Преступление и наказание. «преступление и наказание» - первый идеологический роман

Идеологический герой романа_____________________________

Цель урока: узнать мрачный «катехизис» Раскольникова;
прочитать и понять его теорию; дать ей оценку.

Ход урока

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С.Пушкин «Е.О.»

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы -
сердца людей.
Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»

Достоевский одержим мыслью о том, что
идеи вырастают не в книгах, а в умах и серд-
цах,и что высеиваются они тоже не на бу-
магу, а в людские души Достоевский по -
нял, что за внешне привлекательные, мате-
матически выверенные и абсолютно неопро-
вержимые силлогизмы приходится порой ра-
сплачиваться кровью, кровью большой и к
тому же не своей, чужой.

«Потом я узнал,Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет Потом я ещё узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон Это так!... И я теперь знаю, что кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит! Я догадался тогда,Соня,что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!»
2) Что я прочитала?

(Это мрачный «катехизис» Раскольникова)
«Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом»

3)Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

4)Скажите, мир действительно устроен так? Согласны вы с этим?

/А если бы мир был так устроен, то что бы тогда было?/

5а)Напишите, как, по-вашему, устроен мир людей, какие законы правят людьми.

б)Чтение работ.

6) Итак – герой романа – Раскольников.
Что мы о нём можем сказать, что знаем?

А) Внешность- «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»

/ «Душа Петербурга душа Раскольникова: в ней - то же величие и тот же холод. Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его». Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова Петербурга России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою» , мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть! своя Сенная, свое грязное подполье «мысль» об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное! и лихорадочное его дыхание проникли! в мозг нищего студента и породили в нем! мысль об убийстве.»/ К.Мочульский

Б)Качества: . «Да и что вам сказать?
Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать, и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда впрочем вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то» (Разумихин)

В)Каморка:
« Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»

Г)Фамилия.- Раскольников

(Раскольник – 1)Последователь раскола, старообрядец. 2)Человек, кот. вносит раскол, разлад в какое-нибудь общее дело.)(Сл.Ожегова)

А Раскольников что расколол?

/- Бунтует против человеческой морали.
- Расколол свою душу и сознание/

7) Но главное – это, конечно, Идея Раскольникова, Его Теория.
(Не забываем, у Достоевского герои идей)

Попробуйте воспроизвести по памяти, что помните, как поняли,

В чём суть идеи Раскольникова? (Часть 3, гл5; разговор с Порфирием Петровичем).

8) Читаем и разбираем идею Раскольникова.

А)1. Люди делятся на два разряда: «сверхчеловеки» и толпа.
2.Необыкновенный человек имеет право перешагнуть
3.Разряду «необыкновенных» разрешена вседозволенность, они освобождены от совести, от нравственного закона
4.Разрешает «кровь по совести»
5.Они (необыкновенные) могут разрушить настоящее во имя лучшего будущего
6.Можно пожертвовать жизнью одного, десяти и ста ради великих открытий во благо всего человечества.

/ ???Совместны ли с точки зрения Раскольникова Гений и злодейство?/

9)Что можем сказать Раскольникову? /

Согласны ли вы с тем, что теория Р. «сшита белыми нитками»? Или некоторые аргументы в его объяснении кажутся вам убедительными или, во всяком случае, заслуживающими внимания?/

Ответ Господину Раскольникову.(письменно)

10Чтение работ

11) (К свед. учителя)

1»Обратите внимание на совершенно фашистские идеи, развитые Раскольниковым в «статье», которую он написал: человечество состоит из двух частей – толпы и сверхчеловека. Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, потому что он дерзнул «захватить» власть, как бы ожидающую того, кто осмелится это сделать. Таково быстрое превращение честолюбивого благодетеля человечества в честолюбивого тирана-властолюбца»
(В.Набоков)
2) Раскольников завидует только цельности, безоглядности, несмущающейся жестокости, с которыми Наполеон и ему подобные шли напролом к своей цели.
...
В черновых тетрадях есть наброски реплик, согласно которым Раскольников видел высшее счастье во власти над людьми-пигмеями «для цели». Ссылка на цель может превратиться / в скользкое объяснение, целью оправдывали средства иезуиты, " инквизиторы, позднее фашисты. Однако Раскольников не задумывается над опасностями, таящимися в его объяснении. Он уверен, что его цель добро, что он ломает преграды, отбрасывает предрассудки, откидывает страхи, напущенные во имя непререкаемых ценностей. Лужин кровопийца, Мармеладовы его жертвы. Власть нужна Раскольникову для того, чтобы спасти Катерину Ивановну, Соню, Полечку от Лужина и ему подобных. Раскольников берет на себя решение: «тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне». Он не может перенести, чтобы такие, как Соня, были несчастны, он не может вынести несправедливости.
Раскольников ставит себя над человечеством во имя спасения человечества, он хочет «сгрести» людей «в руки и потом делать им добро».
В. Я- Кирпотин. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. 1974.

3) «Теория «двух разрядов» даже не обоснование преступления. Она уже и есть преступление. Она с самого начала решает, предрешает один вопрос кому жить, кому не жить».
Ю. Корякин. Самообман Раскольникова. 1976

12)Почему Соня отказывается отвечать на вопрос Раскольникова?

(И очень важно, что Раскольников искушает Соню этим вопросом сразу после её оскорбления, унижения. После клеветы на неё. Когда так велик соблазн ответить «сгоряча»).

« Вот мне именно интересно было быузнать, как бы вы разрешили теперь один „вопрос", как говорит Ле-безятников. (Он как будто начинал путаться.) Нет, в самом деле, ясерьезно. Представьте себе, Соня, что вы знали бы все намеренияЛужина заранее, знали бы (то есть наверно), что через них погиблабы совсем Катерина Ивановна, да и дети; вы тоже, в придачу (так,как вы себя ни за что считаете, так в придачу). Полечка также... потому ей та же дорога. Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь наваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужинули жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? токак бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю.
Соня с беспокойством на него посмотрела: ей что-то особенное
послышалось в этой нетвердой и к чему-то издалека подходящей речи.
Я уже предчувствовала, что вы что-нибудь такое спросите,сказала она, пытливо смотря на него.
·
Хорошо; пусть; но однако, как же бы решить-то?
Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? с отвра -щением сказала Соня.
Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы иэтого решить не осмелились?
Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему выспрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустыевопросы? Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому нежить?»

13))Почему кровь «по совести» страшнее официального разрешения проливать кровь?
(по словам Разумихина)

Что это значит «кровь по совести»?(Т. е. по внутреннему закону)

14)Суть преступления в его «метафизическом смысле» -
убийство завета.
«Не убий» - логически недоказуемый завет. (Но в нём вся человечность)

Как вы понимаете этот завет? Почему нельзя «убить»? И что будет, если это становится можно?

14)Смотрим репродукцию картины Кустодиева «Большевик»

Проанализируем эту картину.
-Как связана идея Раскольникова с идеей этой картины?

(Идея ПЕРЕШАГИВАНИЯ. К чему она ведёт?)

Домашнее задание:
«Арифметика Раскольникова» (разговор двух студентов),часть1,гл.4- перечитать;
Опровергает ли жизнь эту «арифметику»?
Перечитать второй разговор с Соней (часть5,гл.4)
Какие мучения испытывает Раскольников после преступления?
Индивид. задание: как Раскольников шёл на преступление? (Его состояние, мысли, воля, авторские комментарии).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71 Г. КРАСНОДАР

Литература

10 класс

Заликаева Светлана Георгиевна

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

Цели урока:

1. Способствовать совершенствованию умений работать с текстом, обращая внимание на глубину, осознанность, прочность знаний.

    Развивать способность логически мыслить на примере выявления причинно-следственных связей.

    Развивать умение сопоставлять, обобщать, систематизировать материал, доказывать свою точку зрения. (Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения).

Задачи:

- обучающие владение монологической и диалогической речью; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем)

- развивающие умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности)

- воспитательные нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

Тип урока урок формирования новых знаний, закрепление изученного

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование мультимедийные средства, презентация, фильм из телепроекта «Имя Россия», портрет писателя, индивидуальные листы с текстом и заданиями.

Структура и ход урока .

Готовясь к уроку, я увидела интересную СМС-ку в газете «Ва – банк». Она меня заинтересовала, потому что ее написал ученик 10 класса, и я её вам сейчас прочитаю.

«Ну, сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!»

Нужны ли метания души? О чем человек должен помнить всегда? Ответить на эти и многие другие вопросы порой бывает очень трудно.

На помощь приходят русские писатели и среди них Ф.М. Достоевский. (На слайде портреты русских писателей второй половины 19 века).

Его имя стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Более того, его произведения оставляют глубокий след в духовном развитии человека. Поисками ответа на все метания человека этот писатель занимался всю жизнь. В письме к брату Ф.М. сообщает: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 1833г.

Сегодня мы обратимся к его творчеству: у нас урок-размышление по теме Ф.М. Достоевский. СЛАЙД (на слайде тема урока) «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

На столах у вас задания для практической работы, которые вы будете выполнять в течение урока. На одном из листов находятся высказывания, афоризмы и домашнее задание, связанное с ними: (СЛАЙД с прописанным заданием и адресом сайтов) напишите работу объемом полторы странички. Как вы понимаете смысл одного из суждений, представленных ниже. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. Можно использовать сайты Интернета (school - collection . edu . ru , www . fcior . edu . ru , www . edu . ru , и др.)

(На слайде портрет Ф.М. Достоевского) Произведения классиков всегда были откликом на вопросы современности. Вы уже познакомились с биографией Ф.М.Достоевского, поэтому давайте вспомним, какие вопросы волновали общество и самого писателя. (Вопросы современности 60- годов, брожение различный идей: социалистических, нигилистических; (в романе Чернышевского «Что делать?» появляются «новые люди»), славянофилы и западники.)

У нас ребята готовили индивидуальное задание по вопросу «Как отразилась действительность на мировоззрении писателя в его творчестве?», давайте послушаем их.

(Сообщения ребят, после их высказываний показать фрагмент ФИЛЬМА из телепроекта «Имя Россия» о времени и Достоевском). (С фотографиями обложек книг ).

(в романе «Бесы» - события, связанные с покушением на царя и расправой с членами кружка Д. Каракозова, «Подросток» - показан крах русского семейства, неспособного жить старыми идеалами в новой России).

ВЫВОД: Время, в которое жил Достоевский, было временем великих реформ, и поэтому человеку в бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, т.к. они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Один из таких молодых людей Р. Раскольников в романе «Преступление и наказание». (Слайд с портретом Р.Раскольникова)

Что вам известно об истории создания романа «Преступление и наказание»? (Задуман как повесть «Пьяненькие»)

Можете назвать хронологические рамки? (Задумал в 1859 году на каторге, начал писать в Висбадене в 1865 году, закончил в 1966)

В романе много героев, но главный из них Р. Раскольников – сын этого трудного времени. Именно он явился воплощением идей, взглядов многих молодых людей той эпохи. Раскольников убивает старуху-процентщицу самым жестоким образом, но даже не заглядывает в кошелек!

Для чего тогда? (ответ была идея, во имя идеи)

Давайте обратимся к письму Достоевского к издателю Каткову и найдем ответ.

Кстати, а вы помните, где был впервые напечатан роман «Преступление и наказание»? (журнал «Русский вестник») Кто был его редактором? (М.Н. Катков) (высвечивается на слайде портрет М.Каткова)

(Работа с письмом)

«Он (Раскольников) решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга» к человечеству» - чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то что подобные преступления ужасно трудно совершаются,… ему – совершенно случайным образом удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь . Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопро[тивления]. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело…

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы ярче и осязательнее видна была мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек… я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

ВЫВОД: Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Раскольников проверяет правильность своей теории. Значит, главная тема романа – жизнь идеи Раскольникова, её судьба, утверждение и опровержение.

Это главная тема романа. Критики называют этот роман идеологическим. Обратите внимание на значение этого термина. (Раскольников не простой убийца, а мыслитель, проверяет свою теорию в жизни) (На слайде постепенно высвечиваются понятия один за другим по мере обсуждения: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ).

Отметьте особенности романа: запишите на листах в таблице, что характерно для идеологического романа.

Давайте обратимся к названию романа. Когда вы впервые взяли книгу, что вы о ней подумали, о чем она? (Здесь важным является преступление и наказание, за преступлением обязательно будет наказание).

В названии романа – три слова. Существует мнение критиков, что второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?

Найдите подтверждение этой мысли в письме Достоевского к Каткову. Т.е. как себя ведет Раскольников после преступления? (Да. Прочитать строки). Ещё не наказание. (Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.)

Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не наказан… От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение»?

Что пишет Достоевский о состоянии души главного героя после совершенного преступления, давайте обратимся к письму Достоевского. (желтые листы …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления .

ВЫВОД: Мы с вами увидели, что это роман еще и психологический.

В 1-й части романа – преступление, в остальных – наказание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: По мнению критиков, « Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф.М. Достоевского».

Роман состоит из 6 частей и эпилога, причем Достоевский пишет больше о наказании, чем о преступлении Раскольникова: из 6 частей описанию преступления посвящена лишь 1, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Эту особенность романа отмечает и сам Автор, называя его «психологическим отчетом». Главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию героя, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности души и сердца. Раскрывается душевное состояние героев.

А только ли Раскольников мучается? (Приведите примеры) Мармеладов, Свидригайлов,..

Запишите в листки аргументы в пользу утверждения, что это роман психологический.

Кроме того, существует мнение, этот роман является и полифоническим. Как вы понимаете этот термин? (полифония – многоголосие, много разных мнений, идей, теорий)

Обратимся к нашим листам, зачитайте слова М. Бахтина: «Роман «Преступление и наказание» - роман идей, в котором осуществляется основополагающий принцип полифонического построения с одним или несколькими героями-идеологами» (высвечиваются слова М.Бахтина).

Вы можете назвать еще носителей идей в романе Достоевского?

(Порфирий Петрович – следователь, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов)

Вывод: В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, играющих важную роль в развертывании сюжета. Они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

Выпишите из определения М. Бахтина слова, которые доказывают, что это роман полифонический.

Обобщим все сказанное нами, давайте сделаем вывод: В чем же заключается жанровое своеобразие романа и его проблематики? (проблемы преступления и наказания, …,)

СЛОВО УЧИЕЛЯ: Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский поднимает очень важные проблемы: А какие это проблемы, на ваш взгляд? (преступления и наказания, проблеме нравственного и безнравственного, проблеме «маленького человека»..)

ОБОБЩЕНИЕ: «Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших идеологических, психологических романов.

(Слайд со словами Ф. Достоевского)

Сам автор считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги как роман «Преступление и наказание». Человек живет тогда, когда ставит перед собой цели и добивается её.

А теперь скажите, нужно ли читать классику или сейчас время сильных? Давайте ответим автору смс-ки. (Конечно нужно, литература учит нас разбираться в жизни, ведь опыт прошлых лет нам может пригодиться. Все ответы на вопросы мы можем найти в классической литературе).

Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

Именно об этом слова Достоевского, взятые в качестве эпиграфа.

(Слайд со словами Ф.Достоевского)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Это очень трудно понять человека.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда, очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несем в каждый сегодняшний день. (Слайд со словами)

Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его…» Именно этому учил Достоевский.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, и я с удовольствием поставлю всем работающим отметки в виде листков благодарности. По цвету вы определите, какая это оценка.

Использованные Интернет-ресурсы:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», фрагмент 4.

    www . fcior . edu . ru 1С: Аудиокниги. Санкт-Петербург

    school-collection.edu.ru ЭОР по литературе; 1С: Аудиоэкскурсии; Санкт-Петербург; Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», фрагмент 4.

В "Преступлении и наказании" поставлены те основные социальные и этические проблемы, которые будут терзать Достоевского на протяжении всей его жизни. Прежде всего это - вопрос о возможных путях развития человеческой личности в условиях жизни России 60-х годов. Достоевский осуждает бунт сильной личности, действующей для движения власти принципом "все дозволено". Раскольников переступает не только юридические законы общества, но и нравственный "человеческий" закон. Таким писатель воспринимал человека "нового поколения".
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины. Рядом с проблемой нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения Достоевский ставит вопрос о развращающей человека власти денег, моральном растлении молодежи, процветающем в клоаке городских трущоб и толкающем к преступлению.
Раскрывая с жестокой правдивостью внутренний мир своих героев, Достоевский показывает бесплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных".
Создавая характеры "сильных мира сего", писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов.
Решая вопрос, в чем состоит исторический процесс и какое место в нем занимает мыслящий человек, Достоевский полемизировал с революционной демократией.
Писатель напряженно изучал духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, в "будущие итоги настоящих событий".

32.Система персонажей романа «Преступление и наказание», её внутренний смысл и соотношение с центральной идеей произведения.

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Среди всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова - главного героя произведения. Каждый из них как человек с уже сложившимися взглядами и убеждениями является носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одной основной задаче - всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.
Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы: “антиподы” и “двойники” главного героя, в общении с которыми он находит подтверждение или опровержение своей теории.
Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным. Самоуничижение - вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Встреча с Мармеладовым сыграла решающую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.
Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтаниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки.
Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей. Все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм.
Но есть у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его университетский товарищ Разумихин. Общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Недаром Они олицетворяют для Раскольникова “отвергнутую им совесть”. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет “гуманно, человечно и великодушно”. Они “антиподы” Раскольникова, они отрицают его теорию.
Но есть в романе персонаж, который сам себя считает “двойником” главного героя. Это Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий.
следователь Порфирий Петрович - человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить преступника - заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным.


Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное, но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.

33.Образ Раскольникова в идейно-художественной концепции романа «Преступление и наказание». Суть теории Раскольникова, её философско-идеологическое обоснование.

«Преступление и наказание» - одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям, глубоко грешный. В данном случае имеется в виду не только грех убийства, а и грех нелюбви к людям, и грех гордыни, убеждение, что все вокруг - «твари дрожащие», а он «право имеющий», то есть избранный.
Автор на протяжении всего романа подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Эта теория стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которыми эта цель может быть достигнута, исследуется во все времена. «Цель оправдывает средства» - иезуитский лозунг. В нем и заключается суть теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом больше всего его волнует вопрос - обыкновенный ли он человек и имеет ли он право на преступление юридических законов. Раскольников - не обычный убийца, в основе его поступков лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над «муравейником».
Толкая Раскольникова на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в его сознании возникает столь жестокая идея. Возможно, его «среда заела». Но в этой же среде находятся и бедная Сонечка Мармеладова и Катерина Ивановна и еще тысячи других людей. Почему же они все не становятся убийцами? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. Им владеет теория «сверх людей», то есть людей, которым должно быть позволено больше, чем обычным людям, очень популярная в XIX веке. Соответственно, и само преступление понимается Достоевским гораздо глубже. Смысл его не только в лишении жизни человека, но еще и в том, что он сам разрешил себе совершить это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено распоряжаться жизнью других людей, решать, кому жить, а кому нет.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова и заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Сюжет имеет характер зеркального отображения. Раскольников страдает и мучится от угрызений совести, не находя в себе силы простить самому себе содеянное. Через страдание автор дает Раскольникову возможность раскаяться и возродиться к новой жизни. Муки совести, отдаление от матери, сестры и есть самое страшное наказание для Раскольникова. Он сам осознает себя преступником, человеком, не имеющим права на нормальную жизнь, но это порождает новое преступление - Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников совершает сразу два, точнее даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни. Да, если пройдет через долгие страдания, если сможет отказаться от тех преступных теорий, который он сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Мотивы и причины совершения Раскольниковым преступления переплетены в клубок. «Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было» - именно это утверждение должно лежать в основе жизненных взглядов любого человека.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ПЕРВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН. Летом 1866 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием "Пьяненький". На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера. Роман печатается по частям в марте-апреле. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» - Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стена); «дом Сони Мармеладовой» - канал Грибоедова, 73; «дом старухипроцентщицы» - канал Грибоедова, 104 «До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.» (автор о Раскольникове) Фабула романа- «линия жизни» Родиона Раскольникова 2. Преступление 3.Наказание 4. Нераскаянное воскрешение 1. «Некуда идти» Фабула Проблемы, поставленные в романе: Социальные Бедность героя Униженное положение Нравственные Идея Раскольниковареакция на безнравственное устройство мира Философские Осознание героем того, что убийство не делает его избранным Приход к вере через нравственные страдания Противоречивость натуры Раскольникова Раскольников воспитан в православной семье, добре и сострадании к унижаемым и оскорбляемым: 1. содержал больного студента и его престарелого отца; 2. спас на пожаре детей; 3. отдал почти последние деньги Мармеладовым; 4. заступился за девушку на бульваре, которую преследовал жирный франт «с какими-то целями» Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухипроцентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство - только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухипроцентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным». «Письмо матери его измучило….» Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на то, чтобы торговать собой. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его другом и опорой. «- Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» (Раскольников об исповеди Мармеладова) Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Убита ударом обуха топора Раскольниковым. Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства; «вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым. Мармеладов Семён Захарович, отец Сони Мармеладовой, несчастный, спившийся чиновник в отставке, в моменты отрезвления понимающий всю тяжесть своего положения, проклинает себя за то что вверг свою семью в ужасное положение, винит себя в том что происходит с Сонечкой, говоря что ко всему человек подлец привыкает, попадает под колеса экипажа, и погибает. «- А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куданибудь да пойти!» Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, преданная своему брату до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата. Разумихин Дмитрий Прокофьевич, друг Раскольникова, также бывший студент. Отзывчив и открыт, добродушен. Заботится о Раскольникове во время его болезни. После - о Пульхерии и Авдотье Раскольниковых, во время пребывания их в Петербурге. Будущий муж Дуни. Во время судебного процесса над Родионом Раскольниковым отыскивает факты, позволяющие смягчить приговор. «- Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» (Разумихин о теории) «Двойники» Раскольникова Лужин Лужин человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Равенство он понимал по-своему, он хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Свидригайлов Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире Антиподы Раскольникова Соня Мармеладова Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон - стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Порфирий Петрович Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести. Сны Раскольникова СОН О ЛОШАДИ Намечает канву душевного конфликта, вокруг которого и выстраиваются затем вполне реальные события. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. Участь несчастного животного предрешена - его забивают насмерть. Избиение беспомощного существа означает бунт против природных ограничений, такие умонастроения назывались богоборческими. Тем самым подразумевалось, что подобный протест направлен против человеческой судьбы в целом. СОН О СТАРУХЕ В данном случае старуха олицетворяет совесть, через которую Родион Раскольников хочет перешагнуть. Однако его внутренняя природа всячески этому сопротивляется. Именно эту проблему демонстрирует сцена с людской толпой в прихожей. С этой минуты в Родионе зарождается чувство виновности, которое, собственно, и делает людей разумными. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ Фрагмент, описывающий эту галлюцинацию, обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее. Отсюда - борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, Не случайно в утро воскрешения Раскольникова звучит тема солнца - возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», - эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

Замысел «Преступления и наказа-ния» возник у Достоевского на основе глубокого осмысления са-мых живых, самых злободневных явлений русской действительности середины 60-х гг. Рост нищеты, пьянства, уголовных преступлений, смещение нравст-венных норм, «шаткость в понятиях», эгоизм, анар-хическое своеволие новейших дельцов и крайняя беспомощность «униженных и оскорбленных», способных только к стихийному индивидуалистическому бунту,— все это было предметом пристального изу-чения писателя.

Противоречия, резко обозначившиеся в порефор-менной действительности, прямо отразились в рома-не — идеологическом по своей структуре, социально- философском по содержанию, трагическом по раскры-тию и истолкованию поставленных в нем проблем.

Создавая роман, Достоевский использовал уже имеющиеся литературные традиции. В частности, можно заметить, что существуют преемственные свя-зи главного героя произведения — Раскольникова с целой галереей героев русской и мировой литера-туры: с пушкинскими Сальери («Моцарт и Салье-ри») и Германном («Пиковая дама»), лермонтовс-кими Арбениным («Маскарад») и Печориным («Герой нашего времени»), Корсаром и Манфредом у Байро-на, Растиньяком и Вотреном у Бальзака («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем у Стендаля («Красное И черное») и т. д.

Особенно дорог был для автора «Преступления и наказания» роман Виктора Гюго «Отверженные». Достоевский считал, что «Отверженные» имеют все-мирное значение, так как в них выражена с не-обычайной силой основная мысль всего искусства XIX в.— восстановление падшего человека.

Литературных ассоциаций в «Преступлении и на-казании» много, но особое значение автор придавал своей полемике с романом Чернышевского «Что делать?», начатой еще в «Записках из подполья». Чернышевский надеялся на обновление русской жиз-ни путем революционной борьбы, он верил в разум человека. Достоевский же, напротив, считал не-возможным разрешение общественных противоречий на разумной, рациональной основе.

Разумихин, который в данном вопросе, по на-шему мнению, близок к позиции автора, решитель-но возражает против популярного лозунга: «Пре-ступление есть протест против ненормальности со-циального устройства — и только...» Он отрицает роковое, фатальное влияние среды на человека, по-тому что при этом не принимается в расчет че-ловеческая натура. «С одной логикой нельзя через натуру перескочить!» — восклицает Разумихин. Он не признает возможности переустройства общества на разумных началах с помощью одной только логики. Разум обманчив. С помощью логических от-влеченных рассуждений можно оправдать буквально все — даже преступление. Материал с сайта

Вспыльчивый Разумихин предлагает следователю Порфирию Петровичу на спор доказать, что цвет его ресниц находится в прямой зависимости от величины колокольни Ивана Великого: «Ну, да хо-чешь, я тебе сейчас выведу, — заревел он,— что у тебя белые ресницы единственно оттого только, что в Иване Великом тридцать пять сажен высоты, и выведу ясно, точно, прогрессивно и даже с либе-ральным оттенком? Берусь!..» А ведь, пожалуй, и выведет ! Что уж говорить о Раскольникове, кото-рый с помощью разума отточил, как бритву, свою теорию — и мы знаем, к чему она привела на прак-тике. Итак, логика или натура, «арифметика» или чувство, ум или сердце, бунт или смирение — вот те координаты, которые определяют идейную на-правленность романа Достоевского.

Разумеется, смысл «Преступления и наказания» вовсе не сводится только к полемике с Чернышев-ским. Автор романа поставил перед собою задачу более общую, мы бы даже сказали, более гло-бальную. Речь идет о месте человека в мире, о судьбах даже не одного человека, а человечества. Потому-то и было для Достоевского совершенно не-приемлемо расхожее выражение «среда заела». Он исходил из совершенно иной — христианской идеи о нравственной ответственности каждого человека не только за собственные поступки, но и за всякое зло, которое совершается в этом мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском




Top