Найти описание царства берендея из сказки снегурочка. Мир берендеев в сказке

Несчастье берендеев не столько от «зол» природы, сколько от них самих. Зло -- в их делах, в их отношениях друг к другу, в устройстве их жизни. Сами люди не могут навести порядки на своей земле. Сами неравно разделили богатства, сами себе устроили и барство и холопство. Здесь утеряно сочувствие, участие. Здесь беда человека -- беда чужая.

Островскому слышится диалог царя берендеев с одним из своих приближенных -- Бермятой. В нем едкая, ироническая оценка «благополучия» в пределах его страны.

Великий парь счастливых берендеев,

Живи вовек! От радостного утра,

От подданных твоих и от меня

Привет тебе! В твоем обширном царстве

Покуда все благополучно. *

Правда ль?

Воистину.

Не верю я, Бермята.

В суждениях твоих заметна легкость.

Не раз тебе и словом и указом.

Приказано, и повторяю вновь,

Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность

Проникнуть их старался, в глубину.

Нельзя ж легко, порхая мотыльком,

Касаться лишь поверхности предметов.

Поверхностность -- порок в почетных лицах,

Поставленных высоко над народом.

Не думай ты, что все благополучно,

Когда народ не голоден, не бродит

С котомками, не грабит по дорогам.

Не думай ты, что если нет убийств

И воровства...

Воруют понемножку.

И ловите?

Зачем же их ловить,

Труды терять? Пускай себе воруют.

Когда-нибудь да попадутся; в силу

Пословицы народной: «Сколько вору

Ни воровать, кнута не миновать».

Итак, мы переходим к первому человеку страны берендеев, в пьесу «поселен» царь -- Берендей. Он сказочен и, как царь, необычен. В нем сосредоточены нити всех жизненных начал его страны. И что совсем необычно, в его уме и сердце «нити» от человеческих дум и чувствований: от умов и сердец берендеев.

Берендей -- не просто средоточие людских настроений, в нем активна мысль, контролирующая, упорядочивающая и направляющая эти настроения. В Берендее совмещаются мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность. Берендей - настоящий сказочный царь, таким его хотел видеть Островский.

Мудрая и добрая суть царя Берендея ощущении сложной, конфликтной жизни своего народа, в оценке причин несчастья людей, в поиске способов искоренения таких причин для достижения всеобщего благополучия.

Берендей чуток к настрою жизни. Он слышит людской стон. Он хочет войти в жизнь народную, понять беды народные, причины этих бед. И помочь устроить жизнь без бед и несчастий.

Как все люди «царства», Береядей видит первую причину несчастий -- в непогоде, в отсутствии летнего тепла и в этом -- первая его озабоченность.

Благополучие -- велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней,--

Туманные, сырые, точно осень,

Печальные. До половины лета

Снега лежат в оврагах и лядинах,

Из них ползут туманы по утрам,

А к вечеру выходят злые сестры --

Трясучие и бледные кумохи,

И шляются по деревням, ломая,

Знобя людей...

В основах общежития, в людском эгоизме и в отношениях, построенных на эгоизме. В потере людского родства, в утрате любви между людьми, утрате чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду

Не малую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте...

Короче, друг, сердечная остуда

Повсюдная, -- сердца охолодели,

И вот тебе разгадка наших бедствий

И холода: за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит. Понятно?

И тут вот рождается та самая «фантастическая» идея действия. Если понятны причины народного несчастья, почему не уничтожить их? Соединить разъединенных людей, порушить вражду, преодолеть людскую холодность, украсить человеческую жизнь любовью -- вот задача. Свершить это великое дело -- значит добиться всеобщего счастья на земле берендеев.

Бессонницей томимый,

Продумал я всю ночь, до утра вплоть,

И вот на чем остановился: завтра,

В Ярилин день, в заповедном лесу,

К рассвету дня сойдутся берендеи;

Велим собрать, что есть в моем народе,

Девиц-невест и парней-женихов

И всех зараз союзом неразрывным

Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!

Островский опускает ла землю борьбу богов. Здесь, на земле, их продолжения -- дети: Снегурочка и Лель, дочь Мороза и сын Ярилы -- Солнца. И суть конфликта здесь, на земле, -- землая, житейская, человеческая. Лель и Снегурочка -- молодые, красивые люди, парень и девушка. Судьба их сводит неспроста. Они должны полюбить друг друга. И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода. Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!.. И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы.

У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия. Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки - Весны, а также родство их «душ».

Весна - Лель, Весна - Снегурочка, Снегурочка - Лель. Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку.

Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель! / Не я гоню, нужда велит». Снегурочка - дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой (Лелем), но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю.

В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно -- на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо.

Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками. Имена Куп-ало (Куп-ава) обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце».

А Лель? «Его (солнца) тепло в речах моих… в крови и в сердце». Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской.

Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит»

Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя.

Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье!» В холоде Бобылей, думает Мороз, сохранится и холодная наивность Снегурочки.

Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку».

Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай».

Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки:

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор…

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.

Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое.

Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами.

Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.

«Измена» Леля оскорбляет Снегурочку. В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней.

Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить. И страсть ее поэтому -- не любовная. И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия.

Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.

Родимая, в слезах тоски и горя

Зовет тебя покинутая дочь.

Из тихих вод явись услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Хочу любить, но слов любви не знаю,

И чувства нет в груди...

Мучительную ревность

Узнала я, любви еще не зная.

Отец-Мороз и ты, Весна-Красна,

Дурное мне, завистливое чувство ""

Взамен любви в наследство уделили...

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей.

Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев.

Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью.

Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их.

«Весенняя сказка» заканчивается словом царя Берендея и хором всех берендеев под запев сына Ярилы.

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд!..

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Уникальный коттеджный посёлок — Берендеево Царство — был основан 14 августа 1999 года. В этот день, к счастью не в некотором далёком царстве, в некоем государстве, а совсем рядом — в Серпуховском районе под Москвой началось строительство дворца царя Берендея и его помощников: различных персонажей русских сказок и былин.

Всего за несколько лет посёлок приобрёл фантастическую популярность, благодаря своей необычной архитектуре, красочному оформлению, и, конечно, что самое важное, комфортабельным условиям для проживания всем жителям Царства.

Сказочный заповедник не по дням растёт, а по часам — за это время он до неузнаваемости преобразился. К 2015 году в посёлке уже жили и не тужили 1750 человек.

Ещё не поздно стать с ними добрыми соседями, купив рядом надел земли и оставшись жить, поживать, и здесь добра наживать. Или просто иногда приезжать, чтобы зарядиться позитивом.

Под светлым месяцем, под белыми облаками, да под частыми звёздами раскинулось Берендеево возле деревни Рудаково, что находится в 23 километрах от великолепного города Серпухов великой Московской области необъятной России.

Площадь всего царства 4,5 кв. км. А это ни много ни мало территория двух княжеств Монако. Мал золотник, да дорог! Вся царская земля поделена на 6 областей, а области разделяются на отдельные тематические зоны.

Вот что уже делается, а также планируется создать на территории Царства Берендея в ближайшие годы.

♦ 7 посёлков из домов коттеджного типа полностью построены в традициях древнерусского деревянного зодчества. Домики радуют глаз своим красочным оформлением, создающим атмосферу комфорта и уюта.

♦ Центр этнокультуры «Заповедник сказок» — увлекательный парк отдыха и захватывающих развлечений. Присутствующие здесь элементы интерактивного обучения интересно и с пользой помогут вам провести время.

♦ Зона различных мастерских «Ремесленная слобода» включает в себя гончарное, кузнечное дело, плетение из бересты, столярное дело и шитьё.

♦ Фермерская слобода — зона сельского и экологически чистого туризма. Здесь ваше внимание привлекут фермерское хозяйство, роскошный фруктовый сад и чудная мельница.

♦ Купеческая слобода с торговыми рядами совмещает бизнес-центр, многочисленные торговые ряды и прекрасную сувенирную лавку, из которой ни один царский гость не сможет уйти без какой-нибудь изящной вещицы на память.

♦ В развлекательном центре «Потешный ряд» проводятся народные гуляния и массовые праздники. Здесь в спортивных состязаниях можно и на других посмотреть, и себя, добра молодца, показать.

♦ В четырёхзвёздочной гостинице гостинично-оздоровительного комплекса «Берендеев Град» можно с комфортом отдохнуть. Рядом находится СПА-Центр, захватывающий дух горнолыжный спуск «Змей Горыныч» и великое множество других объектов для занятий спортом.

«Очень приятно, Царь!»

Главой волшебного государства является мудрый царь Берендей, но при демократической монархии, царящей здесь, право голоса имеет каждый житель страны: и стар, и млад.

Счастье и всегда хорошее настроение подданных — главная забота монарха. Так прямо и написано в Конституции волшебной страны. А ведь то, что написано пером, то и топором не вырубишь. Ведь правда?

Хозяином Берендеева Царства и вдохновителем создания Заповедника Сказок является Дмитрий Коваленко, предприниматель из Москвы.

У него в детстве, наверно как и у многих мальчишек, была мечта: быть царем в своем собственном царстве. Но в отличие от большинства, Дмитрий Коваленко решил воплотить ее в реальность.

Поэтому еще в далеком 1999 он скупил несколько сотен гектаров сельскохозяйственной земли для строительства коттеджных поселков — будущего Берендеева Царства в Серпуховском районе Подмосковья.

В конце 2000 года Дмитрий организовал строительную артель и запатентовал технологию изготовления скульптур из бетона (арт-бетона). Ведь какое царство без былинных героев, без сказочных персонажей? В свою артель молодой царь пригласил художников и скульпторов, которые начали воплощать идеи и мечты правителя в реальную жизнь.

Все здания в коттеджных поселках делаются в едином стиле, чтобы все это гармонично вписывалось в окружающий ландшафт и сохраняло при этом сказочное настроение.

В первом поселке, который расположен на берегу реки Нара, находится и главный терем Царя.

Рядом вырыт пруд, оформлены беседки для отдыха, между ними живописно пролегают дорожки.

Царский дворец расположен на закрытой территории, но туда есть платная возможность попасть каждому желающему. И, вдруг, так повезет, что можно будет повстречаться с самим правителем! 🙂

Царские развлечения

В зоне «Междумирье» жители и гости смогут принять непосредственное участие в увлекательных ремесленных мастер-классах и создать собственный шедевр такой восхитительной красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Возможно, это даже будет великолепный каменный цветок, как у мастера Данилы из сказки Бажова.

На страже спокойствия жителей и посетителей сказочных земель стоят русские богатыри, о подвигах которых можно тут же услышать много интересного.

В «Русском Подворье», воссоздающем быт наших предков, можно будет заняться повседневными крестьянскими делами: подоить козу, покормить кур, достать из глубокого колодца коромыслом воду, в настоящей русской печи испечь ароматный хлеб. Здесь также будут открыты музей хлеба, музей русского чаепития, музей русской бани и многие другие.

Гостям паркового комплекса будет интересно побывать на поляне Житейской Мудрости. Здесь они узнают о богатстве и красочности языка русского и познакомятся с панорамой, посвящённой неповторимой мудрости пословиц и поговорок России.

В парковой зоне «Тридевятое царство», в гостях у Дядюшки Ау каждый желающий может изготовить для себя щепную Птицу Счастья. Эта деревянная игрушка приносит счастье и считается Хранительницей детей.

На Земляничной поляне Бабушка-Веселушка расскажет детям множество удивительных сказок. Вместе со своими добрыми помощниками она научит малышей водить хороводы, лепить из пластилина, играть на исконно русских музыкальных инструментах, под которые когда-то пели и плясали наши предки.

В Грибной зоне детям расскажут, как отличить съедобный гриб от несъедобного. И всё это будет сделано в игровой форме, так что время пролетит незаметно, и скучать будет некогда.

Поляна Волшебное Лукоморье полностью посвящена произведениям великого А.С. Пушкина. Словно живые стоят 33 богатыря, старик бранится со старухою и много-много прочего — интересного и увлекательного.

В тематической зоне «Кощеево Царство» посетители узнают много диковинных историй о знаменитом Кощее Бессмертном, о дышащем огнём Змее Горыныче, хитром Соловье-Разбойнике и, конечно, о доброй, просто иногда вредной Бабе Яге.

А спортивная жизнь здесь очень разнообразна. Для того, чтобы вы стали Добрыней Никитичем или Василисой Прекрасной созданы все условия: различные бассейны, оснащённые всем необходимым тренажёрные залы, огромных размеров футбольное поле, удобные теннисные корты, школа верховой езды, клуб любителей рыбалки так и ждут вашего появления. А парк «Соловей-Разбойник» собирает у себя любителей экстрима.

Поляна сказок

Ну а чем может порадовать себя любознательный турист и желанный гость уже сегодня? На территории заповедника «накрыта» сказочная поляна.

Здесь можно встретить не только явства, но и печи для их приготовления, а, главное, многочисленных сказочных персонажей: таких родных и знакомых каждому русскому ребенку и взрослому!

Царство Берендея собрало в себе всё культурное наследие Руси.

Теперь героев любимых нами с детства сказок можно встретить не только на страницах книг, но и представленных и воплощённых здесь в красочных скульптурах.

Все встречающиеся лавочки, урны, домики жителей — всё превращено здесь в сказочные декорации. Эти настоящие произведения искусства вызывают восторг людей разного возраста и дарят ощущение нескончаемого праздника.

Рецепт приготовления

Невозможно с первого взгляда поверить, что вся эта красота создана не из дерева или какого-то другого изысканного материала. Все скульптуры сделаны из простого бетона!

«Ну не верю!» — в очередной раз говорила я, прикасаясь к волшебным «деревянным» домикам, расположенным на «дереве»,

к резным узорам сказочной русской печки

и воздушным перышкам совы.

И вновь каждый раз убеждалась, что под рукой — обычный бетон.

На поляне мы нашли «доказательства». На краю стояли будущие скульптуры, которые пребывали в начальной стадии своего создания. Вот, например, эта серая горка скоро превратится в красавицу-улитку.

А вот торчит хвост от русалки. И, видимо, она сидит на будущем дереве с ветвями. 😆

Вот так бетон крепится на металлический каркас, после чего ему придается необходимая форма, вырезаются детали будущей фигуры. Ну а после застывания персонаж раскрашивается, чтобы радовать своим видом окружающих.

Дары леса

А что может расти на полянке рядом с опушкой леса? Конечно же, грибы. Да еще какие!

Для тех, кто не очень разбирается в грибном царстве, некоторых представителей подписали. Так что теперь можно смело выбирать, рядом с каким грибком сфотографироваться: с белым красавцем, красным мухомором или бледными поганочками. 😆

А для кого выбор — дело трудное и ответственное, то можно сделать фото с многочисленным грибным семейством.


Богатыри и пираты

А как возможна такая красивая поляна с сокровищами, да без охраны? Какие-либо ограждения территории отсутствуют, поэтому стражу несут вооруженные до зубов воины,

в полном боевом облачении, да с многочисленными ружьями и пушками.

За порядком наблюдают былинные богатыри, которые с высоты своего огромного роста далеко видят, где творится беспорядок.

А за порядком вблизи смотрят очень позитивные богатыри-лилипуты.

Под их взглядом даже хулиганы-пираты ведут себя спокойно: с серьезным видом охраняют свои сокровища и ни на кого не нападают. 🙂

А некоторые из них ведут себя даже слишком вальяжно.

Страшилки из сказок

Ну а какая же сказка без мифического и, часто, очень отрицательного персонажа? И в Берендеевом царстве — ну куда ж без них!

Вот Баба Яга. Она была чересчур серьезная… Мы даже пытались ей подражать,

но это еще больше нас развеселило…

Даже избушка на курьих ножках завалилась: то ли от смеха, то ли от усталости. 😀

А вот дракончик оказался настолько симпатичным, что его так хотелось просто обнять.

Конечно же, на Берендеевой поляне собрались и более позитивные, но весьма неоднозначные персонажи: например, говорящая щука или Царевна-Лягушка, которая почему-то больше напоминает известную скульптуру «Девушка с веслом».

Сказки Пушкина

Какой самый известные русский сказочник? Конечно же, Александр Сергеевич Пушкин. В Берендеевом Царстве тоже любят и помнят этого поэта. Героев его произведений в парке скульптур встречается великое множество!

Куда ж без знаменитого Ученого Кота на дубе, да белочки, грызущей золотые орешки.

А вот прекрасная Царевна-Лебедь,

Старик со Старухой на берегу моря и даже не одна золотая рыбка.

Под пушистой сосенкой на пенечке притаился Старичок-лесовичок. Кто его заметит, сможет угоститься волшебным яблочком.

Персонажи мультфильмов и не только

Очень приятно было встретить на поляне множество мультяшных персонажей, знакомых каждому с детства. Вот мамонтенок и слоненок из наших известных мультиков.

Можно прокатиться на карете или паровозике из Ромашково.

А еще в парке скульптур представлено множество забавных сценок из жизни. Вот возле колодца скучают бабка с дедкой. Она дует в свистульку, а он лениво ковыряется в носу.

А вот охота на кабана. Вид спереди.

И вид сзади.

Вот безмятежно проводит время муж-подкаблучник.

А тут краткий ответ на вопрос: откуда берутся дети? Взрослые, Вы же помните: их находят в капусте или их приносит аист. 😀

Да и множество других развеселых зверушек можно повстречать на волшебной лужайке!

Отдых на поляне

Что же делать, когда Вы устали прогуливаться по парку бетонных скульптур? Конечно же, посидеть на лавочке и подышать свежим воздухом. А для этого здесь созданы просто идеальные, даже можно сказать, сказочные условия.

Все лавочки в парке непохожи друг на друг на друга! Сделаны с огромной фантазией и любовью.

Можно послушать поющих котов

или понежится с более ленивым представителем кошачьих на солнышке.

А как вам такой вариант отдыха для влюбленных? Пара лебедей явно добавит романтики в отношения.

А можно посидеть в тенечке в шахматной беседке.

И даже сыграть там в шахматы или шашки. Но только не забудьте их взять с собой!

Только вперёд! Планы на будущее

И это совсем ещё не всё! То ли ещё будет! В самом скором времени здесь планируется «Аэродром Бабы-Яги», где будут аэростаты, красочные воздушные шары и дельтапланы. На полигоне «Стрельбище-гульбище» желающие смогут пострелять из арбалетов и луков, а также поиграть в пейнтбол. Для охотников есть клуб «Медведь».

В ближайшее время на просторах Царства планируется строительство нескольких образовательных учреждений, где молодые жители поместья смогут обучаться грамоте и стать Знайкой или Василисой-Премудрой.

Для приезжих планируется постройка тематического отеля «Царство Кощея» в креативном стиле.

Глядя на макет будущей гостиницы, понимаешь, что здесь ждут исключительно отважных гостей. 🙂

Еще в планах открытие Парка Невест, где молодожены смогут провести свой незабываемый день просто в сказочных условиях. Подготовка к его открытию идет полным ходом и уже готовы некоторые скульптуры, которые напрямую связаны со свадебной тематикой.

Ну а огромные бокалы с Шампанским смогут превратить любой день в праздник!

А ведь оно не простое, а тоже местного сорта: «Берендеевское Игристое», 😆

Царь Берендей, глава этого неповторимого государства уверен в том, что все приключения в его Царстве поближе познакомят и детей, и взрослых с историей и обычаями русского народа. В любое время он со своими гостеприимными помощниками будет рад встрече с вами.

Также Берендей очень надеется, что посетив его музей под открытым небом, вы получите огромный заряд позитивной энергии, и радостная улыбка ещё долго будет озарять ваше лицо!

Добро пожаловать в удивительный мир чудес!

Где находится, режим работы

Парк скульптур находится по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, поселок Рудаково.

Координаты (парковка): 55.05472, 37.13253.

Парковка и посещение выставки бесплатно. Парк скульптур постоянно обновляется: какие-то фигуры увозят в новые поселки комплекса, но тут же на их месте появляются новые.

Время работы — любое. Территория не огорожена, доступ к сказочной поляне свободный. Но лучше приезжать сюда в светлое время суток.

Также нужно учитывать и погодные условия. Парк расположен под открытым небом. Поэтому в дождь прогулка может быть не очень увлекательной. А асфальтового покрытия или плит пока не предусмотрено.

Например, мы приехали сюда после проливных дождей. И хоть на небе уже выглядывало солнышко, но под ногами были огромные лужи. Это, конечно, не смогло испортить нам сказочного настроения. Однако, грязюку потом пришлось смывать с обуви.

Рядом есть кафе. Но в тот день, когда мы сюда приехали, были какие-то проблемы с электричеством, и оно не работало.

Для того, чтобы посетить коттеджный поселок и своими глазами увидеть настоящих жителей Берендеева Царства и зайти в гости к самому правителю, необходимо оплатить входной билет. На сайте указана стоимость от 5000 руб. По словам очевидцев, на закрытой территории очень интересно!

Наша поездка состоялась 23 июля 2016 года. А еще в этот день мы посетили удивительный , где представлена уникальная выставка картин известных художников, и также зашли с экскурсией в , который расположен поблизости с городским музеем.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать.

Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Урок поиска истины А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка».

Несказочные проблемы сказочного мира берендеев.

Проблемные вопросы Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость

или сердечная привязанность?

В чем благополучие человека, семьи, государства?

Задачи: - раскрыть особенности художественного мира драмы-сказки (композиция. сочетание реального и волшебного, антитеза как основной прием, фольклорные традиции);

    методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и
    внимание к авторскому слову;

    воспитывать бережное и ответственное отношение к любви как залог счастья и благополучия.

Оборудование; портрет писателя, иллюстрации к сказке, аудозапись арии Леля «Туча со громом сговаривалась».

Предварительное домашнее задание : прочитать драму, провести наблюдение и подбор материала по темам «Страна берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений)» -1 ряд (стр.учебника 327, 281, 283, 295...), «Фольклорные традиции (герои, сюжет, речь персонажей, обрядовые песни, средства выразительности)» - 2 ряд, «Лель и Мизгирь, Купава и Снегурочка. Какова их внешность, речь, отношение друг к другу? Что привлекает каждого в красных девицах (добрых молодцах)? Почему, по-вашему, погибает Снегурочка (Мизгирь)? Подтвердите цитатами» - 3 ряд. Инд.задание: «Система образов (схема с комментированием)».

Ход урока.

    Постановка задач. Ознакомление со структурой урока.

    Экспресс-опрос (контроль прочтения драмы) Сильная группа: развернутый ответ на вопрос «Кто несет тепло, свет, а кто стужу, холод? Аргументируйте ответ».

    Когда и где происходят события? Страна берендеев, древние времена.

    Кто родители Снегурочки? Мороз и Весна.

    Что ценили в ней Бобыль и Бобылиха? Красоту как средство обогащения.

    Кто управляет страной? Царь в совете с народом.

    Кто в кого влюблен? Лель в Снегурочку, затем в Купаву, Купава в Мизгиря, затем в Леля. Мизгирь в Купаву, затем в Снегурочку, Снегурочка в Мизгиря.

3. Вступительное слово учителя о волшебном мире Щелыкова, где была создана сказка.

В 1873 году Островский создает драматическую сказку «Снегурочка», в которой, изображая различные проявления любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее и с животворящими, и с разрушительными силами природы. В этом произведении писатель, используя сюжеты древних славянских мифов, проявил себя и как знаток фольклора, этнографии, народной культуры.

    Фольклорные традиции в драме . Групповая работа по тексту и восстановленным знаниям (сопоставление с фольклором героев сказки, сюжета, речи персонажей,
    использование обрядовых песен, средств выразительности).

5. Прослушивание арии Леля «Туча со громом сговаривалась», анализ языковых средств выразительности . Предварительное задание перед прослушиванием: Как соотносится тема и мотив песни? Стр.296 (песня о предстоящей буре, грозе, разгуле стихии, зачастую несущей человеку беду, разрушение, смерть, а мотив светлый, радостный, в антитезе.

Определить средства выразительности.

6. Выборочное аналитическое чтение действия 1. Беседа.

    На антитезе построена вся драма. Вот уже в Прологе Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Это очень важный композиционный момент. Здесь завязывается конфликт пьесы.

    Монолог Весны (стр.209, 211). Что тревожит Весну-красну в царстве Берендеевом?

Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна. И все лишь блеск холодный и нет тепла. Солнце ревнивое, на нас сердито смотрит и хмурится на всех; Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.

Что «любо» Весне?

Обогревать мир для радостей любви.

А что любо Морозу? См.монолог Мороза стр.213-214. На что ворчит Мороз? Чем
недоволен? Стр.215.

Чем определен конфликт пьесы? Что ценят в жизни людей, в своей жизни персонажи, наделенные божественной силой и властью - Мороз, Весна-красна, Ярило?

Вывод: Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни.

7. Страна Берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений). Групповая работа по тексту драмы и литературоведческому материалу учебника.

- «Великий царь счастливых берендеев», как и Весна, тоже встревожен. Мудрый и чуткий, Берендей понимает, что за внешним благополучием,

Когда народ не голоден, не бродит С котомками, не грабит по дорогам,

Нет убийств и воровства …скрывается великая беда.

ЗАДАНИЕ: выберите из монологов (стр.270-271, с.284-285, 287, 290-291) слова Берендея о беде, грозящей государству, и ее причине. Какой выход предлагает?

8. Система образов пьесы. Нравственное содержание образов влюбленных.

На Ярилиной поляне в летнюю ночь встречаются все жители царства Берендеев, чтобы горячими признаниями в любви вернуть благорасположение высшего божества- Ярилы.

Систему персонажей представляет _...___ _ . Схема и комментарий.

Анализ и сопоставление образов Купавы и Снегурочки, Леля и Мизгиря - групповая работа.

- «Какое я сокровище храню в груди моей», «Благое чувство, Великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!» - не в силах выдержать горячее чувство любви, любви страстной, настоящей, Снегурочка погибает, все-таки она дитя Мороза. Но Лель и Купава, Берендей и берендеи, и мы, живущие под горячими лучами животворящего Солнца, должны и можем и хранить бесценное сокровище, и делиться им.

9. Итоговая беседа. Отвечаем на проблемные вопросы.

10. Домашнее задание:

Сильная группа: сопоставить «Снегурочку» и «Асю»,

Всем: размышление «Почему любовь Снегурочки и Мизгиря была обречена?»

Реферат

На тему:

Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского «Снегурочка»


Введение.

Глава I. Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники

Глава II. Фольклорная основа сказки

Глава III. Конфликт сказки

Глава IV. Царство берендеев

Заключение.


Введение

Не было для меня лучшего царства,

как царство берендеев, не было лучшего

миросозерцания и религии, как поклонение

Яриле-Солнцу.

Римский-Корсаков

К жанру сказки Островский обращается в 1867-1868 годах. В это время им была начата сказка «Иван-царевич» - нечто вроде феерии. Возможно, возникшая потом Снегурочка имеет какую-то связь с названной сказкой, ибо в первоначальном варианте Снегурочки одним из действующих лиц должен был быть Иван-царевич. В следующих сценариях женихом был и сын Бермяты, важничающий своим происхождением, и просто грубый фанфарон.

Островский создал не сказку-поэму, а сказку-драму и в этом плане выступил новатором. Он не пользовался каким-то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал оригинальное произведение поэтического искусства. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. Это уже не что иное, как драматическая сказка-эпопея с участием не одиночек-героев, а целого организованного племени. И «действом» не во имя достижения эгоистических целей для героев-одиночек, а во имя жизни целого племени, целого народа.

Оригинальность «Весенней сказки» Островского в том, что она соединяет в себе два очень разных самостоятельных начала: общественное реалистическое содержание, реалистический народный идеал и фантастическую форму. Причем соединение этих начал так органично, что фантастически-сказочная форма не закрывает, не затемняет главной, реалистической, человечески-жизненной тенденции. Пожалуй, наоборот, она ее выясняет, обнаруживает, овнешняет до особо убедительной яркости. У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведён так искусно, что виден и слышан какой-то реальный мир» (И.А. Гончаров)

Сказочность, волшебство таят и обнаруживают здесь силу особого внушения, заклинания, гипнотическую энергию для битвы за мечту и для достижения этой мечты. Тем самым сказка, сказочность для Островского приобретает смысл особо энергичного общественного действия, действия с помощью фантастических средств.

Если схематизировать композицию «Снегурочки», то она предстанет как целый ряд самостоятельных хоров-«действ», соединяющихся затем в общем разноголосом и разнодейственном событии и в конечном счете - в аккордовом одическом звучании финала.

В «Весенней сказке» два главных, самостоятельных и сложных конфликта, соединяющихся затем в общий конфликт, доходящий до горячего накала и разряжающийся в конце концов противоречивым синтезом: трагедией и апофеозом. Первый частный конфликт - столкновение олицетворенных явлений природы - Холода и Тепла. Здесь источник непогоды и бедствий на земле. Второй конфликт - общественный. Его результат - всеобщее несогласие в жизни самих людей. Оба конфликта объединяются в поток действий за благополучие и счастье. Конец - апофеоз - завоевание тепла и света, благополучия и счастья через утрату холодности и разъединенности человеческих сердец.

Глава I. Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники

С именем царя Берендея мы уже сталкивались в русской литературе у Жуковского («Сказка о царе Берендее»). Но в сказке Островского есть не только царь Берендей, но и царство берендеев. И царь потому Берендей, что он царь у берендеев, поэтому следует искать оправдание имени народа сказочной страны берендеев, в которой царствует Берендей.

Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведём и его. Берендеи - тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения. По договорам с русскими князьями они селились на границах Древней Руси и нередко несли сторожевую службу в пользу Русского государства. Но после нашествия татар были рассеяны и частью смешались с населением Золотой Орды, а частью - с русскими. Как самостоятельная народность не сохранились. Очевидно, что это не те берендеи. Ответ можно отыскать в биографии писателя.

Предки драматурга - люди Северной Руси. В двадцать пять лет Островский впервые едет на родину предков. Уже с полпути от Москвы до Костромы он видит особенный русский народ. Молодой Островский встречает «типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам»

Эти записи - от впечатлений после Переяславля. А потом Островский приходит к выводу, в котором определяет даже этнографическую границу Северной Руси. И ее отличительные особенности. «С Переяславля начинается Меря - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку». Исторически меря – племя, жившее до 9-го,

10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей. По своему этнографическому происхождению принадлежащее к финно-угорской группе. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточивалось среди русских и сливалось с ними. Совершился, исторически естественный процесс этнографической селекции - образования обновленной северной группы славян. Меря Островский называл северный русский народ, к которому по крови Островский принадлежал сам, и был предметом его удивления и восхищения. Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны окрещены Островским берендеями.

Вполне возможно, что Островский знал поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.

Легенду о древнем племени берендеев Островский мог почерпнуть и в трудах А.Н. Афанасьева, где приводились не только народные предания, но и летописные упоминания о нём. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени.

«А это кто? Кафтан-то

Узорчатый, обвязка золотая

И по пояс седая борода»

Это сказочный царь, «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей» - по старшинству и мудрости главный берендей страны «обетованной»:

Веселы грады в стране берендеев

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава…

Мечта о мире, богатстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла своё воплощение в изображённом Островским сказочном царстве.

Одним из источников написания можно считать труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором собран огромный материал из этнографии, истории, мифологии десятков народов. Островский был знаком с этим трудом Афанасьева, увлекался чтением его «Русских народных сказок», что, несомненно, обогатило поэтическую фантазию драматурга.

В русских народных сказках имеются варианты сказки о снегурочке, которая тает от пламени костра. Но Островский создал свою Снегурочку, отличающуюся от одноимённых героинь, вылепленных из снега (Снежевиночки, Снегурушки).

Драматург по-своему истолковал страх Снегурочки перед Ярило-Солнцем. «Идея сделать Снегурочку недоступной чувству любви, представить в её образе олицетворение деревенского целомудрия и невинности, приписать пробуждению чувства любви такую разрушительную силу, эта идея есть лирический домысел Островского. Островский как бы создал новый миф в поэтическом образе».

Высказывалось предложение, что одним из источников сказки был роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», где русский писатель, приятель Островского, дал одну из первых художественных обработок поэтического мифа о древнеславянском боге Яриле.

Наконец, главным источником сказки явидась поэзия крестьянских праздников, жизнь и быт крестьян в окрестностях Щелыкова. Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки-это места владений самого драматурга, а дворец Берендея - это дом самого Островского. В первом «пояснении» к «Прологу» Островский рисует картинку сказочного начала. И вот какой она представлена: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река... За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея... в окнах огни». Эти огни в полночь ранней весны, когда лес безлистый, с Красной горки, находящейся перед усадьбой Островского на другой стороне реки, можно видеть и теперь, несмотря на разросшийся лес по обоим берегам реки. Недалеко от Красной горки и Ярилина долина, на которой показано последнее «действо» сказки.

Те русские-берендеи, которыми так восхищался Островский, которых так любил, жили в северной полосе России, где теплое лето короче холодной зимы. Хороших, добрых лет в этой стороне бывает больше, чем плохих, недобрых. В такие времена русские-берендеи могут иметь в достатке всего, что может дать их северная земля. Однако бывают, и нередко, «недобрые» лета, короткие, хояодные, дождливые, без ясного, теплого солнца. Они «приводили» за собой тоскливые голодные годины. Все это испытывал на земле берендеев и сам Островский. «По случаю дурной погоды у нас лето нынче отменилось, сена не было, яровые не дозрели и уж испорчены морозами, теперь идут беспрерывные дожди и мешают сжать даже солому. Хорошо убрали только рожь, которая урожайна, хотя и были вымочки. Вот тут и хозяйничай как знаешь" Можло представить, в каком положении в такие годы оказывались крестьяне. Нередко урожай, а отсюда и благополучие земледельца Северной Руси зависели не столько от его труда, сколько от погоды. Теплое, продолжительное лето - хороший хлеб. Холодное, дождливое лето - нет хлеба.

Главная мечта - теплое солнце и обильный урожай. И создаются два главных божества: Ярило - бог тепла и солнца и Кострома - богиня плодородия. Им посвящаются и думы, и молитвы. Им слагаются песни. Для них и жертвоприношения, и всенародные весенние «действа».

И все-таки главное божество из двух - Ярило. От него зависит и плодородие. Поэтому именно ему - самое большое внимание людей.

Торжества в честь Ярилы бытовали в Костромском крае и во времена Островского. Вот, скажем, как пишет об этом один из костромских краеведов того времени в «Губернских ведомостях»: «Нынешнее ярилово гулянье, совершающееся в Костроме, во всесвятское заговенье, уже не сопровождается ранее существовавшими обрядами, не слышится уже и песен мифического характера. Впрочем, к некоторым песням новейшего происхождения присоединяется припев: «Лелю» - божеству любви. Сколько можно было наблюдать, в настоящее время гулянье ограничивается только тем, что молодые парни и девицы составляют круги, поют песни, или стоя на одном месте, или ходя кругом попарно... В обычае остаются и игры, но опять-таки современные... Затем веселые песни сопровождаются пляской... Любовь - основной мотив песен, которые поются народом во время Ярилова гулянья».

Глава II. Фольклорная основа сказки

«Снегурочка» насыщена тем фольклором, который Островский мог черпать в своем родном Поволжье. Итак, в основе песен и обрядов берендеев лежат северно-русские фольклорные песни и обряды. Укажем лишь на некоторые из них.

«Снегурочка» - песенная пьеса, по материалу она – старинно-народная.

Весь песенный фонд, которым пользуется драматург в своих пьесах, делится на такие жанры: народные песни, романсы и стилизации тех и других. К стилизации старинных песен относятся изумительные по художественному мастерству песни гусляров в «Снегурочке».

Уже первые страницы повествования встречают нас хором птиц, который заимствован драматургом из народной песни:

Собирались птицы,

Собирались певчи

Стадами, стадами.

Садились птицы,

Садились певчи

Рядами, рядами…

Орел воевода,

Перепел подъячий,

Подъячий, подъячий…

В репертуаре Леля – песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. «Земляничка-ягодка». (Песенник 1780г.):

Земляничка-ягодка

Без пригреву вызрела,

Сиротинка-девушка

Без призору выросла,

Ладо мое, Ладо!

«Как по лесу лес шумит». (Песенник Авдеевой, 1848 г.):

Как по лесу лес шумит,

За лесом пастух поет,

Раздолье мое!

Ельник, мой ельничек,

Частый мой, березничек,

Приволье мое!

«Туча со громом сговаривались»:

В роще подруженьки врозь разбрелись,

Кто по кусточкам, кто по ельничку,

Ягодки брали, аукалися

Милой подруженьки нет как нет;

Все-то девицы расплакалися:

Нашу подруженьку не волк ли заел,

Лель, мой Лель! Лели-лели, Лель!

Для детального изучения обрядов у Островского были широкие возможности. Кроме книжных источников, он черпал фольклор непосредственно из жизни. Много материала давали Островскому его поездки, особенно в Щелыково. Из огромного количества обрядов Островский выбирал для изображения в своих пьесах очень крупные и важные обряды: календарные и свадебные. Драматург не ставил своей задачей дать подробное описание их; его цели – не этнографические, а художественно-литературные. Подробно изображает драматург зимне-весенний праздник – масленицу. Обряд проводов масленицы, вставленный в пролог «Снегурочки», с мифологической основой _ сжигание (смерть) зимы при наступлении (рождении) весны – относится к древнейшим и чрезвычайно распространенным. У Островского чучело не уничтожают: оно олицетворяет собою определенное время года, которое, если и минует («умирает»), то вновь придет («оживает»). Об этом в «Снегурочке» говорит само чучело, перечисляя памятные даты мифологического календаря: «Сгорят огни купальные», «Карачуна проводите», «Придет пора морозная, морозная-колядная: Овсень-коляду кликати». Чучело обещает: «Тогда и ждать меня опять».

Каждый акт «Снегурочки вставлен в венок стилизованной или подлинной народной поэзии. Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно – березу), водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке»:

Ай, во поле липонька.

Под липою бел шатер.

В том шатре стол стоит.

За тем столом девица.

Рвала цветы со травы.

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?

Носить венок милому.

Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю.

Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: «Купался бобер»

Заиграем при народе

Игру свою, что два года учили,

Тишком от всех, в овинах хоронясь

Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы

«зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.

Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца-Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн.

Свет и сила

Бог Ярило.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное солнышко наше!

Нет тебя в мире краше.

Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это – выкуп Купавы Мизгирем:

Голубушки-девицы,

Пришел красы девичьей погубитель.

С подружками, с родными разлучитель.

Не выдавайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп.

Глава III. Конфликт сказки

Конфликт сказки основывается на столкновении и поэтическом развитии противостоящих друг другу сил тепла и холода. Начало конфликта – в мире стихий, между Морозом и Весной, союз которых противоестествен уже по своей природе. Оставить бы Весне Мороза, да вот беда, «у них со старым дочка – Снегурочка».

В Морозе нет любви ни к миру живой природы, ни к миру людей:

По чумам, по юртам кочевников,

По зимовкам зверовщиков

Захожу, заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться.

Высокомерие всевластного самодура, холодная, леденящая сила делают Мороза злым, демоническим в противоположность Яриле – доброму и теплому божеству берендеев.

« Свет и сила,

Бог Ярило

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше», -

поют Яриле приветственную песню берендеи.

В мысли художника холод олицетворяется, принимает грозное обличье. Недоброе, злое-его суть. Чем более Мороз холоден, тем более это ему «любо»:

Живется мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Веселая была; плясало Солнце

От холоду на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор.

Всевластный господин зимы, Мороз и летом не дает покоя Стране берендеев. Уходя на север, он хочет оставить, и оставляет здесь, частицу самого себя. Да и с севера, издалека, он посылает в страну берендеев густые облака, чтобы отградить солнце от земли; он сеет холодные дожди и туманы, чтобы закрыть земле всякую возможность лодоношения.

Лето - пора Ярилы. Ярило гонит Мороза из страны берендеев. Но не так-то спросто сдается Мороз. Он отступает, но с боем. И нередко вырывает частицу победы. Ярило- заклятый враг Мороза. Вечный враг. И ему - все негодование Мороза. Особенно в те времена, когда наступает его, Ярилы, пора власти здесь, на земле береядеев.

Злой Ярило,

Палящий бог ленивых берендеев,

В угоду им поклялся страшной клятвой

Губить меня, где встретит. Топит, плавит

Дворцы мои, киоски, галереи,

Изящную работу украшений,

Подробностей мельчайшую резьбу,

Плоды трудов и замыслов.

В борении с Морозом у Ярилы - хитрый замысел: подослать Весну, с красотой и любовью. Покорить, расслабить Мороза очарованием и лаской. Затея удается. Но товарный Мороз и любовь свою обернул злом и для Ярилы, и для берендеёв. Дочь свою от Весны, Снегурочку, красавицу в Весну, холодную в Мороза, он оставляет на лето в лесах страны берендеев. И тем холодит эту несчастную землю. Пятнадцать лет Снегурочке. Пятнадцать лет она тайно живет в лесах берендеев. Пятнадцать лет подряд у берендеев несчастье. Снегурочка становится невольной причиной «повсюдной сердечной остуды», бедствий и холода для берендеев, ибо ее рождение нарушило законы природы и жизни.

Для Мороза же Ярило «злой, палящий бог», который только и ждет того, чтобы заронить Снегурочке в сердце «лучом своим огонь любви». Потому и Лель, песнями которого заслушивается Снегурочка, Морозу ненавистен, так как «ярым солнцем пронизан он насквозь».

Солнце почиталось божеством благим, милосердным, имя его сделалось синонимом счастья. Отсюда объясняется мифологическая связь солнца с судьбою, в руках которой людское счастье.

Недоброе сулит Ярилин гнев:

Холодные ветра и суховеи,

Медвяных рос убыточные порчи,

Неполные наливы хлебных зёрен,

Ненастную уборку – недород,

И ранние осенние морозы

Тяжёлый год и житниц оскуденье.

Бог – оплодотворитель, представитель благодатной весны назывался у славян Ярило, он признавался покровителем любви и браков:

В Ярилин день…

…сойдутся берендеи;

…И пусть тогда сольются

В единый клич привет навстречу солнцу

Угодней нет Яриле жертвы.

От него зависели дожди и ясная погода.

…наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны – холодней, -

Туманные, сырые, сочно осень,

Печальные.

Значение Ярилы вполне объясняется из самого его имени и сохранившихся о нём преданий. Корень –яр совмещает в себе понятия 1) весеннего света и теплоты; 2) юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; 3) любовной страсти и плодородия.

Глава IV. Царство берендеев

Несчастье берендеев не столько от «зол» природы, сколько от них самих. Зло - в их делах, в их отношениях друг к другу, в устройстве их жизни. Сами люди не могут навести порядки на своей земле. Сами неравно разделили богатства, сами себе устроили и барство и холопство. Здесь утеряно сочувствие, участие. Здесь беда человека - беда чужая.

Островскому слышится диалог царя берендеев с одним из своих приближенных - Бермятой. В нем едкая, ироническая оценка «благополучия» в пределах его страны.

Великий парь счастливых берендеев,

Живи вовек! От радостного утра,

От подданных твоих и от меня

Привет тебе! В твоем обширном царстве

Покуда все благополучно.

Правда ль?

Воистину.

Не верю я, Бермята. \

В суждениях твоих заметна легкость. \

Не раз тебе и словом и указом.

Приказано, и повторяю вновь,

Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность

Проникнуть их старался, в глубину.

Нельзя ж легко, порхая мотыльком,

Касаться лишь поверхности предметов.

Поверхностность - порок в почетных лицах,

Поставленных высоко над народом.

Не думай ты, что все благополучно,

Когда народ не голоден, не бродит

С котомками, не грабит по дорогам.

Не думай ты, что если нет убийств

И воровства...

Воруют понемножку.

И ловите?

Зачем же их ловить,

Труды терять? Пускай себе воруют.

Когда-нибудь да попадутся; в силу

Пословицы народной: «Сколько вору

Ни воровать, кнута не миновать».

Итак, мы переходим к первому человеку страны берендеев, в пьесу «поселен» царь - Берендей. Он сказочен и, как царь, необычен. В нем сосредоточены нити всех жизненных начал его страны. И что совсем необычно, в его уме и сердце «нити» от человеческих дум и чувствований: от умов и сердец берендеев.

Берендей - не просто средоточие людских настроений, в нем активна мысль, контролирующая, упорядочивающая и направляющая эти настроения. В Берендее совмещаются мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность. Берендей - настоящий сказочный царь, таким его хотел видеть Островский.

Мудрая и добрая суть царя Берендея ощущении сложной, конфликтной жизни своего народа, в оценке причин несчастья людей, в поиске способов искоренения таких причин для достижения всеобщего благополучия.

Берендей чуток к настрою жизни. Он слышит людской стон. Он хочет войти в жизнь народную, понять беды народные, причины этих бед. И помочь устроить жизнь без бед и несчастий.

Как все люди «царства», Береядей видит первую причину несчастий - в непогоде, в отсутствии летнего тепла и в этом - первая его озабоченность.

Благополучие - велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней,-

Туманные, сырые, точно осень,

Печальные. До половины лета

Снега лежат в оврагах и лядинах,

Из них ползут туманы по утрам,

А к вечеру выходят злые сестры -

Трясучие и бледные кумохи,

И шляются по деревням, ломая,

Знобя людей...

В основах общежития, в людском эгоизме и в отношениях, построенных на эгоизме. В потере людского родства, в утрате любви между людьми, утрате чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду

Не малую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте...

Короче, друг, сердечная остуда

Повсюдная, - сердца охолодели,

И вот тебе разгадка наших бедствий

И холода: за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит. Понятно?

И тут вот рождается та самая «фантастическая» идея действия. Если понятны причины народного несчастья, почему не уничтожить их? Соединить разъединенных людей, порушить вражду, преодолеть людскую холодность, украсить человеческую жизнь любовью - вот задача. Свершить это великое дело - значит добиться всеобщего счастья на земле берендеев.

Бессонницей томимый,

Продумал я всю ночь, до утра вплоть,

И вот на чем остановился: завтра,

В Ярилин день, в заповедном лесу,

К рассвету дня сойдутся берендеи;

Велим собрать, что есть в моем народе,

Девиц-невест и парней-женихов

И всех зараз союзом неразрывным

Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!

Островский опускает ла землю борьбу богов. Здесь, на земле, их продолжения - дети: Снегурочка и Лель, дочь Мороза и сын Ярилы - Солнца. И суть конфликта здесь, на земле, - землая, житейская, человеческая. Лель и Снегурочка - молодые, красивые люди, парень и девушка. Судьба их сводит неспроста. Они должны полюбить друг друга. И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода. Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!.. И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы.

У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия. Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки – Весны, а также родство их «душ».

Весна – Лель, Весна – Снегурочка, Снегурочка - Лель. Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку.

Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель! / Не я гоню, нужда велит». Снегурочка – дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой (Лелем), но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю.

В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно - на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо.

Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками. Имена Куп-ало (Куп-ава) обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце».

А Лель? «Его (солнца) тепло в речах моих… в крови и в сердце». Купава – «солнечная», а Лель – «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной – берендеевской.

Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви – любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет – значит любит»

Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя.

Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день – то пир, что утро – то похмелье, - вот самое законное житье!» В холоде Бобылей, думает Мороз, сохранится и холодная наивность Снегурочки.

Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю – Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую – Снегурочку».

Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай».

Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки:

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор…

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.

Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря - высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое.

Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами.

Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери - Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.

«Измена» Леля оскорбляет Снегурочку. В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней.

Однако, муки Снегурочки-не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить. И страсть ее поэтому - не любовная. И страсть, и муки, и действа ее - от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия.

Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.

Родимая, в слезах тоски и горя

Зовет тебя покинутая дочь.

Из тихих вод явись услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Хочу любить, но слов любви не знаю,

И чувства нет в груди...

Мучительную ревность

Узнала я, любви еще не зная.

Отец-Мороз и ты, Весна-Красна,

Дурное мне, завистливое чувство ""

Взамен любви в наследство уделили...

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей.

Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев.

Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью.

Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их.

«Весенняя сказка» заканчивается словом царя Берендея и хором всех берендеев под запев сына Ярилы.

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд!..

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Заключение

Итак, мы рассмотрели царство берендеев, его реалистическую и фольклорную основы, рассмотрели самих берендеев и их царя, так же рассмотрели властвующие над ними силы природы.

Сказочное царство берендеев было создано Островским в рамках жанра сказки-драмы, имеющей оригинальный сюжет. Можно назвать несколько источников, послуживших основой сказке и самому сказочному царству: это быт северно-русского народа, его песни и обряды, это русские народные сказки, мифы, предания, это и труды фольклориста Афанасьева, с которыми был знаком Островский, это и северно-русская природа.

Берендеево царство находится под властью двух сил природы: Мороза и Солнца, Ярилы. Борьба этих двух сил определяет жизнь берендеев. Война между теплом и холодом переносится и на саму землю, в сердца людей, среди них живут и живые воплощения, крайние выражения этих сил – Снегурочка и Лель. В данной работе мы постарались рассмотреть путь берендеев от холодного отчуждения до объединения их перед лицом Ярилы-солнца.

Список использованной литературы.

1) Зуева Т. В., Кирдан Б.П., Русский Фольклор: учебник для высших учебных завелений. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2003

2) Малоземова Л. Ю., «Снегурочка», «весенняя сказка» А. Н. Островского// Литература в школе, 1994 №5

3) Миронов А. В., Великий чародей в стране берендеев. – Ярославль, Верх.-Волж. кн изд., 1973

4) Орлов А. И., А.Н. Островский и фольклор Ивановской области. – ОГИЗ, Ивановское областное издательство, 1948

5) Островский А.Н., Снегурочка: Пьеса/ Вступ. статья, подготовка текста и примечания Л.М. Лотман. – Л.: Сов. писатель, 1989

6) Ревякин А.И., Искусство драматургии А.Н. Островского. – М., Просвещение, 1974




Top