Тайлор эдуард биография. Эдуард Бернетт Тайлор: биография

Тайлор, Тэйлор (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10.1832, Лондон, - 2.1.1917, эллингтон, Сомерсетшир), английский этнограф, исследователь первобытной культуры. С 1883 хранитель этнографического музея Оксфордского университета, с 1896 первый профессор основанной тогда кафедры этнографии (в то время называлась кафедра антропологии) этого университета. Главные труды - «Первобытная культура» (т. 1-2, 1871, рус. пер. 1939) и «Антропология» (1881, в рус. пер. «Введение к изучению человека и цивилизации», 4 изд., 1924). Наряду с Г. Спенсером и др. Т. - создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Историю культуры Т. идеалистически рассматривал как самодвижение идей в области техники, хозяйственной и духовной жизни человека, выражавшееся в развитии форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Наибольшее внимание Т. уделил истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, он вскрыл исторические корни многих непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Созданная Т. анимистическая теория происхождения религии долгое время была господствующей в науке, хотя впоследствии обнаружилась её ограниченность: Т. понимал религию только как явление индивидуальной психологии, а не как факт общественного сознания. См. Анимизм .

  • - Эдуард Барнетт - англ. этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии...

    Энциклопедия культурологии

  • - - американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" , повесть "Маленькая принцесса" . Ч33 Ч426...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Эдвард Барнет - антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма...

    Новейший философский словарь

  • - русский математик. Адъюнкт, экстраординарный акад. , ординарный акад. Петерб. АН. Племянник Н. И. Фусса и его ученик; правнук Л. Эйлера. Род. в Петербурге...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - псевдоним, под которым появлялись исторические романы немецкого историка Адольфа Гаусрата...
  • - двенадцатый президент Сев.-Амер. Штатов, см. Тэйлор...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый английский антрополог. Род. в 1832 г. К тому времени, когда Т. выступил на научное поприще, три отрасли знания, составляющие в совокупности науку антропологию - пальэтнология, физическая...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Фрэнсис Элиза, американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей...
  • - Бёрнетт Фрэнсис Элиза, американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф, исследователь первобытной культуры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф...

    Большая Советская энциклопедия

  • - американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" , повесть "Маленькая принцесса" ...
  • - ТАЙЛОР Эдуард Бернетт - английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером - создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Та́йлор, Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером — создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Э́йхвальд Эдуард Иванович, естествоиспытатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Труды по систематике растений и животных, палеонтологии, геологии, минералогии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Словарь синонимов

"Тайлор Эдуард Бернетт" в книгах

ЭДУАРД VI ИОАННА ГРЕЙ ЭДУАРД СЕЙМУР, ГЕРЦОГ СОММЕРСЕТ. ИОАНН ДОДЛЕЙ, ГЕРЦОГ НОРФСОМБЕРЛЕНД /1547-1554/

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЭДУАРД VI ИОАННА ГРЕЙ ЭДУАРД СЕЙМУР, ГЕРЦОГ СОММЕРСЕТ. ИОАНН ДОДЛЕЙ, ГЕРЦОГ НОРФСОМБЕРЛЕНД /1547-1554/ По непреложному закону судеб преемниками тиранов и деспотов были почти всегда либо женщины, либо люди бесхарактерные, тупоумные, либо, наконец, дети. Другими словами, после

Эдуард Лоб

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Эдуард Лоб С Эдуардом я познакомилась в его квартире-студии, на веселом приеме-вернисаже мексиканского художника Камаччо. Народу было много, вся латиноамериканская богема, друзья, знаменитые коллекционеры, художники Макс Эрнст, Дора Мар, Арп. В галерее такой грандиозный

Эдуард

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Эдуард

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Эдуард Значение и происхождение имени: Эдвард - страж богатства (герм.).Энергетика и Карма имени: Эдуард - имя уверенное и твердое, оно предполагает четкие цели, способность к достаточному сосредоточению и вместе с тем гибкость. Чаще всего Эдик знает, чего он хочет в жизни, а

Эдуард

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Эдуард Происхождение имени англосаксонское - «защитник своего наследия». В раннем детстве расположен к ларингиту и фарингиту. Зимний - капризен, упрям, внешне похож на мать, а внутренне - на отца. Чрезвычайно добр. Настойчив в достижении задуманного, однако легко

Эдуард

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Эдуард Упорный, практичный и постоянный человек, материальную выгоду предпочитает честолюбивым мечтам. Однако создание положительного имиджа для него важнее выгоды. Эмоционально сдержан, даже холоден, к людям относится невнимательно и излишне

Эдуард VI

Из книги История Великобритании автора Морган (ред.) Кеннет О.

Эдуард VI Смерть Генриха VIII в 1547 г. и протекторат (до 1549 г.) одержимого, вечно колеблющегося графа Хертфордского - герцога Сомерсетского образовали вакуум центральной власти. На местах он сопровождался временной неспособностью властей графств подавлять вспышки насилия

Эдуард IV

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Эдуард IV Сей монарх прославился лишь красотой и мужеством, что полностью подтверждает имеющийся в нашем распоряжении портрет и та бесстрашная решимость, какую он проявил, обручившись сперва с одной женщиной, а потом женившись на совсем другой. Его супругой стала

1.4. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор)

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

1.4. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор) Вторая половина XIX в. в религиоведении прошла под безусловным доминированием так называемой анимистической теории происхождения религии, чему немало способствовали блестяще написанные и энциклопедически подробные труды ее

Бёрнетт Фрэнсис Элиза

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бёрнетт Фрэнсис Элиза Бёрнетт (Burnett) Фрэнсис Элиза (24.11.1849, Манчестер, - 29.10.1924, Нью-Йорк), американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей. Более 20 изданий выдержала повесть Б. «Маленький лорд Фаунтлерой» (1886, рус. пер. 1889),

Из книги Клад для копирайтера [Технология создания захватывающих текстов] автора Слободянюк Элина Петровна

III. Местные тексты и древние издания: Бёрнетт Хиллман Стритер

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

III. Местные тексты и древние издания: Бёрнетт Хиллман Стритер Ученым-новозаветником, который в полной мере использовал методы классической текстологии, был Б. X. Стритер (Streeter), выпустивший в 1924 г. книгу «Четвероевангелие: исследование его происхождения» (The Four Gospels, A Study of

Реферат по Культурологии

Взгляды Э. Тайлора по культурологии

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРОЛОГИИ И О КУЛЬТУРЕ …... 5

Глава 2. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЭДВАРДА ТАЙЛОРА …………………………………………………………………….. 7

Глава 3. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ ЭДВАРДА ТАЙЛОРА …………………… 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 18

ВВЕДЕНИЕ.

Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транс­литерации – Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этно­графов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшую­ся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для по­нимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена фор­мирования в этнографии ее первой – эволюционистской – научно-тео­ретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

Эдвард Бернетт Тайлор (англ. Sir Edward Burnett Tylor; 2 октября 1832 – 2 января 1917) – выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний, один из основателей этнографии и антропологии.

Эдвард Бернетт Тайлор родился в 1832 году в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 году по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856 году он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Эдвард Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 году, став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 году он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 году – доцентом Абердинского университета. Эдвард Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер ученый в Оксфорде в 1917 году.

Тейлор опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. Основные работы Тайлора: “Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные” (1861), “Исследования в области древней истории человечества” (1865), “Первобытная культура” (1871), “Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации” (1881).

Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРОЛОГИИ И О КУЛЬТУРЕ

Понятие культура (лат. cultura) означает ”обработка”, “земледелие”, иначе говоря – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом – народом (этносом, этноконфессиональной общностью).

Антропологическое изучение культур является ядром, стержнем культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, средневековья, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки и т.д.) или ведущей религиозной традиции (даосийский, христианский, исламский, буддийский типы культуры...). Объектом исследования культурной антропологии являются, прежде всего, традиционные общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, социальной стратификации, значение религии и искусства в этнокультурных общностях.

Практически все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие “общество” многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека.

Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 – 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из “знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений.

Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.

В подходе Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный). Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это "мертвое время" культуры.

Глава 2. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЭДВАРДА ТАЙЛОРА

Эволюционизм (эволюционная школа) – это направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. А историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

Эволюционизм – первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Первым, наиболее полно изложившим концепцию эволюционизма, считается Эдуард Тайлор, впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге "Исследования в области древней истории человечества" (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма

Свою эволюционистскую концепцию развития культур Тайлор наиболее полно изложил в книге “Первобытная культура”. В ней он всесторонне развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее “теории вырождения” графа Жозефа де Местра. Суть последней теории можно свести к двум положениям. Во-первых, история культуры начинается с появления на Земле полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям. Данная теория стремилась сгладить некоторые противоречия креационистско-богословской концепции. Согласно религиозным представлениям, люди были сотворены уже с определенным (и немалым) уровнем культуры. К примеру, сыновья Адама занимались земледелием и скотоводством, их ближайшие потомки построили корабль-ковчег и пытались сложить из обожженного кирпича Вавилонскую башню. Но тогда откуда взялись дикие охотники и рыболовы? Они постепенно деградировали и стали носителями низшей культуры.

Эдвард Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень “много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном”. Тайлор был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях Эдвард Тайлор пытался применить естественнонаучную систематику. Единицы изучения для него – отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

Альма-матер
  • Grove House School [d]

Э́двард Бёрнетт Та́йлор (в старой транскрипции Тэ́йлор ; англ. Edward Burnett Tylor ; 1832, Лондон - 1917, Веллингтон) - английский этнолог , культуролог , исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии .

Биография

Тайлор родился в 1832 г. в лондонском предместье Камберуэлл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нём интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете . В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. - доцентом Абердинского университета . Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные идеи

Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.
  4. Тайлор Эдуард Бернетт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Биография Э.Б. Тайлора……………………………………………………..4

2. «Первобытная культура» Тайлора Э.Б……………………………………..6

3. Значение трудов Э.Б. Тайлора………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транс­литерации - Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этно­графов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшую­ся с ней историю первобытного общества.

Тайлор много сделал для по­нимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена фор­мирования в этнографии ее первой - эволюционистской - научно-тео­ретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы. Что­бы оценить вклад Тайлора в этнографию и смежные с ней области знания, надо прежде всего понять, чем стал для них эволюционизм.

Со времени возникновения эволюционизма в этнографии прошло по­чти полтора столетия, и гораздо более совершенная современная этно­графическая наука относится к нему критически. Эволюционизм часто называют не только однолинейным, но и плоским. Однако совер­шенно неправильно оценивать его сегодняшними мерками, а не мерками его времени. В третьей четверти прошлого века он сыграл огромную по­ложительную роль, сделав возможным не просто описание статики, а исследование динамики культуры. Только с ним в этнографию пришел пусть еще примитивный, но все же историзм. Можно сказать, что к середине прошлого столетия этнография была поглощена эволюционизмом: недаром он прак­тически одновременно возник в Швейцарии и Австрии, Германии и Фран­ции, Англии и США.

1. Биография Э.Б. Тайлора

Тайлор один из первых и самый знаменитый из всех английских эво­люционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника-квакера. Его формальное образование ограничилось средним, да к тому же еще в квакерской школе: отец не послал его в колледж, так как собирался сделать своим преемником. Но жизнь рассудила иначе. Когда 23-летнего Тайлора отправили для поправки здоровья в Америку, он познакомился на Кубе с банкиром Г. Кристи, любителем древностей и меценатом, и под его влиянием про­никся интересом к археологии и этнографии.

Вернувшись через два года в Англию, Тайлор занялся самообразованием. Он изучал этнографическую литературу, тогда уже довольно значительную, и древние языки - латинский, древнегреческий, древне­еврейский, без которых нельзя было обратиться ко многим историческим первоисточникам. Тогда же он женился на состоятельной женщине, что избавило его от забот о хлебе насущном и позволило совершить несколько путешествий по Европе и Америке для ознакомления с их музеями.

Публиковать свои научные труды Тайлор начал в 1861 г., когда вы­шла в свет его первая, еще незрелая работа “Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные”, обязанная своим появлением дли­тельному путешествию с Кристи по Мексике в 1856 году. Четыре года спустя появился другой, вполне серьезный для того времени труд Тайлора - “Исследования в области древней истории человечества”. В нем уже про­водятся основные идеи эво­люционизма в этнографии: прогресс человеческой культуры от эпохи ди­кости через варварство к цивилизации; различия в культуре и быте от­дельных народов объясняются не расовыми особенностями, а неодина­ковостью достигнутых ими ступеней развития: культурные достижения могут быть самостоятельно изобретены, унаследованы от предков или заимствованы у соседей. Еще через четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, - “Перво­бытная культура”. О нем мы несколько позже скажем особо. Наконец, после более значительного перерыва, в 1881 г., вышла в свет последняя книга Тайлора “Антропология (Введение к изучению человека и циви­лизации)”. Это нечто вроде популярного общего руководства, учебника по истории первобытного общества и этнографии где охватывается все: происхождение человека, расовая и языковая классификация человече­ства, материальная и духовная культура, общественное устройство.

Не только в книгах, но и в многочис­ленных статьях (общее число их превышало 250) Тайлор проявил свой яркий талант, блестящую эрудицию, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. Он поражал, вообра­жение множеством и разнообразием фактических данных которыми под­креплял свои утверждения. Поэтому неудивительно, что уже в год выхода в свет “Первобытной культуры” Тайлор был избран членом Королевского общества - этой британской академии наук. Впоследствии он получил за научные заслуги дворянство, стал сэром Эдуардом Тайлором.

В 1883 г. Тайлор занял первую официальную должность хранителя Этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886 г. - доцентом Абердинского университета. Тайлор собрал вокруг себя значительную группу единомышленников и учеников. Все это под­готовило создание в Оксфордском университете кафедры антропологии, первым профессором которой в 1896 г. стал Тайлор. Дважды он занимал видный пост президента Антропологического института Великобрита­нии и Ирландии. По существу, он сделался признанным главой англий­ской школы эволюционизма в этнографии и оставался им до 1907 г., когда вынужден был из-за душевной болезни прекратить всякую научную деятельность. Умер Тайлор в 1917 г. в городке Веллингтоне в Средней Англии. .

2. «Первобытная культура» Тайлора Э.Б.

“Первобытная культура” начинается с изложения того, как автор понимает предмет своего исследования. Культура здесь - это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравст­венные нормы и т. п. И в более ранних, и в более поздних работах Тайлор трактовал культуру шире, включая в нее по меньшей мере также тех­нику. Надо отметить, что он, как и его современники, не стремился к точ­ным дефинициям. В гуманитарные науки они пришли позднее, заодно почти вытеснив живость и увлекательность изложения, так органически свойственную большинству работ прошлого.

Далее следует предлагаемое Тайлором понимание эволюционизма в науке о культуре, его “кредо” эволюционизма. “История человечества есть часть или даже частичка истории природы”, и человеческие “мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движениями волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных”. К числу важнейших из этих законов относятся, с одной стороны, “общее сходство природы человека”, с другой - “общее сходство обстоятельств его жизни”. Действием этих причин объясняется единство человечества и единообразие его культу­ры на сходных ступенях развития. В то же время эти ступени являются стадиями постепенного развития, и каждая из них - не только продукт прошлого, но и играет известную роль в формировании будущего. “Даже при сравнении диких племен с цивилизованными народами мы ясно ви­дим, как шаг за шагом быт малокультурных обществ переходит в быт более передовых народов, как легко распознается связь между отдель­ными формами быта тех и других”.

Таким образом, все народы и все Культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо подчеркивается постепенный характер этой эволюции: “новейшие исследователи” сходятся с Лейбни­цем (и, стало быть, расходятся с некоторыми другими философами и есте­ствоиспытателями) в том, что “природа никогда не действует скачками”.

Некоторые из этих положений сопровождаются оговорками, показы­вающими, что автор “Первобытной культуры” был проницательнее дру­гих своих единомышленников. Он как бы предвидел по крайней мере часть тех возражений, которые встретят эволюционистские идеи позднее, в XX столетии. В частности, он понимал, что в культуре много не только общечеловеческого, универсального для одних и тех же стадий развития, но, и специфичного для отдельных народов. “Хотя обобщение культуры известного племени или народа и отбрасывание индивидуальных част­ностей, из которых она состоит, не имеют значения для окончательного итога, однако мы должны отчетливо помнить, из чего складывается этот общий итог”. Те, кто не видит деревьев из-за леса, не лучше тех, кто не видит леса за деревьями. Эта мысль Тайлора вполне отвечает концеп­ции нашей современной этнографии - изучать и общее, и особенное в культуре народов.

“Цивилизация есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само”. Позднее именно эта идея была поставлена во главу угла этнографами-диффузионистами в их борьбе против эволюционизма. Проблема до сих пор остается во мно­гих своих конкретных решениях спорной, но в современной, исторически ориентированной этнографии преобладает стремление преодолеть обе крайности.

Наконец, Тайлор отдавал себе отчет в том, что культурное развитие совершается не так уж прямолинейно. Он подчеркивал сложность и не­однозначность ценностного аксиологического сопоставления культурных достижений, которые только “по общему смыслу фактов” позволяют признать, что варварство опередило дикость, а цивилизация - варварство. На ряде примеров он показал, как “неопределенны должны быть выводы из этих общих и приблизительных оценок культуры” , и тем са­мым предвосхитил идеи еще одного антиэволюционистского направле­ния в позднейшей этнографии, культурного релятивизма с его тезисом о несопоставимости и равноценности всех культур. Культурный реляти­визм несовместим с признанием исторического прогресса, за что подверг­ся сокрушительной критике и у нас, и за рубежом, но все же мы в извест­ной мере отдаем должное его рациональному зерну - уважению к куль­турному достоянию всех народов.

Большое внимание уделено в “Первобытной культуре” теоретиче­скому обоснованию прогресса в культурной истории человечества. Во­прос этот в те времена не был академическим. Согласно креационистской концепции богословов люди были сотворены уже с определенным (и немалым) уровнем культуры: сыновья Адама занимались земледелием и скотоводством, их ближайшие потомки построили корабль-ковчег, пы­тались построить из обожженного кирпича Вавилонскую башню и т. п. Но если так, то откуда взялись дикие охотники и рыболовы? Чтобы объ­яснить это, креационисты в начале XIX в. стали утверждать, будто после акта творения история культуры пошла двумя путями: вперед по пути развития цивилизации и назад по пути вырождения, деградации, рег­ресса. Вот эту-то теорию разоблачали с 1860-х годов многие эволюцио­нисты, и активнее всех Тайлор.

Отстаивая идею прогресса культуры и показывая его в своей книге, Тайлор, как и во многих других случаях, избегал таких крайностей, как полное отрицание возможностей регресса. Он указал на возможные при­чины попятного движения, привел ряд известных ему фактов культурной деградации. Но все это отнюдь не говорит о какой-то половинчатости его взглядов. Вопрос о соотношении прогресса и регресса в истории чело­вечества Тайлор решал вполне однозначно. “Если судить по данным ис­тории, то первоначальным явлением оказывается прогресс, тогда как вы­рождение может только последовать ему: необходимо ведь сначала до­стигнуть какого-то уровня культуры, чтобы получить возможность утра­тить его”. И еще определеннее: “Вообще прогресс далеко преобладал над регрессом”. Существенно, что, обосновывая этот тезис, Тайлор пре­одолел собственно эволюционистский подход к делу и указал на значе­ние исторических контактов для сохранения “плодов прогресса”. То, что где-либо достигнуто, широко распространяется, и таким образом за­трудняется утрата культурного достояния человечества, даже если ка­кая-то часть последнего это достояние утратила.

От раскрываемого в книге тайлоровского понимания эволюционизма в этнографии неотделимы предлагаемые и применяемые здесь научные методы.

Подобно другим эволюционистам, Тайлор считал, что все явления культуры - материальные объекты, обычаи, верования и т. п. - состав­ляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как они развиваются одни из других. Значит, историк культуры должен при­менять ту же методику, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по их видам, располагать эволюционными рядами - от более простых видов к более сложным и прослеживать их прогресс - Процесс постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными. В этой методике самым неудачным было признание эволюци­онных рядов независимыми друг от друга. На деле все явления культуры так или иначе между собой связаны, должны изучаться системно, и толь­ко при таком изучении могут быть поняты движущие силы, пути и темпы их развития. Неверный общетеоретический подход предопределил неуда­чу эволюционистской методики Тайлора. Но в то же время он обосновал и применил несколько действенных исследовательских приемов.

Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в простран­стве и во времени (“явления, имеющие в своей основе сходные общие причины, должны беспрестанно повторяться”) , Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся яв­лений. Впоследствии этот прием получил название типологического срав­нения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-историче­ского метода. Сегодня он позволяет с большей или меньшей долей на­дежности моделировать по этнографическим данным явления первобыт­ной культуры и привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Но и Тайлору он давал уже немало: помогал соотносить между собой во времени сходные обычаи, верования и т. п., т. е. определять на­правления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом.

Те же возможности открывал и другой прием, связанный с введенным Тайлором в науку понятием “пережитки”. Справедливости ради надо сказать, что пережитки в культуре были уже за десятилетие до выхода в свет “Первобытной культуры” выделены русским ученым К. Д. Каве­линым. Но его идея не получила широкой известности и не оказала влия­ния на европейскую этнографию. С Тайлором дело обстояло иначе: его книга была переведена на многие языки. Пережитком Тайлор назвал “живое свидетельство или памятник прошлого”, которые были свойствен­ны более ранней стадии культуры и в силу привычки перенесены в дру­гую, более позднюю стадию. В “Первобытной культуре” приведено много примеров пережитков, в том числе такие, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье - остаток веры в то, что через отверстия в голове могут войти или выйти духи, и т. п. Верный своему естественнонаучному подходу, Тайлор сравнивал пережиток с рудиментом в живом организме, но тут же, выходя за рамки этого подхода, говорил о видоизмененных и о вновь ожив­ших пережитках. Вскоре после смерти Тайлора вокруг понятия “пережи­ток” завязались острые теоретические споры, отголоски которых сохра­нились до нашего времени.

3. Значение трудов Э.Б. Тайлора

Сделав больше всех других для создания концепции и методики эво­люционизма в этнографии, Тайлор в “Первобытной культуре” заметно меньше сделал для непосредственного изучения этнографических объ­ектов. Здесь значение его работы ограничилось в основном анализом первобытной мифологии и религии. Однако именно в этой последней об­ласти он оставил очень заметный след, создав первую развернутую тео­рию происхождения и развития религии, теорию, которая надолго утвер­дилась в науке.

Тайлор ввел в этнографию понятие “первобытный анимизм”. Анимиз­мом (от латинских слов “анима” - душа или “анимус” - дух) он назвал веру в духовные существа, составившую первоначальный “минимум ре­лигии”. По его мнению, первобытные люди, задумываясь о таких явле­ниях, как сновидения или смерть, заключили, что в каждом человеке имеется некая особая субстанция, душа, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. Из представлений о связан­ной с человеком душе развились представления об отдельно существую­щих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и жи­вотных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворяющих силы природы, и, наконец, к моноте­истической вере в единого бога.

Тем самым он правильно указал на то, что различные виды пер­вобытных религиозных представлений не изолированы, а тесно перепле­таются между собой. Заслуга анимистической теории состоит в том, что она показала несостоятельность нередких в те времена поисков изначаль­ной веры в единого бога, древнейшего монотеистического пласта религии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что для Тайлора важнейшим представляется цепь причинно-зависимой связи событий и явлений. С его точки зрения, в таком предмете, как человеческая культура, цивилизация, искусство и т.д. не может быть ничего случайного, неважного. Все имеет свои основания и порождает, в свою очередь, другие явления. Другим важным положением для Тайлора является то, что существуют общие законы человеческой деятельности, развития истории и культуры. Эти законы можно открыть через исследование причин и следствий в человеческой истории. Исходя из этих положений, Тайлор говорит, что отдельные сферы человеческой жизни сравнительно нетрудно можно представить как последовательность причин и следствий на основании общих законов.

Таким образом, следует сказать, что новая для своего времени концепция Тейлора обладала рядом преимуществ. Важнейшим из них кажется то, что вся человеческая история предстает в единстве. В ней нет никаких случайных, не связанных с другими частей. Она вся является единым потоком развития. При этом части этого развития предстают у Тайлора в упорядоченном виде, что, разумеется, дает возможность более подробно и эффективно рассматривать и изучать различные явления истории культуры. Кроме того, имея в виду общие законы этого единого развития, можно даже предсказывать, какие изменения последуют в будущем, или предполагать, какими были те или иные не дошедшие до нас элементы древних культур. Каждый аспект культуры того или иного народа по методологии Тейлора можно рассматривать как неслучайный, необходимый фрагмент всего этапа развития этого народа, а сам этот этап – как определенный элемент всей истории народа и человечества вообще.

Таким образом, ни один народ не существует без цели – его достижения обязательно будут востребованы.

ЛИТЕРАТУРА

    Асанов Л.Н. Тайны первобытного мира. М., 2002. – 128 с.

    Зельнов И. Эволюционизм. Свод этнографических понятий и терминов.- Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисцип­лины. Школы и направления. Методы. М., 1998. – 187 с.

    Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб: Питер, 2004. – 98 с.

    Куббель Л. Е. Становление первобытной истории как науки.- История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза. М., 1993. – 206 с.

    Ларичев В.Е. Прозрение. Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990. – 176 с.

    Перший, А. И. Остаточные явления в культуре.- Природа, 1982, № 10; он же. Достоверны ли свидетельства “современных предков”? - Там же, 1984, № 2.

    Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. – 447 с.

    Тайлор Тайлор , Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор – М.: Изд. политической литературы, 2005. 704 ...

Реферат

по дисциплине:

«Культурология»

на тему:

«Концепция культуры Э.Б. Тейлора»


Немного биографии

Основные идеи Э.Б. Тейлора

Наука о культуре

Работа Э.Б. Тейлора

Человек как часть развития природы

Все народы равны или нет?

Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы

Обряды и церемонии


Немного биографии

Эдуард Бернетт Тейлор (в новой русской транслитерации – Тайлор, Edward Burnett Tylor) родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Э. Тайлор отправляется в длительное путешествие.

Во время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Э. Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. – доцентом Абердинского университета. Э. Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные работы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881). Э. Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тайлору принесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Основные идеи Э.Б. Тейлора

Эдуард Бернетт Тейлор (в новой русской транслитерации – Тайлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов, антропологов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в изучение истории первобытного общества. Тейлор много сделал для изучения и понимания закономерностей развития первобытной культуры и культуры вообще, методов ее изучения и воссоздание картины культурной, прежде всего религиозной жизни первобытного человека. Основной труд Тейлора – «Первобытная культура» – был закончен и опубликован в 1871 г. Авторитет Тейлора в науке был необычайно велик. Уже в год выхода «Первобытной культуры» Тейлор был избран членом Королевского общества (британской «академии наук»). Перу Тейлора принадлежат еще такие труды, как «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)», а также множество статей (общее их число превышает 250), в которых он проявил свой яркий талант, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. И все же его труд «Первобытная культура» остается, пожалуй, самым ярким, важным и глубоким.

Наука о культуре

Особенная важность этого труда видна уже потому, что автор начинает с общего вопроса, с рассмотрения науки о культуре вообще и, что немаловажно, с рассмотрения метода исследования. Сначала Тейлор определяет предмет, которым занимается его наука и который он сам намерен рассмотреть, а затем он выбирает единственно правильный и научный с его точки зрения метод, который позволил бы рассматривать этот предмет. Первая глава его «Первобытной культуры» более важна, чем множество энциклопедических сводных обзоров по истории культуры.

Тейлор дает такое определение: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [Тейлор. С. 18]. Хочется сразу сказать, что этим своим определением Тейлор как бы закладывает основания многих будущих исследований. В этом определении сразу бросается в глаза три важных момента. Во-первых, все то, о чем говорит Тейлор, все сферы человеческой жизни, относятся, в общем, к тому, что можно было бы назвать духовностью. Точнее, и верования, и искусства, и нравственность и т.д. не имеют меньшее отношение к развитию экономики или материальному аспекту человеческой жизни, чем, скажем, техника. И при этом, во-вторых, видно, что Тейлор берет все эти явления комплексно, не разделяя их на группы. Он перечисляет важнейшие «нематериальные» сферы человеческой жизни. И, наконец, очень важной представляется указание на то, что все эти явления будут рассматриваться как способности человека как члена общества. То есть Тейлор хочет здесь подчеркнуть общественную природу человека. И кроме того, он здесь фактически объясняет, почему его исследование, скажем, искусства, не является искусствоведением, а изучение нравственности – моральной философией или историей морали.

Работа Э.Б. Тейлора

В первой главе своей работы («Наука о культуре») Тейлор постоянно обращается к нескольким важнейшим положениям. Эти положения он называет «двумя великими началами», и о них и будет далее рассуждать.

Первое из них-то, что явления различных культур в разных областях представляют собой определенное однообразие. То есть, в различных культурах, при всей их особенности, мы обязательно встретим схожие черты. Этот факт, с точки зрения Тейлора, свидетельствует о том, что существуют «однообразные законы», действию которых подчиняется ход человеческой истории.

Второе – это то, что «различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего». [Тейлор. С. 18]

Тейлор говорит, что естественные науки «при изучении строения и жизни растений и животных или даже при исследовании низших функций человека» признаю перечисленные «руководящие идеи» как основные и естественные. Но в области изучения культуры во времена Тейлора такого единства еще не было. Но оно обязательно должно быть, поскольку «история человечества есть часть или даже частичка истории природы». Он говорит, что «наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением воли, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных» [Тейлор. С. 18–19].

Совершенно очевидно, что в XIX в. предложенные Тейлором идеи вызывали противодействие в обществе, которое не было еще готово признать себя равным обычной природе, и в среде богословов и некоторых философов, которые видели в истории человека вмешательство высших сил. Но Тейлор, вслед за многими выдающимися учеными своего времени (вспомним, например, Дарвина), говорит: «Отстраняясь целиком от соображений о сверхъестественном вмешательстве и беспричинной произвольности, мы примем это предполагаемое существование естественных причин и следствий в качестве главной основы и, отправляясь отсюда, пойдем так далеко, как это окажется возможным. Это будет тем же основанием, опираясь на которое физические науки продолжают с постоянно возрастающим успехом свои исследования законов природы» [Тейлор. С. 19–20].

Следует отметить, что для Тейлора важнейшим представляется цепь причинно-зависимой связи событий и явлений. С его точки зрения, в таком предмете, как человеческая культура, цивилизация, искусство и т.д. не может быть ничего случайного, неважного. Все имеется свои основания и порождает, в свою очередь, другие явления. [Тейлор. С. 20]

Другим важным положением для Тейлора является то, что существуют общие законы человеческой деятельности, развития истории и культуры. Эти законы можно открыть через исследование причин и следствий в человеческой истории. «Во все времена историки, насколько они стремились стать выше простых хроникеров, – пишет Тейлор, – употребляли все усилия, чтобы показать не только последовательность, но и связь событий, которые они описывали. И кроме того, они стремились еще выяснить общие начала человеческих действий и этим истолковать частные события…» [Тейлор. С. 20]. «При рассмотрении с более широкой точки зрения характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений… Как однообразие, так и постоянство можно проследить, без сомнения, с одной стороны, в общем сходстве природы человека, с другой стороны, в общем сходстве обстоятельств его жизни» [Тейлор. С. 21].

Исходя из этих положений, Тейлор говорит, что отдельные сферы человеческой жизни сравнительно нетрудно можно представить как последовательность причин и следствий на основании общих законов. «Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры» [Тейлор. С. 26]. «Этнография, – утверждает Тейлор, – имеет дело именно с такими общими и единообразными свойствами организованных человеческих существ» [Тейлор. С. 25–26].

Кроме того, важно помнить, что вся человеческая культура и культура отдельного народа рассматривается именно в развитии. «Для этнографов же не может быть и вопроса о возможности развития одних видов орудий, нравов и верований из других, так как развитие в культуре доказывается общественными данными» [Тейлор. С. 27]. «Прогресс и деградация, переживание, оживание, видоизменение и пр. представляют собой связующие нити сложной сети цивилизации» [Тейлор. С. 29]. При этом для Тейлора такое развитие является в первую очередь прогрессивным. «Обнаруживается все более многочисленные ряды фактов, – пишет он, – которые по своей последовательности могут быть размещены только в одном определенном порядке, но никак не в обратном» [Тейлор. С. 28]. «Несмотря на отдельные факты деградации, основной тенденцией культуры от первобытных до новейших времен оказывается движение ее от дикости к цивилизации» [Тейлор. С. 31]. Поэтому еще одно определение культуры или цивилизации звучит у Тейлора так: «общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека» [Тейлор. С. 36]. Во второй главе «Развитие культуры» Тейлор подробно доказывает и демонстрирует свою правоту на множестве конкретных примеров.




Top