Написать признаки классицизма в комедии недоросль. Фонвизин Д.И

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

1. Конфликт комедии "Недоросль".

2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина.

3. "Недоросль" — реалистическая комедия.

Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль". Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и привер-женность Фонвизина идеалам свободы человека.

Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепост-никами—драматический конфликт "Недоросля". На сторо-не передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеж-дает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бо-роться. Оно развращает самих крепостников, которые те-ряют свои человеческие качества в обращении с крепост-ными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, по-рожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема "Недо-росля". Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей "благо-родного сословия", изображенных в комическом свете. Лю-бовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно - вой драматического произведения. Его основой стал кон-фликт эпохи.

Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что "Недо-росль" — политическая комедия, так как новаторские чер-ты в ней определили именно политические убеждения ав-тора. Здесь есть сюжет, передающий реальный историчес-кий конфликт; положительные герои с чертами дворян-ских просветителей.

Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина все-гда "сохраняло явственный отпечаток этой школы". "Недо-росль" — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произ& shy;ведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в "Недоросле" имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В "Недоросле" же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.

Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже "узнавали" их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.

Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С "Недоросля" начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское "злонравие" и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.

По словам Г. А. Гуковского, "Недоросль" — "полукомедия, полудрама". Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.

Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим "Горем от ума" и Н. В. Гоголь с "Ревизором". Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: "В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".

Черты классицизма в комедии Д.М. Фонвизина «Недоросль»

Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои - носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин.

1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. 2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). 3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои -- Стародум, Софья, Милон -- говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире").4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»). 5. Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения.

Одной из сложнейших задач, стоящих перед учителем литературы, является формирование у учащихся понятия о литературном направлении. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – уроки литературы, которые дают представление о характерных чертах каждого из этих направлений, являются трудными как для детей, так и для учителей. Практика показывается, что усвоение столь непростого материала ребятами 9 класса возможно лишь при поэтапном его рассмотрении. Позволим себе назвать эти этапы, сделав несколько попутных пояснений:

  • чтение установочной лекции с записью отдельных положений, новых понятий (возможно работа по заранее составленному учителем плану-опоре);
  • чтение и анализ имеющейся у учащихся учебной статьи, дополнение материалов лекции (эта работа проводится дома);
  • чтение литературных текстов, анализ их как произведений того или иного литературного направления;
  • привлечение искусствоведческого материала, позволяющего расширить представление об изучаемом направлении (это может быть интегрированный урок, проведённый совместно с учителем МХК, сообщения, сделанные учащимися старших классов или самими учащимися, особенно если они обучаются в художественной школе);
  • проведение в классе занятия в рамках спецкурса “Литература и музыка”, например по теме “Классицизм в музыке” (это привычная практика нашего учебного заведения: такие занятия проводятся совместно с преподавателем школы искусств).

Идя таким путём, учитель помогает ребятам в освоении ими сложнейших понятий. Это становится залогом успешной работы с литературными произведениями как зарубежной, так и русской литературы. Ребята постепенно учатся видеть особенности каждого направления, нашедшие отражение в произведениях разных авторов. Это позволяет учителю говорить с учащимися о том, как соотносятся “правила” и “признаки” направления и творческая индивидуальность писателя. Но особое место занимают уроки, посвящённые произведениям, которые дают возможность увидеть, как в “недрах” произведения зарождается нечто новое, нарушающее законы и правила литературного направления. Именно такому уроку мы посвящаем наш материал.

Завершая изучение темы “Русский классицизм”, мы проводим двухчасовое занятие по теме “ ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ “НЕДОРОСЛЬ”: ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ”. Перед уроком проводится предварительная работа. Начинают свою деятельность творческие группы учащихся, руководят которыми ученики-консультанты и ученики-режиссёры. Одна группа готовит литературоведческий материал, две другие – инсценировки. Роль учеников-руководителей очень ответственна. Хотя они работают в контакте с учителем, но многое им приходится решать самим, например набирать актёров, осуществлять постановку, отбирать состав группы, выбирать форму представления материала. Помощь учителя, таким образом, сводится к минимуму или оказывается очень ненавязчиво, с уважением к предложениям ребят, их творческим поискам.

Сам урок начинается с чтения и анализа темы, записанной на доске. Ребятам даётся задание:

Вы - учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы должны достигнуть в итоге проведённого занятия.

Учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием: они понимают, что должны увидеть традиции классицизма и новаторство в пьесе замечательного русского драматурга, о которой В.Г.Белинский сказал: “Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина.”

Далее в своём вступительном слове учитель говорит следующее: “Ряд наших уроков был посвящён изучению литературы XVIII века. Ведущее направление эпохи – классицизм, лучшие достижения которого были восприняты писателями других эпох и определили особенности русский литературы в целом. Писателями-классицистами были сделаны художественные открытия, которые проложили путь направлению, ставшему ведущим и достигшему своих высочайших вершин в XIX веке. Я говорю о реализме. Итак, вы правильно поняли тему. Ещё раз подчеркну: наша задача сегодня, во-первых, оценить комедию “Недоросль” как произведение классицизма, во-вторых, увидеть в ней те черты, которые мы определяем как новаторские. Литературовед А.П. Валагин писал: “Не случайно комедия Фонвизина начинает собой в русской литературе традицию “обманных” комедий, где за кажущейся простотой драматических построений кроется сложность противоречивой жизни, а за смехом “неведомые миру слёзы”. Эту особенность фонвизинской пьесы поняли и почувствовали уже современники драматурга. Об этом вам расскажет группа ребят. Руководитель, ученица вашего класса, определила состав участников, а вместе ребята отобрали материал, нашли форму для своего рассказа о том, как пьеса “Недоросль” шла на сцену, кто помогал её автору на этом пути и, наконец, о том, как она была встречена её первыми зрителями.”

Опыт проведения таких уроков показал, что учащиеся предлагают самые разнообразные формы преподнесения указанного материала: это и светская беседа- диалог дам о представлении комедии и вызванных им впечатлениях, это и разговор автора с актёрами: Иваном Афанасьевичем Дмитревским, первым исполнителем роли Стародума, Петром Алексеевичем Плавильщиковым, исполнителем роли Правдина, Авдотьей Михайловой (Простакова), Яковом Даниловичем Шумским, которого уговорили исполнить роль Еремеевны; диалог-спор с противниками Фонвизина и его сторонниками. Конечно, предложенный в такой форме учебный материал воспринимается слушателями с живым интересом. Не забудем и о том, что таким образом мы даём возможность ребятам проявить свои творческие способности, инициативу, творческую активность.

Следующий этап урока представляет собой эвристическую беседу. Она, с одной стороны, позволяет многое повторить (ведь детьми тема, посвящённая русскому классицизму, изучена!), с другой стороны, даёт возможность углубления знаний, получения новых сведений, их систематизации. С этой целью учитель заранее готовит для каждого ученика специальный лист, где обозначены важнейшие понятия, на которые нужно будет обратить внимание; кроме того, здесь же даётся словарь-опора. Лист-распечатка выглядит следующим образом:

  1. Предмет изображения в комедии.
  2. Характер конфликта.
  3. Изображение положительных героев.
  4. Изображение отрицательных героев.
  5. Сохранение жанровой формы.
  6. Элементы сюжета.
  7. Соблюдение основных правил классицизма.

Словарь: животрепещущие вопросы общественной жизни, прогрессивные взгляды, “говорящие” фамилии, фразы- саморазоблачения, внесюжетные сцены, внесценические персонажи, приём прямого соотнесения характеров, прямое выражение авторского идеала, резонёрство, индивидуализация речи, анахронизм

Такой лист каждый ученик получает перед уроком, работать же с ним он начинает именно теперь. Учитель, оценив работу первой творческой группы, обращается к классу: “С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы примите активное участие. В процессе беседы вы будете работать на листах, которые лежат перед вами. На них обозначены те аспекты, которые будут обсуждаться в связи с поставленной целью урока. Все записи и пометы вы будете делать прямо на листах. Обратите внимание на предложенный вам словарь. В конце урока сделанные вами записи помогут нам обобщить материал, о котором будет идти речь. Итак, начнём.

Вопрос. Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

Ответ. Комедия классицизма –произведение низкого жанра, изображающее повседневную жизнь.

Комедия Фонвизина этому требованию соответствует. Действие происходит в усадьбе Простаковых.

Вопрос. Почему же, хотя предметом изображения стала частная жизнь одной дворянской семьи, пьеса зазвучала так остро?

Ответ. Комедия затрагивала злободневные для русской жизни конца XVIII столетия проблемы. Герои пьесы высказываются по самым животрепещущим вопросам общественной жизни.

Вопрос. Итак, каким может быть наш первый вывод?

Ответ. Пьеса Фонвизина как комедия классицизма была комедией общественной .

Вопрос. Напомните мне о том, каким был основной конфликт в комедии?

Ответ. Главный конфликт комедии – конфликт эпохи: борьба прогрессивных, просвещённых дворян с крепостниками- невеждами.

Вопрос. Какова цель в комедии классицизма?

Ответ. Смешить, “издёвкой править нрав”, просвещать.

Вопрос. Кто становится предметом осмеяния в комедии и за что?

Ответ. Это, конечно же, Скотинин, Простакова, Простаков, Митрофан. Это отрицательные герои комедии, невежественные, грубые, жестокие. Они гордятся своим невежеством. Всё в доме Простаковых устроено неразумно: муж унижен и безлик, жена, “злая фурия”, держит в страхе и мужа, и весь дом, сын хитёр и изворотлив, он жесток по отношению к матери, которая безумно его любит.

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Вопрос. Теперь я предлагаю вам посмотреть отрывок из комедии. Кто участники этой сцены? Какова роль этих героев в пьесе?

Участники второй группы показывают сцену разговора Стародума и Милона.

После завершения выступления ученик- режиссёр говорит о том, что поставить эту сцену было сложно, так же как и исполнителям играть их роли. Учащимся понятно, почему это происходит. Они говорят о том, что в сцене действуют герои положительные. Они мало отличаются друг от друга, характеры их неинтересны, поэтому и исполнять их роли трудно: играть, как говорится, нечего.

Вопрос. Почему же современники встречали именно эти сцены бурными аплодисментами?

Ответ. Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Учитель обязательно должен добавить, что Фонвизин всё-таки пытался сделать положительных героев более интересными, уйти от схематизма и однозначности в изображении их характеров.. Так, например, у Стародума появилась биография, элементы биографии есть и у других положительных героев. Милон – человек ясного разума, но ему свойственны и проявления довольно сильных чувств. Драматург хотел индивидуализировать речь каждого, избежать её излишней книжности, но всего этого было недостаточно, поэтому образы положительных героев всё же остались традиционно классицистическими. По словам В.О. Ключевского, “это благородные и просвещённые резонёры, академики добродетели… не столько живые люди, сколько моралистические манекены.”

Далее предлагаем посмотреть ещё одну инсценировку. Это работа другой творческой группы. Обычно для постановки берут 1-4 явления 1 действия (или другие с участием отрицательных героев). После просмотра слушаем режиссёра, объясняющего свой замысел, оценивающего его реализацию. Затем обращаемся к учащимся: “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” Ответ находят довольно быстро: ребята понимают, что характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее. Учитель поясняет, что это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием. Учащиеся доказывают это примерами из комедии. Далее мы отмечаем, что речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, что тоже подтверждается примерами из текста. Затем мы предлагаем ребятам определить ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Учитель уточнит, что Фонвизиным была разрушена замкнутая жанровая форма, и поставит следующий вопрос: “В чём вы увидели особенности финала комедии?”

Учащиеся обычно говорят о традиционной для комедии классицизма развязке: порок наказан, добродетель торжествует. Однако наиболее подготовленные ученики понимают, что по сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.

Вопрос. Соблюдены ли в комедии три правила классицизма?

Этот вопрос не вызывает затруднений, поэтому наступает момент, когда необходимо подвести итоги. Это заключительная часть урока. Опираясь на сделанные в ходе занятия записи, учащиеся говорят о чертах классицизма в комедии и, самое главное, о художественных открытиях писателя. Выслушав ряд высказываний, учитель подводит итог: “ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи? Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами? Какие слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и сейчас?”

Обсуждением этих вопросов мы и завершаем наше занятие. Методические пути, выбранные нами, конечно, далеко не единственные, но многократное использование данной методики в ходе проведения подобных занятий говорит об их эффективности. Всё остальное определит сам учитель, его опыт, знание особенностей классов, творческих способностей и познавательной активности учашихся.

1.Валагин А.П. Прочитаем вместе… М., “Просвещение”, 1991, с. 6

1. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин.М., Л., 1966

2. Ключевский В.О. “Недоросль” Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы)//

Ключевский В.О. Соч. М., 1959. Т.8. С. 263-287

3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 г.

4.Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

5. Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма. Комедия. Л., 1982.

а, в том числе знаменитая комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма (от лат. classcus - образцовый). Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII -XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.

В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирика и в драматургии.

Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от , ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.

Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.

Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами . Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме", образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.

Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.

Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.

Драма (от греч, drama - «действие»), как известно, - один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.

События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить - «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).

Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.

Первые два единства очень просты и носили формальный характер, из-за чего впоследствии не удержались в драматических произведениях.

Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы, например в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т. д.

Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.

Единство действия - наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.

Такое правило к драматическому сюжету и получило название «единство действия». «Действие драмы, - писал В. Г. Белинский, - должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов...» Это означает, что в драме «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению».

Благодаря единству действия в драме особенно четко и последовательно прослеживается трехчленное развитие сюжета: завязка - развитие действия (включая кульминацию) - развязка. Внешним выражением последовательности течения драматического действия является членение драмы на акты, каждый из которых является завершенной ступенью развертывающегося конфликта.

Классицизм строго придерживался так называемой иерархии жанров. Трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам». Комедия, басня, сатира - к «низким».

В жанре трагедии Франция выдвинула двух крупнейших драматургов - Пьера Корнеля и Жана Расина. В основе их произведений лежит столкновение личных интересов и гражданского долга. В жанре басни прославился Лафонтен, а в жанре комедии - Мольер. Они смеялись над пороками людей, над несправедливыми социальными и общественными условиями и отношениями.

С течением времени противоречия между личностью и государством все более обострялись. Критике стали подвергаться не только низшие слои населения, непросвещенные и не затронутые деятельностью могучего разума, но и дворянство и духовенство, стоявщие на высокой ступени общества. Наступило время комедии.

В основе комического (и смеха) лежит закон несоответствия: мнимое противоположно истинному, иллюзия - реальности, ожидаемое - результату. Несоответствие может быть легко обнаружено между словами и делами, как в басня х Крылова, между неоправданно заниженным или чрезмерно преувеличенным событием, несоответствие между претензиями персонажа, как в случае госпожи Простаковой, и ее действительной сущностью. Именно на почве несоответствия вырастают такие свойства комедии как гипербола, заостренность, абсурд, гротеск и ее «высокий», часто смешанный со слезами отчаяния, смех. Чем нелепее несоответствие, чем оно более фантастично, тем боле реалистичной, жизненно достоверной должна быть обстановка действия. Только в этом случае комедия с ее мудрым и возвышающим смехом будет убедительной и нравственно действенной.

Все эти замечания относятся в полной мере и к России, и к русскому классицизму, который обладал рядом национальных особенностей.

В России классицизм возник в 1730-1750-е годы. Для русского классицизма саойственна национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, который основывался на крепнущей мощи русского государства и был связан с преобразованиями Петровской эпохи.

Вопросы в задания

1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?

2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?

3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:

«В комедии "Недоросль" автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. В "Бригадире" автор дурачит порочных и глупцов, язвит их стрелами насмешки; в "Недоросле" он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады... Невежество..., в котором рос Митрофанушка) и примеры домашние должны были готовить в нем изверга, какова мать его, Простакова».

Роли Милона и Софьи бледны... Правдин чиновник: он paзрезыват мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкпн, Цифиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых...».

Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие ее несомненно. Некоторые из имен действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину... Если правда, что князь Потемкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра» (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 197-198, 211-222).

4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?

5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического обьяснения учебной пьесы)»:
«Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. ...надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей природы, родственной насекомым или микробам.

Да я и не знаю, кто смешон в Недоросле . Г-н Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли волн и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном. Тарас Скотннин тоже мало комичен: в человеке... для которого свиной хлев заменяет и храм науки, и домашний очаг, - что комичного в этом благородном российском дворянине, который из просветительского соревнования с любимыми животными доцнвилизовался до
четверенек? Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии, необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически... она глупа и труслива, т. е. жалка - по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна - по брату, как Скотинина. Недоросль - комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их ка сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли.

Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него» (Ключевский В. О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. - М., 1990. - С. 342-349).

В чем разница между суждениями Вяземского и Ключевского и кто из них, по вашему мнению, более прав? Или, возможно, у вас есть другая точка зрения?

6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям (единство времени, места...)?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки


Top