Куприн александр васильевич биография. Натюрморты и реалистические пейзажи

Первые художественные навыки получил в 1889–1893 в гимназии в Борисоглебске у учителя рисования Н.А.Евсеева. В 1896–1902 работал в Воронеже конторщиком в счетоводстве Юго-Восточных железных дорог и одновременно учился в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьёва и М.И.Пономарёва (1896–1902). Продолжил образование в Петербурге в частной школе–мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1904), в Москве в школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1904–1906) и в МУЖВЗ (1906–1907, 1908–1910, исключён) у Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, в мастерской В.А.Серова (до 1909) и К.А.Коровина.

Преподавал рисование в Арбатском частном женском училище (1916–1918), живопись во II ГСХМ в Москве (1918–1920, ассистент Коровина), в Нижегородских и Сормовских художественных мастерских (1920–1922), Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1922–1930); в Текстильном институте (1928–1932), СЦХПУ) (1946–1952). Профессор (с 1922).

А.В.Куприн. Пейзаж с церковью. 1918.Холст, масло. 83×108. ГМИИ РТ


А.В.Куприн. Лежащая обнажённая. 1917.Холст, масло. 120×165. ГТГ


А.В.Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Холст, масло. 105×94. СГХМ


Куприн А.В. Натюрморт со скульптурой Б.Д.Королёва. 1919.Холст, масло. 115×120.ГРМ


А.В.Куприн. Круглый стол. 1914.Холст, масло. 70,5×92. ЯХМ

Жил в Борисоглебске (1880–1893), Воронеже (1893–1902), Петербурге (1902–1904), Москве (1904–1920, с 1922), Нижнем Новгороде (1920–1922).

Посетил Ростов Великий и Торжок (1908), путешествовал по Франции и Северной Италии (1913–1914), работал в Крыму (1907–1908 и после 1926).

Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге (1902–1904), в оформлении Баку к 14-й годовщине революции (1931).

Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1911–1916, член-учредитель, в 1916 – председатель правления); «Мир искусства» (1917–1921); «Московские живописцы» (1925–1928); «Бытие» (1926–1927); ОМХ (1928–1932).

Творчество Куприна развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 Куприн впервые посетил собрание С.И.Щукина и познакомился с М.Ф.Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910) и «Бубновый валет» (1910–1911). В работах этого периода ощутимо влияние как Ван Гога, так и раннего Ларионова («Терраса». 1910. НГХМ; «В саду». 1910. ГТГ). Однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 основным ориентиром для Куприна становится Сезанн. Под влиянием лидеров общества «Бубновый валет» (в первую очередь П.П.Кончаловского) и поездки во Францию складывается его вариант сезаннизма («Натюрморт с тыквой». 1912; «Натюрморт с синим подносом». 1914; «Оливковые деревья в Ментоне». 1914. Все – ГТГ), затем появляются частичная кубизация формы («Завод под Москвой». 1915. ГТГ). В 1916, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн вошёл в контакт с представителями радикального авангарда, но вскоре покинул общество и вслед за Кончаловским и Машковым перешёл в «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства бубнововалетцев, оставшихся на позициях раннего – фигуративного и живописного – авангарда. Около 1917 Куприн создаёт свой индивидуальный стиль. Сохраняя сложившуюся в период «Бубнового валета» жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметный антураж (посуда, цветы и пр.), Куприн насыщает образный строй экспрессией, чему служат кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты. Ослабляется интерес к материальности, фактуре предметов: Куприн часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов, а в 1921 обращается к технике коллажа, позволяющей полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Художник сталкивает контрастные формы – угловатые, ломкие – и тающие, как будто растворяющиеся в пространстве. Цвет служит не выявлению формы, как в сезаннизме, а созданию исполненной драматизма атмосферы и в то же время – впечатляющей декоративной гармонии.

В 1922 Куприн вернулся к работе на пленэре, в 1923 с другими бубнововалетцами принял участие в программной «Выставке картин», продемонстрировавшей их разрыв с принципами авангарда и установку на традиционализм. Куприн обратился к традициям пейзажа ХIХ века: Коровина, барбизонцев, романтиков, до конца жизни сохранив мастерство и живописную культуру.

Куприн интересовался технологией живописи, изготовлял краски для работы. Был музыкантом-любителем; самостоятельно собрал фисгармонию, на которой играл.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Прижизненные персональные выставки Куприна состоялись в 1934 (Москва, клуб Авиахима; Москва, Всекохудожник), 1948 (Москва, совместно с Г.И.Кепиновым), 1957 (Москва, совместно с Г.И.Мотовиловым).

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).

А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"

Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР.

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960)

Александр Васильевич Куприн - один из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, выдающийся мастер индустриального пейзажа, один из деятельных членов знаменитого объединения ""Бубновый Валет"", член объединения "Московские живописцы". Учился у К.Ф.Юона, А.Е.Архипова и К.А.Коровина.

Александр Васильевич Куприн (1880-1960)

Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г. в Борисоглебске. Отец его был преподавателем уездного училища. С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Здесь Куприн учился; потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Там он учится в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 г. бросает ее и переезжает в Москву. Здесь он поступает в студию К.Ф.Юона. Пробыв в ней два года, Куприн начинает учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником.


Александр Куприн. Мальвы на черном фоне, 1910

В 1908 г. он впервые увидал в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 г. он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты.


Александр Куприн. Красные искусственные цветы и

зеленый поднос на белом фоне, 1917


Александр Куприн. Натюрморт с тыквой, 1912

Александр Куприн. Натюрморт с трубкой, 1917

Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет ». С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где и пишет свои первые значительные реалистические картины. В 1930-1934 гг. наступает новый период в его искусстве. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной - к мотивам русской природы. С 1945 г. крымские пейзажи вновь завладевают вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвращается к индустриальным темам.



Александр Куприн. Донбасc, 1921



Александр Куприн. Городской архитектурный мотив. 1922

Куприн пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости - это два абсолютно разных художника. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Его творчеству свойственна большая интеллектуальная сила; влюбленный в живую красоту природы, он вдохновляется стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.



Александр Куприн. Лежащая обнаженная натурщица с искусственными фруктами на блюде и с азиатским кувшином, 1917

Александр Куприн. Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствуют жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.


Александр Куприн. Фили. Кутузовская церковь, 1921

Александр Куприн. Древнерусская архитектура. Москва, 1918

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву он пишет вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое поднимается на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде исполняет кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».



Александр Куприн. Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924


Александр Куприн. Вечер с луной. Руза. 1925



Александр Куприн. Москва. Пейзаж с церковью, 1918



Александр Куприн. Сокольники. Каланча. 1919

Вторая половина 20-х гг. считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он пишет в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них мы обнаружим известную случайность композиции, рассчитанную на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становится динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменяется более быстрым очерком предметов. Разумеется, все эти свойства представляют собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества - стремление к конструктивности, логической стройности. Наконец, мы увидим в его работах этого времени и постепенно укрепляющееся ощущение внутренней значительности изображаемого мотива природ.



Александр Куприн. Беасальская долина. Крым, 1937

В Крыму в эти годы художник пишет свою картину «Тополя» (1927). После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядит настоящим откровением. В ней звучит радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяют это произведение. После натюрмортов особенно бросается в глаза увлечение художника динамической, движущейся картиной жизни.


Александр Куприн. Тополя. Бахчисарай, 1927

Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносятся силуэты тополей. Они вырастают подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершается мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращается вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетаются в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывает о том, что он увидел в южной природе, учит видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становятся единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставляет зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн пишет вечереющее небо, обходят вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей кажутся быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становятся густыми и тяжелыми, краска словно стекает вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева и эффект взлетающего вверх движения.



Александр Куприн. Пейзаж с горой. Гудауты, 1911

Начало 30-х гг. дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 20-30-х гг. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля.

В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. Это его лучшее полотно - «Беасальская долина»; здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В живых, непосредственно, зрительно убедительных формах раскрывается движение внутренних сил природы. Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. Натуральность передачи цвета предметов сочетается со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несет в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

«Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 30-х гг. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевает лирическую картину тихого летнего вечера. С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 г., когда художник вновь обращается к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становится свойственна сила и строгость обобщающих суждений.



Александр Куприн. Уголок Бахчисарая

1947 г. - новый этап в его искусстве. Он отмечен двумя большими картинами. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находится на той ступени знания природы, когда он обретает возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане - все это создает проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. В картине изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Природа живет по своим внутренним законам. Образ картины не проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествует о лирических переживаниях человека, а содержит выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире, о его грандиозности, о его величии, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче.

Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Мы встречаем в эти годы этюды и картины, написанные под воздействием непосредственного впечатления. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Несомненно стремление художника оперировать более обобщенными и очищенными от частных наблюдений категориями. Успехи на этом пути даются лишь тогда, когда искусство пейзажиста вооружено опытом изучения жизни, когда он много знает о той природе, которую запечатлевает в картине, и о том, что можно выразить в художественном произведении в зримых формах этой природы.


Александр Куприн. Натюрморт с синим подносом. 1914

В 1954 г. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но на этом не кончился творческий путь художника, всю жизнь неустанно стремившегося к правде и совершенству, смело обращавшегося, не считаясь с предрассудками, к новаторским поискам. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Вновь на склоне лет художника увлекли индустриальные мотивы - это написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 г. заводские виды.


Александр Куприн. Натюрморт кактус и фрукты. 1918

Трудный путь испытаний прошло искусство Куприна. Закономерности этого пути привели его к воплощению своих самых светлых, самых сокровенных замыслов о создании художественно совершенных произведений. Александр Васильевич Куприн умер в Москве 18 марта 1960 г.



Александр Куприн. Букет

Александра Васильевича Куприна (1880−1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Собственно, именно там мне открылся и сам натюрморт как жанр.

Недоумевающий читатель спросит: а как же эрмитажные богатства? Эти опрокинутые кубки, старое серебро и спирали лимонной кожуры; как бы недоеденные булочки и скомканные салфетки? А «фламандской школы пестрый сор» в Музее изящных искусств? Как-никак, выросла я на Тверской, а «Сирень» Кончаловского всегда висела в Третьяковке… Так ведь смотреть не значит видеть!..

И, разумеется, приходится напоминать, что с середины 30-х не только отдельные художники, но целые художественные явления пребывали у нас в некоем инобытии: их не выставляли, не издавали и даже не упоминали. Впрочем, пейзажи Куприна выставляли; пока здоровье позволяло, он преподавал, а в 1954 году был избран в Академию художеств. Но вернемся к истокам.

Куприн родился в 1880 году в Борисоглебске в семье учителя; потом семья переехала в Воронеж. Его детство было счастливым, пока оно вообще было — Куприну исполнилось шестнадцать, когда семья потеряла отца. Отныне подросток сам должен был содержать себя и сам решать свою судьбу. Он любил музыку и сам ее сочинял;рисовать начал рано, постоянно учился и, видимо, готов был на любой труд, лишь бы овладеть мастерством.

В Воронеже Куприн занимался в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г. Соловьева и М.И. Пономарева. Общее направление и методы преподавания в школе основывались на строгом изучении натуры; занимались все, кто хотел рисовать, — и стар, и млад.


Мечтой было поступление в Императорскую Академию художеств, однако Куприн не был мечтателем. С Академией не получилось, но он всё равно учился: в студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902−1904), потом в студии К.Ф. Юона в Москве (1904−1906).

В 1906 году Куприна приняли в фигурный класс МУЖВЗ, а 1 января 1907 года его перевели в натурный, где преподавал К.А. Коровин. Коровина Куприн и будет считать своим учителем. Однако уже в феврале 1907 года художник вынужден был прервать учебу — у него открылся туберкулез. Пришлось почти на год уехать в Крым — в дальнейшем художник много писал крымские деревни и горы.

Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий. В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом. Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений. Выходили новые художественные журналы, открывались новые памятники — Гоголь Николая Андреева, памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, памятник первопечатнику Ивану Фёдорову работы Сергея Волнухина. Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки.

Куприн писал в своих воспоминаниях:

«Но вот в 1908 году впервые перед моими глазами мелькнул сильный свет — то Щукинская галерея, галерея Морозова, общение с Ларионовым и „Золотое руно“. Впервые я увидел французов-импрессионистов, постимпрессионистов и даже кубистов. Я видел Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Руо, Поля Синьяка, Грена и пр. Эта живопись, эта свежая струя дала мне возможность легче дышать. Это была струя кислорода, или, вернее, большой поток свежей, горной, чистой, как хрусталь, воды».


Александр Куприн. Натюрморт с книгами и со свечой" (1911−1912). Холст, масло

Надо вчувствоваться в эту атмосферу, чтобы оценить инициативу Ларионова с устройством выставки под названием «Бубновый валет». Для начала следовало просто обратить на себя внимание, хоть бы и названием, — не «осенняя», не «весенняя», не «Венок» какой-нибудь, а игральная карта, символ озорника, шута и нахала!

Первая московская выставка «Бубновый валет» открылась в декабре 1910 года в доме Левиссона на Большой Дмитровке. Выставка была большая и шумная, выставились М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.В. Куприн и другие. Несомненный успех и у знатоков, и у публики.

Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью. Еще в 1909 году В.А. Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (!), в ее просьбе посещать классы. После этого учащиеся написали Серову коллективное письмо, выражая надежду видеть его наставником в другой, не казенной школе. А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А.В. Куприн, М.Ф. Ларионов, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк, ориентированных на «другую» школу.

В 1913—1914 годах Куприн продолжал учиться: жил в Париже, путешествовал по Франции и Северной Италии. Он так выразил свое художественное кредо: «…Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии ».

«Напор устремления и энергии» мы и видим в натюрмортах Куприна, хотя предметы изображения у него всегда самые скромные. Цветистость — это вообще не про Кузьмина, зато цветность представлена чаще всего традиционным русским жестяным подносом, а также сложным соотношением масс — будь то глиняные горшки, фаянсовая кружка или книги. И еще он постоянно писал яркие искусственные цветы, которые делал сам и снабжал ими друзей-художников, так что эти же цветы можно увидеть в натюрмортах Машкова и Фалька.

Собственно кропотливой живопись Куприна не назовешь, хотя картине маслом у художника всегда предшествовал конструктивно продуманный карандашный эскиз. Поучительное впечатление остается от сравнения этих эскизов с законченными холстами. Тут как раз и становится понятным, почему Куприна прозвали «сезаннистом»: он по большей части пишет соотношение объемов и масс, поэтому так фактурны и объемны не только его кружки и кувшины, но и его городские и «промышленные» пейзажи.


Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Он даже сконструировал орган, слушать который собирались его друзья — вначале в мастерской в районе Лесной улицы, позже — в Доме Перцова, в тех же мансардных помещениях, что и мастерская Фалька. Куприна и Фалька связывала многолетняя, ничем не омраченная дружба; еще во времена первого брака Фалька две семьи снимали вместе квартиру. С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879−1957); в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке. После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Та тьяне Сергеевне Анисимовой (19 041 987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской. Вдова Р.Р. Фалька, Ангелина Васильевна Щекин-Кротова, оставила свидетельства о жизни и быте семьи Куприных после 1938 года. Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам». По ее словам, «Куприн любил играть Баха и Бакстехуде и сам сочинял музыку в подобном стиле. <…> Мастерская была тесно заставлена: у одной стены — орган, у другой — рояль, всюду шкафы, шкафчики, на которых громоздилась утварь, пригодная для натюрмортов».

По сравнению с Фальком, который после возвращения в 1938 году из Парижа вообще не имел регулярных доходов, Куприн был более или менее «устроен»: он преподавал и выставлялся. Куприны слыли гостеприимной семьей и охотно принимали гостей, потчуя их оладьями с вареньем из брусники с тыквой.

О Куприных А.В. далее писала: «Помню также, как Александр Васильевич осенью 1948 года пришел и тихонько от Фалька сунул мне 1500 рублей, прошептав: „Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется“. Это было уже после печально известного Постановления ЦК ВКП (б) о журналах „Звезда“ и „Ленинград“, которое сказалось и на творческой судьбе Фалька <…> Куприн ни разу не напомнил мне о долге, и я его вернула много позже, получив гонорар за учебник на немецком языке по технологии машиностроения. Когда Фальк лежал в больнице, я после работы в институте ездила ухаживать за ним, возвращалась домой поздно, изнемогая от усталости. Дверь в коридор мастерской Куприна оставалась всегда открытой и, как бы поздно ни было, супруги, услышав мои шаги, приглашали зайти, расспрашивали о здоровье мужа и обязательно заставляли меня поесть и выпить чаю» .

Куприн был, конечно же, великий труженик. Он оставил огромное наследство — как отмечала К.С. Кравченко, автор альбома-монографии (А.В. Куприн. М.: Советский художник, 1973), после его смерти значительное количество его полотен просто осталось в его мастерской.

См также: www.tphv-history.ru/books/hudozhestvennaya-zhizn-rossii6.html — календарь художественной жизни в России 1909−1910 годов




Top