Портреты, меняющие судьбы. Нельзя заказывать портрет художнику — накличешь беду

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Гульнара Каримова.

Это связано с таинственным влиянием рисунка на психику человека.

Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.
Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.
Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.
Так, у народов крайнего севера и различных островитян религиозным культом является шаманизм, где поклоняются фигуркам животных и людей. За время существования этих культов, его жрецы — колдуны научились использовать магическую силу искусства их изображения и во вред человеку. Печально известны по этому поводу африканский культ вуду, европейские друиды и волхвы на Руси, которые использовали различные тотемы для причинения вреда здоровью людей. Например, американцы заметили, что некоторые маски, купленные в Африке или на южных островах, где есть культ вуду, приносили трагическую судьбу их владельцам. Многие из них поражались серьезными психическими недугами или заболевали раком. Хотя современная медицина не связывает это напрямую с масками, но больные чувствовали, что это так.
Интересно, что когда Америка юридически узурпировала государство, порабощенная страна мстила таким способом.
Есть картины, в том числе и мировые шедевры со странной судьбой: они приносят несчастье своим владельцам в течение многих столетий. Среди них:
«Джоконда» Леонардо да Винчи. Замечено, то она лишает людей жизненой силы. Первым это отметил писатель Стендаль, жаловавшийся после любования ею на упадок сил. Работники Лувра утверждают, что отсутствие туристов заставляет картину тускнеть, а когда они приходят, краски становится ярче и улыбка отчетливее.
«Венера у зеркала» Диего Веласкеса — приносила разорение всем своим хозяевам.
«Крик» Эдварда Мунка, где изображен кричащий человек, приносила смерть тем, кто был с ней как-то связан.
С картиной «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля старшего связывают бесплодие в семьях тех, кто ее покупал.
Список можно продолжить и среди русских полотен. Похожим действием обладают картины «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского и «Женщина дождя» С. Телец.
Все картины объединяет то, что на них изображены люди. И если доказать их пагубную судьбоносность научно нельзя, то ведь на психику-то они влияют. Народ обычно такое замечает, а он никогда не ошибается.
Есть и обратное наблюдение: люди, которых рисовали на картинах, долго не живут. Например, Рембрандт пережил двух жен и всех детей. Саския, знакомая всем по “Данае” и “Флоре”, умерла через 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей — трое из них умерли в младенчесвте. Единственный выживший — Титус умер в 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельс, излюбленная модель художника, также быстро скончалась.
У Рубенса моделью его знаменитых мадонн была жена Изабелла. Умерла в 35 лет. Дочь — в 12.
Для самых знаменитых картинах испанца Гойи — “Обнаженная маха” и “Одетая маха” позировала герцогиня Альба, которая скончалась через три года после этого.
Илья Репин боготворил писателя Гаршина. С него рисовал царевича в знаменитой картине об убийстве Иваном Грозным сына. Потом сделал блестящий портрет писателя. Вскоре Гаршин бросился в пролет лестницы.
Первый художник последних десятилетий России Илья Глазунов часто рисовал свою жену Нину. Нина Виноградова-Бенуа выбросилась из окна.

Комментарии к публикации: 30

    Считаю, что всетаки по современным принципам изображать можно, конечно, если на фото все нормально, а не в плохом смысле.

    Здравствуйте, уважаемый Рауль Хабибуллович!скажите, а как относиться к фотографированию? Ведь мы фотографируем своих детей с рождения, потом любуемся их изображениями.Кто-то вешает портреты на стену.Не вредит ли это им? Есть же в Исламе какое-то мнение об этом, наверное?

    Да не вредит, не вредит

    Считаю что если девушка-женщина фотограыируется, то должны быть с покрытой головой и плечами как и полагается в исламе

    Аллах хотел защитить женщин от мужской агрессии против них, поэтому хотел, чтобы женщины закрывали свое тело, Коран был послан в то время, когда мужчины женщин за людей не считали. новорожденных девочек живьем закапывали,если были не нужны родителям. А современным женщинам уже не угрожает мужская сексуальная агрессия, они с веками ослабли настолько, что вымирают уже, а все пыжатся. Современная женщина больше подвержена и изучать арабский язык и читать Коран. Посмотрите статистику: сколько мужчин учатся и сколько женщин учится читать Коран. Мне очень жаль, что Создание Аллаха человек в вечном поиске кто сильнее.

    Вчера привозил в Уфу своих ребятишек на экскурсию. Пока они крутились в гостином дворе, я зашел книжный магазин «Белая река» на улице Ленина. В отделе религиозная литература вижу две новые толстые книги, написанные московским муфтием Равилем Гайнутдином, и на обеих книг его портреты. У своей сестры, которая живет в Уфе, увидел первый номер глянцевый журнал «Мусульманка», а на обороте первой страницы опять-таки его же портрет. На мой вопрос, почему в женском журнал размещен портрет мужчины, она пожала плечами, вдруг покраснела, хотя у меня и мыслей не было на какие-то там намеки …

    Объясните, почему он развешивает свои портреты в женских журналах? Может быть это делают специально враги ислама, чтобы оскорбить такого выдающегося человека?

    Уважаемый Ильдар! Мне кажется не стоит зацикливаться на таких мелочах. Вы же сами видите, что вытворяет наша эстрадная элита. Чего только не наговаривают они сами на себя, почитаешь – одна мерзость, поэтому лично я телевизор давно уже не смотрю, а за новостями слежу через Интернет. Сегодня мусульманская Церковная элита – это же не какие-то там святоши, а вполне нормальные политики. К исламу они никакого отношения не имеют, потому что Ислам без политики – это уже абсолютно другая религия, Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи? Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.) «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха».

    Респект тебе, Рауль, за ответ Ильдару! Читая его, я вспомнил анекдот: День 8-го Марта. В зале народ, в президиуме -ударницы труда, предколхоза пьяный в стельку. Ведущий поздравляет передовиц, награждает их грамотами… "Вот Марьивановна, говорит он, отличная доярка, дом, свое подворье благодаря советской власти. А кем она была до революции? Правильно, товарищи женщины, голь перекатная… Матрену Васильевну возьми, тоже бывшая нищета, хлеба досыта не ела, а ныне свинарка, живет себе кум-королю, да сват министру. Председатель колхоза во все время разговора, поддергивая ведущего за полу пиджака, шепчет: «Ты про меня скажи, про меня…. Ведущий в том же духе продолжает говорить о передовицах, а председатель все достает его и достает, зал слышит и тихо посмеивается. Наконец ведущему все это надоедает и он произносит: «Или вот возьми нашего Ваньваныча. Кем был до революции? Правильно -дурак дураком, а сейчас кто? — Председатель колхоза…

    На вопрос художника, который сказал, что он зарабатывает на жизнь, делая изображения людей, посвященный ответил так: «Того, кто создаст (какое-либо) изображение (любое существо, в котором есть дух) Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнет в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда. Но если ты хочешь непременно и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и все то, в чем нет духа».

    Одной фразой Асия ответила на все вопросы!)))

    Давно искала эту информацию, спасибо.

    А фотографироваться можно? У меня сестра не фотографируется даже в хиджабе.

    А может если бы можно было бы рисовать людей животных мир узнал бы много других -Леонардо да Винчей,Рембрандов,Серовых среди Исламского мира. Может тогда в мире больше было бы добра,цивилизции,а не злости,мести!

    Я хочу рисовать людей, человека, но я знаю что в Исламе нельзя рисовать... Все таки рисовал зная!? Но у меня не был таких...

    Ислам-древняя религия, и многие положения его противоречат здравому смыслу современного человека. Сейчас мало кому придёт в голову нарисовать лягушку и поклоняться ей как идолу. Рисовать Аллах запретить не может. Но вот поклоняться идолам затмевающем веру в Аллаха возбраняется.

    На днях вопрос мне задали Почему в исламе запрещено изображать людей? Люди созданы по подобию Божью, а его видеть нельзя, соответственно и изображать. Запрет не мешал рисовать людей в исторических хрониках и картинах.

    В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

    В его делах, в книгах, в памяти.

    Я вот рисовала животных...потом узнала что нельзя...что мне теперь делать с этими рисунками?((

    Алейкум ассалям, Амина! Ничего не делайте. Аллах судит человека по намерению, если вы не знали о запрете на эту тему, то и нарушение ваше было неосознанным, а это совсем иная степень вины. Это не злостное нарушение. В этом случае достаточно почитать дуа и попросить прощения у Всевышнего. Здесь нужно знать вот ещё что. В Исламе запрет с изображением живых существ — людей, животных связан с тем, что художник всегда рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным канонам подвластно только Аллаху. Поэтому поступая так, художник как бы начинает конкурировать с Богом в попытке наделить неживые вещи душой. Есть хадис в котором пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о том, что такие люди за соперничество с Творцом попадут в Ад, и там их будут заставлять оживлять свои произведения. Они этого не смогут сделать и будут наказываться за это. В общем будут страдать за это. Вот такая история. Поэтому в Исламе принято украшать вещи — ковры, посуду, мечети орнаментом из геометрических фигур. А на картинах изображать природу. Евреи, у которых также присутствует запрет на такого рода живопись, вышли из положения по-другому: они придумали абстракционизм. Всё это говорит о том, что человеку Богом дано лишь высказывать мысль, которую можно передавать и в виде рисунка. То есть при помощи линий, фигур, красок. Видимо, в этом и есть предназначение живописи с точки зрения Ислама. Символика стимулирует воображение и открывает ворота в духовный мир. А оттуда человек, по замыслу Аллаха, и должен был скачивать свои открытия. Ведь открытие — это то, что открыто нам Богом из Его Небесной скрижали. Невидимое приводит к невидимому, поэтому мысль, изложенная в виде символов, одних лишь намёков, и приводит нас к божественному источнику знаний. А мысль, изложенная видимо, наоборот, закрывает глаза разума, останавливая мышление на видимом. Поэтому такая живопись относится к самообольщению и не приводит к доброму. И в вашем случае не имеет смысла уничтожать свои рисунки, как кто-то может подумать, нужно сделать своим намерением изменить форму изображения мысли на холсте. У художников это называется по-другому видеть.

    А что если я нарисовала голову человека, но он был некрасивым и не очень реалистичным, хотя я примерно немножко знала, что рисовать людей нерекомендуется, но о том что это грех и запрещено, этого я не знала. Что мне делать с рисунком, стереть, выбросить, порвать или цже поздно?

    Помогите мне пожалуйста. С самого ранего детства я живу с мечтой рисовать и работать аэрографистом!я шла к своей цели,потратила много мил и времени,вышла замуж приняла Ислам и узнаю...что рисовать это грех!я люблю рисовать животных т.к восхищаюсь ими как творением Всевышнего,их красотой и грацией.теперь я нахожусь в глубокой депрессии...я жила с этим всю жизнь,и теперь я не могу этого делать?мне очень плохо...

    Просто выведите это искусство на новый уровень понимания. Насколько мы знаем, аэрография — это стиль фэнтэзи. Но и в Исламе это принято. Вспомните хотя бы сказки «Тысяча и одна ночь», с их циклопами, птицами Рух, и другими фантастическими животными... Настоящий художник всегда рисует невидимое, тогда он совершает открытия, и его картины становятся великим. Возьмите для примера картину японского художника Кацусики Хокусая «В морских пучинах Канагавы», которую журналисты в 20 веке окрестили «Большая волна в Канагаве». На картине изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Ещё в 18 веке Хокусая отобразил на ней редкое явление природы: каждый фрагмент волны (брызг, капля) на картине повторяет очертания всей гигантской волны. Сначала современные учёные-физики запротестовали, мол, не бывает такого явления, а потом обнаружил, что бывает! Он только раз взглянул на неё, запечатлел в мозгу, и образно передал научное открытие, как художник. Вот к этому надо стремиться — увидеть что-то новое. Этим настоящие произведения искусства отличаются от ремесленничества. Это общий принцип для всех, кто хочет рисовать, независимо от того, что он рисует.

    В Исламе же так: Аллах судит человека по его намерениям (прекрасный суд!). Поэтому сначала введите предполагаемую картину в ранг намерения, абстрагируйтесь, поймите, что вы на самом деле хотите нарисовать, и вам сразу откроются все плюсы и минусы вашей работы, одновременно станет ясным и то, что Всевышний хочет от вас. Исходите из того, что все запреты в Исламе имеют свой смысл. Ибо Аллах желает облегчить нам жизнь, а не отяжелить её. Он хочет нас научить тому, как делать что-то правильно. И лучше. Картины мусульман не зря построены на орнаментах. Если хотите — это математика в живописи, её формулы, закодированные в геометрических фигурах, сама научная основа изобразительного искусства. Но вам необязательно делать всё также, то есть передавать рисунок орнаментом. Просто поняв сам принцип того, что вы хотите отобразить, вы сможете сделать это и более изящными, плавными и природными формами. Иногда достаточно цветом и линией передать саму мысль. Возможно, этому стремится научить нас Ислам, вводя ограничения на что-то? И возможно, следуя им, вы откроете новое направление живописи, или даже новый вид её. Так Аллах учит нас мыслить. Надеемся, что были понятны и помогли вам.

    Спасибо большое вам за ответ.но,аэрография-это не совсем фентази.это изображения того,что захочет заказчик.так же могут попросить нарисовать как и природу,так и животное или человека.в депрессии я потому,что когда я рисую,моя душа наполняется светом и теплом,мне хочется совершать добрые бескорыстные поступки.а без этого,я чувствую себя никчемной,ни на что не способной.свои самые лучшие работы,я планирую продать на ежегодной ярмарке,и все вырученные средства направить на лечение больных деток,капля в море,но все же.лучше всего у меня получаются животные,но я безусловно хочу расти,хочу писать пейзажи и что то придумывать.но пока могу рисовать только с фото,набираюсь опыта...начинаю читать литературу с анатомией,перспективой и т.д.чтобы рисовать из головы.орнаменты я точно рисовать не смогу,т.к это требует определенной точности.и о намерениях,Всевышний же знает,что в моем сердце и душе...что каждый раз когда беру в руки карандаш,я благодарю его,за то,что он дал мне такой талант.что восхищаюсь красотой всего того,что он создал.ведь он не просто так дал мне эту возможность?

    Занимаюсь иногда, наплывами,резьбой по дереву.Я и не знал,что запрещено людей и животных образ производить в дереве.Но,последний образ «Хранительница очага»пришел образ,беременной женщины,без лица,выводить прекрасную структуру дерева мне всегда нравилось.Можно ли образ без лик?Это как манекены.

    Яков написал: «Если честно, то статья совершенно неубедительная. Учитывая, что художников сотни тысяч, можно сделать любую выборку. Обязательно найдётся десяток тех, кто прожил мало; десяток тех, от кого отвернулась удача; и десяток тех, кто позировал для картин и не нажил счастья. А как быть с остальными, которые были успешны и счастливы, рисуя людей и позируя? Если бы была хоть какая-то закономерность, говорящая, что художники все как один получают несчастье в наказание от Бога, то уже бы никто и не рисовал. Мне так кажется».

    Но это ведь классика, Яков. То есть на примере более известных и «успешных» показано, чем такие кончают. Остальные, менее именитые на этом поприще, только повторяют в какой-то степени судьбы этих людей. Не бывает людей, живущих совершенно безоблачной жизнью. Как вы думаете почему? Причина этого указана в Коране:

    И не посылали Мы до тебя посланника никакого или пророка без того, дабы, когда грезил он, не бросил Сатана в грёзы его что-либо. Аллах же стирает то, что подбросит Сатана, потом разбирает Аллах знамения свои. Ибо Аллах Знающий, Мудрый! (22:52).

    То есть, когда у человека дела идут хорошо, и есть причина помечтать, он начинает преступать пределы дозволенного Богом. Только каждый в своей области, и это психологически знакомо любому. И тогда Бог наказывает человека. Отсюда неприятности, неудачи и даже смерть, в зависимости от степени вины. Этот аят — та же классика. Ибо здесь ситуация приведена на примере пророков — то есть лучших из людей. Но и они страдали отклонениями в поведении, правда, потом, обращаясь к Аллаху, и «стирали» свои лукавые фантазии. А после прозревали о смысле своих ошибок, и начинали понимать, к чему те могли бы привести. Так и надо было делать если не туда пошёл, ибо слаб человек. Человек создан был жить в Раю, а живёт в Аду, только потому, что преступает границы нравственности, установленные ему Богом.

    По аналогии с аятом, мы привели такие данные, но на примере лучших из художников. Как бы взяли частный случай сказанного в аяте. Получился тоже классический пример, но для художников. И если сделать выборку из жизни остальных живописцев, то мы увидим, что они будут лишь уменьшенными копиями своих кумиров. То есть в точности повторят их судьбы, но в минимизированном варианте. Иначе говоря, для большей убедительности нужно отдельное социологическое исследование.

    Ассаляму Алейкум! У меня один вопрос, пожалуйста ответьте на него... Я люблю рисовать, особенно людей, я много изображала глаз... Очень много... Когда люди говорили, что нельзя изображать глаза, я подумала, что это просто еще одна примета людей и не обратила внимание. Я боюсь Ада... И греховных деяний, потому, что из-за них я не увижу лика Аллаха... Я знаю, что я встречусь с Аллахом... И я боюсь ответа пред Ним...

    Ради Аллаха, дайте фетву на эти рисунки, что мне с ними сделать? Скажете сжечь, я их сожгу ради Всевышнего... Выбросить?! Сделаю ради Аллаха! Я оставлю это деяние ради Него... Но, что мне делать с теми, что уже нарисованы?!

    Я очень хочу увидеть лик Аллаха в Фирдавсе... Но если это деяние введет меня в Ад... То я не смогу увидеть лик моего Возлюбленного... Тогда я не смогу увидеть лик моего Всевышнего...

    Благодарю Вас за внимание... Я буду ждать Вашего ответа на мой вопрос

    Валейкум салам ва рахматуллахи ва баракятуху, Нигинабону ханум. Альхамдулиллях, мы рады за Вас, что Вы так искренне переживаете по поводу того, что ранее совершали по незнанию и хотите исправить положение. Всевышний Аллах прощает кающихся искренне. Вам в поддержку хочу привести несколько хадисов:

    Хадисы о грехах и покаянии

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-лах» («прости меня, Аллах»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

    Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

    Если же верующий совершил грех, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]».

    Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком - муха, задевшая его нос, пролетая мимо».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал. Если Аллах полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]». У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

    Что касается вынесения фетв, то мы ведь не уполномочены на это. Мы даем общее направление мысли, как следует понимать Коран, хадисы. Главное, что Вы раскаялись и подчинились хадису пророка (с.а.с.),перестали рисовать недозволенные изображения и не намерены делать этого впредь. А как поступить с тем, что уже нарисовано — решайте сами, используя разум, данный Аллахом, делайте дуа и просите Его подсказать Вам. С искренним уважением и добрыми молитвами Тимур хазрат Имаев, сотрудник НИЦ «Нур». [email protected]

    Можно ли нарисовать кого либо но без глаз

    Ассаляму Алейкум!

    Меня мучает вопрос-можно ли рисовать мультяшных персонажей?

    Которые похоже на реальных людей но отличаются глазами,носом,формой лица и т.д.

Сейчас вновь появилась мода на написание портретов, это престижно, и многие представители среднего и высшего классов, заказывая портрет у дорогого художника, тем самым подчеркивают свое положение в обществе. Не будем сейчас останавливаться на том, что вешать на стены или дарить портреты себя любимого просто дурной тон и истинные аристократы совершенно справедливо считали это плебейством. Давайте рассмотрим другие аспекты этого поветрия.

Из художественной и документальной литературы известно множество примеров, когда тот или иной человек, заказавший себе портрет, вскоре покидал наш суетный мир. Более того, некоторые художники, даже из плеяды великих, пользовались недоброй известностью на поприще писания портретов. Например, такая слава шла о И. Е. Репине. Некоторые религии, в частности ислам, просто запрещают изображать конкретных людей. То же можно сказать и про иудаизм — там ведь вообще существует принцип «Не сотвори себе кумира». Да и среди христиан достаточно сильно развиты иконоборческие настроения. А рисунок, имеющий портретное сходство с живым человеком, — это, конечно, своего рода кумир, предмет для обожания, поклонения. Впрочем, обо всем этом чуть позже. Портрет — чрезвычайно магическая вещь, поэтому изготовление изображений — одна из древнейших форм магии, известная практически во всем мире.

Естественно, хочется понять, почему так, в чем причина такой притягательности и порой недоброй славы портрета. Сначала давайте поразмышляем о причинах, по которым тот или иной человек заказывает портрет. Это может быть попытка фиксации момента, например, заказать портрет любимого или своих детей. Своеобразная остановка времени. Это вам не фотографию сделать (хотя портретная фотография, профессионально выполненная в ателье, — это тот же портрет). Таким образом, портрет становится этапной вещью, делит жизнь до портрета и после. Неизбежно начинается некое сравнение, как было тогда, как сейчас.

Если человек заказывает свой собственный портрет сам, тут тоже не без проблем и с тем же временем и с самооценкой, и с собственной значимостью. Как надо самого себя любить, чтобы отпечатать себя во времени. Но следует помнить: чтобы включать такое сложное понятие, как время, в свою жизнь, надо быть очень опытным профессионалом. Профессионалом в... магии. Попытки перехитрить время или играть с ним — очень рискованное дело: это сложная магия и это надо уметь. Можно, вполне можно заказать свой портрет, если это вам по силам. Кроме того, зачем подвергать себя такому риску? «В чем же он состоит?» — спросите вы. Изображение любого индивидуума считалось магическим. Используя его, можно непосредственно воздействовать на человека как во благо ему, так и во зло.

Поэтому изображения людей часто делали для того, чтобы вылечить или наслать болезнь, вызвать или разрушить любовь, растратить или приумножить богатство, принести успех или неудачу любому начинанию. Использовали фигурки из глины или воска, применяли существующий портрет или символически использовали какой-нибудь предмет, которому придавали человеческие очертания.

В последнем случае ни о каком портретном сходстве не могло быть и речи, гораздо более важным здесь был ритуал. В средние века по Европе прокатилась волна ворожбы и магии такого рода, и она запечатлелась в виде глубокого страха тайной мести или злых козней. Сейчас все это страшное творчество вновь обрело своих почитателей и, конечно же, появилась многочисленная литература, вроде бы обучающая всем этим приемам.

Мы написали «вроде бы обучающая» не случайно. Конечно, подобная литература может обучить очень и очень относительно. Но человека, склонного к каким-либо магическим действиям, что-то интуитивно чувствующего, такого рода книги могут серьезно подтолкнуть в том или ином направлении. А это очень опасно! Раньше подобные действия приравнивали к тяжелейшим преступлениям и соответственно наказывали, многих это останавливало. Вы что же думаете, «злобные церковники» создали инквизицию на пустом месте?

Спастись от магических действий очень трудно. Разве что привлечь на свою сторону другого такого специалиста. Но это уже, как вы понимаете, война. Надо как можно скорее обнаружить сделанное кем-то изображение и немедленно уничтожить его огнем. И даже этого не всегда достаточно.

Поэтому будьте осторожны со своими изображениями, не бросайте где попало свои фотографии и старайтесь вообще поменьше фотографироваться и рассылать свои фотки по Интернету куда ни попадя. Не позируйте незнакомым художникам и уж во всяком случае забирайте у них свой портрет. А лучше вообще не множьте свои изображения, не дразните гусей.

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
Биоэнерготерапевтам принадлежит невероятное умозаключение: часто изображенные на портретах люди насильственно или преждевременно умирают. Оно строится на фактах, когда смерть постигала людей, изображенных на картинах знаменитых мастеров мировой и отечественной живописи. Рассмотрим некоторые из них.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? - Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти.

Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам.

Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Гойя увековечил герцогиню Альбу в ряде своих картин: “Обнаженная маха”, “Одетая маха”. Через три года Альба скоропостижно скончалась.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

У Пикассо покончили самоубийством две жены и внук. Они тоже позировали великому мастеру.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь.
Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена...сама похоронила своего супруга. Молодость оказалась сильнее... Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир - да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...


Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Биоэнерготерапевты совершенно уверены, что все эти факты не являются простыми совпадениями. Один из механизмов, с помощью которого делается попытка объяснить этот феномен, состоит в перенесении на портрет отрицательной энергии людей, которая передается и модели, в результате чего она часто безвременно погибает.
Отсюда они делает вывод, возможно, обидный для художников вывод: следует очень осторожно относиться к позированию.
Многие сенситивы, например, Ванга, Эдгар Кейс и другие, отказывались позировать художникам. Видимо, предчувствовали роковые последствия этих, казалось бы, почетных предложений.
Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

Холсты-убийцы

Альфреду Хиггинсу было 47 лет. Он входил в число пятидесяти самых богатых людей мира. У него была красивая жена и милые дочки-близняшки. Летом 1996 года Альфред заказал картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней у Альфреда случилось смертельное кровоизлияние в мозг. Через неделю его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она скончалась.

Супруги Хиггинс умерли оттого, что их нарисовал Марк Квин. Говорили, что художник продал душу дьяволу - все изображенные на картинах люди умирали вскоре после позирования. Хиггинсы были первыми. Художник не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Он периодически звонит тому или иному состоятельному человеку, чье лицо часто мелькает в газетах: "Знаете, планирую сделать ваш портрет..." И смертельно напуганный миллионер выплачивает кругленькую сумму только за то, чтобы он этого не делал...

Портрет может изменить судьбу человека как в плохую, так и в хорошую сторону. Историки склонны акцентировать внимание на трагических случаях, потому что их легче зафиксировать, хотя известны и другие.

Из досье "С. Г."

Историкам известно немало случаев, когда изображенные на портретах люди умирали преждевременной или насильственной смертью.

Леонардо да Винчи согласился написать для флорентийского гражданина, мессира Франческо дель Джиокондо, портрет его жены Моны Лизы. Тогда ей было 24 года, она была безмерно красива... Леонардо работал над портретом четыре года, но не успел завершить. В маленьком глухом городке Лангонеро Мона Лиза Джиоконда умерла.

Супруга великого Рембрандта, Саския (она была моделью его "Данаи" и "Флоры"), умерла в возрасте тридцати лет. Рембрандт нарисовал портрет своих детей - трое умерли во младенчестве, четвертый в 27 лет. Вторая мена Рембрандта - Хендрике Стоффельдс, запечатленная на многих картинах, - тоже прожила недолго.

Холсты-исцелители

Пятилетняя Лиза Киселева ударила коленку. На рентгене обнаружили трещину кости, наложили гипс. Кость быстро срослась. Но вскоре Лиза вновь пожаловалась на боль в ноге... И опять обследования, слезы, мольбы, неизвестность. Осенью вместо школы Лиза поступила в онкоцентр - рак легкого, множественные метастазы, не оставляющие надежд.

Родители, смирившись с горем, попросили знакомого художника написать портрет их дочери. Изобразить ее такой, как до болезни, - с курчавыми ярко-рыжими волосами, блестящими голубыми глазами и румяными щечками. На память... Портрет получился как живой. А через месяц врачи с удивлением обнаружили, что опухоль перестала расти. Сейчас Лиза учится в шестом классе - рыжеволосая, голубоглазая, румяная. Врачи назвали ее выздоровление чудом. А родители уверены: причина в портрете - он словно заставил Лизу стать похожей на себя.

Из досье "С. Г."

Несколько примеров того, как портреты благотворно влияли на судьбы изображенных на них людей.

Итальянскому живописцу Рафаэлю Санти для знаменитой Сикстинской мадонны и некоторых других полотен позировала дочь бедного булочника Маргарита Лути по прозвищу Форнарина (в переводе - булочница). После этого ее судьба сложилась неожиданно благополучно для представительницы бедного сословия - она вышла замуж за богатого вельможу и прожила долгую счастливую жизнь.

Моделью великолепных мадонн Рубенса была его жена - красавица Елена Фоурмент. Он беспрерывно писал ее портреты и в качестве героини множества мифологических сюжетов - она становилась все краше, нарожала много здоровых детишек. Намного пережила мужа.

Мнение специалистов

Искусствовед Наталья Синельникова, кандидат искусствоведения:

Да, те, кто близко связан с миром искусств, хорошо знают: творческое общение с художником не проходит бесследно для портретируемого. Почему?

Настоящий художник, создавая картину, вкладывает в нее душу, насыщает огромной энергией. В это время он обязательно чем-то подпитывается - от плитки шоколада до космической энергии, кто чем может. От степени этой "подключенности к источнику питания" и зависит, видимо, влияние творца на окружающих людей. Некоторые художники отличаются колоссальной энергетикой - они выплескивают ее на картину, а заодно и на натурщиц, семью и близких. Таким был, например, Рубенс, рядом с которым все женщины расцветали. Другие художники, напротив, подобны губке - они высасывают энергию из окружающих, чтобы отдать ее картине, поэтому модели и члены семьи чахнут прямо на глазах, как это было, например, с Пикассо. Механизмы подобного вампиризма нам неизвестны...

Но такого не происходит с ремесленниками, которые на многолюдных площадях рисуют желающих, - они не вкладывают в изображение душу. Портрет, который действительно обладает внутренней энергией, отличается от остальных - смотришь ему в глаза и чувствуешь: еще мгновение, и ты попадешь в зазеркалье, за картину...

Руководитель КБ "Астра" при МАИ и объединения "Космопоиск" Вадим Чернобров:

Над тайной "судьбоносных картин" работали ученые разных стран. В Новой и Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Лувре в Париже, в художественных галереях Брюсселя были установлены специальные приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Исследователи обнаружили, что в ряде картин явно присутствует некая энергия, душа. С помощью термографии было зафиксировано: в состоянии творческого экстаза в мозг художника поступает огромное количество энергии - у него развивается измененное состояние сознания.

На электроэнцефалограмме в это время отмечаются особые медленные волны, характерные для активной работы подсознания, которых не бывает у обычного человека. Именно в таком состоянии художник способен творить чудо.

При этом в ряде случаев было отмечено, что когда у художника энергетика повышается, у натурщика резко снижаются биопотенциалы мозга. Художник "сжигает" свою модель, питается ее энергией.

В то же время в некоторых мастерских измерения показывали, что у моделей во время позирования биопотенциалы мозга повышаются. Видимо, в этих случаях художники, наоборот, отдают энергию окружающим.

В результате исследований было доказано: на модель влияет творческая энергия художника и в большинстве случаев это опасно для жизни портретируемого. Причем отмечен печальный факт: когда художнику позирует не близкий ему человек, он тратит (а стало быть, и вампирит) меньше энергии, чем когда рисует собственных детей или жену.

Профессиональные модели, каждый день позирующие десяткам рисовальщиков, обычно не страдают от своей работы - они не "допускают художника в душу".

В любом случае следует очень осторожно относиться к позированию. Недаром люди, одаренные высокой чувствительностью, например Ванга, Эдгар Кейси и другие, отказывались от предложений художников.

Она позировала и исцелилась

В начале XX века восемнадцатилетняя Елена Дьякова приехала из России лечиться в туберкулезную клинику Швейцарии. Однако именитые врачи полагали, что помочь ей уже нельзя. Тем временем Елена познакомилась с начинающим художником и поэтом Полем Элюаром - он много рисовал худенькую чахоточную девушку, и ее болезнь немного затихла. Потом Елена подружилась с сюрреалистом Максом Эрнстом, тоже рисовавшим ее. Врачи поражались - женщина, которая давно должна была умереть, чувствует себя весьма неплохо... В сорок лет она вышла замуж за Сальвадора Дали, став знаменитой Гала. Дали рисовал жену чуть ли не каждый день - молодой и красивой, без морщин и седины. Она умерла в возрасте 88 лет.

Смерть и жизнь

Рассказ Эдгара По "Смерть и жизнь" повествует о художнике, нарисовавшем свою жену. Рассказ начинается словами: "Она была девою редкостной красоты...", а заканчивается тем, что художник ставит последнюю точку на портрете и восхищенно восклицает: "Да ведь это сама жизнь!", затем обращает взгляд на жену, а она мертва.

Портрет Дориана Грея

Взаимосвязь портрета и прототипа описана в романе-притче Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" - божественной красоты юноша, изображенный на холсте, превращался в мерзкого старина по мере духовного разложения своего прототипа - Дориана. "Портрет - это как бы совесть..." - пишет Уайльд.

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?” , я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.

Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

Фотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

Фотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!




Top