Полушкин и бурьянов. Не стреляйте в белых лебедей

1001 идея интересного занятия с детьми

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»

Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.

Место проведения: класс.

«Учитель!»

Чтобы с гордостью произносить это слово,

надо пройти долгий и трудный путь.

Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:

    «Судьба человека в условиях тоталитарного режима».

Б. Васильев «Завтра была война», В. Быков «Облава», А. Приставкин «Кукушата», «ночевала тучка золотая», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей».2. «Человек на войне».Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В. Быков «Альпийская баллада»3. «Мой ровесник в современном мире»Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна», А. Арканов «Девочка выздоровела»4. «Экология и мы»Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», «Жила-была Клавочка».Проект урокаТип урока: комбинированный Метод ведения урока: исследовательский, проблемный Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Место в учебном плане: текущий (включен в календарно-тематическое планирование по литературе – внеклассное чтение) Цели урока: образовательные: показать антропоцентризм в отношениях человека с природой; варварский характер природоиспользования. Дать учащимся возможность понять на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне пагубность потребительского отношения к природе, которое может привести к гибели всего живого, показать предчувствие писателя, предвидящего катастрофу; обратить внимание учащихся на то, что эта тема стала актуальной и в поэзии, и в прозе.Развивающие:формировать познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.Воспитательные: развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской речи).Оборудование: рисунки учащихся с изображением природы, стихи, музыка. Конспект урока

1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

«Не стреляйте белых лебедей» -

с тревогой о природе и человеке».

    Песня «Как прекрасен этот мир».

Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром и тем самым подрубает в себе корни чисто человеческие. А это очень опасно, очень страшно для человека. Нельзя быть равнодушным к природе.. Это так же невозможно, как невозможно не любить книгу, как невозможно пройти мимо плачущего ребенка или смеяться над чужим горем. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал, задел за живое, убедил. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к великой проблеме века.

    Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».

Перенесемся в прошлое. 12 век . Вся русская земля – полевая, степная – выплывает из «Слова о полку Игореве». И далеко, широко вокруг видны пороги Днепра, отмели синего Дона, полынные курганы, деревянные стены Новгорода, Полоцка, Киева. Молча и медленно стаи воронов летят над полями, где редко белеет рубаха пахаря. На русской земле еще не людно. Глухие леса полны медведей, овраги – волков. Еще не выбиты огромные туры. А подойдешь к реке – в прозрачной осенней воде сплошной стеной стоят лещи, язи, головли. Вот в сумерках плывет лодка, на носу пылает костер из оломанных сучьев. В пламени блестят зубья остроги. Один рыбак правит лодкой, другой замер над водой, высматривая добычу. Удар! И на зубьях извивается стерлядь! На дне лодки шлепают хвостами судаки и щуки (для челяди), налимы и стерляди (для княжьей ухи). Утром часовые в бойницах слышат крики диких гусей и уток. Они летят из половецкой земли, напоминают о том, что скоро подсохнет земля, реки войдут в свои берега – и снова жди набегов. Потрясает Русская земля тоскою расстояний! Упоминаются в «Слове…» и реки Онега и Печора. В этих местах живет главный герой повести Егор Полушкин.Но как же все изменилось !(текст стр. 111) «Вот тогда-то прошлым летом речку под поселком запрудили. Разлилась, ложки затопила, углом к лесу подобралась…» Что ждет нас в будущем? Земля без лесов? Тропинки в парках, покрытые асфальтом? Разные видеоприборы для поиска грибов, ловли рыбы? Или с помощью цивилизации начнется возрождение дикой природы?Две картинки будущего… Как вы их представляете? Опишите устно.Стихотворение А. Вознесенского .- Почему нужна человеку природа? Как образно отвечает Б. Васильев? (гл. 3, стр. 124). («Камень не просто душу холодит…»)Антитеза – композиционный прием произведения. Камень- дерево Человек – природа. В отношении к природе обнажается для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героя.Но в книге еще противопоставляется и 2 жизненных философии.

    Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.

– Каково ваше мнение о Е. П.? Дайте слова, определяющие его характер. (Бессребренник, чудак)- Согласны вы с прозвищем, данным Е. П.? (Бедоносец юродивый)- Соответствует ли оно внутреннему содержанию героя?- Можно ли назвать Е.П. философом, поэтом? Приведите примеры, говорящие об особенном, поэтическом восприятии мира Егором Полушкиным.(- Чтение отрывка из книги «Последний из могикан» - стр. 116)(стр. 111)(- Плотник – работал для людей, совесть маялась от плохой работы) Итак, Е.П. – душа доверчивая, наивная, чистая и простодушная. Глубоко, изнутри, от себя задумывается он над жизнью, над ее смыслом. Только вот не всегда все складно бывает у Егора6 то тут проштрафится. То там. И прозвали его Бедоносцем.(противопоставление 2-х жизненных позиций, 2-х философий.)- Кто в повести противостоит Е.П.? В чем несхожесть героев, их жизненных позиций?Полная противоположность Егору – Федор Бурьянов, лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал».Если Полушкин – обнаженная совесть, Бурьянов – человек с совестью ущемленной, недозрелой. Если Егор – бессребреник, способный легко отдавать последнее. Федор – откровенный приобретатель, готовый ради денег на все. (история с домом).- А как вы оцениваете Федора Ипатыча: «На земле живем, не на небе»? Что значит, по-вашему «духовная нищета»? как по-разному относятся они к природе?* Ф. Бурьянов: «Природа – источник наживы».Докажите!- Он и заповедный лес использовал для постройки дома себе* Лесник, а браконьерит* Возит возами для продажи липовое лыко, беспощадно обдирая деревья.*Для Егора – природа – дар бесценный, радость великая. (даже фамилии Полушкин – Бурьянов противопоставлены).История с муравейником, с липами (стр. 140).Стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар» (читает ученик). Р. Бредбери – отрывок из рассказа. Рассказ о белых лебедях Стихотворение М. Дудина «Летели лебеди» - индивидуальная работа – читают ученики. - Какие названия вам больше нравятся: Грачиный переулок или переулок Буденного; Грушевая улица или улица Профсоюзная, улица Клары Цеткин или улица Бедных влюбленных? Почему?- «Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские черты?1. Колька плакал от чужого горя, от бабьих песен, от книг и от жалости, но слез этих очень стеснялся и потому старался ревет в одиночестве.2. Мечты красивые – про путешествия, зверей, космос.3. История с щенком (компас отдал за щенка).- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке?1. Вовка – только от обиды ревел. Читать не любил, а кино смотрел все подряд.2. Мечта – гипноз, чтобы все-все заснули, и тогда б он у каждого по рублику взял.3. Собаки у Вовки не переводились, их пристреливал Федор Ипатыч.- кто из героев по –настоящему серьезно сознает свою ответственность за жизнь природы, тревожится за ее судьбу? (Юрий Петрович Чувалов; Нонна Юрьевна; Колька; отец). Стихотворение М. Дудина «Чудак» – читает ученик - Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?* Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?Смысл повести: в письмах к писателю многие читатели не соглашаются с ним, недоумевая «и зачем вы убили Е. Полушкина? Не снижает ли его образ его всепрощение?

«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.

Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)

Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.

Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.

Васильев – автор повести «Не стреляйте в белых лебедей», который раскрыл взаимоотношения человека и природы. Борис Васильев написал произведение «Не стреляйте в белых лебедей», которое и по сей день является актуальным и учит нас с уважением и вниманием относиться к окружающей природе, быть подобно главному герою Полушкину – человеку с сердцем и доброй душой.

Не стреляйте в белых лебедей краткое содержание

Так Полушкин приехал в поселок со своей семьей и поселился в доме, что выделил родственник. В поселке он прославился, как «чудик», за что бы не взялся, все оборачивалось против него. Так он сменял одну работу на другую и нигде не мог задержаться, пока не стал лесничим. Вот здесь его было призвание, здесь он выполнял работу по зову своего сердца, пытаясь защищать природу от браконьеров.

Он защищал деревья, зверей. Однажды, ему захотелось возродить озеро, что называлось Лебяжьим и, приехав из Москвы, он привозит лебедей, что там купил. Вот только не суждено было выжить этим птицам. Свояк Полушкина Федор Бурьянов вместе со своими дружками, убивает птиц. Эти выстрелы услышал и главный герой, который бросился на защиту природы, за что и поплатился жизнью.

И хоть главный герой умирает, но остается его преемник, сын Колька, который, возможно, сможет в будущем добиться цели, что поставил его отец и озеро возродится. Поэтому это еще не конец.

Анализируя работу автора «Не стреляйте в белых лебедей», в сочинении хочется отметить, насколько важную цель преследовал автор произведения. А цель его была – показать нам проблемы, что существуют среди людей, показать, насколько равнодушным может быть человек, который с легкостью может вырубить последнюю рощу, сжечь муравейник, уничтожить природу.

При этом автор произведения «Не стреляйте в белых лебедей» не полностью разочаровался в людях, ведь среди людей с хищной натурой, среди разрушителей в виде Федора, существуют хранители, защитники, которые любят природу и сделают все ради ее спасения, даже пожертвуют своей жизнью, как сделал это главный герой Полушкин Егор.

В работе Васильева «Не стреляйте белых лебедей» затронуты проблемы и вопросы отношений человека и природы, затронута совесть человеческая, показана мера ответственности людей за то, что вокруг происходит.

В завершении по произведению «Не стреляйте в белых лебедей», в своем анализе повести, отмечу актуальность данной работы. Как ни страшно это звучит, даже сейчас в нашем обществе находятся жестокие люди, в том числе и дети, кто с легкостью и большой жестокостью обходится с природой. Радует лишь одно, что все-таки защитники есть, они были тогда и есть сейчас, а значит, природа наша будет жить.

замечательная повесть Васильева, которая раскрывает такую проблематику, как взаимоотношения человека и природы. Что самое главное, это произведение и освещенные в нем проблемы актуальны и в наши дни. Здесь поднимаются несколько проблем, которые мы рассмотрим в нашем и приведем аргументы на тему.

В своей работе автор поднимает и освещает проблему бережного отношения к природе, где на примере разных людей мы видим тех, кто готов сохранять и беречь природу, как это делает Егор Полушкин. И видим тех, кто относится к природе с потребительской точки зрения. Они с легкостью могут убить животное, срубить деревья, сжечь муравейник. Если проводить параллели произведения Не стреляйте в белых лебедей с нашей жизнью, то можно смело сказать о том, что и у нас есть люди, которые с легкостью рубят леса, вытаптывают газоны, бросают мусор, выбрасывают вредные вещества в реки. К счастью, есть и люди подобные Егору, которые ежегодно стараются посадить хотя бы одно дерево, устраивают субботники, не остаются равнодушными к окружающему миру.

Аргументы к роману Васильева

Аргументы к произведению Не стреляйте в белых лебедей подтверждают высветленную проблему равнодушия, бездуховности и жестокости. Так мы видим туристов, что сжигают муравейник и при этом радуются считая себя царями природы. Браконьеры безжалостно убивают лебедей, но самое страшное, что и в нашей жизни предостаточно тех, кто жесток и равнодушен к природе. Они с легкостью могут убить щенка, издеваются над котятами, ломают молодые деревья ради развлечения. А ведь такое отношение к природе губительно, и хорошо, что пока еще есть Полушкины, которые видят смысл своей жизни в том, чтобы охранять природу и сохранять ее для людей. И таким образом автор раскрывает еще одну тему смысла жизни, тему счастья. В жизни же, если говорить о Васильеве и его произведении Не стреляйте в белых лебедей, мы можем видеть и тех, кто держит питомники, лесные хозяйства, помогают разводить животных и приумножать зеленые насаждения. Здесь мы видим и обычных людей, что ухаживают за цветочными клумбами, кто не проходит мимо брошенного животного, стараясь сохранить и приумножить дары природы.

Не стреляйте в белых лебедей замечательное произведение и аргументируя свое заключение, я скажу оно прекрасно потому, что будит в человеке высокие чувства, призывает к бережному отношению к природе.

Мужи

2012

Вопросы для обсуждения.

Обсуждение.

Что обессмертило его имя.

Сообщение уч-ся .

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

Урок-презентация по книге Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Мужи

2012

Эпиграф «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра.» Л.Толстой.

Сегодня у нас презентация книги Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Не случайно после изучения творчества А.П. Чехова мы знакомимся с повестью Бориса Васильева. Этих писателей сближает много общего: их желание видеть жизнь прекрасной, а людей добрыми, порядочными, духовно богатыми, живущими в гармонии с природой, умеющими понять ее, любить, ценить неповторимую красоту окружающего мира. В сближении человека с природой оба писателя видели взлет духовного, доброго. Оба они говорили об очищающем и обогащающем влиянии природы на человека. Поэтому своеобразным мостиком от одного писателя к другому, вступлением к нашему уроку пусть послужит отрывок из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», монолог Астрова о лесе. « Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее. Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется не серьезным и... и, быть может, это в самом деле чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью.»

Сто лет прошло, как написаны эти строки. Но как свежо они звучат сегодня. Эта просьба писателя повернуться лицом к природе, полюбить ее, не быть равнодушными и ленивыми по отношению к той, что дала нам, людям, жизнь, к природе-матери. Об этом же пишут и современные писатели: В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В.Белов. Об этом же повесть Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». С Б. Васильевым мы знакомы, если не по книгам, то уж фильмы, снятые по его произведениям, видели все. Это и «А зори здесь тихие», и « В списках не значился». Очень популярны рассказы «Суд да дело», «Вы чье, старичье», «Летят мои кони».

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.

В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак».

О человеке судят по его делам, поступкам. Давайте послушаем несколько сцен из повести и постараемся представить, что же за человек Егор Полушкин, почему он казался таким странным для окружающих. Выступления учащихся (Работа Егора со строителями -шабашниками, на лодочной станции, лесником, поездка в Москву. Неравнодушное, творческое отношение к делу. Жизнь по совести. Бережное отношение к природе.)

Вопросы для обсуждения.

Каким человеком вы увидели Егора Полушкина?

Почему он казался странным для окружающих?

Что привлекает вас в Егоре, а что вам в нем не нравится?

В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б.Васильев на примере жизни главного героя?

Прежде чем ответить на 4 вопрос, я предлагаю вам послушать отрывок из повести «Летят мои кони». « Жизнь зверя — это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное. В этом относительном времени может существовать только человек, и поэтому жизнь его никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись как часы, и сутки, пролетевшие словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени, и для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать ее смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать» . Обсуждение.

Докажите примерами из текста, что жизнь Егора не заключилась в рамки абсолютного времени(родился-умер).

Что обессмертило его имя.

Звучит стихотворение Надежды Климович-Хижняк « Не стреляйте в белых лебедей»

Есть в повести еще действующие лица. Например, Федор Бурьянов. Над ним не смеялись, его побаивались, считали хозяином. Это к нему можно отнести слова Л. Толстого.(эпиграф) Сообщение уч-ся .

Перед вами еще одна жизнь, одна семья. Как страшно, что такие Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Чехов, и Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Отцы и дети в романе. Колька Полушкин и Вовка Бурьянов. Сообщение уч-ся.

В заключение хочется пожелать вам всем прочитать повесть и напомнить: любите мир, который породил нас, делайте его еще прекрасней. Будьте и сами духовно богаче, чище. Постарайтесь прожить так, чтобы оставить след на земле, чтобы ваша жизнь не уместилась в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в ваших делах и памяти людей.


В романе «Не стреляйте в белых лебедей» герои, самые обычные люди, показывают пример извечной борьбы со злом. Главный герой, непутевый русский мужик, погибает в схватке с врагами, но до конца жизни остается настоящим человеком. У него остается сын, вобравший в себя все хорошие качества отца, и хочется верить, что он станет достойным продолжателем праведной борьбы с недостатками, мешающими построить счастливое будущее. В число главных героев «Не стреляйте в белых лебедей», с уверенностью можно включить и живую природу, сыгравшую свою немаловажную роль в жизни людей.

Характеристика героев «Не стреляйте в белых лебедей»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Харитина Макаровна

Жена Полушкина. Всю жизнь приходится страдать от своего имени, которым ее назвали. Хорошая, добрая женщина, но не разделяет взглядов своего мужа, мучается от его «неумения жить, как люди», от бесхитростности и неприспособленности бестолкового супруга. В какое-то время она даже хочет уйти от него, и лишь позже понимает, какой великой души человек ее муж.

Колька

Сын Егора. Хороший, отзывчивый мальчик, характером удался в отца. Легкоранимый мальчик, любит природу и разную живность, полностью поддерживает отца, помогает ему во всем. Глубоко развито чувство сострадания. Написал стихи, которые Полушкин развешал в лесу вместо скучных безжизненных плакатов.

Федор Ипатович Бурьянов

Лесник, имеет вес в поселке, так как занимается распределением леса. Человек без совести, жадный и корыстный. Использует свое служебное положение в личных целях. Также использует своего свояка Егора. Готов на все ради наживы. Участвует в его убийстве, пытаясь уйти от ответственности, хочет его подкупить.

Марья Бурьянова

Жена Бурьянова, сестра Харитины. Два сапога пара со своим мужем. Уговорила Полушкиных переехать в поселок, преследуя корыстную цель, чтобы Егор «по-родственному» построил им новый дом. Считает себя прогрессивной женщиной.

Вовка

Сын Бурьяновых, полная противоположность Кольке. Весь в родителей, такой же жадный и завистливый, хитрый и изворотливый. Лживый и хвастливый. Любит действовать исподтишка. Как и отец, стремится во всем найти выгоду, издевается над животными.

Нонна Юрьевна

Учительница сельской школы. Справедливая, умная и порядочная молодая женщина. Ценительница прекрасного, находит понимание с Полушкиным. Влюблена в Чувалова. Узнав из его рассказа о том, что он женат, уезжает в Ленинград, чувствуя себя обманутой.

Юрий Петрович Чувалов

Новый лесничий поселка. Решительный, честный и справедливый. Относится к своей работе с большой ответственностью. Хорошо разбирается в людях, ценит Егора за отличную работу и творческий подход к делу. Узаконивает завязавшиеся отношения с молодой учительницей.

Филя и Черпак

Никчемные люди, шабашники. Шабашат и выпивают вместе с Полушкиным, но это не мешает им принять участие в убийстве Егора. Только после смерти товарища в Филе просыпается совесть, и к нему приходит раскаяние, он ухаживает за его могилой.

Это была краткая характеристика персонажей романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», дающая возможность глубже понять внутреннюю сущность каждого из героев.

Тест по произведению




Top