Письмо одному из героев романа дубровский. Письмо

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

С помощью письма лучше всего проникаешь в человека».

(Ги де Мопассан.)

(Художественная роль писем в структуре романов А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка».)

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2014год

Содержание

1 . Вступление. Цель реферата - 2 стр.

2. Р оль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский» - 5 стр.

3. Использование эпистолярного жанра в романе

А.С. Пушкина “Капитанская дочка» - 10 стр.

4. Заключение - 20 стр.

5. Использованная литература - 21 стр.

6. Примечание - 22 стр.

7. Приложение - 23 стр.

I . Вступление. Цель реферата

Эпистолярная литература (от греческого- epistole) –послание, письмо, переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. (1)

Эпистолярная форма обладает свойствами лирики, позволяющими автору, по определению Аристотеля, «оставаться самим собой». Таковы письма-признания и письма-послания, реальные письма, получившие общественное распространение, становясь композиционным началом эпической формы, «романом в письмах». Обмен корреспонденцией как бы устраняет факторы фактического, но ради того же впечатления «присутствия» естественного «я», непринуждённой беседы корреспондентов между собой. «Письма» могут быть отнесены и к литературе документальной или использующей элемент «документальности» как непосредственные свидетельства, сообщения, донесения и обладающей благодаря этому особой убедительностью.

«Письмо» как литературный жанр распространилось со времён античности в греческой и особенно в римской литературе Известны письма Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. Жанр письма на Руси оформился в 16 веке. Здесь появляются и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, вопросами хозяйственными и адресованными правительству, школьные записи и шуточные тексты. Начинают формироваться законы построения письма. В формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты –первый образчик частного письма Древней Руси. Широкое распространение получила переписка Иоанна Грозного с А.М.Курбским в 1564 году, послания протопопа Аввакума в 17 веке.

Широкое распространение получил эпистолярный жанр в 18 веке. В это время появляются сборники образцов «Как пишутся комплименты разные» и «Письмовник» Н.Г.Курганова. Эпистолярным жанром пользовались Фонвизин, Капнист, Новиков, Державин.

В пору формирования новой литературы, проходившего в атмосфере всё более торжественных «возрожденческих» и просветительских идеалов, и получило развитие письмо как бытовой документ. Письмо становилось потребностью людей. Человек испытывал необходимость определить свои убеждения высказать свой взгляд по частным и общим вопросам. В 17-18 веке форма эпистолярного жанра используется как способ придания непосредственности интеллектуального общения.

Такие письма тематически и жанрово – не однотипны. Существуют различия между дружеским письмом и письмом деловым, письмом родственникам и прошением в Сенат, письмами высокопоставленным лицам или адресованным на «высочайшее» имя.

Бытовая традиция определяет различие таких писем по содержанию лексики, стиля. С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но и вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, но это, скорее всего, было вызвано стремлением подражать французской литературе. «Всякое письмо, кем бы оно написано не было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания, так сказать, светской формальности» (Сазонов, Бельский «Полный письмовник»)

Письмо входит в состав некоторых литературных произведений, отправка или получение письма - событие, элемент сюжета. Текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти - внесюжетный эпизод. Это самостоятельный, чужой, отличный от авторского повествования текст, созданный одним из героев.

Содержание письма - смысловое целое, взаимодействующее с содержанием произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора; помогает как в общей характеристике персонажа, так и в раскрытии авторского отношения ко всему происходящему; а также и развитию действия в общей концепции.

На страницы своих произведений вводит жанр письма и А.С.Пушкин. Но в его произведениях письмо - выражение мыслей и чувств на бумаге -становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев.

Цель реферата – на основе анализа писем персонажей выявить их художественную роль в структуре романов А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка».

II . Р оль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Рассмотрим роль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский». Письма и записки героев играют значительную роль в развитии действия, а также в раскрытии образов героев и персонажей романа, их характеров.

1. Письма Андрея Гавриловича Дубровского и няньки Владимира как способ раскрытия их характеров. Их место в сюжете романа

Независимый нрав Андрея Гавриловича, гордость своим дворянским званием, приверженность к старинному стилю речи и образу мыслей проявляются в его письме к Троекурову. Оно же способствовало завязке сюжета: с него началась вражда бывших друзей, приведшая к трагическим последствиям.

« Государь мой премилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

Андрей Дубровс кий».

Слог быстрый, чёткий и строгий, тон требовательный, нетерпеливый. «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское…» . Таким образом он отстаивает свою честь. Письмо А.Г.Дубровского начинается обращением «Государь мой премилостивый…». Эта формула имела строгий, холодный оттенок. Так начинали обращаться и знакомые при внезапном охлаждении или обострении отношений. Таким обращением начинались и служебные документы. В словаре В.И.Даля указывается, что к низшему чину обращались со словами «государь мой». В просторечии формула обращения повсеместно упростилась и звучала как «государь» . Именно так обращаются в письмах друг к другу герои романа А.С.Пушкина «Дубровский». Следующее письмо, продиктованное няней Егоровной повару, сообщало Владимиру о тяжелой болезни отца, угрозе перехода имения к Троекурову. Оно тотчас заставило его взять отпуск и приехать в Кистеневку, и это обстоятельство обострило конфликт романа, привело к дальнейшему развитию действия.

« Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали».

Язык письма няньки просторечный: «мы, дескать, ихние». Язык письма Дубровского – язык образованного человека. В письме О.Бузыревой тон ласковый, так как Егоровна очень любит своего воспитанника и, оставшись одна с заболевшим А.Г.Дубровским, просит Владимира о помощи. Кроме того, в письме няньки мы узнаём о простоте («хорошо ли он ТЕБЕ служит») и доверительности отношений крестьянки и барина, о содержании обычных разговоров («у нас дожди идут … пастух Родя помер около Миколина дня») . Орина называет себя «нянькой». «Слово нянька было синонимично слову «мамка» в значении «кормилица» . Именно потому Орина имеет право так свободно обращаться к Владимиру. Всё письмо дышит любовью: «соколик мой ясный», «твоя верная раба».

Письмо характеризует Егоровну как добрую женщину, искренне привязанную к своим господам. В нем же и наивная, свойственная простому русскому человеку надежда на справедливость царя-батюшки, на то, что живущий в Петербурге молодой барин сможет дойти до него с жалобой на Троекурова.
Таким образом, письма дворянина А.Г. Дубровского и крепостной няньки различаются не только содержанием, но и отражают своеобразие характеров героев, их социальное положение. А.Г. Дубровский пишет письмо более грамотно, чем Орина Бузырёва, также помогают развитию сюжета в романе.

2. Сопоставительный анализ писем героини романа крепостной няньки Орины Егоровны Бузыревой и знаменитой няни А.С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой.

Историк литературы и пушкинист Н.О. Лернер сопоставил письмо Егоровны молодому Дубровскому и письмо Арины Родионовны Пушкину, показав сходство между ними: сердечный тон, «удивительно народный и живой» язык, мудрость «народных присловий» (Арина Родионовна – «поживи хорошенько, самому слюбится» ; Егоровна – «в животе и смерти Бог волен» ), нежные обращения (Арина Родионовна – «мой ангел», «дружочек»; Егоровна – «соколик мой ясный»), нетерпеливое желание «свидеться» (Егоровна – «Приезжай ты к нам… мы тебе и лошадей вышлем на Песочное»; Арина Родионовна – «Приезжай …к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…» ). Сходство писем очевидно. По словам Н.О. Лернера, Пушкин «вложил в уста няни Дубровского теплые, нежные слова своей «дряхлой няни».(2)

Однако интересны не только совпадения, но и различия. Письмо Арины Родионовны более поэтичное по сравнению с письмом Орины Бузыревой. Местоимение «ты» по отношению к Пушкину свидетельствует о духовной близости няни и поэта, в письме няньки Дубровского оно «патриархальное, привычное обращение». (3) К тому письмо Арины Родионовны отражает сознание ею внутреннего достоинства. Она подписывается не «раба, нянька», а многолюбящая няня». Однако в письме Арины Родионовны наряду с тревогой за судьбу своего воспитанника слышится призыв к примирению с жизнью («поживи хорошенько, самому слюбится»). Егоровна же при всей своей униженности обращений к барину («государь ты наш», а не любезный друг»), настойчиво требует не смирения, а действия. В нем слышится протест против произвола Троекурова.

Однако, несмотря на разность этих писем, невозможно не согласиться с Н.О. Лернера в том, что «в уме Пушкина, когда он писал слова Арины Егоровны, носилось письмо Арины Родионовны, её теплые, ласковые строки». (4)

3. Роль в романе писем матери Владимира Дубровского.

Важное значение имеют и письма покойной матери Владимира Дубровского, некогда адресованные мужу в армию и бережно им хранимые. Содержание писем Пушкиным намеренно не дается. Вероятно, писатель считает невозможным проникать в тайну двух влюбленных сердец. Письмам отводится определенная роль в развитии сюжета романа: чтение этих писем явилось последней каплей в решении Владимира поджечь «печальный дом» своих родителей. Погружение «в мир семейного счастья» еще больше обострило ощущение одиночества и чувство утраты. Мысль о том, что презренные слуги Троекурова могут надругаться над светлой памятью матери, подтолкнула Дубровского к решительному шагу. Единственное, что он взял с собой и спас от огня, были письма - самое ценное для него.

Итак, чтение дорогих ему писем раскрывает и внутреннее состояние героя, потерявшего все: отца, дом, безмятежную, счастливую жизнь.

4. Композиционная роль писем и записок Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Большую роль играют записки в развитии отношений Владимира Дубровского и Маши. Не желая прослыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о себе. Свидания, к которым привели записки, даны как страшные открытия, разделяющие влюбленных. На первом свидании Маша узнает, что ее возлюбленный - разбойник, разыскиваемый ее отцом. На втором осознает, что границы, определенные жизнью, сильнее чувств. Записки в конце концов подготовили трагическую развязку в развитии отношений влюбленных.

Состоявшееся объяснение разъяснило многое в их отношениях, и прежде всего, что любовь вызвала отказ от мести, во имя которой началось развитие сюжета. Теперь у Владимира возникла другая цель - достижение счастья с любимой девушкой. Вторая записка ( «Вечером в 10 час. На прежнем месте») привела к новому свиданию, на котором Маша дала согласие на замужество с Дубровским.

Искреннее письмо Маши к Верейскому не дается дословно. Мы имеем о нем представление через пересказ автором с его комментариями: «она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия» и т. д. Маша здесь откровенна, простодушна, она рассчитывает на благородство князя. Однако это письмо стимулирует проявление отнюдь не благородных качеств Верейского: ему безразличны чувства молодой девушки, он лишь хочет ускорить свадьбу. При этом князь совершает непорядочный поступок - показывает письмо Кириле Петровичу, который заинтересован в том, чтобы породниться с богатым и знатным соседом. Письмо Марьи Кириловны приблизило день свадьбы, а, следовательно, и развязку сюжета.

Таким образом, роль писем в романе очень важна. Они дополняют и строят сюжет, помогают понять психологическое состояние героев.

III . Использование эпистолярного жанра в романе

А.С. Пушкина “Капитанская дочка»

1. Своеобразие жанра романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман написан в форме большого письма Гринёва, адресованного потомкам, и это, как отмечают критики, большая находка Пушкина. Автор романа изображает историю глазами молодого дворянина, неожиданно для себя оказавшегося в самой гуще исторических событий. Благодаря этому Пушкину удаётся подчеркнуть достоверность описываемого, этой же цели служит и послесловие издателя, где приводятся доказательства существования автора «семейственных записок»: «Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что...». Кроме того, в само повествование включены письма персонажей, которые играют важную художественную роль в структуре романа.

С одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения – полностью раскрыть эпоху, но с другой стороны – само название «Капитанская дочка» обнаруживает ещё один план произведения: показать простую человеческую жизнь, понять человека в своём времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причём «вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки».(5) Поэтому оба «плана» взаимосвязаны, и можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, вносящие «живую» струю в роман.

2. Письма, раскрывающие бытовой и нравственный конфликты

В центре романа - жизненный путь главного героя. От письма к письму прослеживаются этапы формирования личности Петра Гринева: от бездельника-недоросля (почти под стать фонвизинскому Митрофану), за которого уже все решили на много лет вперед, до человека, прошедшего суровую школу жизни, сохранившего и развившего в себе лучшие нравственные качества, заложенные в нем с детства. По словам известного пушкиниста Ю.М. Лотмана, «простаковский» быт Гриневых не снимал их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII в. и их порождением - чувством долга, чести и человеческого достоинства».(6) Сын поймет наставление отца Гринева: «Береги честь смолоду». Дальнейшая судьба героя представляет собой выполнение напутствия отца и особенно завета о сохранении чести, несмотря на все трудности, преграды и ошибки на пути героя.

Поначалу Петруша - беспечный и легкомысленный помещичий сынок, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера. Но все его мечты рушатся, когда отец пишет письмо старинному другу, которое является завязкой произведения:

« Милостивый государь, Андрей Карлович, надеюсь, что Ваше превосходительство не забыло… и когда покойным фельдмаршалом Мин… походе.. также и..Каролинку…

Теперь о деле.. К Вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сём его паспорт… Отписать в Семёновский … Позволишь без чинов обнять себя и старым товарищем и другом …»

Письмо адресовано генералу, к которому едет служить сын. Андрей Петрович соблюдает субординацию, обращаясь к другу молодости. Он использует официальные выражения «милостивый государь», «ваше превосходительство».

Все «блестящие» надежды рушатся, ибо отец пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу. Текст письма появляется на страницах романа, когда Петруша приезжает в Оренбург. Отец просит своего «товарища» держать сына в «ежовых рукавицах», то есть навязывает свою волю. Пушкин поднимает вечный вопрос русской литературы – проблему «отцов « и «детей», «мудрости» и «неопытности». При прочтении этого письма генерал постоянно делает поправки от себя: «Что за серемонии? Фуй, как не совестно! Конечно: дисциплина перво дело, но так ли пишут к старому камрад?... Эхе, брудер! Так он ещё помнит стары наши проказ? Что такое ешовы рукавиц? Это должно быть русска поговорк..», что создаёт образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Первый самостоятельный шаг барского дитяти - проигрыш ста рублей гвардейскому офицеру офицеру Зурину. Молодой, неопытный и наивный, Петр страстно хочет повзрослеть, но для этого он выбрал недостойные способы: игру на бильярде, пьянство.

Письмо Зурина Гринёву является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича : « Любезнейший Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин».

Записка короткая, но предельно ясная. Она заставляет Гринёва перейти к решительным мерам «сейчас» или «никогда». Заплатить долг для него - дело чести.

В Белогорской крепости Петр Гринев вступился за честь девушки, так, как ему это велел долг дворянина, рыцаря.

Следующий этап в становлении героя – его решительность в деле женитьбы на своей возлюбленной Маше Мироновой. И письмо к родителям - прямое тому подтверждение. Здесь Пётр выступает как уже вполне взрослый сформировавшийся человек. Текста письма в романе нет. Известно только, что он « решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения».

Гневное письма отца Гринева Петру и Савельичу является толчком к развитию любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).

«Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков он сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость,

Отец твой А.Г.»

Отец разгневан на сына за желание жениться и за дуэль, считая это детскими проказами, за которые собирается «проучить как мальчишку».

С помощью аллитерации – звуков [с] , [т] , [ п] и интонации –обилия восклицательных и вопросительных предложений: «Сын мой Пётр! Что из тебя будет? …старого пса!.. должность и господскую волю?» Пушкин передаёт негодование отца. «Сын мой Пётр!» - начинается письмо, адресованное Гринёву, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как приговор, и становится ясно, почему Пётр Андреевич с первых же строк увидел, что дело не состоялось.

Андрей Петрович сердится на сына. Но всё же Пушкин изображает его и как отца, заботящегося как о физическом «Хорошо ли рану залечили?» (в письме Савельечу), так и о духовном здоровье сына («Что из тебя будет?»).

Урок нравственности преподала Петру Гриневу Маша, что сыграло значительную роль в духовном становлении молодого человека. В реакции на письмо старшего Гринёва, который не даёт сыну разрешения на свадьбу с неизвестной, безродной девицей, проявляется твердость характера невесты Петра. Он предлагает Маше обвенчаться без отцовского благословения, но чистая, открытая душа ее не может принять замужества без благословения родителей жениха.

Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Обращение Андрея Петровича к Савельичу крайне сурово:

«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполнишь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворству к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

Письмо Савельичу – это письмо разгневанного барина к своему крепостному холопу, который должен был «доносить о сыне и его проказах, следить за ним, но он не оправдал «оказанного доверия», поэтому барин «грозится послать его свиней пасти за утайку правды» Письмо характеризует старого Гринёва как истинного помещика-крепостника.

Савельич отвечает своему хозяину и пишет письмо в виде челобитной:

«Государь Андрей Петрович,

Отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреевича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье бога буду молить. А Пётр Андреевич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Пётр Андреевич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный холоп ваш Архип Савельев».

Это почтительное письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, который верой и правдой служил семье Гринёвых. Савельич послушно принимает грозящее ему наказание, но согласен с любым решением, так как «на то боярская воля»

«Грамота» его имеет кольцевую композицию: повествование начинается и заканчивается пересказом письма Андрея Петровича. Это, возможно, символизирует попытку Савельича помирить отца с сыном, «восстановить» ход событий жизни.

Кульминацией как личного, так и психологического конфликтов является письмо Маши Гриневу, которое что побуждает его к решительным действиям. Борьба за любовь, за освобождение возлюбленной даже ценой собственной жизниважный этап в становлении характера Петра Гринева.

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережёте и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачёвым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто я её племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли я не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать ещё три дня; а коли через три дня за него не выду, так уже никакой пощады не будет. Батюшка Пётр Андреевич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать ко мне поскорее сикурсу да приезжайте сами, если сможете. Остаюсь вам покорная бедная сирота Марья Миронова».

Важна роль этого письма в раскрытии образа Маши. Смирение перед Богом «Богу было угодно», «молю Бога» и девическая гордость «легче умереть, чем выйти замуж за такого человека» сочетаются в ней. Большое значение играет письмо в развитии сюжета и раскрытии качеств характера персонажей: великодушия Пугачёва и подлости Швабрина. Письмо Марьи Ивановны побуждает Петра Гринева к решительным действиям. Борьба за любовь, за освобождение возлюбленной даже ценой собственной жизни – важный этап в становлении его характера.

Развязкой произведения является письмо Марьи Ивановны Екатерине II. Это прошение императрице. Благородство и честность Гринёва, отданного под суд за связь с Пугачевым и ожидавшего приговора, не позволяет ему вмешивать Машу. И теперь его невеста борется за освобождение своего возлюбленного.

«Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала незнакомой её покровительнице, которая стала читать её про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось…»

«Императрица не может его простить», - говорит Екатерина II Маше Мироновой, но, «наряду с императрицей, в ней живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность ».(7) Это и спасает героя.

В тексте упоминается и о письме Екатерины II отцу Гринёва. «Я рада, - говорит она Маше, - что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело наше кончено. Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».

Теперь это письмо, собственноручно написанное Екатериной II, «находится в одном из барских флигелей за стеклом и в рамке. Оно написано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». На этом заканчиваются записи Гринёва.

В своем романе «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным по- настоящему любить и отвечать за свои поступки. Этапы его духовного созревания прослеживаются, в частности, и в письмах персонажей романа.

3. Документы эпохи 70-х годов 18 века.

Ключевский писал, что в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману»(8). Искусно сочетая историю с вымыслом, изображая наиболее типичных представителей того времени, «Пушкин сумел взглянуть на события глазами современников Пугачёва, проникнуться их чувствами и в мельчайших подробностях описать черты эпохи»(9). Понять атмосферу эпохи 70-х годов XVIII века и стать как бы свидетелем Пугачевского восстания помогают читателю не только частные письма, но и документы, исторические справки, указы, что также обусловлено эпистолярным жанром произведения.

Завязкой исторического конфликта является письмо от генерала, адресованное коменданту крепости Миронову с предупреждением о Пугачёве и его наступлении.

«Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.

По секрету.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник, Емельян Пугачёв, учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению томящегося злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».

Письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачёва: «раскольник», «злодей», «самозванец »), затем вводится динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал», «произвёл», «разорил», «учиня». «произведя») и вывод (приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея» ) Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые, и философские вопросы.

Так, приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачёва как бы создаёт образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гринёвым, который можно расценить как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачёва): «Иван Кузьмич в присутствии жены прочёл нам воззвание Пугачёва, написанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своём намерении немедленно идти на нашу крепость, приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнью в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей».

Характеризуя воззвание Пугачева, прочитанное капитаном Мироновым, Пушкин, вероятно, по цензурным соображениям не имел возможности его процитировать даже частично. Но реплика Василисы Егоровны давала довольно точное представление о его содержании: «Каков мошенник! - воскликнула комендантша. - Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена!». Слова капитанши непосредственно связаны с документом, копия которого сохранилась в бумагах Пушкина. Это обращение Пугачева в Оренбургскую губернскую канцелярию, предлагавшее «всем господам и всякого звания людям»: «Выдите вы из града вон, вынесите знамена и оружие, приклоните знамена и оружие пред вашим государем» (10). В особых «Замечаниях», представленных Пушкиным царю в дополнение к печатному тексту «Истории Пугачева», он писал 26 января 1835 г.: «Первое возмутительное воззвание Пугачева к Яицким казакам есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного. Оно тем более подействовало, что объявления или публикации Рейнсдорпа были писаны столь же вяло, как и правильно, длинными обиняками, с глаголами на конце периодов» (11). Эта же оценка прокламаций Пугачева определила их характеристику в «Капитанской дочке».

Письма выдержаны в духе того времени, что помогает передать колорит эпохи, способствует более полному раскрытию характеров героев.

IV . Заключение

Таким образом, все письма, которые мы видим в романах А.С. Пушкина

«Дубровский» и «Капитанская дочка» являются средством, которое служит для развития сюжета, помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная роль в произведении. Большое значение они имеют и в композиции. Каждое письмо отвергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло.

Письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, шлифуют его. Ведь в письмах, как и в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому. Речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создаёт живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия.

Кроме того, язык, которым написаны эти письма, позволяют понять действия персонажей повести, а также более ярко и живо представить образы действующих лиц. И, наконец, эпистолярный жанр – показатель уровня культуры и самосознания героев романов.

Следовательно, «с помощью письма лучше всего проникаешь в человека». А.С. Пушкин же, как основоположник русского литературного языка, много сделал для того, чтобы «гордый наш язык» стал языком эпистолярного жанра.

V . Использованная литература

1. Библиотека литературоведения Гумер - Лотман Ю. Пушкин. Идейная...

gumer . info Mobi ›Пушкин›11. php

2. Исторический труд А. С. Пушкина - Гипермаркет знаний

3. Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом

4. Лотман. Идейная структура "Капитанской дочки". - 1995

feb - web . ru feb / pushkin / critics / lot / LOT -212-. htm

5. В.Г. Маранцман. Роман А.С. Пушкина Дубровский в школьном изучении.

6. Материалы интернета о роли писем в произведениях А.С. Пушкина.

7. Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...

8. Пушкин А.С. Дубровский. Роман. Москва «Детская литература», 1976

9. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Москва «Детская литература», 1982

10. Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Теория...

11. Эпистолярная литература - Большая Советская энциклопедия...

VI . Примечание

(1) Эпистолярная литература - Большая Советская энциклопедия...

enc-dic.com›Большая Советская энциклопедия›…-literatura-103397

(2) Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом

lib.pushkinskijdom.ru › Интернет-проекты › Классики пушкиноведения

СПб., 1905 // Журнал Министерства народного просвещения. ... Лернер Н. О. Заметки о Пушкине: I. Арина Родионовна и няня... СПб., 1910 .

(3) В.Г. Маранцман. Роман А.С. Пушкина Дубровский в школьном изучении.

Ленинград. Издательство «просвещение», 1974

(4) Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом

lib.pushkinskijdom.ru › Интернет-проекты › Классики пушкиноведения

СПб., 1905 // Журнал Министерства народного просвещения. ... Лернер Н. О. Заметки о Пушкине: I. Арина Родионовна и няня... СПб., 1910 .

(5) Исторический труд А. С. Пушкина - Гипермаркет знаний

school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина

(6) Лотман. Идейная структура "Капитанской дочки". - 1995

feb-web.ru›feb/pushkin/critics/lot/LOT-212-.htm

(7) Библиотека литературоведения Гумер - Лотман Ю. Пушкин. Идейная...

gumer . info Mobi ›Пушкин›11. php

(8) Исторический труд А. С. Пушкина - Гипермаркет знаний

school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина

(9) Исторический труд А. С. Пушкина - Гипермаркет знаний

school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина

(10) Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...

pushkin.niv.ru›pushkin/articles…kapitanskaya…6.htm

(11) Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...

pushkin.niv.ru›pushkin/articles…kapitanskaya…6.htm

VII . Приложение

Таблица №1 «Роль писем в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Письмо

Роль

Письмо А.Г. Дубровского К.П. Троекурову

способствовало завязке сюжета: с него началась вражда бывших друзей, приведшая к трагическим последствиям; раскрывает характер героя – своенравный, гордый

Письмо Егоровны Владимиру Дубровскому

характеризует Егоровну как добрую женщину, искренне привязанную к своим господам.

Письма матери В. Дубровского

чтение дорогих ему писем раскрывает и внутреннее состояние героя, потерявшего все: отца, дом, безмятежную, счастливую жизнь.

Записки Владимира Маше

способствовали развитию отношений Владимира Дубровского и Маши

Письмо Маши Верейскому

приблизило день свадьбы и способствовало развязке сюжета

Таблица №2 «Роль писем в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»»

Письмо

Роль

Письмо отца Петра Гринева старинному другу генералу

является завязкой романа

Записка Зурина Петру Гриневу

Экспозиция характера Гринева

Письмо старшего Гринева Савельичу

является толчком к развитию любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий; изображает его и как заботливого

Письмо Савельича

это письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, верой и правдой служившего своим хозяевам

Письмо Маши Гриневу

кульминацией как личного, так и психологического конфликтов

Письмо Марьи Ивановны Екатерине II.

свидетельствует о мужестве девушки, ее готовности бороться за свою любовь

Письмо, собственноручно написанное Екатериной II отцу Петра Гринева

является развязкой произведения

Письмо от генерала капитану Миронову

является завязкой исторического конфликта

Упоминание о воззвании Пугачева

помогает создать колорит эпохи

Вывод: Письма являются средством, которое служит для развития сюжета, помогает раскрытию конфликта, созданию образов персонажей.

Иллюстрации к романам А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

Няня А.С. Пушкина –

Арина Родионовна Яковлева

Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги».

« Первое возмутительное воззвание Пугачева к яицким казакам есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

(А.С. Пушкин.)

Екатерина II на прогулке в царскосельском парке,

В. Л. Боровиковский

краткое содержание других презентаций

«Сочинение по картине «Масленица»» - Кустодиев Борис Михайлович. Армяк. Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». Вариант. Атмосфера веселого раздольного праздника. Масленица (1920). Масленица. Масленица (1919). С Масленицей. Урок русского языка. Петр Ильич Чайковский. Крыши домов.

«Анализ романа «Дубровский»» - Рисунок Шмаринова. Мысль сжечь дом. Сообщение П.В. Нащокина. Похороны отца Дубровского. Причины проникновения в дом Троекурова. Предательство. Обращение автора. Отец и сын Дубровские. Учитель. Сын Троекурова. Дворовый мальчик Дубровского. Реакция Дубровского. Состояние Дубровского после суда. Автор и его герой. Владимир в Кистенёвской роще. Чувство мести. Сумасшествие Дубровского. Маша. Отравленное торжество.

«Литературный турнир» - Стихотворение. В.П.Астафьев. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин. А.П.Платонов. Литературный турнир. «Лошадиная фамилия» А.П.Чехов. Санька. Н.В. Гоголь. Бюро находок. А.П.Чехов. «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь. Литературный вернисаж. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев. Мозаика. Инсценировка эпизода. М.М.Пришвин. Произведения. Турнир смекалистых. Митраша. Чтение мифов о двенадцати подвигах Геракла.

««Школьник» Некрасов» - Рене Декарт. Каким изображен герой стихотворения. Ломоносов - великий сын России. Иван Петрович Павлов. Эпиграф. М.В. Ломоносов. Какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа. Почему в тексте много просторечных слов. Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало. С.П. Боткин. Девиз урока. Н.А. Некрасов. Открытый урок по литературе. Идея стихотворения «Школьник». Н.А. Некрасов «Школьник».

«Возникновение древнерусской литературы» - Сказание о Кожемяке. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Летописание началось на Руси в XI веке. Возникновение письменности на Руси. Летописец- монах, составитель летописи. Д.С.Лихачев. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. Нестор. Столица древнерусского государства. Как создавалась культура Древней Руси. Что представлял собой Киев. Сказание о Белгородском киселе. Основные термины.

«Былинные герои» - Отличие былинных героев от героев сказок. Древняя Русь. Скульптурное изображение древнего воина. Три рода древнерусского войска. Политическая карта Древней Руси. Картина В. Васнецова «Крещение Руси». Мир древней русской жизни. «Единоборство Пересвета с Челубеем». Иллюстрации к былинам о Садко. Михаил Шемаров. Киевский цикл былин. Картина В. Васнецова «Богатырский скок». «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Исследовательская работа, посвящённая 210-летию со дня рождения:

« Роль писем в романе «Дубровский».

Выполнил работу:

МОУ Барсовская СОШ

Фролов Владислав

учитель: Демичева

Татьяна Васильевна

п. Барсово

Киржачский район

«Эпистолярная литература является средством общения как переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная, как художественная и публицистическая проза , предполагает широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату »1,- так определяется этот жанр литературы в энциклопедическом словаре.

Очерково-документальные «Письма русского путешественника» , послания, положили начало освоения традиции эпистолярной литературы в России.

Переписка в ХIX веке была основным средством общения между людьми, находящимися на далёком расстоянии друг от друга. Многие события той эпохи отражены в сохранившихся письмах. Так как переписка играла важную роль в жизни общества, то многие произведения русской литературы содержат образцы эпистолярного жанра. Каково же значение писем в романе «Дубровский»?

Читателю XXI века с начала может показаться скучным и неуместным письмо одного персонажа к другому. Но в романе «Дубровский» письма играют важную роль, помогая передать чувства героев. Читатель встречается с письмами няньки Владимира и, интересно сравнить их.

«Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

Андрей Дубровский»2.

И письмо Егоровны:

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали.

_________________________________________________________

1Литературный энциклопедический словарь под редакцией,

2 «Дубровский» Золотой том.

Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он

бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.

Посылаю моё материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот уже друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня»1.

Мы видим, что это совершенно разные письма, да и тон этих писем разный. В первом письме слог быстрый, чёткий и строгий. «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское…». Таким образом он отстаивает свою честь. Дубровского начинается обращением «Государь мой премилостивый…». Эта формула имела строгий, холодный оттенок. Так начинали обращаться и знакомые при внезапном охлаждении или обострении отношений. Таким обращением начинались и служебные документы. В словаре указывается, что к низшему чину обращались со словами «государь мой». В просторечии формула обращения повсеместно упростилась и звучала как «государь»2. Именно так обращаются в письмах друг к другу герои романа «Дубровский». Язык письма няньки просторечный «мы, дескать, ихние». Язык письма Дубровского – язык образованного человека. В письме О. Бузыревой тон ласковый, так как Егоровна очень любит своего воспитанника и, оставшись одна с заболевшим, просит Владимира о помощи. Кроме того, в письме няньки мы узнаём о простоте («хорошо ли он ТЕБЕ служит») и доверительности отношений крестьянки и барина, о содержании обычных разговоров («у нас дожди идут … пастух Родя помер около Миколина дня») . Орина называет себя «нянькой». «Слово нянька было синонимично слову «мамка» в значении «кормилица»3. Именно потому Орина имеет право так свободно обращаться к Владимиру. Всё письмо дышит любовью: «соколик мой ясный», «твоя верная раба». Концовки писем почти одинаковые. Концовка – это штамп, который использовался при подписи. Подписываясь, люди показывали своё отношение к адресату («за сим остаюсь покорным ко услугам», «остаюсь твоя верная раба, нянька»).

Значит, письма различаются не только содержанием, но и отражают своеобразие характеров героев, их социальное положение. пишет письмо более грамотно, чем Орина Бузырёва.

Именно переписка героев помогает развитию сюжета в романе

1 « Дубровский» Золотой том.

2 Федосюк не понятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века.

«Дубровский». Например, переписка Владимира и Марии Кириловны в романе даёт представление об их чувствах друг к другу, а если бы писем не было, то сюжет романа развивался бы, наверное, по-другому. Получается, что в романе «Дубровский» письма играют немаловажную роль. Не дошедшее до Владимира послание Маши привело к тому, что герои не связали свою жизнь друг с другом.

Итак, роль писем в романе очень важна. Они дополняют и строят сюжет. как частное лицо оставил много писем, он писал их с детства: письма из Лицея, Петербурга, Кишинёва, Одессы, Михайловского, Москвы. Их так же интересно читать, как и послания героев романа.

« Вот уже четыре месяца, как нахожусь я в глухой деревне – скучно, на нечего делать… Уединение мое совершенно, праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно редко, целый день верхом, вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны, она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно»1, - писал. Тон этого письма грустный, слышится голос тихий, спокойный. Друзей у Пушкина в Михайловском было мало, и письма были единственным средством общения.

Значит, для людей ХIХ века переписка была очень важным явлением жизни. очень любил писать письма, поэтому во многих произведениях он использует эпистолярный жанр.

_____________________________________________________________

1 Вересаев в жизни

Библиография.

1. Вересаев в жизни. М.: Правда, 1999г.

2. Литературный энциклопедический словарь под редакцией, . – М.: Советская энциклопедия, 1987г.

3. Пушкин том – М.: Имидж, 1993г.

4. Федосюк непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта Х/Х века. – М.: Наука, - 2006г.

Одно из самых известных произведений Пушкина - "Дубровский". В отзывах отмечается, что это, пожалуй, самый известный отечественный "разбойничий" роман. В нем рассказывается о любви между Владимиром Дубровским и Марией Троекуровой. Оба - потомки двух богатых, но враждующих семейств. Пушкин писал этот роман в 1833 году, за несколько лет до гибели. Он его не обработал для печати и так и не окончил.

Роман "Дубровский"

Роман "Дубровский", по отзывам, позволяет в полной мере оценить мастерство Пушкина как прозаика. Повествование начинается в поместье под названием Покровское. В нем живет известный в округе и достаточно состоятельный барин Кирилл Троекуров. Он отличается крутым нравом, из-за которого его недолюбливают все соседи. Исключение одно: бедный помещик, живущий по соседству, Андрей Дубровский. Раньше они вместе служили в армии. Оба стали вдовцами.

Сын Дубровского служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая пока живет с отцом.

Троекуров часто подумывает о женитьбе детей, но все меняется после внезапной ссоры между двумя друзьями. Дубровский при этом ведет себя гордо и независимо, что не оставляет никаких шансов на примирение.

Троекуров, чтобы отомстить, устраивает суд, целью которого является лишить Дубровского поместья.

Суд

О романе Пушкина "Дубровский" краткий отзыв посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю отыскать "законный" путь в этом беззаконии.

В итоге на суде оглашается решение, полное юридических казусов, но присуждающее имение Дубровского Троекурову. Здоровье бедного помещика ухудшается. Его крепостная Егоровна пишет Владимиру в Петербург, чтобы тот приехал поддержать отца.

Владимир застает отца уже на смертном одре. Троекурова мучит совесть. Он приезжает извиниться, но Дубровского при виде бывшего друга разбивает паралич. Владимир выгоняет богатого помещика. В это мгновение Дубровский-старший умирает.

Новый хозяин поместья

Отзыв о рассказе Пушкина "Дубровский" следует посвятить тому, что это произведение о невероятном беззаконии, которое не всегда можно победить с помощью закона и даже силы.

После похорон приставы приезжают в имение Дубровского, чтобы исполнить решение суда. Крестьяне отказываются им подчиняться, только Владимир спасает чиновников от народной расправы.

"Дубровский", по отзывам, - роман, в котором Пушкин описывает идеального романтического героя. Им является Владимир. Он красив, силен, но при этом не приемлет несправедливости и беззакония. Ночью он отговаривает кузнеца Архипа убить приказных. Вместо этого решает навсегда уехать из имения, а дом напоследок сжечь, чтобы не достался никому. Он приказывает кузнецу открыть все двери, чтобы приказчики без труда спаслись. Но Архип его не слушает. В итоге Владимир поджигает дом и быстро уезжает. Он даже не подозревает, что в огне гибнут все приказные.

Под подозрением

У Пушкина в "Дубровском", по отзывам, большую роль играет правоохранительная и судебная система. Чиновники этих ведомств снова выходят на первый план, когда оказывается, что Владимир - главный подозреваемый в убийстве и поджоге.

Вскоре в губернии появляется банда разбойников, которые грабят всех подряд. Не трогают только людей Троекурова. Многие подозревают, что руководит лихими людьми подавшийся в бега Дубровский. В отзывах отмечается, что многие просто убеждены в этом.

В это время в поместье Троекурова появляется учитель мсье Дефорж для маленького Саши. Француз влюбляется в Марию, но та не отвечает ему взаимностью.

В отзывах о романе "Дубровский" отмечается, что девушка меняет к нему свое отношение после того, как француз убивает медведя, оказавшись с ним взаперти в одной комнате. Так традиционно любили подшутить над гостями в доме Троекурова.

Все говорят о Дубровском

На праздник в доме Троекурова собираются гости. Речь заходит о Дубровском. Оказывается, что он благородный разбойник. Одна дама сообщает, что ее приказчик сначала сообщил об ограблении Владимиром. Однако потом выяснилось, что когда Дубровский прочитал письмо и узнал, что мать посылает деньги сыну, то не стал никого грабить. Приказчик же сам хотел утаить 2 000 рублей.

В завершении праздника на балу Дефорж танцует с Машей. Один из гостей остается ночевать в доме Троекурова, просится в комнату к Дефоржу, так как наслышан о его храбрости, и рассчитывает на защиту в случае ограбления.

Среди ночи Дефорж с пистолетом отбирает у помещика все деньги. Выясняется, что он и есть Дубровский. Последний подкупил учителя на почтовой станции за 10 000 рублей. С документами француза он приехал в дом Троекуровых.

Помещика Спицына он ограбил не случайно. Накануне тот признался, что лжесвидетельствовал в суде против его отца. Наутро Спицын уезжает, не сказав никому ни слова.

Мария и Дефорж

В отзывах по произведению "Дубровский" отмечается, что вскоре Маша начинает испытывать любовь к французу. Однажды она получает от него записку с просьбой о свидании. В условленном место он сообщает ей о своем скором отъезде. Напоследок признает, кто он такой на самом деле.

Дубровский успокаивает испуганную девушку, уверяя, что давно простил ее отца. Вернувшись в дом, она узнает, что Дубровского раскрыл и Троекуров. А побег учителя только подтвердил его подозрения.

Спустя год

В отзывах о произведении Пушкина "Дубровский" отмечается, что автор делает временное отступление длиной в год. В следующей главе рассказывается, как на лето в соседнее к Троекурово поместье Арбатово приезжает из-за границы князь Верейский. Маша поражает его своей красотой.

Через несколько дней Маша тайно получает письмо от незнакомца. Не успев его прочитать, оказывается в кабинете отца, где узнает, что Верейский сватается к ней. Она плачет, но Троекуров не обращает на это внимания. От предстоящего брака она приходит в ужас, а в письме видит только одну фразу: "Вечером в 10 часов на прежнем месте".

Ночное свидание

В отзыве о книге "Дубровский" читателями отмечается, с какой точностью и скрупулезностью Пушкин описывает отношения молодых людей. На свидании Дубровский уговаривает Машу принять его покровительство.

Девушка надеется избежать брака, достучавшись до сердца отца с помощью просьб. В крайнем случае она просит Дубровского приехать за ней и обещает стать его супругой. Перед расставанием Владимир дарит девушке кольцо. Это их условный знак. В случае бед ей будет достаточно оставить кольцо в дупле, тогда он явится вновь.

Тем временем в поместье Троекурова вовсю готовятся к свадьбе. Маша пишет письмо Верейскому, уговаривая его отказаться от ее руки, потому что она не любит его и никогда не будет с ним счастлива. Но все происходит ровно наоборот.

О письме узнает Кирилл Петрович. Он приходит в ярость и решает ускорить приготовления, а свадьбу сыграть уже на следующий день. Напоследок Маша грозится, что обратится за помощью к Дубровскому. Услышав это, отец запирает ее.

Маша взаперти

На помощь Маше приходит ее младший брат, который соглашается отнести кольцо в дупло. Саша все исполняет в точности. Но то, как он что-то прячет в дереве, видит какой-то оборванец. Между мальчишками начинается драка, Сашу спасает только садовник. Оборванца ловят и ведут для разбирательств.

Навстречу им попадается Кирилл Петрович, которому Саша под угрозами рассказывает о поручении, которое дала ему сестра. Троекуров посылает за исправником.

Наступает день свадьбы. Машу везут в церковь, где ее уже ожидает жених. Начинается венчание, последние надежды девушки на чудесное спасение исчезают. По дороге из церкви в Арбатово карету с молодыми окружают вооруженные люди. Главный среди них - человек в полумаске. Он открывает дверь кареты и объявляет Маше, что она свободна. Узнав Дубровского, князь стреляет в него из пистолета и ранит. Вооруженные люди намереваются убить князя, спасает Верейского только заступничество Владимира.

Дубровский уговаривает Машу поехать с ним, но девушка объявляет, что уже поздно. Дубровский теряет сознание, сообщники увозят его.

В завершении романа описывается разбойничий лагерь, состоящий из нескольких шалашей. В одном из них старуха просит караульщика, который горланит песни про бандитов, помолчать, потому что барин спит. В самом шалаше находится раненый Дубровский.

В это время в лагере объявляют тревогу. Все отправляются на исходные позиции, вооружаются. Караульные сообщают, что в лес вошли солдаты. Начинается кровопролитное сражение. Победу в нем одерживают разбойники.

Спустя несколько дней ушедший от возмездия Троекурова Дубровский собирает всех своих сподвижников и сообщает, что намерен их покинуть. Он исчезает в неизвестном направлении. По слухам, уезжает за границу.

На этом роман Пушкина обрывается.

Я, Владимир Дубровский, пишу вам о своей жизни.

Мой отец рано овдовел и после этого меня отправили в Петербург на учебу.

Я воспитывался в кадетском корпусе и был образованным. Учился там почти до 23-х лет. Но однажды моя старая нянька Егоровна написала мне письмо о нездоровье отца, после чего попросила как можно скорее приехать к ним.

Все началось с того, как богатый барин Троекуров хотел отнять нашу Кистенёвку. Вот мой отец и тяжело заболел. Я сильно волновался за отца и не успел разобраться в его делах, как он умер из-за этой несправедливости. После смерти отца я сжег его дом, чтобы он не достался Троекурову. В тот момент я понял, что лишился всего: отца, которого любил, дома, который был мне дорог и всего остального. Смысл жизни был утерян и от отчаяния и горя я стал разбойником, но решил когда-нибудь отомстить Троекурову.

Узнав что, Троекуров ищет учителя французского языка для маленького Саши, я встретил француза и купил все его документы. Приехал к барину и стал учителем. Я думал, как поджечь его дом, чтобы он не смог убежать. Но вдруг я встретил Марью Кириловну, его дочь. Я понял, что влюбился в нее и не могу причинять вреда им и их дому. Я старался как можно больше времени проводить с Машей и занимался с ней музыкой.

Когда ночевал в одной комнате с врагом, я его ограбил и сказал, что я не француз, а Дубровский. Но после этого я не мог оставаться в доме, и мне пришлось уехать. Я скрывался в лесу, грабил и пытался найти время, чтобы снова встретиться с Машей.

Сейчас я путешествую по разным городам и странам, увлекаюсь французским языком. Это занятие хоть чуть-чуть отводит меня от моего отчаяния и разбойничества.

Нестерчук Лиза.

Дубровский

Здравствуйте, я Владимир Андреевич Дубровский. Пишу вам последнее письмо, чтобы вы знали, что я жив. Смерть моего отца Андрея Гаврилыча перевернула всю мою жизнь. Раньше я играл в карты и тратил деньги отца и ведь даже не задумывался, что он так скоро умрёт. В этом письме пишу признание в любви моей любимой женщине Марье Кирилловне,пусть она не волнуется за меня, я ушёл в лес и стал жить отшельником, в будущем построю дом и буду ухаживать за животными, думаю отец гордился бы мною. И ещё скажу, что ушёл в грабительство, потому что не хотел быть рабом Троекурова. Хотел отомстить Троекурову, но полюбил Машу, но она вышла замуж. Я пытался проводить с ней больше времени и устроился работать учителем французского Саши - сына Троекурова, но меня выгнали. После трёх недель пребывания в её доме, я вынужден был его покинуть…

Прощайте,

Ваш Владимир Андреевич Дубровский

Мохова Ульяна.

История моей жизни.

Я - Владимир Дубровский. Мой отец, Андрей Гаврилович Дубровский, умер от несправедливости помещика Троекурова. После смерти матери я осиротел, а отца видел очень редко потому, что с юности воспитывался в Петербурге. Отец на меня денег не жалел, поэтому бедным я себя не чувствовал. Покинуть Петербург меня заставила смерть отца. Это печальное известие я получил от няни Егоровны, жившей в нашей усадьбе.

У отца с соседским помещиком Троекуровом была ссора, из-за которой им пришлось судиться. Все это сильно повлияло на него, он заболел и вскоре умер. Я же от отчаяния и жажды мести сжег свой дом и стал разбойничать. Мы грабили все богатые дома на нашем пути кроме одного - усадьбы Троекурова.

Однажды, когда я гулял, думая о мести своему врагу Троекурову, я увидел прекрасную девушку, которая тронула мое сердце.

Но на мое горе Мария Кирилловна оказалась его дочерью. Теперь отомстить Троекурову я никак не мог.

Я в совершенстве владел французским и поэтому решил стать учителем детей Троекурова - Александра и Маши. Теперь я мог проводить много времени с Машей, учить ее французскому, игре на фортепиано. Я был влюблен, но планы мести ее отцу не покидали меня.

После ограбления одного из гостей Троекурова мне пришлось покинуть их дом, но я очень волновался за Марью.

Зная, что Марья Кирилловна выходит замуж, я хотел помешать этому браку. В день свадьбы, когда молодые возвращались из церкви, я захватил их карету. Я был готов ее освободить, но Марья отказалась оставить мужа и нарушить клятву, данную богу. Мое сердце было разбито, но я не виню ее.

Я бежал за границу и с тех пор скитаюсь по городам и странам.

Теперь я нахожусь в Париже, но моя жизнь не имеет смысла. Я потерял все что имел: отца, мать, дом, любимую Марью. Я уже стар, у меня нет ни семьи, ни дома, ни Отечества. Я доживаю свои последние годы в одиночестве и забвении.

Вайсбурд Катя.

Я жил в Питере. Играл в карты, отец не щадил для меня денег.

Однажды ко мне пришло письмо от моей няньки Арины Егоровны, что мой отец болен. Мысль не застать его живым терзала мое сердце. Я поехал к нему, боясь не застать его.

Суд отобрал у него все силы и родную деревню, которая перешла во владения Троекурову. Отец умер у меня на руках во время его визита к нам. Я поджег свой дом, так как не хотел, чтобы наши вещи и дом достались этому человеку. Я ушел в лес со своими людьми и стал разбойником

Я очень любил отца и решил отомстить за него. Узнав, что Троекуров вызвал к себе домой учителя французского, я решил проникнуть к нему в дом под видом последнего. Подкараулив его на станции, я купил у него документы и аттестаты.

Попав в дом я думал о том, как убить Троекурова, но передо мной мелькнула Маша и я влюбился в нее. Я давал ей уроки французского и музыки. Но вскоре обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти из этого дома. Я позвал Машу в сад и рассказал ей, что я вовсе ни какой не француз. Я дал ей кольцо и записку, в которой просил при необходимом случае положить кольцо в дуб. После этого я ушел.

Однажды я нашел кольцо в дубе и поспешил к ней на помощь. Я узнал, что она вышла за муж и обвенчалась. На мое предложение уйти со мной, я получил отказ. Мое сердце было разбито. Я ушел в лес и стал продолжать свой разбой.

Дячук Семён.

Кому я пишу? Смело могу сказать - всему миру, - но так как этот адрес весьма неточный, то добавлю: моим дорогим и преданным друзьям, которые не покинули меня и не перешли во власть Троекурова.

С малолетства лишился я матери и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста и воспитывался в кадетском корпусе. Отец не щадил ничего для приличного моего содержания я, будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. Но после того, как однажды вечером я получил письмо от своей старой няньки Орины Егоровны Бузырёвой, моя жизнь перевернулась.

Написав просьбу об отпуске, через три дня я уже был на большой дороге. В Кистенёвке немедленными моими обязанностями были забота об отце в первую очередь и во вторую - решение дел с Троекуровым и судом. Но апелляция не была подана - Кистенёвка принадлежала Троекурову.

В связи с этим отец, надеявшийся на справедливость, скончался от избытка волнения. Никогда не забуду я эту картину: мой старик лежал без чувств и без дыхания, паралич ударил его. Не могу подобрать слов, какое чувство я испытывал тогда. Просто решил мстить. Не имея никакого желания быть под властью Троекурова, я принял решение: либо этот дом достанется мне, либо никому. В этот же день вспыхнул пожар и, по мнению людей, я и мои верные мне товарищи исчезли бесследно - так появились разбойники, державшие в страхе всю околицу.

Вынужденный грабить на больших дорогах, я ходил вокруг дома Кирила Петровича, назначал, где вспыхнуть пожару, как пересечь ему все пути к бегству. В момент моих размышлений мимо меня прошла его дочь, Марья Кириловна. Небесное видение! Сердце моё смирилось. Я понял, что дом этот священен и не подлежит проклятью. Возможность жить в одном доме с ней мне представилась в роли учителя французского для маленького Саши. И эти три недели счастья, когда я находился рядом с Машей и учил её музыке, мне не забыть никогда.

Но нужда заставила меня покинуть этот дом навсегда.

Любовь к Маше удерживала меня в этих краях до тех пор, пока не узнал я, что Маша вышла замуж за некого Верейского.

Сейчас я нахожусь во Франции и живу здесь под именем Дефоржа. Документы при себе имеются. Награбив себе денег, мне вполне хватает на умеренную жизнь. Я неплохо владею французским, и здесь, в Париже, я в скором времени хочу начать новую жизнь.

Таня Лановенко.

Я, Дубровский, пишу это письмо читателю. Я ушёл очень далеко от Кистенёвки. Я знал, что не смогу жить в этих местах. Здесь я потерял всё. Здесь умер мой отец. Здесь с другим человеком живёт Маша.

Я уехал в другую губернию, на оставшиеся деньги купил скромный дом и зажил тихой жизнью. Что касается моей шайки, то кузнец Архип, дворовой Гришка и кучер Антон живут по соседству со мной. А остальные расселились кучками по разным городам. Они больше не разбойники. Теперь они простые жители простых городов. На этом и кончились мои приключения. Я, Владимир Дубровский, так и прожил остаток жизни в отдалённом городе.

Поздняков Дима.

Я Дубровский. После того, как я закончил жизнь разбойника, я поехал во Францию. Мне очень пригодились бумаги того француза. Я решил прожить остаток жизни с достоинством. Я записался во французскую армию. В войнах я особо не участвовал, но стычки были, и не один раз я был при смерти. Но я немного отвлёкся от самой цели моего письма.

Я пишу для того, чтобы рассказать о своей судьбе. Сначала жизнь у меня была самая обычная. Я жил в Петербурге, затем до меня дошло письмо, в котором Егоровна пишет, что творится в Кистенёвке. Я немедленно отпросился у своего генерала, и он отпустил меня.

Троекуров, надменный идиот, отнял у меня отца, имущество. Он отнял у меня счастливую жизнь! Переполненный гневом и отчаянием, я сжёг дом и пошёл в разбойники. Я грабил людей и подумывал, как мне отомстить Троекурову.

Однажды я договорился с одним французом. Он продал мне свои документы учителя. С этими бумагами я устроился учителем французского в поместье Троекурова. Месть близка, думал я. Но там я увидел Машу… Я сразу её полюбил и чувство мести исчезло. После множества уроков, проведённых вместе, я предложил ей встречу и признался, что я Дубровский. Я взял с неё клятву, что она позовёт меня, когда она будет в беде. И она позвала. Но было уже поздно. Я не успел. Она обвенчалась с другим человеком и отвергла меня. Я был в отчаянии. Я отбил последнюю атаку солдат, пожелал всем удачи и вот сейчас пишу это письмо.

Манукян Артём.

Я Дубровский, хочу объясниться… Мать у меня умерла, когда мне было всего два года. До восьми лет я жил с отцом. За это время я его очень сильно полюбил. И сейчас вспоминаю его и люблю всем сердцем. В восемь лет меня отправили учиться.

Однажды вечером я сидел с товарищами в комнате. Раздался стук. Вошёл камердинер. В руках у него было письмо. Подпись и печать меня взволновали. Письмо было нерадостным. Мой отец был сильно болен и Егоровна, моя няня, просила меня приехать обратно в Москву. Через три дня я выехал. В дороге кучер Антон успел объяснить мне всё происходящее. Рассказал о конфликте, произошедшем между моим отцом и Троекуровым.

Приехав, я увидел отца в ужасном состоянии. Боялся, что скоро он скончается. Через день так и случилось. Во всё этом был виноват Троекуров. С этого ужасного дня я стал обдумывать мою месть ему. Сначала я хотел поджечь его дом. Я собрал всё, что мне нужно и поздно вечером пошёл к его дому. Но вдруг я увидел самое прекрасное создание. Это была дочь Троекурова. И желание мести заменилось желанием быть с ней, во что бы то ни стало. У меня была только одна цель - оказаться как можно ближе к Марии Кириловне.

Я смог устроиться репетитором французского в их доме, чтобы быть каждый день с Машей. Но пришло время признаться, кто я. После этого мне нужно было опять скрываться. Я до последнего верил, что мы с Машей сможем быть вместе. Но этого так и не случилось. Она обвенчалась с другим человеком.

Я же уехал из России в Болгарию. Начал новую жизнь. Я женат, у меня двое детей. Я уже не вспоминаю Марию, хотя долго и страстно её любил.

Угодникова Саша.

Маша, это письмо я пишу тебе.

После смерти моего отца у меня была одна мысль - отомстить твоему отцу. Но когда я увидел тебя, сразу влюбился. Я преподавал тебе музыку, чтобы чаще видеть тебя и быть рядом. Когда мы поехали тебя спасать, за нами следили, и мы были вынуждены скрываться в лесу.

Прошло уже много лет с последней встречи с тобой. Я сильно болен, на лечение денег не хватает. Твой отец - жестокий человек. Да чтоб он провалился, этот Троекуров! Не знаю, как ты, но я любил тебя, люблю и буду любить.

Абдуллин Ваня.




Top