Памятники архитектуры и строительства. Главные архитектурные достопримечательности россии

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.

Пока причастные к строительству и дизайну люди отмечают свой профессиональный праздник - Всемирный день архитектуры, мы представим самые интересные и необычные работы современных архитекторов и их предшественников.

Кварталы Хабитат-67, Монреаль

Уникальный жилой комплекс был построен в 1967 году к выставке «Экспо». 354 срощенных друг с другом домов расположены не в случайном порядке, а так, чтобы все квартиры получали максимум солнечного света. Стиль этого объекта - брутализм, кстати, стал популярен и в СССР.

Проекты Фриденсрайха Хундертвассера

Очень сложно выбрать какую-то одну работу этого культового архитектора, ведь все они по-своему удивительны. Его «сказочный» стиль не подпадает ни под одну из классических концепций - великий австриец проектировал «хорошие» и даже «добрые» дома. Вот, например, обычный жилой , который все называют просто домом Хундертвассера. Неудивительно, что автор такой архитектуры всегда принципиально носил разные носки.

Идеальный дворец, Франция

Ничем не примечательный городок Отрив прославил местный почтальон в начале XX века. Фердинанд Шеваль 33 года строил свой собственный дворец из подручных материалов - камней, которые собирал во время работы. Фердинанд абсолютно не разбирался в канонах архитектуры и использовал все стили, которые он мог видеть. Поэтому в «Идеальном дворце», как автор сам его называл, есть элементы от Древнего до Гауди.

Храм Лотоса, Индия

В 1986 году в Нью-Дели был построен один из самых необычных в мире . Гигантские мраморные листья лотоса как будто вот-вот распустятся. Для цветка даже создали почти естественные условия - храм, как и настоящий лотос, возвышается из воды. Хотя это и религиозное сооружение, внутри нет ни икон, ни фресок, ни росписей: в учении бахаи эти атрибуты не важны.

Кёльнский собор, Германия

Канонический образец готики, известный далеко за пределами «архитектурных кругов». Описывать многочисленные детали огромного здания мы, конечно, не будем. Ограничимся одним фактом: в 1880 году, когда завершился очередной этап строительства, собор на четыре года стал самым высоким зданием на планете - 157 метров. Но и сегодня, в окружении малоэтажных домов в центре Кёльна собор выглядит всё равно впечатляюще.

Бурдж-Халифа, ОАЭ

В последние десятилетия звание самого высокого здания в мире было буквально переходящим знаменем: то , то Тайбэй, то Куала-Лумпур. Разумеется, эмираты не смогли пройти мимо такого соревнования решили поставить свой рекорд. Попутно « » одержала победу более чем в десяти номинациях, например, как обладательница самого быстрого лифта и самого высоко расположенного ночного клуба (на 144 этаже).)

Храм танцующего бога, Индия

Знаменитый индийский храм Брихадешвара, недавно отметивший своё тысячелетие, посвящён Шиве. Всего внутри храма - 250 изваяний этого бога, и все они изображают разные позы магического танца. Раньше храм был ещё и крепостью, поэтому, кроме изящных статуй здесь есть и серьёзные оборонительные сооружения. Рвы и стены охраняют легендарные богатства, которые столетиями несли Шиве паломники.

Стадион «Птичье гнездо», Пекин

Олимпийские игры для архитекторов - это отличный шанс воплотить свои мечты: власти не скупятся на смелые и дорогие проекты. От Олимпиады-2008 достался стадион на 80 000 человек совершенно непривычной формы. Хотя примечательна даже не форма, а исполнение из гигантских железных балок - воздушная полупрозрачная конструкция при этом может выдержать восьмибалльное землетрясение.

Здание Крайслера, Нью-Йорк

Один из лучших образцов ар-деко и самый высокий в середине XX века небоскрёб был построен по заказу автомобильной компании «Крайслер». Самым высоким он стал благодаря непримиримому соперничеству двух архитекторов: автор этого здания в последний момент перед завершением строительства согласовал установку 40-метрового шпиля, обогнав тем самым новостройку Трамп-билдинг. А необычные дуги на фасадах верхних этажей имитируют колёсные диски автомобилей.

Дом-капсула, Япония

Сочетание японского минимализма и любви к новым технологиям подарило миру уникальный проект - капсульный жилой дом. Все модули (квартиры и офисы) в этом здании полностью заменяемы и крепятся к металлическому основанию всего четырьмя болтами. Несмотря на визуальную хлипкость такой системы, несчастных случаев с момента постройки в 1974 году пока не было.

Дома-кольца, Китай

Необычные круглые дома-крепости появились в давно, а перестали их строить только в 1960-х. До этого жилища по принципу замкнутой системы возводили во многих районах. Недостаток земли и возможность обороняться сообща подталкивали людей селиться коммунами в нескольких таких домах. Да и микроклимат внутри защищал от зноя и холода.

Самая южная православная церковь

Эта постройка отличается не дизайном или размерами, а исключительно местом, где она находится. Неподалёку от российской антарктической станции Беллинсгаузен в 2004 году освятили деревянную церковь Св. Троицы. А брёвна для церкви проделали, наверное, самый длинный путь в истории логистики стройматериалов: Горный Алтай-Калининград-Антарктида.

Самое секретное офисное здание, США

Самое недоступное в мире офисное здание одновременно и самое большое. Это знаменитый Пентагон - здание Минобороны . В огромной пятиугольной постройке - 28 км коридоров, а площадь всех пяти этажей - 604 000 кв.м. Этот гигант строился в 1940-х годах, поэтому вышел небольшой казус: туалетов в здании в два раза больше необходимого - отдельно для негров, отдельно для белых. Правда, к концу строительства старые порядки отменили и даже таблички повесить не успели.

Бассейн в небе, Сингапур

Три башни высотки отеля Marina Bay Sands в поддерживают действительно уникальное архитектурное сооружение - огромную платформу, по форме напоминающую корабль. На «палубе» находится живой сад и гигантский бассейн. Кстати, весь дизайн отеля официально одобрен специалистами по фэн-шуй.

Город на скале, Шри-Ланка

Настоящий город-крепость возвели древние зодчие на отвесной 300-метровой скале Сигирия. Царь Касапа I приказал выстроить свою резиденцию на такой высоте для защиты, но не забыл и о комфорте. Крытые террасы, скамьи для отдыха, деревья и даже искусственный водоём делали Сигирию убежищем класса люкс. Кроме официальных исторических памятников, интересна и традиция, так любимая нашими соотечественниками: начиная с VII века гости дворца оставляли на скалах надписи вроде «здесь был Вася, 879 год», только в стихах.

Десятый и заключительный том издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 2015 году. Данный выпуск целиком посвящен процессу формирования и…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 9. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.

    После выхода в 1982 году первого тома "Памятники архитектуры Москвы", посвященного Кремлю и Китай-городу, и содержащего также полный…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 8. Окрестности старой Москвы (юг и восток)

    Предлагаю вашему вниманию восьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы". Книга вышла в 2007 году и посвящена восточной и южной сторонам…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 7. Окрестности старой Москвы

    Выкладываю для ознакомления седьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", увидевший свет в 2004 году. В книге представлен материал,…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 6. От Андроникова монастыря до Большой Калужской улицы

    Предлагаю вашему вниманию шестой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", вышедший в 2000 году. Эта книга завершает описание архитектуры Москвы…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 5. От Земляного до Камер-Коллежского вала.

    Пятый выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 1998 году. В этой книге представлен материал, охватывающий большую часть территории между…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 4. Замоскворечье

    "Замоскворечье" - четвертая книга издания "Памятники архитектуры Москвы". Район, которому она посвящена, входит в состав территории Земляного города.… Памятники архитектуры Москвы, том 1. Кремль, Китай-город, центральные площади

    На День города сделаю подарок всем жителям Москвы - выложу все 10 томов сводов памятников столицы. Сегодня будет первая книга из серии "Памятники…

  • Карта оцифрована участником сайта

    Описание карты

    "Москва. Архитектурные памятники". Схема составлена, оформлена и подготовлена к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1973 году. Редактор: Смигельская С.В. Формат бумаги 100x72. Тираж 47000. Цена 30 коп.

    Благодарим Романа Маслова за оцифровку материала!


    Схема архитектурных памятников центра Москвы

    Сопроводительный текст к схеме

    Среди русских городов Москва занимает особое место, как по значительности ее исторического пути, так и по неповторимому своеобразию архитектурного облика. Унаследовав высокую художественную культуру Древней Руси, она стала средоточием лучших творческих сил народа. Памятники московской архитектуры отразили различные этапы истории города и вошли в золотой фонд мирового зодчества.

    В Москве были заложены основы не только общерусской государственности, но и общерусской художественной культуры, вобравшей в себя все лучшее, что было достигнуто в других городах в эпоху феодальной раздробленности. Выражая средствами архитектуры ведущие идеи своего времени, московские зодчие вносили удивительное разнообразие в основные типы сооружений, свойственных той или иной эпохе.

    Ядро кремлевского ансамбля - исторического и композиционного центра города - складывалось в то время, когда Москва стала столицей Русского централизованного государства (в XV-XVII вв.). Соборная площадь и крепостные сооружения Кремля, созданные русскими и итальянскими мастерами и отразившие идею величия и мощи молодого государства, поражали современников масштабами и монументальностью.

    В XVI в. был создан новый тип сооружений-триумфальные столпообразные композиции, так называемые храмы-памятники, и среди них шедевр русского зодчества - Покровский собор (собор Василия Блаженного).

    В посадах и слободах, окружавших Кремль, в это время появляются каменные церковные и жилые здания, небольшие по размерам, но интересные по своим архитектурным формам. Широко развертывается в XVI в. и крепостное строительство: в 30-е годы сооружаются стены вокруг посада (Китай-город), в 80-90-е годы - вокруг Белого города, а в начале XVII в. Москва получила свой последний оборонительный пояс-Земляной вал с дубовыми стенами и башнями (Земляной город). Кроме того, в течение столетий вокруг Москвы возводились мощные крепости - монастыри.

    Польско-шведская интервенция вызвала временный упадок строительства в Москве, но с середины XVII в. начинается новый этап в развитии московской архитектуры.

    Многочисленные народные восстания расшатывали основы официальной идеологии и способствовали проникновению в архитектуру народных мотивов. Отсюда - богатство декоративного убранства, красочность, живописность композиции в постройках того времени. К концу XVII в. нарастает стремление к симметрии и уравновешенности, появляется новый тип ярусных церковных сооружений ("восьмерик на четверике"). Этот новый период в архитектуре получил название "московского" или "нарышкинского барокко".

    Реформы Петра, победа в Северной войне выдвинули Россию в число передовых европейских держав. Не порывая с национальными традициями, русские мастера творчески восприняли художественную культуру Западной Европы. В XVIII в. были созданы два основных стилистических направления-русское барокко и русский классицизм.

    Памятников барокко в Москве было создано мало, так как развитие стиля совпало с застройкой Петербурга, к тому же некоторые из них погибли во время пожара 1812 г., но московский классицизм блистательно проявил себя в многочисленных сооружениях различного назначения. После Отечественной войны 1812 г. классицизм приобретает черты большой простоты и строгости. С середины XIX в. начинается его упадок и на смену ему приходят различные стилизаторские течения - наступает эпоха "всех стилей". Возникновение в конце XIX-начале XX в. стиля "модерн" еще больше увеличивает пестроту застройки. Капитализм выдвигает необходимость создания новых типов сооружений - доходных домов, гостиниц, железнодорожных вокзалов и др.

    Строительная техника бурно развивается в это время, но художественная ценность зданий, за некоторым исключением, не достигает высокого уровня.

    Великий Октябрь открыл неограниченные возможности для развития всех видов искусств. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет об охране и реставрации памятников истории и культуры. Громадный размах реставрационные работы получили в наши дни.

    Партия и правительство уделяют огромное внимание эстетическому воспитанию советских людей, и произведения русских зодчих играют в этом большую роль, вызывая восхищение талантом русского народа, воспитывая чувство патриотизма и гордости за свою страну. Памятники архитектуры, возвращенные к жизни советскими реставраторами, занимают почетное место в ансамблях новой Москвы.

    Советская архитектура в своем развитии прошла через ряд этапов. Двадцатые и начало тридцатых годов характеризуются поисками новых средств архитектурной выразительности, свободных от эклектики предшествующего периода. В это время большое внимание уделяется рациональным построениям планов зданий, широкому использованию новых материалов и конструкций, что позволило создать ряд интересных и художественно ценных сооружений. Однако реальные возможности строительства того времени не позволили воплотить многие архитектурные идеи.

    Развитие экономики страны породило стремление к величественным формам и пышности отделки. Снова началось обращение к различным стилям, что и привело впоследствии к излишествам и неоправданному украшательству. Это направление было справедливо осуждено правительственным постановлением 1955 г., где указывалось, что "советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений". В настоящее время советские зодчие настойчиво работают над созданием полноценных художественных произведений, способных отразить дух нашего времени и пафос строительства коммунизма. Огромный размах строительства в нашей стране ставит перед советской архитектурой необходимость сооружения комплексов и ансамблей, способных создать целостный облик города. Л.И. Брежнев указывал, что "дело чести каждого из нас превратить Москву в образцовый коммунистический город".

    Понятно, что в буклете невозможно представить все архитектурное богатство Москвы. Здесь указаны лишь памятники, наиболее ценные в художественном отношении или наиболее характерные для своего времени.



    
    Top