Отношение к русским в греции. Стереотипы о русских на примере греции

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.


Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.


Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.


Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.


Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.


Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.


Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  • толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.


Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.


Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры - ранне - классический (590гг. до н.э. - 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн - 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза - подвиги Геракла.

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Анты (antae) — выступы продольных стен здания с двух сторон от входа, служащие опорой для карниза.

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).

Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).

Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.

Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический - в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.

Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический - вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем - в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками - каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.

Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты - завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами - балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат - широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионическая колонна.

Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.

Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.

Как правило, статуи в то время вырезались из известняка или камня, после этого покрывались краской и украшались красивыми драгоценными камнями, элементами из золота, бронзы или серебра. Если статуэтки небольшого размера, то они выполнялись из терракоты, дерева или бронзы.

Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.

В классический период скульптура достигла своих высот. Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.

В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках.

Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека.

Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время.

Великий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.

Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.

В другое время был популярен мастер – Поликлет , который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое . Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.

Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.

Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.

Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.

В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события. Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.

Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы , среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.

Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира того времени, как правило, возникали в непосредственной близости от скалы, это относится и к знаменитому городу Афины. На скале возводилась цитадель, для того чтобы было где укрыться при наступлении врага, строение еще называлось акрополем. Скала возвышалась над Афинами примерно на 150 метров и служила также естественным сооружением для защиты. Так со временем стал образовываться верхний город, имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.

Акрополь вполне справедливо можно отнести к таким местам, которые все называют неповторимыми и великолепными.

Размеры не большие, всего за несколько минут можно пройти весь город от одного конца до другого. Стены города обрывисты и очень круты. Есть четыре основных творения, которые расположены в этом прекрасном месте.

В первую очередь это дорога в форме зигзага, которая ведет от подножия храма к его единственному входу, это монументальные Пропилеи – вторая достопримечательность города. Но прежде чем пройти сквозь ворота можно обернуться направо, так как в этом месте высится храм богини победы Ники , которая окрашена колоннами.

Это легкое строение, необычно прекрасное и воздушное, которое выделяется на фоне голубого неба своей белизной. Богиня в то время изображалась красивой женщиной, которая имела большие крылья, что символизировало тот факт, что победа как явление – не постоянна, она перелетает с одного объекта на иной. Но афиняне изобразили Нику без крыльев, чтобы она никогда не смогла покинуть город.

Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Эрехтейон , который задумывался, как несколько соединенных святилищ, в свою очередь расположенных на разных уровнях, так как скала не ровная.

Северный портик храмового ансамбля ведет в святилище Афин, где хранится статуя богини, выполненной из дерева. Дверь из этого святилища вела прямо в маленький дворик, где росло священное дерево, которое появилось после того, как Афина дотронулась именно в этом место своим мечом до скалы.

Через портик, который находится на восточной стороне, можно было попасть в святилище Посейдона, он также ударил мечом по скале и оставил три ручья. Акрополь приведен в пример, как объединение скульптуры и архитектуры того времени. Но есть и более общие характеристики искусства и культуры того времени, об этом ниже.

Особенности архитектуры Древней Греции

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм , а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.

Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности . Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.

Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.

Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной , окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.

Самым простым является дистиль , который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль , как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.

Кроме храмов все древнегреческие мастера возводили огромное количество иных архитектурных сооружений, которые имели общественное назначение: палестры, стадионы, театры и так далее. Что касается театров, то они располагались на склонах гор. При этом поперек склона делались специальные подмостки, предназначенные для зрителей. Перед ними внизу возводилась сцена для выступления актеров.

Как правило, самый большой театр был в состоянии вместить более 25 тысяч человек.

Что касается жилых домов, то в центре они имели дворик прямоугольной формы, куда выходили окна и двери помещений. Основное предназначалось для трапез и пиров, а верхний этаж обычно принадлежал представительницам прекрасной половины человечества.

В Древней Греции был особый период, который отмечен градостроительством. В это время возводились многочисленные торговые центры и строения разного назначения, причем все это осуществлялось очень быстрыми темпами и в больших масштабах. На основании этого появилась необходимость разработать определенные технические приемы, а также теоретические основы для того чтобы быстро производить строительные процессы.

Новые разработки того времени объединялись в особых архитектурных трактатах. Их авторы работали над созданием самых рациональных путей строительства, причем и в техническом и архитектруно-планировочном отношении. Примерно в это же время разрабатывается принципиальная схема планировки города, который расчленен прямоугольной сеткой на одинаковые кварталы.

Как правило, в центре города располагались зданий общественного назначения: городской совет, народное собрание, базилик, школы, гимназии и храмы. Центральная городская площадь того времени имела характер рынка или агоры. Сама площадь и улицы в процессе строительства специально окаймлялись портиками, которые создавали тень, а по контуру города опоясывались стенами, выполняющими оборонительные функции.

Общие композиции

Вообще композиции общественных зданий и сооружений достаточно многообразны, при этом не только во внешнем виде, но также по функциональному назначению. Но есть один общий пространственный прием, которому отдается предпочтение, например, применение темы перистильного двора, который в разных композициях сохраняет предназначение композиционного центрального здания.

Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.

Стоит отметить, что в Афинском акрополе очень красиво сочетается гармоничность и равновесие масс.

Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.

Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи.

Вконтакте

Одноклассники




Top