Сейчас многие говорят о бездуховности нашего общества. По тексту Д.С.Лихачева

Что такое целеустремлённость, и что она даёт человеку?

В толковом словаре С.И.Ожегова целеустремлённый человек определяется как человек, имеющий ясную и определённую цель, и стремящийся к её достижению.

Целеустремлёнными людьми не рождаются, ими становятся.

На примерах литературных героев,событиях из личного опыта дети учатся и начинают понимать о необходимости приложения усилий для достижения цели. Наша задача воспитать желание у детей достичь поставленной цели.

Словарь ребёнка начинает обогащаться и активизируется:

терпеливый, старательный, моя мечта, цель, целеустремлённый человек – слова, которыми дети характеризуют свои усилия и целенаправленную деятельность.

Работа по развитию целеустремлённости в нашей группе находится на начальном этапе – мы закладываем «фундамент целеустремлённости».

Наша задача – познакомить детей с целеустремлённостью, как характеристикой человека, и помочь создать мнение о самом себе, как человеке,у которого есть цель. В силу своего возраста дети не могут сказать: «Я это не умею, и моя цель этому научиться»,но за плечами у каждого ребёнка есть свой «рюкзачок» с накопленным багажом маленьких достижений. И чтобы в ребёнке воспитать, развить целеустремлённость, надо эти достижения (цели) ему показать как картинку. Внушать уверенность в свои силы, возможности, помогать ребёнку идти к цели, хвалить его за усердие и старание. Мы просто должны «лелеять» эти крохотные опоры силы воли и терпения и старательности, как важные компоненты в достижении цели.

Какие бы цели мы с ребёнком не ставили,учим детей пользоваться «подсказкой – утверждалочкой»: «Не получается – потом получится. Мы учимся». С этой подсказкой дети смелее решают, как справиться с трудностями, что для этого надо сделать, какие приложить усилия.

Приобретая личный и коллективный опыт, дети охотно вводят в словарь пословицы и поговорки:

Делу время – потехи час

Не опускать руки

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Поспешишь – людей насмешишь

Дети пользуются ими в повседневной жизни. В них взаимная поддержка и похвала, оценка стараний. Чтобы желания и интерес не пропадали, используем приём «оглянуться назад».

Первой коллективной целью – было желание научиться делать игрушки из бумаги. А теперь открываем коробочку, вспоминаем с чего всё начиналось, что получалось, а что не сразу. Детям это нравится, у них уже есть опыт, даже о своих первых неудачах говорят весело, спокойно, чувствуют уверенность, видят результат своего труда, умеют выстраивать цепочку – что мы для этого делали.

Не забывайте ребёнка поддержать похвалой. Похвала – это лодочка, в которой ребёнок плывёт к своей цели. Достижения, успехи детей хорошо отображать в какой–либо наглядности. В нашей группе это различные экраны достижений: «гусеница», «кошельки», «машинки».

В любом деле, при достижении цели ребёнку необходимо терпение. Для этого я создала игру–пособие «Где, когда и почему – потерпеть всегда смогу».

В нашей группе уже заложен «фундамент целеустремлённости»! А великая Матушка – Похвала ласкает и вселяет уверенность в детей. А мы, взрослые, будем помогать достигать цели, реализовывать свои желания и хотения.


(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, - первый разряд! - они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.

(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.

(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством...

(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12)Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства.

(13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик...

(18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка.

(19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:

(20) - Ребята, а Бычок-то тонет...

(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:

(27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть...

(29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!

(31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг:

(33) - А завтра вы здесь будете?

(34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я.

(35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно?

(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:

(45) - Ладно... приходи, там посмотрим...

(46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:

(47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты!

(49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра...

(По Л. Куклину )


Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение .

Объясните, как Вы понимаете смысл финальных предложений текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


Аналитическая работа с текстом ( вариант 1)

Причины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку («чужак»)

Внешность

Манеры

«Тощенький мальчик»; «выпуклые круглые очочки» («метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок») «бледнолицый мальчуган».

« Презирали его и за суетливую манеру плавать»

  • Причину изменения отношения местных мальчишек к Бычку;
  • процесс достижения им поставленной цели;
  • причину возникшей убеждённости рассказчика в успехе мальчика.

2) Почему поступок Бычка рассказчик называет «отчаянным», а событие, связанное с этим поступком, - «невероятным»?

( Предложение 7 : Бычок , этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту!)

3) Что заставляет и рассказчика, и мальчишек, и читателя понять, что поступок Бычка ещё и опасно отчаянный?

Состояние пловца

Состояние поверхности моря

«Плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки»; «он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла».

«С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. …Накат у берега становился сильнее и опасней. (Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик)... Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка».


4) Что изменило отношение окружающих к Бычку?

Поведение мальчика в смертельной опасности

«…Он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. Бычок тонул молча,…с достоинством »

Целеустремлённость Бычка

«- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка.- Понимаете? Я же должен доплыть! Обязательно должен ! Ну, а в случае чего... Вы меня опять спасете...»; « было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:

Ладно... приходи, там посмотрим...»



1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».

2) Приведём аргументы, используя вводные слова.

Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7).

Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество.

3) Вывод.

Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.



Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать».

Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7).

Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, – это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы ( предложения 35-40).

Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное.

Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.

В сочинении основные мысли учащегося подтверждаются двумя примерами-аргументами из текста, которые полностью соответствуют высказываниям .


У него перед глазами был пример окружающих, которые плавали хорошо (предложение 1-2). Он и сам постоянно тренировался каждый день (предложение 7). Конечно, у Бычка не сразу всё получалось, но он всё равно будет учиться плавать, особенно если ему помогут местные мальчишки и приезжий.

У каждого всё получится, если долго тренироваться.

Ученик не смог объяснить смысл последних фраз текста вследствие неправильной интерпретации прочитанного. Об этом свидетельствуют фактические ошибки в сочинении. У выпускника отсутствует умение создавать высказывание на заданную тему на основе прочитанного.


Работа с текстом (вариант 2)

а) Чтение исходного текста.

б) Беседа о смысле последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра ...».

в) Формулирование тезиса: «Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту."

г) Подбор аргументов из текста.

д) Формулирование вывода. « Целеустремлённость и сила воли помогают человеку достичь желанного результата и вызывают уважение окружающих".

Написание сочинения.


Образец сочинения

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».

Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.

Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8).

Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38).

Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.


Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое целеустремлённость?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.



Целеустремлённость – стремление к цели

действие

результат


Способы толкования понятий

1) Классическая дефиниция : понятие определяется через родовые и видовые признаки;

2) описание : перечисляются свойства и признаки данного понятия;

3) характеристика: приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;

4) сравнение: данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;

5) различение: содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.

В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.


Логическая операция определения понятия. Классическая дефиниция

Слово (понятие, свойство)

Целеустремлён-ность -

Определить более общее (родовое ) понятие

которое

свойство

человека,

Назвать отличительные свойства (видовое отличие)

проявляется в стремлении к определенной цели .


Сравнение

Слово (понятие, свойство)

Целеустремлён-ный человек

Подметить обшее, сходное в двух предметах

похож на росток,

образно выразить это сходство

пробивающийся сквозь асфальт к солнцу.


Различение

Слово (понятие, свойство)

Человек без цели в жизни -

Указать на различия в сравнении с другими понятиями; установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов

дать оценку

не человек,

корабль без парусов, движением которого управляют только обстоятельства.


Характеристика

Слово (понятие, свойство)

Целеустремлённость -

Дать перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств явления, понятия.

способность организовать свои действия для достижения поставленной цели и последовательно их выполнять.


Описание

Слово (понятие, свойство)

это то, что

Целеустремлённость -

(тот, кто (или который); все то, что; всякий, кто и др.,)

Определить свойства и признаки данного понятия

делает человека успешным и счастливым.


Справедливы ли данные тезисы? Обоснуйте свои утверждения

  • Целеустремленность – это ясность ума, помогающая определить цель, и сила духа, помогающая достичь цели, невзирая на препятствия.
  • Целеустремленность – это наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств.
  • Целеустремленность – это умение всегда держать в уме конечную цель, и не переключаться ни на что иное в процессе действия.
  • Целеустремленность – это компас в современном деловом мире, помогающий человеку всегда держать верный курс.

Составляем план комментария

  • Каковы отличительные особенности целеустремлённого человека?
  • В чём его заключается ценность целеустремлённости?
  • Каковы могут быть условия (обстоятельства, причины, предпосылки) проявления данного свойства?
  • Как характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя?
  • Дополните план своими вопросами, ответьте на них.
  • Используйте ответы в своих комментариях к толкованию слова.

Целеустремленность - способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Поясните, как Вы понимаете смысл подчёркнутого словосочетания. Можно ли это пояснение использовать в качестве комментария к данному Вами определению слова?



Узелок на память

Если хочешь достигнуть цели -беги к ней;

не можешь бежать – иди;

не можешь идти – ползи;

не можешь ползти – всё равно действуй, как можешь…



Вариант 1

Целеустремлённость - это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.

Меня восхищают целеустремлённые люди, наверное, потому, что я не могу назвать себя таким человеком. Вряд ли бы я, как Бычок из прочитанного мною рассказа, отважился снова поплыть до Чёртова Пальца после того, как оказался на волосок от смерти (предл.35)! Но «бледнолицый мальчуган» действительно оказался настойчивым. Для меня рассказ о нем - это рассказ о целеустремлённом человеке.

Такова и моя старшая сестра. Готовясь к городским соревнованиями по лёгкой атлетике, Галя отказалась от туристической поездки в Петербург: ей необходимо было соблюдать режим сна и тренировок. Остаться дома и посвятить время спорту было её осознанным решением.

Следовательно, целеустремлённость - это умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.


Вариант 2

Если человек упорно идет к своей цели, невзирая на сомнения, неудачи, опасности и риск, то такого человека называют целеустремленным. Он постоянно в действии, в стремлении осуществить задуманное.

Именно так и ведет себя мальчишка по прозвищу Бычок из прочитанного мною рассказа. Несмотря на то что он чуть не утонул, борясь с «мертвой зыбью», «очкарик» не оставил намерения рано или поздно доплыть до Чертова Пальца. «Тощенький мальчик» показал «отчаянному береговому братству» пример настоящей целеустремленности. Это же качество двигало и знаменитым авиаконструктором А.Н. Туполевым, создавшим такие самолёты, на которых были совершены знаменитые перелеты через Северный полюс в Америку.

У каждого человека есть своя мечта и своя цель, но характеризует его не они, а то, как он стремиться их достичь. Упорство, непреклонность отличают мечтателя от победителя.

Я уверен, что целеустремленность помогает стать успешным в жизни.


Вариант 3

Я понимаю целеустремленность как способность человека не сдаваться на пути к своей цели, подниматься снова и снова, если обстоятельства сбивают с ног, и идти вперед. Но для этого нужно иметь сильный характер. В прочитанном мною рассказе пример целеустремленного человека – мальчик Бычок, который, решив доплыть до Чертова Пальца, чуть не утонул, но не оставил мысль о смелом покорении опасного пути (предл. 35-38) Я также могу назвать целеустремлённым человеком любого из победителей Олимпийских игр. Известно, насколько строг режим их тренировок и каким долгим может быть путь на пьедестал. Однако трудности, травмы и необходимость ежедневно пересиливать себя не останавливают их и только закаляют характер. Можно ли стать выдающимся человеком без целеустремленности? Вряд ли! Но не обязательно быть выдающимся, чтобы продемонстрировать свою целеустремленность.

Это нам доказал Бычок, отважный герой рассказа Л.Куклина.


Узелок на память

Целеустремленность позволяет человеку стать

  • успешнее,
  • счастливее,
  • умнее,
  • богаче,
  • сильнее физически и морально.

Литература

ФИПИ Демоверсия ОГЭ-2015 года

www.psychologos.ru

В своем тексте Д.С.Лихачев поднимает проблему роли культуры в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассуждает о пользе культуры, которая не только «дает достойное, высокое содержание… жажду активности», но и «сама в себе несет притягательность». Кроме того, Д.С.Лихачев обращает наше внимание на классику, одну из разновидностей культуры, акцентируя что «она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека».

Автор убежден в том, что культура придает жизни человека смысл, помогает найти выход из любой жизненной ситуации, какой бы трудной она ни была, и обладает целебными свойствами, являясь средством отдыха и расслабления.

Я полностью разделяю авторскую позицию. Несомненно, произведения культуры представляют собой истинную ценность для человечества на протяжении многих веков, а накопленный благодаря ей опыт позволяет обществу развиваться и совершенствоваться.

В то же время нельзя не упомянуть о том, насколько важна культура и для отдельной личности: она помогает найти смысл жизни, обогащает духовный мир человека и делает его добрее.

Аргументы для подтверждения моей точки зрения можно найти в произведениях отечественной художественной литературы. Рассмотрим события из рассказа А.Приставкина «Рогожский рынок», в котором перед нами предстает картина холодной и голодной Москвы времен Великой Отечественной войны. Главный герой мечтает лишь о том, чтобы, заработав хоть немного денег с продажи дров, купить картошки. Вопреки своим ожиданиям мальчик бессознательно приобретает томик «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, что поначалу сильно расстраивает его. К счастью, чтение великого произведения не менее великого писателя не оставляет героя равнодушным и уносит его прочь от столицы.

Так, прихожу к выводу о том, что знакомство с истинной культурой дарит мальчику ощущение радости и восторга, позволяет хоть ненадолго забыть о текущих трудностях и невзгодах.

В качестве другого аргумента можно привести события из рассказа А.И.Куприна, где перед нами предстает яркий пример всепоглощающей силы классической музыки. Слушая сонату Бетховена, любимое музыкальное произведение Желткова, переданное любимой женщине в качестве завещания, Вера Шеина слышит среди нот голос любившего ее человека. Наконец княгиня осознает, что упустила шанс на великую любовь, который зачастую дается только один раз в жизни. Таким образом, мы увидели, как музыка смогла растопить сердце героини и совершить в ее душе переворот.

Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: культура-это неотъемлемая часть существования человечества. Именно поэтому, роль культурных ценностей в жизни каждого из нас постоянно возрастает.

Вариант 2

Огромный простор для размышлений вызывает у меня текст Дмитрия Сергеевича Лихачева. В котором ярко выражена проблема бездуховности людей.

Автор в тексте рассказывает, что в нынешнее время человечество все меньше интересуется культурой, падает роль духовной культуры из-за техники. Все больше проявляется агрессивные формы, с которыми нужно бороться. Но ведь каждое направление культуры воспитывает, делает чище и содержательнее человека, и благодаря этому он приобретает ценности в жизни. Этими эпизодами писатель нам показывает, как духовность человека приобретает уважение.

Подтверждение этой мыли можно найти в классической литературе. Так, Рэй Бредбери в своем произведении "Вельд", размышляет о потере нравственных ориентиров из-за техники. Венди и Питер, герои произведения, привыкшие получать только удовольствие и наслаждение от родителей. Они совершенно не слушали их требования.Детская комната овладела мыслями и чувствами детей, в которой осуществлялись их мечты. И только стоило родителям выключить комнату и повезти их на природу, дети совершили ужасный поступок, они обманом заманили родителей в комнату и скормили львам, которые стали настоящими. На данном примере автор показывает, как из за прогресса технологий душа детей стала черствой и жестокой.

Также в произведении Рэй Бредбери "Улыбка" размышляет над этой проблемой. Так мальчик Том во время очередной "культовой революции", рискуя жизнью, хватает и прячет кусок холста, на котором изображена Джаконда. Он хочет сохранить его, чтобы потом вернуть людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Писатель стремится донести до нас, что искусство, культура способна обогатить человека только наилучшими качествами.

В заключении хотелось бы сказать, что именно благодаря культуре мы развиваем наш духовный мир, и совсем не стоит забывать о ней.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин - духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно.

Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде - образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.

В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!

В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».

Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина - зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.

Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.

В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.

Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.

Повторяю, музеи «дышат» выставками. Выставки составляют важную часть духовной жизни наших городов.

Еще один вопрос, который крепко связан с проблемой передачи ценностей из музеев и библиотек. А кто, собственно, является хозяином этих ценностей?

Сейчас некоторые музеи и библиотеки, а также министерства рассматривают национальные святыни как свою собственность, распоряжаются их судьбой, никого не спрашивая. Распоряжаются всем этим богатством «трудовые коллективы», создаются совместные с иностранными фирмами предприятия для извлечения прибылей.

Разумеется, это совершенно недопустимо. И никакое министерство, никакая Академия наук не вправе принимать роковые для наших национальных ценностей решения. И даже не просто национальных, а ценностей, принадлежащих человечеству.

Бесконтрольное распоряжение судьбой памятников культуры общечеловеческого значения характерно не только для нашей страны, хотя здесь мы побили, кажется, все рекорды. Надо понять, что культура принадлежит всему человечеству, как принадлежат ему атмосфера планеты, моря и океаны. Культура омывает и очищает мир. Нельзя реставрировать бесконтрольно произведение французской живописи, не считаясь с мнением французских искусствоведов. Нельзя решать вопрос о принадлежащих всему человечеству Кижах, не создавая совета всех реставраторов деревянного зодчества, в том числе из Канады, Финляндии, Норвегии и т. д. Пора подумать о выработке всемирного морального кодекса «держателей» памятников культуры. Он будет касаться «трудовых коллективов» музеев, коллекционеров, мэрий городов, министерств и правительств. Мы не можем отменить право юридической собственности, но мы можем воздействовать на совесть собственников, подвергнуть недостойных держателей моральному остракизму. Этот вопрос я дважды ставил перед главой ЮНЕСКО Федериком Майором. Я предлагал создание постоянно действующей консультации по вопросам моральной ответственности держателей культурных ценностей.

Надо твердо помнить: музейные, архивные работники, библиотечные дирекции - не собственники хранимых ими ценностей, а министерства и исполкомы - тем более.

Еще один сюжет для размышлений. В подавляющем большинстве случаев церкви строились на народные деньги. Даже если деньги давала церковь - она была только передатчиком средств. Народ жертвовал иногда свои последние трудовые гроши на построение храма. Сборщики средств отказывали себе во всем, проходили, собирая деньги, иногда сотни верст. И если музей владеет церковью, достойно хранит ее - он владеет ею во славу народного искусства, народного трудолюбия, народной веры, наконец! И следует заботиться только, чтобы музей невольно не осквернял церковь, не осквернял алтарь, чтобы время от времени, как это бывало и в Древней Руси, в ней совершались богослужения.

За чей счет следует делать реставрацию храма при передаче его церкви? Ясно, что в первую очередь за счет тех, кто им временно владел. Но и за счет государства. И за счет верующих. Именно так в Ленинграде обстоит дело с главной мечетью города.

Вопрос о передаче верующим церковных зданий - вопрос очень большой, срочный, и в случаях бесспорных с его решением нельзя медлить. Народ должен иметь свои святыни - религиозные, культурные, природные… Но последний вопрос - о замечательных природных ландшафтах, с которыми также связано воспитание нравственности и культуры, - должен быть поднят особо. Мне хочется только напомнить о том, что и его следует как можно скорее решать.

1990

Агрессивность «бездуховности»

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, - удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде. И не случайно после таких концертов публика, вошедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, а выходя на улицу - опрокидывать плевательницы, тумбы, ларьки, тележки.

Любовь мужчины и женщины всегда служила основным стимулом и содержанием искусства, поэзии - в первую очередь. Но когда любовь заменяется голым сексом, сексом без одежд, то ни о каком Эросе в высоком смысле не приходится говорить. Чистая агрессивность, и при этом в самом святом. Разве те, кто приходит на эротические сеансы, учатся ухаживать за любимой девушкой? Разве они стремятся подарить ей цветы, произвести на нее впечатление своей деликатностью, внимательностью, уважительным отношением, культурой поведения, блеснуть знаниями, способностями? Преклониться перед любимой, перед «вечной женственностью»? «Вечная женственность» - смешная старомодность. Прабабушкин нафталин. На самом деле все просто до предела - как у насекомых. Чистая агрессивность в любви.

От духовной пустоты и порожденная ею агрессивность в идеологии. Это надо знать политикам, которые хотят воспитать в нас навыки парламентаризма. Упрощенные концепции жизни (куда до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивностью, доминируют у молодежи. Отсюда опасность распространения крайних политических теорий: от «Памяти», монархизма правого толка до анархизма. «Черное знамя - это так красиво!» «Когда окружающие тебя боятся - это так приятно!» Во всем этом есть эрзац храбрости, эрзац убежденности. Отсюда же стремление поразить невероятной одеждой, чудовищной прической, выразить свое презрение к окружающим неопрятностью своего платья. «А нам-то что? Пусть смотрят и терпят!» Агрессивность - это и брань, и арго в разных его формах (об этом у меня есть специальная работа 1964 года). Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды.

Пустота агрессивна. Она угрожает лопнуть с треском, иногда даже с опасностью для жизни окружающих, для зрения их, во всяком случае… Иногда бездуховному человеку хочется даже пострадать, ввязаться в драку. Это придает ему имидж человека, «страдающего за убеждения». Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность.

Поэтому бессмысленно полагаться в борьбе с растущей агрессивностью на запрещения, разгоны беснующейся толпы милицией и пр. Агрессивным людям нужны свидетели, зрители, скандалы. Они испытывают от этого только удовлетворение. Лучше, если это возможно, как можно меньше замечать эту громкую пустоту. Агрессивность, как и всякая истерика, должна тушиться спокойствием и безразличием. Это хорошо усвоила английская полиция, «охраняющая» манифестации протестующих от возмущенных ими.

«Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Бог в Библии. Люди, не мстите - зло (если оно только действительно зло, а не отчаяние правых) само покарает себя.

Но конечно, одного спокойствия недостаточно в борьбе с растущей агрессивностью. Надо понять ее истоки. Основанная на бездуховности агрессивность, не имеющая определенной, серьезной цели, всегда найдет себе эту цель и противостоящую силу, в которой бездуховная агрессивность так нуждается (заметьте, что я постоянно говорю об агрессивности не самой по себе, а вызванной бездуховностью).




Top