Союз писателей России - Чебышева М. П

2015 год объявлен в России Годом литературы. И первым мероприятием этого года стал вечер в литературно-музыкальной гостиной Центральной библиотеки имени Н. А. Яхлакова. Он был посвящен творчеству самой известной вятской поэтессы Маргариты Петровны Чебышевой.

Почему мероприятие названо именно так? Во-первых, так называется книга, которая должна была выйти в «Антологии вятской поэзии» к 80-летнему юбилею поэтессы.

Во-вторых, Маргарита Петровна лирик по складу своего дарования. Причем разрабатывает она самую лирическую тему – тему любви. Но в этой традиционной теме у нее есть своя интонация. Прежде всего это интонация мужественности. Молодые часто пишут о любви в слезливо-сентиментальном тоне, с излишней красивостью. Чебышева дает тонкий и сдержанный портрет чувства, подключенного к высокому напряжению современного мира.

“Грешна – не верю прописной морали.

Грешна – святыней чту одну любовь…”

Это строки из «Монолога женщины XX века».

Как бывают люди, лишенные музыкального слуха, так встречаются люди, лишенные способности любить. За любовь они принимают что-то иное: страсть, привычку, симпатию. Поэтому Маргарита Петровна и называет любовь редкой птицей.

Редкая птица любовь.
Но уж если слетела
с горних высот,
одаряет без меры и счета.
Только любовь
Неделима на душу и тело,
Только она
Умирает, лишившись полета.
Только любовь
в очищение дана человеку,
нет изначально на ней
ни греха, ни вины.
Только любовь,
Бесприютная Золушка века,
не продается - она не имеет цены.

Родилась Маргарита Петровна 6 октября 1932 года в селе Лебяжье Кировской области. Окончила факультет русского языка и литературы Кировского педагогического института. Преподавала русский язык и литературу в школе рабочей молодежи, общеобразовательных школах. Восемь лет работала на телевидении редактором художественных передач. Руководила литературным клубом «Молодость».

В 1967 году вышла первая книга стихов «Северянка». Всего же у Чебышевой вышло 12 книг: “Зеленая звезда” в московском издательстве “Современник”, “Славяна”, “Провинция”, “Астафьевы ветры”, “Протягиваю руки сентябрю”, “Два голоса, два эха, две звезды”, “Эхом живу, эхом пою”, “Русский сюжет”, “Деревенская Вятка моя”, а также «Территория любви» и «Дом на песке».

Заслуженный работник культы РФ. Член Союза писателей России. Лауреат Всероссийской премии им. Николая Заболоцкого, областной премии имени поэта-фронтовика О. М. Любовикова.

В ее стихах – образы красивых, сильных, верных и многострадальных русских женщин, какой была и она сама. Образы эти органично сливаются в единый образ Руси – от древней до современной России-матушки.

А женщины такие на Руси,
что, Господи, помилуй и спаси
от наважденья этих странных глаз:
они глядят задумчиво сквозь вас
и видят Нечто, что не объяснить.
И вас уже соединяет нить
Желания понять, найти ответ;
Кто эта женщина? Ответа нет.
Она бывает грешной и святой,
Жестокостью казнит и добротой,
Во взгляде серых глаз то зной, то стынь,
А на губах - малина и полынь.
Она тебя убьет, но не предаст,
Отнимет душу и свою отдаст.
Однако то, что каплею на дне,
Загадкой в недоступной глубине -
Останется.
И не ищи ответ,
Кто эта женщина. Ответа нет.

Вятская деревня с ее неприхотливой красотой, люди, которые живут здесь, предстают перед нами в стихах как живые.

Сама о себе она писала, ощущая кровную связь с поколениями женщин, которые прошли по Земле до нее, отождествляя себя с героинями своих стихотворений: в них сплетаются время и судьбы, прошлое, настоящее и будущее

Россия… Вновь и вновь возвращается Чебышева к этой теме, потому что болит душа о судьбе родины, порой ласковой, как мать, а порой суровой, словно мачеха. Но все равно единственной, ведь другой русскому человеку не дано.

Во что же верила Маргарита Чебышева? В людей. А еще – в силу слова. Хотя многие считают, что сегодня поэзия, которая когда-то возвышала души людей, уходит на задний план, поэты не собирают огромные залы, в газетах практически не печатают лирику… Но, тем не менее, есть еще в России поэты, способные «глаголом жечь сердца людей»…

Я знаю – стен не сложить из слова
И не сковать оков.
Но всё, чем разбивались оковы,
Родилось из слов.

Зависит от многого, но не от слова
Прочность любых основ.
Но всё, чем потрясались основы,
Родилось из слов.

Век может быть тихим, век может быть громким –
Нет в будущее послов.
Но всё, что мы оставим потомкам,
Родится из слов.

Она жила негромко, не любила быть на виду. Но свою гражданскую позицию в стихах высказывала твердо и четко.

Маргарита Петровна Чебышева ушла из жизни в ноябре 2014 года. В памяти всех, кто был знаком с нею лично и с ее стихами, она останется светлым человеком, статной русской красавицей с косой на плече, в цветастом полушалке – той самой Славяной вятской поэзии, которой она была и останется в своем творчестве.

Территория ее любви поистине необъятна. Это не только вятская земля, вятская природа, вятские люди – это вся Россия. Эту территорию поэтесса подразделяет на три основных темы: Время, Родина, Любовь. Они так же неизменны и вечны, как неизменна и вечна жизнь.

На вечере звучал живой голос поэта. Диск «Вся жизнь моя стихами прорастет» был записан в областной библиотеке для слепых в 2014 году. В авторском исполнении собравшиеся услышали рассказ о ней и стихотворения «Я росла на зеленой земле», «Предки» и «Иду по земле босиком». Несколько стихотворений прочитала Ирина Бабкина.

Песни на стихи М. П. Чебышевой прозвучали в исполнении Владимира Веске, Елены Дмитренковой – Амстердам (в записи); Оксаны Трубиной (живой звук).

Подготовили и провели программу библиотекари Татьяна Инькова и Татьяна Тунгусова.

Песни на стихи Маргариты Чебышевой в исполнении Оксаны Трубиной:

Ночь

Эхом живу

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Шелеметьева Диана Денисовна

Шихова Ольга Александровна

Научный руководитель

Кузьминых Наталия

Ивановна, учитель русского языка, литературы, искусства

1.Биографические сведения.

2.Краткий обзор материала о творчестве поэтессы.

3.Основные мотивы и образы в лирике природы М.П.Чебышевой.

4.Использование художественных средств, их частотность.

Маргарита Петровна Чебышева – вятская поэтесса. Её стихи известны большинству наших земляков. Она выпустила одиннадцать поэтических сборников и за последнее время стала близка многим читателям как мудрый творец, глубоко чувствующий и понимающий мир и людей, знаток человеческого сердца, тонкий психолог и философ.

Родилась 6 октября 1932 года в селе Лебяжье Кировской области. Позднее семья переехала в Уржумский район, вместе с родителями жила в селах Шурма, Русский Турек, Буйское. В Буйском она окончила школу и начала писать стихи. В 1954 году окончила факультет русского языка и литературы Кировского пединститута. Работала преподавателем литературы в селе Лойно Верхнекамского района, в Кировской школе-интернате, в школе рабочей молодежи, общеобразовательных школах № 14,2,54.

Восемь лет работала на телевидении редактором художественных передач Кировского телевидения, руководителем литературного клуба «Молодость».

Первая публикация ее стихов появилась в областной газете «Комсомольское племя» (1964), затем подборка стихов в поэтическом сборнике «Молодость», который состоял из произведений участников одноименного литературного клуба.

Началом творческой биографии можно считать 1967 год. Свой первый поэтический сборник Маргарита Чебышева выпустила именно в этом году, назывался он "Северянка” и заслужил лестную оценку известного литературного критика Евгения Осетрова. Затем были многочисленные публикации в газетах, журналах «Смена», «Работница», «Волга», коллективных сборниках, выпускавшихся в Кирове, Перми, Москве, Горьком.

Маргарита Чебышева стала автором многих поэтических книг. В предисловии к её «московскому» сборнику «Зеленая звезда» (1974), который вышел в издательстве «Современник» в серии «Первая книга в столице», В.Кочетков писал, что «суровый край наложил своеобразный отпечаток на её книгу, дал рабочую сдержанность слову, прямоту и убежденность поэтической мысли». В 1974 году получила диплом

Костромского управления культуры за цикл стихов о Костроме

Позднее Маргарита Чебышева печаталась в коллективных сборниках, в журналах «Наш современник», «Волга», «Нижний Новгород».

Восемь лет Маргарита Петровна работала на телевидении редактором художественных передач. Журналистские встречи давали материал для раздумий о судьбах русской земли, деревни, русской женщины и, конечно, о любви - это и стало главными темами её стихов.

Награждена значком Министерства культуры РСФСР «Отличник

культурного шефства над селом» (1980 г.). Лауреат премий Н. Заболоцкого (Всероссийской и Уржумского района),поэта-фронтовика О. Любовикова, Кировского областного комитета по печати.

Всего выпущено 11 книг:

1.«Северянка» – 1967 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

2.«Зеленая звезда» – 1974 г., Москва, изд-во «Современник»;

3.«Славяна» – 1975 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

4.«Протягивая руки сентябрю» – 1979 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

книжное изд-во;

6.«Астафьевы ветры» – 1987 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

7.«Провинция» – 1993 г., Киров, Кировская областная типография;

8.«Русский сюжет» – 1998 г., Киров, изд-во «Триада»;

9.«Эхом живу, эхом пою» – 2000 г., Киров, Кировская областная типография;

10.«Деревенская Вятка моя» – 2003 г., Киров, изд-во «Триада».

11.«Территория любви» – 2007 г., Киров, ГИПП «Вятка».

О М.Чебышевой писали многие. Неоднократные отзывы Пересторонина Н.В., Игошина В., Ишутиновой Л., Сырневой С. о творчестве поэтессы можно встретить в газетах «Кировская правда» и «Вятский край» за 60-80-е годы 20-го века. Дать оценку лирического «я», выделить основные темы, мотивы попытались литературоведы Охотина Г.А., Черных В., Береснева С.И. Совсем недавно в Антологии вятской литературы вышла статья доктора филологических наук Поздеева В.А. «И как не прост извечный женский путь…». Однако нет ни одной статьи, посвященной разбору художественных средств, несмотря на то, что Поздеев В.А. отмечает в стихах Чебышевой «тенденцию к ассоциативной форме мышления с преобладанием экспрессивной и ретроспективной образности», «её метафора – не украшение, а основа образного построения стиха».

Поэтому нам хотелось бы остановиться именно на теме «художественные средства выразительности», проанализировать, какие средства языка больше всего Маргаритой Петровной любимы, в чем их необычность и завораживающая притягательность. Это будет одна из задач нашей работы.

Анализируя литературу, посвященную обзору творчества М.Чебышевой, мы пришли к выводу, что большинство исследователей сходятся между собой в выделении нескольких тем:

  • тема раздумий о поэзии, о сердце поэта, о его судьбе;
  • тема слитности поэта с Родиной;
  • осмысление русского национального женского характера;
  • тема матери, женщины, её роль на земле;
  • тема исторической памяти;
  • тема любви, поэзия чувств;
  • темя вятской природы, края, его прошлого и настоящего;

Больше всего нас привлекли стихи, посвященные вятскому краю, красоте его природы. Поэтому второй задачей нашей работы стало попытаться найти любимые мотивы, образы в стихотворениях, посвященных природе.

В беседе с журналистом Н.Пересторониным (интервью было опубликовано в газете «Вятский край» за 1996 год) Маргарита Петровна сообщает, что она хоть и в городе живет давно, но чувствует себя человеком деревенским, поэтому поэтесса умело раскрывает богатство и красоту природы родного края.

Когда мы работали с художественными текстами, то выяснили, что почти в каждом втором, третьем стихотворение рассуждение на любую тему начинается с описания простого вятского пейзажа. А каков он, вятский пейзаж? Город Киров (а в прошлом Вятка) расположен в средней полосе России. Природа редко балует нас своим вниманием. Часто лето дождливое, и осень наступает где-то сразу в августе. Долгая зима и долгая холодная весна. А какой нашу природу видит Маргарита Петровна Чебышева?

В лесу - как в высоком соборе

Хоралом звучит тишина.

Острее здесь счастье и горе,

Стократ тяжелее вина…

(«В лесу – как в высоком соборе…»)

…Скрипит калитка в стареньком заборе.

За стенкой сонно кашляет сосед.

И луч луны, как стрелка на приборе,

Обозначает время для бесед…

(Перед рассветом)

…Совсем простое: речка и трава,

Да изморось росы, да блики света.

В любых краях тебя встречает это.

А чем же память родины жива?

(Ностальгия)

…Роняет осень на могилы листья,

И шепчут травы тех могил: живи…

(«О самом старом и всевечно новом…»)

…Стосковалась отчая изба,

У забора горькая рябина…

Покосилась старая труба,

И глядит крапива, как княгиня.

Завалилась банька. Под окном

Вымахал репейник выше крыши.

Затянуло тропку топтуном.

Не живут в амбаре даже мыши…

…Кудрявые сомкнулись ивняки

Шаром над речкой. Синие стрекозы.

Щекотно в ноги тычутся мальки.

Над струями воды струится воздух…
(«Кудрявые сомкнулись ивняки…»)

Мы видим разное время года и суток. Писательский взгляд выхватывает самые мельчайшие детали, которые рисуют нам невзрачную, неброскую, но очень милую красоту нашей природы. Очень часто Маргарита Петровна обращается к образу рябины.

…Дождями гасит по лесам костры,

И тяжелеет сумрачное небо…

И вспышками бессильной красоты

Рябины пламенеют у дороги…

…И засветились сквозь забытье

Капли горьких рябиновых ягод

Холодной ладошке её…

Летом незаметная, но зато, какая яркая рябинка зимой!

…Но только в заснеженной чаще,

Где каждая ветка бела,

Там, рдея кистями кричаще,

Рябина меня позвала.

И пала на тропку свободно,

Смущая морозный тот день,

Среди голубых и холодных

Её розоватая тень.

Тревожное пламя без дыма,

Горящее даже в пургу,-

Так яростно, неистребимо

Рябина пылает в снегу.

…Тяжелы рябиновые кисти,

Листья пожелтевшие легки.

Хвастаюсь рябиновым запястьем

Перед той, что смотрит из воды…

(«Тяжелы рябиновые кисти…»)

…Рябиновая милая земля!

Я стосковалась по тебе в разлуке!

(Рябиновая милая земля…»)

…Рябиной губы обжигаю

И снегом остужаю боль…

…Как быстро краснеет рябина!

Пусть лето ещё не прошло.

Беспомощно шепчут осины,

О том, что уходит тепло…

(«Как быстро краснеет рябина…»)

Этот образ тонкой, готовой ко всем испытаниям рябины нам знаком каждому. Пусть горьки её ягоды летом, но очень сладки зимой, после морозов. Наверно, таков и вятский человек – неказист, но зато вынослив, щедр в минуты беды, трудолюбив.

Обращаясь к стихам поэтессы, посвященным лирике природы, обнаруживаются и другие повторяющиеся образы: осени, ночи, дождя, ветра. Как правило, они не существуют сами по себе, а включены в миниатюры, в которых образы внешнего мира служат выражением душевного состояния лирической героини. Лирический герой, как известно, не идентичен образу автора, хотя в большинстве случаев отражает его личные переживания. Лирическая героиня на протяжении творчества поэта не остается постоянной, она меняется, как «меняется отношение к миру, и мира к тебе» , и является в бесконечном разнообразии женских судеб. Вот перед нами промелькнула не просто женщина-осень, а героиня исстрадавшаяся, все потерявшая, которой достался только пепел:

Осень идет босиком по жнивью

И у холодных костров

Греет озябшие ноги…

(«Осень идет…»)

…Какая-то тайна в осенней поре,

Задумчивой, тихой, хрустальной…

И лишь остается смотреть и смотреть

Светло, благодарно, печально…

(Астафьевы ветры)

… Бродят по земле осенние дожди.

Просительно и жалко лижут стекла

И шепчут в темноте, что все уже промокло,-

Просятся в тепло осенние дожди…

(Осенние дожди)

На протяжении всего творчества в разных сборниках мы видим осенние картины природы. Осень - один из годовых циклов, « любимое время года». Это время, когда холодно за окном, когда и в человеческих отношениях встает холод между людьми, когда ты печалишься отчего-то, грустишь и прощаешься с чем-то близким и дорогим для себя. «Листья падают, падают, падают, желтый дождь меж тобой и мной…». Может быть, отсюда слово «осень» стало поэтическим синонимом разлуки, расставания. Вот такие чувства пробуждает в нас стихотворение М. Чебышевой «Нарисуй для меня листопад в сентябре…»

Нарисуй для меня листопад в сентябре

И дождь в лесу.

Ворох листьев цветных соберу на заре

И в дом внесу.

Увядания тонкая прелесть и грусть

Пусть светят мне.

Дождевой занавеской колышется пусть

Сентябрь в окне.

Нарисуй мне холодной тяжёлой волны

Жемчужный свет.

Нарисуй мне осенней лесной тишины

Звенящий след.

Нарисуй… Чтобы холодно стало в груди

Поняла и поверила: все позади,

Идет зима.

Да, бывают у осени дни, когда кажется, что все кончено. Проходит день за днем, и ничего не меняется в жизни. Мирно, спокойно, тихо. И вдруг захочется перемен, захочется чего-то большего, душа потянется к высокому. И вновь начинаешь ощущать величие окружающего тебя мира.

Осенний мягкий холодок,

И самый первый желтый лист…

И вдруг постылым станет дом,

И растревожит душу свист

Окрепших крыльев птичьих стай.

Иду босая по стерне.

Тревожный миг, не улетай,

Останься навсегда во мне.

А даль распахнута до звезд,

А в перелесках стынет тишь,

А ветер спутал прядь волос

И перепутал все пути.

И рвется сердце птицам вслед,

Судьбу бескрылую кляня…

Я верить не хочу, что нет

Упругих крыльев у меня!

(Осеннее)

Запаслива, богата осень, и все свои богатства она дарит с чисто русской щедростью, когда отдают все до последней нитки, не требуя ничего взамен: ни внимания, ни участия, ни похвал…

… Бесприютно по стылым дорогам

Бродит осень в намокшем плаще,

Ей, наверно, надо немного –

Уходить ей привычно ни с чем.

Только б вы сушить мокрое платье

И озябшие руки согреть,

Чтобы больше дождями не плакать

И кострами в лесах не гореть…

Осень предстает в разных образах, но чаще всего это образ женщины. Вот она красавица-селянка, а вот мимолётное явление молодой городской жительницы в плаще, в легком шифоновом платке, легко ступающей между стеклянными витринами:

Осень празднует щедро и броско.

Чтоб собой любоваться могла,

Засверкали на всех перекрёстках

Зеркала, зеркала, зеркала.

Беззаботна ещё, бескручинна,

В пёстром шёлке закатных полос,

И украшены кистью рябины

Пряди медных летящих волос.

Но туманы тяжелые лягут,

Засветятся сквозь забытье

Капли горьких рябиновых ягод

На холодной ладошке её…

(«Звезды стали крупнее и ближе…»)

Даже если нет тревожащих душу примет, вроде «хрипело в трубе от осенних простуд…», «деревья дремлют, все заботы сбросив, окутанные нежной тишиной.. .» , «…в небе стынут крики журавлей…», «и тяжелеет сумрачное небо…» и появляется образ солнечный, задорный, то это все равно осень:

… Лисицей средь рыжих сосен

Мелькнула и сгинула осень…

(«За призрачной дымкой леса…»)

…Для нас, наверно, осень сберегает

Сияющие светом небеса.

Лишь кое-где осины поджигают

Ещё совсем зелёные леса …

(«Мы едем в бабье лето на Кокшагу…»)

…Букет настурций на окне горит…

Звезды стали крупнее и ближе,

По-осеннему пахнут цветы.

Снова август, веселый и рыжий,

За мостом поджигает мосты…

(«Звезды стали крупнее и ближе…»)

Стаи птичьи и листьев стаи

Летя, друг друга опережая.

Желтизной березы истаивают,

К бестелесности приближаясь…

Обозначены легкостью линий

Их прозрачные силуэты.

А сквозь них – снегопады и ливни,

Россыпь звезд и потоки света…

(«Стаи птичьи и листьев стаи…»)

Сердце поэтессы отзывчиво на все, что видит, щедра природа её творчества. Всё это оттого, что поэзию её питает сама жизнь. Читаешь её и стихи, и сразу перед глазами встают левитановские пейзажи:

…Солнце выкатилось рыжее

На ладони мне,

Листья золотыми рыбками

Плавают в окне.

…Заплетает паутиною рощи и поля.

Левитановской картиною

За окнами земля…

(Осенний этюд)

Лицо земли иссечено дождями,

Она не видит солнца много дней.

И рвутся рощи вслед за журавлями,

И тучи всё плотнее и темней…

(«Лицо земли иссечено дождями…»)

Лирическая героиня М.Чебышевой наделена большим опытом и мудростью жизни, остро ощущает противоречивую сложность бытия. Её философию относительно окружающего мира можно назвать «все во всем» или «я во всем». «Примечательная особенность лирического «я» Маргариты Чебышевой – вбирать в себя боль и радость мира, испытать чувство сопричастности к нему»,- отмечает исследователь творчества поэта Г.А.Охотина. Поэтому находишь очередные осенние строки и веришь поэтессе, задумываешься над каждой строкой, учишься, как примирить своё бунтующее «я»:

Похолодало. На исходе осень.

Вновь светит серым жемчугом вода.

Остатками сухой листвы заносит

Усталые тропинки и года…

Деревья дремлют, все заботы сбросив,

Окутанные нежной тишиной.

И на меня покоем дышит осень,

Чтоб снова примирить меня со мной…

(«Похолодало. На исходе осень…»)

Не менее интересен образ ночи, который повторяется на протяжении многих сборников. Чаще всего Маргарита Петровна использует метафору для создания образа. В собранных и проанализированных нами 112 карточках этот троп встречается 58 раз.

Звезды склёвывает с небес

Туча – черная птица…

А одна упала на темный лес –

Лучше разбиться! ...

Сегодня ночь печальна и нежна,

Она идет печально, невесомо…

(«Звезды склёвывает с небес…»)

В этой миниатюре мы видим надвигающуюся ночь, мрачные облака, постепенно исчезающие в дымке небесные огоньки. Но картина кажется Маргарите Петровне более фантастической, она похожа на сказку: «туча – черная птица». И вот постепенный переход к внутреннему состоянию героя и рассказу, что у него на душе. Так чаще всего мир человеческих чувств передается через картины природы.

Дождь, перечеркнувший фонари,

В стекло бросает капли до рассвета…

(«Осенний дождь над городом повис…»)

… Всё мимо стекол в переплёты окон

Слепым котенком тычется рассвет…

Хрипело в трубе от осенних простуд,

И падали, падали листья,

Как будто художник, закончив этюд,

Неспешно их стряхивал с кисти…

(Астафьевы ветры)

Совсем другой образ ночного неба мы видим в стихотворении «Сиреневая ночь».

Серебряная ночь.

На каждой ветке

По голубой игольчатой звезде…

Эпитет «серебряная» дает сразу нам перед глазами картину ночи, сплошь залитой лунным светом: блеск лежит на крышах домов, на траве, на кончиках веточек деревьев. Ветви настолько посеребрены, что кажется каждая веточка украшена блестящим огоньком. Этот образ нам создает эпитет «голубая игольчатая звезда». Эпитет встречается в описании природы более 44 раз. Это говорит о том, что поэтесса тщательно работает над словом, выбирая самое нужное для данного стихотворения.

Над пепельным дымком рассвета

Луны холодное стекло…

(«Над пепельным дымком рассвета…»)

Всю ночь кричат коростели,

И тянет сыростью к рассвету…

(«Всю ночь кричат коростели…»)

…Как ни в чем не бывало

В сад спускалась луна.

Легкой тенью от веток

На обоях узор.

Мягко лязгнул под ветром

У калитки запор.

Стал серебряно-синим

Переплет на окне.

Влажный запах жасмина

Кружит голову мне…

(«Долго спать не давала…»)

И поплывет туман…

А серебристый мерцающий след –

Легкий ночной обман…

(Августовская сказка)

Вечер держу на ладони,

Светлый, прохладный, льняной .

Счастье мое молодое,

Как тебе рядом со мной?

(«Вечер держу на ладони…»)

В сиянье серебристое оправлены

Вечерние у дома тополя…

(Речка юности)

Мягкая тьма августовских ночей,

Самых темных в году…

Прячется в низкий кустарник ручей,

Чтобы поймать звезду.

Тускло блеснет между веток вода,

Словно ладонь луны,

И закачается тихо звезда

На гребне волны.

И ликованьем наполнит ручей

Тесные берега.

Кольцами нежных, журчащих речей

Он обовьёт луга.

Ночь незаметно уронит с плеча

Алый платок зари…

И по волне заструится рассвет,

И поплывет туман…

(«Мягкая тьма августовских ночей…»)

Наряду с метафорой Маргарита Петровна активно использует олицетворение. По частотности в нашей картотеке оно стоит на 3-м месте. Было найдено 24 примера. Очень часто трудно провести границу между двумя этими тропами. Как, например, в данном отрывке:

И листья, зябко по земле тоскуя,

Летят к её последнему теплу.

И дождь унылым грифелем штрихует

Пейзаж, прилипший к мокрому стеклу…

(«Лицо земли иссечено дождями…)

Автор не просто рисует картину за окном, а как бы приближает её к зрителю, пытается зафиксировать наше внимание на каждой детали. Не мы наблюдаем пейзаж под дождем, а дождь на стекле рисует для нас унылую картину. В этом помогают поэтессе олицетворения.

…Озябший ветер прячется в листве,

Шуршит, стараясь от дождя укрыться.

Поникший клен, дрожа, в окно стучится,

Теряя листья мокрые в траве.

(«Осенний дождь над городом повис…»)

Улетают лебеди белоснежной стаей,

Улетают в теплые края.

А земля родимая в желтой дымке тает,

Милая, желанная, своя…

…И рвутся рощи вслед за журавлями…

А вот строчки опять напоминают какую-то совсем уже сказочную картину или кадр из мультфильма. Все это помогает нам увидеть опять олицетворение.

…Обиженно меж труб улегся ветер,

Печально замер тополь у дороги…

(Осенние дожди)

Работать с текстами Маргариты Петровны легко и интересно. Каждый раз новый пейзаж заставляет хорошенько подумать и, одновременно, восхищает своим мастерством.

Итак, мы проанализировали стихи о вятском крае. Чаще всего М.П.Чебышева рисует простой вятский пейзаж, где мы видим серое небо, еловые лапы. Из всех деревьев поэтесса более выделяет рябину, это следующий поэтический образ, с которым не расстается писательница почти на протяжении всего творчества. Любимое время года - осень, она представлена нам в различных красках. Все оттенки ночи, дождя, ветра мы можем так же увидеть в её стихах.

По частотности употребления изобразительно-выразительных средств русского языка первое место в лирике природы занимает метафора (58 примеров), речь Чебышевой, можно сказать, « насыщена метафорами». Второе место в нашем исследовании занял эпитет (44 примера), третье место – олицетворение(24 примера). Далее по убывающей идут следующие средства: сравнения (12 примеров), оценочная лексика (8 примеров), экспрессивная разговорная лексика (5 примеров).

Список использованной литературы

1.Береснева С.И. «Я просто человек» (Лирическая героиня М.Чебышевой) // Вятская земля в прошлом и настоящем. Материалы республиканской 4 научно-практической конференции.-Киров, 1999.- С.160-163

4.Ишутинова Л. « Исповедальность – мера ремесла».-// Комсомольское племя.-1979, - № 116. – 29 сент. – с.3

5.Календарь знаменательных дат, 2009 .- Кировское изд-во;

6.Колчанова Е. На встречу с родственной душой.- //Кировская правда.-1998.-24 декабря (№2).-С.3

7.«Нам было очень хорошо…» - //Кировская искра. Уржумский район.-1973 - № 92. – с. 4

9.Охотина Г.А. «Пора зрелости. Сборник стихов М.Чебышевой «Протягиваю руки сентябрю».-//Кировская правда, 1979 .- №202.- 1сент. –с.3

10.Охотина Г.А. Литературные портреты. Лирика М.Чебышевой // Встречи. Произведения кировских писателей / Сост. В.Заболоцкий – Киров, 1978.- С.234-240

12.Пересторонин Н. Две женщины, поющие любовь.-//Вятский край.-2003.- 20 августа.-(№154).-С.7

13.Пересторонин Н. И нежностью, и болью: [ О новой поэтической книге М.Чебышевой – «Русский сюжет»] // Вятский край.-1992. - 12 февраля.-(№29) С. 6

14.Пересторонин Н. Маргарита Чебышева: проза жизни, поэзия судьбы. - //Вятский край.- 1996.- 14 сентября.-С.4

16.Пересторонин Н.В. Маргарита Чебышева: проза жизни, поэзия судьбы. - //Вятский край, 1996 – 14 сентября.-№ 170.- с.4

17.Пластинин В. И виртуальное, и земное, и соборное. - //Кировская правда.-2001.-19 октябр. (№135).-С.9

18.Поздеев В.А. «И как не прост извечный женский путь…» (О поэзии Маргариты Чебышевой) // Антология вятской литературы. -Т.7 – С.6-10

19.Пономарев В. С болью на сердце. Заметки о новом поэтическом сборнике М.Чебышевой.-//Кировская правда.- 1998.- 11 декабря (№229).- С.2

21.Чебышева М.П. «Себя ощущаю из поколения вымирающих мамонтов»: [Беседа с поэтессой Чебышевой/ зап. О.Журавлева]- //Наш вариант.-1993.- №10.- 6 марта.-С4,7

22.Чебышева М.П. «Эхом живу, эхом пою» – 2000 г., Киров, Кировская областная типография;

Чебышева М.П. Алые паруса и сарафан. [Беседа с кировской поэтессой о жизни и литературе].- //Вятка –Аиф.-1997. - № 46.-С.7.

24.Черных Н.В. Уроки литературного краеведения в 5 классе. - Киров, 1997

25.«Я белый лист. И одиночество…»: метод. рекоменд. К 70-тию со дня рождения поэтессы М.П.Чебышевой.- Киров, 2002,-с.4

Родилась в селе Лебяжье Кировской облас­ти. Училась и работала на Вятской земле. После окончания Кировского пединститута много лет преподавала русский язык и литературу. Работала редактором художественных пере­дач Кировского телевидения, руко­водителем литературного клуба «Молодость». Первая книга вышла в 1967 году. Автор многих поэтических книг. Печаталась в коллективных сборниках, в журналах «Наш современник», «Волга», «Нижний Новгород».

Много ездила по области, участвовала почти во всех областных Днях литературы. Награждена значком Министерства культуры РСФСР «Отличник культурного шефства над селом» (1980 г.). В 1974 году получила диплом Костромского управления культуры за цикл стихов о Костроме. Лау­реат премий Н. Заболоцкого (Все­российской и Уржумского района), поэта-фронтовика О. Любовикова, Кировского областного комитета по печати.

Заслуженный работник культуры России.

Член Союза писателей Росии с 1987 года.

Книги:

«Северянка» – 1967 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

«Зеленая звезда» – 1974 г., Москва, изд-во «Современник»;

«Славяна» – 1975 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

«Протягивая руки сентябрю» – 1979 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

«Астафьевы ветры» – 1987 г., Киров, Волго-Вятское книжное изд-во;

«Провинция» – 1993 г., Киров, Кировская областная типография;

«Русский сюжет» – 1998 г., Киров, изд-во «Триада»;

«Эхом живу, эхом пою» – 2000 г., Киров, Кировская областная типография;

«Деревенская Вятка моя» – 2003 г., Киров, изд-во «Триада».

«Территория любви» – 2007 г., Киров, ГИПП «Вятка».




Top