Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей. – Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель? Как проходит обучение

  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Виолончель - это обязательный инструмент в составе ансамблей и симфонических оркестров. Именно она делает технику звучания мелодии глубокой, насыщенной и полной. Благодаря певучести ее «голоса», виолончель часто солирует, если музыкальному коллективу необходимо ярко выразить такие эмоции, как печаль, точка или теплая грусть, наполнить мелодию лирическим настроением.

Что такое виолончель

Виолончель - музыкальный инструмент струнно-смычкового типа, из басового и тенорового регистра. Он известен с 16 века, визуально похож на альт или скрипку, но гораздо больше, чем они, по габаритам. В музыке виолончель используется, благодаря своим безграничным «голосовым» возможностям, в следующих гранях:

  • сольно (одиночно),
  • в составе оркестра,
  • при исполнении мелодии струнным ансамблем.

У виолончели, как и у скрипки, 4 струны. Она является самым низким по звучанию струнно-смычковым инструментом, и без нее просто не могут функционировать некоторые музыкальные коллективы, к примеру, такие как квартет или камерный ансамбль.

Строй струн виолончели на октаву ниже, чем у альта. Ноты для ее партии пишутся в теноровом или басовом скрипичном ключе, но диапазон ее звучания необычайно широк, благодаря созданной за столетия существования виолончели уникальной технике игры на ней.

История создания инструмента

До сих пор доподлинно не известно, кем именно изобретена виолончель. Впервые упоминания о ней появились в начале, а точнее - в первой половине, 16 века, и связаны они были с именами двух мастеров по изготовлению струнных инструментов - итальянцем Гаспаро да Сало и его учеником Паоло Маджжини. Есть и еще одна версия того, кем и когда была изобретена виолончель. Согласно ей, создателем инструмента был известнейший в 16 веке мастер из семьи Амати по имени Андреа.

Историческим, доказанным документально фактом является лишь то, что современная форма виолончели, с типичным струнным рядом и характерным звучанием - заслуга Антонио Страдивари. Кроме этого, в совершенствовании инструмента, в разные века, принимали участие такие известные музыканты и мастера, как Джезеппе Гварнери. Карло Бергонци, Никколо Амати, Доминико Монтаньяна и другие. С конца 18 века форма корпуса, размеры инструмента и его струнный ряд уже не менялись.

Особенности конструкции виолончели

Виолончель - это единственный музыкальный инструмент, веками сохраняющий форму и уникальные особенности конструкции. Даже скрипка видоизменялась - менялось дерево для производства корпуса и составы для его пропитки, покраски, обновлялись струны.

Основные детали виолончели:

  • корпус,
  • гриф,
  • головка,
  • смычок.

Корпус виолончели состоит из нижней и верхней деки, отверстия для обеспечения резонации звука (эфы). Кроме этого, в конструкции корпуса есть и другие немаловажные детали - внутренняя распорка «дужка», петля, подгрифник, пуговка, обечайка.

Для игры на виолончели не подойдет скрипичный смычок или смычок для альта. Этот неотъемлемый атрибут инструмента состоит из трости, которая делается из натуральной древесины бамбука или фернамбука, колодки из черного дерева с перламутровыми вставками, натурального или искусственного конского волоса. Натяжение конского волоса на смычке для виолончели регулируется с помощью винта с восьмью гранями, закрепленном на трости.

Особенности звучания виолончели

Возможности виолончели, в плане звукоизвлечения, отличаются от возможностей аналогичных инструментов широтой и глубиной. Мастера оркестрового искусства характеризуют ее звук как

  • певучий,
  • слегка сдавленный,
  • напряженный,
  • сочный.

В палитре ансамбля, квартета или оркестра виолончель звучит как низший тембр голоса человека. Во время сольного выступления этого инструмента создается впечатление, будто виолончель ведет неспешную беседу с залом о чем-то очень важном и реальном, ее глубинный, певучий звук завораживает, буквально гипнотизирует, причем не только знатоков искусства, но и тех, кто слушает ее впервые.

Каждая из струн виолончели звучит особенно и неповторимо, а диапазон их звучания распространяется от мужского сочного баса до теплого и нежного альта, характерного для истинно женских партий. Величайшие композиторы и музыканты с мировыми именами не раз говорили о том, что виолончель способна «рассказать», к примеру, сюжет оперы без слов и визуальных картинок.

Как играть на виолончели

Техника игры на виолончели кардинально отличается от техник игры на других струнных музыкальных аналогах. Инструмент довольно большой, даже громоздкий, и должен иметь опору в трех точках - в области шпиля (на пол), ближе к правой стороне груди и у левого колена. При обучении игре на виолончели темами первых уроков являются именно способы ее установки, удерживания.

Далее осваиваются навыки владения смычком. Для того чтобы он полностью охватывал струнный ряд инструмента при звукоизвлечении, виолончель незначительно поворачивают вправо от музыканта. Очень важно следить за тем, чтобы свобода движений левой рукой ничем не ограничивалась.

Удивительно то, что многие начинающие музыканты, даже при наличии идеального слуха и умении играть на струнно-смычковых инструментах, не могут освоить технику игры на виолончели, и останавливаются именно на этапе обучения ее удерживанию и опоры.

Оценка качества звучания виолончелей для лучших музыкантов и музыкальных коллективов с мировыми именами происходит в темноте, и в этих своеобразных конкурсах, как правило, побеждают модели, изготовленные скрипичными мастерами 16, 17 и 18 веков.

Виолончель - инструмент не только для классических музыкальных произведений. Финская группа Apocalyptica, исполняющая тяжелый рок, не выходит на сцену без нее. Каждая мелодия их песен включает в себя партию для виолончели, и звучит такой рок очень красиво, своеобразно, но традиционно для жанра.

Инструмент используется не только как музыкальный инструмент - художница Джулия Борден рисует на корпусах виолончелей картины в жанре «абстракция», которые активно раскупаются ценителями искусства по всему миру, и украшают богатейшие дома и даже музеи.

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»


Автор : Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель : Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи :
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.

Методическая литература :
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с , то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в , как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)

Как научиться играть на виолончели? Виолончель - это длинный изогнутый струнный инструмент. При игре на котором, необходимо обращать внимание на свои физические ощущение (то есть на то, что чувствуют ваши пальцы, руки, позвоночник и т.д.) и думать о своей цели каждый раз, когда вы садитесь за инструмент: даже если вы хотите сыграть всего пару нот, крайне важно концентрироваться на результате. Шаги Подумайте о том, почему вы хотите играть на виолончели. Вы хотите быть похожими на своих друзей? Вас заставляют родители? Все это - плохие причины. У вас должно быть сильное желание стать хорошим виолончелистом, иначе ваша учеба обернется всего лишь пустой тратой времени, сил и денег. Поставьте себе цель. Цель будет подстегивать вас заниматься больше и играть лучше. Целью может быть и разучивание определенной пьесы или концерта, и участие в каком-либо конкурсе или в оркестре, и поступление в музыкальное учебное заведение. Найдите преподавателя. Поищите преподавателя через знакомых или с помощью газеты или форума с объявлениями. Пообщайтесь хотя бы с тремя преподавателями, чтобы понять, как они работают, а затем выбирайте того, манера преподавания которого вам нравится больше всего. Также важно, чтобы ваше расписание совпадало с расписанием преподавателя. В течение первого года можно приводить на занятия родителей, чтобы они могли потом со стороны оценить вашу посадку и постановку рук, когда вы занимаетесь дома. Выучите ноты и освойте основные приемы игры на виолончели. Продвигайтесь вперед медленно, поскольку начальные знания - самые важные. Если вы что-то выучите неправильно, вы потратите годы на то, чтобы исправить плохие привычки. Некоторые привычки могут даже привести к травмам, поэтому не торопитесь. Занимайтесь регулярно (каждый день) и делайте перерывы, когда устанете. В первую неделю вам будет достаточно играть хотя бы 15 минут в день. Помните, что лучше заниматься понемногу ежедневно, чем чрезмерно нагружать себя два-три раза в неделю. Начните с 30-минутных занятий с педагогом, затем увеличивайте время до 45 минут, часа и т.д. Можно заниматься дважды в неделю. Цены зависят от преподавателя и обычно составляют от 500-800 рублей до 2000-3000 рублей за занятие. Участвуйте во всевозможных концертах в школе или университете. Изображение с названием Play the Cello Step 88 Всегда играйте гаммы и арпеджио. Люди часто концентрируются на том, что они играют, забывая о том, как они это делают. Гаммы - отличный способ поработать над техникой и разогреть мышцы перед исполнением пьес. Работайте над техникой исполнения и ходите на занятия сольфеджио. Сдавайте экзамены - они позволят вам всегда стремиться к большему. Можете играть этюды вместо гамм. Этюды - это небольшие произведения, которые развивают технические способности: вибрато, ритм, темп, работу смычком и т.д. Поищите этюды Шредера, Доцауэра, Куммера, Вернера, Поппера, Ли. Если регулярно играть этюды, гаммы и пьесы, вы сможете быстро делать успехи. Запишитесь в оркестр вашей музыкальной или обычной школы. Играя в оркестре, вы научитесь работать в коллективе и быстрее освоите музыкальную теорию. Кроме того, если вы достойно проявите себя, со временем вы сможете исполнять ведущие партии. Выучите все ноты и научитесь правильно брать их в 100 процентах случаев. Затем освойте вибрато - оно оживляет мелодии и делает звук более мягким. Советы Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей. Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой. Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность. Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу. Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям. При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица. Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части. Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу. Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле. Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите. Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели. Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте. Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим. Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами. Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений. Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними. Предупреждения По соображениям безопасности никогда не поворачивайтесь к грифу лицом при настройке инструмента - стойте или сидите за виолончелью. Прежде чем купить свой инструмент, возьмите виолончель у кого-нибудь. Попросите преподавателя помочь вам выбрать инструмент, поскольку вам придется потратить довольно много денег, и покупка должна быть хорошей. Как и в случае с другими струнными инструментами, виолончель и смычок могут иметь совершенно разные цены. Помните, что не всегда новые инструменты лучше подержанных. Вибрато делает звук приятнее, но если неправильно освоить эту технику, переучиваться придется очень долго. Что вам понадобится Виолончель Смычок Преподаватель Метроном Тюнер Пюпитр




Top