Никола пуссен суд соломона.

Во 2-й половине 17-го века во Франции официальным направлением в искусстве становится классицизм. Однако, в скульптуре и живописи сложнее, чем в архитектуре, здесь сказывается еще большое влияние барокко. И тем не менее классицизм завоевывал свои позиции.

Как уже было сказано, классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, эстетическим идеалом служила античность. Произведениями классицизма провозглашались только прекрасные и возвышенные, согласно античным идеалам.

Создателем направления классицизма в живописи Франции 17-го века стал Никола Пуссен. Уже в ученические годы Пуссен стал интересоваться искусством Возрождения и античностью. Он поехал совершенствовать свое мастерство в Италию, брал уроки в Венеции, в Риме, невольно восхищаясь и живописью барокко Караваджо.

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий Завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высоко чувства долга перед обществом и государством. Картины его поэтично-возвышенны, во всем царит мера и порядок. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Однако лучшие произведения Пуссена лишены холодной рассудочности.

В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин данного периода. Чувственная стихия у него становится упорядоченной, разумной, все обрело черты героической, возвышенной красоты.

В 40-х годах в его творчестве наблюдается перелом. Он связан с переездом в Париж, ко двору Людовика XVIII, где скромному и глубокому художнику было очень некомфортно. В картины Пуссена в это время врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Из картин уходит лирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность.

В последние годы жизни лучшими у Пуссена становятся пейзажи.Он создал замечательный цикл картин "Времена года", имеющий символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования.

Героев этой картины Пуссен позаимствовал из поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы".
Полифем - циклоп, страшный с виду одноглазый великан, который жил на Сицилии, отличался дурным нравом и крушил все, что попадалось под руку. Он не занимался ремеслами, а жил тем, что давала природа, и пас стада. Однажды он влюбился в морскую нимфу Галатею. Она была его полной противоположностью, и не только внешне. Циклопы в античной мифологии олицетворяют разрушительные силы, а нимфы - созидательные, так что рассчитывать на взаимность Полифем не мог. Галатея любила Акида, сына лесного бога Пана.
Укрощенный своим возвышенным чувством, великан перестал крушить скалы, ломать деревья и топить корабли. Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. Прежде свирель издавала ужасные звуки. Теперь же из нее полилась прекрасная песня, и очарованные мелодией нимфы перестали смеяться над Полифемом, Угомонились их вечные ухажеры сатиры, божества плодородия с лошадиными хвостами, рожками и копытами; заслушался, присев на камень, речной бог. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония. В этом и заключается философия пуссеновского пейзажа: так замечательно выглядит мир, когда на смену хаосу приходит порядок. (Кстати, хотя герои - из мифа, природа на полотне - настоящая, сицилийская).
Между тем обманувшийся в своих надеждах циклоп вновь дал волю злобному нраву. Он подстерег соперника и придавил его скалой. Опечаленная Галатея превратила любимого в прозрачную речку.

Однажды, пребывая в состоянии депрессии, Пуссен написал полотно - аллегорию "Танец человеческой жизни".

Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд . Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Не желая расставаться с властью, он придумал своеобразный выход из положения: как только у его жены рождался ребенок, Хронос его проглатывал. Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Зевса тайно переправили на остров Крит, где он и вырос, после чего сверг своего отца и воцарился на Олимпе.

В этом мифе Хронос символизирует безжалостное время, поглощающее то, что само же создало. И Пуссену он понадобился на картине, чтобы сказать: время себе идет, ему все равно, а богатство сменяется бедностью, наслаждение - трудами.

Слева на картине герма (столб) с двуликим Янусом. Это исключительно римское божество. Именно в его честь был назван месяц январь. Януса изображали с двумя лицами, смотрящими в разные стороны, поскольку считалось, что ему ведомы и прошлое, и будущее. "Так было и будет", - так, видимо, размышлял Пуссен, выписывая герму.

Фоном для хоровода служит равнинный, безмятежный пейзаж. По небу в золотой колеснице едет бог солнца Гелиос. Этот путь он совершает ежедневно - ведь солнце восходит каждый день - и видит сверху дела богов и людей, но ни во что не вмешивается. Своим присутствием на полотне Гелиос призван напомнить, что вечная природа равнодушна к человеческим печалям и радостям. Замечательны по этому поводу строки Пушкина:

И вновь у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Юноша и девушка случайно натолкнулись на надгробную плиту с надписью "И я был в Аркадии", т.е. "И я был молод, красив, счастлив и беззаботен - помни о смерти!". Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение - все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Стоическое смирение перед судьбой, мудрое приятие смерти роднит мироощущение классицизма с античностью.

Сюжет взят из "Метаморфозы" Овидия.
Силен, воспитатель и спутник бога виноградарства и виноделия Вакха, был схвачен крестьянами и приведен к Мидасу, царю Фригии. Тот отпустил Силена, и Вакх даровал царю по его просьбе способность обращать в золото все, к чему он прикоснется. Но когда в золото стала превращаться даже еда, царь раскаялся в своей жадности и взмолился о пощаде.
Вакх сжалился над Мидасом и повелел омыться в реке Пактол. Мидас вошел в реку и сразу же избавился от несчастного дара, а Пактол стал золотоносным.
На картине изображен момент, когда коленопреклоненный Мидас благодарит Вакха за освобождение от рокового дара. На заднем плане у реки виден стоящий на коленях человек, видимо, ищущий золото а речном песке.

Миропомазание - Таинство, при котором через помазание миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.
Совершается священником или архиреем через помазание миром лба и других частей тела с произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь." Миропомазание совершается над человеком только раз в жизни, обычно после Таинства Крещения.
На картине происходит Таинство Миропомазания маленьких детей, которых привели матери. Вот уже одному ребенку священник намазывает лоб миром, а рядом готовятся к Таинству мать и дочь, стоящие на коленях. Одного ребенка уговаривает священник, что ничего плохого не случится, все будет хорошо. Картина передает настроение взволнованности, торжественности, чувство сопричастности к великому событию.

Мелеагр - сын властителя Калидонского царства, что в Этолии. Он вырос смелым, красивым юношей и вместе с аргонавтами отправился в Колхиду. Пока он отсутствовал, его отец забыл принести ежегодную дань Диане, и богиня в наказание за это наслала на его царство чудовищного вепря, который пожирал людей и опустошал поля. Вернувшись из похода, Мелеагр собрал всех храбрецов Греции и устроил большую охоту, во время которой они собирались изловить или убить вепря.
На призыв Мелеагра откликнулись многие герои, в том числе и прекрасная Аталанта. Эта царевна вела жизнь, полную приключений, поскольку, когда она родилась, ее отец, огорченный тем, что вместо долгожданного сына на свет появилась дочь, велел отнести ее на гору Парфенум и отдать на съедение диким зверям. Но проходившие мимо охотники увидели медведицу, которая кормила младенца, совершенно ее не боявшегося, и, пожалев девочку, принесли ее к себе домой и воспитали ее настоящей охотницей.
Большую Калидонскую охоту возглавили Мелеагр и Аталанта, полюбившие друг друга. Они храбро преследовали зверя, а за ними скакали другие охотники. Вепрь побежал, и тут Аталанта нанесла ему смертельную рану, но, умирая, зверь чуть было не убил ее саму, если бы вовремя не подоспел Мелеагр и не прикончил его.

Когда Моисей сорок дней и ночей на горе Синай вел разговор с Богом, народ Израилев устал его ждать. Им нужен был новый проводник, который бы шел впереди и показывал им дорогу в Землю обетованную. И попросили они Аарона, старшего брата Моисея, сотворить изваяние языческого бога, чтобы ему поклоняться.
Аарон собрал у всех женщин золотые украшения и отлил из них золотого тельца.
Перед отполированным ярко сиявшим на солнце тельцом он поставил жертвенник. Все смотрели на него как на чудо. Аарон пообещал на следующий день устроить большой праздник. На другой день все нарядились в праздничные наряды. Аарон совершил на жертвеннике всесожжение. После этого все стали есть, пить, танцевать вокруг золотого тельца и хвалить Аарона за появление у них красивого золотого бога.
Все это увидел Господь, очень огорчился и велел Моисею спускаться к людям, ибо они творят неправедное дело. "Развратился народ твой, - сказал Он Моисею, - который ты вывел из земли Египетской."
Когда Моисей увидел пляски вокруг золотого тельца, то воспламенился гневом, подошел к жертвеннику и бросил тельца в костер.
Затем он отделил тех, кто признает законы Господни, от тех, кто их не признает. Тех, кто хотел служить золотому тельцу, сыны Левиины убили. После чего Господь велел Моисею вести народ дальше.

Прекрасный музыкант и певец Орфей покорял своим талантом не только людей, но даже богов и саму природу. Женат он был на красавице нимфе Эвридике, которую безмерно любил. Но счастье длилось недолго. Эвридику укусила ядовитая змея, и Орфей остался один.
От свалившегося на него горя Орфей впал в глубокую депрессию. Он исполнял печальные песни в честь умершей жены. Вместе с ним оплакивали Эвридику деревья, цветы и травы. Отчаявшись, Орфей отправился в подземное царство мертвых бога Аида, куда уходили души умерших, чтобы попытаться вызволить оттуда свою любимую.
Добравшись до страшной подземной реки Стикс, Орфей услышал громкие стоны душ умерших. Перевозчик Харон, который переправлял души на другую сторону, отказался взять его с собой. Тогда Орфей провел по струнам своей золотой кифары и запел. Харон заслушался и все-таки перевез певца к Аиду.
Не прекращая игры и пения, Орфей склонился перед богом подземного царства. В песне он рассказал о своей любви к Эвридике, жизнь без нее потеряла смысл.
Все царство Аида замерло, все слушали печальную исповедь певца и музыканта. Всех растрогала печаль Орфея. Когда певец замолчал, в царстве мрачного Аида царила тишина. Тогда Орфей обратился к Аиду с просьбой вернуть ему любимую Эвридику, пообещав по первому требованию вернуться вместе с женой сюда. когда придет время.
Аид выслушал Орфея и согласился выполнить его просьбу, хотя никогда до этого не делал такого. Но при этом поставил условие: Орфей не должен на протяжении всего пути оглядываться назад и обращаться к Эвридике, в противном случае Эвридика исчезнет
Любящие супруги отправились в обратный путь. Гермес с фонарем показывал дорогу. И вот показалось царство света. От радости, что скоро они снова будут вместе, Орфей забыл о своем обещании Аиду и оглянулся. Эвридика протянула ему руки и стала удаляться.
Окаменел от горя Орфей. Долго он сидел на берегу подземной реки, но уже никто к нему не вышел. Три года он прожил в глубокой скорби и печали, а затем его душа ушла в царство мертвых к своей Эвридике.

Нарцисс - прекрасный юноша, родителям которого предсказали, что он проживет до глубокой старости. но никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необыкновенной красоты, его любви добивались многие женщины, но он был равнодушен ко всем. Когда Нарцисс отверг страстную любовь нимфы Эхо, она высохла от горя так, что от нее остался только голос.Отвергнутые женщины потребовали у богини правосудия наказать Нарцисса. Немесида вняла их мольбам.
Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс взглянул в незамутненный источник и впервые увидел свое отражение, да так был им восхищен, что страстно влюбился в него, в свое отражение. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе.
Боги превратили Нарцисса в цветок, названный нарциссом.

Картина написана на сюжет из Ветхого Завета. Царь Соломон отличался здравым суждением, отличной памятью, обширным запасом знаний, немалым терпением. Он внимательно выслушивал людей, помогал мудрым советом. Самой важной обязанностью для себя он считал судейство. И слава о его справедливом суде распространилась по всему Иерусалиму.
Жили в Иерусалиме две молодые женщины, у каждой было по грудному ребенку. Жили они вместе и вместе спали. Однажды во сне одна женщина случайно задавила своего ребенка, и тот умер. Тогда она взяла у спящей соседки живого младенца и положила его на свою кровать, а той подложила мертвого. На утро вторая женщина увидела возле себя мертвого младенца и отказалась принять его за своего, сразу увидев, что он чужой. Она обвинила соседку в обмане и подлоге.
Однако и другая женщина не хотела признаваться и настаивала на своем, не желая отдавать живого младенца. Долго они спорили и в конце концов пошли к Соломону, чтобы тот их рассудил.
Соломон выслушал каждую, После этого он приказал слуге принести меч и сказал:" Мое решение такое. Вас двое, живой ребенок один. Рассеките его пополам, и пусть каждая утешится его половиной". Одна сказала:"Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите". А другая сказала:"Отдайте ей ребенка, только не рубите".
Соломон тотчас понял, кто мать живого ребенка и кто обманщица. Он сказал своим стражникам:"Отдайте ребенка той матери. которая не хотела его смерти. Она настоящая мать ребенка",

Иерусалимский храм - культовое сооружение, центр религиозной жизни еврейского народа между X веком до н.э. и I веком н.э. Был объектом паломничества всех евреев три раза в год.
В 66 - 73 годах произошло антиримское восстание. При подавлении этого восстания римская армия во главе с Титом осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг храма.
Осада и бои длились пять месяцев.Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока Тит не приказал поджечь храмовые ворота. Храм запылал. Удерживающие храм повстанцы сражались до конца и когда пламя охватило здание. многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а затем Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора, на которой стоял храм, была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 тысяч жителей.

По рассказам римских историков в Риме жили в основном мужчины, т.к. соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедных римских женихов. Тогда Ромул устроил праздник и пригласил соседей сабинян вместе с семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных гостей и похитили у них девушек.
Возмущенные соседи начали войну. Римляне легко разбили латинян, напавших на Рим. Однако война с сабинянами была гораздо труднее. При помощи дочери начальника капитолийской крепости Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго.
Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Основателю), если он остановит бегущих. Однако ситуацию спасли похищенные ранее сабинянки, которые вместе с новорожденными детьми, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять прекратить битву.
Сабиняне согласились, согласились и римляне. Был заключен вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить кроме своего имени еще и сабинское название - квириты, религия становилась общей.

В центре картины изображена нереида Амфитрита, супруга Нептуна. Она сидит на быке, туловище которого оканчивается рыбьим хвостом в окружении многочисленной свиты. Две нереиды почтительно поддерживают локоть и розовое покрывало Амфитриты, а два тритона трубят ей славу.
Фигура Нептуна сдвинута к краю картины влево. Одной рукой он управляет тройкой стремительно несущихся коней, а другой держит трезубец, традиционный атрибут бога морей. Его взор обращен к прекрасной Амфитрите.
Еще левее, над фигурой Нептуна, мы видим колесницу богини любви Афродиты в сопровождении амуров и с зажженным факелом в руках.
Другие амуры осыпают главных персонажей цветами роз и мирта, символизирующими любовное влечение и брачный союз Нептуна и Амфитриты.
Один из амуров целится из лука в Нептуна, а стрелы второго уже достигли мужчины, уносящего прекрасную нимфу на своих плечах. Но кто же представлен в этой сцене похищения? Лица мужчины не видно, оно прикрыто рукой, а поэтому можно предположить, что здесь изображены нереида Галатея, и влюбленный в нее циклоп Полифем, считавшийся сыном Нептуна. И нам становится понятным его жест: циклоп был внешне безобразен, а художник избегал изображения безобразия в своей живописи.

Соломон - сын Давида и Вирсавии, третий царь объединенного Израиля, многими исследователями считается исторической личностью. Указываются даже годы его правления (ок. 970 - 931 до н. э.). Именно в царствование Соломона строился Иерусалимский храм (иногда Соломон изображается наблюдающим за строительством). Двор царя Соломона ставился великолепием и роскошью. Но множество его жен-чужестранок и наложниц принесли с собой языческие культы, что стало причиной идолопоклонства самого Соломона и в конечном счете привело к упадку и разделению его царства.

Для христианских теологов Соломон, подобно своему отцу Давиду, являлся прообразом Христа.

В изобразительном искусстве наиболее распространенными были три сюжетных линии о Соломоне:

- Суд Соломона;
- Соломон и царица Савская;
- Илолопоклонство Соломона.

"Соломон"
(Гюстав Доре)


1. Сюжет "Суд Соломона" (1 Цар., 3: 16 - 28)


Царь Соломон был призван рассудить притязания двух блудниц, которые жили в одном доме и почти одновременно родили. Один ребенок умер, и каждая из женщин утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Чтобы установить истину, царь приказал подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой".
В этот момент истинная мать обнаружила себя тем, что отказалась от притязаний на младенца, лишь бы его жизнь была сохранена. Младенец был передан именно ей.

Эта сцена, широко распространенная в христианском искусстве, демонстрирует Соломона на его троне, окруженного придворными; перед ним две взывающие к нему женщины.

Этот сюжет в христианской теологии сделался прообразом Страшного Суда и стал использоваться как символ справедливости в широком смысле.

"Суд Соломона"
(Николя Пуссен)

"Суд Соломона"
(Рафаэль Санти)

2. Сюжет "Соломон и царица Савская (2 Цар., 10: 1 - 13)

Целью визита царицы к Соломону было удовлетворить его любопытство, возникшее у нее после рассказов о его мудрости и великолепии его двора. Она пришла с большим караваном верблюдов, которые "навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями".
Царь со своей стороны дал царице "все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь своими руками".

Царица Савская изображается либо перед троном Соломона, к которому ее придворные несут блюда и урны, полные даров, либо сидящей рядом с Соломоном.

В христианской теологии этот сюжет был принят в качестве прообраза поклонения волхвов.

"Соломон и царица Савская"
(Джованни Демин)

"Соломон и царица Савская"
(неизвестный художник XV в., Брюгге)

"Соломон и царица Савская"
(Конрад Виц)

"Царица Савская и Соломон"
(Тинторетто)

"Встреча Соломона и царицы Савской"
(Пьетро делла Франческо)

3. Идолопоклонство Соломона (1 Цар., 11: 1 - 8)

На старости лет Соломон все более и более втягивался в языческие культы, привнесенные в Израиль женами его большого гарема, взятыми из соседних царств. В Библии упоминаются Хамос и Молох - боги, требовавшие человеческих жертв, а также Астарта - хананейская богиня плодородия.
Соломон обычно изображается у алтаря, совершающим жертвоприношение. Сцена часто включает языческие статуи или золотого тельца. Этот сюжет чаще всего использовался живописцами протестантских стран в XVI - XVII веках, чтобы выразить отношение протестантов к скульптурным образам в католической Церкви, которые они считали идолопоклоннеческими.

Напомню историю:

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

Все время испытываю некоторую неловкость, когда показываю детям картины на этот сюжет и напоминаю историю. И дело, конечно, не в том, что женщины - блудницы, а в жестокости: ну как так, отдать при матери приказ об убийстве ее ребенка? (О том, что невинный младенец имеет право на жизнь, как то задумываешься уже во вторую очередь). Ну и, кстати, ничего не говорится о том, что женщина, подменившая ребенка, получила какое-то наказание ничего не говорится.

Суд Соломона - не самый популярный из ветхозаветных сюжетов, но возможно, древнейшее живописное произведение на ветхозаветную тему иллюстрирует как раз его. Речь об этой помпейской фреске:


Суд Соломона, фреска "Дома врача", Помпеи, 1 в. н.э. (до 79 г.)
О ней
Две фигуры на последнем фрагменте - предположительно Сократ и Аристотель, завидующие мудрости Соломона. Возможно, новохронологи увидят в этом дополнительное свидетельство в пользу того, что Помпеи погибли в эпоху Возрождения. Но у меня нет полной уверенности, что здесь изображен именно суд Соломона. Младенец почему-то почти такого же роста, как и взрослые, все персонажи - карлики. Хотя, конечно, выглядит очень убедительно.

Другие изображения на этот сюжет относятся уже к христианской эпохе


Библия Сан Пауло фуори ла Мура, ок. 880 г.
Иконографически в чем-то близко к помпейской фреске. Младенец лежит на подобии алтаря, в руке у воина, собирающегося его разрубить - топор, а не меч
По Библии, суд состоялся в начале правления соломона, когда он был еще молодым человеком. В картинах и скульптурах он чаще всего и показывается молодым, иногда совсем юным, но иногда - человеком средных лет и даже стариком.


Пластинка из словой кости, Византия, 10-11 вв.
И в этом случае и в предыдущем еще очень сильно влияние античной стилистики.


Мастер Жана де Мандевиля (раб. 1350-1370). Суд Соломона здесь - на изображениях с красным фоном


Миниатюры "Всемирной хроники" Фульдского аббатства, ок. 1350-1375
Здесь младенца уже успели порядком истерзать


"Библия Венцеслава", ок. 1389-1400
Младенцы лежат в колыбелях, а одна из блудниц - очень страшная. Как она могла прокормить себя, не говоря уже о чужом младенце?


Мастер Бусико, ок. 1412-1415.
Младенец снова лежит на столике для разрубания, уже никоим образом не напоминающем алтарь


Стефано д"Антонио Ванни, фреска трапезной Сант-Андреа, в Черчина, ок. 1440-1450
Младенец снова истерзанный


Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло, капитель колонны во Дворце дожей, Венеция, 1420-е


То же, в другом ракурсе




Нюрнбергская хроника Хартмана Шеделя, 1493


Лукас Кранах Старший, ок. 1537
Лукас Кранах - еще средневековый, готический художник. А вот другой Лукас - ван Лейден - гораздо более ренессансный


Лукас ван Лейден, 1515 Это акватинта с рисунка, но высокого качества, потому и помещаю сюда


Джаммария Моска (между 1493 и 1507-1574)
Здесь еще тоже много средневекового, несмотря на претензии на классичность


Джироламо Паккьяротто (1474-1540), нач. 16 в.

Государственный переворот на Украине произошел и это свершившийся факт. Страна окунается в глубокий кризис, а немалая ее часть уже охвачена беспорядками. Столица находится под контролем бандитских группировок, формируется нелегитимное правительство, начинаются репрессии против русского населения. Из чего и вытекает вопрос, для чего нужно было повергать Украину в хаос? Так в Евросоюз не вступают! В практике европейской интеграции еще ни разу не было случая, чтобы страна подписывала соглашение об ассоциации с ним, находилась в состоянии латентной гражданской войны. Силовой захват власти с целью принуждения государства к европейской интеграции можно трактовать исключительно как оккупацию. Разве не так? Европейские советники и политики выступали на «Евромайдане», в поддержку тогда еще оппозиционеров выступали все европейские и американские СМИ. В Страсбурге принимали исключительно представителей «майдановцев». Потому и стоит согласиться с руководством Турции, а в частности представителем МИД Турции в Европейском союзе и главным переговорщиком Мевлют Чавушоглу в том, что Европа разжигает гражданскую войну на Украине.

De facto ЕС руками «Правого сектора» провела силовой захват власти. Пока еще эта революция не получила названия по аналогии с «оранжевой». Абсолютном большинством экспертов она была признана продолжением «арабской» весны на Ближнем Востоке, а ультранационалисты Яроша выступили в роли «братьев-мусульман». И здесь турецкое руководство, видевшее подобные революционные процессы у своих границ, вполне может зрело оценивать ситуацию на Украине. При этом не будем забывать о том, что еще в 1960 году Турция подписала пресловутое соглашение об ассоциации с ЕС. И что? Прошло 54 года и она до сих пор не стала членом «европейского дома», а вынуждена стоять на его пороге. Греция, подписавшая ассоциацию тогда же, уже успела не только вступить в Европейский Союз, но уже несколько раз оказаться на грани вылета из него. Турция, как ни одна страна в мире, увидела политику «двойственности» европейских стандартов. В виду чего уже давно рассматривает в качестве более перспективного центра интеграции евразийское пространство. Взгляд же ее руководства на то, что Запад раскалывает Украину, сталкивая в бойню «Схiд та Захiд» является вполне правомерным и понятным даже полному дилетанту. Европа выступила в роли злой мачехи из притчи о мудром Соломоне, стремящейся разрубить ребенка-Украину, раз уж она не досталась ей целиком. В тоже время Россия страдает больше всего от украинского кризиса, что и демонстрирует мировому сообществу, кто есть настоящая мать.

Рассматривая Крымский полуостров в зоне своих геополитических интересов, поддерживая крымско-татарское движение, турецкое правительство все же способно признать доминирующую роль России в регионе. Крым был и остается частью Русского мира и регионов, чье население выступает за полную интеграцию с Россией. Последние события в Севастополе и Симферополе, выступления русского народного движения еще раз подчеркнули то, что с момента своего вхождения в состав УССР в 1954 году до сегодняшних дней полуостров нисколько не ушел из единого русского пространства и жители его остаются сторонниками, а многие даже патриотами России.

Турецкое руководство неоднозначно выступило и с тезисом о том, что Россия является цивилизованной страной со своими законами. В тоже время Россия превращается в центр мирового геополитического влияния, возвращая себе роль СССР. Создание Евразийского Союза есть тому подтверждение. Предоставление Виктору Януковичу, легитимно избранному Президенту Украины убежища (как представителю постсоветского пространства и имевшего гражданство СССР), а так же предоставление ему площадки для выступления 28 февраля в г. Ростове-на-Дону так же подтверждает этот факт. А выступление российских депутатов в Крыму, подтверждает и то, что Россия не бросит русских полуострова и всей Украины, а будет отстаивать их права и свободы.

Бредихин Антон Викторович, политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ

Подпишитесь на нас




Top