Народы кавказа спутниковая карта кавказа кавказ.


В поисках убежища в холодную пору года палеолитический человек осваивал пещерные жилища на Кавказе значительно раньше, чем в соседних районах Ближнего Востока. Кавказ занимает одно их первых мест (а возможно и первое) по количеству стоянок древнекаменного человека (Любин В.П . 1998, 49). Интенсивное заселение этой горной страны происходило в ашельское время (ранний палеолит), хотя имеются археологические находки и еще более раннего шельского времени. К концу ашельского периода (приблизительно 200 тыс. лет тому назад) человек уже заселил территорию современной Армении, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа (стоянки в Азыхской пещере, Дманиси, Мурадово, Кударо, Цона, Карахаче и др.)


Слева: Азыхская пещера в Азербайджане, место поселения людей преандертальского типа. Фото из Википедии.


Очевидно, с того времени Кавказ был заселен постоянно, и мы предположили, что в эпоху верхнего палеолита здесь поселились люди монголоидной антропологической расы. Основания для такого предположения появились в результате исследования родственных отношений сино-тибетских языков .


Люди европеоидного типа заселили Кавказ и Закавказье во времена мезолита и развили здесь свои собственные неолитические культуры. Вопрос о населении Закавказья, говорившого на языках ностратической макросемьи , рассматривается отдельно, здесь же мы приводим только карту расселения носителей ностратических языков (см. ниже) и далее попытаемся выяснить возможность присутствия на Кавказе древнего населения иной языковой принадлежности. При этом ключевым является вопрос, является ли какая-то часть современного населения этой территории автохтонными жителями.



Задавшись этим вопросом, попытаемся исследовать языки современных народов Северного Кавказа . В настоящее время здесь проживают носители нахских, дагестанских, абхазо-адыгских и тюркских языков. Как это будет показано далее, балкарцы, карачаевцы, кумыки и ногайцы являются населением пришлым. Поэтому нам следует установить родственные связи нахских, дагестанских и абхазо-адыгских языков и при помощи графических моделей этих языков попытаться найти прародину их носителей.

Многие лингвисты объединяют абхазско-адыгские и нахско-дагестанские языки в одну северо-кавказскую семью, иногда назаваемою просто кавказский. Южно-кавказскими языками можно назвать языки картвельской группы, принадлежащих к ностратической макросемье. Отношение абхазско-адыгских и нахско-дагестанских языках к какой-либо макросемье еще не определено. Поскольку их носители с древнейших времен проживают на Кавказе в тесном соседстве с носителями языков картвельской группы, можно предположить, что эти языки также относятся к ностратическим. В пользу такого преположепния говорят многочисленные индоевропейско-севернокавказские изоглассы (Старостин С.А . 2007, 312-358).

Лексические данные о северо-кавказских языках были собраны в таблицы группой ученых под руководством Николая Старостина в проекте The Tower of Babel . Данные, взятые из таблиц были использованы для исследования этих языков , но построить для них общую модель родства не удалось. Однако отдельные модели абхазско-адыгских и нахско-дагестанских языков были построены успешно. И это позволяет выдвинуть следующую рабочую гипотезу.


Вероятно обе группы языков, происходит от одного общего предка, который С. Старостин называл прасеверокавказским языком (ПСК). В доказательство его существования он приводил фонетические и лексические соответствия между нахско-дагестанскими и абхазо-адыгскими языками (Старостин С.А . 2007, 290-305). ПСК был разделен на два диалекта уже на ранней стадии развития. Когда носители этих диалектов мигрировали в разных направлениях, на новых местах проживания сформировались пранахско-дагестанский (ПНД) и праабхазо-адыгский (ПАА) языки, которые со временем также прошли процесс членения. Их общая прародина должна была быть расположена где-то недалеко между современными местами обитания, то есть на Кавказе. Здесь имеется только один свободный ареал, который не был заселен носителями какого-либо ностратического языка, а именно долина Куры в современном Азербайджане (см. карту выше). Язык местного населения мог также принадлежать ностратической макро-семье.



Рис. 9. Лингвистическая карта Кавказа приблизительно на период VII-V тыс. до н.э.


Носители ПАА поселились на территории современной Абхазии, а носители ПНД – в Дагестане и, очевидно, на широкой равнине Северного Кавказа. Позже последние стали создателями так называемой майкопской культуры, которая существовала в Предкавказье до конца 3-го тыс. до н.э. Это население условно далее будем называть


Абхазо-адыгские языки


Абхазо-адыгские языки представлены живыми языками абхазским, абазинским, адыгейским, кабардино-черкесским и мертвым убыхским, о котором, однако, остались задокументированные свидетельства. При этом кабардино-черкесский и адыгейский настолько близки, что можно предполагать их общее происхождение из одного праязыка. Менее уверенно можно говорить об общем праязыке абхазского и абазинскеого. Тем не менее, для построенмя графической модели родства были приняты данные Сергея Старостина, представленные для всех указанных выше пяти абхазо-адыгских языков.



В соответствии с этими данными схема родственных отношений строится очень легко, она показана на рисунке 10.


Рис. 10. Графическая модель родства абхазо-адыгских языков.

Предположительно место для полученной схемы на карте следует искать где-то вблизи современных поселений абхазо-адыгских народов, однако небольшое количество языков этой группы не позволяет точно локализовать их доисторическую прародину. Кроме того, в районе ее предполагаемого расположения не находится места для ареала кабардино-черкесского праязыка. Очевидно кабардино-черкесский и адыгейский, действительно, имели общего отдельного генетического предка. При таком предположении схема может быть соотнесена с территорией Западного Кавказа, где на побережье Черного моря можно выделить четыре достаточно выраженных географических ареала. При этом предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов, которых назовем условным именем адыге, должны были проживать в ареале между реками Мзымта и Бзыбь, а предки убыхов – между реками Мзымта и Шахе.



Такая локализация графической модели (см. карту на рисунке 11) позволяет утверждать, что на местах своего первичного поселения между реками Бзыбь и Кяласур остались абхазцы, несколько расширив к настоящему времени свою исконную территорию за реки Бзыбь и Кодори.


Рис. 11. Ареалы формирования абхазо-адыгских языков в западной части Кавказа .


Наличие ареала между реками Кяласур и Кодори, соответствующего модели родства, дает основание утверждать, что абазинский язык развился именно там, по соседству с ареалом абхазского и это обусловило особенную близость этих языков. Абазины являются предками исторических абазгов (абасков), страна которых располагалась приблизительно в этих же местах.


Нахско-дагестанские языки


В состав нахско-дагестанских языков входят лакский и даргинский (даргва) языки, а также такие группы языков: нахская (вейнахская), цези, аваро-андийская, лезгинская.

Очевидно, на территрии Дагестана сначала сформировались шесть первичных языков, то есть каждая из четырех групп имела свой отдельный праязык, которые будем называть нахским, цези, аваро-андийским и лезгинским. Построенная на материалах Tower of Babel графическая модель родства нахско-дагестанских языков имеет вид, показанный на рисунке 12.


Рис. 12. Графическая модель родства нахско-дагестанских языков .


Полученная схема неплохо размещается в долинах горной страны Дагестана. Границами между ареалами являются горные хребты (см. карту на рисунке 13)



Рис. 13. Ареалы формирования нахско-дагестанских языков.


Густая сеть горных хребтов Дагестана, хотя и создавала достаточно большое количество изолированных , тем не менее оставляла населению возможность миграции через доступные перевалы. Понятно, что необходимость миграций возникла с ростом численности населения. Впоследствии произошло небольшое расселение носителей нахско-дагестанских языков вдоль хребта Большого Кавказа (направления расселения показаны на карте стрелками), и на новых местах поселений некоторые языки расчленились вновь.


Языки, развившиеся из первоначального нахского языка .


Из нахского праязыка развились современные чеченский, ингушский, бацбийскмй и кистинский языки. Он сформировался в большом ареале, ограниченном Главным Кавказским, Богосским и Снеговым хребтами. Теперь эта местность частично находится в пределах территории Грузии, современная граница которой с Россией разделяет ареал на две части. Западную часть ареала образуют долины рек Пирикетельская Алазани и Тушетская Алазани, сливающихся в Андское Койсу. Восточная часть ареала расположена в долине его притока Метлюды. Очевидно, предки чеченцев и ингушей оставили свою прародину под давлением аваро-андских племен, пришедших через Цунтинский перевал (2464 м над уровнем моря) из долины реки Аварское Койсу. Пройдя через проход между горой Большое Борбало на Главном Кавказском хребте и хребтом Нукатль нахские племена вышли в верховья реки Аргун и спустившись по ней до слияния с Шароаргуном, заселили долины обеих рек. В этих долинах окончательно и сформировались чеченский и ингушский языки. Бацбийский и кистинский языки развились в западной части ареала под влиянием грузинского.



Рис. 14. Ареалы формирования нахских и дагестанских языков.


Определение ареалов дагестанских языков показанных на карте выше было проведено с помощью графических моделей (см. рис. 15, 16, 17 ниже).


Языки, развившиеся из первоначального аваро-андийского языка .


Рис. 15. Слева: Графическая модель родства аваро-андийских языков. Справа: Территория формирования аваро-андийских языков на современной карте.


Сравнение модели и территории формирования аваро-андийских языков подтверждает достоверность модели и локализации ее в долине Аварского Койсу. Язык багвала сформировался в западной части того ареала, где раньше возник первоначальный нахский язык, то есть на территории, которая теперь принадлежит Грузии. Теперь носители языка багвала (иначе багулалы) ни в одном из районов Дагестана не образуют большинства и проживают в местности, которая как раз примыкает к их исторической родине, в Цумадинском районе Дагестана. Очевидно, их основная масса была ассимилирована грузинами.

Язык чамвала (чамала)сформировался в ареале по оба берега реки Аварское Койсу, ограниченного с севера Снеговым хребтом с главной вершиной Диклосмта, на востоке – горой Аддала-Шухгельмеэр. Как раз здесь расположен Цумадинский район Дагестана, где сконцентрирована основная масса народности чамвала, которая составляет здесь составляет относительное большинство населения (до 40%) хотя большинство чамвалинцев идентифицирует себя с аварцами.

Носители языка тинди (тиндалы) зеселяют тот же Цумадинский район, составляя 15% населения. Большая часть тиндалов живет в селе Тинди. Это севернее их прародины, которая находится в Цунтинском районе, где абсолютное большинство составляют носители языков, принадлежащих к группе цези (дидойцы, бежитинцы, гунзибцы, гинухцы). В этом районе большинство населения также относит себя к аврцам.

Ареал формирования ахвахского языка мы определили в том месте, где теперь находится Бежитский участок Дагестана с незначительным количеством населения (менее 10-ти тысяч). Кроме бежитинцев тут же проживают гунзибцы и дидойцы. Напротив, ахвахцы, тоже в незначительном количестве (семь тысяч) населяют теперь Ахвахский район, где относительное большинство составляют каратинцы, ареал формирования языка которых как раз находится в этом районе. Поскольку ахвахцы живут также в одном из сел Азербайджана, то можно предполагать, что они оставили свою прародину, мигрируя как на север, так и на юг.

Ареалы формирования ботлихского и андского языков в общих чертах определены правильно. В настоящее время носители этих языков проживающих в Ботлихском районе, который частично соответствует ареалу ботлихского языка, в то время как ареал андского языка определен южнее и четкой границы между этими ареалами нет.

В том ареале, в котором произошло формирование аварского языка, находящегося в Тляратинском районе Дагестана, аварцы составляют теперь абсолютное большинство населения (99, 07%), так же, ка и в более северном соседнем Шамильськом районе, где предположительно сформировался язык годобери. Но годоберинцев здесь нет, они в основном проживают в нескольких селах Ботлихского района (Верхний и Нижный Годобери и др.) Данные о их численности, так же как и других небольших этнических групп аваро-андийской языковой принадлежности противоречивы.


Языки, развившиеся из первоначального дидойского (цези) языка


Рис. 16. Графическая модель родства дидойских языков (цези) .


Достоверность определения ареалов формирования языков дидойской группы проверить невозможно, поскольку абсолютное большинство населения Шамильского, Чародинского, Гунибского, Хунзахского, Гергебильского, Унцукульского, Гумбетовского и Кизилюртовского районов также причисляет себя к аварцам.

В то же время большинство носителей этих языков в незначительном количестве проживает значительно южнее той территории, которая была определена их прародиной. Однако вблизи старых мест поселений в Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах осталось по несколько сел, в которых проживают люди, говорящие на языках цези, хварши и инхоквари. Можно предполагать, что в какое-то время часть дидойцев, бежитинцев, гунзибцев и гинухцев мигрировала на юг из-за нашествия новых пришельцев, в то время как носители языков хварши и инхоквари остались на месте.



Справа:Гунибское плато. Фото Андрея Шлыкова.


Двигаясь вверх по долине Андского Койсу, переселенцы не могли найти себе места среди аваро-андийцев, пока не пришли в верховья Метлуды, и поселились на территории, которая теперь входит в Цунтинский и Цумадинский районы и Бежитинский участок Дагестана. Здесь они живут рассеяно отдельными группами вперемешку друг с другом и аварцами, сохраняя родные языки. Пришельцами, которые заставили пуститься в путешествие дидойцев, бежитинцев, гунзибцев и гинухцев, очевидно были племена кипчаков, потомками которых являются современные кумыки. Эту гипотезу подтверждает местная топонимика, в частности названия рек, имеющих в своем названии элемент Койсу, явно тюркского происхождения (quj , qoj "лить, литься, течь", su "вода"). Со временем могло начаться обратное движение населения, потому что ни в бассейнах Андского и Аварского Койсу, ни в бассейне Каракойсу тюрков в настоящее время нет. Теперь тут проживают аварцы.


Лакский и даргинский языки .


Под давлением аваро-андийцев носители лакского языка оставили свою прародину в верховье Джурмута и перешли в долину Каракойсу и его притоков. Здесь они проживают до сих пор в Лакском и Кулинском районах Дагестана, сохраняя свой единый язык, хотя небольшая часть лпкцев осталась на прародине, которая входит в Чародинский район. Предки даргинцив заселяли местность в низовьях рек, текущих к Каспийскому морю. Здесь нет особых географических препятствий, поэтому язык даргва не прошел процесс членения. Его носители расселились на широком пространстве очевидно до реки Сулак. Упомянутые уже кипчаки, придя в Предкавказье, продвинулись к Каспийскому морю южнее устья Терека и заняли часть территории даргинцив в степной части в предгорьях и вдоль моря, оттеснив даргинцев за Дербент. Свидетельством этому являются современные поселения кумыков в нескольких предгорных районах среднего Дагестана.


Лезгинские языки


Рис. 17. Графическая модель родства лезгинских языков.


Вытесненные из долины Каракойсу лакцами, предки носителей лезгинских языков перешли в верховья рек Самур и Хунних. Современные поселения народов этой группы соотвествуют модели родства их языков лишь частично. В соответствии со схемой рутульцы и цахуры проживают в Рутульский районе Дагестана, лезгинцы – в Ахтинском, Магарамкентском и Курахском районах, агулы – в Агульском, табасараны – в Хивском. Совершенно не соответствуют схеме местожительство малочисленных народов. Так арчинцы вместе с аварцами проживают в Чародинском районе Дагестана, народы будух и крыз заселяют несколько сел Азербайджана, а удинцы проживают в разных местах в Азербайджане, Грузии, Дагестане и даже в Казахстане.




Справа: Этно-лингвистическая карта Дагестана на середину 20-го ст.


Картвельские языки 1. Грузинский
Нахские языки 7. Чеченский 8. Ингушский 9. Кысти 10. Бацбийский
Дагестанские языки 11. Аварский 12. Лакский 13. Даргинский 14. Табасаранский 15. Лезгинский 16. Агули 17. Рутульский 18. Цахурский 19. Киналуги 20. Крызский 21. Будухский 22. Уди
Тюркские языки 34. Азербайджанский 35. Карачаевский 36. Балкарский 37. Кумыкский 38. Ногайский 39. Туркменский 40. Татарский 41. Казахский
Индоевропейские языки 23. Русский 24. Украинский 25. Армянский 26. Осетинский 27. Курдский 28. Талышский 29. Татский 30. Еврейско-татский 31. Греческий 32. Немецкий 33. Молдавский


Проведенное сравнение карт ареалов формирования нахско-дагестанских языков с современными местами поселений их соответствующих носителей показало, что они действительно формировались на территории Дагестана и мы видим, что родственные абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки проходили процесс членения на достаточно большом расстоянии друг от друга, т. е. на этих территориях они проживают исторически длительное время. Очевидно, как мы и предположили, в глубокой древности две группы носителей общего северокавказского языка расселились с общей прародины по разным направлениям, а именно- предки абхазо-адыгцев мигрировали в направлении к Черному морю севернее поселений картвелов, а предки вейнахов и дагестанцев поселились в горной стране Дагестана.


Слева: Население Кавказа в скифское время.


Проведенные исследования позволяют также заключить, что вплоть до наших дней древнейшее население Кавказа, за исключением майкопцев, оставалось на местах своего проживания или же вблизи них. Тут древний картвельский праязык прошел процесс своего членения на отдельные диалекты, из которых позднее развились современные грузинский, мегрельский (мингрельский), лазский и сванский языки. Однако время от времени на Кавказ прибывали новые поселенцы.


На рубеже 3-го и 2-го тыс до н.э. во времена Северный Кавказ заселили тюркские племена (предки современных турок, кумыков, карачаевцев и балкарцев, туркмен и гагаузов), а позднее в Закавказье поселились армяне и иранское племя мидян, к которым присоединились позже другие иранцы: талыши, гилянцы, белуджи, мазендаранцы. Известные из истории албаны и каспии, населявшие Закавказье в скифское время, очевидно, принадлежали к той части носителей гипотетического северокавказского языка, которые осталась на своей исторической прародине. Упоминавшиеся в исторических документах колхи были предками современных мегрелов и лазов.


Осетины, которые составляют значительную часть населения Северного Кавказа, прнибыли к местам своего теперешнего поселения в историческое время и пути их миграций отражены в . Они, как с другие народы Северного Кавказа, в частности чеченцы, играли определенную роль в скифо-сарматский период (см. "К вопросу об этнической принадлежности печенегов ")

Население Кавказа по географическому принципу классификации народов мира делится на 2 группы: 1. Народы Кавказа. 2. Остальное население Кавказа. К остальному населению Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на иной территории, не на Кавказе. На Кавказе они оказались уже сформировавшимися как народ – со своим языком, материальной и духовной культурой. Народ – источник, от которого они когда-то отделились и сегодня существует как самостоятельный этнос. Этническая территория этих народов и сегодня существует как самостоятельная геополитическая единица. К этой группе относятся все славянские народы, греки, эстонцы и другие, несколько поколений которых проживает на Кавказе. Эти народы ни сами не относят себя к народам Кавказа, ни их при научной классификации не относят в этногенетическом плане к данному региону.

Народы Кавказа в свою очередь по принципу автохтонности делятся на две группы: 1. Автохтоны Кавказа. 2. Пришлые народы Кавказа. Сперва рассмотрим вторую группу. К пришлым народам Кавказа относятся те, чье этническое формирование началось на иной территории, но завершилось на Кавказе. Народ – источник, от которого когда-то их предки отделились, как правило, сегодня уже не существует как этнос. Первоначальная этническая территория этих народов, как правило, уже не существует как самостоятельная геополитическая единица.

Пришлые народы Кавказа по генезису делятся на три группы: 1. Индоевропейские народы Кавказа 2. Народы алтайской семьи. 3. Семито – хамитские народы Кавказа.

Осетины – расселены в Республике Северная Осетия (Алания) в составе Российской Федерации, столица – г. Владикавказ; в Южной Осетии в составе Грузии, столица – г. Цхинвал. Осетинский язык – литературный, относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Первая волна предков осетин – сарматы впервые появились на Кавказе в IV веке до н. э. Следующие волны сарматских племен пришли на Кавказ во II веке до н. э. и на рубеже двух эр. Раннесредневековые предки осетин – аланы. Аланы смешались с доаланскими автохтонными племенами Осетинка в национальном костюме

Талыши – расселены в Азербайджане, исторически проживали в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к югозападному побережью Каспийского моря (юговосток Азербайджана и северо-запад Ирана). Талышское ханство вошло в состав Российской империи самостоятельно (вне связи с Азербайджаном) в конце ХVIII века. Талышский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Численность во всём мире - 256 тысяч человек. Талышская девушка из Азербайджана. 1920 -е гг.

Таты – (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджане и в России (преимущественно на юге Дагестана). Таты не имеют своей автономии, татский язык литературный, относится к иранской группе. Предки татов появились на Кавказе в VI веке н. э. , Численность татов – около 10 тысяч человек. Татская женщина. Старинное фото

Курды - ираноязычный народ, представляет собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата - в регионе, называемом Курдистаном. Также расселены в Закавказье, не имеют автономии. После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. В настоящее время Курдистан поделен между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Численность курдов в мире – около 40 млн. чел. В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Белое и Садовое, где поселились в конце 80 -х - 90 -х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии. Курдская женщина с детьми. Село Кварцхана, Батумская область, 1912 год.

Армянка в национальном костюме Армя не - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Являются государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно. Карабахской Республике. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца II тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. Черкесогаи - локальная этническая группа армян, сформировавшаяся на территории исторической Черкесии. Многовековое проживание в адыгской языковой среде привело к образованию особого этнолекта. В 1830 -х гг. были переселены российскими властями на равнинные территории, где основали город Армавир. В настоящее время наиболее высока концентрация черкесогаев в городах Армавир и Майкоп.

Азербайджанцы – тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане. Общая численность - свыше 30 миллионов человек. Относятся к каспийскому типу европеоидной расы. Ранние тюрки оказались на Кавказе в конце IV века н. э. Формирование современного азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века. Азербайджанка. Старинная фотография.

Кумыки – тюркоязычный народ, один из народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне. Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Не имеют автономии. Численность – около 500 тысяч человек. Кумычка. Старинное фото.

Карача евцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяют Карачаево-Черкесию, в основном её горные и предгорные районы. Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Численность около 218 тысяч человек. Старейшины Карачая в XIX веке.

Балка рцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяющий в основном горные и предгорные районы Кабардино -Балкарии. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке. Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан с пришлыми племенами болгар. Численность около 112 тысяч человек. Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Ногайцы – тюркоязычный народ на Северном Кавказе, проживают в Ставропольском крае, в Республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия. Ногайский язык литературный. Численность в Российской федерации - 103, 7 тысяч человек по данным переписи 2010 г. Ногаец. Старинное фото

Горские евреи – расселены в Дагестане и Азербайджане. Язык евреев относится к семитской группе семито-хамитской языковой семьи. Большинство горских евреев говорит на татском языке. Предки татов и горских евреев одной волной пришли на Кавказ в VI веке н. э. и дальнейшее их этническое развитие шло на одной территории и при постоянном взаимодействии. Поэтому зачастую в житейской повседневности, а иногда и при научной классификации татов и горских евреев воспринимают как один народ, одно подразделение которого – таты – исповедует ислам, а другое – горские евреи – иудаизм. Однако это – два гетерогенных народа. Численность горских евреев – 11 000 человек. Горские еврейки

Айсоры (историческое название – ассирийцы, самоназвание – сураи) – расселены в Армении, Грузии, России. Язык литературный, относится к семито-хамитской языковой семье. Предками современных ассирийцев являются говорившие на арамейском языке жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство. Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. Численность в России – около 11 тысяч. Ассирийский мальчик в традиционном костюме.

Автохтонные народы Кавказа говорят на языках Иберийско-кавказской семьи. К автохтонам Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на Кавказе и не связано ни с каким другим регионом. Автохтоны Кавказа делятся на четыре группы: 1. Адыго-абхазская группа 2. Вайнахская группа 3. Дагестанская группа 4. Картвельская группа

Иберийско-кавказские языки Адыго-абхазские: Адыгейский Кабардинский Абхазский Абазинский Убыхский Дагестанские языки: Аваро-андо-цезская ветвь Лезгино-даргинская ветвь Хиналугская ветвь Лакская ветвь Вайнахские: Чеченский Ингушский Бацбийский Картвельские языки: Грузинский Сванский Мегрельский Лазский

Абази ны - один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо -адыгских народов. В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно в 13 селах Карачаево-Черкесии. Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств. Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии. В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии. Абазинка. Старинное фото.

Девушка-абхазка. Старинное фото. Абхазы - один из народов абхазо-адыгской группы, коренное население Абхазии, проживающее в Западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иорд ании, дисперсно - в странах Западной Европы и в США. По переписи 2010 года абхазов 122 000 человек. В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученыхдемографов около 600 тысяч) Абхазы проживают в 52 странах мира.

Тевфик Эсенч (1904- 1992) - последний носитель убыхского языка. Убы хи - народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 70 тысяч чел) в районе Большого Сочи. В конце Кавказской войны были почти полностью переселены в Османскую империю. Большая часть убыхов вымерла в процессе переселения. На данный момент в Турции проживает до 10000 потомков убыхов; они сильно ассимилированы и говорят на турецком и черкесском языках. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым. Последний носитель убыхского языка в Турции - Тевфик Эсенч - был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля как о языке, так и о культуре, верованиях и устройстве жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Чече нцы - северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Исторически также проживают в ряде районов Дагестана, Ингушетии и Грузии. Антропологически чеченцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Общая численность чеченцев во всём мире - 1 миллион 550 тысяч человек. В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории России. После Кавказской войны около 5000 семей чеченцев переселились в Османскую империю. Их потомки составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Чеченец. Старинное фото.

Ингуши - вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе. Коренное население Ингушетии. Общая численность во всем мире оценивается в 600 тысяч человек. В России по последней переписи 2010 года проживает 444 тысячи ингушей, большая часть из которых расселена в Ингушетии - 385, 5 тысяч человек, а также в Северной Осетии - 28, 3 тысяч человек. Антропологически ингуши относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. В 60 -е годы XIX века часть ингушей, переселилась в Османскую империю. Во время Великой Отечественной войны ингуши, вместе с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с фашистскими захватчиками и депортированы в Казахстан и Сибирь. По оценкам потери составили от четверти до половины населения. В правах были восстановлены в 1957 году, после смерти Сталина. Ингушка в традиционном костюме.

Грузи ны - бо льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана. Численность грузин в мире - более 4 млн. человек. В большинстве своем грузины антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы. Наиболее близки к грузинскому языку лазский, мегрельский и сванский. Молодая грузинка из состоятельной семьи.

Ла зы - субэтническая группа грузинского народа. Проживают на территории исторической области Лазистан, большая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции. Численность в мире по разным данным от 150 тысяч до 500 тысяч человек. Лазские мужчины в традиционной одежде (около 1900 года)

Мегре лы рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), последующие переписи причисляют их к грузинам. Мегрелы кроме родного языка владеют также грузинским языком. Мегрелы являются народом региона Мегрелия в Западной Грузии. Мегрельский князь, рис. князя Г. Гагарина. XIX в.

Сва ны - рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на сванском языке. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сван. Старинное фото.

Дагестан является самой многонациональной республикой России. Наиболее многочисленные автохтонные народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы. Аварская девушка Аул Хиндарх. Дагестан. 1883 г. Этническая карта Дагестана. 1 -смешанное население, 2 -аварцы, 3 -даргинцы, 4 -лезгины, 5 -лакцы, 6 -табасаранцы, 7 -агулы, 8 -рутульцы, 9 -цахуры, 10 -кумыки, 11 -ногайцы, 12 -азербайджанцы, 13 -русские

Знатный черкес из Анапы. Рис. князя Г. Гагарина. XIX в. Адыги – современные адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Адыгейцы – западные или нижние адыги, расселены в Республике Адыгея. Численность адыгейцев в России – около 124 000 человек по переписи 2010 года. Черкесы – центральные адыги, расселены в Республике Карачаево. Черкесия. Автономию делят с тюркоязычными ногайцами, карачаевцами и с автохтонными абазинами. Численность – около 73 000 человек. Кабардинцы – восточные или верхние адыги, расселены в Кабардино-Балкарии. Автономию делят с тюркоязычными балкарцами. Численность кабардинцев – около 510 000 человек. Адыгский язык имеет два литературных варианта – адыгейский литературный язык и кабардинский литературный язык.

После завершения Кавказской войны Черкесия полностью вошла в состав Российской империи. С 1864 по 1871 год адыги были насильственно выселены в Турцию. По свидетельствам демографов России ХIХ века, 90 % от общей численности адыгов было депортировано в Турцию, 10 % осталось на исторической родине семью компактно расселенными группами на территории бывшей Черкесии. Из них три группы после установления Советской власти получили автономные области, которые в 1991 году обрели статус самостоятельных субъектов Российской Федерации – Республика Адыгея, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Кабардино-Балкария. Знатные черкесы. Современный рисунок

Кроме этого, адыги компактно расселены сегодня в следующих регионах: Моздокские адыги – в трех аулах Северной Осетии и в одном ауле Ставропольского края, единственная группа адыгов, которая до сих пор исповедует христианство. Армавирские адыги – население трех аулов Успенского района Краснодарского края. Причерноморские адыги - шапсуги, расселены в 12 аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края и в четырех аулах Республики Адыгея (в 1830 году шапсугов было 300 000 человек, по Новицкому). По переписи 2010 г. их численность составляет около 3800 человек. В 1924 году шапсуги получили четвертую для адыгов автономию – Шапсугский национальный район, который был ликвидирован Указом И. Сталина 24 мая 1945 года. Адыг на царской службе. Старинное фото

Натухайцы – адыгский субэтнос, были расселены на Черноморском побережье от Тамани до реки Джубга; по Новицкому, в 1830 году натухайцев было 240 000 человек, от которых остался только один аул – Хатрамтук (в русской топонимии – аул Суворово-Черкесский) под г. Анапой. Этот аул в 1924 году был переселен на территорию Адыгеи и с этого времени на натухайской земле не осталось адыгских населенных пунктов. Остальные натухайцы выселены в Турцию. Всего на исторической Родине, на Кавказе и в целом в России, адыгов по данным переписи 2010 года – около 700 000 человек. Адыгская диаспора насчитывает 45 государств. Подавляющее большинство адыгов – депортантов проживает в Турции – по неофициальным данным – около 5 000. Всего в мире около 5 -6 миллионов адыгов. Кабардинец Киллар Хаширов в 1829 г. первым вступил на вершину Эльбруса


Звезда турецкого кинематографа черкесского происхождения Тюркан Шорай Мераль Окай - турецкaя актриса черкесского происхождения, сценарист и автор песен. Автор сценария популярного сериала «Великолепный век»

Моник Чемерзина (1924- 2004 гг.) - знаменитая французская балерина, актриса театра и кино черкесского происхождения, использовавшая сценическое имя Людмила Черина. Из семьи черкесского дворянинаэмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ), бывшего царского полковника. После окончания карьеры балерины, занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная её работа (являющаяся официальным символом Евросоюза) - монумент «Сердце Европы» . Скульптура установлена в Страсбурге у здания Европейского парламента.

Хагондокова Ирен (Эльмесхан) Константиновна, графиня дю Люар - (18921985), черкесского (кабардинского) происхождения. Дочь генерала царской армии К. Хагондокова. В эмиграции после революции 1917 г. В молодости – манекенщица дома Шанель, позднее - активная участница антифашистского движения Сопротивления Франции в годы второй мировой войны. Добровольно вступив в медицинскую службу французской армии, участвовала в боях против немецко-фашистских войск в Северной Африке, сражалась в Тунисе, Италии, Франции и Германии, участница знаменитого парада 14 июля 1945 г. в честь освобождения Франции. Кавалер многих военных наград Франции и других стран, а также ордена Почетного Легиона. Пользовалась необыкновенным авторитетом в армии. Получила почетное звание Крестной матери 1 -го кавалерийского полка Иностранного Легиона. Похоронена с высочайшими воинскими почестями.

Другие знаменитые адыги: Напсо Мухадин Османович - судостроитель, один из создателей первой в СССР атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Нехай Дауд Ериджибович - Герой Советского Союза. Ногмов (Ногма) Шора Бекмурзович - адыгский просветитель первой пол. XIX в. , историк, литератор, лингвист, зачинатель адыгской письменности. Омар Фахри (Тлеуж) - государственный и общественный деятель Сирии, участник арабоизраильской войны 1948 -49 гг. , начальник полиции Сирии, сирийский военный атташе в Турции и Швейцарии. Омар Хикмет (1886 -1948 гг.) государственный деятель Иордании, министр торговли и сельского хозяйства, мэр г. Аммана, начальник администрации королевского двора. Темирканов Юрий Хатуевич - кабардинец, дирижер с мировым именем, заслуженный артист РСФСР, КБАССР, СССР, лауреат Гос. премии СССР, премии им. Глинки, лауреат многих международных конкурсов. Гл. дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Одиннадцать лет возглавлял академический театр оперы и балета им С. М. Кирова. Более 20 лет работал как приглашенный главный дирижер с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, гастролировал с одним из наиболее знаменитых симфонических оркестров США - Филадельфийским, работал с Нью-Йоркским, Сан. Францискским, Бостонским, Би-би-Си оркестрами, имеет правительственные награды. Хайраддин Ат-Туниси (Туниси Хайреддин) (1826 -1889 гг.) - тунисский просветитель и государственный деятель, автор тунисской конституции 1861. По происхождению черкес. Родился в Западной Черкесии, в 1840 попал невольником к тунисскому бею Ахмеду. Образование получил в Стамбуле и Тунисе. В 1857 -62 гг. - занимает пост министра военно-морского флота, 1861 -62 - председатель Высшего Совета парламента Туниса, 1877 - премьер-министр Туниса.

По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

https://az.sputniknews.ru/


Армянская сторона вынуждена шуметь по поводу "новой войны", чтобы отвлечь внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности.

Александра Зуева, политический обозреватель Sputnik Азербайджан

Едва успели президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян достигнуть на встрече в Вене хоть каких-то небольших договоренностей, как в армянском обществе началось брожение.

Брожение умов в армянском обществе

Сначала министр обороны Армении Давид Тоноян во время встречи с армянской общиной Нью-Йорка заявил о том, что "мы меняем формат "территории за мир" на формат "новая война за новые территории", "мы увеличим число наступательных подразделений, чтобы перенести военные действия на территорию противника".

Следом вице-председатель Республиканской партии Армении Армен Ашотян, сторонник экс-президента страны Сержа Саргсяна, заявил о том, что "важно демонстрировать четкость в дипломатии и дать понять противнику, что если армянской стороне будет навязана война, то противник понесет новые потери".

"Причем не исключено и применение "Искандера". Результатом войны может стать освобождение новых территорий", - отметил он.

В министерстве иностранных дел Азербайджана уже отреагировали на происходящее, заявив, что подобные заявления и действия руководства Армении, в том числе представление такой формулировки, как "новая война за новые территории" - абсолютно неприемлемы.

В МИД Азербайджана полагают, что такого рода акции не соответствуют Венской встрече на уровне руководителей двух стран и принятому по ее итогам совместному заявлению.

"Именно Армения в полной мере несет ответственность за все возможные негативные последствия столь опасной риторики", - подчеркнули в ведомстве.

В армянском обществе, меж тем, действительно происходит нечто удивительное. С одной стороны, Пашинян заявляет о том, что он не имеет права говорить на переговорах от имени карабахцев, которые его не выбирали, а с другой – его министр, который может говорить только от имени армянской армии, делает заявления о "новой войне за новые территории".

То есть, за Карабах они говорить не хотят, как заверяет Пашинян, а воевать хотят, как утверждает Тоноян?

Уж не решила ли Армения наконец признать себя стороной конфликта? Если так, то значит это именно Армения имеет территориальные претензии к Азербайджану, от чего все время пытается откреститься армянская сторона.

Президент Ильхам Алиев во время посещения Н-ской воинской части сил особого назначения министерства обороны, видимо, неспроста напомнил о том, что "апрельские бои показали всему миру, что сегодня Азербайджанская армия обладает самыми высокими качествами и в любой момент может выполнить любую задачу. Созданный Арменией миф был развеян в пух и прах".

Несерьезность армянского премьера

Учитывая все вышеперечисленное, Sputnik Азербайджан обратился к азербайджанским экспертам с просьбой прокомментировать ажиотаж вокруг переговоров по Карабаху, начавшийся в Армении.

С армянской стороной в последнее время происходит что-то странное, заметил военный эксперт Узеир Джафаров. Пашинян на переговорах в Вене называет Армению сторонницей мира, а Тоноян в США заявляет о желании его страны "захватить еще какие-то новые территории", напомнил военный эксперт.

Причем Пашинян эти слова, судя по всему, одобряет, поскольку, комментируя их, сказал, что "если бы Тоноян сказал нечто другое, то я бы его освободил от должности министра обороны", отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выходит, что посредникам, президенту Азербайджана и российскому лидеру Пашинян говорит одно, а на деле получается совсем другое, считает Джафаров.

"В таком случае, азербайджанская сторона очень хочет, чтобы Армения допустила какую-нибудь фатальную ошибку", - подчеркнул он.

Что же до Ашотяна, то тут все шито белыми нитками. После вчерашнего выступления азербайджанского лидера сторонник Саргсяна должен был что-то сказать, и не придумал ничего лучше, как в очередной раз сотрясти воздух пустыми словами об "Искандерах", считает военный эксперт.

Армянская сторона или не понимает, что играет с огнем, или же делает все эти безграмотные и безответственные заявления ради того, чтобы хоть как-то попытаться подбодрить свою внутреннюю аудиторию, заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

"А ведь эти заявления могут обернутся для них большой трагедией от Нахчывана до Еревана", - подчеркнул он.

Впрочем, как в самой Армении, так и за ее пределами к Пашиняну и его заявлениям уже начали относиться с сомнением. Особенно после того, как некоторое время тому назад армянский премьер едва ли не пошел на открытую конфронтацию с Москвой, начав делать реверансы в сторону Запада и НАТО, напомнил Джафаров.

"В связи с этим его на Западе никак не поддержали и не стали выделять ему никакой значительно финансовой поддержки. Так Пашинян, наконец, понял, что никто, кроме России ему не поможет", - сказал военный эксперт.

Все это демонстрирует несерьезность армянского премьера. И если он будет продолжать в том же духе, то этот год станет последним годом его правления. Пашинян все чаще допускает политические и экономические ошибки, которые чреваты для него и страны серьезными последствиями, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Руководство Армении отвлекает армянских народ от своих провалов

Директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов же, в свою очередь, объяснил брожение в армянском обществе двумя причинами. Первая, по его мнению - переговоры в Вене, которые завершились явно не в пользу Пашиняна.

"Все заявления Пашиняна о подключении третьей стороны – Карабаха – к переговорам были проигнорированы. Все его предложения по изменению формата и структуры переговоров также не были поддержаны МГ ОБСЕ, и полностью отвергнуты Азербайджаном", - напомнил эксперт, добавив, что все это однозначно свидетельствует о провале для официальных властей Армении.

Вторая же причина такого информационного шума со стороны Еревана в том, что это совпало с годовщиной апрельских событий 2016 года, считает собеседник Sputnik Азербайджан. По его словам, итоги этих событий были, мягко говоря, плачевными для армянской стороны и даже, можно сказать, обернулись сменой власти в Армении.

Эти два фактора вынуждают армянских политтехнологов шуметь по поводу "новой войны", отвлекать внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности, подчеркнул Гусейнов.

Весь этот шум, по его словам, нацелен на внутреннюю аудиторию, и воспринимать его серьезно Азербайджану не стоит. Половина тех, кто сейчас в Армении об этом говорит, вообще ничего не смыслит в военном деле.

Что же до представителей Минобороны, так ведь именно они в 2016 году были ответственны за провал апрельских боев. Поэтому вдвойне смешно, когда они сейчас выступают с какими-то воинственными заявлениями, подчеркнул эксперт.

"Такие заявления армянской стороны как-раз и демонстрируют, кто из двух стран – Азербайджан или Армения – хочет войны", - заметил он.

Сразу же после мирных переговоров в Вене ситуацию вокруг карабахского конфликта начала обострять Армения. Азербайджан же по-прежнему продолжает призывать к миру, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.


Абхазия. Почему-то горная её часть закрашена в "русский цвет",хотя понятно что русские там не жили,ну по крайней мере она вообще к 1870 году не была заселена. Также непонятны "абхазские пятна" в Кодорском ущелье,хотя там уже никого не осталось. "Мингрельские острова" в восточной части Сухумского округа тоже непонятны. .

Мингрелия,Имеретия,Сванети. Цвета мингрелов и имеретин почти одинаковы,но можно разглядеть границы. Часть Лечхума помечена как мингрельская,также южный берег Риона внезапно гурийский,хотя известно что он не заселен и к тому же входил в Зугдидский и Сенакский уезды. Куда-то исчезли осетины-кударцы в обществе Часавали.

Гурия,Месхети. Обратите внимание на границу РИ с Османской империей. На гурийском участке вдоль границы никаких русских полос,зато на Ахалцыхском участке вереница русских поселений) Грузины редкость в Месхети,даже бОльшая редкость чем на самом деле - известно что с.Уде населено было грузинами-католиками,но тут оно обозначено как насенное...армянами,тогда как армяне там вообще не жили.

Тифлисская губерния,нагорная часть. Мохевцы причислены к Хевсурам,грузины в ущ.М.Лиахвы вообще не помечены,осетины в Триалети также проигнорированы.


Кабарда и Пятигорье. На карте вообще нет балкарцев) ,



Осетия и Чечня. Пригородный р-н полностью "русский" ,русские живут аж в Бамуте и в верховьях р.Асса. Ингуши видимо причислены к чеченцам.




Top