Стиль белый журавль. Стили-предтечи уэчи-рю каратэ-до

Кафедра: ЭБЖ

Реферат

Выполнил: студент гр. 5А63

Яркова Анна

Проверил: Доцент кафедры ЭБЖ

Чулков Н.А.

Введение 2

1.Производственная санитария 3

1.1 Воздушная среда 3

1.2 Метеорологические условия 4

1.3 Вентиляция 5

1.4 Освещение 6

1.5 Шумы и вибрация 8

2.Техника безопасности 10

2.1 Техника безопасности при разработке генплана
предприятия 10

2.2 Обязательные условия безопасного ведения процесса 10

2.3 Электробезопасность 11

2.4 Пожаровзрывобезопасность 12

2.5 Аварийные ситуации 14

3. Охрана окружающей среды 15

3.1 Выбросы газов в атмосферу 16

Список литературы 17


Введение

На любом этапе развития общества, создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда является одним из главнейших направлений деятельности любого предприятия.

Забота о создании здоровых и безопасных условий труда всегда находилось в центре внимания. Решение теоретических и практических задач, связанных с этой проблемой, были направлены многочисленные технические, экономические, организационные и правовые мероприятия. Охрана труда включает в себя вопросы трудового законодательства, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности, а также осуществление контроля и надзора за выполнением требований норм и правил по охране труда.

Особенно важное значение безопасная организация производственных процессов имеет на предприятиях химической промышленности и в химических лабораториях, где применяются едкие, токсичные, пожаро– и взрывоопасные вещества. Во многих химических производствах существует опасность аварий, пожаров и отравлений, предотвращение которых зависит от строгого соблюдения норм и правил охраны труда. В связи с этими вопросами охраны труда в химических отраслях занимается Всесоюзный Научно-исследовательский институт техники безопасности в химической промышленности (ВНИИТБХП) и множество лабораторий отраслевых институтов.

Современные энерготехнологические агрегаты производства аммиака представляют собой органичное соединение химико-технологических и теплотехнических процессов. Они включают в себя тепло и массообмен в условиях высоких температур и давлений. При работе с такими агрегатами обслуживающий персонал имеет дело с токсичными, горючими и взрывоопасными веществами, находящимися под давлением до 32МПа в широком диапазоне температур от 40 до 500°С. Поэтому при проектирование производств аммиака осуществляют целый комплекс мероприятий по технике безопасности и обеспечивают санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания.


1.Производственная санитария

Производственная санитария – система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабочих вредных производственных факторов. ССБТ ГОСТ 12.0.002-74. Также существуют нормы, которые необходимо соблюдать при проектировании предприятия.

1.1 Воздушная среда.

Загрязнение воздушной среды производственных помещений вредными веществами может привести к производственным травмам, к профессиональным заболеваниям и отклонениям в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений.

В аммиачном производстве применяются следующие опасные для обслуживающего персонала вещества:

Гидрозингидрат (N 2 H 4 ·2H 2 O) – вызывает раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, нарушение функций центральной нервной системы, оказывает раздражающее действие на кожу человека. ПДК в воздухе 0,1мг/м 3 II кл.

Тринатрийфосфат (Na 3 PO 4 ·12H 2 O) – в пылевидном состоянии вреден для дыхательных путей, слизистых оболочек, кожи и глаз. ПДК в воздушной зоне производственных помещений 10мг/м 3 IIIкл.

Моноэтаноламин – оказывает токсическое влияние на центральную нервную систему: смертельная доза – 1г на 1кг веса человека. ПДК в воздухе рабочей зоны 0,5мг/м 3 II кл.

Натр едкий – действует на ткани человека прижигающим образом. Особо опасно попадание в глаза, при этом происходит помутнение роговицы и поражение радужной оболочки и как следствие слепота. ПДК в воздухе рабочей зоны 50мг/м 3 IV кл.

Бихромат натрия – обладает токсическими свойствами, вызывает раздражение слизистых оболочек, кожи и поражение желудочно-кишечного тракта. ПДК бихромата натрия в воздухе (в пересчете на Cr 2 O 3) 0,1мг/м 3 II кл.

Карбонат калия (поташ) – вдыхание пыли может вызвать раздражение верхних дыхательных путей, желудочно-кишечные заболевания.

Оксид ванадия (V) – яд с весьма разнообразным действием на организм: вызывает изменения в кровообращении, органах дыхания, нервной системе, вызывает воспалительные и аллергические заболевания кожи, обладает раздражающим действием. Для пыли V 2 O 5 ПДК в воздухе рабочей зоны 0,5мг/м 3 II кл., для дыма - 0,1мг/м 3 II кл.

Аммиак – вызывает острое раздражение и ожоги слизистых оболочек, слезотечение, удушье. ПДК - 20мг/м 3 IV кл.

Необходимо соблюдать в цехе некоторые общие правила поведения на рабочем месте:

Носить спецодежду;

Иметь при себе средства защиты от возможных вредностей;

Знать местонахождения аптечки и уметь оказать пострадавшему первую помощь;

Не принимать пищу на рабочем месте.

Индивидуальные средства защиты:

Хлопчатобумажная спецодежда с огнестойкой пропиткой;

Резиновые перчатки;

Кожаные ботинки на латунных гвоздях;

Рукавицы брезентовые или комбинированные;

Фартук прорезиненный;

Сапоги резиновые;

Куртка хлопчатобумажная на утеплённой прокладке;

Брюки хлопчатобумажные на утеплённой прокладке.

В цехе должны проводиться такие мероприятия как:
1. инструктаж вводный
2. инструктаж на рабочем месте
3. инструктаж периодический
4. инструктаж внеплановый
5. ежегодный профосмотр.

1.2 Метеорологические условия

Метеорологические условия производственной среды зависит от физического состояния воздушной среды и характеризуется следующими основными метеорологическими элементами:

Температурой;

Влажностью;

Скоростью движения воздуха;

Тепловым излучением от нагретых поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов.

Совокупность этих факторов, характерных для данного производственного участка, называется микроклиматом.

Метеорологические условия производственной среды регламентируются «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» (СН245-71) .

Для теплого периода года оптимальные параметры микроклимата следующие: температура на 3°С выше чем в холодное время, относительная влажность для всех категорий работ 60-40%, скорость движения воздуха 0,1м/с. По ГОСТу 12.1.005-88.

Нормы температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха в производственных помещениях.

Для обеспечения метеорологических условий и поддержания теплового равновесия между человеческим телом и окружающей средой на промышленных предприятиях проводится ряд мероприятий. Основные из них следующие:

Производят теплоизоляцию оборудования, аппаратов, коммуникаций и других источников, излучающих на рабочее место тепло. Теплоизоляцию надо делать с таким расчетом, чтобы температура наружных стенок не превышала 45°С.

Механизация и автоматизация тяжелых и трудоёмких работ, выполнение которых сопровождается избыточным теплообразованием в организме человека.

Основным средством для поддержания нормальных метеорологических условий является вентиляция.

1.3 Вентиляция

Для предотвращения накопления газов во взрывоопасных концентрациях, или в концентрациях превышающих санитарные нормы, в нормальных условиях эксплуатации предусмотрены непрерывно действующая принудительная приточная и естественная вытяжная вентиляция.

В машинном зале компрессии предусмотрена приточная вентиляция (8 – кратная смена объёма в час).

Для оповещения о нарушениях в работе приточных вентиляционных агрегатов предусмотрена звуковая и световая сигнализация с выносом на щит УПУ. Предусмотрена так же подача воздуха к местам у компрессоров, возле которых наиболее продолжительное время находится персонал в период пусконаладочных работ. Подачу воздуха осуществляют от самостоятельной приточной вентиляционной системы.

Кроме постоянно действующих приточных вентиляционных систем, в машинном зале компрессии, предусмотрено устройство аварийной приточной вентиляции с удалением воздуха естественным путём – через шахты в кровле здания, обеспечивающие 8 – кратный воздухообмен. Приёмники для конденсатных насосов и водопроводные каналы обеспечиваются постоянно действующей приточной вентиляцией, обеспечивающей 10 – кратный воздухообмен.

Управление двигателями вентиляционных систем осуществляется у мест установки вентиляционных агрегатов. Их отключение производится со щита УПУ.

При аварийной остановке рабочих вентиляторов приточных вентиляционных систем предусмотрено аварийное включение двигателей резервных вентиляторов.

1.4 Освещение

Рациональное освещение помещений и рабочих мест – один из важнейших элементов благоприятных условий труда. При правильном освещении повышается производительность труда, улучшаются условия безопасности, снижается утомляемость.

Освещение в производственных зданиях осуществляется естественным и искусственным путём светом.

Наилучшим условием для полного зрительного восприятия создаёт солнечный свет. Дополнительное освещение по СНиП II-4-79, при естественном боковом освещении 1,2-1,5%.

Процесс производства аммиака непрерывный, поэтому внутренняя часть помещения в ночное время освещается при помощи искусственного света. Для рабочих мест освещенность должна быть не менее 200лк по СНиП II-4-79 . Используют люминесцентные лампы, которые создают в помещениях искусственный свет, очень близкий к естественному. Они более экономичны по сравнению с другими источниками света и создают освещение благоприятное физической точки зрения.

В производственных помещениях химических заводов уст­раивается так называемое аварийное освещение на тот случай, если внезапно прекратиться действие основного рабочего осве­щения. По своему назначению аварийное освещение подразделя­ется на два вида: для эвакуации людей из помещения и для про­должения работ.

Аварийное освещение для эвакуации людей должно обес­печить освещённость на полу по линии основных проходов не менее 30 лк.

Аварийное освещение для продолжения работы делается в таких помещениях, в которых из-за внезапно наступившей тем­ноты, могут произойти ошибочные действия обслуживающего персонала, вызывающие нарушение технологического процесса, возможность возникновения пожаров, несчастных случаев. Ава­рийное освещение должно обеспечить на рабочих поверхностях освещённость не менее 10% от нормы освещённости.

Светильники аварийного освещения присоединяют к неза­висимому источнику питания электроэнергией, они включаются автоматически при выключении основного освещения.

Загрязнение стен и потолка может снизить уровень осве­щённости на 10-30%, из чего следует, что должны своевременно сменяться перегоревшие и стареющие лампы, очищаться запы­лённые и загрязнённые светильники, устраняться загрязнения стен и потолка, снижающие отражение светового потока и по­этому вызывающие уменьшение освещённости. Необходима так­же систематическая очистка оконных стёкол. Эти работы выпол­няются обученными рабочими; в тех случаях, когда их делают рабочие цеха, они должны получить предварительно отдельный инструктаж, так как имеется опасность падения с высоты или по­ражения электрическим током.

Искусственное освещение является комбинированным (к общему освещению добавляется местное освещение рабочих мест). Используют люминесцентные светильники типа ОДА, ПВЛ - 1.

Способ размещение светильников в лаборатории – симметричный, это обеспечивает равномерное освещение оборудования и рабочих мест. Определяем отношение расстояния между светильниками α и высотой их подвеса h С. В зависимости от типа светильника отношение α/h С при расположении светильников прямоугольником может быть равным 1,4 - 2.

При h С = 0,8м; α = 1,6м:

Высота расположения светильника над рабочей поверхностью:

где Н – общая высота помещения, м;

h С – высота подвеса светильника, м;

h Р – высота от пола до освещаемой поверхности, м.

Находим расстояние между рядами светильников:

α = 1.4 * Н С,

Определяем площадь помещения:

Коэффициент запаса, предусматривающий уменьшение световой отдачи ламп при старении и загрязнении, принимаем равным 1.5. В качестве источника света используются светильники ОД-2-80 с лампами ЛД. В зависимости от уровня освещенности, площади помещения и высоты подвеса принимаем удельную мощность светильника W = 15 Вт/м 2 .

Общая установочная мощность:

Находим количество светильников:

где N – мощность одного светильника, равная 160 Вт.

При расчете общего равномерного освещения принимаем метод коэффициента использования.

Величина светового потока лампы определяется по формуле:

Где
Е – нормирующая освещенность, лк.
F – световой поток одной лампы.
S – площадь помещения, м 2 .
z – поправочный коэффициент, z=1,1-1,2.
k – коэффициент запаса, k=1,5.
n – число светильников.

Для определения значения коэффициента использования необходимо знать индекс помещения, который вычисляется по формуле:

По таблице определяем значения ρ стен = 50, ρ потол = 70, а коэффициент использования η = 70, коэффициент равномерности освещения Ζ так же находим по таблице, он равен 1.1.

Сравнивая расчетное значение светового потока каждой лампы с табличным значением светового потока 3600, делаем вывод, что значение расчетное светового потока каждой лампы вполне достаточно для данного помещения.

Светильники устанавливаются в 10 рядов, учитывая длину помещения равную 100м, расстояние между светильниками в одном ряду 1м, расстояние до ближайшей стенки 2м. Размеры светильника: длина 1,53м; ширина 0,266м; высота 0,198м. В общем, в данном помещении устанавливаем 370 ламп, в 10 рядов.

1.5 Шумы и вибрация

В производстве аммиака источниками шума и вибрации являются вентиляционные установки, электродвигатели, компрессоры. Повышение уровня шума и вибрации на рабочих местах оказывает вредное воздействие на организм человека.

В результате шума нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительных и кроветворных органов.

Вибрация воздействует на центральную нервную систему, желудочно-кишечный тракт, органы равновесия.

Допускаемые уровни параметров шума, ультразвука и вибрации регламентируется ГОСТ 12.1.003-83 и СНиП 3223-85. Согласно СНиП 3223-85 допустимый уровень звука на рабочем месте 80-90дБ.

Гигиенически допустимые уровни вибрации регламентируются ГОСТ 12.1.012-78 «Вибрация. Общие требования безопасности.»

Нормируемые параметры вибрации – среднеквадратичные значения виброскорости в м/с или её логарифмические уровни в дБ.

При частоте активной полосы 63Гц допустимый уровень вибрации 92дБ.

Допустимые уровни звукового давления

Для снижения производственного шума в качестве звукоизоляционного материала используется бетон, а так же пластмассы. Для снижения шума в помещении проводят его акустическую обработку, нанося звукопоглощающие материалы на внутренние поверхности, а так же размещая в помещении штучные звуковые поглотители. Так же используют шумоглушение на всасывании и выхлопе вентиляционных систем. Снижение вибрации достигается изоляцией фундаментов под виброактивным оборудованием.


2.Техника безопасности.

2.1 Техника безопасности при разработке генплана предприятия.

Генеральный план предприятия составляется с учётом требований безопасности труда, а так же санитарно-гигиенических требований. Необходимо устранить неблагоприятные производственные факторы, что позволит предупредить распространение шума, вредных и опасных пыле и паро выделений при авариях, а так же при пожаре.

Особое значение для химических предприятий имеют климатические условия: направление и скорость ветра, рельеф. Все эти условия нужно грамотно использовать, чтобы обеспечить естественную вентиляцию территории и отдельных производственных зданий.

Предприятия располагают к ближайшему жилому району с подветренной стороны. Для защиты жилых районов от проникновения выделяющихся с предприятия вредностей госнадзором установлена допустимая ширина санитарно-защитной зоны. Производство аммиака относится к I классу, то есть ширина санитарной зоны 1000м. СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

2.2 Обязательные условия безопасного ведения процесса.

Чтобы исключить возможности возникновения взрывов, пожаров и отравлений необходимо соблюдать следующие правила:

Обеспечивать необходимую плотность всех соединений аппаратов и трубопроводов;

Не допускать нарушения нормального технологического режима;

Обеспечить беспрерывную работу вентиляционных устройств помещений, сигнализаций, КИПиА и блокировок, а так же бесперебойное снабжение электроэнергией и осушенным воздухом КИП;

Эксплуатационный персонал во время работы должен иметь при себе противогазы и другие необходимые для данного рабочего места средства индивидуальной защиты;

Сварочные и огневые работы в цехе должны проводиться по письменному разрешению на производстве огневых работ оформленных и утверждённых согласно действующей инструкции;

При работе применять инструмент, не дающий искру;

Всё электрооборудование и аппараты должна производиться в соответствии с правилами;

Проверку всех движущихся деталей машин производить только после их остановки;

При проведении ремонтных работ на электрооборудовании необходимо обесточить электродвигатели, вывесить плакат «Не включать! Работают люди»;

Не допускать скопления конденсата в трубопроводах во избежание гидравлических ударов.

2.3 Электробезопасность.

В производстве аммиака широко используются различные электрические установки. Весь рабочий персонал, связанный с обслуживанием этих установок, приборов, оборудования. При прикосновении человека к токоведущим частям оборудования возможны 2 типа включения человека в электрическую цепь: двухполюсное и однополюсное.

Чтобы уменьшить число несчастных случаев в результате прикосновения к токоведущим частям оборудования и электропроводки, все токоведущие части ограждаются. Для установок низкого напряжения достаточной защитой является хорошая изоляция.

Прикосновение к нетоковедущим частям оборудования, которые могут оказаться под напряжением в результате пробоя изоляции и замыкания тока на корпус так же опасно, как и соприкосновение с токоведущими частями.

Для предотвращения поражений, связанных прикосновением к токоведущим частям, принимают различные меры: заземление, защитное отключение. Очень важно систематическое наблюдение и контроль исправной работы заземляющих устройств. Сопротивление защитного заземления не должно превышать 4Ом для установок до 1000В – 0,5Ом.

Для профилактики электротравматизма и предотвращения ошибочных действий применяются предостерегающие и запрещающие плакаты.

Классификация по ПУЭ:

Класс зоны (ПУЭ) - В – I г

Класс помещений по электроопасности (ПУЭ) - I

Защита от статического электричества.

Защиту от статического электричества осуществляют путём отвода в землю зарядов и выравнивания потенциалов, создавшихся на аппаратах, трубопроводах и металлических конструкциях.

Для этого каждая система аппаратов, трубопроводов и воздуховодов в пределах цеха заземлена не менее чем в двух местах, присоединением к магистралям защитного заземления или к очагам заземления. Все параллельно идущие или пересекающиеся трубопроводы и воздухопроводы, расположены между собой на расстоянии до 0,1м, соединены перемычками через каждые 20м. Трубопроводы и воздухопроводы, проходящие на таком же расстоянии от металлических лестниц и конструкций зданий, соединены с ними перемычками. Трубопроводы и вентиляционные воздуховоды представляют собой непрерывную электрическую цепь.

2.4 Пожаровзрывобезопасность.

Производство аммиака является взрыво- и пожароопасным и относится к категории «А». Для зданий этой категории необходимы наружные ограждения, конструкции которых выполняются легко сбрасываемыми при воздействии на них взрывной волны. К легко сбрасываемым относятся сборные покрытия массой не более 120кг/м 2 . Конструктивно эти покрытия выполняют из железобетонных ребристых плит серии ПК-01-118 с отверстиями, перекрываемыми после монтажа лёгкими листами. В случае взрыва эти плиты взрывной волной выгибаются наружу вследствие чего основные несущие конструкции остаются неподвижными. Допускается применять одновременно трудно сбрасываемые ограждающие конструкции, но при соблюдении некоторых условий.

В производстве аммиака почти всё основное технологическое оборудование, за исключением компрессоров, а так же все основные газопроводы расположены вне здания.

Площадь отдельно стоящей наружной установки не превышает: при высоте установки до 30м – 7800м 2 ; при высоте установки 30м и более – 4500м 2 .

Ширина отдельной наружной установки принята не более 36м при высоте при высоте этажерки и оборудования более 18м.

Наружные этажерки с оборудованием, содержащим горючие газы, как правило, выполнены из железобетона. Там, где применены стальные этажерки, их первый ярус защищён от воздействия высоких температур. При этом предел огнестойкости принят не менее 75.

Объёмно-планировочные и конструктивные решения отделения компрессии исключают возможность проникновения в другие помещения газов в количествах, выше допустимых концентраций. Здание компрессии запроектировано с применением легко сбрасываемых взрывной волной наружных ограждающих конструкций, так же и колонна синтеза.

Наружные этажерки и площадки с оборудованием имеют на каждом ярусе открытые лестницы: при длине свыше 18м, но не более 80м – не менее 2х лестниц; при длине свыше 80м – лестницы на расстоянии не более 80м одна от другой.

Открытые лестницы этажерок и площадок, предназначенные для эвакуации людей, расположены по наружному периметру и имеют огнезащитные экраны (со стороны технологического оборудования) из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,25.

В соответствии с СНиП (II-90-81) установки обеспечены системами внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения.

Наружные установки высотой более 12м оборудованы стационарными лафетными стволами. Колонные аппараты при высоте более 30м выше отметок, орошаемых струями от лафетных стволов, оборудованы системами водяного орошения.

Помещения ЭВМ, УПУ и кабельные туннели обеспечены автоматическими установками пожаротушения. Агрегаты оборудованы первичными средствами пожаротушения: для производственных зданий (сооружений категории А и Б) на каждые 1000-1500м 2 у аппаратов с ЛВЖ установлен один стационарный ОВПУ-250. На каждые 400-500м 2 установлены два углекислотных огнетушителя и четыре пенных, ящик с песком, войлок.

Основные пожаровзрывоопасные свойства аммиака.

Степень огнестойкости - II

Температура: °С
плавления - 190
кипения - 165
воспламенения - 650

Предел взрывоопасности (% об)
нижний - 15
верхний - 28.

2.5Аварийные ситуации.

Аварийные условия Причина Устранение
1. Прекращение приёма жидкого аммиака на складе жидкого аммиака

Не допускать превышения перепада давления на колонне синтеза аммиака выше 1,96МПа.

Из сепаратора и конденсационной колонны спустить жидкий аммиак до минимального уровня.

Закрыть подачу питательной воды в подогреватель.

Выключить вентиляторы аппарата воздушного охлаждения.

2.Прекращение подачи свежей азотоводородной смеси из компрессии Агрегат синтеза перевести в «горячий резерв»
3. Содержание водорода выше нормы в газообразном аммиаке, выходящем из аммиачных испарителей Появление течи в испарителе.

Произвести аварийную остановку агрегата синтеза аммиака.

Отключить компрессор азотоводородной смеси.

4.Повышение электропроводности питательной воды, выходящей из подогревателя воды. Появление течи в подогревателе.

Открыть электровентили на аварийных продувках циркуляционного газа из агрегата синтеза.

Снизить давление до 0,1МПа.


3. Охрана окружающей среды.

Под «окружающей средой» принято понимать целую систему взаимосвязанных природных явлений, которой протекают труд, быт и отдых людей. Понятие «окружающая среда» включает социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, т.е. всё то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека.

В производстве аммиака имеются постоянные и периодические сбросы газов в атмосферу, а так же сбросы, вызванные нарушениями технологического режима. Постоянно в атмосферу сбрасывают дымовые газы из трубчатой печи, подогревателя природного газа, а так же через факельные установки.

На сжигание в факельную установку направляются газы, сбрасываемые при пуске агрегата и при нарушениях технологического процесса. Постоянно сбрасывают в атмосферу диоксид углерода, а так же газы из предохранительных клапанов.

Высоту труб для сброса дымовых газов и углекислого газа определяют на основании допустимого содержания компонентов в приземном слое населённого пункта, расположенного вблизи завода.

Минимальная величина санитарно-защитной зоны от аммиачного производства составляет 1000м.

В аварийных случаях, а так же в пусконаладочный период сбросы газов из отделений сероочистки, конверсии метана и оксида углерода, очистки газа от СО 2 , компрессии, из агрегата метанирования сжигают на факельной установке.

Для предотвращения замерзания трубопроводы снабжены паровыми спутниками.

При нормальной работе в агрегатах производства аммиака постоянно сбрасывается газовый конденсат.

Сброс(в количестве 65м 3 /ч) осуществляют в химически загрязнённые стоки из бака отработанного газового конденсата через гидрозатвор.

В период пуско-наладочных работ сбрасывают химически загрязнённые вод, образующиеся при промывке системы парообразования и очистки газа от диоксида углерода, отработанную воду после сепаратора факельной установки, конденсата образующегося при восстановлении низкотемпературного катализатора конверсии углерода. Все эти сбросы сначала поступают в накопители, а потом их сбрасывают на очистные сооружения.

3.1 Выбросы газов в атмосферу.

Место выброса и число одновременных выбросов Продолжительность и частота выбросов Состав выбрасываемых газов, % (об) Количество вредного вещества, г/с Высота источника выброса, м Средняя скорость выхода газовой смеси, м/с Диаметр устья источника выброса, м Объём газовой смеси от одного источника, м 3 /ч Температура газ.воздушной смеси, °С
Дымовая труба после трубчатой печи, 1. Постоянно

N 2 +Ar – 71,1

Н 2 О – 18,5

40,0 13,5 4,0 170,0 200,0
Дымовая труба после огневого подогревателя природного газа, 1 Постоянно

СО 2 – 98,9

N 2 +Ar – 70,7

Н 2 О – 16,3

33,35 6,0 1,27 7,5 250,0
Выхлопная труба для выброса СО 2 , после агрегата МЭА – очиски,1 Периодически или постоянно

СО 2 – 98,9

Следы
МЭА до 1

33,0 0,7 13,0 45

Список литературы

1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности М.: Химия, 1992 – 231 с.

2.Бобков А.С., Блинов А.А. Охрана труда и экологическая безопасность в химической промышленности. М.: Химия, 1997 – 87 с.

3.Денисенко Г.Ф. Охрана труда в химической промышленности М.: Химия, 1998 – 400 с.

4.Исследование метеоусловий на рабочих местах в производственных помещениях. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей. – Томск: изд. ТПУ. 1993 – 15с.

5. Макаров Г.В. Охрана труда в химической промышленности М.: Химия, 1977 – 160 с.

6. Ахметов Т.Г. Химическая технология неорганических веществ М.: Высшая школа, 2002 – 688 с.

7. Справочник азотчика – 2-е издание, переработанное М.: Химия, 1986 – 511 с.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.

Томский Политехнический Университет

Химико-технологический факультет

Кафедра: ЭБЖ

Реферат

Безопасность и охрана труда при производстве

Выполнил: студент гр. 5А63

Яркова Анна

Проверил: Доцент кафедры ЭБЖ

Стиль “Белый Журавль” (Bạch Hạc Quyền)

Ли Хонг Тхай
Глава школы Tam Giáo Hạc Ðồng Nguyên

История

Школа “Белый журавль” возникла в Индии и считается одной из классических школ боевых искусств, дошедшей до наших времен и нашедшей применение в различных техниках борьбы Шаолиньского ушу (Шаолиньцюань). Эта школа в отличие, например от стиля танланцюань (или богомола), широко распространившегося среди простых людей, передавалась ламами, затем Бодхидхармой и, наконец, мастерами этого направления преподавалась в монастыре Шаолинь

Как и другие школы, стиль журавля, подразделяется на многочисленные течения и направления. Наиболее распространенными из них являются: “Красный журавль”, “Серый журавль” и “Белый журавль”. На первый взгляд можно подумать, что все три этих направления одинаковы. Однако техника боя и система тренировок у них отличаются друг от друга. В стиле “Красный журавль” тренируется человеческая сущность и уделяется большое внимание использованию в бою локтей, ступней и колен. Это направление используют в школе Хонг За Кюйен (или Хун Гар) относящейся к группе стилей Южного Шаолиня. Основоположником этого стиля считается Хуан Фэйхун. Стиль “Белый журавль” основывается на дыхательной гимнастике и делает акцент на использование движений и ударов “крыльями” и “клювом”. Стиль делает упор на работу с сознанием и добивается независимости характера. Знания о стиле «Белый журавль» одно время считались утраченными.
“Белый журавль”- это символ долголетия, идеи освобождения от земных радостей, независимости, необремененности души, спокойствия и умиротворенности. Поэтому стиль “Белый журавль” идеально подходит для тех, кто хочет освободить себя и достичь Просветления

Техника боя
Белый журавль принадлежит роду grus antigone, и распространён в Юго-Восточной Азии. Отличительной чертой белого журавля являются его голова и длинная шея, покрытая красными или розовыми перьями. У белого журавля длинные ноги, мягкая походка и грациозный вид. Клюв журавля длинный, острый и твердый, и используется им при защите и нападении. Клювом журавль может нанести сильный удар в незащищенные места своего противника. Из-за длинных ног журавля легко атаковать, но благодаря природной грации и подвижности, птица легко передвигается из одного места в другое, оставляя между собой и противником безопасное расстояние. Журавль может использовать свои крылья для защиты или нападения. При защите журавль также может использовать свои острые когти.
Подражая поведению и характеру журавля, ученик стиля “Белый журавль” использует два основных положения рук: журавлиный клюв и журавлиные крылья. Журавлиный клюв получается из большого пальца и четырех сложенных вместе пальцев. Это положение эффективно при нанесении ударов в мягкие, нежные незащищенные места на теле человека: виски, нос, глаза, горло. Крылья журавля - расправленные или сложенные руки, которыми совершаются круговые движения, для защиты от ударов или для проведения захватов рук, ног или шеи противника. Благодаря этим приемам, противника можно лишить подвижности, вывести из равновесия и он становится открытым для дальнейшего нанесения удара.
Стиль журавля широко использует в бою разнообразную технику ног. Целью для атаки ногами является все тело человека, включая голову и пах. Журавлиный удар ногой в сочетании с использованием силы тела достаточен для того, чтобы удар привел к разрыву внутренних органов противника или вызвал тяжелые внутренние повреждения. Например, выполняя движение “Бать Хак Тунг Зиеп” (Bạch Hạc Tùng Diệp) можно вывести из строя ноги противника. Другие движения, например такие как “Бать Хак Данг Ван”, “Бать Хак Куа Хай”, “Бать Хак Куа Шао” или “Бать Хак Фан Тхуи” иллюстрируют основные черты, присущие стилю “Белый журавль”. Это позволяет нам понять, что, несмотря на неторопливость, мягкость и изящество журавля, в бою он становится беспощадным и невозмутимым, чтобы побороть врага.

Почему журавли, описываемые как призрачные существа, то появляющиеся, то исчезающие в божественном царстве, могут иметь такие удивительные природные способности? Из-за того, что журавли по природе своей относятся к шуньяте (буддийский термин), то есть они пусты и находятся за пределом чувственного восприятия. Шуньята является пустотой, возникающей в результате освобождения, бесцельности, оторванности от четких представлений о бытие и небытие. Высшей точкой пустоты является шуньята. Разум, созданный нами, отсутствует в журавле. Благодаря пустоте можно контролировать себя и окружающих, поэтому журавль также может достичь шуньяты. Исходя из этого, не стоит запоминать многочисленные приемы и не следует полностью копировать характер журавля. Если есть пустота, то должно быть пространство и время, но затем пространство и время исчезают. Шуньята - неясность, длительность как путь Дао, бесконечность. Цель журавля - научиться видеть свою шуньяту. У нас есть знания, которыми мы делимся с журавлем, журавль их принимает и также приобретает наши знания. Но когда пропадут знания, возникает шуньята. Для журавля грусть уходит, а радость остается…
Лебедь пролетает и не оставляет за собой след. Лебедь скользит по озеру и не оставляет отражение.
Строки из этого стихотворения отражают образ журавля в поэзии эпохи Тан, созданного поэтом Цуй Хао. Журавль исчезает, а мы продолжаем плыть как рябь облаков на небе. Из-за того, что у нас есть багаж знаний, мы прикреплены, привязаны, теряемся в поверхностных неглубоких областях разума. Мы сразу исчезнем из-за неограниченных знаний. А журавль изначально ничего не знает, но когда узнает, то сразу исчезнет. Это исчезновение сливается с бесконечностью космоса

Система тренировок
В самом начале занятий при изучении базовых принципов данного стиля, учитель заставляет учеников стоять на одной ноге. Если сначала у него не было техники боя, то затем она появляется. Она появится тогда, когда человек создаст её в своей голове, хотя изначально её не было. Последователи стиля журавля не рассчитывают заранее прием или удар, а анализируют положение вещей в момент ведения боя, тогда возникает шуньята.

Вступая в бой с противником, журавль переносит свое душевное состояние на поле боя. Он входит в состояние пустоты, тогда он начинает контролировать пять элементов космогонии для обмена силой. Однако это не настоящее состояние, потому что журавль знает, что состояние у него есть. Он потеряет это состояние, поэтому он готовится к тому, что у него ничего нет. С этого момента журавль не испытывает никакого состояния. Это пустота, то, чего нет. Пустота здесь - это не то, что придумал разум. Здесь нет ничего такого, чего мы должны бояться. Эта истина настолько проста, что мы называем её собственной пустотой. Любой, кто прикасается к нашей пустоте, то, о чем мы думаем, тем он и становится. Это скрытый метод брахманов

В процессе тренировок учеников учат ходить, стоять, сидеть, входить в состояние просветления и это еще не все. Когда мы сидим, мы думаем, что созерцаем, но сидя мы уже не созерцаем, мы уже достигли Просветления. Это как то, что человек держа компас в руках, ищет север, а на самом деле он уже на севере, так что же он ищет? Школа журавля уделяет большое внимание быстрому Просветлению. Последователи этого стиля должны научиться ощущать пустоту и отбрасывать все. Журавль учит себя, что он что-то изучает, он получает знания, но затем он их отбрасывает, и затем они пропадают. Самое сложное в школе “Белый журавль” - это одновременно изучать и отбрасывать (забывать). Отбрасывать это не значит все стереть из головы, а стереть в том значении, чтобы найти первоисточник. Как говорят буддисты: “Жизнь и смерть - переселение душ”. Канонические книги учат нас: “Если кто-то ударит тебя в левую щеку, подставь ему правую”. Когда сможешь уяснить смысл этого изречения, то сразу поймешь и смысл вышесказанного. Это помогает нам в Просветлении и является способом для тренировки шуньяты. Когда мы ощущаем пустоту, к нам приходят силы. Эти силы принадлежат пустоте, но их источник - бытие. Мы должны освободиться усилиями гуманности и человечности.

Кхи Конг “Белый журавль”
Поняв характер журавля, ученики начинают тренировать дыхание для освоения духовных аспектов. Для журавля нет ничего основного и второстепенного. Дыхание очищает мысли. Мысли управляют энергией кхи, кхи питает душу. Жизненные силы души могут накапливаться в глазах, в руках и ногах. Когда мысли выходят за пределы тела, то в этот момент мы можем создать трехмерное пространство, пространство Просветления. Вот почему последователи школы “Белый журавль” проводят тренировки перед зеркалом. Мы видим себя, и мы вряд ли - это тень. Тень и картина боя то наступает, то отступает. Мы не озабочены распознаванием, что истина, а что ложь, искажение. Не задумываясь о чем-либо, мы достигаем душевного равновесия. Находясь в душевном равновесии, можно контролировать себя, свое дыхание, свои внутренние органы. Куда направлены мысли, туда и поступает внутренняя энергия кхи. Течение кхи - перемещение мыслей. Если мысли сталкиваются друг с другом, то движение кхи прерывается. Когда душевные силы имеют контроль над телом, то они свободно перемещаются по нему.

Заключение
Последователи школы - люди, достигшие Просветления, способные видеть препятствия вокруг себя. Поэтому они заимствуют свободу, спокойствие и мысли журавля, чтобы помочь будущим последователям определиться в тренировках. Знания, затраты времени и сил, поведение - все это входит в процесс, который поможет нам вернуться в первостепенное состояние. Если не объяснить необходимые знания, то мы будем испытывать большие трудности в процессе тренировок.
Журавль - это мы, мы - это журавль, вернувшийся найти бытие, которое раньше было источником подлинности.

Взято: http://honggia.vn/bachhac.html
Перевод с вьетнамского: бюро переводов “Евразия”.
Корректировка: Пташников Г.Ю.

Интервью с мастером стиля Белого Журавля Инг Хан Су (YingHan Su)

брал Чен Пенгченг (Chen Pengcheng)


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг (QiNiang Fang), поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг фу. Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь (YongChun), где они стали преподавать стиль Белого Журавля. С тех пор название области Юнчунь стало ассоциироваться в мире китайских боевых искусств со стилем Белого Журавля. Словно вечнозеленое дерево, стиль Белого Журавля пустил корни и процветал в тихом гористом регионе.

20 ноября 2006 года Ченг Пенченг ступил на эту легендарную землю и посетил уважаемого мастера стиля Белого Журавля Инг Хана Су (YingHan Su) в Фуцзяни. Как мастер 7-го уровня народного кунг фу (7th Dan folk kungfu), мастер Инг Хан Су представляет стиль Китайского Белого Журавля. В настоящий момент он является президентом Научно-исследовательским Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun), вице-президентом Ассоциации Боевых искусств Юнчунь и руководителем Ассоциации У-Шу Фуцзяни. Мастер Инг Хан Су тепло приветствовал Чен Пенгченга в своем собственном доме и произвел на него впечатление как своими объяснениями, так и глубокими знаниями стиля Белого Журавля. Интервью проходило в непринужденной, расслабленной манере. Полтора дня, прощедших за разговором, сопровождались большим количеством юмора и смеха.

Как вы начали свое путешествие в мир Белого журавля?

Я родился в семье, занимающихся боевыми искусствами. Когда я был мальчиком, я часто слышал фамильные истории нашего клана. Они сильно меня вдохновляли. Кроме того, я так же читал романы о боевых искусствах. Как следствие, часто мечтал о том, чтобы быть благородным рыцарем, который выходит в мир и устраняет несправедливость. Тем более, что я тогда не отличался силой. Все эти факторы побудили меня изучать кунг фу. Моя жизнь в кунг фу не начиналась, пока я не встретил своего друга, который позже стал моим названным братом. У моего побратима был дядя, который являлся знаменитым мастером Белого Журавля в Юнчуне. Его звали Руи Данг Пан (RuiDang Pan) и он был четвертым сыном грандмастера Белого Журавля Ши Фенг Пана (ShiFeng Pan). Мой названный брат представил меня Руи Данг Пану, и он принял меня как своего ученика. Я обучался под руководством мастера Руи Данг Пана в течении нескольких лет, и позже у меня был другой шифу, которого звали Лиан Дзя Чженг (LianJia Zheng). Перед его возвращением в Юнчунь в 1948 году, мастер Лиан Дзя Чженг преподавал кунг фу Белого Журавля в Малайзии.

Когда у вас появился второй учитель, - какая реакция была у вашего первого шифу? Он рассердился?

Так просто произошло. После того, как мой второй шифу, Лиан Дзя Чженг, возвратился в Юнчунь, он начал преподавать бесплатно. На самом деле, он являлся одним из моих дальних родственников. И жил близко от моего дома. В то время мой отец скончался, и я должен был упорно трудиться, чтобы поддержать мою семью. У меня была многочисленная семья из восьми человек, а жизнь в то время была очень непростой. Мой первый шифу был очень хорош на мой взгляд, и был для меня фактически как дедушка. Однако, он жил на расстоянии в 18 миль от меня. Для меня было довольно сложно каждый день ездить в его дом для тренировок. Из-за всех этих причин я собирался учиться у Лиан Дзя Чженга. В первый день моего обучения у мастера Лиан Дзя Чженга, он внезапно остановил меня. Он посмотрел на меня и сказал: "Вы изучали кунг фу Белого Журавля раньше. Кто был вашим шифу?" Я сначала не говорил ему правды и заверял, что я новичек в стиле Белого Журавля. Он покачал головой и заметил: "Нет, нет. Вы не новичек в Белом Журавле. Я вижу, что вы изучали Белого Журавля в течении нескольких лет. Вы должны сказать мне, кто ваш шифу. Иначе я не буду учить вас." Дальше он пояснил мне, что причиной, по которой он не будет меня учить, является то, что он не хочет оскорблять моего первого учителя, и что это принятые нормы поведения, которым нужно следовать. Я тогда сказал ему, что моим первым шифу был Руи Данг Пан. Услышав имя, он заметил: " Руи Данг Пан - хороший мастер. Я могу преподавать вам Белого Журавля, но вы должны получить разрешение у своего щифу". На следующий день я приехал к своему шифу Руи Данг Пану и объяснил ситуацию в которой я оказался. Мой шифу Руи Данг Пан понял мою ситуацию и сложность того, что мне каждый день надо ездить за 18 километров к нему домой на тренировки, так как мне надо было работать полный рабочий день, чтобы преодолевать трудности моей жизни. Так же он очень высоко оценивал кунг фу мастера Лиан Дзя Чженга, и отозвался о нем как о истинном мастере. Он так же упоминал, что они были друзьями, и часто выступали с представлениями по кунг фу в городе Чуанчжоу в середине 50-х годов. С его одобрения, я стал обучаться у мастера Лиан Дзя Чженга. К счастью, я стал принятым учеником мастера Лиан Дзя Чженга, что так же еще называют ученик внутренних покоев (close-door disciple). Хотя я и обучался позже у своего второго учителя, но я продолжал поддерживать связь со своим первым шифу. В моих воспоминаниях я считаю нужным выразить особую благодарность своим учителям за их бескорыстность и понимание.

Кроме того, что вы мастер Белого Журавля, вы еще и традиционный китайский доктор, мануальный терапевт. Мне было бы так же интересно узнать, кто преподавал вам медицинские знания, так как я слышал. что раньше, у мастеров кунг фу были и глубокие знания по китайской народной медицине, по мануальной терапии?

Это был мой первый шифу, Руи Данг Пан, он учил меня как лечить заболевания костей. Мой учитель, Руи Данг Пан, был профессиональным преподавателем кунг фу. Он жил на обучение кунг фу Белого Журавля. Он преподавал кунг фу Белого Журавля больше пяти десятилетий своей жизни. Кроме того, он также помогал людям, страдающим от костных заболеваний. Мой второй шифу, Лиан Дзя Чженг, так же мог лечить костные заболевания. От них я приобрел навыки и знания китайской классической медицины.

Когда вы принимаете ученика, каковы ваши ожидания? Вы предъявляете какие-то особые требования к ученику?

Прежде всего я хотел бы сказать о различиях между учеником и просто занимающимся. Тех, кто иногда приезжает ко мне и учится для сохранения здоровья, я объединил бы в группу с названием "студенты". В случае же с учениками, можно сказать. что есть несколько видов учеников. В Юнчуне, первого ученика, который появляется у учителя, называют "ученик Кай Шань" (KaiShanMen), что можно примерно перевести как "Ученик Открывающий Дверь Горы". Последнего ученика, которого имеет учитель, называют "Ученик Гуан Шань", что переводится как "Ученик Закрывающий Дверь Горы". Третий вид учеников, это те, кто обучается и живет вместе с шифу долгие годы. Мы называем их "Ученик DengTanRuShi". Из этих трех видов учеников, только у самого лучшего будет возможность стать так называемым "Чуан Жень" (ChuanRen). Чуан Жень - человек, который может унаследовать кунг фу Белого Журавля во всей полноте системы.

До сих пор, большинство из тех, кого я учил, являются только студентами. Но даже для студентов, прежде чем учить, мы должны быть уверены, что это честный и хороший человек. Но как правило, требуется несколько лет, чтобы хорошо узнать человека. Поэтому, студент должен пройти длинный путь, прежде чем он сможет формально стать учеником. Чтобы стать учеником он должен пройти обряд (байши). Это не означает, что он овладел всем знанием стиля Белого Журавля. Это значит, что он приобрел уже глубокие знания кунг фу Белого Журавля, и вместе с тем, - обладает высокими человеческими качествами. Честно говоря, в настоящее время трудно найти учеников. Это происходит главным образом потому, что большинство учеников не прилагает достаточных усилий по овладению кунг фу Белого Журавля. В Юнчунь есть поговорка: "Мастер Белого Журавля, Десять Лет". Она означает, что потребуется десять лет, чтобы стать настоящим мастером Белого Журавля. Вы можете подумать, как трудно найти студентов, которые приезжали бы и регулярно занимались. Я надеюсь, что в ближайшие годы встречу талантливых и многообещающих учеников.

В книге по стилю Белого Журавля, которую вы написали несколько лет назад, можно найти такую фразу: " Li You San Ting", которая буквально означает, что внутренняя энергия проявляется в трех различных местах. Я несколько смущен этой фразой. Вы можете объяснить это более подробно?

Я думаю, вы неправильно понимаете значение "San Ting" в этой фразе. Фактически, слово " Ting " означает "накапливаться" или "собираться вместе". Поэтому, эта фраза подразумевает, что внутренняя энергия собрана в трех различных местах. Эти три различных места известны как кончик плеча, кончик локтя и кончик запястья. Так как каждый из них используется, энергию нужно направить и собрать в определенной части тела, чтобы обеспечить потом разрушительный эффект воздействия этой части тела.

Как хорошо известно, вы основатель Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun). Вы могли бы рассказать о основании этой организации?

Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) был официально основан в октябре 1999 г. Главным образом, его деятельность ориентируется на обмене опытом с иностранными школами кунг фу Белого Журавля и исследовании кунг фу Белого Журавля. Так было установлено и мы приняли многих занимающихся стилем Белого журавля с Запада. Так же, мы потратили много времени и сил на написание статей и книг по стилю Белого Журавля. Мы провели большое исследование относительно его происхождения, принципов, и применяемых в нем методов. Так же собирали истории о старых мастерах. Кроме того, Научно-исследовательский Институа Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) открыт для общественности, так чтобы у большого количества людей, особенно для молодых учеников, был хороший шанс изучить кунг фу Белого Журавля. Здесь я хотел бы выразить свою особую благодарность моим студентам и ученикам, которые участвовали в финансировании института, чтобы он продолжал существовать и дальше.

Какие ваши планы на будущее?

Как вы знаете, Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) находится в моей квартире. Это очень небольшое место. Ее площадь около 120 кв. метров. Очевидно, это не может удовлетворить наши потребности. Я с нетерпением жду большего места, куда я мог бы пригласить больше мастеров Белого Журавля и энтузиастов стиля, возможностей спонсировать наши мероприятия. Кроме того, большое помещение можно было бы использовать как тренировочный зал для обычных занятий по стилю.

Сколько книг и видеофильмов вы издали?

Несколько лет назад я работал вместе с профессором Зенг Фу Хонгом (ZhengFu Hong) и профессором Ин Шенг Лином (YinSheng Lin) над книгой по Белому Журавлю, названной "Кунг фу Белого Журавля из Юнчунь". Книга была издана в 1990 году. В книгу мы включили такие разделы, как происхождение, стратегия, принципы и некоторые формы стиля. Это давало читателям полное представление о кунг фу Белого Журавля. Позднее, эта книга была причислена китайской Ассоциацией у-шу как одна из классических китайских книг по кунг-фу. С тех пор я посвящал свое время и энергию сбору и обработке шести древних книг по Белому Журалю. В 2004 эти шесть древних книг по Белому Журавлю были изданы на Тайване. В прошлом году, по приглашению G.Z Beauty Publishing House и Chinas Peoples Sports Audio-Visual Publishing House, я снимал четырнадцать роликов по стилю и одну учебную тренировку. В итоге, будет издано более 18 дисков. на сколько я знаю, они выйдут к концу этого года.

(Примечание: эти диски были выпущены к январю 2007 года и доступны в продаже)

Относительно собрания шести древних книг по Белому Журавлю. Что двигало вами когда вы приступили к этой работе?

Мой шифу однажды сказал мне: "Ты молод. Если в дальнейшем в твоей жизни появится возможность, - пожалуйста, не забудь собрать книги Белого Журавля. Если они будут потеряны, - это будет большой утратой". К тому времени, я уже обучался под его руководством несколько лет. Однако я никогда не видел ни одной письменной книги по Белому Журавлю. Я даже и не ждал увидеть книг по Искусству Кулака, так как все уроки и наставления передавались мне устно. Мои подозрения рассеялись. когда мой учитель показал мне старые рукописи по Белому Журавлю. Старые манускрипты стали для меня большим подарком, когда я представил их миру, сделали меня известным как специалиста по кунг фу Белого Журавля.

Я начал работу по компиляции и корректуре старых текстов Белого Журавля перед культурной революцией. Я нанес многочисленные визиты к мастерам стиля тех лет и просил показать старые копии текстов, которыми они владели. Это была нелегкая задача, так как многие мастера отказались показать их копии. Большинство из них думало, что хочу заполучить старые тексты. Я по многу раз объяснял, что у меня уже есть эти тексты, но я хочу собрать их копии и исправить ошибки. К счастью, того, что удалось собрать и устных пояснений моего шифу оказалось достаточно, чтобы начать работать над этим проектом и понемногу его реализовывать. В 1963 году эта работа была закончена.

Вы начали собирать старые копии перед культурной революцией. Что произошло с ними во время культурной революции?

Китайская культурная революция оказала на меня большое влияние. Они забрали все мое тренировочное оружие. К счастью, я хранил свои исправленные рукописи в другом месте и они смогли сохраниться.

Мастер Су, вы конечно достигли больших вершин в своем глубоком исследовании кунг фу Белого Журавля. Могу ли я поинтересоваться, какая ваша следующая область для исследования?

В настоящий момент я работаю над немного другим материалом, и я хотел бы превратить его в полную энциклопедию стиля Белого Журавля. Это будет большая энциклопедия. В этот раз я включу больше фактического материала, такого как 108 методов Джи Шоу (JiShou)(методы парной работы Джи Шоу, основанный на различных стратегиях туй шоу) и больше иллюстраций. Я думаю, что поклонникам Белого Журавля понравится это.

Кунг фу Белого Журавля - обширная система с большим количеством методов. Несколько лет назад я был свидетелем прекрасной демонстрации этого искусства, представляемого вашими студентами. Кроме безоружной техники, я был так же впечатлен техникой работы с оружием. Сколько видов традиционного оружия есть в кунг фу Белого Журавля Юнчунь?

В кунг фу Белого Журавля есть различные виды оружия, такие как парные ножи, одиночный нож, короткий меч Гуан (Guan), копье Гоулин (GouLian), длинная палка, Туи (своего рода длинный шест с одним большим концом и одним маленьким концом), каи (cai) и грабли с железными зубцами.

Когда заходит речь о оружии, я вспоминаю слова мастера Белого Журавля дяди Ли Чжена, который говорит: "Кулак - корень кунг фу Журавля, а длинная палка может быть драгоценным камнем искусства". Как вы понимаете эти слова?

Термин "Кулак" относится к техникам боя без оружия. Первая половина изречения подразумевает, что на техниках голых рук основывается вся система. Кроме того, техники боя без оружия являются этапом, подводящим к работе с оружием. Между безоружными техниками и техниками работы с оружием есть много общего. Например работе с длинной палкой соотносятся такие техники без оружия как tiao и sha, в них, как и в работе с палкой есть такие движения как раскалывающий удар вниз по диагонали, продвигаться горизонтально и ударять вниз вертикально. Поскольку один и тот же принцип заложен в методы работы голых рук и в методы работы с оружием, порой мы можем услышать высказывание: "Нужно получить передачу от кулаков для оружия, и от оружия для кулака". Поэтому, если вы будите хороши в технике без оружия, то в дальнейшем для вас будет намного легче работать с оружием.

Из видов оружия, деревянная длинная палка был широко признанным простейшим видом защитного оружия. Из-за его легкой доступности, длинная деревянная палка - наиболее распространенный вид оружия не только в Белом Журавле, но и в других школах боевых искусств. Если вы будете хорошо владеть длинной палкой, то не встретите трудностей и в овладении любым другим видом оружия, потому что любой другой вид оружия, по сути - расширение возможностей длинной палки. Так например, если приделать острый металлический наконечник к кончику длинной палки, - вы получите копье. Если приделать к кончику длинной палки крюкообразный металлический наконечник - получите копье Гоулин. Поскольку всеми видами оружия управляют одни и те же принципы работы, элементы техники работы длинной палкой могут быть применены в техниках работы другим видом оружия. Те, кто изучил работу длинной палкой смогут овладеть и другим видом оружия. Поэтому, длинную палку считают драгоценным камнем кунг фу Белого Журавля.

В книге по белому журавлю используются такие термины как "Сила Ветра", "Сила Дождя", "Облако". Что они означают?

Прежде всего представьте дождливый день. Если не будет ветра - дождь будет падать вертикально. Когда дует ветер - он вносит наклон в падающие капли дождя. Это народные высказывания. Так, когда дождь ждет ветра, чтобы произвести изменение в характере движения, это называют Силой Дождя. Когда врывается ветер и полностью меняет направление падающего дождя, - это называют Силой Ветра. Поэтому сила дождя фактически обращается к "неподвижности, что ждет появления изменения", в то время как сила ветра обращается к "движущейся силе, обольщающей неподвижность."

И сила дождя и сила ветра пребывают из одного и того же источника; это Облако, которое фактически означает?причину?. Когда будут облака, будет дождь. Когда облака перемещаются, вырывается ветер. Если энергию сравнить с монетой, то сила дождя и сила ветра - две стороны монеты. То, что делает каждую сторону монету - это облако, грань, где живет внутренняя энергия. Связь и взаимоотношения этих двух сторон фактически учат нас как хорошо использовать наши возможности в ситуации реальной борьбы.

Я прочитал, что эти восеь качеств игарют важную роль в кунг фу Белого Журавля: xiao, die, shou, chu, zhan, zhuan, fan, и ce. Вы могли бы объяснить их значение?

Эти восемь понятий отражают восемь принципов борьбы. Xiao в переводе с китайского означает "удалять" или "устранять". Таким образом, xiao может быть использовано, чтобы уклониться от нападения, провалить атаку в пустоту. Die можно перевести с китайского как "непрерывно" или "без остановок". Die принцип тесно связан с проявлением энергии. Это требует непрерывного проявления внутренней энергии. Shou может быть переведено как, "чтобы подойти к концу." Поэтому, принцип shou выражает стратегию защиты. Chu переводится как "удалить", "устранить". Это означает, прервать контакт, "мост", установленный руками противника. Zhan можно истолковать как варианты перемещений, а Zhuan означает "перемещаться по дуге или по кругу". Эти два понятия говорят о стратегии уклонения. Fan можно перевести как "смена" или "оппозиция". Fan говорит о том как атаковать конечность выше и ниже сустава. Последнее слово, ce, означает "поворачиваться к стороне". Се принцип говорит о том, как уклониться от нападения и использовать его движение. Эти восемь принципов взаимосвязаны. Они всегда работают вместе.

Как это хорошо известно, у стилей Белого Журавля из Фучжоу есть тесная связь с наследственным кунг фу Белого Журавля из Юнчуня. Однако не совсем понятно, как белый Журавль из Юнчуня попал в Фучжоу. Вы что-нибудь знаете об этой истории?

В старые времена область Фуцзянь была разделена на восемь административных округов. Были так называемые Восемь Фу (Fu)(Фу - термин для обозначения административного округа). Эти Восемь Фу делились на две группы: Первые Четыре Фу и Последние Четыре Фу. Первые Четыре Фу - это области вокруг города, известного сегодня как Фучжоу и области на севере и западе Фучжоу. В Последние Четыре Фу входила область Мин Нан (MinNan), которая включала нашу сегодняшнюю Юнчунь. В молодости мне рассказывали. что старые мастера преподавали кунг фу Белого Журавля в Первых Четырех Фу. Таким образом, я считаю, что кунг фу Белого Журавля в Фучжоу происходит из области Юнчунь. Более того, мастера Отряхивающегося Белого Журавля (Shaking White Crane) в Фучжоу признали, что их старые тексты по Белому Журавлю пришли из Юнчуня, и они называли старых мастеров Да Синг Ванга (DaXing Wang) и Чженг Чонга (Zheng Chong) как свои отдаленных отцов-основателей стиля. Старый мастер Чженг Чонг был учеников грандмастеров Чжена Ли (Zheng Li) и Бай Дзие (Bai Jie) из Юнчуня. Хотя нет никаких письменных свидетельств о том, как кунг фу Белого Журавля распространилось от Юнчуня до областей города Фучжоу, мы можем сделать вывод, что именно старые мастера, такие как Чженг Чонг и другие, принесли в те времена искусство из Юнчунь.

Как понимать высказывание Белого Журавля: Du pi ruan ru mian, du nei ying ru tie?

Это высказывание может быть переведено как "кожа, или поверхность живота столь же мягка как вата, в то время как внутренняя часть живота столь же тверда как железный блок." Это явление - результат длинной практики дыхательных упражнений. Кунг фу Белого Журавля содержит мягкое, длительное дыхание. На вдохе даньтянь сокращается. На выдохе - область даньтяня расслабляется и ци омывает эту область. Это вид дыхательных упражнений, при его выполнении мышцы живота напрягаются, живот расслабляется, движение мягкое. Твердость и мягкость проявляются только под воздействием ци.

Какое различие между duan qiao и li qiao?

Прежде всего, позвольте мне начать с понятия qiao. Qiao может быть переведено с китайского как "мост". Это важное понятие в кунг фу Белого Журавля. Фактически оно связано с предплечьем. Когда человек захватывает руку и намерен бороться, мы называем это "устанавливанием моста". Если другой человек сопротивляется, так же захватывая его руку, руки противников входят в контакт, это называется "соединение моста". Термин duan может быть переведен как "ломать", и термин ли означает "покидать". В общих чертах, понятия duan qiao и li qiao можно перевести как "разрушение моста" или "разъединение". Однако между этими двумя понятиями есть некоторая разница.

Предположим что вы и ваш противник находитесь в положении "соединения мостов".

Вы можете обмануть его и привести его переднюю руку туда, где она окажется в невыгодном положении. Основная стратегия состоит в том, чтобы лишить вашего противника равновесия, увести его от центральной линии. В этом положении вы можете использовать энергию сопротивления и использовать в своих целях энергию противника. Это - li qiao. Однако предположите, что ваш противник нападает, и ему удается связать два моста. Если ваш противник физически сильный, - вам может быть сложно оказать ему противодействие. В этом положении, то, что вам нужно, - применить тонкую технику борьбы, удаляя ваши руки из под воздействия его усилия и применяя новую стратегию борьбы. Это - li qiao. Различие между li qiao и duan qiao в том, что li qiao применяется когда вы находитесь в невыгодном для себя положении, в то время как duan qiao используется, когда вы в доминируете, находитесь в выгодном для себя положении. В частности, li qiao используется, чтобы измениться от неблагоприятной ситуации до благоприятной ситуации и затем получить инициативу.

Представьте, что вы находитесь в ситуации "соединения мостов". Если вы находитесь сверху (?ваши руки расположены сверху?), вы можете легко атаковать вашего противника. В этом моменте вы находитесь в сильной позиции. Руки сверху подобны ножу, в то время как руки снизу подобны мясу. Нож будет разрезать и рубить мясо. Именно поэтому мы будем стараться не оказаться в положении под "мостом".

Последняя часть высказывания обращается к ситуации, в которой вы и ваш противник стоите лицом к лицу. Ваш противник остается спокойным и не идет в наступление. Чтобы начать борьбу, вы можете подать руку или сделать слабое движение и смотреть. как ваш противник откликается на него. Так говорится: " Когда нет никакого моста, попытайтесь настроить мост ".

Как я понимать термин Ши (shi) в изречении: "Используйте shi, чтобы противостоять нападению", действительно ли это - типичное слово для диалекта Мин Нан?

Да, слово Ши есть в языке Мин Нан. На самом деле, когда мы говорим о Ши, мы имеем дело и с другим понятием - Фа (fa). Фа означает определенную технику, в то время как Ши означает позицию. Когда противник начнет атаку, он применит определенную технику. Поэтому Фа можно определить как единое движение. Противостоя нападению, вы можете применить много различных техник. Таким образом, ваше Ши может произвести множество вариантов различных действий. Именно поэтому фраза говорит, "Используйте Ши, чтобы противостоять нападению."

В старой рукописи Белого Журавля есть еще одна фраза, которую я не очень хорошо понимаю: "Чен шен чжу ци (chen shen zhu qi)". Что она означает?

Чен шен чжу ци является важнейшим принципом в обучении. Чен шен означает "вытягивать поясницу". Это означает, чтобы позвоночник и копчик были на вертикальной линии. Как вы знаете, поясница - источник внутренней энергии в боевых искусствах. Любое неправильное положение, такое как наклон тела вперед или заваливание назад, наклон влево или вправо - ослабит ток ци и ее проявление. Кроме того, когда поясница осажена - это обеспечивает устойчивую позицию.
Последние два иероглифа, Чжу Ци означают "концентрироваться, сосредотачивать мысли". Чжу Ци требует ровного дыхания и спокойного ума. Избегайте быть нетерпеливыми или возбужденными. Всегда пытайтесь сохранять ровное психическое состояние и самообладание.

Чтобы вы посоветовали начинающим изучать стиль Белого Журавля?

Я думаю, самое важно для тех, кто начинает изучать стиль Белого Журавля - никогда не терять терпения в тренировке. Сохраняйте спокойствие и сделайте кунг фу обычной вещью, которую вам надо выполнять каждый день. Кунг фу - это не тоже самое, что другие виды двигательной деятельности. Люди могут подражать движениям кунг фу, выполнять их быстро, но все это будет лишь своего рода гимнастикой. Кунг фу не может быть изучено за короткий период времени, поскольку включает много факторов: специальные положения, скорость, силу и т.п. Это может быть приобретено только посредством долгосрочного обучения. Более того, обучение требует постоянного повторения движений, что может привести в уныние. Возьмите например комплекс Три Войны, - его нужно делать много раз в день. Нет никаких изменений в этом простом наборе движений. Есть только повторение.

И эту однообразную, неинтересную тренировочную практику надо продолжать делать всю жизнь. Ну и вы можете представить, что произойдет со вспыльчивым учеником. С другой стороны, кунг фу Белого Журавля - довольно мягкая система. На начальных стадиях обучения выполнение движений требует сил и труда. Потребуется много времени, чтобы убрать зажатость из движений. Даже когда движения станут мягкими, потребуется перейти на следующий уровень, уровень изменений (hua). Когда овладеете изменениями, - движения станут очень естественными, вы сможете управлять своей энергией по своему желанию.

Очевидно, что кунг фу - это не легкая задача. В Юнчунь есть широко распространенная поговорка: "Десять лет тяжелых тренировок могут сделать мастера Белого Журавля". Таким образом, для начинающих особенно важно оставаться терпеливыми.

«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей
китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно
выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь,
утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал
«кулак пяти зверей», то одним из подстилей этого направления был
именно стиль журавля. Однако современные исследования показали,
что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей», а «кулак пяти
ступеней», а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и
птиц появилось гораздо позже.

Одной из разновидностей стиля журавля является «тибетский
журавль». Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это
все-таки разные стили. О системе «тибетский журавль» известно
очень мало.
Китайский стиль журавля — это байхэцюань (кулак белого журавля).
Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан
переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он
взял с собой и дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за
журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями
боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль
стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге
Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.
Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными
мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре
отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань.
Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но
имеют и различия.
Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три
войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь
(«три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса
известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в
разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут
довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля
прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с
даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее,
использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще,
стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется
нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою
бесполезны.
Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют
голову, плечи, локти, таз и колени. Hоги при постановке на землю
словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного
проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой
локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.
Цзунхэцюань
————
В буквальном переводе цзунхэцюань означает «кулак
журавля-предка», и именно так его и переводят в русскоязычных
книгах по ушу низкого качества. Однако на самом деле иероглиф
«цзун» используется для записи звучания фуцзяньского диалектного
слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу
этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку,
вылезшую на берег: она тут же начнет встряхивать и мотать
корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь»
(«собака встряхивается телом»), а это усилие встряхивания —
«цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань —
«кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля —
сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле
в бою предпочитают работу от контратаки.
Цзунхэцюань как раз и требует от своего адепта на тренировке
вырабатывать такое встряхивающееся усилие в руках, усилие
сталкивания, а также собирающе-расталкивающее усилие в ногах.
Особенности боевой техники цзунхэцюань таковы: видишь силу —
породи силу, видишь силу — измени силу, видишь силу — добудь
силу, видишь силу — откажись от силы. От рук требуют проработки
взаимопревращений пяти первостихий: металла, дерева, воды, огня и
земли. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую
руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто
используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу»,
«сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар —
отступление, уклон — удар.
Основой цзунхэцюань является встряхивающееся усилие. В этом стиле
первые полгода ученик только натренировывал перемещения и
прорабатывал «встряхивание руками в позиции всажника». Зато
опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо
части тела противника — и противник словно пораженный
электрическим током либо падал на месте, либо отлетал на
несколько метров. Еще это усилие называют «усилие понимания»,
имея в виду, что в результате его натренировывания вырабатывается
феноменальная скорость реакции, стоит прикоснуться к противнику —
и уже можно реагировать на его движения.
Основные виды встряхивающегося усилия в цзунхэцюань — это
жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и
диагональное. Hачинающий применяет в основном жесткое и
продольное усилия, позднее он становится способен применять
поперечное и диагональное, очень углубившийся — пустое, полное и
мягкое.
Считается, что если встряхивающееся усилие проявлено правильно —
перед ним ничто не может устоять: «Из десяти встряхиваний девять
неверны. Hастоящему встряхиванию не может противостоять даже
тысяча солдат».
В цзунхэцюань используются такие формы кистей рук, как «ладонь —
когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань:
саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три
точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять
цветков сливы» — маршрут комплекса образует цветок сливы мэйхуа),
хэчи («журавль раскрывает крылья»), убу («пять шагов»). Самым
важным является тренировка саньчжань. Поговорка кулачного
искусства гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао»
(«действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри
саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.
Минхэцюань
———-
Минхэцюань переводится как «кулак голосящего журавля». Метод
выброса силы здесь похож на метод из цзунхэцюань, но требуют,
чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось
подрагивание, а когда усилие достигало ударной точки — следовал
ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом
следует выкриком помогать выбросу усилия, отчего и произошло
название стиля. Энергия здесь проявляется из физического тела, а
мысль используется для направления ци в мозг и поднятия
жизненного духа: «форма в качестве кулака, мысль в качестве
духа». При выбросе усилия сила идет от пятки.
В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы
кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставлеными пальцами»),
«свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя
выставлеными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля»,
кулак, «кулак одной жемчужины» («кулак — глаз феникса»).
Комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по
четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).
Фэйхэцюань
———-
Фэйхэцюань означает «кулак летающего журавля». В трактатах по
этому стилю сказано: «пронизывание — это как полет». Под
«пронизыванием» здесь понимается распростирание на большой
площади. В этом стиле в большей степени чем в прочих стилях
журавля уделяют внимание подражанию журавлю, движения
разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие»
удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыжки,
при вдохе поднимаются вверх, будто взлетая.
Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с
расставлеными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу
цзиней»). В позициях стиля колени свернуты внутрь, что напоминает
журавлиные позы. Перемещения натренировывают на верхушках врытых
в землю столбов. Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь
(«четверо врат»), бабулянь («восемь шагов непрерывны»), эршиба сю
(«28 созвездий»).
Шихэцюань
———
Шихэцюань означает «кулак кормящегося журавля». Как сказано в
трактатах: «Прихватывать — это и означает кормиться». В этом
стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом —
отсюда и название. Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак
утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно было бы перевести как
«кулак встряхивающегося журавля», «би» — это опять-таки
специальное слово фуцзяньского диалекта, отсутствующее в
общекитайском языке). В стиле прорабатывают внезапность удара.
Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть
«руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по
атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью
наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный
втыкающийся удар концами пальцев той же руки), «руку воды»
(накрывание руками изнутри наружу или снаружи внутрь атакующих
рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок
двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками
запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой).
Комбинации приемов соответствуют взаимопорождению и
взаимоподавлению пяти первостихий.




Top