Музыкальная грамота учебно методическое пособие по сольфеджио. Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩

Название: Иллюстрировынный Атлас по физике. 11 класс

"Иллюстрированный Атлас по физике" - уникальное учебное пособие, не имеющее аналогов в мировой и отечественной учебной литературе, сочетающее достоинства интересного, доказательного учебника и красочного альбома наглядных иллюстраций, помогающих глубже понять суть физических явлений и легче запомнить их взаимосвязи.
"Иллюстрированный Атлас по физике" может использоваться как основное учебное пособие для изучения физики на базовом уровне. Простота и лаконичность изложения курса физики 10-11 классов делает "Иллюстрированный Атлас по физике" незаменимым при подготовке к контрольным работам, экзаменам и ЕГЭ.
"Иллюстрированный Атлас по физике. 11 класс" содержит следующие разделы: Электродинамика (постоянный ток, магнитное поле, электромагнетизм), Электромагнитное излучение (излучение радио- и СВЧ-диапазона, геометрическая и волновая оптика, квантовая теория излучения), Физика высоких энергий (физика атомного ядра, элементарные частицы), Эволюция Вселенной.

В «Иллюстрированном атласе по физике» приведены таблицы основных физических величин, их единиц, диапазон их изменения, значения фундаментальных физических констант, З-D-карты астрономических структур.
Простота и лаконичность изложения курса физики 10-11 классов позволяет продуктивно использовать «Иллюстрированный атлас по физике» для подготовки к экзаменам и зачетам, а также как учебное пособие для изучения физики как на базовом, так и на профильном уровне. Заголовки тем, изучаемых на профильном уровне, выделены красным цветом.
Особенно эффективно использование «Иллюстрированного атласа по физике» при подготовке к ЕГЭ.

Оглавление
Введение 5
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Глава 1. Постоянный электрический ток

§1. Электрический ток. Сила тока 6
§2. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление 8
§3. Зависимость удельного сопротивления проводника от температуры 10
§4. Электрический ток в полупроводнике 12
§5. Электрический ток в вакууме и газах 14
§6. Соединение проводников 16
§7. ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи 18
§8. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца 20
Глава 2. Магнитное поле
§9. Магнитное взаимодействие 22
§10. Магнитное поле электрического тока 24
§11. Линии магнитной индукции 26
§12. Действие магнитного поля на проводник стоком 28
§13. Рамка с током в однородном магнитном поле 30
§14. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы 32
§15. Масс-спектрограф. Циклотрон 34
§16. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле 36
§17. Взаимодействие электрических токов 38
§18. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока 40
§19. Магнитное поле в веществе. Диа и парамагнетизм 42
§20. Ферромагнетики 44
Глава 3. Электромагнетизм
§21. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле 46
§22. Опыты Фарадея с катушками 48
§23. Опыты Генри 50
§24. Трансформатор. Электромагнитная индукция в современной технике 52
§25. Передача и распределение электроэнергии 54
Глава 4. Цепи переменного тока
§26. Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжении 56
§27. Резистор, конденсатор, катушка индуктивности в цепи переменного тока 58
§28. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре 60
§29. Колебательный контур в цепи переменного тока 62
§30. Полупроводниковый диод 64
§31. Транзистор 66
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ
Глава 5. Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона

§32. Излучение электромагнитных волн 68
§33. Распространение электромагнитных волн 70
§34. Импульс, давление электромагнитных волн 72
§35. Спектр электромагнитных волн 74
§36. Виды радиосвязи 76
§37. Радиолокация 78
§38. Радиопередача 80
§39. Радиоприем 82
Глава 6. Геометрическая оптика
§40. Принцип Гюйгенса. Отражение волн 84
§41. Изображение предмета в плоском зеркале 86
§42. Преломление света 88
§43. Полное внутреннее отражение 90
§44. Дисперсия света 92
§45. Линзы 94
§46. Собирающая линза. Ход л 96
§47. Изображение предмета в собирающей линзе 98
§48; Рассеивающая линза 100
§49. Человеческий глаз как оптическая система 102
§50. Оптические приборы 104
Глава 7. Волновая оптика
§51. Интерференция волн 106
§52. Пространственная интерференционная картина 108
§53. Опыт Юнга. Получение когерентных источников 110
§54. Дифракция света 112
§55. Дифракция света на щели 114
§56. Дифракционная решетка 116
Глава 8. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества
§57. Тепловое излучение 118
§58. Фотоэффект 120
§59. Корпускулярно-волновой дуализм 122
§60. Волновые свойства частиц 124
§61. Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда 126
§62. Атом водорода (теория Бора) 128
§63. Излучение и поглощение света атомом 130
§64. Лазер 132
§65. Рентгеновская трубка 134
ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ
Глава 9. Физика атомного ядра

§66. Состав и размеры ядра 136
§67. Энергия связи нуклонов в ядре 138
§68. Естественная радиоактивность 140
§69. Закон радиоактивного распада 142
§70. Цепная ядерная реакция 144
§71. Ядерный реактор 146
§72. Атомная электростанция 148
§73. Термоядерный синтез. Биологическое действие радиоактивного излучения 150
Глава 10. Элементарные частицы
§74. Классификация элементарных частиц 152
§75. Лептоны и адроны 154
§76. Кварки 156
§77. Фундаментальные частицы 158
Глава 11. Эволюция Вселенной
§78. Астрономические структуры 160
§79. Закон Хаббла 162
§80. Модель Фридмана 164
§81. Периоды эволюции Вселенной 166
§82. Ранняя Вселенная 168
§83. Первичный нуклеосинтез 170
§84. Реликтовое излучение 172
§85. Образование астрономических структур 174
§86. Основные термоядерные реакции в звездах 176
§87. Эволюция звезд различной массы 178
§88. Образование Солнечной системы 180
§89. Планеты Солнечной системы 182
Приложение I. Астрономические структуры. Оптические иллюзии 184
Приложение II. Предметный указатель 188
Приложение III. Именной указатель 190

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Иллюстрировынный Атлас по физике. 11 класс. Касьянов В.А. 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Данное пособие - результат многолетней педагогической работы автора с детьми. Оно содержит дидактический материал, помогающий ребятам осваивать лад, ритм, интервалы и другие элементы музыкального языка в игровой форме. Вместо скучных правил - живые, легко запоминающиеся оригинальные песенки, в дополнение к традиционным упражнениям - веселые игры. Все это позволяет заинтересовать ребят процессом обучения, вовлечь их в мир фантазии, творчества. В результате ученики легко усваивают самые сложные теоретические понятия, без труда овладевая «азбукой музыки». Уроки превращаются в увлекательную игру, а сольфеджио - в самый любимый предмет школьной программы!
Пособие станет хорошим подспорьем в работе для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, хоровых студий, центров эстетического воспитания.

ОСВОЕНИЕ ЛАДА.
Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия становятся ближе, если учитель использует ассоциации с хорошо знакомыми ребятам явлениями окружающего мира. При объяснении темы «Тональность» педагоги часто проводят параллель с дружной семьей. Можно напомнить детям о том, что в каждой семье есть глава: у кого-то мама, у кого-то пала или дедушка. В содружестве музыкальных звуков «правит» тоника. Как любой человек, став взрослым, может создать свою семью и быть в ней главой, гак и любой звук может построить свою «музыкальную семью» - тональность и быть в ней тоникой. Члены одной семьи часто имеют общую фамилию - отца или матери. Тональность также носит имя своей тоники и лада. В некоторых методических работах по сольфеджио лад и тональность сравнивают с особой музыкальной страной, ладовым королевством, где правит королева-тоника (пособия Т. Первозванской, Ж. Журавлевой).

В таком случае правомерно уподобить I ступень «трону», который может занять любой звук, а не только нота «до», как часто начинают думать ребята. Для преодоления этой проблемы необходимо с самого начала записывать, подбирать и петь мелодии, которые учитель дает в качестве музыкальных диктантов, от разных звуков, обращая внимание ребят на то, что тоники меняются. При пении диктантов в различных тональностях с показом ступеней на «Музыкальной лесенке» (пособие, о котором пойдет речь дальше) можно спросить учеников, какая нота сейчас заняла «трон», то есть I ступень.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
I. Освоение лада
II. Ритмические упражнения
III. Работа над интервалами
IV. Игры с другими элементами музыкального языка
Песенка о ступенях
Параллельный минор
Упрямый ослик
Консонанс и диссонанс
Песенка об интервалах
Песенка о главных ступенях
Песенка о квинтовом круге мажорных тональностей
Диез и бемоль
Песенка о порядке диезов и бемолей
Список использованной литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Музыка в детском саду, Старшая группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1986
  • Музыка в детском саду, Подготовительная к школе группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1988
  • Музыка в детском саду, Первая младшая группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1990
  • Подготовка студентов-пианистов к музыкально-эстетическому воспитанию на уроках искусства в школе, Каркина С.В., 2013

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую системузвукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.




Top