Произведение он живой и светится. Виктор Драгунский — Он живой и светится: Сказка

Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.

Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.

Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Как помочь ребёнку?

Таким образом, дети должны усвоить множество сложных для них вещей, перед тем как освоиться в детском саду. Не всегда ребенок с лёгкостью осваивает все навыки, поэтому родителям нужно помочь ему справиться с различными проблемами и научить многим полезным умениям.

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

  • Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
  • Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
  • Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

  • Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
    • поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
    • превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
    • не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.
  • Ребёнок, поступающий в дошкольное учреждение, должен уметь пользоваться горшком или унитазом. Нужно научить его снимать штаны или трусики, усаживаться на горшок, вытирать попу бумагой. К трём годам вы должны забыть о подгузниках, даже при длительных прогулках.

Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.

  • Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
  • Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
  • У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
  • Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
  • Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

  • Собираясь на улицу, читайте малышу простые стишки, которые повторяют каждый этап сборов. Пусть ребенок с радостью выполняет сложные задачи, это хорошо помогает в развитии самостоятельности.
  • Кто сказал, что мытьё рук – скучнейшее занятия? Веселые потешки должны стимулировать ребенка закатывать рукава, намыливать ручки, вытирать их после водной процедуры полотенцем. А в финале можно похлопать, продемонстрировав качество умывания.
  • Повторить и закрепить навыки вы можете в ходе сюжетно-ролевой игры. Погуляв с куклой, малыш должен вымыть ей ручки. За «обедом» кукла должна кушать ложкой и вытирать ротик салфеткой. Укладывая пупса спать, малыш раздевает и снимает с него одежду, а после «сна» одевает и отправляется на улицу.
  • Все эти манипуляции невозможны без достаточного уровня развития тонкой моторики пальцев. Можно приобрести готовые ручные тренажёры, а можно и сделать из подручных материалов. К отрезу плотного материала просто пришейте различные застёжки (пуговки, молнии, липучки и кнопки). Расстёгивая и застёгивая, ребёнок тренирует пальцы и память, фиксируя в голове очерёдность действия.

Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.

Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Немного времени остаётся до начала учебного года, а ещё сколько нужно всего успеть. Подготовить учебники, тетрадки, ручки, форму. А для родителей первоклассников, это ещё более ответственный момент. И тут сами собой появляются различные вопросы и в частности о том, какими знаниями и умениями должен обладать ребёнок, который пойдёт в 1 класс.

Что нужно знать малышу-первокласснику

Родители могут помочь детям быстрее адаптироваться в школе

На малышей ложиться ответственность не меньше чем на родителей. Сколько нужно нового впитать, запомнить и адаптироваться.

Общая информация

  • Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон.
  • В каком городе/стране он живёт, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира.

Растения и животные

  • Знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
  • Объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
  • Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т. д.).
  • Назвать детёнышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
  • Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
  • Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лёжа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
  • Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
  • Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

Понятия, предметы и направления

Ребёнок должен уметь отличать цвета, где правая сторона, а где - левая, а также рассказать о своём любимом увлечении

  • Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
  • Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена
  • Какие профессии знает
  • Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг
  • Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
  • Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели.
  • Иметь представления о природных и погодных явлениях.
  • Знать основные цвета.
  • Знать понятия: право - лево, вверху - внизу, перед (ним) – за (ним); вверху слева.
  • знать названия популярных видов спорта, самых распространённых профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
  • Уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов.
  • Знать праздники.
  • Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
  • Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идёт в школу?».

Интеллектуальное развитие

  • Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки.
  • Находить лишний предмет в группе.
  • Добавлять в группу недостающие предметы.
  • Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.
  • Группировать предметы по признаку и называть его.
  • Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

  • Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках.
  • Точно копировать простой узор.
  • Описывать по памяти картинку.
  • Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его.
  • Писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»).
  • Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку.
  • Пересказать услышанный рассказ.
  • Составлять рассказ по картинке.

Основы математики

На первых порах дети должны знать и некоторые математические правила

  • Уметь считать от 1 до 10 и обратно.
  • Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
  • Выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
  • Знать понятия «больше-меньше-поровну».
  • Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
  • Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
  • Решать простые арифметические задачки.
  • Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

  • Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.
  • Знать, чем отличаются гласные звуки от согласных.
  • Умение находить нужную букву в начале, середине и конце слова.
  • Подбирать слова на заданную букву.
  • Делить слово на слоги.
  • Читать предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Малыша нужно научить быть аккуратным и терпеливым

  • Правильно держать ручку и карандаш в руке.
  • Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
  • Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
  • Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
  • Копировать с образца геометрические фигуры.
  • Уметь продолжить штриховку рисунка.
  • Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Мы постарались привести полный перечень того, что должен знать ребёнок перед первым классом. Не забывайте, что очень многое зависит от родителей. Старайтесь уделять своему чаду больше времени.

Поступление ребенка в первый класс – важное событие в жизни каждой семьи. Столько всего нужно подготовить перед 1 сентября: школьную форму, тетради и ручки, дневник. Самое главное в этом процессе – это подготовленность будущего первоклассника к началу насыщенной школьной жизни.

Неважно, в какую школу пойдет ребенок - в гимназию или общеобразовательную. При приеме будут оценивать его умения и навыки, насколько он осведомлен в той или иной области знаний. Такое тестирование, или как его еще называют - собеседование, проводится, чтобы определить уровень знаний ученика.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок был примерным учеником. Малышу будет легко на «старте» учебы, если в первый класс он пойдет с определенным багажом знаний

Что должен знать и уметь ребенок, который идет в школу?

Есть вполне конкретные критерии, по которым определяют подготовленность детей к первому классу. По ним проводят психологическую диагностику. Для некоторых учебных заведений список может быть несколько расширен согласно программе учреждения.

Обычно собеседование проводится в форме беседы с ребенком, в которой участвуют учитель, психолог и завуч школы. Малышу задают несколько вопросов и дают задания. Диагностика проводится в основных направлениях:

  • общие познания о мире вокруг;
  • математические знания и умение производить простые вычисления;
  • навыки чтения и письма, моторика;
  • знания о природе, животных, растениях.

Ребенок поступает в учебное заведение, где он будет не только получать знания, но и проводить большую часть своего времени, взаимодействовать с другими людьми – учениками и учителями.


Очень облегчают задачу подготовительные курсы в школе и занятия в выпускной группе детского сада

Он должен быть подготовлен психологически и обладать социальными навыками:

  • знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, надевать обувь, застегивать пуговицы и молнии;
  • вежливо общаться, без агрессии или замкнутости;
  • понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, не перебивать учителя, не капризничать;
  • представлять, что такое школьная жизнь и уроки, что от него требуется.

Сейчас родителям часто предлагают пройти школу выходного дня в том же учебном заведении, куда планируют отправить будущего первоклассника. Она длится 1 год. В такие группы дошкольной подготовки принимают детей 6-7-летнего возраста по месту жительства и из числа желающих поступить именно в эту школу.

На курсах ребенок получит представления о школе, научится выполнять требования, предъявляемые к ученикам, привыкнет к урокам и познакомится со своим будущим учителем и одноклассниками. Такая практика помогает ребенку быстрее адаптироваться в новом для него месте и коллективе, легче вникнуть в учебу. На курсах малыша подготовят к собеседованию. После них ребята обычно хорошо проходят тесты.

Общие знания

Какие знания и умения необходимы ребенку, поступающему в первый класс:

  • знать свои именные данные - фамилия, имя и отчество полностью без сокращений;
  • кратко рассказывать о себе, о своих интересах и увлечениях, домашних питомцах;
  • называть имена своих родителей и близких родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер);
  • знать, сколько ему полных лет;
  • назвать места работы и должности родителей;
  • знать точный адрес, где живет его семья, с указанием номера дома и квартиры;
  • суметь назвать страну и город своего проживания;
  • рассказать, для чего он идет в школу;
  • составить рассказ из нескольких предложений по картинкам;
  • рассказывать короткие стихи и сказки;
  • по описанию характеристик угадать предмет;
  • знать элементарные правила дорожного движения;
  • понимать значения право и лево;
  • отличать разные по свойствам или противоположные понятия (например, дикие – домашние животные, фрукты – овощи и т. д.) и знать из названия.

Все необходимые знания ребенок должен получать в игровой форме!

Развитие устной речи, подготовка к освоению грамоты

В первом классе ребятам предстоит изучать русский язык. К поступлению у них должна быть некоторая подготовка. Комиссия на собеседовании оценивает, как ребенок выполняет задания и может ли он:

  • знать согласные и гласные звуки;
  • понимать различия буквы и звука;
  • подбирать несколько слов, начинающихся на одну букву;
  • определять, в какой части слова находится названная буква;
  • делить слово на слоги;
  • грамотно говорить, уметь сформулировать мысль.

Математика: устный и письменный счет

Будущий первоклассник должен оперировать простыми цифрами и иметь некоторые математические понятия:

  • уметь считать от 0 до 10;
  • знать цифры и уметь писать их от 0 до 9;
  • сравнивать между собой числа – больше, меньше или равно;
  • называть соседние цифры в пределах от 0 до 10;
  • различать и называть простые фигуры: треугольник, круг, квадрат;
  • уметь вычитать и складывать простые числа;
  • распределять предметы на группы по одинаковым или схожим признакам.

В 6-7 лет каждый ребенок обязан считать до 10 и уметь правильно писать цифры (рекомендуем прочитать: )

Моторика и навыки письма

Писать и рисовать тоже предстоит много, поэтому руку ребенка необходимо подготовить к большой нагрузке. Малыша надо научить:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер или кисть (рекомендуем прочитать: );
  • обводить фигуры по контурам;
  • дорисовывать изображение по образцу;
  • рисовать простые фигурки, разные линии;
  • аккуратно раскрашивать рисунки.

Должен ли будущий первоклассник уметь читать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, здесь не сходятся даже педагоги и психологи. В России жесткого требования к умению читать нет, все зависит от конкретного учебного заведения. Отказать в поступлении по причине неумения читать не могут.

Однако, идя в первый класс, ребенок сталкивается с насыщенной и сложной для него программой. С умением читать ему будет гораздо легче учиться и адаптироваться в новой для него роли. Будет хорошо, если он научится читать 20-30 слов в минуту. Сейчас многие дети учатся этому еще в детском саду в подготовительной группе.

Однозначно можно сказать, что приучать ребенка к чтению нужно как можно раньше. Начинать читать лучше вместе с родителями. Доказано, что, читая, ребенок усваивает правильное написание слов и переносит его потом на письмо.

Если же ребенок противится, не стоит его принуждать к этому. Возможно, он еще не готов или у него просто нет мотивации. Правильнее будет эту мотивацию создать, сконцентрировать его внимание на том, что он получит после достижения результата (интересную книгу или другой желанный приз) (рекомендуем прочитать: ).

Не стоит забывать и о том, что многие дети учатся читать самостоятельно. Если же родители заставляют читать, малыш будет только отказываться, и впоследствии у него может сформироваться стойкое неприятие чтения.

Знания об окружающем мире

У первоклассника должны быть сформированы основные понятия о природе, времени, человеке. Ребенку необходимо:

  • знать времена года, количество и названия месяцев в году;
  • различать, сколько дней в неделе, и уметь назвать каждый;
  • знать явления природы;
  • уметь назвать части тела человека (рука, нога, голова и т. п.);
  • различать и уметь назвать растения, деревья, овощи, фрукты, ягоды;
  • понимать, у какого животного какой детеныш, и знать, как он называется.

Хороший багаж знаний об окружающем мире - заслуга его родителей

Что еще должен уметь ребенок 6-7 лет при поступлении в школу?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме основных понятий, будущий первоклассник должен обладать еще некоторыми знаниями и навыками:

  • понимать и выполнять задания, состоящие из нескольких команд учителя;
  • выполнять работу под диктовку (например, рисовать фигуры, линии);
  • понимать связь причина - следствие;
  • находить различия в двух похожих картинках;
  • отгадывать несложные загадки и головоломки, логические задачи.

Большое внимание следует уделять развитию памяти ребенка, ведь на уроках ему предстоит усваивать немалый объем новой информации. Полезно заучивать вместе хорошие стихи, которые нравятся малышу.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Родители будущих первоклассников беспокоятся в конференции на 7е о и спрашивают: что должен знать ребенок перед школой? Достаточна ли подготовка к школе в детском саду? Существуют тесты на готовность ребенка к школе, с помощью которых проводят диагностику готовности к школе психологи и педагоги. Важно знать, что ни один из тестов "Готов ли ребенок к школе" не является абсолютно достоверным, - но родители могут сделать по нему некоторые выводы.

Тест Керна-Йирасека

Этот тест школьной зрелости впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. - В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых.

Плюсы теста - внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом. Неизбежным минусом применения теста учителями начальных классов и воспитателями детских садов стало то, что по нему стали делать категоричные выводы о готовности/неготовности ребенка к школе.

Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.

По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, плохая успеваемость наблюдалась в 50% случаев (то есть вероятность точного прогноза - на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка).

Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) - проведения углубленного психологического обследования.

Предлагаем вам один из тестов для диагностики школьной зрелости ребенка.

Тест готовности ребенка к школе "Вербальное мышление"

  1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = −5.
  2. Днем светло, а ночью...? Темно = 0, Неправильный ответ = −4.
  3. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = −4.
  4. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = −1.
  5. Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.
  6. Что это такое: Москва, Петербург, Мурманск (или любые другие города, известные )? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = −1.
  7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
  8. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = −1.
  9. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = −1, на курицу = −3.
  10. Почему во всех автомобилях есть тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = −1.
  11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
  12. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
  13. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание - это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
  14. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.
  15. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
  16. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

Купить эту книгу

Обсуждение

Давно перестала пользоваться тестом Керна-Йирасека, хотя он достаточно прогностичен для специалиста. К этому тесту обязательно добавляла "Графический диктант" Эльконина - очень показателен в плане слухового восприятия, пространственной ориентировки и произвольности. И, кстати, хорош для развития, практиковала на занятиях по подготовке к школе - если ребенок начал выполнять его качественно, значит, действительно поднялся на более высокий уровень. Сейчас для диагностики применяю тест Бендер, достоверно отражающий нейропсихологический статус ребенка, уровень зрительно-моторной координации и психофизиологической зрелости (средний уровень имеют около 30-35%, выше среднего - единицы). Интервью Йиерасека "Вербальное мышление" практиковала более 10 лет, последние 12-13 лет в качестве теста не использую, разве что для занятий - полностью перешла на Иматон (сертификация, страндартизация, валидность). Правда, объемный, пока навык наработаешь... Но ОЧЕНЬ прогностичный)) Общая проблема современных детей, поступающих в школу: слабый уровень произвольности, зрительно-моторной координации и речевого развития, включая звукопроизношение (незрелые дети), а также недостаточная общая осведомленность - времена года, дни недели, имя, отчество родителей, домашний адрес (многие просто не знают, что это такое), дата рождения. Есть исключения, конечно, но мало. Высокого уровня школьной зрелости давно не встречала, в основном средний. Живу в мегаполисе))

Комментировать статью "Что должен знать ребенок перед школой?"

Мнение психолога. Психологическая готовность ребенка к школе: как оценить. Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он: не самостоятелен или недостаточно самостоятелен Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует...

Я думаю всему должны в школе научить. Если ребенок все будет знать, то за что учителя будут деньги получать? Со мной также дома бились перед школой совершенно безрезультатно, всем, кроме ремня (и ежедневно усаживали за уроки, и стыдили перед более...

Обсуждение

Не надо. Все равно часть детей не будет уметь читать, и все равно всех начнут обучать по букварю с азов. Мой практически не умел читать, никак на успеваемости не сказалось. Девочка, которая читала лучше всех в классе, совсем не первая в классе по успеваемости.

чем лучше читает тем больше внимания можно будет уделять прочим полноценным наукам
а не читать условие задачи по слогам
научат конечно, вообще не читающих научают
но это не отличники

Как определить, готов ли Ваш ребенок к ЕГЭ по математике? Я провожу дополнительный набор (2 места) на интенсив- подготовку к ЕГЭ по математике с предварительным тестированием готовности, по результатам которого определяется тактика и стратегия подготвки к ЕГЭ.

Я знаю, чему ребёнок научился, но боюсь, что для школы это не очевидно и недостаточно. Сейчас он ещё болеет третью неделю, и все Только не говорите, что всех переводят - перед глазами пример мальчишки, 3 года просидевшего в первом классе.

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Раздел: Образование, развитие (что должен знать ребенок по английскому в 1 классе). что я хочу сказать. я в шоке. ребенок в школе слывет заброшенным (во многом стараниями классной, с которой отношения не сложились), ежедневно уроки мы дома делать не успеваем, делаем на...

Обсуждение

У моей дочери-второклашки - английский первый год обучения(Биболетова,Enjoy English). Уроки английского три раза в неделю. Никаких репетиторов,курсов помимо школы нет. Что знает/умеет - читает тексты(на словарный запас 50-100 слов)- книжки покупаю в Библио глобусе на Лубянке сама(Три поросенка, про гусеницу), знает транскрипцию, пересказывает, свободно строит предложения по тем конструкциям, которые изучали, рассказывает о себе, семье, хобби, пишут сочинения > 15 предложений - вот про друга на выходных писала, придумывают загадки/стишки с рифмами, делают и подписывают открытки на праздники, знает считаки/стишки.

Психиатр перед школой. Направляют для диспансеризации, ребенку 7 лет, пойдем в первый класс. Это вообще зачем? Вы врач что ли? по Вопрос в следующем: ребёнка определили в Что ждет вас, не знаю, все зависит от конкретного специалиста и задачи, поставленной перед...

Обсуждение

детский психоневролог есть всегда в районном психо-невр. дисансере.
Там принимают БЕЗ прописки. Детский психоневролог иногда называется психиатр(одно и то же)

21.03.2007 02:12:53, бывали

может быть все-таки невропатолог?
идите спокойно к заведующей и попросите совета. Есть вероятность, что тут же все хорошо закончится:)

лучший алгоритм -к начальству. И потом ее цитировать, на нее ссыласться. Удачи! (сами тоже ходим по врачам:))

Как определить готовность ребенка к школе, как спрогнозировать проблемы, как иих предупреждать. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Для этого надо пройти врачей (среди них и психоневролог, вроде бы можно и невролога, но лучше психоневролога).Справка от невролога есть- об абсолютном здоровье. В понедельник идём к психоневрологу. Чем отличается невролог от психоневролога?

Обсуждение

Психоневролог - по сути детский психиатр.
В этом и разница. Если невролог смотрит неврологию (все, что связано с НС), то психиатр смотрит на развитие ребенка, насколько оно соответствует возрасту, нет ли психических отклонений, задержки умственного развития.

Что ждет вас, не знаю, все зависит от конкретного специалиста и задачи, поставленной перед врачем.

Может в вашем случае задаст несколько формальных вопросов относительно развития ребенка в младенчестве, вашей беременности и родах и поставит свою резолюцию.
А может какой-нибудь тест даст. Или задаст вопросы на адекватность (вопросы самые простые, не бойтесь, типа как тебя зовут? как зовут маму, папу? с кем ты живешь? ну и типа этого).

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

1. Свои фамилию, имя и отчество.
2. Дату рождения и возраст.
3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.
4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).
5. Знание диких, домашних животных.
6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).
7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, по-нятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.
6. Рассказывать рассказы по картинкам.
7. Заучивать наизусть стихи.

МАТЕМАТИКА
1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
3. Цифры от 1 до 10, знаки +, –, =, монеты достоинством 1, 5, 10 копеек.
4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.
5. Соотносить цифру и число предметов.
6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:
% строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
определять место звука в слове;
%
находить слова с определенным звуком;
% составлять предложение из 3-4 слов; %
расчленять простые предложения на слова;
расчленять слова на слоги (части);
%
различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
%
самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
%
уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
иметь представление о сезонных явлениях природы;
%
знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
%
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Нужно знать и уметь:
числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним; %
цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
%
знаки +, –, =;
называть числа в прямом и обратном порядке;
%
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
%
пользоваться арифметическими знаками;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
%
делить круг, квадрат на две и четыре части.
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
%

Критерии психологической готовности ребенка к школе
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению но-вых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуа-ций, признает авторитет взрослых). %

2. Школьно-значимые психофизические функции:
развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами); %
пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);
%
координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно вос-принимаемый на расстоянии (например, из книг));
%
логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
%
произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
%

Предварительный просмотр:

Вы собираетесь в 1-й класс?

Советы психолога родителям детей, поступающих в первый класс

Готовность к школе имеет ряд параметров.


Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность , наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Совет родителям: не обещайте ребенку, что в школе будет очень весело и интересно, Вы сами знаете, что это не так. Но и пугать трудностями тоже не стоит. Постарайтесь дать более объективную информацию о том, что ваше чадо ожидает в следующем году.

Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность . Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.
Совет родителям: у ребенка еще до начала школьного обучения должны быть дома какие-то обязанности, которые он неукоснительно выполняет. В семье должны быть заведены какие-то правила, которые действуют всегда. Обычно ребенку, который ходит в сад, проще привыкнуть и к школьным правилам. Также развитию волевой сферы, произвольности способствуют игры с правилами, начиная от спортивных игр, заканчивая настольными играми. Это очень полезная деятельность для ребенка дошкольного, да и школьного возраста тоже.

Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!
Совет родителям: постарайтесь обеспечить вашему дошкольнику полноценное общение со сверстниками. Если ребенок не ходит в детский сад, то его следует водить в различные секции и кружки, чтобы он мог взаимодействовать с другими детьми.

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Совет родителям: Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми! Разговаривайте обо всем. Старайтесь подтолкнуть их к высказыванию своих мыслей, своего мнения по какому-либо вопросу. Вместе анализируйте просмотренные фильмы, прочитанные книги.

К сожалению, дети часто приходят в школу, умея писать и читать, но при этом имеют очень узкий кругозор, скудный словарный запас, бедные интересы. Постарайтесь при общении с ребенком дать ему как можно больше общих знаний о мире , это поможет ему в школьном обучении. А писать, считать и читать его в любом случае научат – и это уже задача учителя. Ваша задача, как родителей, обеспечить общее развитие ребенка, то есть наполнить его внутренним содержанием.

Безусловно, следует сказать и о моторной готовности к школьному обучению. В норме к 7 годам мелкая моторика ребенка развита настолько, что он может овладеть письмом. Однако не стоит бить тревогу, если у ребенка не получаются мелкие рисунки, если он неуклюж с мелкими предметами. Скорость созревания мозговых структур, отвечающих за развитие мелкой моторики, различна у разных детей. И вполне возможно, что пройдет еще полгода и мозг вашего ребенка дозреет.

Совет родителям: хотя за развитие мелкой моторики в основном отвечают созревшие или несозревшие мозговые структуры, вы можете помочь своему ребенку. Продуктивная деятельность, такая как рисование, лепка, вязание, бисероплетение, собирание мелких пазлов, конструирование, а также помощь маме в нарезке салатов и папе в закручивании гаек, помогут вашему ребенку развить мелкую моторику.

Удачи Вам и вашим будущим первоклассникам!
Ждем вас в нашей школе!





Top