Музей усадьба имени толстого в ясной поляне. Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна"

Ясная Поляна — усадьба в Щёкинском районе Тульской области основанная в XVII веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем роду Волонских и Толстым. В ней 28 августа (9 сентября) 1828 родился Лев Николаевич Толстой, здесь он жил, творил (в Ясной Поляне были написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и др.), здесь же находится его могила.

На Ясную Поляну я поехал уже в последний день нахождения в Туле. От самой Тулы ехать примерно минут 15-20, так что это совсем рядом и посетить такое примечательное место стоит.

На входе в это место можно найти сувенирные ряды, с различными безделушками для туристов, парочку магазинов и много желающих посетить эти исторические места. Я сразу заказываю экскурсионное обслуживание и в составе группы иду гулять по территории усадьбы...

Сам музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Документальные кадры последствий разграбления усадьбы немецкими войсками представлены в советском фильме «Разгром немецких войск под Москвой».

Командующий 1-м гвардейским кавалерийским корпусом генерал Белов, чьи войска в декабре 1941 года участвовали в освобождении тех мест, вспоминает об этом так: "При содействии нашего разведывательного отряда бойцы 217-й стрелковой дивизии 50-й армии освободили Ясную Поляну. Разведчики побывали в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого. Вернувшись, с негодованием рассказывали о том, как надругались гитлеровцы над памятью великого писателя. Они содрали со стен редчайшие фотографии Толстого и унесли с собой. В музей приезжал Гудериан. Один из его офицеров захватил для своего начальника в качестве «сувениров» несколько ценных экспонатов. Солдаты, размещавшиеся в усадьбе, топили печки обломками мебели, картинами, книгами из библиотеки Толстого. Работники музея предлагали им дрова, но солдаты смеялись в ответ: «Нам дрова не нужны. Мы сожжем все, что осталось от вашего Толстого». Фашисты осквернили могилу Толстого, поклониться которой приезжали люди со всех концов земли."



Это главный вход на территорию усадьбы, от сюда начинается весь осмотр. У входа в усадьбу располагаются две круглые кирпичные башни, простые и изящные. Они были выстроены дедом Толстого, князем Н. С. Волконским. Когда-то между башнями были укреплены железные ворота, но при Толстом их уже не было. Внутри башни полые, в них укрывались от непогоды сторожа. Налево от входа - небольшой домик, называемый «каменка». Здесь жил садовник. В 90-е годы в «каменке» была школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого - Татьяна Львовна и Мария Львовна.

Князь Андрей «велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство… Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта».
Л. Н. Толстой «Война и мир».

Стоит отметить, что я был хоть и в марте в этом месте, но было как зимой, прохладно и снежно, но по-моему в этом есть своя красота....


Далее перед нами открывается Прешпект. «Прешпектом» называется живописная березовая аллея, ведущая от башен въезда к дому писателя. В письме жене (1897) Толстой говорил о «Прешпекте»: «Необычайная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого… Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапивка, и все - главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».

«Прешпект» не раз упоминается в художественных произведениях Толстого, в том числе в романе «Война и мир». В 1903 г. супруга Льва Николаевича Софья Андреевна вместо старых берез посадила здесь ели. В 1965 г. ели вновь были заменены березами.

«Необычайная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого… Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапивка, и все - главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».
Л. Н. Толстой. Из письма С. А. Толстой, 1897.

Есть на территории усадьбы и небольшое количество прудов. Но сейчас они естественно все во льду.

Что разочаровала в этой усадьбе, этотто что самостоятельно людей в дома, как в музеи, не пускают. Нужно обязательно платить за экскурсию. И мало того, в самих зданиях, как нис транно, запрещенно фотографировать, даже не знаю откуда они выдумали такое правило, но это явно минус усадебного комплекса. Поэтому все фотографии только снаружи)

Самое старое здание в усадьбе - это дом Волконского. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня». В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Поликей, как человек незначительный и замаранный, да еще из другой деревни, не имел протекции ни через ключницу, ни через буфетчика, ни через приказчика или горничную, и угол у него был самый плохой, даром что он был сам-сём с женой и детьми. Углы еще покойным барином построены были так: в десятиаршинной каменной избе, в середине, стояла русская печь, кругом был колидор (как звали дворовые), а в каждом углу был отгороженный досками угол. (Места, значит, было немного, особенно в Поликеевом углу, крайнем к двери. Брачное ложе со стеганым одеялом и ситцевыми подушками, люлька с ребенком, столик на трех ножках, на котором стряпалось, мылось, клалось все домашнее и работал сам Поликей (он был коновал), кадушки, платья, куры, теленок и сами семеро наполняли весь угол и не могли бы пошевелиться, ежели бы общая печь не представляла своей четвертой части, на которой ложились и вещи, и люди, да ежели бы еще нельзя было выходить на крыльцо).
Л. Н. Толстой. «Поликушка»

На территории усадьбы имеется много старинных хозяйственных построек. Все они, как я понял, до сих пор используются. Например конюшня полна лошадей - это уже настоящая традиция рода Толстых - любовь к лошадям. Насколько я помню из рассказов экскурсовода, сам Лев Николаевич ежедневно совершал конные прогулки и обожал лошадей.





От самого дома, в котором родился Лев Николаевич, не осталось ничего, кроме вот такого памятного камня. Дом не сгорел и не был разрушен, его продал сам Толстой ещё при своей жизни и соответственно дом переехал)

А вот даже и турник сохранился, на котором великий писатель с лёгкостью выделывал различные упражнения. Любой может подойти и попробовать себя на подтягивание и не только)\

Флигель Кузминских.

Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском и состоявшего из большого дома, в котором Толстой родился (этот дом не сохранился), и двух флигелей. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, просуществовавшая до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.

В 50-е годы во флигеле был создан Литературный музей. В 90-е годы возникла необходимость обновления экспозиции. Было принято решение о создании во флигеле сменных мемориальных выставок, рассказывающих о Л. Н. Толстом, о его семье. Так, начиная с 1994 года, с успехом прошли выставки «Вера, Надежда, Любовь Софьи Андреевны Толстой», «Толстой и кинематограф», «Живой Толстой», «Проблески во тьме», созданные при участии ГМТ, Толстовского фонда и др. организаций.

«На другое утро мы пошли осматривать флигель, где помещалась школа. Наверху были светлые, большие, высокие комнаты с балконом и прекрасным открытым видом. Могла ли я думать тогда, что буду приезжать на лето почти ежегодно, со своей семьей, в течение 25 лет в этот самый флигель».
Т. А. Кузминская. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»

Самое интересное место моей экскурсии - это конечно же Дом Л. Н. Толстого.

Вот так выглядит крыльцо с пристройкой.Обратите внимание на красивые узоры, вырезанные на дереве, всё это делалось по желанию самого Льва Николаевича, такая идея оформления ему очень понравилась.

Как я уже писал выше, в самом доме фотографировать нельзя, а жаль, так как всё убранство сохранилось без изменений ещё с той поры, когда в доме проживал Толстой. Наверное так же скрипели полы и в его время)

Толстой поселился в этом доме (бывшем флигеле) в 1856. Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек.
В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали Толстому, его домашним, а то и предкам писателя. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого.

Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна, жена Толстого, очень любила цветы, сама ухаживала за ними.

Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки. Тут в пору вспомнить игру "найди кота", попробуйте увидеть котика) Причём на фото их целых три штуки)

Для тех, кто не может отыскать друзей наших меньших, выложу крупным планом)


И что самое интересное, место злой собаки, в конуре сидит милейшей души котофей)

После осмотра жилого дома, пошёл на место могилы великого писателя, которая находится недалеко от дома. Тропинка туда протоптана очень даже хорошая.

В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.

Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».

А вот так скромно и выглядит могила Льва Николаевича Толстого.

Но на этом не закончено было изучение окрестной местности. Случайно, невдалеке от поместья Толстого я увидел тоже какие-то интересные строения и пошёл посмотреть что это такое.

Что и подтверждают памятные таблички. Место это, как оказалось, тоже связано с именем Толстого.

На этом я покидаю Ясную Поляну, оставив в памяти одну из самых интересных экскурсий, из тех, которые мне доводилось видеть И появилось чёткое желание прочитать пару книг Льва Николаевича, к слову сказать, Севастопольские рассказы я уже прочитал, а сейчас читаю Войну и мир) Монументальное произведение, как и сама личность Толстого.

Ещё замечу такой момент, в дороге между Тулой и Ясной поляной можно увидеть грандиозный урбанистический пейзаж, в виде старейшего тульского предприятия - Косогорский металлургический завод.

Открыт завод был в 1897 году и что примечательно, на открытии присутствовал сам Лев Николаевич Толстой. Теперь этот завод видится каким-то нереальным промышленным гигантом, создающим чем-то фантастический пейзаж - это для людей типа меня, которые далеки от различных рабочих производств. Поверьте, в живую это смотрится куда величественней)

На этом свои тульские зарисовки я заканчиваю и впереди много других сюжетов, не менее интересных)

Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен. Здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода.

Именно в Ясной Поляне можно по-настоящему «окунуться» в мир Толстого и его произведений – ежегодно этот знаменитый музей посещает огромное количество людей со всего мира.

Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 году. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт – парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля.

Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет – по образцу 1910 года, последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Здесь Толстой прожил более 50 лет, здесь им были созданы шедевры мировой литературы. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких.

Вековые деревья и молодая поросль, живописные аллеи парков и укромные лесные тропинки, зальная гладь прудов и бездонное небо – все это Ясная Поляна, удивительный мир, вдохновлявший Льва Толстого. Этот мир писатель не покинул и после смерти – его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага. Место своего погребения Толстой указал сам, связав его с памятью своего старшего брата и его историей о «зеленой палочке», на которой написан секрет всеобщего счастья.

Судьба была благосклонной к родовому гнезду Толстых на протяжении всего XX века. Усадьба не пострадала в годы Гражданской войны – из уважения к памяти Толстого яснополянские крестьяне уберегли ее от погрома. Через 11 лет после смерти писателя, в 1921 году, стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей. Потомки Льва Николаевича и в дальнейшем принимали участие в судьбе музея. В 1941 году, когда над Ясной нависла угроза оккупации, внучка писателя Софья Андреевна Толстая-Есенина, руководившая музеем, организовала эвакуацию большинства экспонатов Дома Толстого в Томск.

Совершенно новый этап в развитии Ясной Поляны начался в 1994 году, когда директором музея стал праправнук Льва Николаевича Владимир Ильич Толстой. С этого момента можно говорить о возвращении Толстых в Ясную Поляну и возвращении к истории, корням, традициям старой русской дворянской усадьбы. Эти традиции продолжает и нынешний директор музея – Екатерина Александровна Толстая, занявшая этот пост в 2012 году.

На данный момент Ясная Поляна – это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба – настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади… Вся яснополянская усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.

Муниципальная общеобразовательная школа №16.

Яснополянские крестьяне

как – то спросили писателя:

- Лев Николаевич,

вы за границей бывали.

Небось там лучше?

- Нет, - ответил он, -

лучше своей родины негде нет.

Для меня самое лучшее –

ЯСНАЯ ПОЛЯНА

,…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревни разбудит мёртвого. Жаркий вечер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу с синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый жаркий воздух – и всё это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо.

Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой уж тёмно – зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все – главное, махание берёз прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту. “Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной Поляны своей жене в Москву. Письмо это – как лирическое стихотворение, ярко передающее душевное состояние автора от соприкосновения с природой,этим непосредственнейшим выражением красоты и добра”.

Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала “самая чистая радость – радость природы”. До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти.

Историческая судьба Ясной Поляны тесно переплетена с историей России, её невзгодами и радостями. “Здесь всё соединилось воедино. Природа и история нашей Родины как бы собрали здесь, на небольшом куске

земли… многие черты, необходимые для того, чтобы гениальный писатель смог нарисовать широчайшие картины русской жизни. Эти картины вместили в себя всю Россию, как она запечатлелась в сознание любимого художника – реалиста, и оборону Севастополя, и самарский голод, и московские ночлежные дома, и всё же именно на Ясной Поляне, на этом сколке России, полстолетия был сосредоточен всепроникающий взгляд Толстого”. Процитированный из “Книги отзывов” яснополянского музея отрывок показывает восприятия нашими современниками Ясной Поляны, её места и роли в жизни и творчестве писателя. Не зная Ясной Поляны, нельзя по – настоящему глубоко понять Толстого и его произведения. Ясная Поляна приближает нас к великому художнику слова.

В Ясной Поляне Толстой родился и прожил большую часть своей жизни. Отсюда начиналось его познание Родины. Здесь выросла его беспредельная и действительная любовь к России. С Ясной Поляной связан весь героический литературный путь Толстого. С Ясной же Поляной связаны и первые шаги писателя на пути к народу и его многогранная общественная деятельность.

Страстным защитником угнетённых, грозным обличаем власть имущих – таким был Толстой, таким он остаётся и поныне для миллионов людей во всём мире. Он олицетворял гражданскую совесть своей эпохи. Имя его было известно всем. Ясную Поляну знали в самых отдалённых уголках земного шара. “Россия, Льву Толстому” – так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя. В Ясной поляне побывали Выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросов современности.

“На протяжении десятков лет, - писал А.М.Горький, - звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказывал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература”.

Толстой всегда остро ощущал потребности эпохи. “Я очень занят современностью…” – это признание часто встречается в его дневниках и письмах. Толстой ставил в своих произведениях наболевшие вопросы жизни с невиданной прежде в литературе силой и остротой. Его произведения горячо воспринимались не только русскими, но и зарубежными читателями, они учили людей понимать жизнь и бороться. Людмил Стоянов, переводивший “Воскресение” на болгарский язык, писал, что как художник и истолкователь своей эпохи Толстой занял одно из первых мест в историческом развитии не только России, но и всего человечества…

В последние три десятилетия своей жизни писатель все сильнее, глубже, трагичнее переживал разлад с окружающей средой. В эти годы углубляются и его разногласия с семьей, особенно с сыновьями и женой, которые не приемлют его миросозерцания и не желают отказаться от богатой барской жизни. Постепенно, но неотвратимо нарастает та духовная и семейная драма, которая в конечном счёте заставила Толстого покинуть Ясную Поляну.

После смерти Льва Николаевича Толстого вдова писателя С.А.Толстая делала всё от неё зависящее, чтобы сохранить дом и усадьбу от разорения и не допустить её продажу в частные руки. На обращение к царю Николаю II с предложением взять Ясную Поляну под охрану государства был получен категорический отказ.

В творчестве Льва Николаевича Толстова, по словам В.И.Ленина, отразилась целая эпоха жизни русского общества. Он оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневник яснополянской школы Яснополянской школы, “Азбуку”, “Новую азбуку”, русские книги для чтения.

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Льва Николаевича привлекают актуальностью постановки проблем обучения, воспитания подросткового поколения, демократизации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем в своей жизни.

Педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого отразили философско-диалектический подход к вопросу о происхождении и развития сознания человека, показали прагматичность размышлений писателя. Опыт Яснополянской школы явился экспериментом развивающего обучения, доказал выдвинутую Львом Николаевичем Толстым гипотезу о прижизненном формировании всех человеческих способностей в различных видах деятельности. Лев Николаевич Толстой ввёл понятие деятельной нравственности, принимающей человека как религия, смысл жизни. Как известно, ведущая идея нравственно – этического учения Льва Николаевича Толстого, которую ещё предстоит глубоко и всесторонне изучить.

Интенсивная педагогическая работа Льва Николаевича Толстого началась с 1859 года, спустя десять лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. Деятельность Льва Николаевича Толстого – педагога разделяется на три периода: первый – 1859 – 1869 гг., второй 1870 – 1876 гг., третий – 1876 и до конца жизни писателя.

Первый период педагогической деятельности писатель назвал периодом “страстного увлечения педагогической деятельностью”. “Другая теперь наука… не нам нужно учиться, а нам нужно морфутку и тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем”. Воспитание творческой личности ребёнка Лев Николаевич считал важнейшей задачей школы.

Учебно-воспитательная работа с детьми и внеклассные занятия Яснополянской школы непрерывно развивались, совершенствовались. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.

Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.

В своих первых педагогических заметках (март 1860 года) и в черновом наброске “О задачи педагогики” он выступал против господствующей в середине XIX века “эмпирической, абстрактной” педагогики.

Выполняя обязанности мирового посредника, Лев Николаевич почти во всех делах неизменно зашишал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. Эти школы существовали на средства, вносимые родителями, которые плотили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребёнка. В этот период было открыто свыше 10 школ, в других учителями работали студенты. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, поддерживал и идейно направлял их педагогическую деятельность, старался улучшить их материальные условия.

Лев Николаевич Толстой начинает издавать с 4 февраля 1862 года ежемесячный журнал “Ясная Поляна”, каждый номер которого включал педагогический раздел и рассказы для детей (всего вышло 12 номеров). Обращаясь к учителям он говорил о необходимости формирования творческого мышления нравственного сознание учащихся уже на первоначальном этапе обучения. В журналах публиковались статьи Льва Николаевича программного характера: “О народном образовании”, “О методах обучения грамоте”, “Воспитание и образование”, “Прогресс и определение образования”, “Дневник Яснополянской школы” и другие.

После завершения романа “Война и Мир” начинается второй период педагогической деятельности Льва Николаевича (1870 - 1876). Он приступает к составлению “Азбуки” – своеобразного комплекса учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике. Азбука состояла из четырех книг.

Первая книга – включая собственную азбуку, буквы, тексты для чтения, обучение счёту, методические указания для учителей.

Следующие три книги – включают художественную и научно популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию.

Однако первые рецензенты, отмечали выдающиеся достоинства рассказов для детей, осуждали методику обучения грамоте, предложенную Львом Николаевичем Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудовлетворительно.

Ясная Поляна. Дом музей Л.Н. Толстого. ЯСНАЯ ПОЛЯНА, музей усадьба Л.Н. Толстого (в 14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет; создал романы “Война и мир”, “Анна Каренина”, многие повести, рассказы, статьи; организовал школу для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Усадьба Льва Николаевича Толстого (14 км от Тулы), где он родился и прожил ок. 60 лет; создал романы Война и мир, Анна Каренина, многие повести, рассказы, статьи; организовал школу для крестьянских детей, редактировал журнал Ясная Поляна (1862) … Большой Энциклопедический словарь

ЯСНАЯ ПОЛЯНА, музей усадьба Л.Н. Толстого (в 14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет; создал романы Война и мир, Анна Каренина, многие повести, рассказы, статьи; организовал школу для крестьянских детей, редактировал журнал Ясная… … Современная энциклопедия

ЯСНАЯ ПОЛЯНА, музей усадьба Л. Н. Толстого (с 1921) в Тульской обл., в 14 км от Тулы. В Ясной Поляне писатель родился и прожил большую часть жизни (в общей сложности около 60 лет). Здесь создано около 200 произведений, в т. ч. Война и мир, Анна… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 музей (22) усадьба (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Усадьба Л. Н. Толстого (в 14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет; создал романы «Война и мир», «Анна Каренина», многие повести, рассказы, статьи; организовал школу для крестьянских детей; редактировал журнал «Ясная Поляна» (1862).… … Энциклопедический словарь

I Ясная Поляна Государственный музей усадьба Л. Н. Толстого в Щёкинском районе Тульской области РСФСР, в 14 км от Тулы. Основан в 1921. В состав музейного комплекса входят: дом музей, флигель (где была школа для крестьянских детей и… … Большая советская энциклопедия

Ясная Поляна - усадьба Л. Н. Толстого в Щекинском р не Тульской обл. Приобретена дедом писателя по матери С. Ф. Волконским в 1763. В Я. П. Толстой родился, прожил почти всю свою жизнь, написал главные свои произв. Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Ясная Поляна - Ясная Поляна. Дом музей Л. Н. Толстого. Ясная Поляна, музей усадьба Л. Н. Толстого (с 1921) в Тульской области, в Щёкинском районе, в 14 км от Тулы. В Я. П. писатель родился и прожил большую часть жизни (в общей сложности около 60 лет). Здесь… … Словарь "География России"

Книги

  • Ясная Поляна , . "Ясная Поляна" - первый альбом из серии иллюстрированных изданий "Толстой и Россия", посвященных великому русскому писателю, выпущен в год 150-летия со дня его рождения. Альбом содержит…
  • Ясная Поляна , Л. Н. Толстой. Вашему вниманию предлагается сборник произведений Льва Николаевича Толстого "Ясная поляна" . Книга предназначена для детей школьного возраста…



Top