духовно-нравственного просвещения от дошкольного до вузовского звена.

для дошкольников – это «Добрый мир. Православная культура для малышей» (используется в дошкольных образовательных учреждениях Московской области),

для 1-11 классов «Духовно-нравственная культура. Православная культура», в него входит и наш региональный учебник «Духовное краеведение Подмосковья», и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, который является частью программы «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса в 2014 году вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в учебном процессе .

Для внеклассной работы изданы Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», «Маршруты духовного краеведения для малышей».

Автором этой системы учебников является доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, профессор кафедры общей педагогики, директор духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко. В 2014 году Людмила Леонидовна стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Центральном Федеральном округе.

Наше время – время консолидации и ответственных решений, которые можно выработать и реализовать только коллективными усилиями. И важнейшей формой общественно — профессионального общения педагогов становятся учительские Ассоциации . В Московской области уже сделаны первые шаги по созданию «Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры».

В рамках ассоциации, в ходе профессионального обсуждения учителей при взаимодействии с благочинными будут решаться вопросы, связанные с духовно-нравственным образованием и воспитанием, разработкой содержания учебных пособий и учебников по духовно-нравственной (православной культуре).

Очень важным направлением работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию в Московской области является разработка проекта «Духовные маяки Подмосковья», начатого по решению Координационного совета в 2013 году, ведущим направлением которого является организация деятельности по приобщению школьников к духовно-культурному наследию, сохранение святынь малой Родины, а также подготовка учителей к ведению данной работы. Целью этого проекта является создание единой образовательной среды духовно-нравственного воспитания на территории Московской области. В 2014 году созданы уже шесть зональных центров из 12 запланированных.

Хочется отметить, что основными предметами, которые изучаются в школах Московской области в рамках духовно-нравственной культуры, являются «Духовное краеведение Подмосковья » и «Православная культура ».

Наиболее активно преподаются эти предметы в 8-ых классах (28,6% от общего количества классов, в которых изучаются предметы духовно-нравственной культуры), в 9-ых - 21%, и в 7-ых - 19,3%. А ведь именно в этом возрасте формируются основы характера и мировоззрения человека .

В основной школе предметы духовно-нравственной культуры изучают более 79 тысяч человек (25% от общего числа школьников 5-9 классов).

В старшей школе — 4100 человек (или 6,9 % от общего числа школьников 10-11 классов).

Важной составляющей духовного просвещения обучающихся является курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В этом учебном году образовательный модуль «Основы православной культуры» выбрали более 24 тысяч обучающихся (33,9% от общего количества четвероклассников, это на 1,7% больше, чем в прошлом году).

Актуальной тенденцией современного духовно-нравственного воспитания можно считать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. В более чем в восьмистах дошкольных образовательных учреждениях Московской области (или 44,1% детских садов от общего количества учреждений) для 42 тысяч дошколят, что составляет 16,5% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений, идет путешествие маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.

Ведутся занятия по предметам культурологического цикла и в учреждениях дополнительного образования (предметы духовно-нравственной культуры включены в программы 115 учреждений дополнительного образования, что составляет 39,4% от общего их количества). Более 29 тысяч воспитанников (или 12,3%) охвачены духовно-нравственным воспитанием через систему дополнительного образования.

Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.

За последние 5 лет на курсах повышения квалификации обучено более 4 500 педагогов. Стало доброй традицией Московской области к областным Рождественским Чтениям выпускать сборник статей педагогов Подмосковья, посвященных описанию уроков с духовно-нравственным компонентом и опыту организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Учителя Подмосковья размышляют о том, что «Практика духовного образования всегда была основана на православной культуре». Отмечают, что «в русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание», убеждены, что «именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе». Эти мысли педагогов очень созвучны теме сегодняшнего разговора.

Наступил 2015 год. Этот год – объявлен Президентом Российской Федерации годом Литературы. Русская литература известна во всём мире как источник уникального духовно-нравственного опыта, не имеющего себе равных в мире.

2015 год — это и год 70-летия Великой Победы над фашизмом.

Поэтому в рамках духовно – нравственного воспитания важно говорить с обучающимися на исторические, общественно значимые темы, привлекать опыт, отраженный в художественной, исторической, духовной литературе. А чтобы история и нашего большого Отечества, и личной малой родины зажила, задышала для детей, стала не одним только школьным предметом, но явлением необходимым, особо требуются объединенные усилия образовательного сообщества и духовного наставничества. И опыт празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского показал, что потенциал такой работы у нас есть.

Мы с вами верим в торжество добра, любви, уважения к нашим историческим и культурным ценностям.

От всего сердца желаю всем участникам Международных Рождественских Чтений воспитывать наше поколение в добре и любви, формируя достойного гражданина нашего Отечества.

Здоровья вам и всяческих благопожеланий!

Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее - УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.

Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.

1-ый класс - Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.

2-ой класс - Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.

3-ий класс - Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.

4 класс - Новый Завет.

Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.

(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Автор:Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011

«Добрый мир» - это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.

(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.

Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:

4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.

5 класс. Книга 1 - «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 - «История христианской Церкви в житиях ее святых».

6 класс. Святая Русь (10-17 века).

7 класс. Святая Русь (18-20 века).

8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.

9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.

10 класс. Духовное краеведение.

11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.

Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.

(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.

Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.

В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования - трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).

В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса - смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.

В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.

(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие Открытый урок.

Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» - т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы - весь материал строится вокруг нее.

Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства - зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.

Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.

Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.

В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.

(Рис. 9) Малыши на приходе: Опыт создания детского объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз . Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры .

В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.

. Автор-составитель: Евгений Мороз . Издательство Московской Патриархии

Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.

Ксения Балакина,

воскресная школа храма Святаго Духа,

с. Майма, Республика Алтай

10 . Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 . Чаю воскресения мертвых,

12 . И жизни будущаго века. Аминь

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Едино-родного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со-покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, святую, соборную и апостольскую .

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых,

и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Во что мы верим согласно Символу?

Мы начинаем Символ словом “верую ” потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждится не на внешнем опыте, но на принятии нами Бого-откровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать – они входят в сферу личного религиозного опыта человека. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.

Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенств а: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.

Мы верим в то, что Бог – един по существу и троичен в Лицах : Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно – мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа, как единого Бога.

Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом . Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или так называемое в Библии “небо,” потом – наш материальный или физический мир (в Библии – “землю”). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии “днями.” Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.

Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти , то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.

Мы верим в то, что Сын Божий , Господь наш , для нашего спасения, сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество – душу и тело, и поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек , или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.

1. Бог есть. Бог один. Бог существует вечно и имеет причину Своего существования в Самом Себе. Он невещественный, Всемогущий, Всеблагий, Вездесущий. Бог есть Любовь.

Бог есть Троица – Отец, Сын (именуемый также Словом) и Святой Дух. Это ипостаси (т.е. лица) Святой Троицы. Все Они единосущны между собой, т.е. имеют одну Божественную сущность (природу, естество), поэтому не три Бога, но один Бог. Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть тот же самый Бог, и все ипостаси абсолютно равны. Они различаются только тем, что Отец безначальный и нерожденный, Сын предвечно рожден от Отца (т.е. так, что никогда не было Отца без Сына, и это рождение – не такое, как у людей), а Святой Дух так же предвечно исходит от Отца.

2. Бог сотворил мир из ничего. Он сотворил все, что есть, и ничего нет, чего бы не сотворил Бог. Все имеет жизнь от Бога, потому что Бог – Жизнь и Источник жизни. Бог сотворил и нематериальный мир - Ангелов (некоторые из которых воспротивились Богу и стали бесами), и весь материальный мир. Бог сотворил и человека как соединение материального (тела) и нематериального (души).

3. Но человек не захотел жить согласно Божиим заповедям и согрешил, послушавшись диавола – начальника бесов. Поэтому он был изгнан из рая (места пребывания с Богом) и стал подвержен смерти – телесной и душевной. Смерть есть разлучение с Богом – Жизнью, поэтому она и ведет к тлению тела и поселению души в аду (месте, где нет Божией благодати), т.е. человек, ослушавшись Бога, сам стал виновником своей смерти.

4. Однако Бог не захотел погибели человека и решил спасти его. Для этого Он совершил величайшее из чудес – Сам стал Человеком, Иисусом Христом. Предвечный Сын Божий, Вторая Ипостась Троицы, принял человеческую природу, так что в одном Лице Иисуса Христа неслитно и нераздельно соединились две природы – Божественная и человеческая, т.е. Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Он был непорочно зачат и родился от Пресвятой Девы Марии, Которая поэтому называется Богородицей и почитается выше всех людей и даже Ангелов, т.к. только Она носила в Себе Самого воплощенного Бога, в Ней произошло соединение и примирение Бога и Его творения.

5. Поскольку каждый из людей грешен и поэтому, сколько бы ни старался собственными силами, все равно умер бы и сошел в ад, то Господь наш Иисус Христос взял на Себя грехи всего человечества и, будучи безгрешным, добровольно умер за нас на Кресте и сошел в ад. Но силой Своего Божества Он воскрес, воскрес и вознесся на небеса вместе со Своим человеческим телом и душой, и вывел из ада вместе с Собой и всех праведных людей, праведно живших до Него. Благодаря Христовым страданиям, Крестной смерти и воскресению все люди, несмотря на свои грехи, получили снова возможность войти в Царство Божие, которого они лишились вследствие греха.

6. Теперь, после Христова воскресения, люди, уверовавшие во Христа, соединившиеся с Ним в таинстве крещения и исполняющие Его волю, кающиеся искренне в своих грехах, уже не умрут вечной смертью. Только временно их души отделяются от тел и возносятся к Богу, живут с Ним в предчувствии вечных благ (а те, кто были нераскаявшимися грешниками - вечных мук). Но в некоторый неизвестный никому день Христос во второй раз придет на землю, уже в Своей Божественной славе, как Судия, и тогда весь мир переменится, воскреснут мертвые тела всех людей, но в обновленном, «утонченном», одухотворенном виде. Эти тела соединятся со своими душами и предстанут на Страшный Суд, после которого праведники навсегда пойдут в вечное Царство Божие, а грешники – в вечную муку.

7. После Своего воскресения и вознесения на небеса Христос послал Своим ученикам, а через них и всем христианам, Святого Духа, Который всегда невидимо действует в Церкви. Церковь – это «сообщество» всех людей, соединенных таинством Крещения и истинной верой в единое мистическое Тело со Своим Главой – Христом. Церковь – это объект веры, а не земная «организация». Она всегда едина, несмотря на административное деление на отдельные автокефальные (независимые) Церкви, а также свята, несмотря на личную греховность каждого из своих членов, и непогрешима в вопросах веры (еретические – ошибающиеся в вере – «церкви» не входят в истинную, православную Церковь).

8. В Церкви (и только в Церкви) совершаются таинства – определенные священнодействия, в которых верным подаются различные Божии дары, причем они подаются независимо от личных качеств участвующих в таинстве людей (хотя человек волен «воспользоваться» ими или нет). Таинств семь:

Крещение – условие вхождения в Церковь, мистическая смерть и воскресение вместе с Христом, снятие первородного греха, которым «заражены» все от Адама;

Миропомазание – сообщение человеку Святого Духа, посланного некогда апостолам, через святое миро (благовонное вещество), совершается сразу после Крещения;

Священство – рукоположение на епископа, священника или диакона, т.е. в первую очередь получение права совершать другие таинства; рукополагать имеют право только другие епископы, и таким образом цепочка рукоположения доходит, не разрываясь, до апостолов, которых избрал Сам Господь.

Исповедь – таинство, в котором человек, искренне (!) раскаявшийся в грехах и рассказавший о них, получает их прощение от лица Церкви через священника (т.к. Христос дал это право апостолам). Неисповеданные перед священником грехи остаются непрощенными.

Евхаристия или причастие – самое главное из таинств, в котором людям под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и Кровь Христовы. Это величайшая тайна и величайшее благо, которое дал нам Господь – возможность уже здесь, на земле, самым тесным образом соединяться с Ним через вкушение Его истинного Тела – Того Самого, принятого от Богородицы, но только под другим видом – видом хлеба и вина. Это чудо – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову – происходит в храме во время литургии, главной службы Божией. Каждый христианин должен причащаться как минимум раз в году.

Брак (венчание) – подание благодати для супружеской жизни;

Елееосвящение – помазание больного освященным елеем (маслом) для облегчения болезни и прощения грехов.

Для того, чтобы быть христианином, нужно:

  1. Искренне и несомненно верить так, как верит Церковь. Эта вера выражена в Библии (богодухновенном Писании) и Священном Предании, хранимом Церковью в форме Символа веры (Приложение 1), постановлений Вселенских и других чтимых соборов, писаниях святых Отцов Церкви и пр. (Вышеизложенные 8 пунктов также кратко выражают основные положения веры Церкви)
  2. Воспринимать эту веру не отвлеченно, а как нечто, что имеет самое непосредственное и определяющее значение в твоей жизни. В частности, принимать Христа своим Спасителем, Который ради людей (в том числе ради тебя) умер в муках на Кресте, и воскрес, чтобы даровать тебе вечную жизнь. А ты, вместо того, чтобы следовать за Ним, исполнять Его благую волю, грешишь против Него, оскорбляешь Его, и это должно вызывать в тебе чувство глубокого покаяния, сожаление и желание исправиться. Нужно помнить, что ты грешник, но искренне раскаиваться в грехах и молиться о Божием милосердии к тебе.
  3. Быть крещенным, молиться, ходить в церковь (с маленькой буквы – в смысле храм, здание, где происходит богослужение), особенно для исповеди и причастия.
  4. Исполнять заповеди Божии, в частности, те, которые выражены в 10 заповедях, данных Богом пророку Моисею (Приложение 2) и новозаветных «блаженствах», изреченных Самим Христом (Приложение 3), и вообще искоренять в себе греховные страсти (Приложение 4). Суть всех заповедей Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Однако нужно помнить, что исполнение заповедей не спасает само по себе, спасение дает только Бог по Своей милости, даром, а наши дела – только проявление нашей воли к спасению (ведь без нашей воли Бог не может нас спасти), да и эти малые наши дела совершаются нами не самостоятельно, а с помощью благодати Божией.

Наиболее авторитетные Отцы Церкви в православии: Афанасий Великий (Александрийский), Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Среди прочих выделяются: Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Макарий Великий (Египетский), Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит (автор "Ареопагитик"), Феодор Студит, Фотий Константинопольский, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Также почитаются следующие западные Отцы Церкви (до разделения): Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Лев Великий, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов (Великий), Иоанн Кассиан Римлянин. Особняком стоят "мужи апостольские", "апологеты" и прочие христианские писатели 2-3 веков: Климент Римский, Игнатий Богоносец (Антиохийский), Поликарп Смирнский, Иустин Мученик (Философ), Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Ириней Лионский. Наиболее выдающиеся украинские церковные деятели и писатели – Петро Могила и Димитрий Ростовский (Туптало), российские (19в.) – Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.

Приложение 1. Символ веры

1) Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2) И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло;

3) для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;

4) распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного,

5) и воскресшего в третий день, по Писаниям;

6) и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную ("по правую руку") Отца;

7) и опять грядущего со славой судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца.

8) И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.

9) И в единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

10) Исповедую одно крещение в отпущение грехов.

11) Ожидаю воскресения мертвых

12) и жизни будущего века. Аминь.

Приложение 2. Десять заповедей

1) Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся им и не служи им.*

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (напрасно, т.е. в пустых разговорах и тем более в проклятиях, ложных клятвах).

4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.**

5) Почитай отца твоего и матерь твою.

6) Не убей.

7) Не прелюбодействуй (не нарушай супружескую верность).

8) Не укради.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, и ничего, что есть у ближнего твоего.

Приложение 3. Евангельские блаженства

1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное***.

2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся.****

3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю*****.

4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят.

7) Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими******.

8) Блаженны преследуемые за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Примечания к Приложениям 2 и 3.

* Это относится к языческим религиям и к различным суевериям, гаданиям, но не касается святых икон, т.к. во-первых, мы покланяемся не самим изображениям, а тем, кто на них изображен, а во-вторых, после Христова воплощения, тело стало освящено Божеством, поэтому поклонение Богу, Богородице и святым через их телесное изображение не есть идолопоклонство, так же как и почитание святых не нарушает первую заповедь, поскольку они не боги. Часто ко второй заповеди относят также "поклонение идолам" в переносном смысле, напр., деньгам.

** После Христова воскресения эта заповедь относится не к субботе, а к воскресенью, т.е. дню, когда оно (воскресение) произошло, и к праздничным дням.

*** Т.е. смиренные, которые не гордятся, не самонадеянны, не считают себя самыми праведными, мудрыми и пр.

**** Например, плачущие о своих грехах, а также те, которые терпят всякие несчастья без возмущения на Бога и ближних.

***** Т.е. тихие, не раздражительные, никого не обижающие и ни на кого не обижающиеся. Они вполне "наследуют землю" после второго пришествия Христова.

****** Люди, находящиеся в мире со всеми и несущие мир ближним. Они будут названы "сынами Божиими" как подобные истинному Сыну Божию, который примирил нас с Богом.

Приложение 4. Восемь главных страстей ("смертных грехов")

1. Объедение (обжорство, чревоугодие) – любовь к еде, гурманство, несоблюдение постов, а также пьянство, сюда же можно отнести курение и наркоманию.

2. Блуд (похоть, любодеяние, плотский грех) – супружеская неверность, внебрачный и добрачный секс, похотливые (эротические) желания и мечтания, увлечение порнографией, онанизм, гомосексуальные отношения, педофилия и другие извращения.

3. Жадность (сребролюбие) – любовь к деньгам и всяким материальным благам, мечты об обогащении, скупость, не подаяние милостыни, попрошайничество без крайней нужды, и, естественно, воровство, взяточничество, нечестный бизнес, невозвращение долгов, невыплата зарплаты работникам и пр.

4. Гнев (злость) – раздражительность, ссоры, ругательства, вражда, злопамятство, злорадство, обида, клевета, ревность, тем более драка, месть, убийство (к убийству обычно относят и аборт).

5. Печаль – грусть, тоска, постоянные огорчения, отсутствие надежды на Бога и благодарности Ему за все, жаление себя, нетерпеливость (потому что все это происходит от эгоизма), отчаяние, в крайнем случае – самоубийство (которое есть страшный грех, поскольку по определению исключает возможность покаяния после него).

6. Лень (праздность, уныние) – нежелание работать, исполнять все свои обязанности, молиться и посещать церковь, небрежность во всяком деле, излишняя (чрезмерная) любовь ко сну, отдыху, развлечениям, играм, шуткам, празднословию (пустым разговорам), рассеянность, сплетни, осуждение других людей, равнодушие к добрым делам.

7. Тщеславие (славолюбие) – желание прославиться, выделиться, стремление к власти, излишнее внимание к отношению других людей к своей персоне, к своей внешности, любовь к похвалам, карьеризм, лесть, зависть, унижение других людей, сюда же часто относят неискренность и ложь.

8. Гордыня (высокомерие, гордость) – самомнение, отсутствие смирения, наглость, не видение собственных грехов и самооправдание, неуважение к людям, упрямство, непокорность законным и не греховным требованиям, надежда только на собственные силы (забывая при этом о Боге). Сюда же часто относят неверие, богохульство и ересь (поскольку обычно они происходят из уверенности в непогрешимости собственного ума).

Для справки.

Основные праздники:

Пасха, Великдень (Воскресение Иисуса Христа) - 1-е воскресенье после весеннего равноденствия (по старому стилю) и полнолуния. Пасхе предшествует Страстная седмица (неделя), когда вспоминаются страдания (страсти) Христовы, а после Пасхи следует Светлая седмица.

Крещение Господне или Богоявление, Водохреще (Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Предтечей) в р. Иордан, когда на Христа сошел Святой Дух в виде голубя) - 19 января

Сретение, Стрітення Господне (Встреча 40-дневного младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со старцем Симеоном, узнавшем в Нем Спасителя) - 15 февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы (Сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Иисуса Христа и Его непорочное зачатие) - 7 апреля

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье (Прибытие Иисуса в Иерусалим на осле. Народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви, у нас их заменила верба) - последнее воскресенье перед Пасхой

Вознесение Господне (Вознесение Иисуса Христа на небо) - 40-й день после Пасхи

Троица или Пятидесятница, "Зелені свята" (Сошествие Святого Духа на апостолов, таким образом миру явились все три Лица Святой Троицы) - 50-й день после Пасхи

Преображение Господне, в народе известно как второй, яблочный Спас (Преображение Иисуса Христа на горе перед учениками) - 19 августа

Успение Пресвятой Богородицы, "Перша Пречиста" (Кончина (успение) Божьей Матери с Ее взятием на небеса) - 28 августа

Рождество Богородицы, "Друга Пречиста" (Рождение Божией Матери от праведных Иоакима и Анны) - 21 сентября

Воздвижение Креста Господня (Воздвижение, т.е. торжественное поднятие и прославление, найденного в IV в. Креста, на котором был распят Христос) - 27 сентября (день постный)

Введение Пресвятой Богородицы, "Третя Пречиста" (Вход в Иерусалимской храм 3-летней Девы Марии и поселение Ее при храме) – 4 декабря

Некоторые меньшие праздники:

Обрезание Господне (когда Его обрезали по иудейскому Закону) и память св. Василия Великого - 14 января (совпадает с Новым годом по старому стилю)

Рождество Иоанна Крестителя, в народе известное как "Ивана Купала" (рождение крестителя от праведных Елизаветы и Захарии) - 7 июля

Усекновение главы Иоанна Крестителя (память о том, как Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю, обличавшего его в нарушении Закона) - 11 сентября (день постный)

Покров Пресвятой Богородицы (память о видении Андрея Юродивого, видевшего Божию Матерь, защищающую народ Своим покровом и молящуюся за нас) - 14 октября

Изнесения Креста Господня (еще один праздник в честь Креста) и память св. мучеников Маккавеев, в народе известное как первый, медовый Спас – 14 августа

Собор св. архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (праздник во славу архангела Михаила и прочих ангелов) – 21 ноября

Память св. апостола Андрея первозванного (по преданию проповедовавшего на месте будущего Киева) – 13 декабря

Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (самые выдающиеся Отцы Церкви - 4 в. н.э.) - 12 февраля.

Посты (запрет на употребление мясомолочных продуктов, время покаяния и особенно усердной молитвы):

Великий пост (7 недель перед Пасхой), самый строгий пост в память о страданиях Христовых, запрещена также рыба. Перед ним идет Сырная седмица (Масленица) – неделя, когда мясо уже запрещено, но молокопродукты и рыба разрешены, она заканчивается Прощеным воскресением в память об изгнании Адама из рая, когда есть обычай прощать все обиды друг другу. Пост особенно усиливается на первой неделе и на последней, Страстной, неделе, особенно в Страстную Пятницу.

Петровский пост (начинается через неделю после Троицы, заканчивается 11 июля, перед днем Петра и Павла) – рыба разрешена.

Успенский пост (Спасівка) – с 14 августа по 27 августа – перед Успением Божией Матери, рыба запрещена.

Рождественский пост (Пилипівка, т.к. начинается с дня св. апостола Филиппа) – с 28 ноября по 6 января – перед Рождеством Христовым, рыба разрешена; в навечерие Рождества, 6 января – особенно строгий пост. Также строгий пост и 18 января, перед Крещением.

Среда и пятница весь год (кроме некоторых недель) – в память о предании Христа Иудой (среда) и Распятии Христа (пятница).

Посты нужны для того, чтобы человек приучил себя ставить духовные потребности выше физических, чтобы научился контролировать желания своего тела, чтобы привык не потакать себялюбию и своим прихотям, чтобы переполнение чрева не было препятствием к искренней и усиленной молитве, чтобы физическое довольство не притупляло покаянные чувства, наконец, чтобы воля Божия, выраженная в церковных заповедях, стала для человека важнее его собственной воли. К вегетарианству и диетам пост не имеет никакого отношения. Также следует помнить, что чисто физический пост, без покаяния, молитвы и добрых дел, не имеет смысла.

Наиболее известные дни поминовения усопших: суббота мясопустная (перед Сырной седмицей, т.е. вторая суббота перед Великим постом), Радоница (вторник второй недели после Пасхи, на практике часто вся вторая неделя, что не очень правильно), Троицкая суббота (перед Троицей). Также есть Димитриевская поминальная суббота (перед днем св. Димитрия Солунского 8 ноября), вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста и пр.

Наши молитвы, и особенно поминовение усопших за литургией, может принести облегчение душам тех, кого поминаем, поскольку Бог слышит и исполняет наши искренние молитвы. К тому же, молитвы за усопших – это наш долг любви перед ними, которая (любовь) не прекращается со смертью человека. Но за некрещенных и неправославных молиться можно только самому, дома, не в церкви, поскольку при жизни они не были членами Церкви.




Top