Статья о историке н м карамзине. Николай карамзин краткая биография

Русская литература XVIII века

Василий Иванович Майков

Биография

Василий Иванович Майков родился в 1728 году в Ярославле. Будучи сыном помещика, он не получил законченного образования и, в отличие от значительного большинства дворянских писателей, не знал ни одного иностранного языка, хотя происходил из старинного дворянского рода.

Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его ирои-комических поэмах, хотя последние и знаменовали отход от классицизма. Для своих басен, написанных в живой разговорной манере, подчас грубоватых и натуралистичных, Майков брал не только сюжеты из басен Эзопа, Федра, Лафонтена, но и мотивы из древнерусской литературы и русских народных сказок. В 1766-1767 гг. были изданы «Нравоучительные басни и сказки» в двух частях.

Как и Сумароков, Майков ополчается на невежественных и спесивых дворян, взяточников, подьячих и др. Однако дворянский либерализм Майкова и в этих баснях был весьма ограничен: сословное неравенство ему представлялось незыблемым.

В свое время Майков, служивший в Семеновском полку с 19-летнего возраста и вышедший в отставку в 1761 г. (с этого времени он является членом кружка Хераскова), приветствовал восшествие на престол Екатерины II, написав в ее честь ряд восторженных од.

В 1767 г. он принимает деятельное участие в комиссии по составлению нового Уложения. Майков пробует писать в разных жанрах: басни, похвальные оды и «философские» (в последних он следовал за Херасковым) поэмы, трагедии, но особенно прославился он своими шуточными ирои-комическими поэмами «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

Во французской литературе различались два вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая. Бюрлеск - шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальником бюрлескной поэмы был французский поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» бытовых тонах (пересказав известную поэму римского поэта Вергилия «Энеиду», Скаррон заставил в своем бюрлеске говорить богов языком базарных торговок). Вслед за Скарроном появилось много таких перелицованных поэм. Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи. Примером такой классической поэмы Буало явилась поэма «Налой» (1674).

Сумароков в своем «Письме о стихотворстве» узаконивает оба типа комических поэм. Эти оба типа поэмы объединил, и в этом было его новаторство, Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Однако раньше он написал ирои-комическую поэму «Игрок Ломбера» (1763), в которой вслед за Буало рассказал в пародийно-торжественных тонах о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы.

«Игрок Ломбера» имел большой успех, тем более что в нем затрагивалась одна из злободневных тем в жизни русского общества - карточная игра, ставшая серьезным злом, разорявшим дворянские семьи.

Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх"

Однако истинный успех принес Василию Майкову «Елисей» - поэма, в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого. В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бюрлескной поэм и заключалась сущность комизма. Завязкой живой, яркой поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» (двойное название как бы подчеркивает двуплановость поэмы) служит повышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности, и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.

Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести. В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси. «Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Боги занимаются в поэме обыденными делами:

Плутон по мертвеце с жрецами пировал,

Вулкан на Устюжке пивной котел ковал.

Чтоб Зевс мой был болтун,

Ермий - шальной детина,

Нептун - как самая преглупая скотина,

И словом, чтоб мои богини и божки

Изнадорвали всех читателей кишки.

В поэме много грубых слов: «шальной детина», «Нептун - преглупая скотина», «друг друга в рыло бьют», «расквашены» носы и т. д.

В «Елисее» Майкова обильно представлен бытовой материал, острые зарисовки действительности. Быт городской жизни стал в поэме Майкова впервые предметом художественной разработки. Правда, многие картины даны натуралистически. Майков несколько свысока относится к своим героям из низов общества, он не преследует каких-либо социальных целей, его задача - посмешить читателя. Вместе с тем в поэме много народно-поэтических элементов. Все это вместе с картинами «низменного» быта, взятыми из действительности, способствовало разрушению классицизма и развитию реалистических тенденций.

Многим дворянским писателям претил низкий дух поэмы Майкова, которого поддерживали Сумароков и Новиков. Так, Хемницер писал о Майкове:

Он сколько не писал,

Нигде не возвышался.

По мнению современников, Майков имел «не высший, особый круг читателей». Интересно, что А. С. Пушкин защищал поэму Майкова в письме А. А. Бестужеву от 13 июня 1823 г. На слова Бестужева о том, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою «Елисей», Пушкин отвечал: «Зачем обижать Майкова. «Елисей» истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:

Я мню и о тебе, исподняя одежда,

Что и тебе спастить худа была надежда!

А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи,

Когда для пирогов она у ней топилась:

И тем подобною Дидоне учинилась.

А разговор Зевса с Меркурием, а герой, который упал в песок

И весь седалища в нем образ напечатал.

И сказывали те, что ходят в тот кабак,

Что виден и поднесь в песке тот самый знак -

Все это уморительно».

Пародийная поэма Майкова была и фактом литературной полемики с «карманным» одописцем Екатерины В.Петровым.

В поэме Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» в целом ряду эпизодов (история любви Елисея и начальницы Калинкина дома, в который сажали распутных жен, история любви Энея и Дидоны и т. д.) ощущается полемика с Петровым. Майков пародируем приключения Энея, а образ распутной начальницы Калинкина дома мог восприниматься как намек на Екатерину II, аллегорически прославленную Петровым в образе Дидоны.

«Елисей, или Раздраженный Вакх» был написан в пору либерализма автора, сотрудничавшего вместе с Новиковым в сатирических журналах. Однако пугачевское восстание испугало Майкова. Он отошел от дворянского либерализма, и это отразилось на его литературном творчестве, которое стало постепенно угасать.

В 1777 г. Майков написал комическую оперу - «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель», в которой представил идиллические отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Его последние произведения - философски-религиозные оды написаны в мистическом, масонском духе.

Майков Василий Иванович (1728-1778 гг.) – русский писатель. Родился в 1728 году в городе Ярославль в семье старинного дворянского рода. Его отец был помещиком, но Василий Майков не имел законченного образования и не изучал иностранных языков, как большинство писателей знатного рода.

В 19 лет отправляется служить в Семеновский полк, а в 1761 году идет в отставку. Вступает в кружок Хераскова. В этом же году пишет хвалебную оду Екатерине II в честь начала ее царствования.

В 1767 году активно работает в комиссии, которая занимается составлением нового Уложения. Писатель пытался создавать произведения в разных жанрах. Но его басни и поэмы в иронически-комическом жанре принесли ему особую популярность. Большой читательский интерес был вызван произведениями «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Майков активно выступал против откупщиков, которые обогащались за счет повышения цен на свой товар, разоряя тем самым простой народ. Повышение цен на водку, которое происходило в действительности, стало начальным сюжетом в ироническом произведении об Елисее. В образе распутной начальницы Калинкиного была замечена аналогия на Екатерину II. Эта комедия стала литературной полемикой с В. Петровым, который писал только похвальные оды императрице.

В своих произведениях отошел от классицизма, обращаясь к разговорному и натуралистическому стилю, который не одобряли многие дворянские писатели. Василий Майков публикуется в различных сатирических журналах. После пугачевского восстания художественная деятельность писателя начала уменьшаться.

В 1777 году Майков написал оперу «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» в комическом стиле, в которой изобразил гармоничные взаимоотношения между крестьянами и помещиками. Последними произведениями стали мистически оды на философско-религиозную тематику в масонском духе.

Майков, Василий Иванович – русский поэт. Сын помещика, получил скудное домашнее образование. Был на военной службе с 1747 года. В 1761 году вышел в отставку и примкнул к группе литераторов, объединившихся в Москве вокруг М.М.Хераскова; печатал в его журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы» свои стихи и стихотворные переводы «Метаморфоз» Овидия (1763). Литературную известность М. принесла ирои-комическая поэма «Игрок Ломбера» (1763), в которой высмеивалось увлечение азартными карточными играми, охватившее дворянское общество в начале 60-х годов 18 века. Сторонник эстетической программы А.П.Сумарокова, М. в «Нравоучительных баснях» (1766-1767) продолжал его борьбу с «неправедными судьями», суеверием и спесью невежественных дворян. В 1768-1775 годах М. принимал участие в работах Вольно-экономического общества. Вместе с Н.И.Новиковым выступал против официозной литературы, поддерживаемой Екатериной II. Самое значительное произведение М. – иронкомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771) – написано в полемике с В.П.Петровым и пародирует сюжет и стиль его перевода 1-й песни «Энеиды». Литературная полемика талантливо соединена в поэме М. с социальной сатирой. Похождения главного героя, буяна и пьяницы Елисея, дают возможность автору показать нравы петербургского «дна». В изображении своих «простонародных» героев М. остается последователем Сумарокова; его грубоватый комизм лишен каких бы то ни было черт социальной филантропии. Трагедии М. «Агриопа» (пост. 1769) и «Фемист и Иеронима» (1773, опубл. 1775) не имели успеха. В начале 70-х годов М. стал масоном, что отразилось в его переложениях псалмов, духовных одах, пастушеской драме «Деревенский праздник» (1777).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Майков Василий Иванович (1728-17.07.1778), поэт. Родился в Ярославле. Сын помещика, получил домашнее образование. Был на военной службе с 1747. В 1761 вышел в отставку и примкнул к группе литераторов, объединившихся в Москве вокруг М. М. Хераскова; печатал в его журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы» свои стихи и стихотворные переводы «Метаморфоз» Овидия (1763). Литературную известность Майкову принесла ироикомическая поэма «Игрок Ломбера» (1763), в которой высмеивалось увлечение азартными карточными играми, охватившее дворянское общество в н. 60-х XVIII в. Сторонник эстетической программы А. П. Сумарокова, Майков в «Нравоучительных баснях» (1766-67) продолжал его борьбу с «неправедными судьями», суеверием и спесью невежественных дворян. В 1768-75 Майков принимал участие в работах Вольно-экономического общества. Вместе с Н. И. Новиковым выступал против официальной литературы, поддерживаемой Екатериной II. Самое значительное произведение Майкова - ироикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771) - написано в полемике с В. П. Петровым и пародирует сюжет и стиль его перевода 1-й песни «Энеиды». Литературная полемика талантливо соединена в поэме Майкова с социальной сатирой. Похождения главного героя, буяна и пьяницы Елисея, дают возможность автору показать нравы петербургского «дна». В изображении своих «простонародных» героев Майков остается последователем Сумарокова; его грубоватый комизм лишен каких бы то ни было черт социальной филантропии.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Майков, Василий Иванович - даровитый поэт (1728 - 1778), сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (Москва, 1767; 2-е изд., 1887) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Вращался в обществе масонов; в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся со Шварцем и способствовал знакомству последнего с Новиковым. Масонство не отразилось в произведениях Майкова. Он писал оды, духовные стихотворения и другие лирические пьесы, по всем правилам ложноклассической пиитики, но не без стремления к простоте в постройке фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду "Война" (1773) он включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный из народных духовных стихов. Сочетание этих элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими типическое выражение в одах Ломоносова с одной стороны и в поэзии Державина с другой. В драматических сочинениях Майкова хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, "Arpiona", Москва, 1775; 2-е издание, Москва, 1787), а написал, в духе "комических опер" того времени, пастушескую драму с музыкой: "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (Москва, 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками, во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3-е издание, Москва, 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2-е издание, Москва, 1788), басни и сказки, которые, по содержанию и духу, соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая, по временам, те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII - XVIII веках. В баснях Майкова намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни"), с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и другие), с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкой святой". Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием. Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми (эпиграмма Хемницера). Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М.А. Дмитриева, в "особый, не высший круг читателей". "Сочинения" Майкова изданы в Санкт-Петербурге в 1809, потом в 1867 г., под редакцией П.А. Ефремова с биографическим очерком Л.Н. Майкова, перепечатанным в его "Очерках из истории русской литературы XVII и XVIII веков" (Санкт-Петербург, 1889), а также в "Русской поэзии" С.А. Венгерова вместе с более выдающимися произведениями поэта.

Использованы материалы сайта «Русский биографический словарь»

Дата смерти: Гражданство:

Российская империя

Род деятельности: Произведения на сайте Lib.ru

Васи́лий Ива́нович Ма́йков ( , Ярославль - 17 (28) июня , Москва) - русский поэт и драматург .

Биография

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых . Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747-1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений » Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым , Херасковым и др..

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном », вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения . Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества . Вращался также в кругу масонов , в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым , в сатирическом журнале которого («Трутень ») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

Творчество

Написал значительное количество од , духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользовался мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду «Война» (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII века, нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова , с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях Майков хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, «Агриопа», М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе «комических опер» того времени пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы («Игрок ломбера», 1762; 3 изд. М., 1774; «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся в России в XVII веке. В поэме «Игрок ломбера» рассказывается о проигравшемся в карты дворянине, который попал на Олимп , населённый игральными картами. Героем поэмы «Елисей» является ямщик , которого Вакх , раздражённый на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII веков. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

В баснях Майкова («Нравоучительные басни и сказки») намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием.

Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме И. И. Хемницера . Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М. А. Дмитриева , в «особый, не высший круг читателей».

Издания

«Сочинения» Майкова издавались в Петербурге в 1809, потом в 1867 годах, под редакцией П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова , вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике «Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в.» (СПб., 1889), а также в «Русской поэзии» С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. В 1966 году были изданы избранные произведения.

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Стенник Ю. В. Майков Василий Иванович // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Выпуск 2. (К-П). СПб.: Наука, 1999.
  • Астафьев А. В., Астафьева Н. А. В. И. Майков // Писатели Ярославского края. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. - С. 48-53. - 248 с. - 5000 экз.
  • Тимофеев Л. И. Майков В. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. - Стб. 700-701.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся в 1728 году
  • Родившиеся в Ярославле
  • Умершие 28 июня
  • Умершие в 1778 году
  • Умершие в Москве
  • Поэты по алфавиту
  • Поэты России
  • Поэты XVIII века
  • Драматурги по алфавиту
  • Драматурги России
  • Драматурги XVIII века
  • Русские поэты
  • Русские драматурги
  • Баснописцы
  • Масоны России
  • Уложенная комиссия 1767 года
  • Похороненные на Донском кладбище
  • Майковы
  • Вице-губернаторы Московской губернии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Майков, Василий Иванович" в других словарях:

    - (1728 1778) даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным членом конторы мастерской и оружейной палаты. Получил весьма ограниченное… … Большая биографическая энциклопедия

    Майков Василий Иванович - . Родился в семье капитан поручика Семеновского полка (в 1749–1751 – командир полка) И. С. Майкова. 10 марта 1740 был принят в Акад. гимназию (СПбФ АРАН, ф. 3, оп. 1, № 796, л. 203) … Словарь русского языка XVIII века

    Русский поэт. Сын ярославского помещика. Служил в Семёновском полку (1747‒61) в Петербурге, где сблизился с А. П. Сумароковым. С 1761 ‒ в Москве. Сотрудничал в литературных журналах, написал ироикомическую поэму… … Большая советская энциклопедия

    - (1728 78) русский поэт. Ироикомические поэмы Игрок ломбера (1763), Елисей, или Раздраженный Вакх (1771), Нравоучительные басни (1766 67) … Большой Энциклопедический словарь

    Майков, Василий Иванович даровитый поэт (1728 1778), сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное… … Биографический словарь

    - (1728 1778), русский поэт. Ироикомические поэмы «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздражённый Вакх» (1771), «Нравоучительные басни» (1766 1767). * * * МАЙКОВ Василий Иванович МАЙКОВ Василий Иванович (1728 78), русский поэт. Ироикомические… … Энциклопедический словарь

    Василий Иванович Майков. Портрет кисти Фёдора Рокотова (1775) Василий Иванович Майков (1728, Ярославль 17 (28) июня 1778, Москва) русский поэт и драматург. Сын ярославского помещика. Служил в Семёновском полку, позже занимал разные гражданские… … Википедия

    - (1728, Ярославль — 1778, Москва), поэт, драматург, создатель в отечественной словесности жанра сатирико пародийной («ироикомической») поэмы. Сын помещика, Майков учился в Петербургской академической гимназии, был на военной службе. Выйдя в… … Москва (энциклопедия)

Василий Иванович Майков (1728, Ярославль - 17 (28) июня 1778, Москва) - русский поэт и драматург, крупнейший в русской литературе мастер ироикомической поэмы.

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых. Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747-1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений» Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым, Херасковым и др..

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном», вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения. Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества. Вращался также в кругу масонов, в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым, в сатирическом журнале которого («Трутень») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

Творчество

Написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользовался мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду «Война» (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII века, нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях Майков хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, «Агриопа», М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе «комических опер» того времени пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы («Игрок ломбера», 1762; 3 изд. М., 1774; «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся в России в XVII веке. В поэме «Игрок ломбера» рассказывается о проигравшемся в карты дворянине, который попал на Олимп, населённый игральными картами. Героем поэмы «Елисей» является ямщик, которого Вакх, раздражённый на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII веков. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

В баснях Майкова («Нравоучительные басни и сказки») намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием.

Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме И. И. Хемницера. Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М. А. Дмитриева, в «особый, не высший круг читателей».

Издания

«Сочинения» Майкова издавались в Петербурге в 1809, потом в 1867 годах, под редакцией П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике «Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в.» (СПб., 1889), а также в «Русской поэзии» С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. В 1966 году были изданы избранные произведения.

Крупнейший в русской литературе мастер ироикомической поэмы .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Майданов, Николай Саинович

Субтитры

Биография

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых . Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747-1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений » Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым , Херасковым и др.

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном », вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения . Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества . Вращался также в кругу масонов , в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым , в сатирическом журнале которого («Трутень ») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

Творчество

Написал значительное количество од , духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики ; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользовался мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду «Война» (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII века, нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова , с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях Майков хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, «Агриопа», М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе «комических опер» того времени пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана . Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы («Игрок ломбера», 1762; 3 изд. М., 1774; «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся в России в XVII веке. В поэме «Игрок ломбера» рассказывается о проигравшемся в карты дворянине, который попал на Олимп , населённый игральными картами. Героем поэмы «Елисей» является ямщик , которого Вакх , раздражённый на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII веков. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

В баснях Майкова («Нравоучительные басни и сказки») намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием.

Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме И. И. Хемницера . Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М. А. Дмитриева , в «особый, не высший круг читателей».




Top