Тема одиночество в рассказе тоска. Несколько интересных сочинений

А.П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека.

Все куда – то спешат, только Иона никуда не торопиться. Ему некуда спешить, у него осталась только боль, которой слишком много. Смерть взяла не того, она ошиблась, но исправить ничего нельзя. Если бы с Ионой кто – то поговорил, пожалел его-можно было бы жить дальше. Боль постепенно ушла бы. У Ионы тоска «громадная, не знающая границ», такие же равнодушие и черствость у людей, окружающих извозчика.

Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.

Рассказ «Тоска» будет актуален во все времена, потому что он о человеческих отношениях. Всегда ли мы пытаемся понять человека, понесшего утрату? Не пытаемся ли спрятаться в своей раковине, лишь бы не решать чужие проблемы? Равнодушное общество, проходящее мимо плачущего человека.

Читая небольшой рассказ Чехова, ты как будто бы сам становишься Ионычем. Чувствуешь запах зимы, теплые ноздри лошади и безграничную тоску, заполнившую каждую клеточку твоего тела.

Такие рассказы Чехова не любила дворянская знать. Они не признавали права простого человека переживать.

Анализ рассказа Тоска для 7 класса

Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята в произведении «Тоска», которое обязательно заденет сердце духовного человека.

Главное, что проявляется в «Тоске» - это страшное безразличие окружающих к проблемам того или иного человека. В данном рассказе главным героем является Иона Потапов – бедный старый извозчик, недавно потерявший собственного сына. И как при таком обстоятельстве оставаться самим собой? Каким образом не подаваться отчаянию и нагнетающему унынию? Это действительно трудно. В невзгодах, чтобы их преодолеть, необходим человек. Только сумевши доверить свою судьбу другому, можно вновь почувствовать себя прежним, не сломленным, возможно пересмотреть свою жизнь и понять, что не всё потеряно, жизнь даёт множество возможностей, которые следует использовать. Однако где найти такого человека, который готов прийти на помощь в трудную минуту?

Герой с надеждой обращается к людям, чтобы те, выслушав его, посоветовали что-нибудь, поддержали добрым словом, проявили какое-либо участие в трудности персонажа. Но «опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» В том, что окружающие не желают вступать в контакт с Ионой Потаповым, которому требуется поддержка, видится полное безразличие людей к переживаниям других. Эта проблема существовала и раньше, она есть и сейчас. Поэтому рассказ поучителен и познавателен, ибо равнодушие среди людей как было, так и осталось.

В результате «обращаться к людям он считает уже бесполезным». Иона теперь видит поддержку в животных. Да, люди не способны на проявление теплых чувств, для этого есть такие милые существа, как лошади, собаки, кошки и другие обитатели земли. Иона Потапов встречает лошадь, которая, пускай молчит, но слушает его. И в этом персонаж признателен лошадке, ибо в тяжелых обстоятельствах нужно высказаться, излить то, что твориться в душе.

Однако проблема остается открытой, ибо большинство людей, как беспристрастно по отношению к окружающим, так и остается безучастным к их проблемам. Неужели представляет такую сложность простое сострадание? Почему мир забыл о понятии «доброта»? Где же затерялась отзывчивость? Антон Павлович неоднократно задается подобными вопросами, так как проблемы волнующие, заставляющие задуматься и поразмыслить над своим отношением к людям. Стоит понимать, что многие зачастую нуждаются в нашей поддержке, главное быть отзывчивым и участливым к просьбам людей. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что воспевает народ в героическом эпосе 7 класс

    У каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях.

  • Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой сочинение 9 класс

    Как известно, эволюция движется небольшими мутациями. Новый организм отличается от предыдущих, он в чем-то более развит, является более приспособляемым, но также выходит из ряда привычных

  • Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение с планом

    Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Роль искусства в жизни человека 9, 11 класс ЕГЭ ОГЭ сочинение

    Искусство в жизни человека существует с древних времен. Наши предки рисовали на стенах в пещерах углём и соками растений, силуэты животных. Благодаря сохранившимся фрагментам их творчества мы теперь представляем

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ТОСКА»

ЦЕЛИ : продолжить знакомство учащихся с творчеством;

провести исследование содержания рассказа «Тоска»,

Развить навыков анализа художественного произведения, основываясь на методе критического мышления, выразительного чтения.

Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.

Создать особый эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ

Регулятивные УУД:

Обучение целеполаганию;

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели;

Самостоятельно ставить новые цели;

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

Давать определения понятиям;

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Излагать содержание прочитанного текста;

Строить рассуждения.

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Осуществлять сравнение;

Обобщать понятия;

Извлекать информацию, представленную в разных формах;

Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Создавать тексты различного типа

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Пользоваться монологической и диалогической формами речи;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты:

Предметные

Умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение создавать устные и письменные тексты разных типов

Личностные:

Создавать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫЗОВ. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя, которого в свое время назвал Пушкиным в прозе, вошедший в историю мировой культуры как непревзойденный мастер рассказа и нового типа пьесы, обладавший огромным талантом отражать тончайшие душевные переживания своих героев.

Представьте, пожалуйста, этого писателя.

Действительно, речь пойдет об Антоне Павловиче Чехове, в котором гениальный художник соединился с замечательной личностью. Первый наш урок носил название « 100 фактов о Чехове», в подготовке к которому вы искали информацию о писателе, которой нет в учебнике. Какие штрихи к портрету А. Павловича вы бы добавили?

СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

"В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов.

1."Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году. Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному. Тяжелый нрав отца, распространявшийся не только на детей, но и на жену, Евгению Яковлевну, смягчился только тогда, когда Антон стал главным кормильцем в семье.

2. Дед Чехова был крепостным

Дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но впоследствии смог выкупить себя и свою семью на волю. Дед Чехова был, по-видимому, первым грамотным человеком в семье, что и помогло ему получить вольную и вывести в люди своих сыновей. Сам Чехов никогда не забывал о своем происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь», - писал Чехов книгоиздателю в марте 1894 года.

3. Чехов был врачом . Несмотря на писательскую деятельность Чехов продолжал быть врачом всю свою жизнь. В письмах к брату подписывал себя шутливо - «брат и сестра Антоний и Медицина», продолжал участвовать в медицинских съездах и знакомиться с открытиями в этой сфере. Лечил и больных в своем подмосковном Мелихове, помогал больным в Ялте.

Даже перед смертью, весной 1904 года, писал из Ялты знакомому: «Если буду здоров, то в июле или августе поеду на Дальний Восток не корреспондентом, а врачом».

4.У Чехова было около 50-ти псевдонимов

При публикации в журналах свои рассказов и «юморесок» Чехов «действовал» под псевдонимами. Скрывая настоящее имя автора, они еще и развлекали читателя, придавали произведениям больший комический эффект. Фантазия Чехова не знала границ: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Дяденька - какими только «кличками», как называл их Чехов, ни подписывал он свои произведения.

Всего у Чехова было около 50 псевдонимов, самым же известным из них, без сомнения, является «Антоша Чехонте».

5.О большом интересе Чехова к Лермонтову и о высокой оценке его творчества говорили многие современники Антона Павловича. Чехов и сам признавался: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».

6.Воспоминания об удивительном сочетании в характере Чехова общительности и открытости с «необычайной скромностью» «проскальзывают» практически во всех воспоминаниях о нем. Вот как, например, писал о Чехове его современник: «Он был не из тех, что любят производить впечатление... Когда он замечал, что от него ждут и, что называется, смотрят ему в рот, он как будто старался как можно меньше отличаться от всех».

7. Последними фразами чеховского письма к сестре были: "Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно".
Действительно, Чехов обладал бесценным человеческим свойством - он умел любить людей.

Люди, которые соприкасались с Антоном Павловичем ощущали высокое благородство его натуры, тянулись к нему, общение с ним оставило у многих благодарный след.

СЛАЙД Вот еще одна цитата М. Горького

« Мимо все этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

Скверно вы живете, господа!

Какие качества личности отмечает М. Горький в?

Знакомы ли вам эти господа? Где мы их встречали?

Давайте вспомним о ком и чем рассказал нам писатель.

Иван Дмитриевич Червяков. В каком рассказе мы встречаем данного героя? Почему, по вашему мнению, писатель дает герою именно такую фамилию? О чем рассказ?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

Из какого рассказа данный отрывок? Прокомментируйте тему и идею данного произведения.

Гм!!! Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!

Из какого рассказа отрывок? Почему рассказ назван « Хамелеон»?

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческой работы.

Выделите понятия, которые помогали нам понять тему и идею произведений, мысль писателя?

Поэма, элегия, рассказ

Размер стихотворения, парная рифма, художественная деталь

Фантастика, мистика, реальность

Тема, идея

Заглавие, хорей, ямб.

Один известный русский писатель говорил: «О, эти постоянные мучительные поиски названий!» Действительно, хорошее заглавие - большая находка автора.

Слайд Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомимся, называется « Тоска»

С какими словами у вас ассоциируется данное слово? А с каким цветом? А с какой геометрической фигурой?

Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову.

(Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние, скука)

Посмотрите на лексические значения данного слова.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка...

Тоска (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь

2. Словарь Ожегова

Тоска

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.

Итак, что такое тоска мы с вами знаем. А что хотим узнать?

Мы начнем чтение рассказа не совсем обычным образом. Я прочитаю вам финал произведения, после чтения отрывка, я попрошу дать ответ на вопрос, почему герой испытывает тоску?

"Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона. -- Спать всегда успеешь... Небось, выспишься..."

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

Жуешь? -- спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. -- Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё...

Что же случилось у Ионы?

Что удивило вас?

Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному?

-Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному? Вот на этот вопрос мы с вами и должны будем ответить в конце урока. Запишите его, пожалуйста, в центре листа. Что мы с вами должны будем сделать, чтобы получить ответ на вопрос? Как мы будем работать?

Что значит имя Иона?

Иона – древний пророк, чьи писания вошли в Библию. В переводе имя Иона означает « голубь».Голубь - символ души и связи с миром божественного, птица - вестник. Какую же весть принес нам герой по имени Иона?

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Кому повеем печаль мою?...

Что значит слово повем? (поведаю, расскажу)

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

-ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- КАК ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ РАСКРЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ?

- ИОНА НАХОДИТСЯ В ТАКОЙ ПОЗЕ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАМЕРЗ?

- С КЕМ СРАВНИВАЕТ ИОН ПИСАТЕЛЬ? ПОЧЕМУ КАК ПРИВИДЕНИЕ?

- КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ЛОШАДЬ?

-В ОТРЫВКЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ ОДНО И ТОЖЕ СЛОВО? КАКОЕ?

-КОГДА ЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ?

- СЛОВА ГОРОД В ЭТОМ ОТРЫВКЕ НЕТ, КАКОЕ СЛОВО ВМЕСТО СЛОВА ГОРОД ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР?

ОМУТ, ПОЛНЫЙ ЧУДОВИЩНЫХ ОГНЕЙ.

2.-- Извозчик, на Выборгскую! -- слышит Иона. -- Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

На Выборгскую! -- повторяет военный. -- Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

Куда прешь, леший! -- на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. -- Куда черти несут? Пррава держи!

Ты ездить не умеешь! Права держи! -- сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Какие все подлецы! -- острит военный. -- Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

Что? -- спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

Сворачивай, дьявол! -- раздается в потемках. -- Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

Поезжай, поезжай... -- говорит седок. -- Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...

-Как бы вы назвали данный отрывок?

-Иона берет первого седока. Найдите предложение, которое раскрывает состояние Ионы.

- Прочитайте реплики других людей. Что окружает героя?

Почему Иона сначала не может издать даже звука? Почему горло его онемело?

-Дает ли надежду быть выслушанным Ионе военный?

- Найдите те строки, когда язык тела выдает огромное желание все рассказать?

Почему военный закрывает глаза? Он на самом деле уснул? Как называется то качество, когда на беду другого человек закрывает глаза?

Оформите, пожалуйста, кластер.

3. По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

Извозчик, к Полицейскому мосту! -- кричит дребезжащим голосом горбач. -- Троих... двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак -- для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничапья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

Ну, погоняй! -- дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. -- Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...

Гы-ы... гы-ы... -- хохочет Иона. -- Какая есть...

Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

Голова трещит... -- говорит один из длинных. -- Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

Не понимаю, зачем врать! -- сердится другой длинный. -- Врет, как скотина.

Накажи меня бог, правда...

Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

Гы-ы! -- ухмыляется Иона. -- Ве-еселые господа!

Тьфу, чтоб тебя черти!.. -- возмущается горбач. -- Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

Все помрем... -- вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. -- Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

А ты его легонечко подбодри... в шею!

Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

Гы-ы... -- смеется он. -- Веселые господа... дай бог здоровья!

Извозчик, ты женат? -- спрашивает длинный.

Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена -- сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина...

-Какое название вы бы дали этой части рассказа?

- Что рубль, что пятак, были бы седоки? Как вы можете объяснить эту фразу Чехова?

-Почему Иона хохочет, и тоска его понемногу отлегает?

Вам нравятся эти господа? Почему? Какие качества своей души они проявляют по отношению к Ионе? веселые господа.. говорит Иона.. испытывает ли он злость по отношению к этим пьянчугам?

И все-таки Иона решается рассказать о своем горе и невольно выдает мысль, которая наиболее его гложет. Найдите ее.

Господа приехали, и Иона опять остается в одиночестве. Тоска его разрастается? Найдите эпитет, какая тоска? Кого ищут глаза Ионы?

Оформите, пожалуйста, свой кластер .

4.Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

Милый, который теперь час будет? -- спрашивает он.

Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

"Ко двору, -- думает он. -- Ко двору!"

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе "спираль" и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...

"И на овес не выездил, -- думает он. -- Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен..."

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

Пить захоспрашивает Иона.

Стало быть, пить!

Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

Какое название дали бы этой части произведения?

Как Иона обращается к дворнику? Может ли это обращение к другому человеку раскрыть нам характер Ионы?

После встречи с дворником какое слово отражает состояние героя? Как ему?(изгибается),невмоготу.

Почему и здесь его никто не выслушал, не посочувствовал? А С БАБАМИ ГОВОРИТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ. ТЕ ХОТЬ И ДУРЫ, НО РЕВУТ ОТ ДВУХ СЛОВ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛУЧИВ СОЧУВСТВИЕ, ИОНА БЫ ЗАПЛАКАЛ, И ТОГДА ТОСКА прорвалась бы наружу.

Финал произведения нам известен. Герой отправляется к своей лошаденке. И пусть лошаденка ничего не сможет сказать, зато она не отвернется, не упрекнет и не уйдет.

« ЛОШАДЕНКА ЖУЕТ, СЛУШАЕТ И ДЫШИТ НА РУКИ СВОЕГО ХОЗЯИНА» ЧТО ПОЛУЧАЕТ ОТ ЛОШАДЕНКИ ИОНА?

Готовы ли вы ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему же Иона рассказывает о своем горе лошаденке?

О чем же рассказал нам Антон Павлович Чехов? С чем сталкивается главный герой Иона? О какой главной человеческой заповеди пытается напомнить нам с вами Чехов?

Актуально ли произведение Чехова в наши дни? Почему? Ведь профессия ямщика уже далеко в прошлом?

Конечно, данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько легче было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

РЕФЛЕКСИЯ

Скажите мне, что конкретно вы чувствуете сейчас? Какое чувство испытывает сейчас ваше сердце?

« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»

Скажите, пожалуйста, услышали ли сегодня вы, счастливые и довольные дети, молоточек писателя? Ваши размышления я прошу вас излить на бумагу дома. На следующем уроке мы будем читать и обсуждать ваши работы. Выбор заглавия своей работы тоже остается за вами.

Спасибо за урок! До свидания!

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат г. Грязи

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: . Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Продолжить формирование умения анализировать художественный текст

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве

III. Знакомство с темой урока. (слайд 1 )

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 2 )

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

(слайд 3 )«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

(слайд 4 ) I. История создания рассказа «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия .

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?

(слайд 5 ) Из «Словаря живого великорусского языка: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу , Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа

(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

(слайд 7 )

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль », некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа

(слайд 8 ) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической , по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

(слайд 10 ) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт )

6. Роль художественной детали (слайд 11 )

Среди других писателей выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

7. В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12 )

С начала повествования указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга - это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

V. Рефлексия

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание: подг. к уроку в/чт (рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике

Обзор материала

Обзор материала

Урок "А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" представляет собой урок комплексного применения знаний. На нем я применяю элементы технологии сотрудничества и групповой технологии, личностно-ориентированной и исследовательской.

Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения его идейного звучания.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста;

Развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам

Средства обучения: текст рассказа А.П.Чехова «Тоска», портрет писателя, учебная презентация

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация познавательной деятельности:

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (слайд2)

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня. Для этого начнем с вами со знакомства творческого пути А.П.Чехова., с которым нас познакомит 3группа учащихся

I. Индивидуальное сообщение о творчестве А.П.Чехова

II. Знакомство с темой урока. (слайд 1)

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 3)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану (слайд 4)

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?. У 2-ой группы лежат словари, раскройте нам это понятие- «тоска»

(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Учитель: А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа. С ней нас познакомит 1-ая группа учащихся:

(слайд 6) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

Учитель: зачитывает: слайд 7)

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа (слайд 8)

Учитель: фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9) В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Учитель: ребята, вот теперь давайте попробуем поразмышлять, в чем заключается конфликт рассказа? (Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира). (слайд 10)

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

6. Роль художественной детали (слайд 11)

Учитель: среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь -лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.

7. Индивидуальная работа по карточкам в группах.

Инструкция.

Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Дополнительное задание всем группам

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Ионы к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная). Прокомментируйте.

Учитель: Прочитайте выразительно последнее предложение. Как вы объясните многоточие? (Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать)

В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием.. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Приложения


Top