Пастернак Леонид Осипович. История семьи

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

История семьи Пастернак это целая эпопея! Сначала немного о Л. О. Пастернаке.
Пастернак Леонид Осипович (22. 3. 1862, Одесса -31. 5. 1945, Оксфорд) - живописец, портретист.
Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком.

В 1883 перевелся на юрфак Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств.
В Одессе Пастернак встретился с пианисткой Розалией Кауфман.
В 1889 они поженились и переехали в Москву.
Известный коллекционер П.Третьяков «с мольберта», купил у Пастернака «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя Леонида Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем.

В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

В 1894 Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая в 1900 году со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к Пастернаку с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900.
В 1900 году родилась дочь Жозефина (1900-1993), а через два года – Лидия (1902-1989).

В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Розалии Пастернак (на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) художник начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

В сентябре 1921 года художник Леонид Осипович Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной и Лидией получил разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения, по личному ходатайству А. В. Луначарского. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь.
Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную.
Местом пребывания Л. О. Пастернака с семьей стал Берлин. Он с воодушевлением взялся за новые задачи и вскоре освоился в художественной атмосфере Берлина 1920-х годов.
Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени. Это - немецкий филолог А. фон Гарнак, физик А. Эйнштейн, поэт Р. М. Рильке, писатель Г. Гауптман, художник Макс Либерман. Среди русских, с кем он встречался, и чьи портреты писал в Берлине, - А. Ремизов, М. Гершензон, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и его жена Наталья Розенель.

Леонид Осипович писал натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением, городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена.
Окончив университет, дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия Пастернак-Слейтер в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде.
С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с женой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию. Картины Пастернака в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
В 1938 г. Леонид Пастернак покинул Германию и поселился в Англии. В Лондоне он снова взялся за работу, несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ.
Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом. Лидия привезла в Оксфорд убитого горем отца. В доме на Парк Таун 20 Леонид Осипович Пастернак прожил последние шесть лет своей жизни. Леонид Осипович умер в Оксфорде 31 мая 1945 г.
Пастернак создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров.

Лидия Леонидовна ПАСТЕРНАК-Слейтер (1902-1989). Ее детство и юность прошли в атмосфере высокой культуры и интеллигентности, характерной для семьи Пастернаков. Жизнь у нее, как впрочем и у всех детей Леонида и Розалии Пастернак, была полна волнующих событий и обстоятельств. В 1921-м она вместе с родителями и старшей сестрой Жозефиной выехала в Берлин. Родители надеялись поправить свое пошатнувшееся здоровье и дать дочерям возможность получить высшее образование. Жозефина подала документы на философский факультет берлинского университета. Лидия выбрала биохимический факультет этого же университета, по окончании которого работала в Мюнхенском институте психиатрии, затем в Институте Кайзера Вильгельма в Берлине. К слову, там она оказалась в одной лаборатории с великим ученым Николаем Васильевичем Тимофеевым-Ресовским.
Тимофе;ев-Ресо;вский (1900 - 1981) - биолог, генетик. В сентябре 1945 г. Тимофеев-Ресовский был этапирован в Москву и приговорен к 10 годам за измену Родине. В 1947 году, в связи с работами по созданию советской атомной бомбы, специалиста
по радиационной генетике, его перевели на «Объект 0211». Он был при смерти от голода. В 1951 г. он был освобожден. В 1955 году - подписал знаменитое «Письмо трёхсот» против «лысенковщины».

Там же Лидия познакомилась с английским ученым-психиатром Элиотом Слейтером. Замужество позволило ей в сентябре 1935 года покинуть нацистскую Германию и поселиться на родине мужа в Оксфорде, где Элиот получил от родителей большой дом. К тому времени у них уже родились два сына, впоследствии в Великобритании появились на свет две дочери: Майкл (1936), Ники (1938), Роза (1940) и Лиза (1945). Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав большой дом в распоряжение жены.
С годами Лидия все больше времени стала уделять литературным занятиям. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке.
Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер побывала в России спустя 39 лет после своего отъезда из Москвы. Дело происходило в июньские дни 1960-го, когда в Переделкино умер ее брат Борис. Перед его смертью была послана телеграмма в Оксфорд, но все метания Лидии перед воротами советского консульства были напрасны. Визу ей дали только после похорон.
А она любила свою страну всей душой. Хранила наследие отца, переводила на английский стихи брата Бориса, Ахматовой, Евтушенко, устраивала вечера, посвященные молодым поэтам из СССР в различных университетах Англии. А в 1979-м, к открытию грандиозной выставки отца в Третьяковке, привезла в подарок целую коллекцию его работ. Умерла в 1989 году.

Жозефина Леонидовна ПАСТЕРНАК (1900 - 1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин Жозефина пошла на философский факультет, чтобы заниматься религиозной философией.
Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака и поселилась вместе с мужем в Мюнхене, где окончила университет в 1929 году со степенью доктора философии. В сущности, она всю жизнь потом размышляла над вопросами теории познания, что, в конце концов, вылилось в серьезное сочинение.
Жозефина тоже писала стихи. Брат, Борис Пастернак восхищался ими. У Жозефины родились двое детей: дочь Аленушка (1927) и сын Чарли (1930). В 30-ые годы Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован.
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде неподалеку от отца и сестры.
Жозефина Пастернак подружилась также с А. Ф. Керенским, острый ум которого она высоко ценила.

ПАСТЕРНАК Александр Леонидович (1893, Москва – 1982, там же.) Учился в гимназии в одном классе с Владимиром Маяковским. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт.
Работал на строительстве Шатурской ГРЭС.
Был помощником К. С. Мельникова при проектировании и строительстве саркофага в Мавзолее В. И. Ленина.
Начальник строительства 4-го узла канала Москва-Волга (1935 – 37), автор проектов коттеджей для членов правительства Турции (1934) и универмага в Москве (1938). Работал над проектом восстановления Севастополя (1946), преподавал в МАРХИ (1932 – 55).
Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983 году. Воспоминания охватывают в основном конец XIX - начало XX столетий вплоть до революции 1917 г. Не претендуя на документальную точность и последовательность изложения, автор сохранил остроту детских и юношеских впечатлений и великолепно передал как архитектурный облик Москвы тех лет, так и неповторимое очарование быта близких им семей в дореволюционной Москве. Его книга - это, помимо прочего, еще и путеводитель по старой Москве, которой почти не осталось.
Шероховатость в описаниях, меткость сравнений местами напоминают прозу старшего брата. Жена Ирина Николаевна, урожденная Вильям, тоже архитектор. Сын Федор Александрович, его жена Розалия Константиновна и их дочь Анна Федоровна – океанологи. Похоронен Александр Леонидович на Введенском кладбище в Москве.

Бори;с Леони;дович ПАСТЕРНАК(1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино).
Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.
В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ.
С 1914 близко знакомится с Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Лурье родилась в Могилёве в семье владельца писчебумажного магазина, одной из четверых детей. Окончила частную гимназию и уехала в Москву, где поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Но вскоре она бросила математику и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брала уроки живописи у Роберта Фалька, стала профессиональным художником-портретистом. Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного.
В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Пастернак назвал сына именем любимой жены - вопреки еврейской традиции не давать младенцам имена живых родственников.
В 1931 году брак Евгении Лурье с Борисом Пастернаком распался. Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой.
Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
В годы Великой Отечественной войны (с 6 августа 1941 года) Евгения Владимировна находилась с сыном в эвакуации в Ташкенте. Умерла она в Москве 10 июля 1965 года.
На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1929 году Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию. К моменту их первой встречи, Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак, в отличие от брака поэта, был весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом. И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак.
Писатель не на шутку увлёкся Зинаидой и как-то объяснился с ней, но она решила осадить его. Это не только не охладило чувств Бориса, а подстегнуло его ещё на одно безумие – он пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Когда поэт выложил всё Генриху, тот даже не возмутился, а спокойно ответил, что всё в порядке.
И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 у них рождается сын Леонид (будущий физик).
Зинаида Пастернак после смерти мужа (1960 г.) осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом.
Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от рака горла. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет.
В 1936 Борис Пастернак поселяется на даче в Переделкино. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х хорошо известен многим: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72. К концу 30-х Пастернак обращается к прозе и переводам Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного писателя Б. Пильняка.
1942-1943 годы он провёл в эвакуации в г.Чистополь, Татарстан. Помогал материально многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
В декабре 1946 г. в редакции журнала «Новый Мир» Пастернак познакомился с О;льгой Все;володовной Иви;нской (1912 - 1995), она стала «музой» поэта. Ольга закончила в 1934 году Московский институт редакционных работников, работала редактором, переводчицей, была писательницей. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. Он посвятил ей многие стихотворения. Она - основной прототип Лары из «Доктора Живаго».
Роман «Доктор Живаго» о судьбах российской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год.
Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистическим издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, - привела к настоящей публичной травле Пастернака, исключению из Союза писателей, оскорблениям в его адрес со страниц газет, на собраниях трудящихся. Коллеги-писатели требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине.
Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище.
До 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
Судьба Ивинской трагична. В 1949 г. она была арестована за «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже». В тюрьме у беременной Ивинской произошёл выкидыш.
Особым совещанием она была приговорена к 5 годам.
После освобождения вернулась в Москву, где была для Пастернака главной опорой и поддержкой во время травли после присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
Ивинской и её детям Пастернак завещал часть авторских гонораров за заграничные издания «Доктора Живаго». Эти деньги, явились причиной ее повторного ареста (вместе с дочерью - Ириной Емельяновой) в августе 1960 г. по обвинению в контрабанде. Ольге присудили 8 лет, дочери Ирине дали 3 года. Следователь обвиняет Ольгу в том, что это она… написала крамольный роман. Ему в руки попала записка Пастернака: «Никто не знает, что это все ты, ты одна водила моей рукой…». В защиту двух женщин пишут и Дж.Неру, и бельгийская королева, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Альберто Моравиа и др.
Ивинская была освобождена через 4 года в октябре 1964 года. Стараниями книгоиздателя Фельтринелли она была включена в число наследников Пастернака и получила свою долю, позволившую прожить последние 30 лет жизни в однокомнатной квартире около Савёловского вокзала до кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на кладбище в Переделкино.

Леонид Осипович Пастернак - разносторонняя и очень талантливая личность. Он сумел передать свой дар и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак - автор гениального романа «Доктор Живаго».

Детство будущего художника, графика, иллюстратора и писателя прошло в Одессе, в большой еврейской семье с шестью детьми. Отец Леонида, которого тогда еще звали Аврум Ицхок-Лейб Пастернак (или Постернак, такое написание встречается в нескольких исторических документах), да и вся семья, не одобрял увлечения мальчика из еврейской семьи искусством, но и не препятствовал ему. В те времена Одесса была одним из немногих крупных городов Российской Империи, где евреи могли свободно проживать и заниматься бизнесом, поэтому в их среде особенно процветала коммерция. Дед Леонида, Кива-Ицхок, был одним из тех людей, кто основал еврейское погребальное братство в Одессе.

Но мальчик несомненно был талантлив и безмерно увлечен своим искусством, поэтому не пошел по стопам предков и начал обучение в рисовальной школе, впоследствии ставшей знаменитым художественным училищем имени М. Грекова. Однако к будущей профессии он пришел не сразу, попытавшись найти себя в медицине (Московский университет, 2 года) и юриспруденции (одесский Новороссийский университет, с 1883 по 1885 год). Даже в годы учебы он не оставлял своего увлечения живописью и вскоре осознал, что именно ею он и хочет в дальнейшем заниматься.

Уровень его мастерства был настолько высок, что одно из полотен оказалось приобретенным . После этого Пастернак решил переехать на жительство в , где он успешно женился и обзавелся семьей. Всего в семье родилось четверо детей - двое сыновей и две дочери.

Художественная карьера Пастернака в Москве благополучно развивается. Он становится участником регулярных выставок передвижников, членом знаменитого объединения «Мир искусства». В течение десятилетия в 1880 года преподает в Училище изящных искусств Гунста А.О., в 1894 году его приглашают на работу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое впоследствии стало знаменитым на всю страну ВХУТЕМАСом. Интересно, что при согласии на преподавании Пастернак специально указал, что креститься в православие не намерен. Но имя все-таки использовал не то, что ему дали при рождении родители.

Революцию он воспринял сдержанно, но не принял. В 1921 году Пастернак с дочками и женой уехал на операцию в Германию и больше на родину уже не вернулся. Во время жизни за границей он создал известные портреты знаменитых людей, например, Альберта Эйнштейна, Райнера Марии Рильке и Джона Осборна. В 1924 году ему довелось попасть в экспедицию в Палестину, которая вела историко-этнографические исследования. За год до этого он написал и издал книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве».

Когда жизнь в Германии из-за прихода к власти нацистов стала опасной для евреев, Пастернак покинул в 1938 году страну и поселился в Великобритании, в Оксфорде, где и скончался в 1945 году.

Заслуги художника оценены в Израиле - его имя носит одна из улиц Тель-Авива. В Одессе открыта мемориальная доска в честь талантливого уроженца города.

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, и Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

Искать по имени художника

Пастернак Леонид Осипович
1862–1945

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович

Живописец, график.

Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).

В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) - постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).

В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х - начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем - во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.

В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».

В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.

После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.

В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.

Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 - в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 - Дюссельдорфе и Базеле, 1982 - Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 - Вашингтоне.

Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.

  • 28.02.2019 Скрывающий личность художник, автор лозунга «Авторское право - для неудачников», недоволен продажей неавторизованных брендированных сувениров с изображениями его работ
  • 26.02.2019 Речь идет об умышленном повреждении картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», которое было совершено в Государственной Третьяковской галерее 25 мая 2018 года
  • 22.02.2019 Под внесением «разнообразия» понимается покупка работ женщин-художниц и художников афроамериканского происхождения, ныне недостаточно представленных в SFMoMA
  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
  • 25.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики
  • 22.02.2019 Особенно активны были Москва, Питер, Подольск, Екатеринбург. Влет раскупили не только эконом-сегмент до 60 000 рублей (это всегда бывает), но и все самые дорогие лоты
  • 22.02.2019 В собрании певца, ушедшего из жизни в 2016 году, работы Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Сары Лукас и других звезд британского современного искусства

Леонид Осипович Пастернак - русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

Имя Леонида Пастернака хорошо знакомо любителям изобра-зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра-ций к роману Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель-ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен-но ярко раскрывается талант Леонида Пастернака.

Автопортрет

Детство и юность Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива-ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря-ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус-ством. Поэтому он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве Пас-тернак пытался попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зо дчества, но там не было вакантных мест. Он переводится в Одессу на юридический факультет Новороссийский университета , с туденты которого имели право выезжать за границу.



В 1882 году Леонид Пастернак уезжает в Мюнх ен. Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен-но славилась она преподаванием рисунка.

В 1885 Пастернак возвращается в Одессу, заканчи-вает университет, получая диплом юриста. Ему необходимо было пройти воинскую службу и он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воин ской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари-щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и была при-обретена Третьяковым ещё до открытия выставки .

Вести с родины. 1889

Большое впечатление на зри-телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях Леонид Пастернак писал: «В скором време-ни за мною установилась репутация настоящего рисо-вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников».

Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье. Родители Розалии были богаты, ониявлялись монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переехал из Одессы.

Пастернак с женой Розалией Исидоровной

В Москве Пастернак сближается с худож-никами, группировавшимися вокруг Поленова: Се-ров, Коровин, Левитан, Врубель. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов-лении русского искусства XX века. Художников объединя-ло желание передать в живописных работах непосредствен-ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив-ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор-ческим поискам леонида Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз-нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол-нения передает световоздушную среду мастерской.

К родным. 1891

В 1894 году Леонида Пастернака пригласили преподавать в Московское Учили-ще живописи, ваяния и зодчества.

Свет ста-новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану-не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз-дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен-нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения.

Накануне экзаменов. 1894

Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.


Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак , Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак

Сыновья Борис и Александр

Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателе й Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова...

Творчество Пастернака привлекает искренностью, высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.


Портрет сына Бориса, 1917

Борис Пастернак напишет об отце: "Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, - тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью - в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.



В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».

В августе 1939 умирает Роза Кауфман - жена художника, от сердечного приступа . Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру , она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.

Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.

К родным 1891

Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902

Портрет Е.Левиной. 1917

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».




Top