Отношение иешуа к понтию пилату. Анализ эпизода Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — сочинение

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой, на которой держится все повествование книги.

Главы, описывающие Иешуа, являются частью рукописи Мастера, персонажа который появляется в романе только после того, как читатель уже прочитал значительную долю его творения. Загадочный незнакомец, неожиданно окунает двух литературных деятелей, мирно беседующих под сенью лип Патриарших прудов, в атмосферу древнего города Ершалаима.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, безусловно, знаком невольным слушателям повести, а вот Иешуа, сперва, малоизвестный и таинственный персонаж. Однако, на протяжении диалога Понтия Пилата и Иешуа, несмотря на то, что автор избегает прямых параллелей с Иисусом, возникает понимание, кем на самом деле является несчастный подследственный. Прокуратора терзает нестерпимая головная боль, и необходимость решать вопросы, связанные с чудаковатым арестантом, который упорно называет его «добрым человеком», только раздражает Пилата. Но чем дальше течет разговор этих двух измученных жизнью людей, тем больше проникает в душу прокуратора неподдельный интерес к Иешуа.

Кажется, что странный оборванец говорит простые и банальные вещи. О том, что все вокруг добры, что если делают зло или клевещут, значит, просто запутались или неправильно поняли, что необходимо любить и доверять людям. В тот момент, когда речь бродяги касается внутреннего состояния самого прокуратора, а также маленького чуда, предсказанного обвиняемым - головной боли переставшей мучить свою жертву, Понтий Пилат уже не в состоянии скрыть своей растерянности. Видя перед собой живого человека, боящегося и боли, и гнева, игемон понимает, что этот юродивый может спасти его не только от обычной мигрени, но и от невыносимого одиночества и внутренней щемящей пустоты.

Встреча с Иешуа переворачивает душу холодного прокуратора. Пилат проникается правдой и мыслями своего невольного собеседника. У него появляется страстное желание спасти несчастного Га-Ноцри. В голове игемона роятся всевозможные варианты спасения обвиняемого, но все надежды оставить в живых Иешуа, разбиваются об обвинение в оскорблении великого кесаря. Страх перед властью императора, вынуждает прокуратора вынести приказ о казни Га-Ноцри.

Спор Иешуа и сурового игемона не стал противостоянием добра и зла, так как Пилат искренне поверил арестанту, который постиг великую истину, имел свою философию и бескорыстно делился знаниями со всеми добрыми людьми.

Но разговор не прекратился со смертью одного из собеседников. И после казни загадочного бродяги, прокуратор оказался обречен на вечное продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме.

Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Герои романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри встречаются при весьма затруднительных обстоятельствах для прокуратора Иудеи и трагических для бедного философа.

Присланный императором Рима управлять беспокойной окраиной империи Понтий Пилат свою должность, мягко говоря, не любит. Здесь в Иудее ему противно всё: ужасный климат, пустынная, каменистая земля, а, главное, непонятное, беспокойное, население, которое вечно устраивает смуты и бунты. И особо не по душе прокуратору первосвященники иудейские, которые так же ненавидят захватчиков и могут подстрекать население на неповиновение римским властям. Вдобавок ко всему префекта Иудеи мучают приступы ужасной мигрени.

Вот в такой момент, когда от сильнейшей боли у Пилата раскалывается голова, приводят к нему на суд нищего философа Га-Ноцри. Понятно, что при таких обстоятельствах никакой симпатии к оборванцу прокуратор не испытывает, а только ещё больше раздражается от того, что ему приходится тратить время на какую-то ерунду, с которой иудейские судьи могли справиться сами. Но, Иешуа удаётся каким-то образом избавить Пилата от головной боли, и тот уже по другому начинает смотреть на философа, ему любопытны идеи Га-Ноцри и, хотя они кажутся прокуратору бредовыми, он не видит в них ничего плохого.

Очевидно, что эти два человека очень разные. Жестокий, суровый, скорый на расправу правитель Иудеи, богатый и могущественный Понтий Пилат и нищий бродяга, не знающий своих родителей, беззащитный, арестованный по доносу, надеющийся на спасение. Беседуя с арестованным Понтий Пилат понимает, что перед ним стоит очень неглупый интересный собеседник. И, хотя идеи его о всеобщем равенстве, о жизни людей без притеснения, по справедливости нереальны, а в этом опытный и прагматичный правитель убеждён, он не видит в этой философии никакой опасности. Ему хочется спасти Иешуа от гибели, поселить его во дворце, вести беседы с этим немного странным человеком, спорить с ним, ведь у прокуратора свой взгляд на устройство жизни. Возможно им вдвоём удастся найти истину, которую хотят найти и не находят философы всех времён и народов!

Но замыслу Пилата сбыться не суждено. Первосвященники не хотят оставить жить философа в речах которого видят опасность для себя, так как его слова о разрушении храма воспринимают как угрозу своему могуществу. Им важнее оставить в живых разбойника, который убивал римских солдат. Понтий Пилат, конечно, с этим не согласен, он не хочет смерти Га-Ноцри и, вдобавок, ему очень хочется досадить первосвященникам, но те обещают написать донос императору, и префект Иудеи могущественный Понтий Пилат струсил, испугался гнева императора. Воин, когда-то храбро воевавший под знамёнами Римской империи, всадник "Золотое копьё" не смеет противостоять иудейским первосвященникам из-за элементарного страха. Он подписывает Иешуа смертный приговор. Га-Ноцри принимает свою участь без возмущения. Он не просит пощады, держится достойно, никого в своей смерти не обвиняет. В отличие от прокуратора, Иешуа не трус.

Понтия Пилата после казни философа мучают угрызения совести и осознание того, что он нерешительный, трусливый человек ещё больше усугубляют его страдания. Он пытается оправдаться перед мёртвым Иешуа тем, что приказывает убить его предателя Иуду, но это не приносит ему утешения. И уж совсем невыносимо ему узнать, что в своих последних словах перед казнью Иешуа сказал, что самым главным человеческим пороком он считает трусость. Жить с этой болью придётся прокуратору до самого конца, но и смерть не избавит его от раскаяния. И в вечности будет сокрушаться он о безвинно погибшем бедном философе, пока по просьбе Иешуа его не освобождает Мастер от страшного одиночества.

И уже вместе Пилат и Га-Ноцри пойдут по дороге вечности, предавший и простивший.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс (описание)

    Игра света в этом произведении поражает своей уникальной красотой. Сказочное ночное море с зеленым оттенком и полуосвещенное небо с яркой луной радуют глаз

  • Анализ романа Рудин Тургенева

    Самым первым романом Ивана Сергеевича Тургенева является «Рудин». В этом произведении раскрывается тема «лишнего человека».

  • Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

  • Характеристика героев комедии Горе от ума Грибоедова

    Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций

Тема: Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Цель: познакомить учащихся с ершалаимскими главами романа «Мастер и Маргарита», рассмотреть образ Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Задачи:

    Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;

    Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;

    Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы: слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

На доске: число, тема урока.

Ход урока.

Организационный этап: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Дома вы должны были написать мини-сочинение на тему « Почему Берлиоз и барон Майгель не обрели покоя в потустороннем мире?». Послушаем несколько ваших работ. Кто желает прочитать свое мини-сочинение классу?

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель: На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Ученики: Роман о Понтии Пилате.

Учитель: Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Ученики: Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Учитель: Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Ученики: Иешуа - философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Его единственный принцип, - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

Учитель: Что проповедует Иешуа?

Ученики: «- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.»

«Все люди добрые, злых людей нет на свете.»

Учитель: Что есть истина для Иешуа?

Ученики: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»

Учитель: Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

Ученики: библейский мотив - евангельский сюжет. Иисус Христос.

Учитель: В чем сходство и различие этих мотивов?

Ученики: Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества - это сходство мотивов.
Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Учитель: Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами?

Ученики: Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп.
Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Учитель: Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Ученики: Иешуа догадался о страданиях и освободил прокуратора от них (художественная деталь – глаза Пилата «оба больных глаза»).

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

    Нельзя распоряжаться чужой жизнью.

    Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.

    Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Учитель: Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Ученики: Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.

Учитель: Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Ученики: Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Учитель: Как изменился Пилат после казни Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

    Грозит Каифе.

    Прекращает страдания Иешуа.

    Приказывает убить Иуду - предателя

    Возмездие: (бессмертие и признание себя трусом). «Трусость – самый страшный порок!» – Булгаков вмешивается (его слова).

    Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.

Учитель: Тема «Предательство»

Итак, мы знаем, что Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Эпизод, в котором совершается расправа Понтия Пилата и Афрания с Иудой из Кариофа, играет немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита».

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Учитель: Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Ученики: У Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т. к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей. Убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства. (Художественная деталь – «детскость» Иуды) Умирая, Иуда произносит имя своей возлюбленной: «Ни - за». Это говорит о том, что в предателе есть хоть маленькая доля, но чего-то человеческого.

Тема «Верность»

Учитель: Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Эпизод «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата»

Ученики: В этой главе, как нам кажется, подчёркивается верность Левия Матвея Иешуа (об этом свидетельствует его желание отомстить за смерть учителя) и показаны внутренние перемены в душе Понтия Пилата. В его поведении чувствуется напряжение: «….гримасничая от напряжения, Пилат читал /…./вздрогнул….он разобрал слова: «большего позора…трусость». Игемон понял, что это именно он был труслив, когда не предпринял ничего, чтобы предотвратить казнь Иешуа. Это доказывает его сон и разговор с философом – бродягой: «…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

Учитель: Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Ученики: Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Учитель: Вспомним разговор Левия и Пилата. Как относится Левий к Понтию Пилату. Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил». Он хотел отомстить, убив Иуду из Кириафа, но Левий узнаёт, что Иуда убит, Иешуа отомщён и о том, что возмездие совершил Пилат; он растерян, и его злоба сменилась непониманием этого поступка прокуратора. Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Но, «подумав, стал смягчаться». Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой).

Учитель: Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Ученики: Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Учитель: Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Ученики: «Свободен! Свободен!» Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат был прощён. Сбывается его сон, он уходит по лунной дороге, разговаривая с арестантом Га-Ноцри.

Учитель: Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

«Луна быстро выцветала». Из желтой луна превратилась в белую. То есть из жёлтой, тревожной и таящей какие-то опасности луна становится спокойной, не пугающей своей обманчивостью.

Подведение итогов.

Учитель: Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Ученики: Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Учитель: Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности (москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Ученики: Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Учитель: Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Ученики: Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Учитель: Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Всего доброго! До свидания!


Синтез библейской, конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, ɥҭó запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых - яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе.
Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о всеобщей справедливости своими истоками уходят в христианские убеждения: «…всякая власть является насилием над людьми и… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
В споре Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух идеологий. Иешуа утверждает, ɥҭó люди от рождения добры, ɥҭó настанет время, когда отношения между ними будут строиться на принципах справедливости и гумаʜᴎɜма. В ответах Пилата чувствуется горечь умудренного опытом человека. Он давно не питает никаких иллюзий по поводу законов общественного устройства и уверен, ɥҭó царство справедливости не настанет никогда.
Прокуратор Иудеи занимает высокую должность. Он служит кесарю, но в душе понимает всю несправедливость власти. Как результат внутренней раздвоенности - страшная головная боль, не отпускающая Пилата. Он уже наказан за то, ɥҭó ради должности вынужден вершить несправедливость. С тревогой смотрит он на приведенного к нему на допрос бродягу Иешуа, который, по доносу, «на базаре подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Пилата потрясают искренняя доброта этого человека, его спокойствие, отсутствие уʜᴎɜительного страха, а особенно слова Иешуа: «Правду говорить легко и приятно». Он, великий прокуратор, не осмеливается на это. Внезапное прекращение изматывающей головной боли прокуратор связывает с умением Иешуа лечить болезни. Но главное, Пилат уверен, ɥҭó Иешуа - не преступник, поэтому хочет спасти его. Он не разбойник или убийца, которого, без сомнения, следует казнить. Но для иудейских священников убеждения Иешуа страшнее преступления против людей. Это попытка дискредитации власти. Пилат знает, ɥҭó миром движут ложь, злоба и агрессия, значит, Иешуа должен быть казнен. Спасти Иешуа от казни для Пилата равносильно потере должности и власти.
В истории человечества не раз появлялись люди, призывающие жить по законам добра и справедливости, но еще ни одному из них не удалось достучаться до людей, изменить существующий порядок. Булгаков был реалистом в вопросах религии. Но в образе Иешуа прослеживается прямая аналогия с Христом, спасителем человечества, распятым людьми.
Автор создает своего героя. Ему 27 лет, а не 33, как Христу, его убеждения отличаются от признанных церковью каноническими. Писатель показывает еще одного праведника, самостоятельно пришедшего к идеям добра, и его печальный конец. Такие люди, ищущие справедливости, страдающие, высокие духом, честные и неподкупные, к счастью, не переводятся на Земле. Когда общество будет готово услышать их? Трагически изобразив страшную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человеческий подвиг подобных мучеников, отдающих жизнь за торжество добра.
Иешуа и Пилату высшие силы даруют бессмертие. Прокуратора Иудеи будут помнить за то, ɥҭó он отдал приказ казнить Иешуа, а имя Иешуа навеки будет связано с добром и человечностью. Писатель утверждает мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени. В этом - залог гармонии бытия.

Лекция, реферат. Иешуа и Понтий Пилат - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
88. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака Доктор Живаго « | » 90. Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита











Предания, отчасти и ошибочные, могут заключать в себе известную долю правды, которою пренебрегать не должна история...
Ж.-Э. Ренан

В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри.

«Античный» роман состоит из четырёх глав. В первой («Понтий Пилат») происходит спор между прокуратором и Иешуа по важнейшим философским вопросам, касающимся морали. Поводом для спора становится фраза из судебного обвинения, предъявляемого бродячему проповеднику: он говорил людям на базаре, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина?». В ответ Га-Ноцри излагает свою философскую систему, которая основана на идее, что человек изначально добр, алогическим продолжением учения о «добром человеке» является рассуждение о природе власти: «...всякая класть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (1, 2), а люди будут жить по «доброй воле», которая представляет собой высший философско-религиозный закон.

Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается. Прокуратор указывает на римского легионера Марка Крысобоя, который, не имея личной вражды к философу, готов по приказу забить его плёткой до смерти. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.

Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом. После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ — честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель. Иешуа совершенно непохож на страшного подстрекателя народного бунта, как охарактеризовал его Кайфа. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. В этих словах явное отрицание власти кесарей и, следовательно, оскорбление величества римского императора, которое является тяжким преступлением. Чтобы его самого не заподозрили в сочувствии идеям нищего философа, прокуратор громко выкрикнул хвалу здравствующему императору Тиберию и при этом с ненавистью поглядел на секретаря и конвой, боясь доноса с их стороны. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе.

Таким образом, Иешуа предстаёт перед читателем пустым мечтателем, который не знает жизни и людей. Он твердит о «добром человеке» и царстве истины и не желает признавать, что вокруг него жестокие люди (Марк Крысобой), предатели (Иуда), властолюбцы (Кайфа) и трусы (Понтий Пилат). На первый взгляд в споре о «добром человеке» верх одерживает реалист Пилат, но роман Мастера на этом не кончается.

Далее автор показывает, что Иешуа был не совсем наивным мечтателем кое в чём он был прав. Прокуратора начинает мучить совесть за то, что, струсив, он подписал смертный приговор беззащитному философу. Он чувствует раскаяние, поэтому приказывает палачу (глава «Казнь») убить философа на кресте, чтобы он долго не мучился. Потом Пилат приказывает Афранию (глава «Как Понтий Пилат пытался спасти Иуду из Кириафа») убить Иуду. Но справедливое вроде бы возмездие предателю не успокаивает совести прокуратора. Нищий философ оказался прав: не новое убийство, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. Прокуратор хочет помочь Левию Матвею— ученику Га-Ноцри. Римлянин предлагает Левию (глава «Погребение») поселиться у него в резиденции и написать книгу об Иешуа. Но ученик не соглашается, потому что хочет странствовать по миру, как Иешуа, и проповедовать его гуманистическую философию среди людей. Левий Матвей, ненавидя прокуратора как убийцу своего учителя, смягчается, видя, что римлянин искренно переживает смерть Иешуа, и соглашается принять пергамент от Пилата. Таким образом, Булгаков показывает, что идея о «добром человеке» не является пустой и смешной выдумкой наивного философа. Добрые качества, действительно, присутствуют практически в каждом человеке, даже в таком жестоком честолюбце, как Понтий Пилат. Иными словами, философская идея о «добром человеке» получает конкретное жизненное подтверждение.

Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа — нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. Суть спора — в отношении к человеку. Чего заслуживает человек — уважения, доверия или презрения, ненависти? Иешуа верит в великую силу человеческого духа; Пилат же уверен, что все люди злы и царство истины никогда не настанет. Поэтому Иешуа, признающий природную доброту людей, предстаёт перед читателем прекрасным человеком, а Понтий Пилат, видящий в людях только низменные мысли и чувства, изображается вполне трезвым, но заурядным чиновником.

Между прочим, идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, совершенно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. Они доказывали реальность царства свободы при условии высокого уровня развития гражданского общества и сознания самих граждан. Иными словами, с одной стороны, рассуждения Иешуа о всеобщей любви и терпимости кажутся наивными и вызывают улыбку. С другой стороны, рассказывая о событиях после казни философа, Булгаков подтверждает правоту своего героя-мечтателя. Действительно, с Иешуа можно согласиться: несмотря на то, что люди из века в век воюют, предают, обманывают друг друга, потомки ценят и с благодарностью вспоминают главным образом благодетелей человечества — людей, подаривших миру высокую идею, придумавших лекарство от тяжёлой болезни, написавших умную книгу и т.п. Великие злодеи обычно остаются в памяти нормальных людей пугалами, вызывающими страх и негодование.

В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат- главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри.

«Античный» роман состоит из четырёх глав. В первой («Понтий Пилат») происходит спор между прокуратором и Иешуа по важнейшим философским вопросам, касающимся морали. Поводом для спора становится фраза из судебного обвинения, предъявляемого бродячему проповеднику: он говорил людям на базаре, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина?». В ответ Га-Ноцри излагает свою философскую систему, которая основана на идее, что человек изначально добр, алогическим продолжением учения о «добром человеке» является рассуждение о природе власти: «...всякая класть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (1, 2), а люди будут жить по «доброй воле», которая представляет собой высший философско-религиозный закон.

Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается. Прокуратор указывает на римского легионера Марка Крысобоя, который, не имея личной вражды к философу, готов по приказу забить его плёткой до смерти. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.

Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом. После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ - честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель. Иешуа совершенно непохож на страшного подстрекателя народного бунта, как охарактеризовал его Кайфа. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. В этих словах явное отрицание власти кесарей и, следовательно, оскорбление величества римского императора, которое является тяжким преступлением. Чтобы его самого не заподозрили в сочувствии идеям нищего философа, прокуратор громко выкрикнул хвалу здравствующему императору Тиберию и при этом с ненавистью поглядел на секретаря и конвой, боясь доноса с их стороны. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе.

Таким образом, Иешуа предстаёт перед читателем пустым мечтателем, который не знает жизни и людей. Он твердит о «добром человеке» и царстве истины и не желает признавать, что вокруг него жестокие люди (Марк Крысобой), предатели (Иуда), властолюбцы (Кайфа) и трусы (Понтий Пилат). На первый взгляд в споре о «добром человеке» верх одерживает реалист Пилат, но роман Мастера на этом не кончается.

Далее автор показывает, что Иешуа был не совсем наивным мечтателем кое в чём он был прав. Прокуратора начинает мучить совесть за то, что, струсив, он подписал смертный приговор беззащитному философу. Он чувствует раскаяние, поэтому приказывает палачу (глава «Казнь») убить философа на кресте, чтобы он долго не мучился. Потом Пилат приказывает Афранию (глава «Как Понтий Пилат пытался спасти Иуду из Кириафа») убить Иуду. Но справедливое вроде бы возмездие предателю не успокаивает совести прокуратора. Нищий философ оказался прав: не новое убийство, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. Прокуратор хочет помочь Левию Матвею- ученику Га-Ноцри. Римлянин предлагает Левию (глава «Погребение») поселиться у него в резиденции и написать книгу об Иешуа. Но ученик не соглашается, потому что хочет странствовать по миру, как Иешуа, и проповедовать его гуманистическую философию среди людей. Левий Матвей, ненавидя прокуратора как убийцу своего учителя, смягчается, видя, что римлянин искренно переживает смерть Иешуа, и соглашается принять пергамент от Пилата. Таким образом, Булгаков показывает, что идея о «добром человеке» не является пустой и смешной выдумкой наивного философа. Добрые качества, действительно, присутствуют практически в каждом человеке, даже в таком жестоком честолюбце, как Понтий Пилат. Иными словами, философская идея о «добром человеке» получает конкретное жизненное подтверждение.

Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа - нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. Суть спора - в отношении к человеку. Чего заслуживает человек - уважения, доверия или презрения, ненависти? Иешуа верит в великую силу человеческого духа; Пилат же уверен, что все люди злы и царство истины никогда не настанет. Поэтому Иешуа, признающий природную доброту людей, предстаёт перед читателем прекрасным человеком, а Понтий Пилат, видящий в людях только низменные мысли и чувства, изображается вполне трезвым, но заурядным чиновником.

Между прочим, идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, совершенно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. Они доказывали реальность царства свободы при условии высокого уровня развития гражданского общества и сознания самих граждан. Иными словами, с одной стороны, рассуждения Иешуа о всеобщей любви и терпимости кажутся наивными и вызывают улыбку. С другой стороны, рассказывая о событиях после казни философа, Булгаков подтверждает правоту своего героя-мечтателя. Действительно, с Иешуа можно согласиться: несмотря на то, что люди из века в век воюют, предают, обманывают друг друга, потомки ценят и с благодарностью вспоминают главным образом благодетелей человечества - людей, подаривших миру высокую идею, придумавших лекарство от тяжёлой болезни, написавших умную книгу и т.п. Великие злодеи обычно остаются в памяти нормальных людей пугалами, вызывающими страх и негодование.




Top