Поль Гоген «Женщина, держащая плод». Описание картины

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6..

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

Поль «Женщина, держащая плод», 1893

«Женщина, держащая плод» ярко иллюстрирует своеобразие творческого метода, с которым художник подходил к изображению людей, за что, впрочем, часто подвергался критике и обвинениям в смещении и нарушении пропорций. Искусствоведы отмечают, что «Женщина, держащая плод», вкупе с рядом других картин, написанных Гогеном в Полинезии, отличается яркой цветовой палитрой, нарочитой экзотической декоративностью и необыкновенной поэтичностью. Формы человеческих фигур, изображённых на картине, статичны; неподвижен и тропический пейзаж, на фоне которого они находятся. В этом проявляется неразрывная связь между людьми и окружающей их средой, которая всегда была присуща работам Гогена. Работая над станковой картиной, художник всегда старался решить её декоративно: плавные контуры, рисунок тканей.

Главный персонаж картины - таитянка, держащая в руках плод, - является, по мнению ряда искусствоведов, олицетворением Евы. Часто обращавшийся к религиозной тематике в своих работах, Гоген видел в жительницах Таити первобытность и экзотичность, представлявшие собой, на его взгляд, неотъемлемые атрибуты этой библейской героини. «Женщина, держащая плод» - не единственная картина полинезийского периода, на которой Гоген изобразил полуобнажённую женщину с тропическим фруктом. Последний, в свою очередь, не только играет роль «запретного плода», в христианстве символизирующего грех, но и отсылает к теме материнства и продолжения жизни, а также плодовитости и изобилия. Расположение персонажей картины на заднем плане также имеет скрытый смысл, перекликаясь с центральной фигурой: девушка, находящаяся слева от центральной героини - незамужняя, а женщина справа - с ребёнком на руках. В последнем обстоятельстве исследователи видят намёк ещё и на то, что на момент создания «Женщины…» Техура была беременна от Гогена.

Положения, принятые девушками на заднем плане, похожи на позы персонажей персидских миниатюр, где люди традиционно изображались на корточках, тогда как напоминающий волну элемент в нижнем левом углу написан в духе традиционной японской живописи. Вместе с тем некоторые детали картины явно позаимствованы художником у самого себя. В частности, фигура девушки, сидящей напротив хижины, скопирована с полотна 1892 года «Когда выйдешь замуж?» (она также встречается на гогеновских картинах «Чёрные свиньи» и «Te Fare Hymenee»). Вторую юную таитянку, наполовину скрытую стволом дерева, а также женщину с ребёнком, стоящую вдалеке, можно обнаружить среди рисунков Гогена, выполненных графически - последнюю живописец изобразил на одной из страниц своего таитянского дневника.

Женщины Поля Гогена

В первый раз он приехал на Таити жить - Франция ему опостылела.
Во второй раз Гоген приехал сюда, чтобы умереть...

Темпераментного живописца больше всего влекли женщины. Вечерами Поль отправлялся на туземный «бал» в столичном парке, где играл духовой оркестр. Вот описание, оставленное современником: «Всюду видишь группы островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. У каждой в черных волосах - великолепная белая гардения; они удобно устраиваются на циновках, обмахиваются веерами и курят длинные канакские сигареты. Чуть видимые в полутьме, которая так располагает к флирту и интимной беседе, они принимают комплименты, хвалу и шутливые реплики мужчин с восхитительным обаянием, присущим этим жительницам тропиков, таким пикантным, благодаря их безнравственности, невероятно смелому языку и необузданной жизнерадостности». >

Таитянские женщины на побережье. 1891.
Париж. Музей Д" Орсэ.


По словам французского писателя Дефонтена, «угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность - и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них - опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью»…


Надо отдать справедливость Гогену - он не мучился подобными мыслями, не влюблялся, не переживал и не требовал от таитянских дам того, чего они, по определению, не могли дать. Не сумев поселиться под небом Полинезии с любимой женой, Поль, как умел, до конца своих дней утешался любовью телесной. На острове, где издревле сексуальная свобода была полной и безграничной, где солдаты и торговцы из Европы давали деньги за то, что «таитянки в своей родной деревне безвозмездно дарили любому неженатому мужчине», оставалось только ткнуть пальцем в подходящий «товар» и уплатить договорную цену тем, кто считался опекунами данной вахины.

Её зовут Вайраумати. 1892.
Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Он был счастлив: ему легко работалось, в хижине ждала шестнадцатилетняя Техура, девушка с продолговатым смуглым лицом и волнистыми волосами - родители взяли за нее совсем недорого. По ночам в хижине тлел ночник - Техура боялась ждущих своего часа призраков; утром он приносил воду из колодца, поливал огород и вставал к мольберту. Такая жизнь могла бы продолжаться вечно...

Однажды Техура рассказала Гогену о тайном обществе, которое пользовалось исключительным влиянием на островах,- обществе Ареои. Ареои считали себя адептами бога Оро. Гогена охватила идея написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал "Её зовут Вайраумати".

Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у её ног лежат свежие плоды - угощение для возлюбленного. За её спиной стоит Оро в красной набедренной повязке. В глубине картины - два идола,- придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь.

Тапераа Махана - Ранний вечер. 1892.

Женщины, усевшиеся поболтать в тени деревьев - деталь, отражающая особенности деревенской жизни на Таити: деревня просыпается после дневного зноя. В этой детали художник видел характерное воплощение замедленного ритма океанистской жизни. Таитянки Гогена неотделимы от природы, на фоне которой они представлены. Идущие женщины символизируют смену двух эпох на Таити: две таитянки справа приоделись в платья, представляющие собой курьезную смесь таитянской и европейской моды; третья таитянка, направляющаяся к хижине, одета в традиционную юбку. На первый взгляд, это чисто жанровая композиция, сотканная из различных подробностей повседневной жизни. Однако все ее детали не несут ощутимой жанровой занимательности. Главный акцент делается не на повествовательных соблазнах сюжета, а на суггестивной, внушающей силе чистого цвета.

Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует. 1892.
Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.

Название "Манао Тупапау" имеет два значения: "она думает о привидении" или "привидение думает о ней". Поводом к написанию полотна послужил случай, когда Гоген, уехав по делам в Папеэте, вернулся поздно ночью. К тому времени масло в лампе исчерпалось, и дом был окутан мраком. Поль чиркнул спичкой и увидел: юная девочка-женщина, оцепенев от ужаса, дрожит, вцепившись в кровать. Туземцы очень боялись привидений и в своих хижинах всю ночь не гасили свет...

Гоген заносит этот эпизод в свою записную книжку - и прозаически добавляет: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии». Художник в нем всегда сильнее, чем любовник или мыслитель…


В рукописи "Choses Diverses" есть отрывок под заглавием "Рождение картины": "Манао тупапау" - "Дух мертвых бодрствует". "...Молодая канакская девушка лежит на животе, открывая одну сторону лица, искаженного испугом. Она отдыхает на ложе, убранном синим "парео" и желтой простыней, написанной светлым хромом. Фиолетово-пурпуровый фон усеян цветами, похожими на электрические искры, у ложа стоит несколько странная фигура. Я был увлечен формой и движениями; рисуя их, я не имел никакой другой заботы, как дать обнаженное тело. Это не более как этюд обнаженного тела, немного нескромный, и тем не менее я хотел создать из него целомудренную картину, передающую дух канакского народа, его характер и традиции.
Канак в своей жизни интимно связан с "парео"; я им воспользовался как покрывалом постели. Простыня из материи древесной коры должна быть желтой, потому что этот цвет возбуждает у зрителей предчувствие чего-то неожиданного, потому что он создает впечатление света лампы, что избавляет меня от необходимости вводить настоящую лампу. Мне нужен фон, несколько пугающий. Фиолетовый цвет вполне подходит.

Таитянские пасторали. 1892.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В картине, исполненной художником на острове Таити, воплощена идиллия естественной "первобытной" жизни. На поиски этой гармонии мира Гоген и отправился в Полинезию.

Романтическая мечта соединилась с впечатлениями от экзотической природы, своеобразного облика островитян и их естественной грации, таинственных верований и обычаев. Одна из девушек-таитянок играет на флейте. Эту музыку туземцы посвящали богине Луны - Хине. В картине передан вечерний час, когда с заходом солнца начиналось время ритуальных танцев и музыки в честь Хины. Рядом с собакой - вероятно, сосуд для жертвоприношений (мелких птиц и т.п.), выдолбленный из тыквы.

Живописный строй картины - сочетания чистых красок, ритм линий и цветовых массивов - созвучен музыкальной теме.

Пити Тиена - Две сестры. 1892.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Две таитянки, девочки, сестры - пожалуй, лучшие образы детей в гогеновской живописи, навеянные, возможно, воспоминанием о собственной младшей дочери. Загадочно-условный пейзажный фон этого полотна контрастирует с целостным силуэтом детских фигур. Благородная простота и монументальность соединились здесь с деликатностью и даже беззащитностью, свойственной детству. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь высказывание Гогена о "женщинах-девочках", у которых в глазах, пронзительных и чистых, в удивительной неподвижности есть нечто древнее, возвышенное, религиозное.

Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.

В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке - Ева этого туземного рая.

Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Название картины на языке племени маори, в среде которого жил Гоген на Таити, "Eu haere ia oe" -переводится как формула таитянского приветствия "Куда идешь?". Простой мотив приобретает почти ритуальную торжественность - тыква, в которой носили воду, становится символическим атрибутом Евы таитянского рая. Художник свободно объединяет на плоскости богатые ритмические мотивы, изысканные краски вносят в картину ощущение солнечного света, который материализуется в медно-смуглом теле таитянки, в ее огненно- красном парео.


Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями.

Наве наве моэ - Чудесный источник. 1894.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина была создана в Париже, после первого путешествия Гогена в Полинезию. Экзотический мир Океании пленил художника согласием природы и человека, сохранившего первобытную естественность. В произведении воплотились и воспоминания о Таити и романтическая мечта о гармонии всего сущего.

Образы таитянок символизируют различные стадии жизни. Юная островитянка с сиянием над головой, погруженная в сон, - воплощение девственной чистоты. Вторая девушка с плодом в руке готова вкусить от него, подобно Еве. В глубине пейзажа туземки пляшут вокруг идола - таинственного древнего божества.

Исполнено полотно в характерном стиле мастера - чистыми красками, положенными обобщенными плоскими пятнами, которые, как и линии, подчинены единому ритму.


Над берегом поднималась изумрудно-зеленая гора, синее небо опрокидывалось в голубую воду лагуны, но одетые в одинаковые белые костюмы пассажиры "Австралийца" видели лишь убогий, похожий на груду разбросанных по песку фанерных ящиков городок. Они приехали сюда для того, чтобы сколотить состояние или сделать карьеру, а человек, которому была открыта эта красота, приплыл на Таити умирать.

Сцена из жизни таитян. 1896.

Картина была написана в Полинезии, куда Гогена привела мечта о первозданном мире.

Некий эпизод из жизни островитян исполнен таинственности. Возможно, что его участники следят за каким-то религиозным действием, оставшимся за пределами изображения. Вечерний час - это время священных ритуалов. Художник, изучавший древние культы туземцев, часто вводил в свои произведения мотивы и символы, связанные с верованиями маори. Позы некоторых персонажей напоминают фигуры с фриза Парфенона. Ощущая общность древних культур, мастер обращался к египетским и античным памятникам.

Образ изначальной естественной жизни живописец воссоздал в своей индивидуальной манере. Обобщённые пятна звучного цвета, уплощенность пространства, ритмические повторы линий создают великолепный декоративный эффект.

Жена короля. 1896.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина "Жена короля" написана Гогеном в период его второго пребывания на Таити. Таитянская Ева с красным веером за головой, знаком королевского рода, возле которой старцы ведут разговор о древе познания, изображена в позе, заставляющей вспомнить о "Венере Урбинской" Тициана и "Олимпии" Эдуарда Мане. Крадущийся по склону зверь с горящими глазами, воплощает загадку, скрытую в образе женщины. Ведущую роль в картине играет цвет, который Гоген трактует обобщенно, декоративно. В письме к своему другу Даниэлю де Монфреду художник писал: "...Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью".


В 1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой.

Те авае но Мариа - Месяц Марии. 1899.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина была написана в Полинезии, в последние годы жизни Гогена, прошедшие на острове Таити.

Главная тема произведения - цветение весенней природы. В дохристианской Европе на начало мая приходились языческие праздники, посвященные ее пробуждению. В католической церкви майские службы связаны с культом девы Марии.

Естественные ритмы жизни воплощены на полотне в гармонии линий и красок, рожденной впечатлениями художника от экзотического мира Океании и от древних восточных культур. Желтый цвет - особенно значимый в восточном искусстве. Поза женщины напоминает фигуру с рельефа храма на острове Ява, а ее белое одеяние - символ чистоты и у христиан, и у таитян. Воображение художника, соединив разные религиозные представления и верования, создало образ первозданной жизни.

Женщины на берегу моря (материнство). 1899.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина была написана художником в последние годы жизни на острове Таити. В экзотический мир Океании, жизнь в котором сохраняет естественное течение, Гоген уходит от европейской цивилизации.

Тема материнства не раз возникала в полинезийский период творчества мастера. Появление данного произведения связано с конкретным событием: таитянская возлюбленная художника, Пахура, родила ему в 1899 г. сына.

Реальная сцена обретает черты священного ритуала. Композиция напоминает традиционные в европейской религиозной живописи сцены поклонения младенцу. Особенно значительной кажется центральная фигура женщины с цветами в молитвенно сложенных руках. Декоративный эффект создают ритмически организованные массивы цвета и повторы контуров, характерные для индивидуальной манеры Гогена.

Три таитянки на желтом фоне. 1899.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина были написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Воображение художника, соединившее впечатления от Таити и от древних культур, создавало загадочные, насыщенные символами образы экзотического мира. Эти образы не всегда поддаются расшифровке.

Возможно, и в данном произведении есть неразгаданный символический смысл. В то же время - это декоративная картина, в которой достигнута гармония цветовых пятен и ритмичных линий. В позах женщин - особая грация и пластика. Центральная из туземок напоминает фигуру, изображенную на рельефе храма Боробудур на острове Ява. Мир "дикарей" сохраняет ту естественную гармонию, которую утратила цивилизованная Европа.

Использованы материалы:

Жан Перье, журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", январь 2000.

Цифровая коллекция Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Краткая биография Поля Гогена
  • 2. История создания картины «Женщина, держащая плод»
  • 3. Анализ картины
  • 4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller -- писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме -- простой технический прием. Главное -- это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии -- не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.

В конце 1880-х гг. заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа (П. Гоген, Э. Бернар, Л. Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли». Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры -- характеризуют живопись этого течения импрессионизма.

В данной работе рассматривается история картины П.Гогена «Женщина, держащая плод», относящаяся к таитянскому периоду в творчестве художника и выполненная в манере постимпрессиоизма.

1. Краткая биография Поля Гогена

Поль Гоген - французский живописец, график, скульптор, представитель постимпрессионизма, близкий к символизму, создатель понт-авенской эстетической школы, а также живописной системы «синтетизма». В юности служил моряком, работал биржевым маклером. В 35 лет оставил работу и целиком посвятил себя живописи. Около 10 лет прожил на Таити и Маркизских островах. Изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, Гоген создавал в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в гармонии с природой. Писал также религиозные и аллегорические композиции. Работал в области графики, скульптуры, керамики. Принимал участие в выставках импрессионистов, однако при жизни признания не получил. Произведения Гогена несли в себе многие черты складывавшегося стиля «модерн» и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и живописцев начала XX в.

Поль Эжен Анри Гоген родился в 1848 г. в Париже в семье редактора одной из столичных газет. В 1849 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой семейство отправляется в Южную Америку к родственникам Алины Гоген, матери Поля. В пути от разрыва аневризмы умирает отец Поля. Некоторое время вдова с двумя детьми живет у своего дяди в Перу, однако, испугавшись назревающей революции, семья возвращается в Орлеан, где в 1855 г. Поль поступает в пансион.

После окончания учебы Поль определяется учеником штурмана на торговое судно, затем отбывает моряком воинскую повинность. После демобилизации Гоген работает биржевым маклером, в свободное время занимаясь живописью. В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей.

Всерьез увлекшись живописью, Поль посещает академию Колоросси. В 1876 г. его пейзаж «Лес в Вилофоре» был принят в Салон. На выставке импрессионистов в 1881 г. Гоген выставляет «Этюд обнаженной натуры», вызвавший благосклонную реакцию критиков.

В 1883 г. Поль оставляет работу и целиком отдается живописи. Это приводит художника к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. В 1886 г. он живет в Понт-Авене, в 1887 -- на Панаме и острове Мартиника, в 1888 -- работает в Арле с Ван Гогом. В этот период были написаны «Кафе в Арле», «Видение после проповеди», «Желтый Христос».

Сблизившись с символистами, Гоген, а также работавшие под его влиянием художники (так называемая «понт-авенская школа») пришли к созданию своеобразной живописной системы -- синтетизма, использующей обобщение и упрощение форм и линий. Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.89 .

Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.

В 1891 г., увлекаемый мечтой об идеальном обществе, художник едет на Таити. Хотя на поверку колониальная действительность оказалась весьма далекой от утопической мечты Гогена, -- тем не менее, в своих полотнах он создает ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой («Пейзаж с павлинами», «Женщины Таити» («На пляже»), «А, ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод», «Около моря»). Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой, тринадцатилетней таитянкой Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего бодрствует». Тогда же был создан «Таинственный источник» -- цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.

Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки, однако здесь его ожидал полный провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и унижений Гогена спасло наследство умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о «неиспорченных детях природы» («Ноа-Ноа» -- «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции Гоген пишет серию картин с изображением бретонских крестьян и пейзажей (Пейзаж в Бретани. Мулен-Давид, 1894, Орсе, Париж, Бретонские крестьянки, 1894, Орсе, Париж), несколько портретов.

В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж, он берет себе новую жену -- Пахуру. Гоген в это время страдает рядом болезней. В периоды улучшения он пишет картины («Жена короля», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», «Никогда больше»).

В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические страдания толкнули художника на самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к постели. Оправившись от болезни, он продолжает работать («Белая лошадь», «Женщины на берегу моря» («Материнство»), «<Две таитянки», «Месяц Марии», 1899, Эрмитаж, СПб).

В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют -- «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания», «И золото их тел», «Всадники на берегу», «Девушка с веером»; спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»).

Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура»). Работал в области графики (Три фигуры, 1898, Национальная библиотека, Париж).

2. История создания картины «Женщина, держащая плод»

гоген живописец женщина постимпрессионизм

Рубеж XIX-XX веков - это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы - синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества. Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20. .

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня... Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!». По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.166 .

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица. Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим. За первый год художник выполнил 44 работы -- портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества. Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею. Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно. Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы. Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему. Он вернется на остров через два года - на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

3. Анализ картины

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6. .

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже

Зал 316 Эрмитажа полностью посвящен картинам Гогена, написанным во время его пребывания на Таити. В том числе там находятся «Весна священная» (написана в Париже) и «Женщина, держащая плод». Считается, что на последнем полотне изображена его таитянская жена.

О появлении в России «Женщины, держащей плод» известно немного. В 1908 г. И.А. Морозов купил ее у знаменитого торговца картинами Воллара за 8 тысяч франков - цена по тому времени очень высокая.

После того как 19 декабря 1918 года был подписан декрет о национализации морозовского собрания, оно стало доступно широкой публике Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - С.127 . Но в музей собрание сразу преобразовано не было, штата сотрудников не имелось, и бывший владелец по воскресеньям, утром, при помощи родных и прислуги сам показывал собрание, давая пояснения.

11 апреля 1919 года собрание И.А. Морозова было превращено во Второй Музей новой западной живописи и 1 мая открыто для публики. В начале лета бывший владелец дома на Пречистенке бесследно исчез. В доме на Пречистенке произведен обыск. Печати на стальной кладовой и несгораемых сейфах оказались в сохранности, картины и скульптуры тоже в неприкосновенности. Вся коллекция (страховая стоимость только ста наиболее ценных французских картин превышала полмиллиона) осталась на своих местах в полной целостности и сохранности. Бывший владелец, как значилось в протоколе МЧК, «с семьей отмечен как выбывший в июне 1919 года в Петроград».

Лишенный колоссального состояния - фабрики, земель, коллекции, превращенной во Второй музей новой западной живописи, Иван Абрамович, под влиянием жены, принял решение переехать в Швейцарию. Спустя два года, 22 июня 1921 года, И.А. Морозов скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет в Карлсбаде.

В 1928 году в бывший морозовский особняк из Большого Знаменского переулка было перевезено собрание С.И. Щукина. А в каталоге ГМНЗИ 1929 года от имен прежних владельцев уже остались лишь инициалы: «Щ» и «М». Объединенные в Государственный музей нового западного искусства коллекции просуществовали в этом помещении до их расформирования в 1948 году, когда в разгар борьбы с космополитизмом постановлением правительства ГМНЗИ был ликвидирован. Обреченные на уничтожение, коллекции по счастливой случайности удалось спасти и их разделили между собой ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Коллекции Морозова хранились в запасниках, поскольку современное французское искусство в СССР, считалось неподходящим для развития вкуса советского человека Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007 . И только в средине 50-х годов коллекции стали вновь обретать заслуженное внимание. В частности, творчество Поля Гогена таитянского периода было выставлено в Эрмитаже только в 1963 году.

Заключение

В творчестве Поля Гогена представлен особый путь выхода из кризиса мировоззрения, достижения некоего равновесия посредством коренного изменения жизни, обращения к естественному порядку. Другие мастера искусства также предлагают свои методы преодоления неустойчивости рубежного мироощущения, и исследование искусства становится, таким образом, еще и поиском наиболее корректного варианта возвращения к гармоничному существованию человека в эпоху глобальных перемен в обществе, что актуально и в настоящее время.

Картина «Женщина, держащая плод», относится к таитянскому периоду творчества Гогена. Она была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.

В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке - Ева этого туземного рая.

Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века. Гоген работал также в области скульптуры и графики.

Список использованной литературы

1. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - 280 с.

2. Матвеева Е. Роньшин В.. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007

3. Перрюшо, А. Жизнь Гогена / Анри Перрюшо. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - 400 с.

4. Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6.

5. Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личное счастье, профессиональный успех и тяжелые болезни Пьера Огюста Ренуара - французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма. Отношение современников к творчеству художника, его прекрасные картины.

    презентация , добавлен 04.03.2013

    История создания картины "Всадница", изображенные на ней персонажи. Жизненный путь и творчество К. Брюллова, особенности его портретов. Художественный анализ картины: композиционная схема, цветовое решение, эмоциональное наполнение, мастерство живописца.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Творчество Сезанна. Винсент Ван Гог - классик постимпрессионизма. Живописные искания Поля Гогена. О художнике и его творениях в разрезе его вклада в мировую культуру. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

    реферат , добавлен 21.05.2003

    Гоген Поль как французский живописец, скульптор и график. Выставки импрессионистов, участие Гогена в них. Краткая биографическая справка из жизни живописца. Пребывание на Таити, работы Поля. "Натюрморт с мандолиной" 1885 г. "Аликаны в Арле" 1888 г.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Краткая биография Поля Делароша - знаменитого французского исторического живописца. Предпосылки формирования авторского стиля художника. Перечень основных работ Поля Делароша. Анализ особенностей творчества художника, его последователи и ученики.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Серия картин с изображением подсолнухов как самые знаменитые произведения голландского художника Винсента Ван Гога. Основные вехи биографии живописца. История создания картины "Ваза с двенадцатью подсолнухами". Описание картины, гипотезы о подлинности.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2012

    Композиционные, стилистические и цветовые особенности масштабной картины "Плот Медузы" французского художника Теодора Жерико. Сюжетная связь полотна с романом Дж. Барнса, который повествует о крушении фрегата и страданиях терпящих бедствие людей на плоту.

    творческая работа , добавлен 11.01.2012

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    Исследование жизненного пути и творчества великого испанца Сальвадора Дали. Проведение экскурсии в Музее современного искусства города Нью-Йорк. Анализ сюжета картины "Постоянство памяти". История создания произведения. Выяснение скрытого смысла картины.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2015

    Биография В.И. Сурикова – исторического живописца и жанриста. Живопись художника в московском храме Спасителя. Композиция и сюжет картины "Боярыня Морозова". Психологизм полотна "Утро стрелецкой казни". Тема Сибири в картине "Покорение Сибири Ермаком".

Одна из самых узнаваемых картин Поля Гогена — «Женщина, держащая плод», известна также под своим маорийским названием «Куда ты идёшь?». Некоторые исследователи считают, что вопрошающая подпись, которая так свойственна многим работам полинезийского периода, появилась много лет спустя.

В основе сюжета картины лежит бытовое описание заурядного селения острова Таити, которое представляется европейцу диковинным и экзотичным.

На переднем плане изображена молодая девушка, бёдра которой опоясала красная повязка-парео. В руках таитянки некий экзотичный плод, отдалённо напоминающий сосуд, который она бережно держит. Иные искусствоведы утверждают, что в руках у девушки действительно сосуд, вырезанный из тыквы, а значит, героиня собирается идти за водой.

Сама героиня изображено достаточно плоскостно, в стиле Гогена. У неё красивый цвет кожи, крепкое тело. Есть свидетельства, что изображённая на картине никто иная, как Техура – молоденькая жена Гогена.

Фоном для статной таитянки служат две хижины с её обитательницами, лица и фигуры которых развёрнуты к зрителю. Вся природа изображена статично, так как живописец никогда не стремился передать в своих картинах едва уловимые солнечные блики и движения воздуха – своей целью он видел запечатление сиюминутного фрагмента – кадра.

После того, как Гоген был принят художественным сообществом (уже, к сожалению, после смерти самого мастера), исследователи ринулись трактовать художественное наследие мастера, «Куда ты идёшь?» не явилась исключением. Некоторые стали усматривать в островитянке с плодом в руках, своеобразное воплощение Евы, а плод, в свою очередь – как символ материнства и плодовитости. Другие же усматривали в картине намёк на личные обстоятельства художника – справа стоящая женщина с ребёнком, делает намёк на интересное положение жены Техуры, в котором та находилась в период создания работы.

Полотно было приобретено известным российским купцом и меценатом Иваном Морозовым и отправилось в Россию, чтобы дополнить его замечательную частную коллекцию. Как водится, картина Гогена вместе с другими шедеврами были национализированы после революции.

Одним из любопытных, но малоизвестных фактов является тот, что существует две версии этой картины: первый вариант картины на год моложе той, что экспонируется в Эрмитаже, и находится он в Германии в Государственном музее Штутгарта, значительно отличаясь от общеизвестной «Женщины, держащей плод».

Картина художника Поля Гогена «Женщина, держащая плод» 1893 г.
Холст, масло. 92,5 x 73,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия




Top