Новгородские былины кратко. Новгородский эпос: к какому циклу относится былина «Садко

Былины о Садко вошли в общерусский эпос со своей своеобразной мифолого-исторической образностью. Летопись упоминает под 1667 году некоего Садко Сытинца (вариант Сотко Сытинич), который заложил церковь в каменном городе-детинце близ собора Святой Софии. Софийский временник называет этого храмосоздателя "Сотко богатым". Дело, разумеется не в том, что былинный Садко тождественен летописному Сотко, а в том, что какие-то предания об историческом реальном лице могли повлиять на былинное повествование. Историзация местной мифологии (представлений о реках, морском царе и проч.), соединенная с некоторыми христианскими понятиями о святом Николае, дополнила демократическая тенденция былин. Они сделали своим героем простого гусляра, верного в своей преданности родной земле, а не богатея, для социального облика которого характерны стяжательство и корыстолюбие.

Не менее интересен и другой персонаж новгородских былин - Василий Буслаев. Столкновение Буслаева с богатым посадом и всеми, кто его в Новгороде поддерживал, воспроизводит борьбу новгородских политических партий в XII - первой половине XIII веков. В Новгороде XII-XIII веков была очень сильна суздальская партия, Василий Буслаев выступает против нее, против торгового посада и одновременно против великокняжеских претензий Суздальско-Владимирской Руси. Свою противосуздальскую направленность обнаруживает в образе могучего Новоторженина и старца-пилигрима - новгородского архиепископа. Идея независимости от власти тех, кто поддерживал владимиро-суздальских князей, была боевой на всем протяжении XII века и в XIII веке до нашествия татаро-монголов.

В былинах о Садко, о Василии Буслаеве народ разработал сюжеты, тематически совершенно не связанные с Киевом и Киевским князем, а целиком взятые из исторической действительности XII-XIV веков. Они, равно как и другие областные проявления этнического творчества вроде брянской песни о князе Романе (о нем упоминается в летописи того времени) и братьях Ливиках, были показателем сильной потребности песенно-эпического творчества отозваться на все то, что несла с собой действительность XII-XIX столетий.

Таким образом, историзм русского эпоса состоит в том, что в былинах верно отражен общий характер эпохи с ее материальной и духовной культурой, военными и социальными конфликтами, бытом и обычаями, что в деятельности некоторых богатырей и содержании ряда былин отразились конкретные факты древнерусской истории. Русские былины упоминают около тридцати исторических лиц, известных нам по письменным источникам с 975 по 1240 года. Исторический подход к русским былинам показал, что былины X-XIV веков являются исключительно важными историческими источниками, рисующими нам на протяжении пяти столетий отношение народных масс к важнейшим событиям жизни Киевской Руси, ее героям и деятелям.

(стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Былины выражали высокие общественные и нравственно-этические идеалы народа. Богатырь и богатырство обладали силой влекущего жизненного примера. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом. Всегда повествует о борьбе 2 начал: добра и зла и о победе добра. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Основная классификация былин : былины Киевского и Новгородского циклов.

Киевский цикл былин. Характеристика образов богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Новгородский цикл былин. Три сюжета о Садко: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко у морского царя.

В былинах киевского цикла отразилась главным образом деятельность княжеско-дружинного класса Киевской Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты былин суть следующие: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Былины новгородского цикла – бытовые(случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). овгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада. Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни.

Новгородские былины – классические.

Новгород не подвергался татаро – монгольскому нашествию, а посему полнее, чем другие города Руси, сохранил исторические ценности как XI-XII вв., так и XIII-XIV вв. Новгород археологически изучен лучше других городов Руси и Северной Европы. Это позволило ученым полнее осветить историю Новгорода. Город занимал совершенно особое положение: это относится как к начальному периоду развития города, так и к более поздней эпохе, когда Новгород был столицей республики. Многие новгородские особенности сохранялись длительное время после присоединения Новгорода к Московскому государству: новгородские меры, вес, монеты. Например:

1) Единицы измерения

Мерная сажень -176 см

Большая сажень -250 см

Простая сажень -152 см

Раскопки в Новгороде приоткрыли пласт языческой ментальности и культуры. Возможно, в самом начале строительства города, в том месте, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище двух славянских богов: Перуна и Велеса, которыми клялись русские воины-язычники. Легендарное русское сказание XVII в. о начале Новгорода указывает, что в Перыне (урочище) был погребен древний священный ящер (крокодил), божество реки Волхов. У новгородских словен, живших по берегам Волхова и Ильмень-озера, культ воды был одним из главных: герой новгородской былины гусляр Садко своим благополучием обязан помощи царя подводного пространства. Вера в предания о драконе подтверждается множеством изображений дракона-ящера с символами струящейся воды на различных новгородских вещах. Рукояти деревянных ковшей, ритуальных сосудов, бывших составной частью братчины («братчина» – товарищество, круг, где в складчину варили пиво, гуляли и веселились ), украшены мордами драконов-ящеров. Спинки кресел, сидений глав семейств покрывались орнаментальными поясами из переплетенных драконов. С крыш свешивались драконьи морды, во время дождя воплощая водную стихию. Весла новгородских судов оформлялись головками ящеров. Почитание ящеров в русском и белорусском фольклоре прослеживались вплоть до рубежа XIX-XX вв.: существует обрядовая хоровая игра, при которой парень-ящер выбирает девушку («сидит Ящер [Яша] в золотом кресле под ореховым кустом»).



В Новгороде сил и средств на войны тратилось меньше, чем на юге, поэтому здесь активнее развивались ремесла, росла торговля, умножались богатства. Осознание собственной силы привело верхушку города Новгорода к борьбе за автономию. С XII в. Новгород стал республикой, в которой приглашаемому со стороны князю принадлежала исполнительная власть. «Классическим» периодом истории Новгорода считается XII-XV вв. Учитывая характер новгородских былин, есть основания полагать, что они создавались именно в это время, вероятно, ближе к XV в.

Былины о Садко.

Торговый облик Новгорода повлиял на специфику сюжетов о Садко. Садко, бедный гусляр (его бедность противопоставлена богатству Новгорода), решил сразиться с новгородскими купцами, не традиционно, по-богатырски, а фигурально, скупив все товары. Атрибут Садко – гусли – прямо связывает его с новгородской культурой. Б. А. Рыбаков так описывает новгородские гусли: «Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленьких головки «ящерят». На оборотной стороне гусель присутствуют все три жизненные зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всеми и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Орнаментика новгородских гусель XI-XIV вв. прямо указывает на связь этого культового инструмента со стихией воды и с ее повелителем, царем подводного царства – ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».

Наряду с древними мифологическими божествами в былине о Садко присутствует устойчивая деталь поздней, христианской поры. Когда Садко играет на гуслях, морской царь веселится со своей царицей Белорыбицей – а море бушует, гибнут корабли. Тогда к Садко обращается святой Николай., чтобы он перестал играть, порвал струны, не обрекал на гибель людей. Садко сделал так, как его просил святой Николай. Оказавшись освобожденным из плена морского царя, Садко строит церковь в честь святого Николая.

Варианты имени героя таковы: Сотко, Садок, Цадок. Впервые имя Садко встречается в сборнике Кирши Данилова. Былина о Садко - единственная в русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий мир и встречает там подводного царя. Морской царь относится к нему не враждебно – архаическая черта. Не раз в фольклористике XIX в. Садко «роднили» то с Зигфридом из «Песни о Нибелунгах», то с Вяйнямейненом из «Калевалы», предполагая заимствование, завезенное по трогово-культурным путям.

Разрешение конфликта в песне о Садко носит не столько былинный, сколько сказочный характер: герой становится богат.

(Звучание имени Садко и интенция образа сродни еврейскому слову «цадик» - праведный человек, святой).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Парфенова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга БЫЛИНЫ Былина – историческая эпическая песня героического содержания. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных захватчиков. Все былины делятся на 2 категории: ГероическиеСоциально-бытовые Композиция былин: Зачин – начальная, вводная часть произведения. Здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине.Основная часть. Дается описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается.Заключение. Подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя. Циклы былин: КИЕВСКИЙНОВГОРОДСКИЙ Новгородский цикл былин В древней Руси было два крупнейших культурных центра: Киев и Новгород. Между городами возникло невольное соперничество, которое сказывалось во многом: в 1037г. в Киеве заложен Софийский собор, а через несколько лет начали строить свой Софийский собор и новгородцы. Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Это один из древней ших русских городов, он впервые упомянут в летописи в VI в. Новгород был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы – так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Чёрным системой рек, озёр и «волоков»(водораздельных участков между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которым в старину волочили суда из одной реки в другую). Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. В системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В ХII веке он становится боярской республикой с самобытным политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя. Экономическое могущество Новгорода, его богатство основывались на промыслах и торговле, Богатые купцы Новгорода(«гости») вели широкую заграничную торговлю на территории, простиравшейся от Средиземного моря до Северного полярного круга. Особенно активно шла торговля со странами Западной Европы. Иноземные купцы привозили драгоценные металлы, свинец, олово, дорогие ткани, ценные сорта древесины, увозили же собольи, песцовые, лисьи меха, воск, кожи. Киев славился былинами и Новгород имел свои былины или, как их называли на севере, старины. Особенности новгородского цикла былин: Действие происходит в НовгородеХарактерны социальные темы, не имеет героических сюжетовПрославление Новгорода Герои новгородского цикла былин Садко Василий Буслаев Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода Василий Буслаев Самым знаменитым из всех богатырей, носящих имя Василий, является Василий Буслаев, герой новгородский, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Одна из из новгородских былин "Садко" В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко. Садка день не зовут на почестей пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался,Пошел прочь от озера во свой во Новгород Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской,Вышел со Ильмени со озера,Сам говорил таковы слова:- Ай же ты, Садхо новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои за утехи за великие,За твою-то игру нежную:Аль бессчетной золотой казной?А не то ступай во НовгородИ ударь о велик заклад,Заложи свою буйну головуИ выряжай с прочих купцовЛавки товара красногоИ спорь, что в Ильмень-озереЕсть рыба - золоты перья. Ай же вы, купцы новогородские!О чем же бьете со мной о велик заклад?Ударим-ка о велик заклад:Я заложу свою буйну голову,А вы залагайте лавки товара красного.Три купца повыкинулись,Заложили по три лавки товара красного,Как тут-то связали невод шелковойИ поехали ловить в Ильмень-озеро.Закинули тоньку в Ильмень-озеро,Добыли рыбку - золоты перья; Стал Садко поторговывать,Стал получать барыши великие.Во своих палатах белокаменныхУстроил Садко все по-небесному: На небе солнце - и в палатах солнце,На небе месяц - и в палатах месяц,На небе звезды - и в палатах звезды. А чем мне, Садку, хвастаться,Чем мне, Садку, пахвалятися?У меня ль золота казна не тощится,Цветно платьице не носится,Дружина хоробра не изменяется.А похвастать - не похвастать бессчетной золотой казной:На свою бессчетну золоту казнуПовыкуплю товары новогородские,Худые товары и добрые! Взимает он гусельки яровчаты,Сам говорит таковы слова:- Свалите дощечку дубовую на воду:Хоть я свалюсь на доску дубовую,Не столь мне страшно принять смерть во синен море.Свалили дощечку дубовую на воду,Потом поезжали корабли по синю морю,Полетели, как черные вороны. Увидел Садко: во синем мореСтоит палата белокаменная.Заходил Садко в палату белокаменну:Сидит в палате царь морской,Голова у царя как куча сенная. Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во синем море,Как расплясался царь морской.Играл Садко сутки, играл и другиеДа играл еще Садко и третии -А все пляшет царь морской во синем море.Во синем море вода всколыбалася,Со желтым песком вода смутилася,Стало разбивать много кораблей на синем море,Стало много гибнуть именьицев,Стало много тонуть людей праведныих. А Садко стоит на крутом кряжу,Встречает свою дружинушку со ВолховаТут его дружина сдивовалася:- Остался Садко во синем море!Очутился впереди нас во Нове-граде,Встречает дружину со Волхова! Былины вдохновляли многих музыкантов, художников, поэтов на создание оригинальных произведений Николай Андреевичевич Римский-Корсаков. Опера «Садко». Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. Новгородский кремль.Автор проекта фонтана "Садко" - новгородский скульптор Эдуард Николаевич Курылев. Фонтан представляет собой чашу с мозаичным покрытием, в центре которой расположена скульптурная композиция былинного героя Садко и царевны Волховы. Фонтан открылся в 1978 году. В последние годы перед реставрацией в связи с аварийным состоянием работа фонтана ограничивалась, его включали только по выходным дням с 11 до 23 часов и по праздникам.В 2009 году к 1150-летию Великого Новгорода фонтан реконструировали.Появилось новшество - подсветка фонтана. До новых встреч!




Top