Музыкальные инструменты в средней группе. Конспект открытого тематического занятия в средней группе на тему: «Использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в ДОУ

ПОДЕЛИЛИСЬ

О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

МАК - Метафорические Ассоциативные Карты - это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация. В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом - для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.

Чем метафорические карты отличаются от Таро?

Во-первых, как я уже сказала, самим принципом работы. Если Таро - это, в первую очередь, инструмент для предсказаний, то МАК не используется в мантических целях. Во-вторых, у каждой колоды Таро всегда есть чёткая единая структура - определённое количество Старших, Младших Арканов, придворных карт. У МАК же такой структуры нет. Чаще всего это просто набор иллюстраций, описывающих какую-то одну тему, например, страхи, личные отношения, детские переживания, взаимодействие с коллективом. Внутри самой ассоциативной колоды вполне может быть чёткая структура, например, деление на проблемные и наоборот, сильные области, либо классификация карт по категориям, но нужно понимать, что эта структура всегда будет авторской, а не универсальной, как Таро. В одной метафорической колоде может быть сорок карт, а в другой - целых девяносто. В этом смысле МАК немного близки к Оракулам, тоже не имеющим единой структуры.

Какие бывают ассоциативные карты?

На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.

  • Абстрактные. Они опираются на умение человека мыслить абстрактными категориями, благодаря чему их можно использовать для проработки практически любых ситуаций. К абстрактным колодам можно отнести карты «Вселенная внутри», «Живые линии», «Краски моей души», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Цветные мысли».
  • Для работы с отношениями. Как понятно из названия категории, эти МАК созданы для проработки проблем в любовных, семейных, дружеских, рабочих взаимоотношениях. Сюда относятся «Карты любви» Чака Спеццано, колоды «Ветви отношений», «Дорога любви», «Между нами».
  • Нацеленные на самопознание. Позволяют понять свои истинные желания, стремления, потребности, определить цель в жизни, осознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть способности, таланты. Примеры таких карт - «Персона», «1000 дорог», «Границы и убежища», «Быть, Действовать, Обладать», «Дома и мосты», «Архетипы и тени».
  • Для проработки страхов, комплексов, трудных жизненных ситуаций. Яркие примеры - колоды «Из сундука прошлого», «Кнуты и пряники», «Извне», «Истоки», «Проститься, чтобы жить», «Нити», «Мудрость исцеления».
  • Универсальные МАК. Подходящие для проработки практически любых психологических вопросов. Сюда можно отнести колоды «Дерево жизни», «Причины и следствия», «Сила времени», «Уроки души».

Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга - и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» - метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.

Использование МАК карт в профессиональной работе

О том, как используются метафорические карты в работе психолога, мы уже немного говорили в статье о взаимосвязи , но пройдёмся по этой теме ещё раз. Психологи используют ассоциативные карты для выявления реальных проблем, которые оказывают влияние на жизнь человека. С помощью такой колоды талантливый психолог способен вытащить на свет все истинные причины, мотивы, внутренние переживания, сомнения, страхи, в том числе и те, о которых клиент не говорит вслух. Это по-настоящему удивительный рабочий инструмент, позволяющий не только обнаружить проблему, но и решить её. Также МАК отлично подходят для групповой работы, психологических игр, тренингов.

Самостоятельное использование метафорических карт

Если раньше МАК были доступны только профессиональным психологам, то на сегодняшний день выпускаются колоды, с которыми вполне можно взаимодействовать у себя дома. О том, как работать с метафорическими картами самостоятельно, обычно подробно написано в инструкции к конкретной колоде. Принцип такой работы, конечно же, отличается от Таро. Так, например, можно брать картинку и описывать свои личные ассоциации, искать проявление изображённого сюжета в своей собственной жизни, продумывать, как можно преодолеть описываемую иллюстрацией проблему. Существуют специальные колоды для групповых домашних игр, в которые можно играть всей семьёй или с друзьями, узнавая о себе и своих близких много всего нового. В интернете можно посмотреть видео о работе с метафорическими картами от психологов и обычных людей, чтобы взять какие-то методики себе на заметку.

Где купить МАК?

Теперь о том, где купить метафорические карты. Во-первых, это, конечно же, магазины, реальные и в интернете, где продаются Таро, руны, оракулы. Да-да, практически в каждой эзотерической лавке можно найти в продаже несколько ассоциативных колод, однако выбор далеко не всегда широк. Во-вторых, это книжные магазины - в отделах, где продаются книги и пособия для психологов. А в-третьих, это специализированные интернет-магазины, ассортимент которых представлен исключительно МАК.

Вот, в принципе, и всё, что можно рассказать новичкам о данной теме. Мы с вами узнали, что такое метафорические карты, как с ними работать, где приобрести. От себя хочу добавить, что МАК можно успешно использовать и в дополнение к Таро, чтобы получить от клиента больше информации. Другое дело - что для результативной работы нужно обязательно знать психологию.

Метафорические ассоциативные (интуитивные) карты (МАК) , которые стали очень популярными в психологии, называются картами, потому что представляют из себя набор небольших картинок, выполненных в виде гадательных карт или открыток. На метафорических картах могут быть изображены люди, различные жизненные ситуации, абстрактные картинки и пятна, животные и птицы, природные и городские пейзажи, предметы быта, сюжеты из сказок. Колода ассоциативных карт может состоять из набора любых картинок.

Наборы ассоциативных метафорических карт, в отличие от, например, не имеют четкой композиционной, логической и количественной структуры, у этих карт нет заранее определенных толкований. Некоторые колоды ассоциативных карт состоят из изображений с надписями или пояснительными текстами, другие включают в себя только карты с картинками, есть наборы, состоящие из карт с изображениями и карт со словами.

Существуют также и метафорические карты, на которых содержатся только тексты. Каждая колода метафорических ассоциативных карт уникальна, но может бесконечно комбинироваться с другими наборами, открывая новые возможности для воображения.

Психологи называют использование метафорических карт техникой самопознания, потоком свободных ассоциаций, осознанием скрытых переживаний и потребностей, пониманием бессознательных импульсов и стремлений человека, работой с подсознанием. Однако, нет никакой разницы, как именно назвать такой процесс познания себя – гаданием или техникой самопознания. Ведь любое это тоже обращение к себе, к своему внутреннему состоянию, к своим переживаниям и мыслям. Именно поэтому процесс работы с метафорическими ассоциативными картами можно назвать гаданием, в результате которого человек получает анализ текущей ситуации и прогноз на будущее. Причем, такой прогноз не будет предопределяющим или предрешающим обязательные события, – он, как и во всех гаданиях, вполне может поменяться после каких-то действий человека в настоящем, изменения его отношения к происходящим событиям, смены психологического состояния или настроения.

Как уже говорилось выше, у каждой метафорической ассоциативной карты нет изначально заложенного значения, а изображение на ней представляет собой лишь символ или метафору. При гадании важна личная реакция человека на выпавшую ему картинку, – одно и то же изображение каждый будет интерпретировать и толковать по-своему, бессознательно связывая карту со своими переживаниями. Больше того, – в разные периоды жизни и в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может по-разному воспринимать и толковать одну и ту же картинку метафорических ассоциативных карт.

Так, например, карту с фотографией вечерней пустынной улицы, освещенной редкими фонарями, один человек воспримет как пугающий образ одиночества, а другой – как позитивный символ окончания трудового дня, когда можно, наконец, отдохнуть от тяжелой работы.

Как гадать на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах

Правила являются гибкими и не ограничены никакими рамками. Чтобы работать с интуитивными картами, требуется гораздо меньше специальных знаний и навыков, чем, к примеру, для . Если в случае последних нужно разбираться в развитой и довольно сложной знаковой системе, то с метафорическими картами все гораздо проще: что видит на карте и при этом чувствует человек – это и есть результат.

Гадая на ассоциативных метафорических картах, можно задавать любые вопросы: на ситуацию, на выбор пути, на начало любого дела, на отношения, на результат тех или иных действий. При этом главное – понимать, что здесь очень важна правильная формулировка вопроса. У интуитивных карт не следует спрашивать, например, «Когда я найду работу?», «Выйду ли я замуж?» или «Когда я разбогатею?». Метафорические карты не имеют какого-то определенного толкования, и никто не сможет сказать, что выпавшая карта значит для конкретного человека, – важны только ассоциации, которые она вызывает лично в гадающем. Именно эти ассоциации и являются ответом на вопросы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют работать только с собственным «Я». С их помощью нельзя узнать, что, например, думает о нас другой человек. Если же мы все же задаем подобный вопрос, то должны помнить, что ответом будет не то, что думает человек о нас, а как мы сами представляем себе, что о нас думает этот другой человек.

Метафорические ассоциативные интуитивные карты онлайн

Вопросы при гадании на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах должны быть такого характера: «Каким будет мой путь?», «Над чем я должен поработать в себе, чтобы найти подходящую работу?», «Как будет продвигаться мое дело?», «Что я должна осознать в себе, чтобы выйти замуж?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы добиться желаемого?», «Что поможет мне на путь к моей цели?», «Что мне нужно понять и осознать, чтобы случилось то, что я хочу?», «Что мне мешает на пути к цели?», «По какой причине в наших отношениях не хватает тепла?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы наши отношения изменились?».

Сложные вопросы лучше делить на простые, то есть спрашивать не «Почему я не могу найти новую работу и что мне поможет это сделать?», а «Что мне мешает найти новую работу?» и «Что поможет мне найти новую работу?». Для каждого вопроса ответом будет своя карта.

В остальном – принцип самостоятельного гадания на метафорических ассоциативных картах ничем не отличается от такого же процесса на любом другом карточном : после формулировки вопроса из колоды выбирается одна карта, которая и является ответом. В работе с ассоциативными картами существуют различные подходы или техники, которые можно сравнить с различными карточными раскладами. Как при можно рассмотреть ситуацию с помощью разных раскладов, так и в гадании на метафорических ассоциативных картах можно применить разные техники: например, одной или трех карт.

Для того, чтобы помогать в работе с метафорическими ассоциативными картами другим людям, нужны и специальное образование, и знания, и опыт. Именно поэтому многие техники предполагают работу с интуитивными картами под руководством опытного ведущего-психолога. Но эти карты хороши тем, что их, даже не имея специального образования, можно использовать просто для себя.

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают разобраться в себе, узнать что-то новое и неожиданное. Появляются все новые колоды метафорических карт, однако книг, посвященных работе с ними, по-прежнему очень мало.

В 2013 году издательство выпустило в свет книгу Г. Кац и Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психологов», она вызвала огромный интерес. Именно поэтому мы решили предложить нашим читателям еще одну книгу на эту тему. Автор книги – Ева Морозовская, руководитель Института Проективных Карт (Украина) – уже много лет использует карты в психологической работе и прекрасно ориентируется в мире карт и методах работы с ними. Она щедро делится с читателями своими знаниями, дает обзор наиболее популярных колод, представляет техники индивидуальной и групповой работы, тематические тренинги, приводит конкретные случаи из практики консультирования.

Ранее материалы, собранные в этой книге, публиковались в Одессе (Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2012. Морозовская Е. Готовые программы тренингов с использованием проективных карт. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2013).

Предисловие

Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».

Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, чьему перу принадлежит данная книга.

Книга расскажет вам о различных колодах проективных карт, основных принципах работы с проективными картами, способах применения карт при различных запросах в консультировании, психотерапии, коучинге и тренинге.

Желаем вам увлекательного путешествия в мир проективных карт и надеемся, что в вашем лице проективные карты приобретут еще одного верного поклонника.

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О! » – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.




Top