Шедевры эрмитажа картины. Зал искусства Франции XVIII века

Собрание Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Сюда входят произведения живописи, скульптуры и графики, предметы прикладного искусства, нумизматика и оружие, археологические памятники и прочие ценности, созданные народами мира с древности по наше время.

Эрмитаж - необыкновенный мир, изумительное пространство, страна чудес. И каждый посетитель находит здесь то, что вызывает невероятный восторг, отчего душа радуется и сердце воодушевляется. Поэтому и знакомятся с Эрмитажем по-разному.

Можно изучать залы Эрмитажа, посещая их один за другим, имеется возможность знакомиться с историей, культурой и искусством интересующих стран. В музее - 7 огромных отделов истории культуры разных стран, плюс множество постоянных и временных выставок.

Музей представляет собой совокупность 5-и зданий, возведенных для различных целей, в различные периоды времени и, логично поэтому, различными зодчими. Отличаясь визуально по цвету фасадов, все они соединены между собой.

Зимний дворец - архитектурный шедевр Барталамео Растрелли, созданный в 1754-1762 годах по заказу императрицы Елизаветы. За ним следуют Малый Эрмитаж, построенный в 1764-1766 годах по указу императрицы Екатерины II архитекторами - Юрием Матвеевичем Фельтеном, Жаном Батистом Мишель Валлен-Деламот.

Продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, является Старый (Большой) Эрмитаж, возведенный архитектором Ю. М. Фельтеном в 1771-1787 годах по заказу императрицы Екатерины II для размещения постоянно расширяющихся дворцовых коллекций и библиотеки. Вся парадная анфилада, влючая приемную, Старого (Большого) Эрмитажа была оформлены А. Штакеншнейдером.

Вышеуказанные залы плавно переходят в здание Нового Эрмитажа, возводившееся в 1842–1851 годах по проекту “музейного” архитектора Лео фон Кленце. Наконец, Эрмитажный театр был построен в 1783 - 1787 годах по поручению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги.

Самое ценное для просмотра, отмечено на плане музея, что составляет традиционный маршрут. Даже приведен список MUST SEE в Эрмитаже. Но каждый ищет для себя свое.

Перечень ценнейших экспонатов Эрмитажа, приведенный ниже, возможно поможет определиться с выбором очередности обзора, но, прежде всего, он даст главные знания о ценности собрания Эрмитажа.


Иорданская лестница

Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской.

По белоснежной мраморной лестнице, отделанной золотом, поднимались во дворец важные гости императоров и посланники иностранных держав.


Египетская экспозиция

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Вся экспозиция дает возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов.

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи - стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III - лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII.



Пазырыкский курган

Часть 1-го этажа посвящена искусству древних обитателей Азии -скифов. В зале № 26 представлены вещи, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, 5-го Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века.

Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом.




Дальний Восток и Центральная Азия

В залах №№ 359‒367 на 3-м этаже Зимнего дворца размещены настенные фрески из буддистских пещерных и наземных храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Их возраст насчитывает не одну сотню лет. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр “Старая деревня”, где они теперь и выставлены.


Художественное убранство русского интерьера XIХ - начала ХХ вв.

Пройдя на 2-ом этаже по анфиладе парадных комнат Зимнего дворца вдоль Невы, можно попасть в залы №№ 187–176 с жилыми интерьерами. Интерес представляют гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами и уютным оформлением, погружающим в атмосферу Средневековья.


Галерея находится в Зимнем дворце на 2-ом этаже. Залы № 151 и 153 позволят увидеть всех императоров, начиная с XVII века и, соответственно, с первого императора Российской империи - Петра Великого до последнего - Николая Второго. Также представлены портреты всех членов царских семей. Здесь можно изучать историю в личностях.


Работы импрессионистов и постимпрессионистов

На 3-м этаже Зимнего дворца, в залах №№ 316‒350 можно увидеть шедевры Моне, Ренуара, Дега, Сислея, Писарро и других импрессионистов. Одна из истинных жемчужин коллекции - полотно Клода Моне “Дама в саду Сент-Адресс”. Это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале.

Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти.

После революции некоторые картины скупил Альфред Барр - основатель Нью-Йоркского музея современного искусства. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа - Иосиф Орбели, взявший на себя ответственность по сохранению работ Кандинского, Малевича, Матисса и Пикассо.


Искусство Италии

Огромный интерес в рамках данной темы представляет творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана. Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих подлинными работами величайшего художника эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. В зале № 214 Старого Эрмитажа на 2-м этаже находятся 2 (из 14 сохранившихся в мире) шедевра мастера - “Мадонна Литта” и “Мадонна Бенуа”. Леонардо да Винчи является лидером всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи, зародил треугольную композицию картины.

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже 8 произведениями, среди них заслуживает особого внимания картина "Кающаяся Мария Магдалина". Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.

В зале итальянского искусства XVII-XVIII веков из выдающихся работ стоит отметить скульптуру Джузеппе Маццуолы - “Гибель Адониса”, полотно Луки Джордано - “Битва лапифов с кентаврами”, картины Тьеполо - “Триумф императора” и другие с сюжетами из истории Древнего Рима.


Галерея находится в Новом Эрмитаже на 2-м этаже в зал № 227. Это копия галереи из дворца Папы Римского в Ватикане. Она была расписана учениками Рафаэля по эскизам учителя из его мастерской и воспроизведена в Петербурге по желанию Екатерины II. Своды, которые украшают картины на ветхозаветные и евангельские сюжеты, получили название - “Библия Рафаэля”.


Искусство Испании

Эрмитажные коллекции испанской живописи входят в число самых лучших в мире. В Эрмитаже представлено одно полотно величайшего живописца Доменикоса Теотокопулоса, грека по национальности, родившегося на острове Крит, и получившего, посему, псевдоним Эль Греко. “Апостолы Петр и Павел” - единственное произведение мастера, зато подлинное, доподлинно известно.

Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран, представлен несколькими работами. Среди них самой знаменитой является картина "Завтрак", выполненной в типичном для того времени жанре “бодегона”, когда герои находятся в каком-либо питейном заведении, но основное внимание уделяется натюрморту - еде, столовой утвари и посуде. Но уникальность произведения состоит в том, что в нем присутствует визуальный обман. Сразу кажется, что на картине изображено четверо героев, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что их трое. В заблуждение вводит воротник на стене.

В Эрмитаже представлено творчество последнего великого живописца Испании XVII века - Бартоломе Эстебана Мурильо. Поистине восхищает его картина "Благовещение", написанная мастером в 1660-1665 годы, которая поступила в Петербург из Амстердама в 1814 году. Илья Репин при жизни даже рекомендовал для изучения Мурильо ехать в Эрмитаж.


Искусство Фландрии и Голландии

Художники Фландрии сыграли огромную роль в развитии европейской живописи XVII века. Выставка произведений фламандской живописи является одной из богатейших и лучших в Эрмитаже.

Здесь представлены первоклассные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других всемирно известных фламандских художников.

"Лавки" Снейдерса - это широкоформатные полотна, которые изображают различные лавки во всем своем вкусном великолепии, в сочных и колоритных красках и элементах. Снейдерс писал натюрморты, и он достиг такого высокого мастерства, что его яства выглядят - аппетитнее не придумаешь.

Произведения голландских художников экспонированы в Шатровом зале. Эрмитаж обладает 2-ой по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме.

Ярчайшими жемчужинами в Новом Эрмитаже на 2-м этаже в зале № 254 являются картины Рембрандта – “Даная”, “Возвращение блудного сына”, “Снятие с креста”, “Портрет старика в красном”.

“Возвращение блудного сына” - одна из последних и самых известных картин Рембрандта. Вместе с Тицианом Рембрандт интерпретирует один и тот же сюжет, написав картину “Даная”. Но у последнего она печально знаменитая изначально и впоследствии. Она была посвящена любимой жене Рембрандта - Саскии. Рядом с героиней находился смеющийся ангел, и на нее проливался золотой дождь. Но после смерти супруги, Рембрандт изменил лицо девушки на портрете, придав ему черты своей новой спутницы. Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим.

Плюс, в 80-х прошлого столетия посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении целой дюжины лет. Сегодня мы видим картину, воссозданную заново, но наполненную той же тонкой и светлой грустью автора. Она была переписана после ухода в мир иной любимой жены Рембрандта, и на ней черты другой женщины, но все равно она отражает прощание мастера со своей Саскией.


Французское искусство

Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже (Зимний дворец, II этаж, залы №№ 272‒292) считается богатейшим в мире. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией. Интерес представляют лиможские эмали XV – XVI веков, фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена, многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое другое.


Английское искусство

В экспозиции огромный интерес представляют произведения крупнейшего английского живописца Джошуа Рейнолдса, а также знаменитого английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо. В Эрмитаже представлены знаменитые картины мастеров: Джошуа Рейнолдса - “Младенец Геракл, удушающий змей” и Томаса Гейнсборо - "Дама в голубом".


Нидерландская живопись

В Малом Эрмитаже на 2-м этажа в зале № 262 представлен триптих из церкви - алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Передний план занимает сцена Благовещения, на втором видна Дева Мария, занятая шитьем пеленок в ожидании первенца. В центре изображен донатор, что было необычно для церковной живописи тех лет, рядом с ним архангел Гавриил, который принес Марии благую весть.

Также особое внимание заслуживают 2 групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов.


Работы мастеров-оружейников стран Европы

В Эрмитаже имеется богатейшее собрание западноевропейского оружия XV-XVII веков. При входе в зал № 243 можно увидеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится кинжал для пробивания кольчуг. Усовершенствование амуниции произошло в конце XIV-начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны традиции готики, что отразилось на формах доспехов, получивших название „готических".

Крестьянское вооружение, в основу которого зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда: боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда) выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.

Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи, древковое оружие алебарды, глефы, расседлыватель, стрелковое оружие (витрина слева), в частности арбалеты. Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке.

Стоит тут пушка работы итальянского оружейника XVII века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом. В зале есть еще много видов турнирного и охотничьего оружия.


Сочинение на тему «Вдохновляющий Эрмитаж»

Свое знакомство с Эрмитажем я начал в школе. Меня очень заинтересовал рассказ учителя о Санкт-Петербурге. Мы «путешествовали» по городу, узнавали новые места. Учитель стал рассказывать о художественной галереи в Санкт-Петербурге. Я впервые услышал и узнал о Эрмитаже. Так много произведений искусства храниться в нем. Я и представить не мог, что музейный комплекс такой большой и состоит из 5 зданий. Собирать коллекцию начала еще Екатерина II, за урок мы ознакомились только с некоторыми экспонатами из всей коллекции. У меня появилось огромное желание посетить Санкт – Петербург, и обязательно побывать в Эрмитаже. Я думал, что в Эрмитаже выставлены только картины, но я ошибся. Нам показали множество скульптур. Некоторые сохранились с каменного века, например, древние статуи женщин – «Венеры». Мне запомнилась коллекция украшений, вазы древних греков. Все эти произведения сохранились до нашего времени в своем первоначальном виде.

Учитель представил нам, Эрмитаж полон шедевров разных художников. Радуют глаз шедевры разных стилей. Мне запомнилась картины Ван Гога. Они напоминают мне детские рисунки нарисованные цветными карандашами. Даже самому захотелось нарисовать что – нибудь подобное.

Шедевры Эрмитаже, и сам Эрмитаж, я видел только на картинках, у меня появилось желание самому побывать и увидеть своими глазами всю красоту и величие Эрмитажа. Окунуться в эту сказочную атмосферу.

Моя мечта осуществилась! Прошлым летом я с родителями побывал в Санкт-Петербурге и посетил Эрмитаж. Я был поражен красотой увиденного. Наверное, лучшее здания я еще не видел. Первое, на что я обратил внимание- это большая, красивая лестница, даже жалко было наступать на ступеньки. Я восхищен был увидев потолки, мне показалось, что это огромные картины повисли в воздухе.

На первом этаже я обнаружил коллекции древнего Египта и древней Греции. Те экспонаты о которых с интересом рассказывал учитель. Я поражен/ удивлен мумией, я не мог предположить, что она так сохранилась с древних времен.

Большое впечатление на меня произвел Рыцарский зал. Мне захотелось остаться здесь навсегда и примерить все эти доспехи. В мое воображении предстали средневековые рыцари, на конях в разных доспехах, с саблями, мечами, участвующие в сражениях.

Эрмитаж полон шедевров разных художников. Учитель показывал картины, но видеть их наяву, значит почувствовать то, что хотел сказать художник, «окунуться» в картину, быть участником этой картины, и даже «сохудожником».

Но больше всего нас поразил Павильонный зал, мы замерли от восторга у часов «Павлин». Мне не верилось, что такая красота и изящество- дело рук человека. Нам повезло: мы стали свидетелями запуска часов. Я смотрел с восхищением и замиранием сердца. В застекленной клетке расположены дуб и несколько фигур птиц и белок. В центре находиться павлин, который поворачивается, распуская пышный хвост. Сова вертела головой и хлопала глазами, петух кукарекал.

Я думаю, что часы «Павлин» являются шедевром человеческого творчества.

Также в Эрмитаже мы увидели много скульптур, бюстов, которые нельзя обойти своим вниманием.

В зале Древнего Рима мы познакомились со скульптурами, которые относятся к веку становления и расцвета Рима. Среди всех скульптур выделилась своим размером статуя Юпитера. Я был поражен масштабами статуи. Юпитер восседал на троне. Возле его ног - орел. В одной руке – скипетр – знак власти; в другой – фигура богини победы Виктории. Торжественная, величественная статуя создает впечатление силы, величия.

Еще от учителя я узнал, что в Эрмитаже есть Золотая и Бриллиантовая кладовые. Но к сожалению, посетить их и узнать что в них хранится мне не удалось. И самым удивительным фактом для меня была история о том, что в Эрмитаже есть праздник «День эрмитажного кота». Этот праздник посвящен котам, которые есть даже в Эрмитаже. Они «охраняют» коллекцию, которая хранится на чердаке. Мне бы хотелось побывать на этом празднике «День эрмитажного кота», но мы посетили Эрмитаж не в этот день.

В этот день мы не смогли обойти и половины Эрмитажа, но посещения музея оставило неизгладимое впечатление: я увидел интересные экспонаты, открыл для себя много нового. Мне говорили, если остановиться у каждого экспоната хотя бы на одну минуту, то на это уйдет 8 лет! Я не мог предположить, что на просмотр может уйти так много времени.

Если у меня появится возможность побывать в Санкт – Петербурге, то я обязательно посещу этот удивительный, восхитительный и такой красивый музейный комплекс.

О шедеврах Эрмитажа есть множество книг, статей, но увидеть их своими глазами – это впечатление, которое ни с чем не сравниться.

- Ну что, ездил куда на выходные?
- Да, в Санкт-Петербурге был.
- В Эрмитаж ходил?

Примерно так выглядит диалог с друзьями-знакомыми, не так ли? :) И не зря...
- крупнейший художественный и историко-культурный музей мира! Датой основания считают 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела в Берлине коллекцию из 255 картин. На сегодняшний момент в Эрмитаже насчитывается около 3-х миллионов экспонатов и отображает культуру и искусство разных стран и народов. Говорят, что если на осмотр одного экспоната потратить 1 минуту, то на изучение всех понадобится 11 лет.


Главное здание Эрмитажа - Зимной дворец украшает парадная лестница, названная Иорданской . Получила такое название, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где вырубалась прорубь для освящения воды, так называемую иордань. Ранее лестница носила название Посольская.
Она занимает пространство всей высоты здания.
1

Плафон "Олимп" - живописная иллюстрация, занимающая 200 квадратных метров.
2

Поднявшись на второй этаж попадаем во Фельдмаршальский зал . В глаза бросается роскошная люстра. В простенках помещены портреты русских фельдмаршалов, чем и объясняется название зала.
3

Петровский (Малый тронный) зал . Посвящен памяти Петра I.
4

В нише, оформленной в виде триумфальной арки находится трон, а над ним - картина "Петр I с богиней мудрости Минервой" .
5

Гербовый зал был предназначен для торжественных приемов. Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа. В центре зала находится чаша из авантюрина.
6

У входа в зал расположены скульптуры древнерусских воинов со знаменами.
7

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой
8

Была создана по проекту Карла Росси в честь победы Российской империи над наполеоновской Францией.
9

На стенах галереи размещены 332 портрета генералов, которые участвовали в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годах. Авторами картин являются Джордж Доу, Поляков и Голике. По центру - большой портрет Александра I верхом на коне, написанный берлинским придворным художником Крюгером.
10

Слева портрет Кутузова в полный рост.
11

Георгиевский зал или Большой тронный зал . Здесь проходили официальные церемонии и приемы. Над Тронным местом находится барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона".
12

Большой императорский трон был исполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
13

Перейдя в Малый Эрмитаж заходим в Павильонный зал . В исполнении интерьера соединены различные архитектурные стили: мотивы античности, Ренессанса и Востока.
Мраморные колонны стремятся ввысь к лепным кружевам в золотой огранке, откуда свисают золоченые люстры.
14

Четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" в Бахчисарайском дворце , украшают стены зала.
15

Уменьшенная в два раза копия Римской мозаики, найденной при раскопках терм в 1780 году в городе Окрикулум. Здесь представлены персонажи античной мифологии: по центру голова Горгоны-медузы, бог Нептун и обиталеи его морского царства, сражающиеся Лапиф и Кентавр.
16

Золоченные часы.
17

18

Главной достопримечательностью Павильонного зала являются часы "Павлин". Приобрел их князь Потемкиным для императрицы Екатерины. Автором автомата был Джеймс Кокс - знаменитый в те года ювелир и изобретатель сложных механизмов. Привезли в Санкт-Петербург часы в разобранном виде. Собирал их русский мастер Иван Кулибин. Важной особенностью этих часов - это то, что они до сих пор работают: сова кружит головой, хлопает глазами и с помощью колокольчиков, которые закреплены на ее клетке, наигрывается мелодия, павлин распускает хвост и кланяется зрителям, а петух кукарекает. Все фигурки двигаются как живые.
19

Висячий сад перед Павильонным залом. Напомню, что мы на втором этаже.
20

На Советской лестнице . Название объясняется тем, что на первом этаже находились помещения Государственного совета. На верхней площадке находится малахитовая ваза, созданная в середине XIX века в Екатеринбурге.
21

Зал Рембрандта . На фото картина "Даная", написанная по мотивам древнегреческого мифа. Бог Зевс в виде золотого дождя проник к Данае, которая находилась в заключении, после чего она родила Персея.
На эту картину в 1985 году было совершено покушение. Мужчина вылил на нее серную кислоту и дважды порезал картину ножом. Злоумышленник объяснил свой поступок политическими мотивами, однако суд признал его душевно больным и поместил в психиатрическую больницу.
22

Большой Итальянский просвет . В зале представлена экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков.
23

Элемент столешницы из малохита XIX века.
24

25

Скульптура "Гибель Адониса". По мотивам древнеримской поэмы "Метаморфозы".
26

Зал майолики .
27

Один из двух шедевров зала - картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году.
28

Рыцарский зал - один из больших парадных интерьеров Малого Эрмитажа. Тут представлены богатейшая коллекция оружия, насчитывающая около 15 тысяч предметов.
29

Парадная лестница Нового Эрмитажа.
30

Пантера в зале Диониса , который был создан для выставки древней скульптуры.
31

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.
32

Зал Юпитера .
Саркофаг "Церемония бракосочетания". На всех стенках мраморного римского саркофага изображены рельефные фигуры, раскрывающие сюжеты свадьбы, охоты и быта. А крышка посвящена богам Олимпа.
33

Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра.
В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории - богини победы.
34

Зал Большой вазы . Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами из белого мрамора. Еще до облицовки стен искусственным мрамором была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой более 2,5 м. и весом 19 т. Работа над ее созданием, из-за ее громадных размером, велась прямо на каменоломне целых 12 лет. В 1843 году ваза была завершена. В Петербург ее везли сначала по суше, где в упряжке было до 160 лошадей, потом на специальной барже по воде, а над установкой в зал работали 770 человек.
35

Зал Древнего Египта . Он был создан в 1940 году, на месте буфета Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя: здесь представлена экспозиция посвященная Древнему Египту, охватывающая период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры.
36

Барельеф в коридоре между залами.
37

Двадцатиколонный зал . Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита делят его на три части. Роспись стен и мозаичного пола выполнены в стиле античной традиции. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до нашей эры.
38

В Большом дворе Зимнего дворца экспонируется скульптура "Снежная башня" - образ мальчика на костылях, несущего на спине дом, ремень которого душит его. Автор Энрике Мартинес Селайя говорит, что главной темой является "идея потери детской способности воспринимать блеск окружающего мира и появления духовной светонепроницаемости, что всегда сопровождается разочарованием" , также в скульптуре раскрывается эмигрантская тема.
39

40

О нет, одного раза сходить в Эрмитаж совсем недостаточно! После первого посещения создается только общее понятие устройства музея. Мне кажется, что Эрмитаж - это как "Война и мир" - книга которую нужно читать несколько раз в разные возраста, чтобы представал каждый раз новый смысл. Только ходить в этот музей мирового масштаба нужно намного чаще и каждый раз открывать для себя что-то новое!
41

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.

☼ ☼ ☼

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан

Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные - в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио). Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным. Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.

☼ ☼ ☼

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко. Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

☼ ☼ ☼

«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» - эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка. Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение. Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.

☼ ☼ ☼

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину. Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.

☼ ☼ ☼

«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына» - одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта. Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане. По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.

☼ ☼ ☼

«Дама в голубом», Томас Гейнсборо

«Дама в голубом» - единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.

☼ ☼ ☼

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар

Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку. Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно. В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.

☼ ☼ ☼

«Танец», Анри Матисс

Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец». Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

☼ ☼ ☼

«Любительница абсента», Пабло Пикассо

Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин. К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо - самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении. Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.

☼ ☼ ☼

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне

Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков. Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке. Эксперты называют эту картину «магической».

☼ ☼ ☼

«Чёрный квадрат», К. С. Малевич

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи. Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы. Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵




Top