Памятные даты 23 октября. октября – можно отметить дни рождения знаменитых людей

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Комментариев нет

Школьные годы в «папо-мамской» истории не всегда ассоциируются с цепью побед. Аналогии с полосой препятствий напрашиваются не реже. Особенно если подросток не хочет учиться и вопрос «что с этим делать» без психологической помощи решить родным трудновато. Родительский авторитет, безотказно срабатывавший на младших ступенях, вдруг утратил актуальность, а 12-14-летний . Что предпринять, и как мотивировать подростка на учебу?

Почему подросток не хочет учиться: выясняем традиционные причины

  • Несовпадение особенностей интеллекта и уровня развития школьника с профилем учебного заведения. Ребенка творческого, с подчеркнуто образным восприятием мира, может тяготить необходимость работать по перенасыщенному точными либо естественными науками расписанию в школе несовместимого с его натурой уклона. Как и прирожденного «технаря» будет раздражать языковая «избыточность» гуманитарной гимназии.
  • в подаче и системе изучения школьных предметов. Виновата ли сама программа и стандартные учебники или в деле «замешан» преподаватель, неспособный подать тему нескучно, доступно, вперемешку с занимательными, интригующими фактами – это внимательные, думающие родители установят сами. Чтобы принять решение, как ситуацию «развернуть» в пользу чада.
  • Чрезмерная загрузка ученика, которую слишком требовательные взрослые игнорируют. Режим разносторонних по увлечениям детей часто изобилует кружково-спортивно-клубными занятиями. В переходном возрасте даже «организованный» ребенок-идеал устает, если перерывы на прогулки, игры, релакс сведены к нулю. К тому же школьникам-подросткам нужно общаться. Создайте им временную нишу для расслабляющего отдыха.
  • «Перекосы» с контролем в сторону тотальности или полного его отсутствия. То и другое – явный негатив. У парня/девочки в «среднешкольном» периоде аккумулируется заряд протеста, а чересчур жесткий нажим вызывает отторжение. Мягкостью, желанием понять человека вы добьетесь большего, чем приказами и давлением. Но и взваливать функции отвыкшего трудиться лентяя на себя – не выход. Приучайте его к самостоятельности.
  • Проблемы дискомфорта в общении с друзьями-ровесниками и педагогами. На ровном месте конфликты не вырастают – здесь неплохо бы проанализировать предысторию. Как появляются дети-изгои, почему распался коллектив одноклассников на достойных и не внушающих уважение – этими подробностями займется педагог-психолог. Безучастность учителей, лишивших мальчишку/девчонку внимания и способных невзлюбить ученика, усугубляет дело.

Разберитесь в тонкостях происшедшего досконально. Побеседуйте с классным руководителем, директором, учителями-предметниками. Возникнет потребность – переведите подростка в другую школу. Это не лучшая, но иногда единственно верная тактика. И помните: уговаривать в подобных случаях нежелательно, но учесть мнение виновника ваших тревог, обсудить это в семейном кругу придется.

Привычки, стресс, комплексы – попутные осложняющие обстоятельства

Напряженная обстановка в семье, где нелады между «предками» – ссоры, ругань, насилие – травмируют незрелую психику и рождают мысли о ненужности ребенка, способствует развитию у него чувства неполноценности. Подросток испытывает сложности в коммуникации и замыкается. Наличие физических недостатков (сутулости, плохого зрения/слуха) угнетает и ведет к самоизоляции. Тут без профессионала не обойтись.

Еще проблемней справиться с вредными наклонностями, сопровождающими этапы взросления. Курение и геймерство, токсикомания и бродяжничество – лишь часть типичного для «трудной» детворы списка крайностей. Да и гиперактивность не у всех двенадцатилетних «деток» остается в прошлом. Озадачиться воспитателям есть чем. Настроившись на работу не только с собственным дитятей, но и с его ближайшими друзьями.

Итак, как заставить подростка учиться? Инерция «нехотения» преодолевается не сразу. Это длительный путь, и без промахов его пройти вряд ли удастся. Но благородная цель таких усилий стоит. Минимизируют ошибки рекомендации грамотных специалистов – для каждого формирующегося индивидуума свои, личностно ориентированные. Сумеют папы-мамы поддержать дух разумного экспериментаторства – результат их порадует. А пока .

  • Если учиться ваш отпрыск не хочет, а образованность для вас – главная жизненная ценность, примените гибкую систему поощрений с элементами наказания. Попробуйте создать атмосферу доверия, настраивающую на совместные размышления о силе знаний, успешности лиц высокообразованных, умении интеллектуалов и людей творческих профессий обеспечить себе комфортное, содержательное, счастливое будущее.
  • Нравится вашему парню/барышне – не препятствуйте капризу. Пусть пробует. Со временем поймет, что чтение-письмо-счет в нормальной позе продуктивнее. Обожает животных – сведите с работниками питомника/зоопарка, запишите в кружок будущих зоологов при вузовской кафедре. Ненавидит алгебру-физику – подкорректируйте образовательный профиль. Пускай вместо цифр сосредоточится на том, что понятнее и притягательней.
  • Рационализируйте форму подачи-усвоения материала. Подберите учебники-справочники талантливых авторов, увлекательные видеокурсы. Предложите позаниматься с репетиторами по отдельным дисциплинам, плохо усваиваемым разделам. Подарите подростку шанс ощутить себя неглупым, уважаемым в детско-юношеской среде, привлекательным для окружающих. Это повысит самооценку.

Как поступать в перспективе

Накапливающийся в организме к «середине» обучения дефицит йода затрудняет возрастную гормональную перестройку. Это чревато ухудшением памяти, «провалами» в наглядно-образном мышлении, не дает сконцентрироваться на насущных задачах. Изменяется и тип характера. Нередко подросток не только не хочет учиться– он становится неуправляемым, импульсивным – склонным к неоправданным приступам агрессии.

Такое надо понять и пережить. Запаситесь терпением. Речь о преходящей беде, но стратегии она требует грамотной и достаточно твердой. Допуская неуважение к себе, этот бой вы рискуете проиграть. На роль безропотных жертв мать с отцом соглашаться не должны. Однако и давить, унижать ребенка нельзя. Беседа-обмен – действенный и перспективный ход. Постарайтесь использовать его почаще, подчеркивая, что взгляды сына/дочки для вас значимы.

Забудьте об угрозах и обвинениях – даже если высказывания подростка-протестанта кажутся вам неприемлемыми. Выслушивайте его спокойно. Не перечеркивайте, а тактично корректируйте «видение» ситуации и реакцию собеседника. Не придумывайте «страшилок» вроде «станет наркоманом», «совершит преступление», – оценивайте каждый день без спешки, радуясь маленьким победам. Начнете советоваться с ребенком сами – он станет рассудительнее и ответственней.

Если параллельно начнется выработка мотивации учебно-трудовых навыков, привитие правил поведения личности в социуме – считайте, перелом в воспитательном процессе состоялся. Надежда на успешное формирование базы на пути к старшей школе, где юноше/девушке предстоит определиться с выбором специальности по душе и складу умственной деятельности, у вас есть. Воспользуйтесь ею.

Период с 13 по 16 лет психологи называют трудным возрастом. В это время ребенок переходит на новый этап в физическом и моральном развитии. Он начинает анализировать свою жизнь, и чаще всего полученные выводы становятся для него разочарованием. Ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не может справиться сам.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Подросток не хочет учиться, замыкается в себе, становится грустным и агрессивным. Неспособность объективно оценить ситуацию и самостоятельно найти выход заводит ребенка в тупик. Родители должны помочь ему преодолеть этот путь и уверенно войти во взрослую жизнь.

    Показать всё

    Физиологические особенности

    Подростковый период характеризуется значительными изменениями в организме ребенка. Его физическое состояние неразрывно связано с эмоциональным настроем. Это касается всех аспектов его жизни. Бывают случаи, когда ребенок словно берет тайм-аут и закрывается ото всех.

    Подобного рода апатия пугает родителей, поскольку подросток не хочет учиться. Взрослые люди понимают, что от образованности зависит его дальнейшая жизнь. Чтобы разобраться в причинах такого поведения, необходимо рассмотреть особенности подростковой физиологии:

    • Половое созревание. В этот период подросток слишком быстро входит в состояние возбуждения, поскольку происходит активный выброс гормонов. Именно поэтому в переходном возрасте дети становятся особо вспыльчивыми и агрессивными.
    • Активный рост. Процесс физического развития сопровождается огромными энергетическими затратами. Это приводит к быстрой утомляемости и хронической усталости.
    • Сердце. В период переходного возраста дети часто жалуются на боли в сердце. Это обусловлено замедленным ростом органа. Оно не успевает снабжать кислородом мозг, отвечающий за умственные способности.
    • Неуправляемые эмоции. Физическое развитие влияет на эмоциональный фон, что приводит к резким перепадам настроения. Заинтересованность сменяется полным равнодушием ко всему окружающему при малейшей неудаче.

    В подростковом периоде у девочек происходит формирование менструального цикла. Существенным изменениям подвергается внешность, ухудшается самочувствие, повышается возбудимость. Девочка становится ранимой, обидчивой, остро воспринимает каждое слово, сказанное в ее адрес. На данном этапе родители должны уделять дочери максимум внимания. Со стороны мамы требуется отношение доброй подруги, папы – галантного кавалера.

    Причины нежелания учиться

    Опытные психологи рекомендуют углубиться в суть проблемы, почему ребенок не хочет учиться. Есть большая разница в том, хорошо ли он учился до подросткового возраста или это был не более чем поверхностный интерес. Если сын или дочь и раньше не отличались хорошей успеваемостью, а сейчас и вовсе перестали заниматься учебой, значит, родители уделяли им мало внимания. Стоит срочно подружиться с ребенком.

    Если подросток резко перестал учиться (хотя до этого у него были потрясающие успехи), возникла более глубокая проблема, в которой необходимо тщательно разобраться.

    Перегруженность

    До 13 лет ребенок был активным во всех направлениях. Учился в школе на «хорошо» и «отлично», посещал множество кружков, имел дополнительные увлечения. Его режим дня был долгие годы одинаков: день расписан по минутам, небольшое количество или отсутствие выходных. Не было никаких видимых проблем, поскольку дети все успевали, иногда даже без помощи родителей. Ситуация переменилась, когда подростку исполнилось 13 лет. В первую очередь пострадала учеба.

    Причиной этого могли стать нагрузки, постоянно повышаемые на всех направлениях. С каждым годом квалификация ученика поднималась за счет введения дополнительных требований:

    • в спорте – быстрее, выше, сильнее;
    • в рисовании, пении, танцах, моделировании и других направлениях – больше профессионализма, почти на уровне взрослых;
    • в школе – дополнительные предметы, больше информационного материала, домашних заданий и т. д.

    Подросток не в силах держать такую высокую планку, и в итоге он решит пожертвовать учебой ради других увлечений.

    Главный совет для родителей в таком случае - побеседовать с ребенком. Тщательно проанализировать, что ему больше нравится из его увлечений и что лучше всего получается. От многих занятий придется отказаться, оставив самое главное. Не исключено, что это будет отличная учеба в школе. Но если более перспективным окажется занятие спортом и т. п., для школьных предметов достаточно будет оценки «удовлетворительно». Допустимо дистанционное или домашнее обучение.

    Усталость

    Бывают случаи, когда нормальный ребенок, который не был особо перегружен дополнительными заданиями, полностью перестает учиться. Он особо ничем не увлекается, не засиживается в интернете, не пропадает на улице, просто предпочитает ничего не делать. И если другие увлечения остались на прежнем уровне, то школа с ее домашними заданиями практически забыта. Подросток прогуливает уроки, врет родителям и т. д.

    Причиной такого поведения может быть эмоциональная и физическая усталость. Перепады настроения и легкое постоянное недомогание расшатывает детский организм. Ребенок понимает, что так делать нельзя, его мучает совесть (поскольку он вынужден лгать, чтобы оправдаться), но он пытается себе внушить, что ему все равно.

    Родителям не стоит думать, что они воспитали безответственного, равнодушного лгуна, который ничего не хочет делать. На самом деле подросток переживает по поводу своего поведения.

    Не надо заострять внимание на том, почему ребенок не хочет идти в школу. Скорее всего, он и сам этого не знает. Нужно тактично переключить его на другое направление. Рекомендуется смена распорядка дня, обстановки.

    Гиперактивность

    Переходный период характеризуется тем, что наряду с нехваткой энергии у одних детей, наблюдается ее переизбыток у других. Подростки с гиперактивностью постоянно находятся в возбужденном состоянии. Они просто не могут усидеть на месте и заставить себя сделать домашнее задание. Находясь в школе, они своим поведением срывают уроки, поскольку заданный темп для них слишком медленный.

    Принуждать ребенка садиться за книжки, когда он с удовольствием гоняет мяч с друзьями, абсолютно бесполезно. В этом случае поможет спортивная секция или интересные подростку физические нагрузки. Возможно, ребенок возьмется за ремонт квартиры или обустройство дачи, помогая родителям.

    Если за целый день он потратит достаточное количество энергии – с удовольствием станет отдыхать за выполнением домашнего задания. Чередование физического и умственного труда является прекрасным режимом для развития подрастающего организма. Если следовать рекомендациям психологов, вскоре последуют и успехи в учебе.

    Бесполезность учебы

    Юноши и девушки в возрасте 15 лет часто приходят к выводу, что учиться не нужно. Дети начинают постепенно вступать во взрослую жизнь и сталкиваются с ее несправедливостью. Анализируя опыт старших, легко отследить тенденцию, что чаще всего троечники живут лучше отличников. В зависимости от того, как они устроились в жизни, могут различаться зарплаты и условия труда.

    Причиной отказа от учебы являются неудачные примеры родителей (друзей), неправильно расставленные приоритеты в семье. Ребенок не хочет учиться (это естественно для переходного возраста) и ищет себе оправдания. Он знает, что эти объяснения неправильные, но переубедить его некому. Родители, имеющие несколько высших образований и получающие мизерный оклад, грустно кивают головой.

    Самая большая ошибка родителей – это открытый пессимизм. Даже если в жизни все получилось не так, как хотелось, не стоит озвучивать подобные сетования при детях. Ведь каждый взрослый человек хочет, чтобы его ребенок прожил счастливую жизнь. Рассказывая о своей бесполезной учебе или несбывшихся надеждах, родители программируют детей на повторение ошибок. После таких «откровений» не стоит рассчитывать, что подросток сам найдет выгоду от учебы в школе.

    Психологи рекомендуют родителям провести беседу со своим взрослеющим ребенком, используя только положительные примеры. Их достаточно среди известных людей, знакомых и родственников. Если есть человек из близкого окружения, который сумел разбогатеть, будучи двоечником, рекомендуется вспомнить о его негативных качествах или моментах его жизни.

    Лучшим примером для ребенка будет рассказ о себе. «Благодаря моему старанию в школе, судьба подарила мне такого замечательного сына (дочку), как ты. Я очень рад(а), что могу всегда тебе помочь своими знаниями и опытом».

    Отсутствие интереса

    В начальной школе ребенок ходит на занятия чисто автоматически, поскольку слушает родителей и потому, что так надо. В средней и старшей школе учатся почти взрослые люди, которых сложно удивить чем-то новым в эпоху развития интернета и компьютерных технологий. Подача материала в школе им не нравится, учителя не соответствуют идеалу.

    Подросток не хочет учиться, поскольку учебный процесс перестает быть для него увлекательным и познавательным. Аргументом является фраза: «Я умею читать и писать, что меня интересует – найду в интернете». Если возник такой разговор, стоит акцентировать внимание на том, что школа дает общее образование, а взрослый человек должен быть всесторонне развитым. Чтобы найти ответ в интернете, необходимо знать, что искать.

    Родителям рекомендуется самостоятельно подбирать информацию для обучения, которая будет интересной и поучительной. Нужно посоветовать ребенку воспринимать школьный материал как план к обучению. В дальнейшем подросток будет получать домашнее задание и самостоятельно находить дополнительную информацию по интересующему предмету. Такой принцип несомненно улучшит его успеваемость.

    Проблемы с учителями

    Это очень распространенная причина, при которой подросток не хочет учиться. Каждый взрослый человек может вспомнить учителя, который является педагогом с большой буквы. К сожалению, есть и обратные примеры. Если ребенок перестал интересоваться учебой, не хочет идти в школу, придумывает различные поводы, чтобы не делать задание, – необходимо понять суть проблемы.

    С большой долей вероятности у ребенка возник скрытый или открытый конфликт с учителем. Возможно, когда-то он не выучил урок, грубо ответил, неудачно пошутил и пр. Специфика общения учителей между собой предполагает передачу негативной информации, которая быстро распространяется на весь педагогический коллектив. Часто случается, что конфликт с одним из них становится причиной реальной травли ребенка со стороны и других преподавателей.

    Задача родителей – выяснить, на каком этапе и кто из учителей мог обидеться и спровоцировать такое отношение подростка к школе. Расспросить ребенка нужно максимально корректно, не обвиняя, не возмущаясь. Этот разговор должен быть в форме спокойного диалога, где главным рассказчиком будет сын или дочь. Затем пойти в школу, тактично поговорить с учителем, желательно послушать мнение одноклассников. Если ситуация не прояснилась и каждая из сторон доказывает свою правоту, необходимо сменить класс или даже школу.

    При затянувшемся конфликте, когда подобная атмосфера мешает ребенку учиться, необходимо принимать решительные меры и прощаться с учителем. Не рекомендуется унижать подростка, устраивая очные ставки для выяснения истины. Учитель и ученик могут иметь различные точки зрения. Главное – убедить ребенка, что родители всегда придут на помощь и примут его сторону.

    Отношения с одноклассниками

    Эта ситуация аналогична, но имеет более тяжелый характер. В первом случае подросток перестает учиться, поскольку его оппонентами являются люди, непосредственно связанные с преподаванием. Отношения накаляются во время уроков, но благоприятная атмосфера при общении со сверстниками разряжает обстановку.

    Конфликты с одноклассниками могут повлиять не только на учебу, но и на общее психологическое состояние подростка.

    Чувство одиночества в коллективе, когда весь негатив направлен на одного ребенка, морально угнетает несформировавшуюся личность. Подросток чувствует себя изгоем и находится в состоянии постоянного стресса. Последствия могут быть трагическими: в лучшем случае это заниженная самооценка и неспособность существования в социуме, в худшем – попытка суицида.

    Родители должны проанализировать ситуацию, побеседовав с ребенком и выяснив причину конфликта. Обязательно оказать ему моральную поддержку. Если подросток виноват, стоит максимально корректно объяснить ему ошибку и попытаться вместе ее исправить. Разумным решением будет попросить прощение у обиженных сверстников. Ничего страшного, если будет присутствовать один из родителей и тоже извинится за своего ребенка.

    Если уладить конфликт по-хорошему не удалось, стоит сменить место учебы или проживания. Сделав выводы, рекомендуется забыть о неприятной ситуации и помочь ребенку правильно выстроить отношения с новыми друзьями.

    Взаимоотношения в семье

    Для того чтобы подросток хорошо учился, в семье должны быть созданы для этого необходимые условия. Причиной плохой успеваемости может быть:

    • аморальное поведение родителей (распитие спиртных напитков, нетрезвые гости);
    • постоянные ссоры между отцом и матерью;
    • наличие младших детей, которым уделяется все внимание;
    • проживание на маленькой площади большого количества людей;
    • вынужденные подработки ребенка, поскольку не хватает денег;
    • предоставление полной свободы.

    Все эти факторы являются важными в построении личности ребенка. Ему необходимо собственное пространство, где бы он смог выполнить домашнее задание и нормально отдохнуть. Если таких условий нет, дети уходят из дома и ищут их в других местах. Но там уж точно будет не до уроков.

    Родителям необходимо подумать о своем поведении, внимательней отнестись к интересам подростка. Даже в самой маленькой квартире нужно найти место для его учебы. На время приготовления уроков забрать младших членов семьи и проконтролировать, чтобы они не мешали.

    Распитие спиртных напитков, наркотики, шумные компании и прочие атрибуты аморальной жизни создадут модель дальнейшего поведения во взрослой жизни.

    Плохая компания

    В 14 лет дети получают паспорт. Это время выбрано не случайно. Подросток уже прочно занимает свое место в социуме, но опыта у него слишком мало. Он сам начинает выстраивать шкалу жизненных ценностей, выбирает себе кумиров и пытается им подражать. Это не только звезды экрана, но и ребята с соседнего двора. Бывают случаи, когда стремление к взрослой свободной жизни настолько велико, что ребенок попадает в плохую компанию.

    Новые друзья ведут себя развязно, увлекаются сомнительными вещами, и учеба в школе уходит на второй план. Пытаясь быть на уровне в такой компании, подросток даже не станет вспоминать об уроках, поскольку его за это поднимут на смех. Такое подражание и стремление соответствовать очень опасно. Самый хороший, воспитанный ребенок, попав в дурную компанию, может сделать множество непоправимых ошибок в жизни.

    Самой главной задачей для родителей будет найти точки соприкосновения со своим ребенком. Необходимо стать хорошим, понимающим другом. Ежедневно беседовать на тему «как прошел день», познакомиться с друзьями, пригласить их в гости. Психологи рекомендуют постоянно быть на связи с подростком и каждую минуту знать, где и с кем он находится. Выключенный телефон – это табу в отношениях детей и родителей. Необходимо объяснить, что только так ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

    Гаджеты

    В современном мире дети с младенчества приучены к использованию гаджетов. Подростки не отрываются от экранов сутками, проводя все свободное время в интернете. Увлечение играми, общение с друзьями, поиск новой информации является основным их занятием. Учеба в школе уходит на второй план, затем и вовсе игнорируется. Ребенок выбирает то, что ему интересно, а не то, что необходимо делать.

    Рекомендуется постараться максимально отвлечь чадо от игры, предложив ему альтернативный вариант. Если у родителей есть интересные увлечения – самое время приобщить к ним подростка. Поможет смена обстановки, новые впечатления. Это будет первым шагом, и только потом пытаться заинтересовать его учебой.

    Если самостоятельно справиться с зависимостью от гаджета не получается, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Подобное пристрастие порождает множество проблем с психикой, вызывает нездоровые реакции и неадекватное поведение. Советы опытных специалистов помогут исправить ситуацию. Чем раньше родители обнаружат зависимость, тем легче будет ее лечить.

    Подсказки для родителей

    Самое главное, что должен дать своему ребенку родитель – это любовь. Искренние чувства всегда помогут разобраться в самой сложной ситуации, поскольку они идут от самого сердца. Каждый из родителей был на месте ребенка, он уже прошел эту школу. Новое поколение порождает новые взгляды на жизнь, но принципы остаются неизменными.

    Тем, кто немного забыл свои детские ощущения во время учебы, пригодятся советы психологов. Эти правила помогут сохранить самое ценное – доверие своего ребенка.

    Не ругать за оценки

    Многие родители считают, что их чадо обязано быть круглым отличником. А если успехи были в начальной школе, а в подростковый период оценки стали хуже, начинают ругать и наказывать.

    Необходимо выяснить причины плохой успеваемости и помочь справиться с ситуацией. Нужно понимать, что специально добиваться плохого результата он точно не хотел, ведь никому не нравится, когда его ругают.

    Не наказывать при друзьях и учителях

    Родители должны запомнить, что ребенка нельзя наказывать на глазах у чужих людей: при друзьях, преподавателях, знакомых. Подросток находится в том возрасте, когда стыд перед посторонними станет страшным унижением достоинства. Одноклассники и учителя перестанут уважать его, а ребенок не сможет больше доверять родителям и чувствовать их защиту. Разбираться в ситуации и принимать воспитательные меры нужно только дома.

    Не сравнивать с другими

    Специфика подросткового периода такова, что каждое слово занижает подростку самооценку. Если его сравнивать с более успешными сверстниками, у него возникнет комплекс неполноценности.

    Детство пройдет, а идея, что "я хуже всех", останется. Необходимо поставить себя на место маленького человека. Наверняка он хотел бы родиться в семье популярной звезды, но он же об этом молчит.

    Не заставлять учиться

    Самое неблагодарное занятие – принуждать подростка к учебе, в какой ситуации он бы ни находился. Это ошибка многих родителей, которые мотивируют принуждение тем, что он никуда не денется.

    Подросток найдет себе новое увлечение, но помощь родителей ему уже будет не нужна. Если обычная средняя школа категорически не устраивает ребенка, можно рассмотреть вариант колледжа или вечерней школы.

    Не запугивать

    Многие родители имеют привычку рассказывать ребенку о его нелегкой судьбе, если он не будет учиться. Примером выступает работа дворника. Этот распространенный метод воспитания является неправильным по следующим причинам:

    • любой труд должен быть уважаем;
    • подросток поймет, что можно скептически относиться к вахтерше в школе, уборщице в столовой и т. д.;
    • родители тоже попадают в этот список, если у них что-то пойдет не так;
    • не стоит программировать ребенка на неудачу;
    • многие звезды начинали с аналогичных профессий.

    Чаще хвалить

    Постараться чаще хвалить ребенка, не пропуская ни одного его достижения. Это очень важный стимул для дальнейших успехов.

    Убеждать, что все получится, если не с первого раза, то обязательно со второго. В мальчике подчеркивать его мужские качества, девочку хвалить за женственность и скромность.

    Не разрушать авторитеты

    Не рекомендуется ругать и обвинять школу и весь педагогический коллектив при ребенке (даже если они этого заслуживают). Это правило относится и к родителям, которые по очереди рассказывают друг о друге разные гадости. У подростка должны быть авторитеты, иначе он поймет, что всегда прав. Необходимо искусственно вызывать уважение к учителю. Пример: «Ты умный, молодой парень (девушка) с крепкими нервами, а Клавдия Ивановна – пожилая учительница, которая всю жизнь отдала своим ученикам. Это подорвало ее нервную систему, и она немного вспылила».

    Не оставлять без контроля

    Не стоит повсеместно контролировать ребенка и заставлять его жить по своей указке. Но и без присмотра оставлять его нельзя. Подросток, который предоставлен сам себе, недополучает общение со старшими людьми (он, по сути, еще ребенок) и ищет его на стороне. Будет здорово, если у него появятся хорошие друзья или он найдет себе достойное увлечение. Но так бывает редко. Когда все можно, появляется множество соблазнов, перед которыми нет сил устоять.




Top