Развитие картины мира среди культур. Определение культурной картины мира

Согласно статье второй Конституции РФ, главной и основной ценностью для государства является человек, а также его "права и свободы", которые государство обязуется признавать, соблюдать, а также защищать в том случае, если кто-то пытается посягнуть на жизнь, здоровье, достоинство, жилище, собственность человека, а также ограничить его свободы на вероисповедание, слово и пр. В свою очередь, человек обязуется не нарушать прав и свобод других членов общества.

№21 .Какие вы знаете обязанности государства, закреплённые в Конституции России?

Рассматривая конституционные обязанности государства применительно к современному российскому праву, необходимо отметить, что в современной научной литературе этот вопрос разработан незначительно. Впервые за всю историю развития российской государственности Конституция Российской Федерации 1993 г., отразив перемены, происшедшие во всех сферах российского общества, провозгласила приоритет общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства. Закрепив основную обязанность государства - признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина, она не только поставила Российскую Федерацию на один уровень с современными цивилизованными государствами, но и породила новое направление в российском конституционном праве.

Можно сформулировать следующее определение конституционной обязанности государства. Это действие (условие), подлежащее обязательному (безусловному) исполнению государством и его органами, осуществляющими управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры согласно закону, общественным требованиям или внутренним убеждениям, закрепленное (выраженное) в Конституции.

Первая группа обязанностей возникает у Российской Федерации как субъекта международного права., Выделяют и характеризуют следующие основные обязанности государства: воздерживаться в международных отношениях от совершения актов агрессии, от любых других проявлений силы или угрозы ее применения; уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела друг друга; обеспечивать сохранение окружающей среды и др.



Ко второй группе относятся обязанности государства по отношению к своим гражданам..

№22. Кем осуществляется государственная власть в РФ?

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. (статья 11)

№23. Что означает «Российская Федерация - светское государство» ?

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлено, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

№24. Основные периоды государственного развития России, краткая харпктеристика.

1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.

2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства . На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.

4. Середина XVI-середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии . Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV , присоединением новых территорий к Российскому государству.

5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии . Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II , которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II : судебной, военной, земской, городской и др.

7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии . Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.

8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.

9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды :

1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации . Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.

№25 Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

№26 Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:1)

системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;2)системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3)системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования –важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема – общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

№27 Ценности это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.

Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Культура воспитания в различные исторические эпохи: 1 Воспитания в первобытном обществе Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. 2. Содержание спартанской, римской, афинской систем воспитания и образованияДревневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Существовало две модели обучения и воспитания:1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. 3. Христианский взгляд на воспитание в средние века.Если в Древней Греции воспитание было направлено на формирование людей, которые будут служить обществу, то в средневековом христианском обществе оно имело целью формирование людей для служения христианскому идеалу.Образ идеальной личности средневековья представлялся как религиозная личность, любящая и почитающая Бога, а также человек, который ценит своего ближнего.Особенно строгое воспитание давали в монастырях, где стремились достигнуть совершенной духовной жизни, заполненной добродетелями чистоты, благородной бедности и покорности.Цель такого воспитания заключалась в том, чтобы вырастить хороших людей и приготовить их к загробной жизни.

4. Культура воспитания в эпоху ВозрожденияПедагогический идеал в эпоху Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой, высокой нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развития личности.

5. Педагогический идеал Реформации и ПросвещенияВ основе представлений Реформации о воспитании лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Педагогическим идеалом Реформации был человек, умеющий работать совместно с другими людьми, уважающий физический труд, исповедующий христианские идеалы, в первую очередь - общности и трудолюбия. средневековье культура возрождение. В эпоху Просвещения, также как и в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественной ориентацией на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки их реализации:

6. Современное представление о культуре воспитания.Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:1. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.2. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать «реальным идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

№28 . К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения,

можно отнести следующее: 1. Разрушение социалистической системы в России; обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; 2. Утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов;3. Нестабильность рыночной системы, жесткая конкуренция,прагматизм «естественный отбор» и монополизация, необходимость

рассчитывать на собственную активность и способности; 4. Информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества.

5. Глобальные Вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества; 6. Культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие; 7. Повышение уровня жизни; возможность разнообразных вариантов

получения удовольствия; развитие индустрии развлечений; 8. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи; 9. Духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным учениям, появление новых культов; иррационализм, интуитивизм, постмодернистский субъективизм в познании, оценивании реальности; 10. Высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные перемены в социальной, политической, экономической сферах.

Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают всю суть проблемы, но позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека.

№29. Какие задачи стоят сегодня перед школой с учетом социокультурной модернизации общества. В чем особенности современного подхода к воспитанию.

В контексте социокультурной модернизации образования образование рассматривается как ведущая социальная деятельность общества, выполняющая ключевую роль в порождении социальных установок, норм, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и образа мира населения России .

В фокусе процессов социокультурной модернизации образования как института социализации оказываются такие социальные и ментальные эффекты жизни общества как социальная консолидация и гармонизация общественных отношений; идентичность представителей разных социальных групп и культур населения страны; динамика социальной стратификации и дифференциации общества, успешная социализация подрастающих поколений; культурные модели успеха подростков и молодежи; интеграция детей с по-иному развитыми способностями в обществе; социальная и психологическая адаптация мигрантов в поликультурной среде; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире, рост интеллектуального и социального потенциала как ресурса конкурентноспособности личности, общества и государства.

В период с 2008 по 2011 гг многие положения проекта социокультурной модернизации образования получили свое воплощение в Федеральной целевой программе «Развитие образования /2011-2015/, Программе развития образования Москвы/2011-2016/, проекте доклада социо-экономического развития России «Стратегия - 2020» и других материалах, аналитических публикациях и дискуссиях.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

· личностно ориентированный;

· деятельностный (личностно-деятельностный);

· культурологический;

· ценностный;

· гуманистический;

· человекоцентрированный.

№30. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

· готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

· укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

· формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

· развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

· принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

· формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

· укреплению национальной безопасности.

31. Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90?х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовнонравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

· истории России, российских народов, своей семьи, рода;

· жизненного опыта своих родителей, предков;

· традиционных российских религий;

· произведений литературы и искусства, лучших образцов

· отечественной и мировой культуры;

· периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

· фольклора народов России;

· общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

№32. Задачи современного российского образования включают:

· реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

· приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

· подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

· социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

· обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

· формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

· демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;

· гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;

· мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;

· непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;

· преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;

· автономность образовательных учреждений;

· адресность и доступность образовательных услуг;

· единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

№33.Ос­новные направления государственной политики в сфере обра­зования , реализуемые посредством образовательных стандартов:1) . Создание условий равных возможностей осуществления пра­ва граждан (обучающихся) на образование, соответствие стан­дартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллек­тивов, занимающихся образовательной деятельностью.2). Взаимное согласие общества и государства в области разра­ботки, принятия и исполнения государственных образова­тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи­ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу­дарственной нормы на основе общественного согласия.3). Достижение нового качества общего образования в Россий­ской Федерации, создание условий для полноценного раз­вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.4) . Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю­щихся использовать предоставленные возможности для по­лучения качественного образования.5). Государственный контроль и ответственность за полноцен­ность образования, получаемого гражданином (обучающим­ся) в пределах государственных образовательных стандартов.6) . Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти­рованность на свободное развитие личности человека и граж­данина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, мораль­но-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.7) . Сохранение единства образовательного пространства Рос­сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.8) . Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

№34. ФГОС – это совокупность трех систем требований :

  • Требований к результату образования;
  • Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и др.)

Требования к результатам образования :

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, личностные качества и др.)
  • метапредметные (умение учиться);
  • предметные (знания, умения, навыки)

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.

Основные образовательные программы общего образования определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В Стандарте прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы общего образования: описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

№35. Государственные стандарты общего образования разрабаты­ваются Министерством образования и науки Российской Феде­рации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе.Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение предусматривающее:1 ) обязательность опубликования в открытой печати про­ектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуж­дении, полноту представления информации о ходе и поряд­ке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования;2) обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия ре­шений по проектам стандартов общего образования.3 )Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и право­вой экспертизе с целью обеспечения:методологического единства всех разрабатываемых доку­ментов; научной и правовой обо

На самом ли деле высшей ценностью в РФ является соблюдение прав человека? Какими должны быть взаимоотношения государства с народом и каковы в реальности? Вопросы, которые должны себе задавать все здравомыслящие граждане. Ищем ответы.

Что такое высшая ценность государства?

Ценность сама по себе - значимость. Это польза, которую предмет, явление или личность приносит. Это то, чем мы готовы пожертвовать ради его (ее) нерушимости.

Высшая ценность государства определяет его суть, для чего существует и насколько крепко «держится на ногах».

Во всех государствах, претендующих на звание правового, выше всего остального ценят человека, его права и свободы. Высшей ценностью по Конституции РФ является именно она в соответствии с принятой 10 декабря 1948 г. в ООН Всеобщей декларацией прав человека. Это ориентир, на который равняются все демократические государства, хоть она и не наделена обязательной юридической силой. В ней перечислены естественные права и свободы, которыми человек обладает от рождения, и какими должны быть отношения с ним у государства.

Россия - правовое государство или нет?

Правовым может себя называть государство, в котором:

  • царит равноправие;
  • человек, его права и свободы не только объявлены высшей ценностью, но их берегут, защищают, соблюдают;
  • закон не противоречит праву и един для всех и незыблем;
  • нет навязанного свыше идеологического направления, каждый может иметь отличное от официального мнение и говорить об этом;
  • общество и государство несут взаимную ответственность за свои деяния.

Так себя Россия и позиционирует. Конституция гласит, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы.

Что такое права человека?

Это возможности, вытекающие из самой природы человека, свободно и безопасно жить в обществе. Это условия для сохранения жизни и достоинства. Это принадлежащие человеку нормы морали, независимо от того, к какой национальности или расе он принадлежит, какую религию исповедует, каких политических убеждений придерживается.

Права человека:

  • вытекают из природной сущности человека;
  • не зависят от признания государством;
  • принадлежат каждому от рождения;
  • естественны и не могут быть отчуждены;
  • действуют непосредственно;
  • это нормы и принципы взаимоотношений человека и государства, дающие возможность каждому поступать по своему усмотрению и получать необходимые блага;
  • государство обязано их признать, соблюдать и защищать.

Что понимается в РФ как высшая ценность?

Высшей ценностью, согласно Конституции РФ, является человек, его права и свободы. Основной закон во второй статье наделил государство обязанностью признать, соблюдать и защищать их как основу своего существования, как следует из норм и принципов международного права. Основные из них:

  • Государство обязано признать права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.
  • Перед судом и законом равными должны быть все. При соблюдении прав и интересов одного не должны быть нарушены чужие права.
  • Женщина и мужчина в правах равны.
  • Международные нормы, всеми признанные, должны быть выше внутригосударственных.
  • Условия, позволяющие ограничить человека в правах и свободах, должны быть строго определены законом.
  • Недопустимо злоупотреблять правами и свободами для разделения людей по расе, национальности, религии, а также насильственного свержения конституционного строя.

Какие именно права и свободы гарантирует РФ?

Во второй главе Конституции конкретизировано, что государство Россия понимает под «высшей ценностью» и обязуется соблюдать, защищать и предоставлять:

  • равенство всех перед законом;
  • право на жизнь;
  • достоинство человека;
  • свободу и неприкосновенность личности;
  • частную жизнь, честь, семейную и личную тайну;
  • неприкосновенность жилища;
  • родной язык;
  • право свободно передвигаться;
  • право говорить и поступать в соответствии со своими убеждениями;
  • право на объединение и мирный протест;
  • право управлять государством, выбирая или будучи избранным;
  • право на обращение в государственные органы за помощью;
  • право на предпринимательскую деятельность;
  • частную собственность;
  • право на труд и запрет принуждения к нему;
  • материнство и детство;
  • заботу о пожилых людях;
  • право на жилище;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • благоприятную окружающую среду и информацию о ней;
  • право на образование;
  • свободу творчества;
  • право каждого на защиту своих интересов лично, обязанность государства - их защищать;
  • право на судебную защиту и юридическую помощь;
  • презумпцию невиновности;
  • запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление;
  • право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
  • право на возмещение причиненного государством вреда.

Так как по Конституции РФ высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, с формальной точки зрения Россия является правовым государством, о чем первая статья Основного закона и гласит.

Но соответствует ли форма содержанию? О ком в первую очередь заботится государство на самом деле?

Что происходит на самом деле?

Исходя из того, что согласно Конституции РФ высшей ценностью является определение и обеспечение защиты этих условий, люди должны чувствовать себя в безопасности и гордиться страной.

Однако не все так гладко.

Да, высшей ценностью в РФ является человек и данная ему от природы свобода и право распоряжаться ею. Но действует это, как правило, до тех пор, пока этот самый человек не коснется «святого», то есть действующей власти и политики правящей партии. Так всегда было в государствах, тяготеющих к авторитаризму. Трудно найти Конституцию более демократическую, чем была в СССР. Однако за один только анекдот можно было угодить в лагерь надолго, получить «высшую меру».

В нынешней России, конечно, не так затянута петля, но все же картинка на бумаге и на деле заметно разнится.

Ужесточение законодательства, разгоны митингов, задержание журналистов и общественных деятелей происходят регулярно.

Провести демонстрацию по закону становится с каждым годом сложней. Разгон несанкционированной демонстрации власть каждый раз объясняет именно заботой о населении. Ввиду того что высшей ценностью в РФ является право жить свободно и в покое, а митингующие мешают гражданам ходить по площади и шумят, власть, заботясь о них, бережно усаживает демонстрантов в «автозаки», в том числе школьников. В регионах такие инциденты не получают особого общественного резонанса.

Но были и прогремевшие на весь мир. Вот самые громкие:

  • Журналист и правозащитник Анна Политковская. Убита в октябре 2006 г.

  • Журналист и правозащитник

    Связывают эти дела с их профессиональной деятельностью. Государство это отрицает, и точки в них еще не поставлены.

    Итак, официально высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый волен жить, говорить и поступать так, как считает нужным, не ущемляя при этом прав другого. Каждый может заниматься тем, к чему душа лежит, и зарабатывать в соответствии со своими умениями и возможностями. Но касается это всего, что не входит в интересы правящей партии и преданных ей людей, ревностно защищающих свои позиции.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Смотрите также:



Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

В разделе Прочие социальные темы на вопрос Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ. заданный автором Ёаша Каргов лучший ответ это Статья 2

человек, его жизнь, права и свободы

Воля народа как-бы!

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

См. комментарии к статье 2 Конституции РФ

1. Наличие Конституции еще не есть свидетельство того, что государство по своей природе является конституционным. Конституция РФ, явившаяся результатом общедемократических преобразований и своеобразной моделью демократической организации публичной власти, суверенитета и свободы личности, из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества, как это было в отечественной истории, должна превратиться и постепенно превращается в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества, а также закрепляющего формы государственного контроля над проявлениями социальной и индивидуальной активности людей и их ассоциаций, Конституция постепенно и с немалыми издержками становится законом, предусматривающим обязательства государства перед своими сочленами, различными объединениями граждан и обществом в целом.

С демократическим видением организации социума несовместима абсолютизация суверенитета государства, свободного от ответственности и не несущего никаких обязанностей. Фундаментальный принцип правового положения законодательной, исполнительной и судебной властей заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особого юридического лица, которое стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством. Государство, его органы и должностные лица выступают в качестве представителей народа.

Из этого прежде всего следует, что законодательная власть, наиболее полно выражающая волю народа, а также органы исполнительной власти, действующие на основе и в соответствии с законом, не всесильны, как это было характерно для абсолютного государства, напротив, они ограничены обязательствами по отношению к народу в целом и гражданам в отдельности. Причем общество, это уместно подчеркнуть еще раз, не восприняло навязывавшуюся ему в период разработки проекта Конституции 1993 г. концепцию "государства - ночного сторожа", свободного от социальных функций и обязанностей по формированию условий для достойной жизни своих граждан; Конституция провозгласила Российскую Федерацию не только правовым, но и социальным государством, несущим обязанности по отношению к личности, объединениям граждан, обществу в целом во всех сферах социальной действительности.

Для того, чтобы собрать материал для сочинения, вам следует посмотреть и поискать комментарий к статье 2 Конституции, а также главу 2 "Права и свободы человека и гражданина"

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Основные принципы выражаются в защите интересов общества. Это идеология, признающая свободу, справедливость, которая реализуется посредством экономической, политической и духовной демократии, отстаивающей приоритет прав и интересов человека - который, согласно Конституции РФ является высшей ценностью государства.

Высшие ценности России. Кто в ответе за них?

В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России. Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство. В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».

Ценности, которые приводятся в статье 6 проекта Конституции России, исторически свойственны нашему народу. Вряд ли кто-то будет готов поспорить с любой из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой страны - России. Среди высших ценностей названы такие, как единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; всеобщее благо; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотизм и любовь к Родине; любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений.

Действующая российская Конституция содержит противоречивый ценностный концепт. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако в части 3 статьи 55 Конституции РФ выясняется, что права и свободы человека и гражданина (то есть высшая ценность) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Получается, что именно здесь названы настоящие высшие ценности Российской Федерации: основы конституционного строя, нравственность, здоровье граждан, обеспечение обороны и безопасности государства. И эти ценности по сути не вступают в противоречие с тем, что предлагается в проекте Конституции России. Действующая Конституция РС имеет свой охранный механизм, в том числе в части охраны и защиты ее ценностей, и значительную роль в нем играет Конституционный Суд РФ.

В проекте Конституции, разработанном Центром Сулакшина, предлагается дополнительный механизм, защищающий высшие ценности страны – Палата высших ценностей. Палата высших ценностей - новый особый общественно-государственный орган, появление которого связано с построением нравственного государства на ценностных основаниях.

Что такое «общественно-государственный» орган? Является ли Палата государственным органом, потому что контролирует соблюдение высших ценностей другими государственными органами? Обратимся к части 4 статьи 130 проекта Конституции России, в которой сказано, что «контрольно-надзорная власть в России осуществляется прокуратурой России, Счетной палатой России и контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных образований». В этом перечне отсутствует Палата высших ценностей, то есть она не входит в систему контрольно-надзорных органов власти.

Издает ли Палата обязательные предписания, как это делают государственные органы? В части 7 статьи 46 проекта Конституции сказано, что «государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты». Однако статьи 179 и 183 проекта Конституции России не называют заключения Палаты в составе системы правовых актов, в том числе подзаконных.

Палата высших ценностей не принимает правовых актов, подкрепленных принудительной силой государства. Палата не входит в систему государственных органов - ни в одну из четырех ветвей власти, определенных проектом Конституции России. Общественная компонента этого органа обусловлена порядком ее формирования – из лучших представителей общества.

Согласно части 1 статьи 46 проекта Конституции это особый орган, общественно-государственный не только по своей природе, но и по функциям. Функция Палаты также особая: оценка соответствия федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.

Здесь надо обратить внимание на ряд особенностей. Во-первых , Палата высших ценностей может осуществлять проверки по собственной инициативе, это отличает ее от Конституционного Суда России. Во-вторых , в отличие от действующего Конституционного Суда Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России обыкновения правоприменительной практики (по проекту Конституции Конституционный Суд также имеет такое право – часть 6 статьи 198). В-третьих , Палата дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России. В-четвертых , Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов по жалобам граждан, тогда как Конституционный Суд осуществляет конкретный конституционный контроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.

Действительно, функция Палаты по проверке законов на соответствие высшим ценностям схожа с функциями Конституционного Суда России. Согласно части 9 статьи 198 проекта Конституции Суд, проверяя конституционность нормативного акта, оценивает его соответствие высшим ценностям России, иным положениям Конституции России, буквальный его смысл, а также смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, и сложившейся практикой его применения.

Поскольку высшие ценности России перечислены и конкретизированы в Конституции, то проверка закона на конституционность, осуществляемая Конституционным Судом, неизбежно должна включать в себя проверку на соответствие высшим ценностям. При этом Конституционный Суд, в отличие от Палаты высших ценностей, по результатам проверки принимает решение, которое наделено общеобязательной силой и занимает высокое место в иерархии правовых актов. Нужно обратить внимание на то, что дублирование полномочий Палаты и Суда здесь исключено: проект Конституции России называет ряд нюансов в полномочиях каждого органа.

Исключение дублирования обусловлено также принципиальными различиями в статусе органов. Положения проекта Конституции о Палате высших ценностей, конечно, потребуют уточнения и развития в соответствующем специальном законе. Можно было бы сравнить статус Палаты высших ценностей с действующей Общественной палатой Российской Федерации. В Федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» не стали указывать статус этого неконституционного органа.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти, в Законе о ней нигде не сказано, что это государственный орган или, например, орган общественной самодеятельности (общественная организация). По формальным признакам общественной организацией Общественная палата РФ также не является. В первой статье Закона Общественная палата РФ определяется через ее функции обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.

Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер. Получается, что этот орган также формируется из представителей общественности с участием органов государственной власти и не принимает общеобязательных решений. В функции Общественной палаты РФ входит общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. Не очень ясно, на предмет чего проводится общественная экспертиза законопроектов: положения Закона, касающиеся экспертизы, прямо не говорят об этом.

Представляется, что по большей части ориентиром для Общественной палаты могут выступать права и свободы человека и гражданина. Принципиальным различием между Общественной палатой РФ и Палатой высших ценностей является то, что Палата высших ценностей - специфический институт нравственного государства, основанного на ценностях. В действующей государственной модели нет адекватного ценностного ориентира. Именно этого ориентира не хватает стране, чтобы достойно жить и развиваться .

/ Тест по Конституционному праву

Тест по Конституционному праву Российской Федерации с правильными ответами

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только

По судебному решению

Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является

В случае изменения гражданства ребёнка согласие родителей

Не требуется, только если родители лишены родительских прав

В случае досрочной отставки Президента РФ его обязанности исполняет

Председатель Правительства РФ

В состав РФ на 2010 год входят

Вопросы гражданства решаются

В сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти субъекты РФ

Виновность обвиняемого в совершении преступления признается

Вступившим в законную силу приговором суда

Впервые принцип разделения властей нормативно закреплен в России в

В составе РФ находятся

Высшим руководящим органом политической партии является

Съезд политической партии

В какие годы проводился референдум в РФ

Выборы Президента РФ назначает

Вопросы федеративного устройства и территории РФ находятся

В политической партии должно состоять не менее

Пятидесяти тысяч членов политической партии

Высшим органом государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года являлся

Всероссийский съезд Советов

В случае реорганизации политической партии передача ее имущества осуществляется в порядке, установленном

Вопросы разграничения государственной собственности находятся

В совместном ведении РФ и ее субъектов

В Совет Федерации Федерального Собрания РФ от каждого субъекта входят

По 2 представителя

Выборы по мажоритарной системе относительного большинства проводятся

Высшей ценностью по Конституции РФ является

Человек, его права и свободы

В случае отставки Правительства кто исполняет обязанности Председателя Правительства

Заместитель Председателя Правительства

В какие годы принимались конституции в России

В соответствии с Конституцией РФ чрезвычайное положение в РФ вводит

Указ Президента, утвержденный Советом Федерации

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Госдумы или члена Совета Федерации решается

Соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ

В системе разделения властей Прокуратура относится

Занимает самостоятельное и специфическое место в системе органов государства, осуществляя надзор за исполнением законов институтов всех ветвей власти

Выборы в Государственную Думу назначаются

Высшее должностное лицо в СССР по Конституции 1936 г. Председатель Президиума Верховного Совета РФ

Избирался на Верховном Совете СССР

В полномочия Президента РФ входят

Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Вправе ли Республика в составе РФ устанавливать свой государственный язык наряду с русским языком

В течение какого срока Совет Федерации должен рассмотреть закон, поступивший из Государственной Думы

В ведении РФ находятся

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права

Гражданин РФ обязан указать свою национальность

Указание своей национальности является правом самого гражданина, а не его обязанностью

Гражданин РФ лишается гражданства РФ

Не может быть лишён своего гражданства

Для преодоления президентского вето требуется не менее

Двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

Денежные средства политической партии формируются за счет

Поступлений от гражданско-правовых сделок

Действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть приостановлены

Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии, является

Свидетельство о регистрации политической партии

Д нем вступления в силу Конституции РФ считается

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ

Введена в 1998 г.

Денежной единицей Российской Федерации является

Допускается ли на территории РФ установление

Свободного перемещения товаров

Победитель определяется всегда при состоявшихся выборах

Закон, устанавливающий юридическую ответственность

Не имеет обратной силы

Запрет на предвыборную агитацию вводится

За одни сутки до выборов

Земля и другие природные ресурсы могут находиться

В частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

Источниками конституционного права в РФ являются

Постановления ЦИК РФ

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющие состав РФ, вносятся на основании

Федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта

Имеет ли право быть выдвинутым кандидатом в депутаты

Председатель Правительства РФ, прекративший исполнение полномочий в результате отставки перед выборами

Когда впервые в истории России женщины получили избирательные права

Конституционными актами в Российской Империи являлись

Основные Законы Российской Империи

Кто выступает субъектом права инициативы о расформировании Центральной избирательной комиссии

Группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации

Контроль за соответствием деятельности политических партий целям и задачам, предусмотренным уставами, осуществляет

К предмету конституционного права относятся

Когда впервые для регулирования выборного процесса в России были введены единые для всей страны нормативные акты

При выборе депутатов Уложенной комиссии 1767 года

Какие типы законов, предусмотренные Конституцией, принимает Государственная Дума РФ

Как происходит формирование Совета Федерации

На основе представительства

Какие формы федерализма, из перечисленных ниже, закреплены в Конституции РФ

Кто имеет право участвовать в избирательной кампании

Руководители фракций в Госдуме РФ

Какие формы собственности закреплены в действующей Конституции

Конституция РФ - это

Конституционный Суд РФ состоит из

Конституция как вид нормативно-правового акта высшей юридической силы появилась в

США в 1787 году

К каким главам относится понятие «пересмотр» Конституции РФ

К какой избирательной системе относится квотное определение результатов голосования

Пропорциональной избирательной системе

К принципам социальной политики государства относятся

Свободное развитие человека

Какие акты издает Правительство РФ

Каким нормативным актом утверждалась схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Госдумы РФ

Специальным Федеральным законом

Какой орган разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

Каким нормативно-правовым актом устанавливается описание и порядок Гимна РФ

Федеральным конституционным законом РФ

Какие санкции применяются в рамках конституционной ответственности

Отрешение от должности

Когда Россия была объявлена республикой

Кто выступает субъектом права инициативы проведения референдума РФ

Какие формы собственности закреплялись по первой Конституции РСФСР

Какие вопросы могут выноситься на референдум РФ

Об изменении форм собственности

Какой орган правомочен вносить изменения во вторую главу Конституции РФ

Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты

Не менее 1 процента от количества избирателей в округе

Когда впервые в России была применена пропорциональная избирательная система

При выборах в Учредительное собрание в 1917 г.

Конституция РФ является

Какая Конституция наиболее точно отражает соотношение сил в обществе

Какой орган объявляет импичмент Президенту РФ

Какие принципы были присущи избирательной системе по Конституции СССР 1936 г.? Выборы были

Конституция РФ предусматривает задержание лица до судебного решения

На срок не более 48 часов

Может ли быть ограничено «право на жилище»

«Права на жилище» нельзя ограничить

Нормами избирательного права регулируются

Выборы Главы Администрации органа местного самоуправления

Название первой главы Конституции РФ

Основы конституционного строя

На основании какой избирательной системы происходили выборы депутатов Государственной Думы до 2006 г

Нормативно-правовыми актами высшей юридической силы по Конституции 1918 года являлись

На территории субъектов РФ государственным языком является

Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии несут

Назначаемые политической партией уполномоченные лица

Способ приобретения и прекращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории

Выбор гражданства при изменении государственной границы

Одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ

Не более 2-х сроков подряд

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

Являются составной частью правовой системы РФ

Основные Законы Российской Империи были утверждены

Основанием для прекращения гражданства являются

Сообщение заведомо ложных сведений при получении гражданства

Основанием для лишения гражданства является:

Гражданин не может быть лишен своего гражданства

Отмена решений по вопросам гражданства РФ осуществляется

Полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение

Органы местного самоуправления относятся

Не входят в систему органов государственной власти

Прокуроры в РФ назначаются на должность

Генеральным прокурором РФ

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть ограничено только на основании

Политическая партия должна иметь региональные объединения

Более чем в половине субъектов РФ

Правом толкования Конституции РФ обладает

Конституционный Суд РФ

Правовой статус субъекта Федерации определяется

Уставом субъекта Федерации РФ

Политическая партия может быть создана по признаку

Понятие, которое означает предумышленную «нарезку» избирательных округов

Принятый ФЗ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в течение

По какому принципу утверждаются одномандатные округа при выборах депутатов Госдумы РФ

По равной численности избирателей

Признание политической партии участвующей в выборах происходит

Если выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации состоялось в 20 процентах субъектов Российской Федерации

Политическая партия подлежит ликвидации, если она

В течение 5 лет не принимает участие в выборах

Политическая партия может быть ликвидирована по решению

Верховного Суда РФ

Президент РФ распускает Государственную Думу после

Трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется

Правительство РФ слагает свои полномочия перед

Вновь избранным Президентом РФ

Принципы, определяющие сущность метода конституционно-правового регулирования

Принятие в РФ нового субъекта осуществляется

В порядке, установленным Федеральным конституционным законом

По Конституции РФ Президент РФ определяется как

Правовой статус Президента РФ определяется

Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в

Совершении тяжкого преступления

Не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей

Размер избирательного залога составляет

Избирательный залог отменен

Регистрация политической партии осуществляется

Референдум в РФ назначает

Регистрация избирательного объединения происходит

В Центральной избирательной комиссии

Решение об отставке Правительства РФ принимается

Статус субъекта РФ может быть изменен

Может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ

Сколько слушаний проводятся в Государственной Думе по законопроекту

Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется

Статус столицы устанавливается

Федеральным законом РФ

Сколько должно быть собрано подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума в РФ

Сколько субъектов Федерации входят в состав Российского государства на начало 2010 года

Структурное подразделение политической партии может быть создано

Статус государств имеют следующие субъекты РФ

Субъектами избирательных правоотношений являются

Совет Безопасности формируется и возглавляется

Учредителями политической партии являются

Делегаты учредительного съезда

Участие в выборах - это (Пока оценок нет)




Top